Государство виновное в совершении международного противоправного деяния не обязано
Обновлено: 02.05.2024
Основанием международно-правовой ответственности государства является нарушение им своего международно-правового обязательства. Поскольку международно-правовое обязательство государства содержится в норме международного права, то можно говорить о нарушении им нормы международного права, при этом имеются в виду нормы, обязательные для данного государства.
Норма международного права может быть нарушена действием государства, когда такое действие запрещено ею (например, власти государства пребывания нарушили неприкосновенность помещений дипломатического представительства). Норма международного права может быть нарушена бездействием государства (например, власти государства пребывания не предприняли никаких действий, обеспечивающих неприкосновенность дипломатического представительства).
Действие или бездействие (в зависимости от случая) — это поведение государства. Поведение может быть квалифицировано как международно-противоправное деяние государства при наличии двух элементов, а именно такое поведение присваивается государству по международному праву и оно представляет собой нарушение международно-правового обязательства государства. Деяние квалифицируется в качестве международно-противоправного в соответствии с нормами международного права, и правомерность данного деяния по национальному праву не влияет на эту квалификацию. Вина (как и ущерб) не является определяющей для такой квалификации, поскольку наличие вины для квалификации деяния в качестве международно-противоправного определяется первичной нормой международного права.
Присвоение поведения государству
Чтобы какое-то поведение государства было квалифицировано в качестве международно-противоправного, оно должно быть поведением, которое можно присвоить государству (первый элемент международно-правового деяния). Государство как политическое суверенное образование в международной жизни проявляется в действиях своих органов, должностных лиц.
В соответствии с Проектом статей Комиссии международного права поведение любого органа государства рассматривается как деяние самого государства. Это относится к законодательным, исполнительным и судебным органам. Поведением государства признаются деяния как центральных, так и местных органов.
Государству может быть присвоено поведение не только собственных органов, но и органов другого государства. Это происходит в тех случаях, когда орган одного государства передан в распоряжение другого государства и осуществляет элементы государственной власти того государства, в распоряжение которого он передан.
Государству может быть присвоено поведение лица или образования, которые не являются органом государства, но уполномочены государством осуществлять элементы государственной власти и действуют в этом качестве.
Государству может быть присвоено поведение лица или группы лиц, если они действуют под руководством или контролем государства или фактически осуществляют элементы государственной власти при отсутствии или несостоятельности официальных властей, а обстоятельства требуют осуществления таких элементов власти.
И, наконец, государство может признать любое поведение в качестве собственного.
Превышение полномочий или нарушение указаний соответствующим органом не сказывается на присвоении его поведения государству.
26.Обстоятельства, исключающие противоправность деяния.
Государство может быть освобождено от ответственности за международно-противоправное деяние, если такое деяние совершено при обстоятельствах, которые исключают его противоправность. Проект статей Комиссии международного права предусматривает шесть таких обстоятельств, а именно согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствие и состояние необходимости.
Перечисленные обстоятельства не отменяют и не прекращают обязательств государства. То или иное обстоятельство на время его действия как бы «замораживает» обязательство государства и как только соответствующее обстоятельство прекращается, то начинает действовать международно-правовое обязательство государства, если к тому времени оно еще не перестало быть обязательством этого государства.
Согласие. Государство вправе дать согласие на совершение другим государством деяния, которое не соответствовало бы обязательству последнего в отношении первого. Такое согласие освобождает от ответственности государство, совершающее противоправное деяние. При обязательствах, возникающих из многостороннего договора, в зависимости от ситуации согласие может быть или одного государства или всех участников договора.
Самооборона. Статья 51 Устава ООН подтверждает неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону. Когда государство, используя это право, совершает деяние, противоречащее его обязательствам, то оно не несет ответственности за такое деяние. Самооборона не исключает ответственности государства в сфере права вооруженных конфликтов.
Контрмеры. Контрмеры можно определить как ненасильственные действия потерпевшего государства против ответственного государства, предпринимаемые с тем, чтобы обеспечить прекращение противоправного деяния ответственного государства и добиться возмещения ущерба. Правомерность контрмер признана судебной и арбитражной практикой, равно как и доктриной международного права.
Контрмеры предпринимаются только для того, чтобы побудить ответственное государство прекратить противоправное деяние и возместить причиненный таким деянием ущерб и не являются наказанием ответственного государства за противоправное поведение, они средство выполнения обязательства ответственным государством.
Контрмеры применяются в ответ на международно-противоправное деяние ответственного государства и направлены против этого государства. Они носят временный характер и длятся в отношении ответственного государства до тех пор, пока оно не прекратит международно-противоправное деяние и не предоставит компенсацию. С прекращением контрмер возобновляется выполнение первичного обязательства. И, наконец, контрмеры должны по возможности применяться таким образом, чтобы они позволили возобновить исполнение первичных обязательств.
Предпринимаемые контрмеры должны быть пропорциональны противоправному деянию.
Применение контрмер не всегда допустимо. Проект статей перечисляет обязательства, в отношении которых контрмеры не допускаются. К ним относятся обязательства, касающиеся запрещения угрозы силой или ее применения, обязательства по защите прав человека, обязательства гуманитарного характера, обязательства, вытекающие из императивных норм международного права. Контрмеры не допускаются также в случае запрещения репрессалий.
Кроме того, государство, применяющее контрмеры, не освобождается от выполнения своих обязательств уважать неприкосновенность дипломатических представительств и консульских учреждений и их персонала. Оно не освобождается от обязательств относительно любой процедуры спора между ним и ответственным государством.
Процедура применения контрмер такова. Потерпевшее государство, прежде чем обратиться к контрмерам, должно потребовать от ответственного государства прекратить противоправное деяние и возместить ущерб. Затем оно сообщает ответственному государству о намерении обратиться к контрмерам и предлагает провести переговоры. Потерпевшее государство вправе принять неотложные меры для защиты своих прав (например, арест активов). В случае прекращения международно-противоправного деяния контрмеры не могут быть предприняты, а если они были начаты, то должны быть прекращены.
Выполнение ответственным государством обязательств по прекращению противоправного деяния и возмещению ущерба ведет к прекращению контрмер, поскольку достигнута цель обращения к контрмерам.
Форс-мажор. Освобождение от ответственности в случае форс-мажора является общим принципом права. Под форс-мажором понимаются обстоятельства, при наступлении которых становится материально невозможным выполнение обязательства. Материальная невозможность выполнения обязательства может быть обусловлена событиями естественного или физического характера, действиями людей, некоторыми случаями давления или принуждения, связанными с применением вооруженной силы. Такие обстоятельства вызваны появлением непреодолимой силы или непредвиденного события, не поддающихся контролю государства. При наступлении форс-мажорных обстоятельств в поведении государства отсутствуют элементы добровольности или свободы выбора.
Небрежность, бездействие ответственного государства, равно как и возникшие при выполнении обязательств трудности не создают обстоятельства форс-мажора и не освобождают от ответственности соответствующее государство. Государство не может ссылаться на обстоятельства форс-мажора, если эти обстоятельства созданы поведением самого государства или оно приняло на себя риск возникновения таких обстоятельств.
Бедствие. Государство освобождается от ответственности в случае совершения противоправного деяния в ситуации бедствия. Ситуация же бедствия имеет место тогда, когда у исполнителя деяния не было иного разумного способа спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.
Ситуация бедствия отличается от форс-мажора тем, что действия при ситуации бедствия волевые, даже если возможность выбора ничтожно мала или отсутствует вовсе.
Государство не может ссылаться на состояние бедствия, если оно вызвано или обусловлено поведением самого государства. Для признания состояния бедствия необходимо, чтобы масштабы бедствия превышали масштабы противоправного деяния.
Состояние бедствия как основание для освобождения государства от ответственности признано судебной и арбитражной практикой, а также нормами международного права.
Состояние необходимости. Общим правилом является норма, в соответствие с которой государство не может ссылаться на состояние необходимости в целях освобождения от ответственности за противоправное деяние. Однако имеется несколько исключений из этого общего правила.
Во-первых, состояние необходимости рассматривается в качестве обстоятельства для освобождения от ответственности за противоправное деяние, когда такое деяние является единственным способом зашиты существующего интереса от большой и неминуемой опасности.
Во-вторых, деяние не наносит серьезного ущерба существенному интересу государства или государств, в отношении которых нарушено обязательство.
Содержащиеся в Проекте статей два ограничения, касающиеся ссылки на состояние необходимости, значительно сужают возможность воспользоваться состоянием необходимости в качестве обстоятельства освобождения от ответственности.
Первое ограничение касается тех случаев, когда международное обязательство не допускает ссылок на состояние необходимости. Так, некоторые гуманитарные конвенции исключают возможность ссылаться на поенную необходимость в целях невыполнения обязательства.
Второе ограничение, не допускающее ссылку на состояние необходимости, касается случаев, когда потерпевшее государство само способствовало возникновению такого состояния.
Состояние необходимости отличается от ситуации бедствия тем, что и первом случае действия направлены на защиту существенного интереса, а во втором — на спасение жизни людей.
Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1).
отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме,
Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1), пункты 72 и 73.
подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,
отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,
1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;
2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;
3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;
4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".
- Приложение. Ответственность государств за международно-противоправные деяния
- Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
- Статья 1. Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
- Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства
- Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного
- Статья 4. Поведение органов государства
- Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
- Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
- Статья 7. Превышение полномочий или нарушение указаний
- Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства
- Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
- Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения
- Статья 11. Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
- Статья 12. Наличие нарушения международно-правового обязательства
- Статья 13. Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
- Статья 14. Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
- Статья 15. Нарушение, состоящее из составного деяния
- Статья 16. Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
- Статья 17. Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
- Статья 18. Принуждение другого государства
- Статья 19. Действие настоящей главы
- Статья 20. Согласие
- Статья 21. Самооборона
- Статья 22. Контрмеры в связи с международно-противоправным деянием
- Статья 23. Форс-мажор
- Статья 24. Бедствие
- Статья 25. Состояние необходимости
- Статья 26. Соблюдение императивных норм
- Статья 27. Последствия ссылки на обстоятельство, исключающее противоправность
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 28 - 33)
- Статья 28. Юридические последствия международно-противоправного деяния
- Статья 29. Сохранение обязанности по исполнению обязательства
- Статья 30. Прекращение и неповторение деяния
- Статья 31. Возмещение
- Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право
- Статья 33. Объем международно-правовых обязательств, установленных в настоящей части
- Статья 34. Формы возмещения
- Статья 35. Реституция
- Статья 36. Компенсация
- Статья 37. Сатисфакция
- Статья 38. Проценты
- Статья 39. Усугубление вреда
- Статья 40. Применение настоящей главы
- Статья 41. Особые последствия серьезного нарушения обязательства согласно настоящей главе
- Глава I. Призвание государства к ответственности (ст.ст. 42 - 48)
- Статья 42. Призвание к ответственности потерпевшим государством
- Статья 43. Уведомление о требовании потерпевшим государством
- Статья 44. Допустимость требований
- Статья 45. Утрата права призывать к ответственности
- Статья 46. Множественность потерпевших государств
- Статья 47. Множественность ответственных государств
- Статья 48. Призвание к ответственности государством, иным, чем потерпевшее государство
- Статья 49. Цель и пределы контрмер
- Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
- Статья 51. Пропорциональность
- Статья 52. Условия, относящиеся к применению контрмер
- Статья 53. Прекращение контрмер
- Статья 54. Меры, принимаемые государствами, иными, чем потерпевшее государство
- Статья 55. Lex specialis
- Статья 56. Вопросы ответственности государств, не регулируемые настоящими статьями
- Статья 57. Ответственность международной организации
- Статья 58. Индивидуальная ответственность
- Статья 59. Устав Организации Объединенных Наций
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83
"Ответственность государств за международно-противоправные деяния"рассмотрев главу IV доклада Комиссии международного права о работе ее пятьдесят третьей сессии*, в которой содержится проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния,
отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме**,
подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 a статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,
отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,
1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;
2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;
3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;
4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".
85-е пленарное заседание,
12 декабря 2001 года
* Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (A/56/10 и Corr.1).
** Там же, пункты 72 и 73.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83 "Ответственность государств за международно-противоправные деяния"
[по докладу Шестого комитета (А/56/589 и Соrr.1)]
56/83. Ответственность государств за международно-противоправные деяния
Генеральная Ассамблея,
рассмотрев главу IV доклада Комиссии международного права о работе ее пятьдесят третьей сессии, в которой содержится проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния,
Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1).
отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме,
Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1), пункты 72 и 73.
подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,
отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,
1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;
2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;
3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;
4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".
85-е пленарное заседание,
12 декабря 2001 годаПриложение
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
государств за международно-противоправные деянияЧасть первая
Международно-противоправное деяние государства
Глава I
Статья 1
Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства.
Статья 2
Элементы международно-противоправного деяния государства
Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:
a) присваивается государству по международному праву; и
b) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.
Статья 3
Квалификация деяния государства как международно-противоправного
Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву.
Глава II
Присвоение поведения государству
Статья 4
Поведение органов государства
1. Поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.
2. Понятие "орган" включает любое лицо или любое образование, которое имеет такой статус по внутригосударственному праву.
Статья 5
Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
Поведение лица или образования, не являющегося органом государства в соответствии со статьей 4, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, при условии что в данном случае это лицо или образование действует в этом качестве.
Статья 6
Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
Поведение органа, предоставленного в распоряжение государства другим государством, рассматривается как деяние первого государства по международному праву, если этот орган действует в осуществление элементов государственной власти того государства, в распоряжение которого он предоставлен.
Статья 7
Превышение полномочий или нарушение указаний
Поведение органа государства либо лица или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, если этот орган, лицо или образование действуют в этом качестве, даже если они превышают свои полномочия или нарушают указания.
Статья 8
Поведение под руководством или контролем государства
Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства при осуществлении такого поведения.
Статья 9
Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически осуществляет элементы государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей и в условиях, требующих осуществления таких элементов власти.
Статья 10
Поведение повстанческого или иного движения
1. Поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства по международному праву.
2. Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существовавшего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву.
3. Настоящая статья не затрагивает присвоения государству какого-либо поведения, как бы то ни было связанного с поведением данного движения, которое рассматривается как деяние такого государства в силу статей 4-9.
Статья 11
Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
Поведение, которое не присваивается государству на основании предшествующих статей, тем не менее рассматривается как деяние данного государства по международному праву, если и в той мере, в какой это государство признает и принимает данное поведение в качестве собственного.
Глава III
Нарушение международно-правового обязательства
Статья 12
Наличие нарушения международно-правового обязательства
Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера.
Статья 13
Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
Никакое деяние государства не является нарушением международно-правового обязательства, если это обязательство не связывает данное государство во время совершения деяния.
Статья 14
Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
1. Нарушение международно-правового обязательства деянием государства, не носящим длящегося характера, происходит в тот момент времени, когда деяние совершается, даже если его последствия продолжаются.
2. Нарушение международно-правового обязательства деянием государства, носящим длящийся характер, длится в течение всего периода, во время которого это деяние продолжается и остается не соответствующим международно-правовому обязательству.
3. Нарушение международно-правового обязательства, требующего от государства предотвратить определенное событие, происходит, когда данное событие происходит, и длится в течение всего периода, во время которого это событие продолжается и остается не соответствующим этому обязательству.
Статья 15
Нарушение, состоящее из составного деяния
1. Нарушение государством международно-правового обязательства посредством серии действий или бездействий, определяемых в совокупности как противоправные, происходит, когда происходит то действие или бездействие, которое, взятое вместе с другими действиями или бездействиями, является достаточным для того, чтобы составить международно-противоправное деяние.
2. В этом случае нарушение длится в течение всего периода начиная с первого из действий или бездействий данной серии и продолжается, пока такие действия или бездействия повторяются и остаются не соответствующими международно-правовому обязательству.
Глава IV
Ответственность государства в связи с деянием другого государства
Статья 16
Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если:
а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния; и
b) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.
Статья 17
Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если:
а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния; и
b) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.
- Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
- Статья 1. Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
- Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства
- Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного
- Статья 4. Поведение органов государства
- Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
- Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
- Статья 7. Превышение полномочий или нарушение указаний
- Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства
- Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
- Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения
- Статья 11. Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
- Статья 12. Наличие нарушения международно-правового обязательства
- Статья 13. Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
- Статья 14. Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
- Статья 15. Нарушение, состоящее из составного деяния
- Статья 16. Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
- Статья 17. Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
- Статья 18. Принуждение другого государства
- Статья 19. Действие настоящей главы
- Статья 20. Согласие
- Статья 21. Самооборона
- Статья 22. Контрмеры в связи с международно-противоправным деянием
- Статья 23. Форс-мажор
- Статья 24. Бедствие
- Статья 25. Состояние необходимости
- Статья 26. Соблюдение императивных норм
- Статья 27. Последствия ссылки на обстоятельство, исключающее противоправность
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 28 - 33)
- Статья 28. Юридические последствия международно-противоправного деяния
- Статья 29. Сохранение обязанности по исполнению обязательства
- Статья 30. Прекращение и неповторение деяния
- Статья 31. Возмещение
- Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право
- Статья 33. Объем международно-правовых обязательств, установленных в настоящей части
- Статья 34. Формы возмещения
- Статья 35. Реституция
- Статья 36. Компенсация
- Статья 37. Сатисфакция
- Статья 38. Проценты
- Статья 39. Усугубление вреда
- Статья 40. Применение настоящей главы
- Статья 41. Особые последствия серьезного нарушения обязательства согласно настоящей главе
- Глава I. Призвание государства к ответственности (ст.ст. 42 - 48)
- Статья 42. Призвание к ответственности потерпевшим государством
- Статья 43. Уведомление о требовании потерпевшим государством
- Статья 44. Допустимость требований
- Статья 45. Утрата права призывать к ответственности
- Статья 46. Множественность потерпевших государств
- Статья 47. Множественность ответственных государств
- Статья 48. Призвание к ответственности государством, иным, чем потерпевшее государство
- Статья 49. Цель и пределы контрмер
- Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
- Статья 51. Пропорциональность
- Статья 52. Условия, относящиеся к применению контрмер
- Статья 53. Прекращение контрмер
- Статья 54. Меры, принимаемые государствами, иными, чем потерпевшее государство
- Статья 55. Lex specialis
- Статья 56. Вопросы ответственности государств, не регулируемые настоящими статьями
- Статья 57. Ответственность международной организации
- Статья 58. Индивидуальная ответственность
- Статья 59. Устав Организации Объединенных Наций
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Автор статьи
Читайте также:
- Можно ли поступить на адвоката после 9 класса с тройками
- Взыскание неустойки в порядке регресса судебная практика
- К субъектам государственной власти относятся социальные институты политика и право в условиях
- Какое правовое значение имеют решение конституционного суда
- Выступление в суде это публичное выступление
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
- Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
- Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)