Сколько судей в конституционном суде украины

Обновлено: 25.04.2024

Статья 147. Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины законов Украины и в предусмотренных Конституцией случаях других актов, осуществляет официальное толкование Конституции Украины, а также иные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией.

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, обоснованности и обязательности принятых им решений i выводов.

Статья 148. В состав Конституционного Суда Украины входят восемнадцать судей Конституционного Суда Украины.

Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

Отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины осуществляется на конкурсной основе в установленном законом порядке.

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, в день назначения достиг сорока лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет, высокие моральные качества и является юристом с признанным авторитетом.

Судья Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным повторно.

Судья Конституционного Суда Украины приобретает полномочия со дня принесения им присяги на специальном пленарном заседании Суда.

Конституционный Суд Украины на специальном пленарном заседании избирает из своего состава Председателя путем тайного голосования только на один трехлетний срок.

Размер вознаграждения судьи Конституционного Суда Украины устанавливается законом о Конституционном Суде Украины.

Статья 149. Независимость и неприкосновенность судьи Конституционного Суда Украины гарантируются Конституцией и законами Украины.

Влияние на судью Конституционного Суда Украины в любой способ запрещается.

Без согласия Конституционного Суда Украины судью Конституционного Суда Украины не может быть задержан или содержащихся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья Конституционного Суда Украины не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставления им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Статья 149-1. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются в случае:

  1. истечения срока его полномочий;
  2. достижения им семидесяти лет;
  3. прекращения гражданства Украины или приобретения им гражданства другого государства;
  4. вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение им преступления;
  6. смерти судьи Конституционного Суда Украины.

Основаниями для увольнения судьи Конституционного Суда Украины по должности являются:

  1. неспособность выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
  2. нарушения им требований относительно несовместимости;
  3. совершение им существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение своими обязанностями, несовместимо со статусом судьи Суда или выявило его несоответствие занимаемой должности;
  4. подачи им заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

Решение об освобождении от должности судьи Конституционного Суда Украины Суд принимает менее чем двумя третями от его конституционного состава.

Статья 150. К полномочиям Конституционного Суда Украины относится:

1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности):

  • законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины;
  • актов Президента Украины;
  • актов Кабинета Министров Украины;
  • правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

2) официальное толкование Конституции Украины Украины.

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Украины

Вопросы, предусмотренные пунктами 1, 2 части первой настоящей статьи, рассматриваются по конституционным представлениям: Президента Украины; не менее сорока пяти народных депутатов Украины; Верховного Суда; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Статья 151. Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины, или Кабинета Министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязанности " язковисть.

Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины предоставляет выводы о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе.

По обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Статья 151-1. Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все остальные внутренние средства правовой защиты исчерпаны.

Статья 151-2. Решения и заключения, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы.

Статья 152. Законы и другие акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины или если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности, если иное не установлено самим решением, но не ранее дня его принятия.

Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.

Статья 153. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины, статус судей Суда, основания и порядок обращения в Суд, процедура рассмотрения им дел и исполнения решений Суда определяются Конституцией Украины и законом.

В Конституционный Суд Украины (украинец: Конституционный Суд України ) является единственным органом конституционной юрисдикции в Украина. Конституционный Суд Украины толкует Конституция Украины с точки зрения законов и других правовых актов.

Суд начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Первое определение суда вынесено 13 мая 1997 года.

По срочным вопросам Конституционный суд принимает решение в течение нескольких недель, но по менее срочным вопросам может потребоваться несколько месяцев. [2]

Решения Конституционного суда обязательны, окончательны и обжалованию не подлежат. [3]

Содержание

Миссия и авторитет

В 2016 году доступ к Конституционному суду был значительно расширен. [4] С тех пор все физические и юридические лица, у которых есть основания утверждать, что окончательное решение суда противоречит Конституции, могут подать жалобу в суд. [4] (До этого только Президент и член парламента имел право обратиться в Конституционный суд. [5] ) Жалоба может быть подана только после исчерпания всех других средств правовой защиты в обычные украинские суды. [4]

Обновленная Конституция Украины теперь предоставляет доступ к Конституционному Суду Украины всем физическим и юридическим лицам, если есть основания утверждать, что окончательное решение суда противоречит Конституции. Жалоба может быть подана только после исчерпания всех остальных средств правовой защиты в обычных украинских судах.

Полномочия Конституционного суда проистекают из Конституция Украины - Глава XII

  • по обращению Президента не менее 45 членов парламент, то Верховный Суд Украины, то Омбудсмен, или Крымский парламент, оценивает конституционность:
    • законы и другие правовые акты парламента
    • акты президента
    • акты Кабинета министров
    • правовые акты Верховная Рада из Автономная Республика Крым (Крымский парламент)

    Постановления суда обязательны для исполнения в Украине, окончательны и обжалованию не подлежат. [3] Законы и другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют юридическую силу.

    Структура

    Суд состоит из 18 человек. судьи назначаются в равных долях Президентом, парламентом и Конгрессом судей.

    Судья должен быть гражданином Украины и иметь:

    • достиг сорока лет;
    • высшее юридическое образование и профессиональный стаж не менее 10 лет;
    • проживал в Украине последние двадцать лет;
    • владение государственным языком (Украинский язык )

    Судьи назначаются на 9 лет без права повторного назначения; кроме того, каждый судья обязан уйти в отставку в возрасте 65 лет, если этот возраст наступает до окончания 9-летнего периода. Президент и парламент должны заполнить вакантную должность в течение одного месяца, а у Конгресса судей есть на это три месяца. Но назначение вступает в силу только после присяги нового судьи в парламенте; поэтому иногда становится проблемой стать судьей Конституционного суда, если многие депутаты не хотят этого (например, они могут физически помешать провести заседание парламента, что является обычным явлением в Украине).

    Председатель Суда избирается тайным голосованием на один трехлетний срок членами Суда. Действующий председатель Наталия Шаптала.

    в 2000-е Сообщалось о попытках подкупа и шантажа судей Конституционного суда с целью добиться положительного решения. [6] [7] [8] [9]

    Список судей


    • Квота президента:
      • Владимир Кампо (Володимир Михайлович Кампо) с 4 августа 2006 г.
      • Дмитрий Лилак (Дмитро Дмитрович Лилак) с 4 августа 2006 г.
      • Виктор Шишкин (Віктор Іванович Шишкін) с 4 августа 2006 г.
      • Юрий Баулин (Юрій Васильович Баулін) с 3 июня 2007 г.
      • Сергей Вдовиченко (Вдовіченко Сергій Леонідович) с 3 июня 2007 г.
      • Юрий Никитин (Юрій Иванович Нікітін) с 3 июня 2007 г.

      Уволен в 2014 г. [10]

      • Квота съезда судей:
        • Василий Брынцев (Василь Дмитрович Бринцев) с 4 августа 2006 г.
        • Вячеслав Джунь (В’ячеслав Васильович Джунь) с 4 августа 2006 г.
        • Анатолий Дидковский (Анатолій Олександрович Дідківський) с 4 августа 2006 г. (Іван Петрович Домбровський) с 4 августа 2006 г .;
        • Ярослава Мачужак (Ярослава Василівна Мачужак) с 4 августа 2006 г.
        • Андрей Стрижак (Андрій Андрійович Стрижак) с 4 августа 2006 г. (назначен в суд в 2004 г., но не приведен к присяге до 2006 г. [11] )

        Председатели

        Парламентская ассамблея Совета Европы

        Парламентские выборы в Украине, 2007 г.

        19 апреля Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по рассмотрению отчета «Функционирование демократических институтов в Украине». (Пункты 13 и 14) [15] заявил:

        Ассамблея сожалеет о том, что судебная система Украины систематически злоупотребляла другими ветвями власти и что высшие должностные лица не исполняют решения судов, что является признаком подрыва этого важнейшего демократического института. Независимая и беспристрастная судебная система является предпосылкой существования демократического общества, основанного на верховенстве закона. Отсюда настоятельная необходимость проведения всеобъемлющей судебной реформы, в том числе путем внесения поправок в конституцию. Ассамблея вновь заявляет, что следует гарантировать и уважать авторитет единственного органа, ответственного за конституционное правосудие - Конституционного Суда Украины. Любая форма давления на судей недопустима и подлежит расследованию и уголовному преследованию. С другой стороны, достойно сожаления, что за восемь месяцев своего нового полного состава Конституционный суд не смог вынести постановлений, тем самым не выполнив свою конституционную роль и не способствуя разрешению кризиса на его ранних этапах, что подрывает авторитет суда. Существует острая необходимость в вынесении всех ожидающих решения судебных решений, в частности постановления о конституционности Указа Президента от 2 апреля 2007 года. В случае доставки последний должен быть признан обязательным для всех сторон.

        Соответствующий пояснительный отчет под заголовком Давление на суды выразил обеспокоенность тем, что

        «Несколько местных судов приняли решения о приостановлении действия указа президента только для того, чтобы затем отозвать его, якобы под давлением секретариата президента». (пункт 67)

        Особое внимание в отчете (пункт 68) заявил

        Это тревожная тенденция правового нигилизма, с которой нельзя мириться. Совершенно очевидно, что в государстве, где правит верховенство закона, судебные ошибки следует исправлять посредством процедуры апелляции, а не посредством угроз или дисциплинарных санкций.

        30 апреля, накануне решения Конституционного суда о законности указа президента об отставке парламента Украины, президент Ющенко вопреки постановлению ПАСЕ от 19 апреля вмешался в работу Конституционного суда Украины, уволив в дисциплинарном порядке двух судей Конституционного суда. , Сюзанна Станик и Валерий Пшеничный по обвинению в "государственной измене". [16] Позже его ход был отменен Конституционным судом, и судьи были возвращены временный запретительный судебный приказ выдано судом. [17]

        16 мая Виктор Ющенко во второй раз издал очередной указ об увольнении двух судей Конституционного Суда. Сюзанна Станик и Валерий Пшеничный. [18]

        17 мая председатель Конституционного суда Иван Домбровский ушел в отставку и был заменен Валерий Пшеничный.

        23 мая Конституционный суд Украины принял меры по недопущению неправомерного влияния президента на судебную систему. [19] Решение суда было принято после того, как Виктор Ющенко неправомерно пытался повлиять на суд, незаконно уволив двух судей Конституционного суда. Валерий Пшеничный и Сюзанна Станик по обвинению в «измене присягой». [16]

        20 июля Сюзанна Станик выиграла апелляцию против Президента в Шевченковском районном суде Киева. Суд признал действия президента незаконными и восстановил права г-жи Станик в качестве члена Конституционного суда Украины. Согласно постановлению, Президент обязан отменить указ об увольнении Станик .. " [20] Двое других судей, которые также были незаконно уволены, ранее подали в отставку и как таковые не подпадали под действие постановления суда.

        После вмешательства президента Конституционный суд до сих пор не вынес решения по вопросу законности действий президента.

        Степан Гаврш, уполномоченный президента в Конституционном суде, без предварительного вынесения решения суда и без разрешения самого суда, прокомментировал в интервью, опубликованном 24 июля.

        Я не могу представить себя Конституционным судом в условиях, когда три политических лидера подписали политико-правовое соглашение о проведении досрочных выборов, в котором также оговариваются конституционные основы проведения выборов . Как суд может согласиться рассмотреть такое ходатайство в соответствии с такие условия.

        Александр ЛавриновичМинистр юстиции Украины в интервью, опубликованном 3 августа, сказал:

        По нормам Конституции и законов Украины эти выборы должны были быть признаны несостоявшимися уже сегодня. Но мы понимаем, что говорим о государстве и о том, что будет дальше в этой стране. Как мы поняли, политические договоренности заменяют закон, . Ситуация доведена до предела, когда нет возможности соблюдать все правовые нормы. [21]

        Конституционный суд Украины ( Украинский : Конституційний Суд України ) является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд Украины толкует Конституцию Украины с точки зрения законов и других правовых актов.

        Суд начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Первое решение суда было вынесено 13 мая 1997 года.

        По срочным вопросам Конституционный суд выносит решение в течение нескольких недель, но по вопросам, которые считаются менее срочными, могут потребоваться месяцы.

        Решения Конституционного суда обязательны, окончательны и обжалованию не подлежат.

        СОДЕРЖАНИЕ

        Миссия и авторитет

        В 2016 году значительно расширился доступ к Конституционному суду. С тех пор все физические и юридические лица, у которых есть основания утверждать, что окончательное решение суда противоречит Конституции, могут подать жалобу в суд. (Ранее только президент и член парламента имели право подавать апелляцию в Конституционный суд.) Жалоба может быть подана только после того, как все другие средства правовой защиты были исчерпаны в обычных украинских судах .

        Измененная Конституция Украины теперь предоставляет доступ к Конституционному Суду Украины всем физическим и юридическим лицам, если есть основания утверждать, что окончательное судебное решение противоречит Конституции. Жалоба может быть подана только после исчерпания всех других средств правовой защиты в обычных украинских судах.

        Полномочия Конституционного Суда вытекают из Конституции Украины - Глава XII.

        • не на призыв президента, не менее 45 членов парламента , то Верховный суд Украины , то омбудсмен , или крымский парламент , оценивает конституционность:
          • законы и другие правовые акты парламента
          • акты президента
          • акты Кабинета министров
          • правовые акты Верховной Рады в Автономной Республике Крым (Крымский парламент)

          Постановления суда обязательны для исполнения в Украине, окончательны и обжалованию не подлежат. Законы и другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют юридическую силу.

          Состав

          Суд состоит из 18 судей, назначаемых в равных долях Президентом, парламентом и Конгрессом судей.

          Судья должен быть гражданином Украины и иметь:

          • достиг сорока лет;
          • высшее юридическое образование и профессиональный стаж не менее 10 лет;
          • проживал в Украине последние двадцать лет;
          • владение государственным языком ( украинский )

          Судьи назначаются на 9 лет без права повторного назначения; кроме того, каждый судья обязан выйти на пенсию в возрасте 65 лет, если этот возраст наступает до окончания 9-летнего периода. Президент и парламент должны заполнить вакантную должность в течение одного месяца, а у Конгресса судей есть на это три месяца. Но назначение вступает в силу только после присяги нового судьи в парламенте; поэтому иногда становится проблемой стать судьей Конституционного Суда, если многие депутаты не хотят этого (например, они могут физически помешать провести заседание парламента, что является обычным явлением в Украине).

          Председатель Суда избирается тайным голосованием на один трехлетний срок членами Суда.

          Споры

          29 декабря 1999 г. Суд истолковал Конституцию как безоговорочно исключающую смертную казнь ; Это дата, когда Украина де-юре отменила смертную казнь после длительного периода де-факто моратория.

          В 2000-х годах сообщалось о попытках подкупа и шантажа судей Конституционного суда для вынесения положительного решения.

          14 ноября 2001 г. суд объявил прописку вне закона .

          25 декабря 2003 г. суд позволил Леониду Кучме баллотироваться в президенты в третий раз; Кучма предпочел не баллотироваться на второй срок.

          Во время украинского политического кризиса 2007 года , 30 апреля 2007 года, накануне решения Конституционного суда о законности указа президента Украины об отставке парламента Украины, президент Ющенко вопреки резолюции ПАСЕ от 19 апреля вмешался в действие Конституционного суда Украины. Суд в дисциплинарном порядке уволил двух судей Конституционного суда Сюзанну Станик и Валерия Пшеничного по обвинению в «государственной измене». Позднее его ход был отменен Конституционным судом, а судьи были возвращены судом на основании временного запретительного судебного приказа . 16 мая Виктор Ющенко во второй раз издал очередной указ об увольнении двух судей Конституционного суда Сюзанну Станик и Валерия Пшеничного . 17 мая председатель Конституционного суда Иван Домбровский подал в отставку и был заменен Валерием Пшеничным . 23 мая Конституционный суд Украины принял меры по предотвращению неправомерного влияния президента на судебную систему. Решение суда было вынесено после того, как Виктор Ющенко был обвинен в неправомерном оказании влияния на суд путем незаконного увольнения двух судей Конституционного суда Валерия Пшеничного и Сюзанны Станик по обвинению в «государственной измене». 20 июля Сюзанна Станик выиграла кассационную жалобу президента в Шевченковском районном суде Киева. Суд признал действия президента незаконными и восстановил права г-жи Станик в качестве члена Конституционного суда Украины. Согласно постановлению, президент обязан отменить свой указ об увольнении г-жи Станик. "Два других судьи, которые также были уволены незаконно, ранее подали в отставку и как таковые не подпадали под действие постановления суда. После заявления президента вмешательство Конституционный суд до сих пор не вынес решения по вопросу о законности действий президента. 25 марта 2008 года Высший административный суд Украины признал незаконным увольнение Сюзанны Станик с должности судьи Конституционного суда. Г-жа Станик была восстановлена ​​в должности. окончательный и не подлежит дальнейшей апелляции 3 апреля 2008 г. Станик была уволена из состава суда распоряжением президента. 28 апреля 2010 г. президент Виктор Янукович восстановил Станик в должности судьи Конституционного суда. На следующий день она подала в отставку.

          1 октября 2010 года Суд признал поправки 2004 года к Конституции Украины неконституционными, отменив их. 21 февраля 2014 года парламент принял закон, который восстановил эти поправки от декабря 2004 года (к конституции).

          27 октября 2020 года решение суда об отмене статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины , которая предусматривала ответственность за неточное декларирование активов государственными чиновниками, подтолкнуло Украину к украинскому конституционному кризису 2020 года . Это решение де-факто признало неконституционными большую часть антикоррупционной реформы в Украине 2014 года . 29 декабря 2020 года президент Владимир Зеленский отстранил председателя суда Александра Тупицкого [ великобритания ] на два месяца, чтобы положить конец кризису. 26 февраля 2021 года президент Зеленский подписал указ о приостановлении полномочий председателя Тупицкого еще на месяц. 27 марта 2021 года Зеленский отменил указ бывшего президента Виктора Януковича от мая 2013 года о назначении Александра Тупицкого судьей Конституционного суда Украины. Причина заключалась в том, что якобы его пребывание в должности «представляло угрозу государственной независимости и национальной безопасности Украины, что нарушает Конституцию Украины, права и свободы человека и гражданина».

          Членство

          Список судей


          • Квота президента:
            • Владимир Кампо (Володимир Михайлович Кампо) с 4 августа 2006 г.
            • Дмитрий Лилак (Дмитро Дмитрович Лилак) с 4 августа 2006 г.
            • Виктор Шишкин (Віктор Іванович Шишкін) с 4 августа 2006 г.
            • Юрий Баулин (Юрій Васильович Баулін) с 3 июня 2007 г.
            • Сергей Вдовиченко (Вдовіченко Сергій Леонідович) с 3 июня 2007 г.
            • Юрий Никитин (Юрій Иванович Нікітін) с 3 июня 2007 г.

            Уволен в 2014 г.

            • Квота съезда судей:
              • Василий Брынцев (Василь Дмитрович Бринцев) с 4 августа 2006 г.
              • Вячеслав Джунь (В'ячеслав Васильович Джунь) с 4 августа 2006 г.
              • Анатолий Дидковский (Анатолій Олександрович Дідківський) с 4 августа 2006 г.
              • Иван Домбровский (Іван Петрович Домбровський) с 4 августа 2006 г .;
              • Ярослава Мачужак (Ярослава Василівна Мачужак) с 4 августа 2006 г.
              • Андрей Стрижак (Андрій Андрійович Стрижак) с 4 августа 2006 г. (назначен в суд в 2004 г., но не приведен к присяге до 2006 г.)

              Председатели

              • 1992–1995 Леонид Юзьков
              • 1996–1999 Иван Тимченко
              • 1999–2002 Виктор Скомороха
              • 2002–2005 Николай Селивон
              • 2005–2006 Павел Евхрафов(и.о.)
              • 2006-2006 Владимир Иващенко(и.о.)
              • 2006–2007 Иван Домбровский
              • 2007-2007 Валерий Пшеничный(исполняющий обязанности)
              • 2007–2010 Андрей Стрижак
              • 2010–2013 Анатолий Головин
              • 2013–2014 Вячеслав Овчаренко
              • 2014–2017 Юрий Баулин
              • 2017–2018 Виктор Кривенко(и.о.)
              • 2018–2019 Станислав Шевчук
              • 2019 Наталия Шаптала(и.о.)
              • 2019 – настоящее время Александр Тупицкий [ uk ]

              29 декабря 2020 года президент Владимир Зеленский отстранил Тупицкого от должности на два месяца, чтобы положить конец украинскому конституционному кризису 2020 года .

              • Местная государственная администрация (главный )
              • Местный законодательный орган Автономные республикиОбластиРайоныГорода (с особым статусом ) Региональные муниципалитеты

              В судебная система Украина изложен в 1996 г. Конституция Украины. [1] Раньше не существовало понятия судебный надзор ни какой Верховный суд с 1991 года Независимость Украины. [2] когда его начали медленно реструктурировать. [3]

              Несмотря на то что судебная независимость существуют в принципе, на практике существует небольшое разделение юридических и политические силы. Судьи подвергаются давлению со стороны политических и деловых интересов. [4] Судебная система Украины считается коррумпированной. [5]

              Хотя по-прежнему существуют проблемы с функционированием системы, считается, что она значительно улучшилась с момента последней судебной реформы, проведенной в 2016 году. [6] Верховный суд считается независимым и беспристрастным органом, который несколько раз выносил решения против украинского правительства.

              С 2014 года в Украине разрешена видеосъемка судебных заседаний без получения специального разрешения судьи в пределах, установленных законом. В 2015 году стартовал проект «Открытый суд» с целью видеосъемки судебных процессов по гражданским, коммерческим, административным делам. Проект «Открытый суд» снял на видео более 7000 судебных дел в судах разных уровней. Видео хранятся, индексируются и публикуются в открытом доступе. В 2017 году ОО «Открытая Украина» запустила проект VR Court, направленный на видеосъемку судебных заседаний с помощью портативных видеокамер 3D 360 градусов для создания VR-видеозаписей судебных заседаний. [7]

              Содержание

              Украинские суды пользуются правовой, финансовой и конституционной свободой, гарантированной мерами, принятыми в украинском законодательстве в 2010 году.

              Судебная система Украина состоит из трех уровней судов общей юрисдикции. [6]

              До судебной реформы, введенной в 2016 году, система состояла из четырех уровней. [8] Кассационный суд Украины просуществовал до 2003 года. [9] Эти суды были признаны неконституционными Конституционный Суд Украины. [10]

              Местные суды

              В Украине 74 районных суда. [11] В 2018 году они заменили 142 местных общих суда. [12] [13] [11] Например в Киев Было упразднено 10 районных судов и создано 6 районных судов. [11] В Печерский районный суд особенно активен, так как управляет большей частью бизнес-сообщества Киева. [14]

              Апелляционные суды

              • Апелляционные суды (совмещающие уголовную и гражданскую юрисдикцию), состоящий из:
                • областные апелляционные суды;
                • апелляционные суды городов Киева.

                До судебной реформы, введенной в 2016 году, параллельные Специализированные апелляционные суды (коммерческая или административная юрисдикция), состоящая из апелляционных коммерческих судов и административных апелляционных судов. [6]

                Верховный суд


                • Верховный суд является высшим судом в системе судов общей юрисдикции, проводящим рассмотрение относительно неравного применения норм материального права кассационными судами и в случаях, когда международное судебное учреждение, юрисдикция которого признана Украиной, установило нарушение международные обязательства Украины.

                Конституционный Суд Украины

                • В Конституционный Суд Украины является специальным органом, уполномоченным оценивать, соответствуют ли законодательные акты парламента, президента, кабинета министров или крымского парламента Конституция Украины. Этот Суд также дает комментарии к некоторым нормам Конституции или законов Украины (вышестоящие акты Верховной Рады).

                Высший антикоррупционный суд

                • то Высший антикоррупционный суд Украины планируется создать до конца 2018 года. [15][16] Дела, касающиеся коррупция в Украине будут куплены непосредственно в этом суде. [17] Апелляции будут рассматриваться полностью отдельной Апелляционной палатой Высшего антикоррупционного суда. [17] Закон о Высшем антикоррупционном суде Украины вступил в силу 14 июня 2018 года. [15]

                Упразднены Высокие суды со специальной юрисдикцией

                В ходе судебной реформы, проведенной в 2016 году, следующие три суда были упразднены, а их задачи были переданы специальным палатам Верховного Суда Украины. [6]

                • В Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делампо гражданским и уголовным делам;
                • В Высший административный суд Украины, охватывающие административные дела;
                • В Высший хозяйственный суд Украины, охватывающие коммерческие дела.

                Постановления Высшего (иногда переводится как Верховный) Административный суд Украины обжалованию не подлежит. [18]

                Офицеры

                Судьи

                В связи с проведением судебной реформы 2016 года судьи назначаются Президент Украины по их выдвижению Высший совет юстиции. [6] Предыдущие судьи назначались указом президента сроком на пять лет, после чего судьи Украинский парламент подтвердил их на всю жизнь в попытке изолировать их от политики. [6] Этот пятилетний испытательный срок также был отменен в 2016 году. [6] Судьи защищены от увольнения (за исключением случаев грубого проступка). Иммунитет от судебного преследования был гарантирован судьям до 2016 года. [6] [19] (Этот иммунитет может быть отменен парламентом. [20] ) В настоящее время судья защищен от ответственности только на основании своих судебных действий. [6]

                В Украине около 8000 судей. [21]

                Обвинение

                Непрофессиональные оценщики

                Украина имеет система жюри; [22] хотя почти все дела слушаются одним судьей или двумя судьями в сопровождении оценщики. [22] [21] На самом деле так мало людей в Украине предстают перед судом присяжных, что в опросе Центра гражданских свобод в 2018 году 64% респондентов заявили, что такого явления в Украине не существует или, скорее, не существует. [22] Законодательство Украины позволяет присяжным рассматривать только те уголовные дела, по которым приговор может достигать пожизненного заключения. [22] Но даже в этом случае они не являются обязательными. [22] Жюри назначается только по желанию обвиняемого. [22] В отличие от Соединенные Штаты, жюри формируются не из случайных граждан, а только из тех, кто ранее претендовал на эту роль. [22] Гражданам запрещается входить в состав жюри, если: [22]

                • они не говорят по-украински
                • пожилые люди старше 65 лет
                • лица с хроническими психическими или другими заболеваниями, мешающими работе жюри
                • лица с выдающейся или непогашенной судимостью
                • лица народных депутатов, членов Кабинета Министров, судей, сотрудников правоохранительных и судебных органов, военнослужащих, других должностных лиц, адвокатов, нотариусов
                • лица, подвергшиеся административному наказанию за коррупцию в прошлом году
                • лица, признанные недееспособными или недееспособными

                Украинское жюри состоит из пяти присяжных (три основных и два запасных) и двух профессиональных судей, которые активно участвуют в принятии решений. [23]

                Присяжным запрещается общаться с кем-либо, кроме суда, по существу дела без разрешения председательствующего судьи. [22] Они не могут разглашать известные им подробности или собирать информацию по делу вне судебного разбирательства. [22] Присяжным выплачивается денежное вознаграждение. [22]

                Администрация

                В Конгресс судей является высшим органом судебного самоуправления. [24]

                В Совет судей несет ответственность за исполнение решений Конгресса и их выполнение в период между съездами, а также принимает решение о созыве Конгресса. [25]

                В Государственная судебная администрация обеспечивает организационную поддержку судебной власти и представляет судебную власть в Кабинете Министров и Верховной Раде. [26]

                В Высшая квалификационная комиссия судей Украины проводит отбор кандидатов в судьи, вносит в Высший совет юстиции рекомендации о назначении кандидата для последующего внесения представления Президента Украины, дает рекомендации по избранию постоянной должности, а также ведет дисциплинарное производство, включая увольнение . [27]

                В Высший совет юстиции "является коллективным независимым органом, который отвечает за формирование высокопоставленного корпуса судей, способных к квалифицированному, честному и беспристрастному отправлению правосудия на профессиональной основе; и за принятие решений о нарушениях судьями и прокурорами требований относительно их несовместимости и в пределах своей компетенции дисциплинарной ответственности ". Три члена совета автоматически назначаются на следующие должности: председатель Верховного суда, министр юстиции и генеральный прокурор. Остальные 17 членов избираются сроком на шесть лет. Совет состоит из 20 членов. Создан 15 января 1998 года. [28]

                Закон

                Закон о судебной системе и статусе судей 2010 года является правовой основой для организации судебной системы и отправления правосудия в Украине. [29]

                Процедура

                С 1 января 2010 г. разрешено производство в г. русский по взаимному согласию сторон. Граждане, не умеющие говорить украинец русскому или русскому разрешено использовать свой родной язык или услуги переводчика. [30]

                Анализ и критика

                Коррупция

                А Министерство юстиции Украины Опрос украинцев в 2009 году показал, что только 10% респондентов доверяют национальной судебной системе. Менее 30% считают, что в Украине возможно справедливое судебное разбирательство. [31]

                Украинские политики и аналитики описали систему правосудия в Украине как «прогнившую до глубины души» и жаловались на политическое давление на судей и коррупцию. [31] [32] [33]

                Украинские судьи были арестованы при задержании взятки. [34] Независимые юристы и права человека Активисты жаловались, что украинские судьи регулярно подвергаются давлению, чтобы вынести определенный приговор. [21]

                В 2013 г. Transparency International Отчет Барометра глобальной коррупции показал, что 66% украинской общественности считают судебную систему наиболее эффективной. испорченный заведение в стране. [35] 21% украинцев признали, что сами давали взятки судебным чиновникам. [35]

                Количество обвинительных приговоров

                С 2005 по 2008 год судьи сохранили 99,5% обвинительных приговоров, что соответствует уровню осужденности Советский союз. [31] В 2012 году этот показатель составил 99,83 процента. [36] Подозреваемые часто подвергаются длительному заключению до суда. [31]

                Недостатки в системе

                Прокуроры в Украине обладают большими полномочиями, чем в большинстве Европейский страны. [37] Согласно Европейская комиссия за демократию через право "роль и функции прокуратуры не соответствуют Совет Европы стандарты ». [37]

                В Украине мало соответствующих корпоративных и имущественных законов; это мешает корпоративное управление. [38] Украинские компании часто используют Международный закон разрешать конфликты. [1] Украина признает приговоры Европейский суд по правам человека. [1]

                Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг заявил в феврале 2012 года, что системные недостатки в функционировании украинской судебной системы серьезно угрожают права человека. [39]

                25 июля 2012 г. с раннего утра до 16:00 по Киеву прошел массовый марш протеста, в котором приняли участие около 3 500 участников, большинство из которых были любителями спорта. ФК Динамо Киев. [40] [41] Мероприятие состоялось вскоре после того, как Голосеевский районный суд Киева принял решение о всенародной славе 2011–2012 годов. Павличенко уголовное дело осудить семью Павличенко (отца и сына) к длительному сроку наказания за убийство судьи Шевсковского районного суда Киева Сергея Зубкова. [42] 24 февраля 2014 г. Верховная Рада (Верховная Рада Украины) приняла решение освободить всех политзаключенных, включая отца и сына Павличенко. [43]

                История

                Судебная система Украины была унаследована от Советский союз и бывший Украинская ССР. Таким образом, у него было много проблем, омрачавших советское правосудие, прежде всего коррумпированная и политизированная судебная система. Адвокаты заявили, что результаты судебного разбирательства могут быть несправедливо определены, и судьи обычно отказываются слушать оправдательное доказательство, вызывая частые перерывы для личных бесед с прокурором. Инсайдеры говорят, что дача и получение взяток - обычная практика в большинстве украинских судов. Размер вознаграждения зависит от юрисдикции, преступления, реального или сфабрикованного, а также от финансовых средств вовлеченного лица или компании. [31] [32]

                Генеральная прокуратура - часть правительства - оказывала чрезмерное влияние, и судьи часто не осмеливались выносить решения против государственных обвинителей. Те, кто это сделал, подверглись дисциплинарным взысканиям; когда киевский суд вынес решение в пользу оппозиционного политика Юлия Тимошенко, против самого председательствующего было возбуждено уголовное дело. Суды даже не были независимыми друг от друга, и для судей судов первой инстанции было обычным делом звонить в вышестоящие суды и спрашивать, как разрешить дело. Суды часто недофинансируются, у них мало денег или ресурсов. Нередко дела слушались в маленьких, тесных залах судебных заседаний, когда отключалось электричество, а заключенные не могли присутствовать из-за отсутствия транспорта из тюрем в залы судебных заседаний.

                Реформаторы подчеркнули, что состояние судебной системы является ключевой проблемой в начале 1990-х годов, и разработали ряд программ по повышению эффективности судебной системы. Украина-Огайо Программа верховенства права была учреждена в 1994 году и объединила юристов и судей из Американец штат Огайо, включая членов Верховный суд Огайо, со своими украинскими аналогами. В Агентство США по международному развитию поддержали эти и другие инициативы, которые также были поддержаны Европейский правительства и международные организации.

                Эти усилия вызвали споры среди некоторых представителей старой судебной гвардии, но группа судей-реформистов, получившая название «судебная оппозиция», все чаще получала поддержку от реформаторов в местных администрациях, которые настаивали на прекращении судебной коррупции. Судьи были обвинены в массовом порядке в Днепр в начале 1990-х, а позже судьи из Николаев городского суда и Московского районного суда г. Киев предстали перед судом за коррупцию.

                Существенные изменения были внесены в судебную систему, когда 7 февраля 2002 года был принят закон «О судебной системе», который создал новый уровень судебной власти и ввел институциональные гарантии для защиты судей от политического давления.

                Президент Виктор Янукович 24 марта 2010 г. сформировал экспертную группу, чтобы дать рекомендации, как «навести порядок и принять закон о судоустройстве». [31] Через день после создания этой комиссии Янукович заявил: «Мы больше не можем опозорить нашу страну такой судебной системой». [31]

                Конкретные шаги Правительство Азарова предлагалось отменить предварительное заключение за ненасильственные преступления, продвигать опытных судей с хорошей репутацией и наказывать за получение взяток и коррупция в судебной системе. [21] Закон, принятый в 2010 году, улучшил базовую заработную плату судей, и был введен более строгий метод отбора кандидатов в судьи. [21] Но реформы принесли много новых проблем: Верховный суд потерял почти все свои полномочия, судьи стали сильно зависеть от Высшего совета юстиции, возможности подавать иски против правительства были сильно ограничены.

                20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовный кодекс. [46]

                8 апреля 2014 г. Украинский парламент принял Закон «О восстановлении доверия к судебной системе Украины», этим законопроектом были заложены правовые и организационные основы проведения специальной проверки судей судов общей юрисдикции. [47]

                26 сентября 2015 г. премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что судебная система Украины будет реформирована по примеру Национальная Полиция Украины. [48] Имея в виду найм новых сотрудников в массовом порядке. [49]

                В ходе последней судебной реформы, проведенной в 2016 году, судебная система была полностью переработана, в том числе упразднение определенных судов. [6] [13]

                Конституционный суд Украины ( Украинский : Конституційний Суд України ) является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд Украины толкует Конституцию Украины с точки зрения законов и других правовых актов.

                Суд начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Первое решение суда было вынесено 13 мая 1997 года.

                По срочным вопросам Конституционный суд выносит решение в течение нескольких недель, но по вопросам, которые считаются менее срочными, могут потребоваться месяцы.

                Решения Конституционного суда обязательны, окончательны и обжалованию не подлежат.

                СОДЕРЖАНИЕ

                Миссия и авторитет

                В 2016 году значительно расширился доступ к Конституционному суду. С тех пор все физические и юридические лица, у которых есть основания утверждать, что окончательное решение суда противоречит Конституции, могут подать жалобу в суд. (Ранее только президент и член парламента имели право подавать апелляцию в Конституционный суд.) Жалоба может быть подана только после того, как все другие средства правовой защиты были исчерпаны в обычных украинских судах .

                Измененная Конституция Украины теперь предоставляет доступ к Конституционному Суду Украины всем физическим и юридическим лицам, если есть основания утверждать, что окончательное судебное решение противоречит Конституции. Жалоба может быть подана только после исчерпания всех других средств правовой защиты в обычных украинских судах.

                Полномочия Конституционного Суда вытекают из Конституции Украины - Глава XII.

                • не на призыв президента, не менее 45 членов парламента , то Верховный суд Украины , то омбудсмен , или крымский парламент , оценивает конституционность:
                  • законы и другие правовые акты парламента
                  • акты президента
                  • акты Кабинета министров
                  • правовые акты Верховной Рады в Автономной Республике Крым (Крымский парламент)

                  Постановления суда обязательны для исполнения в Украине, окончательны и обжалованию не подлежат. Законы и другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют юридическую силу.

                  Состав

                  Суд состоит из 18 судей, назначаемых в равных долях Президентом, парламентом и Конгрессом судей.

                  Судья должен быть гражданином Украины и иметь:

                  • достиг сорока лет;
                  • высшее юридическое образование и профессиональный стаж не менее 10 лет;
                  • проживал в Украине последние двадцать лет;
                  • владение государственным языком ( украинский )

                  Судьи назначаются на 9 лет без права повторного назначения; кроме того, каждый судья обязан выйти на пенсию в возрасте 65 лет, если этот возраст наступает до окончания 9-летнего периода. Президент и парламент должны заполнить вакантную должность в течение одного месяца, а у Конгресса судей есть на это три месяца. Но назначение вступает в силу только после присяги нового судьи в парламенте; поэтому иногда становится проблемой стать судьей Конституционного Суда, если многие депутаты не хотят этого (например, они могут физически помешать провести заседание парламента, что является обычным явлением в Украине).

                  Председатель Суда избирается тайным голосованием на один трехлетний срок членами Суда.

                  Споры

                  29 декабря 1999 г. Суд истолковал Конституцию как безоговорочно исключающую смертную казнь ; Это дата, когда Украина де-юре отменила смертную казнь после длительного периода де-факто моратория.

                  В 2000-х годах сообщалось о попытках подкупа и шантажа судей Конституционного суда для вынесения положительного решения.

                  14 ноября 2001 г. суд объявил прописку вне закона .

                  25 декабря 2003 г. суд позволил Леониду Кучме баллотироваться в президенты в третий раз; Кучма предпочел не баллотироваться на второй срок.

                  Во время украинского политического кризиса 2007 года , 30 апреля 2007 года, накануне решения Конституционного суда о законности указа президента Украины об отставке парламента Украины, президент Ющенко вопреки резолюции ПАСЕ от 19 апреля вмешался в действие Конституционного суда Украины. Суд в дисциплинарном порядке уволил двух судей Конституционного суда Сюзанну Станик и Валерия Пшеничного по обвинению в «государственной измене». Позднее его ход был отменен Конституционным судом, а судьи были возвращены судом на основании временного запретительного судебного приказа . 16 мая Виктор Ющенко во второй раз издал очередной указ об увольнении двух судей Конституционного суда Сюзанну Станик и Валерия Пшеничного . 17 мая председатель Конституционного суда Иван Домбровский подал в отставку и был заменен Валерием Пшеничным . 23 мая Конституционный суд Украины принял меры по предотвращению неправомерного влияния президента на судебную систему. Решение суда было вынесено после того, как Виктор Ющенко был обвинен в неправомерном оказании влияния на суд путем незаконного увольнения двух судей Конституционного суда Валерия Пшеничного и Сюзанны Станик по обвинению в «государственной измене». 20 июля Сюзанна Станик выиграла кассационную жалобу президента в Шевченковском районном суде Киева. Суд признал действия президента незаконными и восстановил права г-жи Станик в качестве члена Конституционного суда Украины. Согласно постановлению, президент обязан отменить свой указ об увольнении г-жи Станик. "Два других судьи, которые также были уволены незаконно, ранее подали в отставку и как таковые не подпадали под действие постановления суда. После заявления президента вмешательство Конституционный суд до сих пор не вынес решения по вопросу о законности действий президента. 25 марта 2008 года Высший административный суд Украины признал незаконным увольнение Сюзанны Станик с должности судьи Конституционного суда. Г-жа Станик была восстановлена ​​в должности. окончательный и не подлежит дальнейшей апелляции 3 апреля 2008 г. Станик была уволена из состава суда распоряжением президента. 28 апреля 2010 г. президент Виктор Янукович восстановил Станик в должности судьи Конституционного суда. На следующий день она подала в отставку.

                  1 октября 2010 года Суд признал поправки 2004 года к Конституции Украины неконституционными, отменив их. 21 февраля 2014 года парламент принял закон, который восстановил эти поправки от декабря 2004 года (к конституции).

                  27 октября 2020 года решение суда об отмене статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины , которая предусматривала ответственность за неточное декларирование активов государственными чиновниками, подтолкнуло Украину к украинскому конституционному кризису 2020 года . Это решение де-факто признало неконституционными большую часть антикоррупционной реформы в Украине 2014 года . 29 декабря 2020 года президент Владимир Зеленский отстранил председателя суда Александра Тупицкого [ великобритания ] на два месяца, чтобы положить конец кризису. 26 февраля 2021 года президент Зеленский подписал указ о приостановлении полномочий председателя Тупицкого еще на месяц. 27 марта 2021 года Зеленский отменил указ бывшего президента Виктора Януковича от мая 2013 года о назначении Александра Тупицкого судьей Конституционного суда Украины. Причина заключалась в том, что якобы его пребывание в должности «представляло угрозу государственной независимости и национальной безопасности Украины, что нарушает Конституцию Украины, права и свободы человека и гражданина».

                  Членство

                  Список судей


                  • Квота президента:
                    • Владимир Кампо (Володимир Михайлович Кампо) с 4 августа 2006 г.
                    • Дмитрий Лилак (Дмитро Дмитрович Лилак) с 4 августа 2006 г.
                    • Виктор Шишкин (Віктор Іванович Шишкін) с 4 августа 2006 г.
                    • Юрий Баулин (Юрій Васильович Баулін) с 3 июня 2007 г.
                    • Сергей Вдовиченко (Вдовіченко Сергій Леонідович) с 3 июня 2007 г.
                    • Юрий Никитин (Юрій Иванович Нікітін) с 3 июня 2007 г.

                    Уволен в 2014 г.

                    • Квота съезда судей:
                      • Василий Брынцев (Василь Дмитрович Бринцев) с 4 августа 2006 г.
                      • Вячеслав Джунь (В'ячеслав Васильович Джунь) с 4 августа 2006 г.
                      • Анатолий Дидковский (Анатолій Олександрович Дідківський) с 4 августа 2006 г.
                      • Иван Домбровский (Іван Петрович Домбровський) с 4 августа 2006 г .;
                      • Ярослава Мачужак (Ярослава Василівна Мачужак) с 4 августа 2006 г.
                      • Андрей Стрижак (Андрій Андрійович Стрижак) с 4 августа 2006 г. (назначен в суд в 2004 г., но не приведен к присяге до 2006 г.)

                      Председатели

                      • 1992–1995 Леонид Юзьков
                      • 1996–1999 Иван Тимченко
                      • 1999–2002 Виктор Скомороха
                      • 2002–2005 Николай Селивон
                      • 2005–2006 Павел Евхрафов(и.о.)
                      • 2006-2006 Владимир Иващенко(и.о.)
                      • 2006–2007 Иван Домбровский
                      • 2007-2007 Валерий Пшеничный(исполняющий обязанности)
                      • 2007–2010 Андрей Стрижак
                      • 2010–2013 Анатолий Головин
                      • 2013–2014 Вячеслав Овчаренко
                      • 2014–2017 Юрий Баулин
                      • 2017–2018 Виктор Кривенко(и.о.)
                      • 2018–2019 Станислав Шевчук
                      • 2019 Наталия Шаптала(и.о.)
                      • 2019 – настоящее время Александр Тупицкий [ uk ]

                      29 декабря 2020 года президент Владимир Зеленский отстранил Тупицкого от должности на два месяца, чтобы положить конец украинскому конституционному кризису 2020 года .

                      Автор статьи

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Куприянов Денис Юрьевич

                      Юрист частного права

                      Страница автора

                      Читайте также: