Сколько судов может вместить стокгольмская гавань

Обновлено: 25.04.2024

Многие думают, что шхеры — это узкие и длинные извилистые протоки между фьордами, но на самом деле этим словом именуют архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов. Некогда твердая порода была порезана и покрошена ледником, а потом свободное пространство залила вода

Шхерой называется каждый отдельно выступающий участок суши, а в целом такими участками обыкновенно покрыта значительная часть прибрежной морской или озерной полосы. Жизнь в подобных местах всегда устроена по-особому, начиная со специфических бытовых условий и заканчивая нюансами судовождения в запутанных проливах.

Брокен-Груп-Айлендс в национальной парковой резервации Пасифик-Рим, провинция Британская Колумбия, Канада

В России наиболее знамениты Ладожские шхеры, которые находятся преимущественно на северном и северо-западном берегу Ладожского озера. Также подобное явление можно наблюдать возле Кольского полуострова, у побережья Норвегии, Исландии, Гренландии, Канады, Финляндии, Швеции. Широко известны также шхеры Минина, которые находятся возле Таймыра и являются частью Большого Арктического заповедника.

О происхождении

Само слово «шхера» имеет норвежское происхождение (норв. skjær — скала в море). Как правило, шхеры пригодны для прохода кораблей, но путешествие по ним может быть очень опасным: хотя проливы и глубоки, но любое, даже самое незначительное отклонение от курса может привести к столкновению со скалой или завести на мель.

Фарватер в шхерах узкий и извилистый.

Самыми сложными и трудными считаются районы финских и Або-Аландских шхер. Известно, что во время Первой мировой войны русские корабли выходили в Балтийское море как раз через финские шхеры, обходя немецкие засады на открытой воде. А в годы Советско-финляндской войны финны сконцентрировали свой флот именно в шхерах, что позволило им минимизировать урон.

Широкая география

На подступах к Стокгольму (а также к некоторым другим шведским и финским прибрежным городам) шхеры заселены довольно густо. Кто-то живет на островах постоянно, кто-то держит некое подобие привычных нам дач. На каждом островке — отдельный домик, тщательно благоустроенный, с пирсом, аккуратными дорожками, опорами.

Узкие проливы довольно глубоки — здесь могут пройти почти любые корабли. При этом на каждой шхере установлен маячок. Некоторые строения сооружены на совсем крошечных перешейках. Их обитатели могут встречать рассвет на одном пирсе, а закат — на другом, и море в их домах видно из любого окна.

Шхеры Минина, которые находятся около Таймыра, скрывают немало тайн еще со времен Великой Отечественной войны. Здесь укрывались подводные лодки, на некоторых островах были оборудованы наблюдательные пункты, замаскированные тканью под цвет земли и растительности тундры. Ранее здесь не раз пропадали суда — так, в 1930-е годы близ острова Песцовый нашли следы шхуны «Геркулес», которая пропала еще в 1913-м. По-видимому, судно было прижато к берегу и раздавлено льдами.

Главный российский шхерный район

Самыми известными российскими шхерами, которые таят в себе неограниченный туристический потенциал, являются, несомненно, Ладожские. В прежние времена они были густо заселены — достаточно взглянуть на старую финскую карту.

Финское прошлое этих мест — интересная тема, которой посвящено не одно научное исследование. Уже в советское время разговоры и рассказы об этом составили целый фольклорный пласт. Интересно, что почти все местные населенные пункты сохранили исторические названия и оканчиваются на , , . Финские постройки в шхерах встречаются часто — они отлично сохранились, так как фундаменты строили на совесть. Советские поселенцы иной раз получали дома со всей утварью. Многие боялись, что хозяева когда-нибудь вернутся на прежние места, и рассказывают на сей счет разные истории. Впрочем, в этих рассказах финны всегда выступают не чужаками или мстителями, а предшественниками и дарителями, которые передают имущество новым владельцам, как бы соединяя прошлое и будущее тех, кто приехал издалека, и тех, кто далеко уехал.

Для наших сограждан лесные хутора на отшибе были непривычным явлением, тогда как в современной Финляндии благоустроенные дома, отдельно стоящие в лесу, — до сих пор весьма распространенное явление. Но русский человек привык жить в деревне, бок о бок с другими, так что многие постройки в шхерах оказались покинутыми, и тропы к ним заросли. О былом хозяйстве тут напоминает только основательная кладка фундамента и фруктово-ягодные сады вокруг. Малинникам и кустам крыжовника время нипочем, и спустя семьдесят с лишним лет они только гуще.

Отдельные острова Ладожских шхер имеют отличительные особенности. Например, остров Лембос, он же Чертов остров, своим мрачным названием обязан странному явлению, которое в Средние века было для местных жителей необъяснимо: время от времени на побережье обнаруживался черный песок, на деле всего лишь магнитный железняк, из которого впоследствии начали делать чернила.

А на Крестовых островах (Ристиассаари) очень хорошо сохранился орудийный дворик — стрелковые ячейки, сложенные из бревен и камней, скрепленных цементом, забетонированные конструкции, подземные переходы и помещения, которые были прорублены прямо в скале, траншеи и наблюдательные пункты. Сохранились и фундаменты старых построек.

Финские навигационные знаки, остатки культовых сооружений, кресты и памятники, военные артефакты — все это в изобилии имеется в Ладожских шхерах. Некоторые островки были облюбованы отшельниками, что неудивительно — такие пейзажи вокруг способствуют созерцанию и духовному росту. Один такой отшельник, по совместительству и проповедник, своими силами реставрировал старую церковь, живя на берегу необитаемой шхеры. С едой и дровами ему помогали туристы.

Зарегистрируйтесь с помощью одного из популярных сервисов или с помощью Email.

Быстрая навигация:

Где находится круизный терминал в Стокгольме

Совсем немного портов может похвастаться таким красивым окружением. Ваш корабль лавирует в архипелаге, состоящем из 24 тыс. островов, который растянулся на 80 км к востоку от Стокгольма. В нем смешаны выступающие над водой вершины скал, населенные только морскими птицами, и островки, славящиеся стильными деревянными летними домиками. Встаньте пораньше и насладитесь этим зрелищем.

В Стокгольме 2 главных круизных терминала: Stadsgarden и Frihamnen. Некоторые корабли швартуются в Nynashamn но этот порт находится не в Стокгольме.

Как добраться от лайнеров в центр Стокгольма

Stadsgarden:

Вы швартуетесь прямо в центре города, всего в нескольких шагах (10—20 минут ходьбы) от мировой культурной сокровищницы, включающей элегантные городские магазины и исторические достопримечательности старого города (Gamla Stan).

Frihamnen:

Примерно половина круизных лайнеров, ежегодно посещающих Стокгольм, швартуется здесь. В порту находится огромный современный круизный пассажирский терминал, что позволяет городу размещать несколько так называемых круговых рейсов. Круговой рейс — это круиз, отправляющийся и прибывающий в Стокгольм. Пассажиры круиза добираются до Стокгольма на самолете, поезде или автомобиле, а здесь поднимаются на борт лайнера.

Прогулка до старого города от Frihamnen слишком длинна. Существуют прямые автобусы №76 и №1, курсирующие между Frihamnen и Gamla Stan (примечание: по воскресеньям они могут не ходить). Ищите маленькую коричневую постройку с большой буквой «i» на крыше — это и будет автобусная остановка. Билет на автобус можно купить в автомате или у оператора в маленьком здании. Для оплаты проезда подойдет только кредитная карта, наличные не принимаются. Также можно приобрести Stockholm Card (подробности ниже).

Автобус №76 высадит вас у королевского дворца. Маршрут №1 довезет вас до остановки Stockholm Citytermin Kungsbron неподалеку от центральной железнодорожной станции. Также он останавливается на площади Stureplan, откуда можно быстро добраться до старого города. Интервал движения у автобусов составляет около 10 минут, а билет в оба конца стоит 72 кроны(бесплатно со Stockholm Card).

Билеты на автобус или Stockholm Card можно купить также в круизном терминале.

Как всегда круизные компании организуют платный трансфер в центр города. Стоимость поездки на корабельном шаттле составляет обычно около 12 евро с человека. Он высадит вас у оперного театра, прямо напротив королевского дворца. (Примечание: на обратном пути шаттлы бывают переполнены, и пассажиры вынуждены стоять в очереди.)

Как добраться до круизного терминала из аэропорта Стокгольм Арланда

Аэропорт Стокгольм Арланда находится в 42 километрах от Сткогольма. Добраться до центра города из аэропорта можно за 40 минут на такси или всего за 20 минут на поезде-экспрессе за 240 крон(25 евро). Самым дешевым способом являются маршрутные автобусы Flygbussarna, которые доставят вас до центрального ЖД вокзала за 100 крон(примерно 10 евро). Далее, если ваш круизный терминал называется Frihamnen, то до него можно доехать на автобусе номер 1, остановка здесь. Если же вам нужен терминал Stadsgarden, то от центральной станци это пара остановок на метро

Как добраться до круизного терминала из аэропорта Стокгольм Скавста

Аэропорт Стокгольм Скавста используют лоукост авиакомпании Wizzair и Ryanair, он находится в городе Нючёпинг очень далеко от Стокгольма(100 км). Оптимальный вариант - все те же автобусы Flygbussarna. Они довезут вас до центрального вокзала Стокгольма за 130 крон(15 евро). Как добраться дальше до круизного терминала смотрите информацию выше.

Что посмотреть в Стокгольме в круизе

Стокгольм легендарно красив. Это современная столица с оживленной деловой жизнью, которой с успехом удалось сохранить свою историю и великолепие природы. Узкие улочки и средневековые постройки старого города, основанного в XIII веке, находятся рядом с современной бухтой, портовыми сооружениями, офисными зданиями, отелями, кафе и, разумеется, круизными кораблями.


Треть общей площади Стокгольма, расположившегося на 14 островах, составляет вода, что делает городской ландшафт одним из самых привлекательных в мире. Бесконечные каналы пересекаются 57 мостами, зеленые парки, кажется, притаились почти на каждом углу. А длинными летними днями можно насладиться созерцанием великолепной природы, сидя в многочисленных открытых кафе и закусочных.

Стокгольм — город культуры. Каждому удастся найти что-то на свой вкус, ведь здесь более 70 музеев. Не планируйте сидеть, сложа руки, находясь в Стокгольме: в городе всегда есть чем заняться. Почему бы не арендовать водный велосипед и не взглянуть на достопримечательности с воды, или не осмотреть Стокгольм сверху, катаясь на воздушном шаре?

Музей Vasa (Vasa Museet)

Впечатляющий военный корабль Vasa затонул во время первого же своего первого плавания в 1628 году, но был поднят со дна 333 года спустя, в 1961 году. С тех пор он был отреставрирован, и сейчас его можно увидеть с полным такелажем в Vasa — единственном музее своего рода в мире.


Музей под открытым небом Skansen

Skansen, старейший в мире музей под открытым небом, был основан в 1891 году и включает около 150 культурно-исторических строений со всей Швеции. Здесь есть зоопарк с дикими и домашними скандинавскими животными. Также он служит местом проведения традиционных ежегодных фестивалей, ярмарок, представлений с народными танцами и других празднеств. В этом музее можно узнать о шведских народных ремеслах и фольклоре.

Старый город (Galma Stan)

Исторический центр Стокгольма известен своими узкими булыжными аллеями, красивыми домами, множеством магазинов, ресторанами и достопримечательностями. Исследуйте старый город самостоятельно или примкните к одной из экскурсий.


Junibacken

Дом, полный историй, смеха и шалостей. В выдуманном поезде вы отправитесь в удивительное путешествие по сказочному миру Астрид Линдгрен. Встретите Пеппи, Эмиля, Карлсона, который живет на крыше, и многих других.

Маршруты, экскурсии, транспорт в порту Стокгольма

Автобусы со свободным входом и выходом и аудиогидом на русском можно найти в обоих терминалах.

Кроме того, на причале в районе Nybroplan есть лодки со свободной посадкой и высадкой для осмотра достопримечательностей.

Stockholm Pass предоставляет вам бесплатный вход в 60 музеев и аттракционов, свободный проезд на вышеупомянутых автобусах Hop-on Hop-off и осмотр достопримечательностей с лодки, а также некоторые другие бонусы. Посещение каждого из музеев оплачивается картой лишь однажды, а вот проезд на экскурсионных автобусах и лодках не имеет ограничений

Какой вид транспорта вы бы ни выбрали, обязательно в полдень окажитесь во дворе королевского дворца, чтобы посмотреть на театрализованную смену караула. (Примечание: по воскресеньям и в праздничные дни она происходит часом позже.) Автобус №76 из Frihamnen останавливается прямо здесь. (Примечание: смену караула каждый день представляет новый полк или род войск. Иногда она бывает театрализованной, иногда все происходит как-то иначе.)

Магазины и кухня Стокгольма

Стокгольм — рай для любителей шоппинга. По всему миру известны местные безделушки и хрусталь. Здесь вы найдете практически все — от эксклюзивных модных магазинов, представляющих новейшие тренды, до ремесленных изделий и сувениров.

Где остановиться до и после круиза?

Для остановки в порту перед круизом попробуйте сервис Airbnb, в котором можно снять полноценную квартиру по цене гостиничного номера. Зарегистрировавшись по нашей ссылке вы получите купон на 2100 руб. на свое первое проживание от 4500 руб.!

Если вы пока еще не знакомы с этим сервисом, почитайте о нашем личном опыте использования Airbnb.

Достижения человеческой цивилизации лучше всего иллюстрирует что-то крупное, большое, даже гигантское. Помните семь древних чудес Света? Александрийский маяк на острове Фарос, египетские пирамиды, сады Семирамиды в Вавилоне. Современная цивилизация тоже не чужда гигантизма. Высоченные небоскребы, многокилометровые мосты, огромные самолеты, гигантские плотины – вот осязаемые, весомые и зримые символы прогресса. Меня, во всяком случае, они впечатляют гораздо сильнее, чем миниатюрные телефоны, или компьютеры, умещающиеся на ладони. Особе место в ряду символов человеческого гения занимают самые крупные морские суда. Авианосцы, танкеры и океанские паромы.


Паромы, курсирующие на Балтике, конечно, немного уступают в размерах своим крупным океанским собратьям, но на фоне старых кварталов скандинавских столиц смотрятся очень внушительно.


В восточной части акватории Балтийского моря между Стокгольмом, Хельсинки, Таллинном, Ригой и Санкт-Петербургом курсируют паромы трех основных перевозчиков: Tallink-Silja Line, Viking Line и St. Peter Line.

Эстонско-финская компания, объединяющая эстонский Tallink и финскую Silja Line обслуживает линии между Хельсинки, Мариехамном, Стокгольмом, Таллинном и Ригой (2)


Паромы базирующейся на Аландских островах Viking Line, главного конкурента альянса Tallink-Silja, курсируют по тем же маршрутам за исключением Риги. (3)


Наконец, российский перевозчик St. Peter Line имеет маршруты из Санкт-Петербурга в Хельсинки и Стокгольм. (4)


Сравнительные показатели трех восточно-балтийских перевозчиков свидетельствуют о лидерстве альянса Tallink-Silja:


Компания

Число судов

Пассажиров в год (млн)

Годовой оборот (млн евро)


8

6,1

921,5 (вместе с Silja)


4

3


7

6,1

549


2

0,75

«Star» курсирует между Таллинном и Хельсинки. Длина 186 м, водоизмещение – 36250 тонн, 173 каюты. Вместимость – 1900 пассажиров и 450 автомобилей. На борту торговая марка – Tallink Shuttle. Паром действительно работает в режиме «челнока» - на рейс от Таллина до Хельсинки или обратно уходит 2 часа, полностью разгрузиться и загрузиться «Star» может за час. «Star» в Хельсинки. (5)


«Romantika» ходит по маршруту Таллинн – Мариехамн – Стокгольм. 192 метра, 40803 тонн, 727 кают. Вмещает 2500 пассажиров и 300 автомобилей.

«Romantika» в гавани Стокгольма. (6-7)



Два основных судна во флоте «Сильи» - близнецы «Serenade» и «Symphony», курсирующие по линии Хельсинки – Мариехамн - Стокгольм. Это самые большие паромы на Балтике. Длина 203 м, водоизмещение 58376 тонн, 986 пассажирских кают, вместимость – 2852 пассажира и 410 автомобилей.


«Silja Serenade» на той же стоянке. (10-11)



Viking Line

У «викингов» с Аландских островов – наиболее разнообразная сеть маршрутов в восточной Балтике и наиболее разнообразный флот.

Самый популярный маршрут Хельсинки – Мариехамн – Стокгольм обслуживают два похожих, но не идентичных судна – «Gabriella» и «Mariella». «Mariella» чуть побольше (175 м, 37860 тонн, 2500 пассажиров, 450 автомобилей), «Gabriella» - самую малость поскромнее (171 м, 35492 тонны, 2400 пассажиров). На мой вкус, «Gabriella» и «Mariella» - самые красивые паромы на Балтике.

«Gabriella» под загрузкой в Хельсинки. (12)


Верхние палубы «Gabriella». (13-15)




«Gabriella» маневрирует, причаливая на рассвете в Мариехамне. (16-18)



«Mariella» 3аходит в гавань Хельсинки. (19-21)




«Viking XPRS» ходит между Хельсинки и Таллинном. Это самый новый во флоте всех трех компаний паром был спущен на воду в 2008 и построен на основе проекта «Tallink Star», хотя и не является его полным близнецом. Длина 186 м, водоизмещение 36250 тонн, вместимость – 1900 пассажиров и 450 автомобилей.

«Viking XPRS» у причала Катайянокка в Хельсинки. (22-23)



Небольшая на фоне собратьев «Rosella» (136 м, 16879 тонн, 1700 пассажиров) ходит между Мариехамном на Аландских островах и шведским портом Капельшер.

«Rosella» в Мариехамне. (24)


«Viking Cinderella» (191 м, 46398 тонн, 2700 пассажиров) ходит из Стокгольма в Ригу, Таллинн и в Мариехамн.

«Viking Cinderella» в Стокгольме. (25-27)




St Peter Line

Во флоте российского перевозчика только 2 парома – «Princess Maria» и «Princess Anastasia», ходящие под мальтийским флагом. «Princess Maria» имеет водоизмещение в 17609 т, вмещает 1638 пассажиров и 310 автомобилей. «Princess Anastasia» гораздо крупнее (37583 тонн, 2500 пассажиров, 580 машин).

«Princess Maria» в Хельсинки. (28)

Круизные суда

Гавани скандинавских столиц делят с паромами и крупные круизные суда. «Marco Polo» ходит под Багамским флагом. Это судно было построено в 1965 году и до 1991 года носило имя «Александр Пушкин» и принадлежало СССР.

«Marco Polo» продирается сквозь узкие проливы на выходе из порта Хельсинки. (29-30)



«Columbus», ныне сменивший имя на «MS Hamburg» в солнечном Хельсинки. (31)


Он же в пасмурном Стокгольме. (32)


«Azamara Journey» (30277 тонн), берущая на борт 694 пассажира, в Хельсинки. (33-34)



«Seven Sees Voyager» (42363 тонны, 700 пассажиров) у причала в Стокгольмской гавани. (35)


В общем, огромные паромы, бороздящие балтийские волны – красивые и мощные суда, один из символов человеческого гения, не так ли?

Музей «Васа» в Стокгольме

В 17 веке недалеко от берегов Стокгольма затонул огромный военный галеон. Спустя 333 года его подняли со дна практически в идеальном состоянии. Находка была настолько впечатляющей, что ей одной посвятили целый музей.

Корабль «Васа» (Ваза, Vasa) назвали в честь шведской королевской династии. Строили его 2 года, рассчитывая получить самое большое военное судно. Надо сказать, задумка удалась, потому что было в нем 52 метра в длину и 69 – в высоту, а еще 1200 тонн веса (если это вам о чем-то скажет). В общем, для 17-го века действительно крупный вышел кораблик.

Корабль Васа в Стокгольме

Галеон-исполин должен был стать еще и самым нарядным из всех представителей шведской флотилии. Поэтому в его создании принимали участие не только кораблестроители, но также художники, скульпторы, плотники и другие ремесленники да искусных дел мастера. Одних только позолоченных скульптур для украшения смастерили более 700 штук. В общем, не корабль получился, а бомба!

Музей «Ваза» в Стокгольме

К сожалению, мои фотографии не передают всей прелести декоративной резьбы. Да и фигуры уже не так хороши, как прежде. Однако жаловаться на такое грех: попробуй сам пролежать тройку сотен лет на дне Балтики, потом говори! Чтобы защитить деревянные изваяния от разрушения, их снимали с корабля, реставрировали каждую по отдельности, а затем возвращали на свои места.

Музей «Ваза» в Стокгольме

Представить, какими декорации были прежде, можно с помощью воображения. Получилось? Если нет, тогда стоит заглянуть выставочный зал «Образы власти». Здесь воссозданы копии скульптур примерно в том виде, в котором они когда-то украшали корабль.

Музей «Васа» в Стокгольме

В музее много и других залов. Они размещаются на разных этажах, но с каждого из них открывается вид на корабль.

Музей «Ваза» в Стокгольме

Здание музея «Васа» строилось специально для этого ключевого экспоната, под его размеры и форму. Благодаря грамотной задумке, корабль можно рассмотреть с разных сторон. Размерчик-то не маленький.

Музей «Васа» в Стокгольме

Рядом с галеоном установили его уменьшенную копию. Вот как, скорее всего, выглядел «Васа» сразу после постройки.

Корабль Ваза в Стокгольме

Но вернемся к выставкам, тут еще много всего интересного. Меня, конечно же, манят макеты, отражающие процесс строительства судна и демонстрирующие его «внутренности».

Все сделано очень реалистично, композиции продуманы до мелочей, каждому члену экипажа нашли занятие.

Музей Васа в Стокгольме

Музей Ваза в Стокгольме

Команда корабля, кстати, должна была состоять из 145 моряков и 300 солдат. Всех их изобразили на отдельном панно. Такую вот толпу народа мог вместить в себя «Васа».

Музей Ваза в Стокгольме

Еще подробнее о персоналиях рассказывает отдельная выставка «Лицом к лицу». Здесь можно увидеть бюсты членов экипажа, которые были на борту в момент трагедии и не спаслись. Внешность воссоздали по останкам, поднятым вместе с кораблем. Немного жутковато, правда?

Рассказывает музей и о нюансах извлечения галеона из воды. Все показано очень наглядно, опять же, на макетах.

Музей Васа в Стокгольме

Музей Васа в Стокгольме

А также на документальных фотографиях.

Музей Ваза в Стокгольме

Поиском «Васы» занимался инженер Андерс Франсен, увлеченный историей корабля и уверенный, что из-за специфического состава воды судно должно сохраниться в хорошем состоянии. Проще говоря, вода здесь не такая соленая, чтобы в ней водились черви, съедающие дерево.

Музей Васа в Стокгольме

Корабль «Васа» нашли в начале 1950-х годов, но снова увидел свет он только в 1961 году. Судно находилось под водой так долго, что на разработку плана подъема и консервации потребовались годы. Сначала находку поливали водой, чтобы не дать дереву высохнуть и развалиться. Потом заменили влагу в древесине полиэтилен-гликолем. Чтобы это сделать, пришлось распылять вещество в течение нескольких лет. Зато теперь галеон стоит себе спокойно на всеобщем обозрении и помогает шведам загребать бабосики. Музей открыли в 1990-м году и сегодня он самый посещаемый в Скандинавии.

Музей Ваза в Стокгольме

Отдельная экспозиция рассказывает о том, каким образом корабль оказался на дне. «Да неужели!», – сказал сейчас кто-то. Ну, должны же вы были хоть досюда дочитать. Сгубили его размеры и природа – все как в истории с Титаником, только на пару веков ранее прославленной Кэмероном эпопеи.

Когда 10 августа 1628 года корабль покинул гавань Стокгольма, на пристани собралось много народа, все хотели посмотреть на это великолепное судно. В честь спуска на воду галеон сделал несколько праздничных пушечных залпов и готовился пуститься в плавание, но карты спутал… Кто бы вы думали? Нет, не волшебный кролик. Сильный ветер. Вот так вот просто: порывы воздуха несколько раз конкретно наклонили судно на бок, отверстия для пушек набрали воды, после чего корабль уже не выровнялся и пошел ко дну. Представляете, да? Строили, украшали, загружали, оснащали, вышли в море, пару раз шмальнули из пушек – и утонули… Это просто классический образец эпического провала.

Музей Васа в Стокгольме

Вот и люди на берегу тоже в шоке, хоть они и не настоящие.

Плаванье было тестовым, поэтому на борту находились члены экипажа вместе с семьями. Так что трагедия оказалась масштабной. Эксперты, которые изучали судно, пришли к выводу, что оно было непропорционально сконструировано. Не то, чтобы в 17 веке не разбирались в строительстве кораблей, просто в процесс вмешался король Швеции Густав Адольф II, пожелавший, чтобы на корабль установили больше пушек, чем было на стандартных боевых судах. Строителям пришлось по ходу дела вносить изменения, например, сделать дополнительную палубу. В противовес ей на дно насыпали камней, причем немало, тонн так 120. И все же, как выяснилось опытным путем, балласта было маловато.

Музей Васа в Стокгольме

Кстати, шведы сделали работу над ошибками и после неудачи с первым гигантом построили новый корабль «Яблоко», который отвечал всем требованиям и исправно выполнял свое назначение крутого военного судна более 30 лет. Но прославился отнюдь не он, а бестолковый «Васа». Все как в жизни.

Тем не менее, шведы сумели сделать из позорного кусочка истории достопримечательность мирового уровня. Ведь на сегодняшний день корабль «Васа» – единственное в мире судно 17 века, сохранившееся до сих пор. Кроме этого, он еще и как бы приоткрывает дверь в историю тех времен, потому что, будучи загруженным под завязку, сохранил в себе массу предметов быта того времени.

Музей Ваза в Стокгольме

Музей Васа в Стокгольме

Музей Васа в Стокгольме

А вот и те самые злосчастные пушки, ради которых пришлось поменять конструкцию корабля.

Музей Васа в Стокгольме пушка

Потеря орудий стала для флота едва ли не большей бедой, чем утрата корабля, поэтому важно было как можно скорее извлечь их с утопленника. А теперь представьте, что на дворе 17 век. Как это сделать? С помощью специального водолазного колокола и крюка на палке. В общем, та еще задачка. Тем не менее, в 1665 году на поверхность было поднято 53 пушки, после чего интерес к почившему в морской пучине колоссу пропал, и его местонахождение нигде не было задокументировано. Вот почему в наше время на его поиски ушло очень много лет.

Музей Васа в Стокгольме водолазный колокол

Что еще интересно, музей погружает в эпоху периода постройки корабля и рассказывает интересные сведения о ней. Например, вот так обстояли дела с армиями и флотилиями у разных государств в 17 веке.

Музей Васа в Стокгольме

А некоторые залы и вовсе переносят на улочки Стокгольма. Посмотришь на нарисованных горожан, и сразу представляешь, как и чем они жили.

— Ты слыхал, Нильс, беда приключилась?!

— Тьфу ты, напугал! Я подумал, цены на железо и чугун снова упали.

— Нет, эти еще на плаву.

Музей Васа в Стокгольме

Время работы музея «Васа»

Летом ежедневно с 8:30 до 18:00

В остальное время с 10:00 до 17:00 (по средам с 10:00 до 20:00)

В воскресенье 10 августа 1628 г. отряд шведских военных кораблей выходил из Стокгольмской гавани. Такие события всегда собирали немало любопытных. Но на этот раз их было особенно много. Всеобщее внимание привлек новый королевский галеон «Васа», который впервые отправлялся в плавание.


Королевский флагман "Васа"

На то время четырехпалубный «Васа» являлся крупнейшим кораблем, построенным в Швеции. Он должен был стать одним из ведущих судов шведского военно-морского флота, королевским флагманом. Корабль имел 64 орудия, большинство из них крупнокалиберные 24-фунтовые пушки с ядрами весом свыше 11 кг. У Швеции было около двадцати военных кораблей, но ни один из них не имел столько орудий, и к тому же таких тяжелых, как на «Васе».
Помимо солидного вооружения у корабля были три мачты, он мог нести десять парусов. Его размеры от верхушки мачты до киля составляли 52 м и от бушприта на носу до кормы - 69 м., водоизмещение -1210 тонн. Судно было богато украшено резьбой и несколькими сотнями скульптур, изображавших библейских героев, греческих богов, римских императоров, львов, мифических морских существ и т.д.

Корабль строился почти три года. Работали 400 человек: плотники, кузнецы, скульпторы, художники, оружейники, канатчики, парусные мастера и другие специалисты. Деревянный корпус был построен из тысячи дубовых деревьев. В те годы дуб был стратегическим военным материалом и находился под защитой закона. «Кто повалит дуб, тот будет присужден первый раз к штрафу в 40 марок, во-второй раз – 80 марок, в третий раз – к смертной казни».

За ходом строительства наблюдал лично король Швеции Густав II Адольф, который давал немало дополнительных указаний. Уже после начала работ в проект вносились изменения. Монарх желал получить мощный, красивый, хорошо вооруженный корабль. Флагман флота, символ могущества шведского короля! И он добился своего. К моменту завершения строительства «Васа» был одним из самых больших кораблей в мире. Свое имя он получил в честь правящей королевской династии.


Поднять паруса

Погода в день первого выхода королевского флагмана в море была хорошая. Дул порывистый, но слабый ветер. На борту находились около 100 человек экипажа, а также членов их семей, включая детей. По такому торжественному случаю их было позволено взять с собой в первое плавание через шхеры.
Первые несколько сотен метров могучий корабль вытягивали «на якорях» от набережной у Королевского дворца, где судно простояло более полугода после спуска на воду, пока завершалось оборудование его внутренней части.

С выходом из узкого залива на большую воду капитан Сёфринг Ханссон отдает приказ: «Поднять паруса! Фок, фок-марс, грот-марс, бизань!». Четыре из десяти парусов галеона наполнились ветром, скорость увеличилась. По сценарию торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных по обоим бортам судна. С берега раздались приветственные крики. «Васа» плавно пошел к выходу из гавани.


Катастрофа флагмана "Васа"

Вот, что написано в официальном правительственном докладе королю о том, что произошло дальше. «Когда корабль вышел в открытую бухту, налетел сильный порыв ветра. «Васа» наклонился, но выправился. Второй порыв завалил корабль на борт. Через открытые пушечные порты хлынула вода и «Васа» медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».
В своем первом и единственном плавании «Васа» прошел всего 1300 метров, меньше морской мили. Вместе с ним ушли на дно около 50 человек. Помощь пришла быстро, но «помочь уже было невозможно».

Через две недели о катастрофе стало известно королю, который в то время находился в Пруссии, занимаясь войной с Польшей. В ответном послании Государственному совету он писал, что, по его мнению, «Васа» затонул «из-за глупости и небрежности и что виновные должны быть наказаны».

Расследование катастрофы флагмана "Васа"

Следственная комиссия была создана немедленно, но наказания никто не понес. Почему?

То, что технической причиной катастрофы оказалась неустойчивость корабля, было очевидно. Как ветер повалил корабль, видели все.

Виноват капитан Сёфринг Ханссон? И, например, были плохо закреплены пушки? Это обвинение было сразу отведено. Орудия на палубах были установлены строго по шведскому военно-морскому Уставу.

Или в трюм загрузили недостаточно балласта (в виде больших камней) для устойчивости на воде? За балласт тоже отвечает капитан. Нет, весь необходимый по расчетам балласт был на борту. Это полностью подтверждали документы.

А может, капитан был просто пьян? Но многочисленные свидетели говорили обратное.

Судостроитель Хейн Якобссон и арендатор Арент де Грот тоже были признаны невиновными. Они доказали, что все параметры корабля соответствовали проекту, утвержденному королем. А он хотел иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Для них были построены две дополнительные палубы, а значит, надстройка стала значительно выше.

Король хотел, чтобы судно было прочнее и его приходилось делать тяжелее. И, прежде всего, в надводной части, которая с мачтами, парусами и артиллерией стала тяжелее подводной. «Васа» был слишком большим и слишком хорошо вооруженным. Но если его габариты вышли за рамки проекта, значит, строители должны были внести поправки. Выходит, виноваты все-таки они?

Но и здесь не так просто. Это сегодня мы можем точно рассчитывать плавучесть кораблей. А в XVII в. кораблестроители не умели рассчитывать остойчивость судна. Они пользовались составленными на основании собственного опыта таблицами габаритов корабля, где мало учитывались парусность и скорость ветра. Причем таблицы были нередко семейным секретом, который передавался из поколения в поколение. Изменения в таблицы вносились опять-таки после накопления какого-то критического числа допущенных ошибок, которые указывали на неточности. И узнать с помощью этих таблиц, что случится, если возрастет число орудий, было невозможно. Как говорится, требовался «опыт, сын ошибок трудных». Новые решения не всегда удавались, как это бывает и сегодня.

Мало того, для современников «Васы» его катастрофа не была чем-то экстраординарным. Тогда крупные корабли с высокой надстройкой и большим числом пушек нередко опрокидывались из-за ветра, волнения на море и отдачи при артиллерийской стрельбе залпами. В конце 1620 гг. из-за плохих парусных характеристик Швеция потеряла 13 боевых кораблей и только два - в бою.

«Если бы его величество был дома!»

Получается полноценных субъективных причин гибели «Васы» не было? Но и это не так. Шкипер Йоран Матссон на допросе рассказал, как перед отплытием испытывалась остойчивость королевского флагмана. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После трех раз перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал: «Если бы его величество был дома!».

Адмирал мог предотвратить роковой выход в море. Но ведь корабль уходил в плавание по королевскому приказу. И отменив его, как потом пришлось бы объяснять это монарху? Как сказать, что именно по его воле корабль оказался перегружен? Что, стремясь усилить огневую мощь судна, он сделал его небоеспособным? Для этого адмиралу Флемингу, как говорят сейчас, не хватило гражданского мужества. Что и стало главной причиной катастрофы.

Всплытие флагмана "Васа"

«Васа» затонул на глубине 32 метра. Первые попытки его подъема были сделаны почти сразу после катастрофы. Работами руководил тот самый адмирал Флеминг. Из Карелии был приглашен водолаз Ханс Улофссон, который «мог ходить» под водой в специальном колоколе. Но все усилия оказались напрасными.
Многие потом пытались поднять корабль с помощью крюков и якорей и также потерпели неудачу. Но через тридцать лет, опять таки с помощью водолазного колокола, удалось все-таки поднять большинство пушек. Это была беспримерная работа. Водолаз, одетый в плотный костюм из двойной кожи, стоял на свинцовой платформе, подвешенной к колоколу. В полной темноте надо было освободить орудие весом почти в тонну с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Главным инструментом был крюк, управлять которым можно было с помощью подергиваний, адресованным к помощникам наверху. За два года шесть водолазов подняли 50 пушек. В те годы бронзовые пушки представляли главную ценность из того, что было на корабле, и поэтому после их подъема спасательные работы приостановились на три столетия.

Только в 1961 г. через 333 года после катастрофы, включая пять лет подготовительных работ, корабль был поднят со дна моря. Кстати, в одном из проектов подъема предлагалось наполнить судно. шариками для пинг-понга. Но был принят классический вариант с помощью понтонов и тросов. Понтоны затопили, затем соединили их тросами, протянутыми под судном, потом выкачали воду из понтонов и они подняли корабль.

Многое было сделано, так сказать, на общественных началах. Шведская спасательная компания «Нептун» свою часть работ выполнила бесплатно, государство предоставило корабли и персонал, недостающее было куплено на средства, поступившие от частных лиц и компаний в рамках кампании «Спасите «Васу».

Вместе с «Васой» было найдено около 14 000 разнообразных предметов, включая 500 скульптур и шесть парусов, которые не были установлены во время крушения. После подъема их укрепили, наклеив на ткань из стекловолокна. Это старейшие сохранившиеся паруса в мире.

Символично, что первой находкой, которая была снята с корабля, оказалась резная львиная голова, на которой еще сохранились следы желтой и красной краски. Лев в Швеции символизировал тогда королевскую власть. А Густава II Адольфа называли «Северным львом».

Для историков, археологов и искусствоведов поднятый корабль оказался настоящим кладохранилищем. Везде множество резных украшений в стиле ренессанса и раннего барокко. На корме скульптуры 23 библейских воина Гидеона с горнами и факелами, на бикхеде на носу резные изображения 20 римских императоров, по бортам деревянные фигуры морских богов, русалок, тритонов, смеющихся чертей.

Во внутренних помещениях – адмиральский стол, пули для мушкетов, бочки с провиантом, матросские рундуки с одеждой и мелкими вещами, кухонная утварь, оловянный офицерский сервиз, нарды, несколько бутылок с ромом, бронзовые подсвечники, медицинские инструменты, корабельная касса, коробочка с женским локоном. и даже останки бедняги корабельного кота. Выяснилось, например, что камбуз находился в нижней части судна. Печь была сложена из кирпича, трубы не было, и дым выходил через батарейные палубы, где, у пушек, матросы и спали, поскольку каюты были предусмотрены только для офицеров.

В одной из кухонных бадеек сохранилось сливочное масло, и один из водолазов рискнул попробовать его. Дело закончилось всего лишь сыпью вокруг рта.

На основные реставрационные работы ушло 18 лет. Но они и сейчас продолжаются, в том числе и при помощи специалистов из России. Чтобы избежать растрескивания, значительное время, когда судно уже было помещено под крышу временного музея, его орошали специальным веществом – полиэтиленгликолем, который применяется, в том числе, и в кремах для рук. Сегодня на 80% судно состоит из подлинных частей и доступно для осмотра в огромном крытом Музее корабля «Васа», что находится на острове Юргорден в центре Стокгольма. Это единственный в мире практически полностью сохранившийся корабль XVII в.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: