Правосудие и демократические принципы

Обновлено: 27.03.2024

1 . В системе правоохранительной деятельности правосудие занимает цент­ ральное место. Под ним следует понимать правоохранительную деятель­ ность судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и иных дел с применением мер государственного принуждения и соблюдением установленного законом порядка и проце­дуры.

Цель правосудия - обеспечить справедливое разбирательство по всем делам, отнесенным к компетенции судов.

Основные задачи правосудия: 1) своевременное всестороннее, полное и объективное разрешение судами уголовных, гражданских, административных и иных дел;

2) реализация права граждан и организаций на судебную защиту;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) формирование уважительного отношения к праву со стороны субъектов судопроизводства;

5) предупреждение правонарушений путем правильного применения материальных и процессуальных законов и др.

2. Правосудие осуществляется в соответствии с конституционными прин­ ципами - общими руководящими идеями и положениями, определяющими сущность и содержание организации и порядка деятельности судов.

Правосудию присущи общие принципы правоохранительной деятельности: принципы законности (ст.34); приоритета прав и свобод чело­ века и гражданина (ст.1); равенства всех перед законом и судом (ст. 14); гласности; всесто­ ронности, полноты и объективности, национального языка производства (ст.19 ), профессионализма; признания правосубъектности (ч.1 ст.13); судебной защиты прав и свобод граждан (ч.2 ст.13), гарантии права каждого на профессиональную юридическую помощь (ч.3 ст.13)

Кроме того, оно имеет только ему присущие качества, например:

1. Правосудие осуществляется только судом (ст.75 ч. 1 Конституции РК).

Это выражается в следующем:

1 )никакие другие органы не могут рассматривать дела, отнесенные к исключительной юрисдикции судов. Это значит, что ни Президент, ни Премьер-министр, ни какое-либо должностное лицо или орган не вправе рассматривать и разрешать по существу уголовные, гражданские и иные дела. Никто не вправе подменять судебные учреждения и судей. Присвоение полномочий суда влечет ответственность по закону.

2) компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления судопроизводства определяются законом и не могут быть произ­ вольно изменены.

3) только суд вправе признать лицо виновным в совершении прес­ тупления

Это исключительное право суда закреплено Конституцией, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан", уголовно-процессуальным кодексом. Поэтому любые определения касательно утверждения о виновности человека, в том числе в средствах массовой информации, будут более, чем некорректными, лучше сказать незаконными.

4) только суд имеет право назначить уголовное наказание. Никто, даже Президент Республики или Парламент, не могут опре­делять меру наказания за совершенное преступление. Они имеют право соответственно на помилование или издание акта амнистий, направленные на смягчение положения осужденного. При этом они ни в коем-случае не решают вопрос о виновности последнего (этот факт уже установлен независимо от них судом) или о правильности и справедливости назначенного судом наказания.

5) судебные постановления могут быть отменены только вышестоящим судом и в установленном порядке. Ни одно должностное лицо, ни один государственный орган не имеет права отменять судебные акты. Это право является прерогативой вышестоящих судов.

2. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону (ст.77 ч.ч.1 и 2 Конституции РК). Этот принцип гарантируется:

1) прямым запретом вмешательства под угрозой ответственности
2) с амостоятельным местом суда в системе органов государственной власти

3) финансированием за счет средств республиканского бюджета
4) н еприкосновенностью судей

5) деполитизацией судов

6) по конкретным делам судьи не подотчетны

3. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равно­правия сторон

Уголовное преследование, защита и разрешение уголовного дела судом отделены друг от друга, осуществляются различными органами и должностными лицами. В равной мере это касается и сторон в гражданском процессе. Стороны (обвинитель и защитник, истец и ответчик) наделены равными возможностями отстаивать свои позиции. Они пользуются равными правами по представлению доказательств, заявлению ходатайств, отводов, участию в исследовании доказательств и судебных прениях.

4. Правосудие допускает возможность пересмотра судебных актов,
как по уголовным, так и по гражданским делам.

5. Акты правосудия имеют обязательную силу для всех государст венных и негосударственных органов, должностных лиц и граждан. Всту пившие в законную силу судебные постановления подлежат обязательному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

6. Никто не может подвергаться повторно уголовной и административ­ной ответственности за одно и то же правонарушение (ст.77 ч.З п.2 Конс­титуции РК).

7. Никому не может без его согласия изменяться определенная ему зако­ ном подсудность (ст.77 ч.З п.З Конституции РК).

8. В суде каждый имеет право быть выслушанным ( ст.77 ч.З п.4 Конституции РК) .

9. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возла­ гающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответ ственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон (ст.77 ч.З п.5 Конституции РК).

10. Принцип свидетельского иммунитета - никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны сви­ детельствовать против доверившихся им на исповеди (ст.77 ч.З п.7 Конс­ титуции РК).

11. Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст.77 ч.З п. 10 Конституции РК).

12. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности рассмотренных доказательств, руковод­ ствуясь законом и совестью

13. Особо следует выделить такой принцип правосудия, как презумпция невиновности . Его суть состоит в том, что лицо считается невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его виновность не будет призна­ на вступившим в законную силу приговором суда.

2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

3. Правоохранительные органы: общая характеристика и система………..

4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система………………………………………………………..

5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами…………………………………………………..

Тема 2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах………………………………………………………………………………….

1. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах……………………………………………………

2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию…………………………………………………………………….

3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.

1. Судебная власть, её понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти………………………………………………………….

2. Суд как орган судебной власти……………………………………………..

1. Отличительные признаки и понятие правосудия…………………………..

2. Демократические основы (принципы) правосудия; их понятие, истоки и значение………………………………………………………………………….

4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия……………………………………………………………………….

5. Осуществление правосудия только судом…………………………………..

6. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда……

7. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей………………………………………………………..

8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом……………………………………………………………………………..

9. Обеспечение права граждан на судебную защиту……………………….

10. Состязательность и равноправие сторон……………………………….

11. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту……………………………………………………………………………

13. Открытое разбирательство дел во всех судах……………………………..

14. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком……….

15. Участие граждан в отправлении правосудия…………………………….

Тема 5. Судейское сообщество………………………………………………..

2. Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференции судей, Советов судей и общих собраний судей……………….

3. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей…

Тема 6. Конституционный суд Российской Федерации.…………………

1. Конституционный контроль, его понятие и истоки……………………….

2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации……………

3. Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение……………………………………………………………

Тема 7. Система судов общей юрисдикции………..………………………..

1. Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции……………….

2. Полномочия районного суда.…………………………………………………..

3. Председатель (судья) районного суда………………………………………

4. Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции……………………………………………………………………..

5. Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена……………………………………………..

7. Компетенция и состав военных судов………………………………………..

8. Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции………………………

Тема 8. Арбитражные суды и международные арбитражные органы.……………………………………………………………………………

1. Арбитражные суды, их место и роль в системе правоохранительных органов……………………………………………………………………………

2. Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия………….

3. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура и полномочия.…………………………………………………………………….

4. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия…….

5. Иные арбитражные органы.

Тема 9. Статус народных, присяжных и арбитражных заседателей………………………………………………………………………

Тема 10. Суды субъектов РФ…………………………………………………

1. Конституционные (уставные) суды…………………………………………..

3. Требования, предъявляемые к мировым судьям и порядок назначения на должность мирового судьи……………………………………………………….

4. Управление по обеспечению деятельности мировых судей……………….

Тема 11. Прокуратура: правовой статус, структура и задачи деятельности…………………………………………………………………….

1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности…………

2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры……….

3. Кадры органов прокуратуры…………………………………………………

Тема 12. Министерство Юстиции РФ. Система органов и учреждений Юстиции в субъектах РФ………………………………………………………..

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 9 часов назад

Одним из принципов демократического государства является возможность судебной защиты своих прав и свобод. Честный, справедливый, единый для всех судебный процесс - это гарантия каждого гражданина от произвола.

Основным законом Российской Федерации является Конституция. Именно в ней определено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается. Судьи, осуществляющие правосудие, в том числе, рассматривающие уголовные дела, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что никто не вправе вмешиваться в их деятельность, любое лицо, в том числе должностное, обязано воздерживаться от вмешательства в деятельность судьи, а также от каких-либо внепроцессуальных обращений к нему по вопросам профессиональной деятельности, это касается и вмешательства в рассмотрение уголовных дел. В случае нарушения указанных запретов предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Следующим основополагающим принципом справедливого суда является гласность судебного разбирательства, так разбирательство дел во всех судах открытое. Рассмотрение дел осуществляется на основе состязательности и равноправия стороны защиты и обвинения. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента его задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Что касается территориального принципа рассмотрения уголовных дел судом, то территориальность определяется исходя из положений ст. 32 УПК РФ которая содержит общее правило о том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления.

Конституцией также определено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. А в предусмотренных законом случаях у обвиняемого есть право выбрать рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Ключевым принципом справедливого и честного суда является то, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Все приведенные Конституционные принципы справедливого суда нашли свое отражение в нормах уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где получили дополнительное толкование. В частности, в ст. 17 УПК РФ сказано, что судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Одной из действенных демократических форм контроля общества за судебной системой является участие граждан в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел.

В уголовном законодательстве Российской Федерации существуют и другие гарантии того, чтобы суд над обвиняемыми в уголовном преступлении проходил честно и открыто, а принятое им решение было справедливым. Но мы решили остановиться лишь на самых важных из них.

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закреплённые Конституцией РФ или вытекающие из её норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в ФКЗ и ФЗ («О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О военных судах РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О статусе судей в РФ», «О мировых судьях в РФ» и др.).

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции России, содержащей категорические правила о том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Вопрос о действии принципов правосудия не может быть решён без учёта ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозгласившей: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия, конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань правосудия.

Рассматривая же все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского правосудия в целом. Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления – ст. 1. Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» – ст. 2. Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют, прежде всего, и главным образом, для человека, реально отражают потребности членов общества, защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах правосудия.

К системе конституционных (правовых) принципов следует отнести следующие принципы:

  • законности;
  • осуществления правосудия только судом;
  • обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;
  • обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда;
  • самостоятельности судов, независимости судей и заседателей;
  • осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
  • обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих интересов;
  • презумпции невиновности;
  • обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
  • состязательности и равноправия сторон;
  • открытого разбирательства дела в суде и гласности;
  • языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия;
  • участия граждан в отправлении правосудия;
  • обеспечения разумного срока судопроизводства и исполнения актов правосудия;
  • охраны чести и достоинства личности;
  • непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных их видах, осуществляется в рамках конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

При этом, если в первых четырёх случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в пятом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, – на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе РФ выражены не только в общих положениях, но в значительной степени также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных стадиях процесса.

Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств:

  • задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса;
  • роли различных государственных органов и должностных лиц на определённом этапе процесса;
  • особенностей стадий и институтов;
  • значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др.

Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они проявляются в меньшей степени.

В стадии предварительного расследования некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются совсем. Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщённости. Напротив, принципы взаимосвязаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

В свою очередь принципы независимости судей и подчинения их только закону, обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту представляют собой те основополагающие начала, без осуществления которых нельзя обеспечить достижение объективной истины и, следовательно, осуществление правосудия.

В то же время необходимо подчеркнуть, что независимость судей в значительной степени зависит и от того, как формируются суды, от кого судьи, присяжные и арбитражные заседатели получают полномочия.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности. Это позволяет говорить о наличии системы принципов правосудия.

Автор работы: Галанцева Валерия СергеевнаДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПР.

2
Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.
ПОНЯТИЯ
Правосудие – это вид государственной деятельности, осуществляющийся судом, путем рассмотрения в судебных заседаниях в специальной процессуальной форме отнесенных к ее компетенции правовых конфликтов и принятия общеобязательных решений.

Принципы правосудия33Существенной особенностью принципов является их относите.

Принципы правосудия
3
3
Существенной особенностью принципов является их относительная стабильность. Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что принципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры.

А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откорректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том числе конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.

Стабильность правовых положений, именуемых принципами правосудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направлению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограждающих его от случайных и не продуманных глубоко "нововведений".

4Принципы организации правосудияДиспозитивностьЗаконностьПринцип объективной.

4
Принципы организации правосудия
Диспозитивность
Законность
Принцип объективной
истины
Состязательность и процессуальное равноправие сторон
Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства
4

5Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования п.

5
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Истоки демократических основ
(принципов) правосудия

66В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех.

6
6
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки в таких авторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия.
Значение принципов

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: