Пленум верховного суда по увольнению военнослужащих по льготным основаниям

Обновлено: 28.03.2024

В России существуют два вида военной службы: срочная и по контракту. Во втором случае гражданин осуществляет свою деятельность на основе специального контракта, который заключается на определенный срок. Строгое соблюдение всех правил при увольнении важно для сохранения льгот и привилегий, которые предоставляются военнослужащим согласно законодательству РФ.

Завершение срока военной службы: основные правила для контрактников

Военнослужащие принимаются в ряды российской армии по контракту на следующие сроки:

  • от 1 до 10 лет;
  • неограниченный или меньший срок — до достижения предельного возраста;
  • от полугода до года — при чрезвычайных ситуациях.

Прохождение военной службы регламентируется ФЗ № 53, согласно которому одним из оснований для прекращения службы и увольнения является окончание срока действия контракта (подп. «б» п. 1 ст. 51).

После процедуры увольнения с военнослужащего снимаются все воинские обязательства, и он отправляется в запас или в отставку.

  • Если увольняющийся планирует в дальнейшем заключить контракт еще раз, он просит в рапорте о прохождении ВВК. По результатам медицинского осмотра военнослужащему определяется категория годности к несению службы.
  • Если состояние здоровья не позволяет возобновления службы, гражданин получает право на расширенный список социальных и пенсионных льгот, а также дополнительные выплаты.

Порядок процедуры

Процесс увольнения военнослужащего строго регламентирован законодательными актами:

  • Указ Президента РФ № 1237, утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (ст. 34) — далее ПППВС.
  • Приказ Министра обороны РФ № 660«О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту…» (пп. 28, 29).

В общем виде порядок такой:

    Рапорт об увольнении подавать не обязательно (п. 12 ст. 34 ПППВС). Рапорт необходим, если военнослужащий хочет продолжить службу. Тогда его надо подать за 4 месяца до того, как закончится действующий контракт (п. 9 ст. 9 ПППВС).

Если военнослужащий решит подать рапорт для увольнения, лучше тоже сделать это за 4 месяца до окончания срока контракта.

До исключения из списков воинской части военнослужащему должны быть выданы положенные виды довольствия (обеспечения) (п. 30 приказа МО № 660).

Как написать рапорт, чтобы уволиться из ВС РФ?

Рапорт оформляется в письменном виде в произвольной форме:

blank

  1. В правом верхнем угле указываются данные командира части и лица, подающего рапорт.
  2. Название документа — рапорт.
  3. Текст документа с просьбой о ходатайстве об увольнении перед вышестоящим командованием. Приводится основание для увольнения со ссылкой на нормативный акт (п.1 ст.51 ФЗ № 53-ФЗ).
  4. Просьба о направлении на ВВК.
  5. Указывается военкомат для постановки на учет в случае увольнения в запас.
  6. Приводится информация о выслуге лет и наличии собственной жилплощади.
  7. Просьба о выплате полагающихся премии и довольствия.
  8. Дата составления документа и личная подпись.

Образец рапорта:

Командиру войсковой части №12546

полковнику Петрову А. А.

Прошу вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении с военной службы меня, капитана Иванова Ивана Ивановича, по причине истечения срока контракта о прохождении военной службы в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Привилегии

Размер денежных выплат и льгот зависит от выслуги лет, наград, звания и определяется индивидуально для каждого увольняющегося. Он определяется на основании ФЗ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих…».

Какие положены выплаты?

blank

При увольнении по этому основанию военнослужащему положена материальная помощь в виде выплат:

  • в размере двух окладов при выслуге лет менее 20 лет;
  • в размере семи окладов при сроке службы более 20 лет;

При отсутствии взысканий дополнительно выплачиваются:

  • премия за добросовестное исполнение обязанностей в размере трех окладов;
  • ежегодная материальная помощь;
  • премия в размере одного оклада при наличии наград;
  • компенсационные выплаты за переработки и неиспользованные отпуска.

Если во время несения военной службы были получены травмы и ранения, мешающие выполнению обязательств в дальнейшем, военнослужащий может претендовать на получение единовременного пособия в размере 2 миллионов рублей.

Обеспечение жильем

Вопросы обеспечения военнослужащих жильем регулируются ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». После увольнения гражданин должен освободить служебную квартиру в течение трех месяцев.

  • признаны нуждающимися и встали на учет в том органе, в котором проходят службу, до увольнения;
  • имеют срок службы больше 20 лет.

Помощь оказывается путем:

  • безвозмездной передачи жилья в собственность;
  • предоставления жилого помещения нуждающемуся по договору социального найма;
  • выделения денежных средств на покупку или строительство жилья — денежной субсидии.

Граждане, прослужившие 20 и более лет, обеспечиваются жильем или получают субсидию на его приобретение в обязательном порядке.

Военная пенсия

Льготы для тех, кого уволили из армии по истечении периода службы

blank

Военный стаж включается в общий трудовой. Уволенный по окончании контракта может рассчитывать на льготы при дальнейшем трудоустройстве:

  • получение гражданской специальности до увольнения;
  • приоритет при получении бесплатного образования;
  • приоритет на бирже труда при трудоустройстве;
  • возвращение на прежнюю должность (по возможности).

Приказ

Приказ печатается в стандартной форме, с указанием названия воинской части.

Подписывается только одним уполномоченным лицом:

  • высшие офицеры увольняются Президентом РФ;
  • офицеры, имеющие звание полковника или капитана 1 ранга, — министром обороны;
  • младшие офицеры — командующим военным округом;
  • рядовые, сержанты, старшины увольняются командиром части или другим уполномоченным лицом.

В приказе указываются следующие данные:

blank

  • Ф. И. О., звание и личный номер увольняемого;
  • выслуга лет;
  • основание увольнения;
  • сроки заключенного контракта;
  • дата увольнения;
  • заключение ВВК;
  • информация о положенных льготах.

Образец приказа:

Командира войсковой части
По личному составу

№ 88
«01» сентября 2019 года г. Екатеринбург

Капитана Иванова Ивана Ивановича в соответствии с ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» УВОЛИТЬ с военной службы В ЗАПАС в связи с окончанием срока контракта (подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ № 53-ФЗ).
10.02.1986 г. р. Л-596412

Выслуга лет в ВС: календарная 15 лет 5 месяцев.

Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по 01.09.2019.

Подлежит направлению на воинский учет в отдел ВК Оренбургской области по Красногвардейскому району.

ОСНОВАНИЯ: рапорт военнослужащего от 01.08.2019, заключение ВВК от 14.08.2019.

Командир войсковой части №12546

Полковник А. А. Петров

Что делать при нарушении прав?

При нарушении прав военнослужащий может обратиться с жалобой:

  • к своему непосредственному командиру части;
  • при отсутствии результата — к вышестоящему командованию;
  • в военную прокуратуру.

Если были допущены нарушения прав гражданина в части денежных выплат или обеспечения жильем, гражданин имеет право обратиться в военный суд в течение трех месяцев после увольнения.

Сроки

Увольнение военнослужащего происходит после окончания контракта, издания соответствующего приказа и исключения его из списков личного состава воинской части. Это и будет для гражданина днем окончания военной службы.

Исключение из списков части должно быть осуществлено в день истечения срока военной службы. В п. 11 ст. 38 ФЗ № 53-ФЗ перечислены случаи, когда лицо исключается из списков части в другой срок:

  • отпуск по беременности и родам;
  • уход за ребенком до трех лет;
  • стационарное лечение;
  • пребывание в длительном плавании;
  • нахождение в плену или в заложниках;
  • участие в вооруженном конфликте на территории другой страны;
  • пребывание под арестом.

То есть в этих случаях из списков части военнослужащий исключается позже.

Одним из оснований для увольнения военнослужащего является окончание срока контракта. Процедура освобождения от воинских обязанностей строго регламентирована, в последний день службы увольняющийся получает денежные выплаты и документы. В дальнейшем гражданин может рассчитывать положенные льготы, такие как получение жилья, назначение военной пенсии, преимущественное право при трудоустройстве.

Увольнение с военной службы

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д1", "д2", "е", "е1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е1" и "е2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", под актом о применении к военнослужащему взыскания - досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты "а" и "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих";

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам".

В статье проанализирована судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих. Представленный материал будет полезен для бухгалтерских служб и руководителей учреждений силовых министерств и ведомств.

Пленум Верховного Суда в целях единообразия применения судами законодательства РФ о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих привел свои разъяснения в Постановлении от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8). В данном документе все вопросы объединены в тематические подборки, в которых рассмотрены:
- подсудность военными судами гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;
- заключение контракта о прохождении военной службы;
- назначение на воинские должности, зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);
- выплата денежного довольствия и иные выплаты;
- реализация права на отдых;
- реализация права на жилище;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;
- материальная и иные виды ответственности военнослужащих;
- порядок увольнения с военной службы.
Более подробно мы остановимся только на некоторых разделах, которые касаются выплаты денежного довольствия и предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата денежного довольствия

В соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ и п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно подлежит выплате начиная с момента начала военной службы и по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с окончанием военной службы.
--------------------------------
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пленум Верховного Суда в п. 17 Постановления N 8 обращает внимание на то, что денежное довольствие и другие выплаты считаются выданными военнослужащему в день их получения в финансовой службе воинской части (уполномоченном финансовом органе) либо в день поступления (зачисления) денежных средств на банковский (карточный) счет военнослужащего. Таким образом, ссылки на тот факт, что платежные поручения о перечислении денежных средств представлены в ОФК или отделения банка, не являются основанием того, что денежное довольствие выплачено.
Далее при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия военнослужащим, Пленум Верховного Суда обращает внимание на ч. 24 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ. В соответствии с нормами, приведенными в данной статье, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в установленном порядке.
В случае прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.

Обратите внимание! Истечение срока нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника), предусмотренного п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы , не может являться основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия (п. 18 Постановления N 8).
--------------------------------
Утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

В п. 19 Постановления N 8 рассматривается вопрос выплаты денежного довольствия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами. В частности, отмечается: необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 305 военнослужащим, переведенным с их согласия на должности с меньшим окладом, производится выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада. Назначение впоследствии на иную воинскую должность не влечет выплату военнослужащему ранее сохраненного оклада по прежней воинской должности.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".

Выплата компенсации за дни отдыха

В п. 21 раздела "Право на отдых" Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обратил внимание на п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ . В силу норм данного пункта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Таким образом, отказ в предоставлении компенсации при условии, что военнослужащий изъявил желание в ее получении, является необоснованным и нарушает права военнослужащего.
--------------------------------
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Напомним, что порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время для военнослужащих Вооруженных Сил, проходящих военную службу по контракту, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток выплачивается на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80. Эта компенсация предоставляется по просьбе указанных военнослужащих. Основаниями для выплаты являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемые на основании рапортов военнослужащих.
Данная денежная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Кроме этого, ее необходимо отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
В учете в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату такой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Социальные гарантии и компенсации

Исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ право на социальные гарантии и компенсации имеют военнослужащие и члены их семей. При этом к членам семьи военнослужащего относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п. 30 Постановления N 8 обращается внимание на то, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году регламентировано ст. 128 ТК РФ, социальных гарантий в области образования - п. 5 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые гарантии предоставляются при наступлении определенных условий, например в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, в частности, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 N 10 дополнительные гарантии и компенсации назначаются военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Согласно п. 2 названного Приказа военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, имеют право на ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью. Таким образом, чтобы предоставить данную компенсацию, необходимо, чтобы наступили определенные условия.
Далее в п. 31 Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обращает внимание на п. п. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. На основании обозначенных пунктов в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Так, исходя из п. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при установлении инвалидности вследствие военной травмы выплата ежемесячной компенсации производится в следующих размерах: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7000 руб. - инвалиду II группы; 2800 руб. - инвалиду III группы.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего производится каждому члену семьи. При этом ее сумма рассчитывается путем деления суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). Например, семья погибшего военнослужащего, имеющего инвалидность I группы (включая его), состоит из четырех человек. Значит, каждому члену семьи будут ежемесячно выплачивать компенсацию в размере 3500 руб. (14 000 руб. / 4 чел.).
Однако нужно учитывать причину гибели военнослужащего. Чтобы выплатить указанные пособия и компенсации, необходимо проверить, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы. Следует помнить, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ (например, в случае совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), названные лица не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Значит, если судом будет признано, что смерть наступила по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, в выплате пособия будет отказано.
Далее Пленум Верховного Суда в п. 33 Постановления N 8 обращает внимание судов на предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснениями, приведенными в данном пункте, нужно учитывать, что Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого Закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе N 4520-1 не поименованы, в связи с чем на них действие ст. 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона N 4520-1 не распространяется.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действует специальная норма, предусмотренная п. 1.1 ст. 20 Федерального закона N 53-ФЗ. Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно.

Материальная ответственность военнослужащих

Споры о материальной ответственности в судебной практике встречаются довольно часто. Поэтому Пленум Верховного Суда выделил их в отдельную подборку.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. п. 34 и 35 Постановления N 8, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Обратите внимание! Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ).

Финансовым службам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части (а в соответствующих случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам) стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.

В заключение отметим, что представленный материал по рассмотрению судебных споров позволит финансовым органам разрешать спорные ситуации на месте, не доводя дело до разбирательств в суде.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Я военнослужащий по контракту,выслуга в льготном исчислении 22 года,до окончания контракта полтора года,как уволиться из ВС в связи с выслугой дающей право на пенсию,если в Положении нет такой формултровки?

Добрый день. А по какому основанию Вы хотите уволиться? В связи с достижением выслуги на пенсию?

Дело в том, что ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе » такого основания не содержит.

Попробуйте по собственному желанию, но это сложновато, хотя и возможно.

Я знаю что такой формулировки нет,я хочу уволиться в кратчайшие сроки и получать заслуженную пенсию,скажите ,при увольнении по собственному желанию я буду получать пенсию?

Я знаю что такой формулировки нет, я хочу уволиться в кратчайшие сроки и получать заслуженную пенсию, скажите, при увольнении по собственному желанию я буду получать пенсию?
наталья

Да, конечно, с такой выслугой будете

Добрый вечер. П. 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Перечень причин по которым военнослужащий подлежит увольнению по данному основанию законом не поименован. В качестве примера чаще всего приводятся:

— неудовлетворенность денежным содержанием;

— жилищные проблемы и т.п.

В каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными и все они подлежат рассмотрению на аттестационной комиссии, с признанием их уважительными или нет. После вынесенного положительного заключения аттестационной комиссии Вы будете уволены по данному основанию.

Еще подскажите пожалуйста, а Вы не достигли предельного возраста пребывания на службе?

Я знаю что такой формулировки нет, я хочу уволиться в кратчайшие сроки и получать заслуженную пенсию, скажите, при увольнении по собственному желанию я буду получать пенсию?
наталья

Пенсию Вы заслужили. Пишите рапорт, обосновывайте, увольняйтеь. Шансы у Вас достаточно неплохие

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более

Такого основания действительно нет, но можете уволиться по собственному желанию.

пишите рапорт, в случае отказа обжалуйте в суде. Вы имеете право на пенсию, пенсионное дело обязаны сформировать.

ЗАКОН О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Виды пенсий

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

Право на увольнение по выслуги лет у Вас имеется, по собтсвенному желанию увольняйтесь, т.к. выслуга позволяет

blank

Как известно, в отношении военнослужащих действует отдельный порядок увольнения. Существует перечень уважительных причин, при наличии одной из которых лицо, проходящее военную службу, может уволиться.
Итак, что это за основания? В каком случае соответствующий приказ может быть отменен? Как написать рапорт об уходе?

Основания для ухода военнослужащего из армии

blank

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность данной категории лиц, является ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Если проанализировать положения ст. 51, то можно выделить следующие уважительные причины для увольнения с военной службы:

  • достижение максимально допустимого возраста для осуществления подобной деятельности; ;
  • возникновение непредвиденных семейных обстоятельств;
  • несоблюдение условий контракта и др.

Из-за несоблюдения условий контракта

В соответствии с п. 3 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» лицо, находящееся на военной службе, вправе досрочно уволиться в случае регулярного игнорирования его законных прав.

Такое право возникает у военнослужащего, осуществляющего свою деятельность на основании контракта.

Причиной увольнения из армии является существенное или систематическое нарушение условий контракта со стороны руководства. Пояснение данных терминов приведено в п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8.

blank

Так, к существенному нарушению условий контракта может быть отнесено совершение такого действия, которое привело к лишению военнослужащего:

  • использования определённых конституционных прав;
  • получения социальных гарантий и компенсаций.

При этом систематическое нарушение условий контракта подразумевает совершение противоправных действий более двух раз за короткий промежуток времени.

Военнослужащего также могут уволить против его желания, если он не будет соблюдать условия контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Закона РФ, упомянутого выше). В данном случае имеется в виду существенное отступление от требований, прописанных в законодательстве о воинской обязанности и военной службе.

Также уход военнослужащего из армии в связи с утратой доверия и из-за окончания контракта. Об этих причинах подробно читайте в наших статьях.

По семейным обстоятельствам

Военнослужащий, работающий по контракту, вправе уволиться досрочно при возникновении семейных обстоятельств, из-за которых он не может продолжить службу.

Речь идет о следующих ситуациях (подп. «в» п. 3 ст. 51):

  • Если кто-то из членов семьи по состоянию здоровья не может проживать в местности, где идет служба. При этом дополнительным условием является отсутствие возможности перевести военнослужащего на другую территорию.
  • Если муж (жена), несущий военную службу, был направлен по работе в другое место, что вызвало необходимость переезда всей семьи.
  • При возникновении потребности в обеспечении постоянного ухода за ближайшими родственниками (отец, мать, жена, муж и т. д.), которые не могут позаботиться о себе самостоятельно.
  • если военнослужащий самостоятельно воспитывает ребенка (без отца или матери), которому еще нет 18 лет.

По достижении предельного возраста

blank

Еще одной уважительной причиной для увольнения является достижение максимально возможного возраста для несения военной службы.

В действующем законодательстве не обозначен единый предельный возраст. Он отличается в зависимости от воинского звания и пола военнослужащего. Так, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 49 установлены следующие максимальные сроки для пребывания на службе:

  • для женщин-военнослужащих – 45 лет;
  • для мужчин (за исключением некоторых воинских званий) – 50 лет.

Для отдельных военнослужащих (маршал РФ, генерал армии, адмирал флота, генерал-лейтенант, полковник и др.) общеустановленный предельный возраст (50 лет) для пребывания на службе может быть увеличен еще на 15 лет (максимум).

В данном случае ключевую роль играет воинское звание.

По состоянию здоровья

Основанием для увольнения может выступать состояние здоровья. При этом в отдельных случаях военнослужащего могут уволить независимо от его воли, а в иных ситуациях он вправе уйти со службы по своему желанию.

  • Признанные не годными к дальнейшему осуществлению такого рода деятельности.
  • Признанные ограниченно годными к военной службе – в случае, если речь идет о контрактниках, занимающих должность, по которой можно вырасти до старшины или главного корабельного старшины. Также по такому основанию может быть уволен призывник.

Кроме того, в соответствии с подп. «б» п. 3 ст. 51 военнослужащий, работающий по контракту, имеет право досрочно уйти со службы в случае, если будет признан ограниченно годным (за исключением ситуации, упомянутой выше, когда его в любом случае должны уволить).

Решение о пригодности/непригодности к осуществлению такого рода деятельности выносит военно-врачебная комиссия.

В каких случаях может быть отменен приказ об отставке военного?

В отдельных ситуациях приказ об увольнении военнослужащего может быть отменен. Как правило, это касается следующих случаев:

  1. Военнослужащего лишили должности по необоснованным причинам – в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» лицо, чьи права были нарушены, должно быть восстановлено в прежней должности, а при его согласии переведено на другое место (равное или ниже по статусу).Кроме того, ему должны возместить убытки, причиненные в результате вынесения незаконного решения, включая компенсацию морального ущерба (в этом случае потребуется официальное решение судебного органа). Данные правила касаются военнослужащих, работающих по контракту.Согласно действующему порядку при уходе военнослужащего издается два приказа: об увольнении и об исключении из личного состава. Таким образом, если установят, что причина отстранения от занимаемой должности необоснованная, то тогда должны будут отменить оба приказа.
  2. В ходе процедуры увольнения были допущены какие-либо нарушения – типичным примером такой ситуации является исключение из личного состава до момента проведения полного расчета с военнослужащим (выплаты денежного довольствия, предоставления продовольственного и вещевого обеспечения).В данном случае подлежит отмене только тот приказ, который касается исключения из личного состава. При этом сам уволенный должен быть восстановлен и оставлен на военной службе до тех пор, пока не будут устранены все допущенные нарушения.

blank

В целом можно отметить, что военнослужащий имеет право обжаловать незаконные действия руководства, связанные с увольнением, в следующих инстанциях:

  • у вышестоящего командования;
  • в военной прокуратуре;
  • через суд.

Отмену приказа об увольнении должно будет произвести должностное лицо, которое его издало, или же прямой начальник военнослужащего (п. 22 Раздела VIII Указа Президента РФ от 16.09.1999 № 1237).

Особенности ухода со службы после 20 лет выслуги

Процедура увольнения военнослужащих, прослуживших более 20 лет, имеет ряд особенностей. Данные категории лиц вправе рассчитывать на следующие дополнительные социальные гарантии:

  1. В соответствии с ч. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», если на момент увольнения военнослужащий не обеспечен жильем, то он может рассчитывать на получение жилищной субсидии или квартиры (бесплатно или по договору социального найма) на территории своего постоянного места жительства.Чтобы воспользоваться такой привилегией, основанием увольнения должно являться достижение предельного возраста службы, неудовлетворительное состояние здоровья или проведение ОШМ (организационно-штатных мероприятий).
  2. После увольнения отдельным категориям лиц может быть разрешено носить военную форму и знаки различия. Таким правом наделяются офицеры, прапорщики и мичманы, безупречно послужившие в течение всего установленного срока (20 лет и больше).
  3. Лица, прослужившие в ВС РФ и уволенные по достижению предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с ОШМ, награждаются благодарственной грамотой.
  4. Предоставление дополнительного отпуска (помимо основного) по личным обстоятельствам. Его продолжительность составляет 30 суток. Чтобы воспользоваться данным отпуском, причиной увольнения должно быть состояние здоровья, ОШМ или предельный возраст.
  5. Размер единовременного пособия будет равен 7 окладам денежного содержания (для лиц, прослуживших менее 20 лет, такая выплата составляет только 2 оклада). Об этом написано в п. 3 ст. 3 ФЗ РФ от 07.11.2011 № 306-ФЗ.

Как написать рапорт?

blank

В соответствии с п. 12 ст. 34 раздела VIII Указа Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 увольнение военнослужащего производится на основании поданного им рапорта. Исключением являются лишь те ситуации, когда такое решение принимается без учета его воли (в этом случае такой документ не потребуется).

По своей сути рапорт является аналогом заявления, которое пишут граждане при желании расторгнуть трудовые отношения с работодателем. Строго установленного образца такого документа сегодня нет. Составляется он в свободной форме.

Готовый рапорт рассматривает специальная комиссия, по итогу чего выносится решение об его удовлетворении или отказе в увольнении. Срок рассмотрения не должен превышать 30 суток (п. 116 главы 6 Указа Президента РФ от 10.11.2007 № 1495).

Наиболее распространенными уважительными причинами для ухода военнослужащего с занимаемой службы является состояние здоровья, достижение предельно возраста (для такой деятельности) или семейные обстоятельства. Руководство принимает решение об увольнении или отказе на основании поданного рапорта.

blank

Одной из уважительных причин, по которой могут уволить военнослужащего, является проведение организационно-штатных мероприятий. Что это такое и кто может быть уволен по такому основанию? Как

blank

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для увольнения военнослужащего существует несколько оснований: достижение

blank

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: