Принципы разграничения государственной территории

Обновлено: 26.04.2024

ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Различают границы орографические и геометрические.

Под орографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т. д.).

Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

комбинированные границы встречаются чаще, т. е. такие, которые на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница. называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки. СССР имел до Второй мировой войны такую астрономическую границу с Японией на Сахалине, которая проходила по 50-й параллели северной широты. Астрономические границы, например, имеют Филиппины. Границы государства устанавливаются в договорном порядке путемделимитации и демаркации границ. Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляюткраткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации. Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы. Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией. Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.

Государственная территория - территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;

воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Под государственной границей в международном праве понимается обозначенная на карте и закрепленная на местности линия, а также проходящая по ней вертикальная плоскость, которые определяют внешние пределы государственной территории. Иными словами, государственная граница представляет собой правовую “оболочку” государства, закрепляет территориальные пределы его суверенитета и юрисдикции. Спецификой данного института является то, что наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права он регулируется национальным законодательством каждого государства. Так, пункт 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республике Казахстан” от 13 января 1993 года определяет границу как “линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории - суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана”.

Как видно из этого определения, государственные границы могут быть сухопутными, водными и воздушными - в зависимости от той географической среды, в которой они проведены. Сухопутная граница в большинстве случаев представляет собой полоску суши шириной около 6 метров, которая может доходить и до 2-5 километров (так называемая пограничная полоса). Вместе с тем, для дружественных сопредельных государств характерно отсутствие пограничной полосы, основное предназначение которой - предупреждение инцидентов, связанных с физическим перемещением лиц и предметов через границу. Как правило, сухопутные границы подробно обозначены на местности (демаркированы) и эмпирически наблюдаемы. Пограничные столбы и другие наземные знаки - наиболее частый атрибут сухопутных государственных границ.

Водные границы, в свою очередь, делятся на морские, речные и озерные. Морские границы государства, согласно Конвенции ООН по морскому праву, являются внешними пределами его территориального моря, максимальная ширина которого может составлять 12 морских миль. Условно говоря, морская граница государства проходит в 12 милях от берега и повторяет контуры побережья. Морские границы между противолежащими или смежными государствами обычно проводятся по срединной линии.

Речные границы устанавливаются в тех случаях, когда река разделяет два государства или протекает по территории двух и более государств. Международная практика знает несколько способов проведения речных границ; при этом выбор того или иного способа в первую очередь зависит от того, судоходна река или нет. На международных судоходных реках границы устанавливаются по линии главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин реки). Оба способа удобны тем, что дают прибрежным государствам равные возможности в области речного судоходства. Делить реку точно по середине бывает несправедливо, так как ее фарватер может не совпадать со срединной линией. На несудоходных реках границы, как правило, проводят по середине реки, а если она имеет несколько русел (рукавов) - по середине главного рукава. Наконец, речная граница может быть установлена договором между заинтересованными государствами с учетом исторических и других обстоятельств. Прибрежные государства могут положить в основу договора какие-либо другие критерии - это их суверенное право.

Что касается озерных границ, то в международном праве нет какого-либо универсального документа, регулирующего их установление. В большинстве случаев приозерные государства решают провести границу по прямой линии, которая соединяет точки выхода их сухопутных границ к берегам озера. Таким способом между Россией и Эстонией поделено Чудское озеро, а также ряд озер, находящихся между США и Канадой. Во всех случаях режим границы и порядок использования озера должны быть установлены специальным договором с согласия всех приозерных государств. Именно в этом заключается главная проблема правового статуса Каспия: помимо неопределенности его географической принадлежности (озеро-море) существуют большие разногласия по вопросу о добыче его ресурсов. Например, Иран требует установления на Каспии режима кондоминиума (совместного использования), что, в принципе, характерно для некоторых международных озер.

Воздушные границы государства - это вертикальная плоскость, начинающаяся у сухопутной или водной поверхности и проходящая по периметру его сухопутной или водной территории. Как уже отмечалось, воздушные границы государства простираются до условной границы между воздушным и космическим пространством, то есть примерно до 100-110 километров. Воздушные границы практически невозможно установить на местности, поэтому указанная вертикальная плоскость имеет воображаемый характер. Вместе с тем, воздушное пространство является неотъемлемой частью государственной территории и находится под полным суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства.

Говоря о государственных границах, необходимо различать такие понятия международного права, как делимитация и демаркация. Делимитация - это договорное определение границы сопредельными государствами. Делимитация носит вербальный характер: в договоре подробно описывается “маршрут”, по которому проходит граница, как правило, обязательными приложениями к такому договору являются географические карты. Другой особенностью договоров о государственных границах является их стабильность и неуклонное исполнение, что обусловлено императивным принципом нерушимости государственных границ. Участие каждого государства в процессе делимитации границ - составная часть этого принципа.

Демаркация представляет собой проведение границы на местности, то есть создание реальной видимой границы между двумя государствами. Демаркация заключается в установлении специальных пограничных знаков, характеристика которых содержится в особом протоколе демаркации. Демаркация должна осуществляться в строгом соответствии с делимитацией, так как настоящей границей считается не реально установленная, а закрепленная международным договором. Демаркированные границы охраняются принципом неприкосновенности государственных границ. В связи с тем, что демаркация - достаточно затратный процесс, многие государства ограничиваются лишь договорным определением границы.

По способу проведения границы делятся на орографические, геометрические и астрономические. Орографические границы проводятся по рельефу местности, совпадая с естественными природными преградами: горами, реками, болотами и т. п. Такие природные объекты с давних пор разделяли отдельные племена и народы, со временем трансформировавшись в естественные государственные границы. Кроме того, природные объекты являются хорошими ориентирами для обозначения границы на местности. В связи с тем, что рельеф местности подвержен определенным изменениям, на практике возникла необходимость периодически уточнять орографические границы. Этот процесс получил название редемаркации.

Геометрические границы - это прямые линии между специально выбранными точками, в роли которых могут быть как природные, так и искусственные объекты. Чаще всего геометрические границы проводятся в малонаселенных районах земного шара с однообразным рельефом (пустыни, полупустыни). В ряде случаев геометрические границы - наследие колониальной системы, когда державам-метрополиям проще было провести границу на карте, чем разбираться на местности. (Отсюда квадратные и прямоугольные формы африканских государств, американских штатов и др.). Достоинством геометрических границ является простота, а недостатком - игнорирование естественных демографических и миграционных процессов, что нередко приводило к территориальным конфликтам.

Наконец, астрономические границы проходят по меридианам и параллелям и характерны, главным образом, для государств-архипелагов, островных государств, а также для разграничения удаленных и труднодоступных морских пространств.

На практике обычно приходится иметь дело с комбинированными границами, различные участки которых являются орографическими, геометрическими или астрономическими.

Классификация государственных границ включает в себя деление последних на договорные и исторические сложившиеся. Исторически сложившиеся границы - это границы, которые не были затронуты процессом делимитации, однако признаваемые мировым сообществом в качестве незыблемых в силу исторических причин. В силу принципа нерушимости границ международное право в равной степени защищает как договорные, так и исторически сложившиеся границы.

Вообще, наличие в международном праве императивного принципа нерушимости государственных границ существенно ограничивает государства в выборе способов допустимого изменения сложившихся границ. Как уже отмечалось в главе 4, любое изменение границ в наши дни возможно только с согласия всех заинтересованных государств. Законными случаями пересмотра сложившихся границ являются: 1)сделки, связанные с продажей или иной компенсацией за передаваемую территорию (так называемая цессия); 2)обмен территориями; 3)редемаркация; 4)осуществление нацией или народом права на самоопределение. Иллюстрациями данных способов являются продажа в 1947 году Финляндией СССР территории в районе гидроэлектростанции Янискоки за 700 миллионов финских марок, уступка в 1967 году Францией Италии участка территории в Альпах в обмен на право пользования водами итальянской реки Ройя, соглашение 1968 года между Францией и Люксембургом об обмене участками с целью уточнения границы, распад СССР и появление новых независимых государств и т. д.

В научной литературе в качестве допустимых указываются и такие способы изменения границ, как восстановление исторических прав на территорию и наказание государства за агрессию.1 Данная точка зрения выглядит достаточно спорной, так как в современном международном праве нет каких-либо (даже приблизительных) хронологических критериев, относящихся к “исторической справедливости”. В самом деле: можно ли сейчас, в начале XXI века, пересматривать результаты захватнических войн и кампаний, имевших место двести, триста или пятьсот лет назад? Очевидно, что закрепление в Заключительном Акте СБСЕ 1975 года принципа неприкосновенности государственных границ как раз и имело своей целью положить конец любым односторонним территориальным притязаниям, в том числе и оправдываемым восстановлением исторических прав. Что же касается лишения государства части территории в виде наказания за неправомерное поведение, то история прошлого века знает подобные примеры. Так, после второй мировой войны принадлежавшая Германии территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а у Японии были отторгнуты Курильские острова. Однако данный способ изменения государственных границ вызывает большие сомнения с точки зрения международно-правовой законности, так как он не предусмотрен ни одним действующим универсальным соглашением.

Регулирование института государственных границ включает в себя не только территориальный аспект, но и собственно правовой, который определяется таки понятием, как режим государственной границы. Данный режим регулируется, главным образом, национальным законодательством отдельных государств. Так, статья 7 уже упомянутого Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республики Казахстан” называет следующие элементы режима государственной границы:

-порядок пересечения государственной границы;

-порядок плавания и пребывания казахстанских и иностранных судов в казахстанской части вод;

-содержание государственной границы;

-ведение различных работ, промысловой и иной деятельности на границе.

Цель установления режима государственной границы - регулирование всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредельных государств на границе. Поэтому некоторые вопросы правового режима границы неизбежно попадают под действие международного права, то есть регулируются соглашениями между сопредельными и другими заинтересованными государствами. Например, Республика Казахстан является участником Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 года. Данное соглашение обязывает его участников незамедлительно осуществлять взаимные консультации в случаях дестабилизации на каком-либо из участков внешних границ Содружества, координировать деятельность погранвойск, служб национальной безопасности, таможенных органов, служб фито-санитарного контроля, консульских служб, а также строго и неуклонно соблюдать законодательные положения, касающиеся режима государственной границы и пограничного режима. В целях осуществления согласованного контроля за положением на границе стороны могут проводить инспекции посредством своих уполномоченных представителей и через миссии по установлению фактов дестабилизации. В случаях систематических нарушений режима безопасности в зоне внешних границ Совет глав государств Содружества вправе применять согласованные невоенные санкции.

Республика Казахстан имеет общую границу с двумя огромными государствами - постоянными членами Совета Безопасности ООН: Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Данное обстоятельство определяет приоритеты внешней политики Казахстана в области установления и поддержания режима государственных границ. 26 апреля 1994 года было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и КНР о казахстанско-китайской государственной границе, а 21 октября 1994 года - Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве в охране внешних границ, который 30 июня 1995 года был дополнен Договором о совместных усилиях в охране внешних границ. Кроме того, в 1998 году Казахстан и Россия подписали Соглашение о разделе дна северной части Каспия.

В 2002 году посредством переговоров и заключения соответствующего соглашения был урегулирован вопрос о государственной границе между Казахстаном и Узбекистаном. В целом необходимо отметить, что все международные споры и ситуации, связанные с государственными границами, Республика Казахстан стремится решать в строгом соответствии с международным правом, посредством равноправных консультации и в духе взаимного понимания. Помимо названных, договорная практика Казахстана в области государственных границ включает следующие соглашения:

-Протокол относительно намерений по делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 12 октября 1998 года;

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об участках деятельности пограничных представителей от 16 ноября 2001 года;

-Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему (ратифицированы Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 4 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе (Указ Президента Республики Казахстан о его подписании издан 15 января 2005 года).

(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3.1

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: