Общие принципы избирательного права положение о выборах в государственную думу 11 декабря 1905 г

Обновлено: 23.04.2024

Высоча́йший Манифе́ст Об учреждении Государственной Думы — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 6 августа 1905. Манифест объявлял об учреждении Государственной Думы и определял принципы выбора депутатов Думы. по данному проекту Гос.Дума предполагалась как законосовещательный орган, избираемые на основе цензового представительства от 3 курий. Одновременно было опубликовано Положение о выборах от 6 августа 1905 г

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы", в котором определялось ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждение акционерных обществ.Дума избиралась на 5 лет. депутаты Думы были подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом.

Одновременно с "Учреждением" было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой.

23 апреля 1906 г. были изданы "Основные государственные законы". Они гласили: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Николай II очень неохотно снял термин "неограниченная". Власть управления также принадлежала императору "во всем ее объеме", но законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения, и вступить силу без одобрения императора.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, — депутатов избирали выборщики от избирателей — двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы. Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии — как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Указ об изменении положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений. 1905 г.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 (см.) предусматривал демократизацию избирательного права. В ноябре 1905 г. председатель Совета министров гр. С.Ю. Витте поручил разработку соответствующих проектов на разных началах помощнику начальника главного управления местного хозяйства МВД С.Е. Крыжановскому и московскому помещику Д.Н. Шипову, в 1893-1904 служившему председателем московской губернской земской управы и имевшему огромный авторитет в земских кругах.

За основу проекта Крыжановского была взята система Положения о выборах в Государственную думу 1905 г. (см.). В нее были включены политически активные средние городские слои и сельская интеллигенция (в городскую курию) и промышленные рабочие (во вновь создаваемую рабочую курию с самостоятельноым представительством в Думе). Шипов созвал группу общественных деятелей (кадетов, будущих октябристов и мирнообновленцев), которая выработала основные положения проекта, составленного на их основе Шиповым и С.А. Котляревским. Он предусматривал введение всеобщего (для мужчин) и равного двухстепенного (в крупных городах – прямого) голосования.

В том же месяце эти проекты рассматривались Советом министров с участием нескольких членов Гос. совета и общественных деятелей. Большинство министров поддержало проект Крыжановского из-за желания не допустить растворения в массе избирателей "культурных органических частей общества: частных землевладельцев, всей крупной промышленности, наконец, всех образованных классов" и установления "деспотизма масс, этого наиболее тягостного из всех видов тираний". Несколько министров поддержало проект Шипова как более популярный, а также из-за внутренней противоречивости текста Крыжановского, который сочетал куриальную систему, основанную на принципе имущественного ценза, и голосование неимущих.

Окончательно проекты рассматривались в декабре в первом Царскосельском особом совещании под председательством императора. Николай II не без колебаний счел проект всеобщего и равного голосования слишком радикальным и ведущим к демократической республике. Проект Крыжановского был принят с некоторыми поправками. Наиболее важная лишала рабочую курию самостоятельного представительства.

Утвержденный 11.12.1905 г. Именной высочайший указ давал право голосовать по курии землевладельцев – арендаторам и управляющим крупными имениями, а в ее предварительной стадии – мелким частным землевладельцам, а также настоятелям церквей, владевших землей; по городской курии средним слоям, включая сельскую интеллигенцию (владельцам любой налогооблагаемой недвижимости, чиновникам и пенсионерам, служащим местного и сословного самоуправления, железнодорожных и торгово-промышленных предприятий (кроме рабочих и обслуживающего персонала). В результате реформы число гор. избирателей в Москве возросло с 8 тыс. до 48 тыс. В курии землевладельцев значительно выросло влияние крестьян, которые в 1906 во многих губерниях конкурировали в ней с помещиками.

В губерниях, в которых где число промышленных рабочих превышало 10 тыс., создавалась рабочая курия, по которой голосовали рабочие крупных и средних промышленных предприятий и железнодорожных мастерских. В 60 губерниях и 1 области Европейской России (с Польшей, но без Финляндии) она избирала 236 выборщиков, из которых не менее 83 голосовало в губернских избирательных собраниях, а остальные 153 делились между городами с отдельным представительством и их губерниями. При губернских выборах курия имела не более 1-2 % голосов, в городах - до 10 %.

Проверка выборов членов Думы поручалась не Сенату, а самой палате. Были несколько сокращены права губернатора по руководству выборами. Вводилось представительство православного населения Холмского края. Было отменено присутствие полиции на предварительных собраниях выборщиков. Было расширено голосование записками м внесен ряд более частных изменений. Документ приводится с сокращениями.

Кроме Положения о выборах и предлагаемого указа, в октябре 1905 – апреле 1906 гг. было издано 9 законов о выборах на окраинах и около десятка указов частного характера. В целом они предусматривали избрание 524 депутатов, в т.ч. 413 от 50 губерний и 1 области Европейской России, 37 от Польши, 29 от Кавказа, 14 от Сибири, 13 от Туркестанского края (Средняя Азия и юго-восток Казахстана), 11 от Степного края (Казахстан без юго-восточной части, но с Омским уездом) и Внутренней казахской орды, 7 от Дальнего Востока.

Места между регионами распределялись пропорционально уплачиваемым налогам с учетом государственных расходов (т.е. в ущерб окраинам), а внутри их – численности населения. Обеспечивалось представительство всех губерний (областей), а также казачьего и остального русского населения некоторых окраин. В целом по империи 1 депутат представлял 279 тыс. жителей, на Дальнем Востоке – 209 тыс., в Степном крае – 254 тыс., в Европейской России – 267 тыс., в Польше – 296 тыс., на Кавказе – 325 тыс., в Сибири – 377 тыс., в Туркестане – 473 тыс. Отдельное представительство имело 26 городов, в т.ч. некоторые с 60-70 тыс. жителей. Выборы не проводились в Туруханском крае и в удаленных районах Дальнего Востока (на Чукотке, Камчатке, Сахалине и др.). Финляндия имела особый Сейм и не была представлена в Думе. В целом крестьянская курия имела около половины голосов, землевладельческая – почти четверть, городская – чуть больше 1/5.

Стремление крестьян к переделу земли, а также поддержка большинством горожан идей свободы и равенства предопределяло победу левых. Руководящее положение в Думе получал блок радикальных интеллектуалов и крестьян, объединившийся на идеях передела собственности и слома стоявшего на ее страже традиционного государства. В этих рамках в силу разобщенности и необразованности крестьян исход выборов (особенно в персональном плане) был во многом случайным и зависел от ловкости различных группировок и их умения договориться с крестьянами.

Положение о выборах 1905 основывалось на идее представительства собственников, включая крестьянство, представлявшееся большинству сановников консервативной силой. Предлагаемый Указ, сохраняя основы прежней системы, давал право голоса политически активным неимущим слоям. Из-за этого противоречия и неверной оценки позиции крестьянства итоговый текст оказался неприемлемым ни для кого. Радикальные и либерально-демократические силы были недовольны отсутствием всеобщего, равного и прямого голосования, считавшегося единственно правильным, завышенным представительством землевладельцев и отсутствием реального влияния рабочих. Для правительства и консервативных кругов было неприемлемым преобладание в Думе радикально настроенных крестьян и интеллектуалов.

Указ действовал до издания Положения о выборах 3 июня 1907 г. (см. Акты об изменении порядка выборов в Государственную думу 1907 г.), повторявшем впрочем его основные постановления.

Манифестом, 17 октября сего года изданным [1] , мы возвестили о непреклонной воле нашей, не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в ней, в мере возможности, те классы населения, кои избирательными правами не пользовались, предоставив дальнейшее развитие общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Согласно сему, в изменение положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений, повелеваем:

I. Предоставить участие в избрании выборщиков в городские избирательные собрания (Пол. о выб. [2] , ст. 19): 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах.

II. Предоставить участие в съездах городских избирателей (Пол. о выб., ст. 16): 1) лицам, владеющим в пределах города, на праве собственности или пожизненного владения, не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием, требующим выборки промыслового свидетельства; 3) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам (за исключением нижних служителей и рабочих), не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах.

III. Предоставить участие в съездах уездных землевладельцев, кроме лиц, указанных в положении о выборах в Государственную думу, также и лицам, которые не менее года, на основании письменного о том договора или доверенности, управляют в пределах уезда имением, достигающим по пространству земли, обложенной сбором на земские повинности, размеров, указанных в приложении к статье 12 означенного положения, или на тех же основаниях арендуют, в пределах уезда, такую же землю в упомянутом количестве.

IV. Предоставить участие в предварительных съездах (Пол. о выб., ст. 14): 1) настоятелям церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, если церковь либо ее причт или молитвенный дом владеют в уезде землею, и 2) лицам, владеющим в уезде не менее года на праве собственности или пожизненного владения обложенными сбором на земские повинности землею или же иным недвижимым имуществом, если количество такой земли либо стоимость такого имущества не достигают размеров, дающих право непосредственного участия в съезде уездных землевладельцев (Пол. о выб., ст . 12, пп. а и в).

V. Предоставить участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности на следующих основаниях:

1. Участие в избрании выборщиков в губернские и городские избирательные собрания предоставляется рабочим всех находящихся в поименованных ниже, в статье 2 [3] , губерниях и городах предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти. К предприятиям фабрично-заводской промышленности причисляются и железнодорожные мастерские с указанным общим числом рабочих мужского пола.

4. Рабочие (ст. 1) избирают из своей среды уполномоченных по существующему расчету: в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи — одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи — по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих.

5. Уполномоченные от рабочих (ст. 4) избирают из своей среды в губерниях и городах, указанных в статье 2, выборщиков на съездах губернских или городских по принадлежности.

6. В избрании уполномоченных принимают участие рабочие мужского пола упомянутых в ст. 1 предприятий, кому бы последние ни принадлежали. Не принимают участия в выборах и не могут быть избираемы в уполномоченные либо в выборщики иностранные подданные, а равно лица, означенные в ст. 7 положения о выборах в Государственную думу.

7. Ко времени производства выборов в каждом предприятии, рабочие которого принимают участие в выборах, вывешивается за подписью подлежащего должностного лица фабричного или горного надзора, а в железнодорожных мастерских — начальника мастерской объявление об общем числе рабочих данного предприятия и числе подлежащих избранию от них уполномоченных.

8. Общий по губернии или городу список предприятий, в коих производятся выборы, с указанием общего числа рабочих и числа подлежащих избранию от них уполномоченных оглашается губернатором или градоначальником по принадлежности во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

9. Избрание уполномоченных от рабочих производится во всех предприятиях губернии или города по возможности в один и тот же день, назначаемый губернатором или градоначальником по принадлежности.

10. Избрание уполномоченных от рабочих производится в помещениях, отводимых для этой цели владельцами предприятий. Во время производства выборов лица, в них не участвующие, в указанные помещения не допускаются.

11. Способ и порядок избрания уполномоченных определяются самими рабочими каждого предприятия. Для поддержания порядка во время выборов и для руководства ходом последних рабочие избирают из своей среды одного или нескольких председателей.

12. В уполномоченные могут быть избираемы рабочие мужского пола, достигшие 25 лет и работающие в том предприятии, в котором производятся выборы, не менее шести месяцев.

13. Списки уполномоченных, избранных рабочими каждого предприятия, подписываются председателем и не менее как десятью избирателями. Списки эти передаются фабричному либо заводскому управлению, или начальству железнодорожной мастерской, которые немедленно препровождают их губернатору или градоначальнику по принадлежности. Копии списков вывешиваются на видных местах для сведения рабочих. В указанных списках должны быть обозначены: имя, отчество, фамилия, звание и возраст лиц, избранных в уполномоченные.

14. Общий по губернии, области или городу список уполномоченных от рабочих с указанием предприятий, от которых уполномоченные избраны, оглашается губернатором или градоначальником по принадлежности во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка.

15. Съезды уполномоченных от рабочих созываются под председательством городского головы или заменяющего его лица: губернские — в городах губернских, а городские — в городах, в ст. 2 указанных. О дне и месте производства выборов в съездах заблаговременно оглашается губернаторами или градоначальниками, по принадлежности, во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность такого объявления.

16. Способ удостоверения личности уполномоченных от рабочих предоставляется председателям съездов.

17. Съезды уполномоченных от рабочих избирают выборщиков из своей среды закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами. Избранными считаются лица, получившие более половины избирательных голосов в порядке старшинства избирательных баллов. В случае равенства голосов избрание определяется по жребию. Если число лиц, получивших в съезде уполномоченных более половины голосов, не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков, то на следующий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов.

19. Жалобы на неправильности, допущенные при избрании уполномоченных от рабочих, приносятся уездным, а на неправильности, допущенные при избрании выборщиков — губернским по делам о выборах комиссиям и разрешаются сими комиссиями с соблюдением правил, постановленных в статьях 45—47 положения о выборах в Государственную думу. При рассмотрении упомянутых жалоб в состав губернских и уездных по делам о выборах комиссий входит один из чинов фабричного или горного надзора по назначению губернатора.

20. Избранные по губернии или городу выборщики от рабочих участвуют в выборах членов Государственной думы в составе подлежащего губернского или городского избирательного собрания по принадлежности.

21. Уполномоченным и выборщикам от рабочих, в случае их о том ходатайства, возмещаются из казны путевые издержки по поездке в губернский город на съезды (ст. 15) и на избирательные собрания (ст. 20) по расчету 5 коп. на версту в оба пути [4] .

XI. Во изменении статей 57-61 Положения о выборах в Государственную думу постановить нижеследующие правила:

2. Поверка прав избранных членов Государственной думы принадлежит самой Думе. Жалобы на неправильность производства выборов в члены Думы приносятся заинтересованными лицами на имя Думы. Жалобы эти подаются в трехдневный срок со дня закрытия подлежащего избирательного собрания губернатору или градоначальнику по принадлежности м препровождаются им в Думу с объяснениями председателей избирательных собраний в недельный срок со дня получения жалобы.

3. Постановление Государственной думы об отмене выборов по неправильности их получает силу в том случае, большинством двух третей наличных членов Думы в общем ее собрании.

XIII. В дополнение ст. 33 утвержденных нами 18 сентября с. г. правил о применении и введении в действие учреждения Государственной думы и положения о выборах в Думу, постановить:

1. Предварительно избрания волостными сходами уполномоченных в избирательные съезды сельские общества могут производить новое назначение выборных на волостные сходы.

2. Выборы уполномоченных производятся на волостных сходах закрытой подачей голосов посредством баллотировки.

XIV. В изменение и дополнение утвержденных нами 11 октября с. г. правил о применении положения о выборах в Государственную думу к губерниям Царства Польского, постановить:

В Люблинской и Седлецкой губерниях гмины, кои имеют быть особо указаны, выбирают сверх означенных в ст. 7 упомянутых правил уполномоченных от гминных сходов еще по два уполномоченных от каждой из сих гмин. Съезды этих уполномоченных созываются в подлежащих уездных городах, под председательством мировых судей, по назначению местных съездов мировых судей. Означенные съезды избирают из своей среды выборщиков в особое избирательное собрание, которое образуется в г. Холме Люблинской губ., под председательством председателя съезда мировых судей, по назначению министра юстиции Число сих выборщиков имеет быть определено особо. Избирательное собрание в Холме выбирает из своей среды одного члена Государственной думы, сверх числа членов Думы, указанного в приложенном к ст. 2 вышеупомянутых правил расписании их общего числа по губерниям Царства Польского и их городов [5] .

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 25. СПб., 1908. № 27029. С. 877-882

В начале XX века в государственном устройстве и политиче­ской жизни России произошли значительные перемены. Рево­люционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впер­вые в истории России был создан общегосударственный пред­ставительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок фор­мирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее зако­нодательство о выборах ор­ганов земского и городского самоуправления не претерпе­ло изменений.

Требование созыва пред­ставительного органа и вве­дения политических и граж­данских свобод приобрело особую актуальность в кон­це XIX - начале XX века од­новременно с активизацией антиправительственного дви­жения. Эти идеи широко про­пагандировались издаваемым с 1902 г. органом либераль­ной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бес­смысленных мечтаниях об участии представителей зем­ства в делах внутреннего уп­равления», требования поли­тических реформ звучали все настойчивее. Особенно это продемонстрировала так на­зываемая «банкетная кампа­ния», организованная «Сою­зом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социалдемократов и социалистов-революционеров. Так, партия эссеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов- революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108).

Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного време­ни. 1904-1906. 1997. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. Оно проходило под председатель­ством Николая II во второй половине июля 1905 года в Петерго­фе. В нем участвовали великие князья, министры, члены Госу­дарственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С.Таганцев. По итогам работы совещания 6 августа были опуб­ликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».

В «Манифесте» от 6 августа говорилось: «Ныне настало время . призвать выборных людей от всей земли русской к посто­янному и деятельному участию в составлении законов, вклю­чив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предостав­ляется предварительная разработка и обсуждение законода­тельных предположений и рассмотрение росписи государст­венных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе Самодержавной Власти, при­знали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвер­дили положение о выборах в Думу .» (Учреждение Государ­ственной Думы. М., 1995. С. 1-2).

В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, ле­жал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планирова­лись многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредст­венно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высоко­го имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созва­на. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских со­браниях выборщиков, которые избирали депутатов, 43 процента представляли бы крестьянскую курию, 34 процента - курию зем­левладельческую и 23 процента - городскую.

Последующие события свидетельствовали о возросшем недо­вольстве общества маневрами самодержавия. Начавшаяся в октя­бре 1905 года всероссийская политическая стачка, а также консо­лидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серь­езные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он, в частности, содержал следующие положения:

«2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишеныизбирательных прав, предоставив засим дальнейшем развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностию действий постановлений от Нас властей» (Там же. С. 64-65).

Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имуществен­ным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно. Правительство же видело в избирательном законо­дательстве правовую базу, призванную обеспечить поддержку преобразованиям, начатым 17 октября 1905 года.

Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу имела широкий общественный резонанс. Она показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Введение буржуазных либеральных правовых институтов, пусть даже существенно ограниченных, с тру­дом воспринималось патриархальным сознанием русского человека, особенно крестьянина. Если прозападнически настроенные либералы с удовлетворением восприняли создание представительного органа и новое избирательное законодательство, то монархисты придержива­лись иного мнения. Они заявляли о неприемлемости для России пар­ламентаризма, считали, что он разрушит вековые устои русской госу­дарственности. Левые партии призывали к бойкоту выборов и блокировали их. Они называли избирательные законы реакционными, посколь­ку в них отсутствовали принципы всеобщности и равенства, и призывали к свержению царского режима. Немало надежд воз­лагали они на подъем новой революционной волны.

Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия - ее фрак­ция насчитывала 153 депутата. Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) - 107 депутатов. Правые пар­тии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управ­ляемую Дум) не оправдались. Не стала таковой и II-я Дума.

С весны 1907 года, когда революционное движение явно пош­ло на убыль, правительство приступило к разработке нового из­бирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего по­литическими мотивами - желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном устройстве и сфор­мировать более лояльную по отношению к правительству Госу­дарственную думу. При таких политических перспективах изби­рательное законодательство могло эволюционировать лишь в сторону консерватизма. 3 июня 1907 года был обнародован ма­нифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государст­венную думу». Этот документ содержал целый ряд более кон­сервативных норм по сравнению с действовавшим до этого из­бирательным законом. Новые законодательные акты способст­вовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Госу­дарственные думы.

11 декабря 1905 г. после того, как было подавлено вооруженное восстание в Москве, издается Указ об изменении Положения о выборах в Государственную Думу, которым значительно расширялся круг избирателей. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции.

К трем куриям прибавилась четвертая - рабочие. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. По новому закону предусматривались 4 избирательные курии: от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Схема выборов уполномоченных от предприятий было следующей: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одном уполномоченному, от крупных предприятий – 1 уполномоченный от полной тысячи рабочих. Таким образом, давалось преимущество мелким предприятиям и ограничивалось представительство от крупных, где был организованный пролетариат. Крестьянские выборы были четырехстепенными: первую степень образует волостной сход, вторую - съезд уполномоченных от волостей, третью - губернское избирательное собрание.

Изменения в Положении о выборах в Государственную думу

3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции. Председатель Думы Ф. А. Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: «был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина и К° против народного представительства и основных государственных законов».

Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Новый избирательный законсохранил антидемократические положения прежнего закона и добавил еще три:

1) в 53 губерниях Европейской России выборщиков перераспределили таким образом, что крупные помещики получили 49,4% выборщиков, рабочие и крестьяне — около 25%.

2) изменили порядок выбора депутатов: прежде их избирали выборщики от курий, теперь — все губернское избирательное собрание;

3) народы Средней Азии и Сибири, кочевые народы полностью лишили права голоса. В Царстве Польском из 37 депутатов оставили 14, на Кавказе из 32 депутатов — 10.

Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат выборов.

Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.

Манифест 17 октября 1905 г.

«…Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле» [12, с. 41].

В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений.

Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. 1997. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. По итогам работы совещания 6 августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».

В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. «Положение» от 6 августа 1905 года устанавливало выборы двоякого рода - по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Баку, Варшава, Вильно, Казань, Киев и другие) выделялись в особые избирательные округа. Их население избирало депутатов Думы, минуя выборы на губернских съездах. В этих городах применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладавшие цензом, должны были вначале делегировать выборщиков (160 в столицах, 80 - в других городах), а последние уже избирали самих членов Думы.

Другой, более сложный порядок устанавливался для губерний. Здесь создавались губернские избирательные собрания, состоявшие из выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созвана.

Начавшаяся в октябре 1905 года всероссийская политическая стачка, а также консолидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серьезные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка».

Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. Закон от 11 декабря 1905 года, сохраняя основы избирательниц системы, установленной «Положением» от 6 августа, расширил состав электората. Право голоса получили фабрично-заводские рабочие и демократические слои городского населения. Для них закон вводил новую, четвертую курию. Рабочие отдельных фабрик и заводов избирали из своей среды делегатов на губернский съезд уполномоченных. Этот съезд, в свою очередь, должен был делегировать выборщиков в губернское избирательное собрание. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно. Правительство же видело в избирательном законодательстве правовую базу, призванную обеспечить поддержку преобразованиям, начатым 17 октября 1905 года.

Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу имела широкий общественный резонанс. Она показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Введение буржуазных либеральных правовых институтов, пусть даже существенно ограниченных, с трудом воспринималось патриархальным сознанием русского человека, особенно крестьянина. Если прозападнически настроенные либералы с удовлетворением восприняли создание представительного органа и новое избирательное законодательство, то монархисты придерживались иного мнения. Они заявляли о неприемлемости для России парламентаризма, считали, что он разрушит вековые устои русской государственности.

«Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин Российской империи: Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Якутской областей. Представительство других окраин было существенно ограничено. Наряду с представительством окраин сокращалось и представительство от городов. Только семь из них сохранили право посылать в Думу депутатов отдельно от населения своих губерний: Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Лодзь, Киев, Рига, Одесса. Теперь в земледельческой курии один выборщик избирался от 230 человек (ранее от 2 тысяч). Городская курия была разделена на две категории: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1 тысячи избирателей, а во второй - от 15 тысяч. До этого в единой городской курии один выборщик избирался от 7 тысяч населения. Крестьянская курия посылала одного выборщика от 60 тысяч (ранее от 30 тысяч), а рабочая - от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). Избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 процентов населения Российской империи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: