Предоставление государственных услуг в сфере экологии состояние и перспективы

Обновлено: 19.04.2024

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2021 г. № 507

МОСКВА

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2549)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2171; 2016, № 34, ст. 5248; 2017, № 15, ст. 2228; № 28, ст. 4171; 2018, № 8, ст. 1218; № 15, ст. 2145; 2019, № 15, ст. 1745; № 50, ст. 7388; 2020, № 15, ст. 2265; № 40, ст. 6257; № 47, ст. 7523).

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 марта 2021 г. № 507

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2549)

1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и паспорта подпрограмм 1 - 4 изложить в следующей редакции:

"ПАСПОРТгосударственной программы Российской Федерации"Охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год),

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Федеральное агентство водных ресурсов (2012 - 2020 годы),

Федеральное агентство по рыболовству,

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Федеральное агентство по недропользованию,

Министерство экономического развития Российской Федерации (2017 - 2018 годы),

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2012 - 2014 годы),

Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы),

Министерство энергетики Российской Федерации (2014 - 2015 годы),

Федеральное агентство научных организаций (2018 год),

Федеральное космическое агентство (2014 год)

подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды";

подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России";

подпрограмма 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды";

подпрограмма 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (окончание реализации подпрограммы - 2015 год);

подпрограмма 8 "Ликвидация накопленного экологического ущерба" (окончание реализации подпрограммы в 2016 году, отдельные мероприятия этой подпрограммы включены в подпрограмму "Приоритетный проект "Чистая страна");

подпрограмма П "Приоритетный проект "Чистая страна" (окончание реализации подпрограммы - 2018 год);

подпрограмма 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" (начало реализации подпрограммы - 2021 год);

федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы";

федеральная целевая программа "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы"

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека;

сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации;

повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике, Арктике и на архипелаге Шпицберген;

сохранение уникальной водной системы - озера Байкал

показатель 1 "Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год";

показатель 3 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха";

показатель 4 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";

показатель 5 "Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)";

показатель 6 "Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в постоянных ценах";

показатель 7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";

показатель 8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";

показатель 10 "Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории";

показатель 12 "Уровень охвата акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений";

показатель 13 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации";

показатель 14 "Снижение совокупного объема выбросов приоритетных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта (убывающим итогом)";

показатель 15 "Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, нарастающим итогом"

2012 - 2024 годы

объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы") - 712694084 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 23018885,1 тыс. рублей;

на 2013 год - 25350473,1 тыс. рублей;

на 2014 год - 31736329,5 тыс. рублей;

на 2015 год - 35714037,3 тыс. рублей;

на 2016 год - 33431114,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 33888229,5 тыс. рублей;

на 2018 год - 37451218,9 тыс. рублей;

на 2019 год - 58253967,8 тыс. рублей;

на 2020 год - 81380805,1 тыс. рублей;

на 2021 год - 78216788,9 тыс. рублей;

на 2022 год - 85147263,6 тыс. рублей

на 2023 год - 96404971,1 тыс. рублей;

на 2024 год - 92700000 тыс. рублей

на 2020 год - 4547062 тыс. рублей;

на 2021 год - 5079072 тыс. рублей;

на 2022 год - 5466797 тыс. рублей;

на 2023 год - 5951531 тыс. рублей;

на 2024 год - 5951531 тыс. рублей

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;

к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;

обеспечено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 36 единиц;

обеспечено сохранение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

введена в эксплуатацию ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" для проведения российских научных исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана;

реализованы мероприятия мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также по развитию и модернизации государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Арктической зоны Российской Федерации;

введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север" для информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике;

разработаны механизмы поддержки "зеленых проектов";

получена оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой;

обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

повышен уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);

обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

получены новые научные знания в области изменения климата, создающие основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

сокращены объемы поступления загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории на 101916 тыс. куб. метров к концу 2024 года

ПАСПОРТподпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды"государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год),

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,

Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы),

Федеральное агентство научных организаций (2018 год),

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;

восстановление, в том числе рекультивация, земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;

улучшение экологического состояния реки Волги;

эффективное обращение с отходами производства и потребления, в том числе создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны

снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду на основе обеспечения эффективного комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и системы государственной экологической экспертизы;

совершенствование научно-методологического обеспечения внедрения экономических механизмов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации, включая оценку использования природных ресурсов, оценку состояния окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации;

ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены;

ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;

снижение негативного воздействия затонувших судов;

проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волгу и ее притоки

показатель 1.1 "Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности";

показатель 1.2 "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды";

показатель 1.4 "Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2014 году";

показатель 1.5 "Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов";

показатель 1.6 "Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде";

показатель 1.10 "Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, нарастающим итогом";

показатель 1.38 "Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов, нарастающим итогом";

показатель 1.41 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов";

показатель 1.42 "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате разделенного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";

показатель 1.43 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов";

показатель 1.44 "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов"

2012 - 2024 годы

объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 331287594,7 тыс. рублей, в том числе:

на 2012 год - 3416345 тыс. рублей;

на 2013 год - 5032435,3 тыс. рублей;

на 2014 год - 8409858,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 6920095,7 тыс. рублей;

на 2016 год - 4809298,7 тыс. рублей;

на 2017 год - 4724407,8 тыс. рублей;

на 2018 год - 5878071,3 тыс. рублей;

на 2019 год - 28383021,1 тыс. рублей;

на 2020 год - 44671888,9 тыс. рублей;

на 2021 год - 43065626,6 тыс. рублей;

на 2022 год - 52464828,2 тыс. рублей;

на 2023 год - 63980281,2 тыс. рублей;

на 2024 год - 59531436 тыс. рублей

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель;

по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель;

обеспечен сбор информации о фактах правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предоставленной гражданами Российской Федерации, общественными объединениями и некоммерческими организациями через средства информационных технологий;

создание и функционирование федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

обеспечена утилизация твердых коммунальных отходов путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии в 2024 году 3,35 млн. тонн;

обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

актуализирована система осуществления социально-гигиенического мониторинга в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" в части периодичности, параметров и выбора точек наблюдений за качеством атмосферного воздуха;

разработана и внедрена в практику методология оценки экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения;

обеспечено сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах), увеличение средней продолжительности жизни;

к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите;

завершена ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;

проведен комплекс работ по подъему и утилизации 95 затонувших бесхозяйных судов на акватории реки Волги;

обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2021 года N 3496-р

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2021 года N 3496-р

Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся 4 декабря 2020 г.;

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

дистанционное зондирование Земли;

беспилотный летательный аппарат;

технология интернет вещей;

аналитическая обработка данных;

Технология искусственного интеллекта будет использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для анализа информации мониторинга (государственная наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, дистанционное зондирование Земли, беспилотный летательный аппарат), комплексного гидрометеорологического и экологического прогнозирования опасных метеорологических явлений, пожарной опасности в лесах, автоматизации принятия решений в режиме реального времени (включая создание методов и моделей), детекции и идентификации объектов животного и растительного мира в сложной окружающей среде.

Технология интернет вещей будет использоваться в рамках развития государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для повышения эффективности сбора и передачи данных со стационарных и подвижных пунктов наблюдений.

Технологии дистанционного зондирования Земли и беспилотного летательного аппарата будут использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для обследования, планирования эффективного использования и воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и контроля над изменением климата.

Технологии больших данных и аналитической обработки данных будут использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для накопления, хранения, анализа и обработки данных в создаваемых федеральных государственных информационных системах и цифровых платформах.

Технология цифрового двойника будет использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для обновления и создания базы данных нового поколения природных объектов (экосистем), включая недра, водные объекты, леса, среду обитания объектов животного мира.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целями цифровой трансформации являются:

формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;

создание, внедрение и развитие в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;

повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;

достижение заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли.

Формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, определяют решение следующих задач:

переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации;

автоматизированный сбор достоверных сведений о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов;

формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, в которую интегрированы платформа в области гидрометеорологии, платформа управления лесным комплексом, платформа недропользования, цифровая платформа управления обращения с отходами, платформа управления водными ресурсами, цифровая платформа поддержки и развития экологического туризма;

обеспечение интеграции с существующими и разрабатываемыми государственными информационными системами для функционирования тематических информационных систем и обмен данными между этими информационными системами и ресурсами в рамках задач отрасли экологии и природопользования;

комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид;

разработка и эксплуатация геоинформационных технологий, систем автоматического анализа дистанционного зондирования Земли, наземных, авиационных и космических средств мониторинга, использование дата-сетов на основе сведений, содержащихся в государственных реестрах, и результатов мониторинга, применение искусственного интеллекта для анализа данных, применение технологий виртуальной и дополненной реальности.

Для формирования благоприятных условий цифровой трансформации отрасли определены следующие задачи:

комплексная цифровизация деятельности участников отрасли, снижение затрат на взаимодействие с государством и контрольно-надзорными органами;

институциональное обеспечение цифровой трансформации отрасли по вопросам правового, организационного, технического, инструментального, финансового и социального характера, обеспечивающей благоприятные экономические, правовые и социальные условия;

создание благоприятных условий для участия представителей предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в решении наиболее важных проблем экологии и природопользования;

усиление системности мероприятий, планируемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области цифровой трансформации и их нацеленности на решение приоритетных задач развития отраслей экономики.

Сформирован список задач для достижения цели создания, внедрения и развития в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий, среди которых:

обеспечение наиболее эффективных решений структурных проблем отрасли, препятствующих ускорению социально-экономического развития, к которым относятся цифровые решения по сегментам;

повышение уровня экономии бюджетных средств и сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации;

повышение уровня развития и связанности информационных систем и автоматизированное оказание государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Для повышения доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий определены следующие задачи:

обеспечение устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры отрасли, конкурентоспособности российских разработок и технологий, масштабирование российского программного обеспечения, а также развитие таких перспективных высокотехнологичных направлений, как квантовые коммуникации, облачные вычисления, использование мобильных сетей связи пятого поколения;

обеспечение информационной безопасности на основе российских разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, а также организация доступа к данным для различных категорий потребителей, в том числе в целях соблюдения режимов ограничения доступа к информации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

запуск в отрасли инновационных решений и критических цифровых технологий на основе больших данных, искусственного интеллекта, интернет вещей, применение беспилотного летательного аппарата, автоматизированных датчиков и постов наблюдения на период 2024-2030 годов предпочтительно на апробированном и сертифицированном российском оборудовании и программном обеспечении.

Для достижения заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли необходимо решить следующие задачи:

обеспечение качественных изменений в бизнес-процессах и (или) способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам;

увеличение в отрасли доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, формирование новых сервисов и цифровых форм и каналов взаимодействия населения, бизнеса, общественных организаций и государства;

обеспечение увеличения открытости и доступности необходимых информационных данных для участников отрасли по таким областям, как гидрометеорология, лесной комплекс, недропользование, обращение с отходами, водные ресурсы, поддержка и развитие экологического туризма.

Реализация стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, предусматривает решение следующих задач:

повышение качества взаимодействия с гражданами и организациями путем расширения возможностей доступа к информации в области охраны окружающей среды;

снижение текущих издержек администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих органам управления экологического надзора;

совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

обеспечение контроля деятельности природопользователей путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному лицу, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки недобросовестности исполнения законов и нормативных правовых актов;

повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного экологического надзора, в том числе повышение эффективности выявления и пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей среды при помощи цифровой платформы "Госконтроль";

повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и присоединения внешних источников информации природопользователей;

снижение затрат территориальных органов и подведомственных учреждений на сбор, ввод, обработку и контроль форм отчетности;

снижение затрат на обеспечение межведомственного обмена информацией.

Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р.Волгу, озера Байкал и Телецкое;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации, являются:

ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах;

документоцентричная система управления, многозвеньевая вертикаль, сложная система распределения полномочий и ответственности;

широкое использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг;

отсутствие единых прозрачных бизнес-процессов осуществления функций органами государственной власти;

низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия;

высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;

Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня организовывается и проводится по поручению Федеральной службы Росприроднадзора, согласно п. 4.8 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 483.

Реквизиты нормативных правовых актов

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»;

Порядок предоставления услуги

Основанием для оказания государственной услуги является направление заявителем следующих документов:

заявление, оформленное в соответствии с рекомендуемым образцом и содержащее информацию в соответствии с п. 12, п. 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923;

документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявительных документов. Определение органа, уполномоченного на проведение государственной экологической экспертизы;

рассмотрение заявительных документов;

формирование и направление межведомственных запросов;

подготовка и издание приказа или решения об организации и проведении государственной экологической экспертизы;

проведение государственной экологической экспертизы. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы;

выдача результата предоставления государственной услуги;

исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Сроки предоставления услуги

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174 «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявление на о предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня

Размер госпошлины

На основании положений пункта 2 статьи 14, абзаца 3 статьи 27 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 174-ФЗ Заявитель оплачивает проведение государственной услуги в соответствии со счетом на проведение государственной экологической экспертизы, подготовленным структурным подразделением Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), ответственным за финансово-хозяйственную деятельность, и сметой расходов, подготовленной структурным подразделением Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора), уполномоченным на предоставление государственной услуги

При предоставлении государственной услуги возврат денежных средств в полном объеме либо частично не предусмотрен.

Результат предоставления государственной услуги

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Контактные данные

Контактные данные для связи специалистов Межрегионального отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности по г. Москве и Калужской области


Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.

Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.

Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.

Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.

Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %

Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год

Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2

Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га

Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км

Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %

Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.

Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га

Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек

Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.

Финансовое обеспечение

  • федеральный проект «Чистая страна» - 124 206,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» - 296 223,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности» - 36 353,3 млн. рублей
  • федеральный проект «Чистый воздух» - 500 139,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Чистая Вода» - 245 050,0 млн. рублей
  • федеральный проект «Оздоровление Волги» - 205 378,9 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение озера Байкал» - 33 944,9
  • федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов» - 15 152,0 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» - 6 282,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Сохранение лесов» - 151 009,8 млн. рублей
  • федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» - 2 427 300,0 млн. рублей

Федеральные проекты национального проекта «Экология»

    сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства сроки реализации: 20.12.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.С.Осьмаков , заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.Е.Лихачев , генеральный директор госкорпорации «Росатом» сроки реализации: 01.08.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства сроки реализации: 10.01.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта С.Н.Ястребов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.01.2018 – 25.12.2024. Руководитель проекта А.В.Чибис , заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.М.Амирханов , заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сроки реализации: 01.10.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта В.Г.Логинов , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации сроки реализации: 01.01.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.В.Валентик , заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства

Видео о национальном проекте

Министр экологии и природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин о задачах нацпроекта «Экология» в 2019 г.

Реализация национального проекта «Экология» в регионах России

Экология как национальный проект: какой будет рост экономики? Академик Порфирьев Б.Н.

О национальном проекте «Экология» говорили в Совете Федерации

Председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва

Руководитель Проектного офиса «Формирование Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности» госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев в рамках секции «Ответственность перед природой как национальный проект», форум «Сообщество», Москва

Другие национальные проекты

Прикрепленные документы 14

Сретенский Клуб

Комментарии 1

Кочерова Л. М.

С 1 марта 2022 года действуют несколько нововведений в сфере обращения с отходами, порядке лицензирования хозяйственной деятельности, экологических сборов. Они приняты, чтобы поддержать российскую экономику в условиях санкций. Разберемся, как и что нужно учесть организациям

Сфера обращения с отходами

Организации, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны действовать в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

С 1 марта 2022 года внесение данных в Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором стало обязательным.

18 марта 2022 года Правительство РФ внесло поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 326). Это было необходимо, чтобы привести Правила в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ.

С 3 апреля 2022 года действуют предельные тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности (Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22). До 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления они составляют:

  • I класс опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
  • II класс опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 установлены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Они обязательны как для юридических лиц и ИП, так для граждан, у которых появляются:

  • аккумуляторы, аккумуляторные батареи и отходы их электролитов;
  • минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства;
  • оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства;
  • отходы шин, покрышек, камер.

Причем юрлица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов из группы «Отходы электронного оборудования» должны передать их на обработку и утилизацию организациям, у которых есть соответствующая лицензия. Граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.

  • Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.

2 июля 2021 года вступили в силу уточненные требования к транспортировке отходов (Федеральный закон от 02.07.2021 № 356). Одно из положений обязывает размещать на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальные отличительные знаки, обозначающие класс опасности отходов. Образцы таких знаков и порядок их нанесения устанавливает Минтранс России. Эта норма вступила в силу 1 марта 2022 года.

Проверочные листы

Здесь тоже небольшие изменения:

  • актуализирована форма проверочного листа, применяемого в рамках федерального государственного экологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115);
  • утверждена форма проверочного листа, используемого для федерального государственного геологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116).

Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют, соблюдает или не соблюдает контролируемое лицо обязательные требования.

Лицензирование

Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 271):

  • установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям;
  • определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
  • уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;
  • предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

В качестве меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций Правительство РФ продлило срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически на 12 месяцев, а для их получения или переоформления предусмотрен упрощенный порядок (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353).

К списку разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, в том числе отнесены:

  • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • лицензии на водопользование.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В 2022 году применяются:

  • ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
  • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля — 67,12 руб. за тонну.

Утилизационные сборы

Для обеспечения стабильной деятельности производителей автомобильной техники в условиях сложившейся экономической ситуации и санкций продлен срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года. Перенос сроков коснется предприятий, где трудится не менее 5 000 человек, и их дочерних компаний (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287).

До 20 декабря 2022 года надо уплатить утилизационный сбор:

  • за I–III кварталы 2022 года;
  • за IV квартал 2021 года и за I – III кварталы 2022 года, если в отношении предприятий отрасли введены иностранные санкции.

Аналогичная мера о продлении сроков уплаты утилизационного сбора действует и для отечественных производителей сельхозтехники, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также прицепов к ней (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 года № 521). Сбор за I–III кварталы 2022 года можно будет уплатить до 23 декабря 2022 года.

Отсрочка касается крупнейших предприятий отрасли. Она должна помочь снизить остроту дефицита оборотных средств и избежать просрочки выплаты заработной платы сотрудникам.

Больше об экологическом законодательстве, обороте отходов и отчетности организаций вы узнаете из материалов курса «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I‑IV классов опасности».

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух

С 1 марта вступили в силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов не только от стационарных, но и от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. Актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871).

Теперь передвижные источники нужно включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где ведется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС:

  • не ведется промышленное производство;
  • эксплуатируются исключительно легковые автомобили,
  • эксплуатируются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день
  • эксплуатируются грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

В приказе вы найдете рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

Комплексное экологическое разрешение

С 1 марта 2022 года заявку на получение комплексного экологического разрешения нужно подавать по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Также Приказ обновил и форму самого комплексного экологического разрешения (КЭР).

Предприятиям, которые получили КЭР до 1 сентября 2022 года, на два года продлен срок создания систем автоматического контроля (Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ).

Сдвигается и срок, до которого должны быть поданы заявки на комплексное экологическое разрешение: с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года. Это касается объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к I категории, объектов, чей вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60%.

Правительство РФ внесло поправки в порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).

Теперь указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы после рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет виды объектов, решения по которым могут принимать регионы.

Серьезные изменения коснулись и контрольно-надзорной деятельности. Все они направлены на снижение нагрузки на предпринимателей. О том, как проходить проверки в 2022 году, как изменился порядок назначения штрафов, читайте в нашей шпаргалке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: