Система государственного устройства при которой функции законодательной и исполнительной власти это

Обновлено: 28.04.2024

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа — парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Смотреть что такое ПАРЛАМЕНТАРИЗМ в других словарях:

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве орга. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной ф. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, -а, м. Государственная система с парламентом во главе.II прил. парламентарный, -ая, -ое.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

парламентаризм м. Политическая система, при которой, согласно конституции, парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственной власти.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

парламентаризм строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол-во синонимов: 1 • строй (48) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: строй. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система гос. руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодат. и исполнит. функций при п. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Парламентаризм — система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. П. существует не во всех конституционных странах: его нет ни в Германской империи, ни в отдельных германских государствах, ни в Австрии, ни в Соединенных Штатах. Типичным парламентарным государством является Англия; П. господствует также в Бельгии, Франции, Италии, Венгрии. В государствах первого типа, называемых обыкновенно чисто представительными, строго проводится принцип разделения между властями законодательной и исполнительной; первая принадлежит главе государства — монарху или президенту республики, — управляющему через посредство назначаемых и сменяемых им министров, политически не ответственных перед парламентом; вторая, в понятие которой входит также право вотирования бюджетов, принадлежит парламенту. Министерства здесь часто бывают внепарламентскими, т. е. члены его не принадлежат к составу палат. В государствах второго типа парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса: он требует от исполнительной власти отчетов в ее деятельности и имеет право привлекать ее к ответственности (см. Ответственность министров); в случае неодобрения парламентом образа действий исполнительной власти у последней остается право апелляции к избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку. Таким образом исполнительная власть фактически является только органом парламента. Министры, в парламентарных государствах, принадлежат к составу парламента; в большей их части правило это, не включенное в писанные конституции, установилось на практике, в силу необходимости, очень строго; нарушается оно только в таких государствах (напр. Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве П. центр тяжести государственной жизни лежит в парламенте, в котором идет постоянная борьба за власть между двумя или несколькими партиями. После падения одного министерства глава государства поручает составить новое общепризнанному вождю партии, свергшей предыдущее; только при большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор, но и тут он по необходимости должен стремиться к сформированию министерства, которое пользовалась бы поддержкой большинства в парламенте, ибо только такое министерство может быть прочным. Таким образом П. всегда означает политическое господство наиболее сильной в народе (точнее — среди избирателей) партии. Все сказанное о роли парламента относится преимущественно к нижней его палате (в странах с двумя палатами), хотя строго и безусловно установленным это не может считаться. Так, во Франции министерство Буржуа (1895—96), находившее опору в палате депутатов, но встречавшее сильное противодействие в сенате, некоторое время колебалось, думая вступить в конфликт с сенатом, но после непродолжительной борьбы вынуждено было уступить и выйти в отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка палаты лордов имела для министерства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты общин; но уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832 г. палата лордов окончательна потеряла возможность вызвать падение кабинета. Так, в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни малейшего внимания на вотум недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико (см. Пальмерстон). Принцип П. установился в Англии в XVIII в.: последняя попытка управлять страной вопреки палате общин была сделана Питтом младшим, в 1783—84 г., но и он, после непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты. Во Франции господство П. установилось окончательно только в 1875 г.; Италией он унаследован от Шемонта, в котором восходит к 1848 г.; в Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает по отношению к П. особое место: исполнительная власть избирается здесь на 3 года, но в продолжение этого срока она не может быть сменяема; члены ее часто не принадлежат к составу палат; поэтому Швейцарию нельзя относить к государствам парламентарным. Литературу см. при словах: Государственное право, Конституции, Министерства, Ответственность министров, Партии, Политика, Разделение властей. Ср. также Дайси, "Основы госуд. права Англии" (СПб., 1891); Lothar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er ist" (3 изд., Штутг., 1894; только об Англии, весьма враждебна принципу П.); Hamilton, "Parlamentarische Logik, Taktik u. Rhetorik" (2 изд., Тюбинген, 1872); Prins, "La d émocratie et le ré gime parlementaire" (2 изд., Брюссель, 1886); Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884); Duvergier de Hauranne, "La r éforme parleinentaire et la réforme é lectorate" (П., 1846); его же, "Histoire du gouvernement parlementaire en France de 1814—48" (Пар., 1857—73); Веnj. Constant, "Principes de politique" (Париж, 1815, гл. II и IX; новейшее издание Лабуле); Pr évost-Paradol, "Du Gouvernement parlementair e", в его "Essais de politique" (Пар., 1859). В. В—в .


. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Парламентаризм система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм пр. смотреть

  • Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.

Вестминстерская система характерна для государств Содружества Наций. Начало её использования положили канадские провинции и австралийские колонии Великобритании в середине XIX века.

Характерными чертами, определяющими Вестминстерскую систему, являются:

* Наличие главы государства, имеющего лишь церемониальные и представительские функции;

* Наличие главы правительства, назначаемого главой государства, и являющегося, как правило, главой политической партии, имеющей большинство в Парламенте;

* Наличие механизма исполнительной власти, как правило, в форме кабинета, возглавляемого главой правительства;

* Наличие парламентской оппозиции и многопартийной системы в стране;

* Наличие бикамерализма (двухпалатного парламента) и допустимость уникамерализма;

* Возможность для Парламента выразить недоверие правительству;

Связанные понятия

Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.

Двухпалатный парламент (Бикамеризм, Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.

Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).

Деволюция (от лат. devolutio — «свёртывание») — в конституционно-правовой практике ряда стран — передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти.

Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.

Отве́тственное прави́тельство (англ. responsible government, в российской политической жизни 1916—1917 гг. — «ответственное министерство») — выражение, используемое для обозначения подотчётности правительства перед парламентом в ряде стран с конституционной монархией. До введения ответственного правительства члены исполнительной власти отчитывались в своих действиях лишь перед монархом и не могли быть напрямую освобождены от занимаемых должностей парламентом.

Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.

Конститу́ция Кана́ды (англ. Constitution of Canada, фр. Constitution du Canada) — это не единый юридический Акт, а, скорее, понятие, которое обозначает и объединяет важнейшие законы в Канаде. Конституция объединяет кодифицированные законы, некодифицированные традиции и соглашения. Она в общих чертах намечает канадскую правительственную систему, а также политические права всех канадских граждан.

Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.

Короле́вская са́нкция в конституционных монархиях — акт, которым монарх или его представитель одобряет принятые парламентом законы. Обычно монарх по традиции или закону обязан одобрять все законы, принятые парламентом, а королевская санкция является простой формальностью.

Правительство большинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе правительство, образуемое одной политической партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Кана́дская мона́рхия — это парламентская система, в которой монархическая власть имеет наследственный порядок передачи. Монарх является главой государства, в настоящее время этот пост занимает Елизавета II, королева Канады. Её официальный титул — Елизавета II, Божьей милостью Королева Соединённого королевства, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры. Она царствует над страной с 6 февраля 1952. Наследником Короны является Чарльз, принц Уэльский, хотя королева — единственный.

Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

Доминио́н (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне — в составе Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.

Австралийская монархия (англ. Monarchy of Australia) — система конституционного управления, при которой монарх является верховным правителем Австралии, формируя вокруг себя парламентскую демократию Вестминстерского типа. Иногда, для того чтобы подчеркнуть реально существующее положение вещей в политическом устройстве государства, Австралию называют «Коронованной республикой», имея при этом в виду, что, несмотря на то, что Австралия формально остается монархией, по своей сути и духу это республика.

Новозеландская монархия (также «правление Британской короны в Новой Зеландии») — конституционное устройство Новой Зеландии, в котором наследный монарх является сувереном и главой страны, являясь ядром вестминстерской парламентской демократии. Формально королева является главой исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Теневой кабинет (англ. Shadow cabinet) — «правительство в ожидании», созданное, чтобы при определённых условиях ему были переданы полномочия реального правительства.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Британский монарх, или Суверен, — глава государства в Соединённом королевстве и в Британских заморских территориях. Текущая британская монархия может отследить свои корни до периода англосаксов. В IX веке Уэссекс стал доминировать, и в X веке Англия была собрана в единое королевство. Большинство британских монархов в Средние века правили как абсолютные монархи. Часто их власть ограничивалась дворянами и позже палатой общин. Полномочия монарха, известные как королевские прерогативы, всё ещё обширны.

Федерати́вная мона́рхия — форма государства, сочетающая в себе монархическую форму правления и федеративный тип политико-территориального устройства.

Королевство Но́вой Зела́ндии (англ. Realm of New Zealand) — объединение территорий, на которых монарх Новой Зеландии признается главой государства. Королевство Новой Зеландии включает в себя Новую Зеландию, острова Токелау, антарктическую территорию Росса и свободно ассоциированные государства Острова Кука и остров Ниуэ. Населения королевства составляет около 4 400 000 человек (без Новой Зеландии — 18 000 человек), а общая площадь 719 188 км² (без Антарктической территории Росса (450 000 км²) и Новой.

Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Спи́кер (англ. Speaker, буквально — оратор) — председатель палаты парламента. Данный термин широко распространён в политическом лексиконе, но официально употребляется только в англоязычных странах. Впервые должность председателя парламента была введена в 1377 году в Палате общин, первым спикером которой стал Томас Хангерфорд (Thomas Hungerford).

Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.

Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и.

Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы.

Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными станциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически.

Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Тро́нная речь, также называемая коронной речью,— обычная для ряда монархий мира процедура, во время которой монарх (или его представитель) произносит подготовленное обращение перед собравшимся в полном составе парламентом, чтобы представить программу правительства на предстоящий год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.

Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.

Отка́з и резерви́рование в канадском конституционном праве — конституционные полномочия, позволяющие отклонить любой закон, принятый федеральным Парламентом или провинциальными законодательными собраниями. Этими полномочиями наделён генерал-губернатор Канады. Однако, как и в случае с рядом других полномочий, которыми наделён генерал-губернатор, исполняются они премьер-министром.

Рейтинговое голосование (также альтернативное голосование) — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.

Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Парламентари́зм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним [1] .

Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы. [2]

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парламентаризм" в других словарях:

Парламентаризм — система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или… … Политология. Словарь.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система государствен. устройства, при которой парламент является органом верховного контроля над исполнительной властью, как напр. в Англии, Бельгии, Франции, Италии и Венгрии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

парламентаризм — а, м. parlementarisme m. 1. Система государственного управления, характеризующаяся наличием парламента. БАС 1. Вопросы de la haute politique находим в статье о парламентаризме. СВ 1889 5 2 115. Сквозь эту плохо сидящую на нем маску, вы без труда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви… … Философская энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, муж. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. «Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения.»… … Толковый словарь Ушакова

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система организации и функционирования верховной го сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом… … Финансовый словарь

парламентаризм — строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол во синонимов: 1 • строй (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно… … Юридический словарь

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры… … Современная энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Большой Энциклопедический словарь

Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Исторический словарь

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. П. представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная отличительная особенность П. - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной (профессиональной) основе. П. означает специфичность функций и полномочий представительного органа (парламента), к которым отнесено принятие законов, обсуждение и принятие бюджета государства, участие в формировании государственных органов и назначении высших должностных лиц, осуществлении внешней и внутренней политики государства, а также контрольных функций. П. как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. Особый способ формирования парламентских учреждений - непосредственно населением - определяет и особый характер взаимоотношений парламентариев (и парламента в целом) с избирателями. Как отдельные члены парламента, так и парламент в целом в принципе связаны интересами и ожиданиями своих избирателей независимо от того, связаны ли члены (депутаты) парламента в своей деятельности свободным или императивным мандатом. Этим объясняется близость представительных учреждений к населению, в отличие от исполнительных органов власти.

В современных условиях П. возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.

От П. как системы правления следует отличать народное представительство как систему представительных (избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. Система народного представительства (народоправства) включает в себя парламентские учреждения, однако может "обходиться" без них, как это, в частности, было характерно для советской представительной демократии с ее квазипарламентами.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "ПАРЛАМЕНТАРИЗМ" в других словарях:

Парламентаризм — система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или… … Политология. Словарь.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система государствен. устройства, при которой парламент является органом верховного контроля над исполнительной властью, как напр. в Англии, Бельгии, Франции, Италии и Венгрии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

парламентаризм — а, м. parlementarisme m. 1. Система государственного управления, характеризующаяся наличием парламента. БАС 1. Вопросы de la haute politique находим в статье о парламентаризме. СВ 1889 5 2 115. Сквозь эту плохо сидящую на нем маску, вы без труда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви… … Философская энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, муж. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. «Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения.»… … Толковый словарь Ушакова

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система организации и функционирования верховной го сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом… … Финансовый словарь

парламентаризм — строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол во синонимов: 1 • строй (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно… … Юридический словарь

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры… … Современная энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Большой Энциклопедический словарь

Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Исторический словарь

система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. П. существует не во всех конституционных странах: его нет ни в Германской империи, ни в отдельных германских государствах, ни в Австрии, ни в Соединенных Штатах. Типичным парламентарным государством является Англия; П. господствует также в Бельгии, Франции, Италии, Венгрии. В государствах первого типа, называемых обыкновенно чисто представительными, строго проводится принцип разделения между властями законодательной и исполнительной; первая принадлежит главе государства — монарху или президенту республики, — управляющему через посредство назначаемых и сменяемых им министров, политически не ответственных перед парламентом; вторая, в понятие которой входит также право вотирования бюджетов, принадлежит парламенту. Министерства здесь часто бывают внепарламентскими, т. е. члены его не принадлежат к составу палат. В государствах второго типа парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса: он требует от исполнительной власти отчетов в ее деятельности и имеет право привлекать ее к ответственности (см. Ответственность министров); в случае неодобрения парламентом образа действий исполнительной власти у последней остается право апелляции к избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку. Таким образом исполнительная власть фактически является только органом парламента. Министры, в парламентарных государствах, принадлежат к составу парламента; в большей их части правило это, не включенное в писанные конституции, установилось на практике, в силу необходимости, очень строго; нарушается оно только в таких государствах (напр. Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве П. центр тяжести государственной жизни лежит в парламенте, в котором идет постоянная борьба за власть между двумя или несколькими партиями. После падения одного министерства глава государства поручает составить новое общепризнанному вождю партии, свергшей предыдущее; только при большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор, но и тут он по необходимости должен стремиться к сформированию министерства, которое пользовалась бы поддержкой большинства в парламенте, ибо только такое министерство может быть прочным. Таким образом П. всегда означает политическое господство наиболее сильной в народе (точнее — среди избирателей) партии. Все сказанное о роли парламента относится преимущественно к нижней его палате (в странах с двумя палатами), хотя строго и безусловно установленным это не может считаться. Так, во Франции министерство Буржуа (1895—96), находившее опору в палате депутатов, но встречавшее сильное противодействие в сенате, некоторое время колебалось, думая вступить в конфликт с сенатом, но после непродолжительной борьбы вынуждено было уступить и выйти в отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка палаты лордов имела для министерства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты общин; но уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832 г. палата лордов окончательна потеряла возможность вызвать падение кабинета. Так, в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни малейшего внимания на вотум недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико (см. Пальмерстон). Принцип П. установился в Англии в XVIII в.: последняя попытка управлять страной вопреки палате общин была сделана Питтом младшим, в 1783—84 г., но и он, после непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты. Во Франции господство П. установилось окончательно только в 1875 г.; Италией он унаследован от Шемонта, в котором восходит к 1848 г.; в Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает по отношению к П. особое место: исполнительная власть избирается здесь на 3 года, но в продолжение этого срока она не может быть сменяема; члены ее часто не принадлежат к составу палат; поэтому Швейцарию нельзя относить к государствам парламентарным. Литературу см. при словах: Государственное право, Конституции, Министерства, Ответственность министров, Партии, Политика, Разделение властей. Ср. также Дайси, "Основы госуд. права Англии" (СПб., 1891); Lothar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er ist" (3 изд., Штутг., 1894; только об Англии, весьма враждебна принципу П.); Hamilton, "Parlamentarische Logik, Taktik u. Rhetorik" (2 изд., Тюбинген, 1872); Prins, "La démocratie et le régime parlementaire" (2 изд., Брюссель, 1886); Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884); Duvergier de Hauranne, "La réforme parleinentaire et la réforme électorate" (П., 1846); его же, "Histoire du gouvernement parlementaire en France de 1814—48" (Пар., 1857—73); Benj. Constant, "Principes de politique" (Париж, 1815, гл. II и IX; новейшее издание Лабуле); Prévost-Paradol, "Du Gouvernement parlementaire", в его "Essais de politique" (Пар., 1859).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Парламентаризм" в других словарях:

Парламентаризм — система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или… … Политология. Словарь.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система государствен. устройства, при которой парламент является органом верховного контроля над исполнительной властью, как напр. в Англии, Бельгии, Франции, Италии и Венгрии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

парламентаризм — а, м. parlementarisme m. 1. Система государственного управления, характеризующаяся наличием парламента. БАС 1. Вопросы de la haute politique находим в статье о парламентаризме. СВ 1889 5 2 115. Сквозь эту плохо сидящую на нем маску, вы без труда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви… … Философская энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, муж. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. «Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения.»… … Толковый словарь Ушакова

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система организации и функционирования верховной го сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом… … Финансовый словарь

парламентаризм — строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол во синонимов: 1 • строй (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно… … Юридический словарь

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры… … Современная энциклопедия

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Большой Энциклопедический словарь

Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Исторический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: