Налоговая политика государства эссе

Обновлено: 15.04.2024

Я согласна с мнением автора, поскольку налоги обеспечивают государство денежными средствами, которые необходимы для функционирования всех институтов общества. Налоговые выплаты граждан идут на развитие медицины, образования, инфраструктуры городов и социальную помощь нуждающимся. Ни одно государство не может существовать без налогов.

Для лучшего понимания темы следует обратиться к теории. На уроках обществознания мы изучали понятие налоги. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Одной из функций налогов является грамотное перераспределение доходов между различными слоями населения для снижения уровня социального неравенства. Существуют разные системы налогообложения: пропорциональный налог, прогрессивный и регрессивный налог. Пропорциональная система налогообложение предполагает неизменную налоговую ставку для любого уровня дохода.

Такая система уравнивает всех людей, поскольку налог является всеобщим для всех граждан государства. Ей часто противопоставляют прогрессивную налоговую систему — повышение ставки налогов по мере роста доходов граждан. При такой системе бедные платят налоги по минимальным ставкам, а богатые люди перечисляют в бюджет максимальные налоговые отчисления.

На уроках истории мы изучали введение Петром I подушной подати, и это станет моим первым примером. Пётр I ввёл подушную подать в 1724 году. Эта реформа оказала значительное влияние на развитие России. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны. С помощью денег, которые Петр получал от налогоплательщиков, он смог улучшить экономику страны. Появилось большое количество заводов и мануфактур. Во время его правления Россия завоевала огромные территории, обрела флот и стала могущественной империей. Было построено много новых городов. Система налогообложения сыграла значительную роль в развитии России того времени. Таким образом, налоги обеспечивают экономический рост государства и способствуют улучшениям во всех сферах жизни общества.

В качестве второго примера я приведу налоговую систему США, о которой я прочитала в интернете. США — одна из самых развитых стран миры. В Соединенных штатах взимаются федеральные налоги и налоги штатов. Федеральные налоги составляют основу бюджета США, они взимаются по прогрессивной шкале. А налоги штатов составляют 80% всего бюджета, остальная часть обеспечивается грантами от государства. К плюсам налоговой системы США относят стимулирование экономики страны, грамотное финансовое обеспечение на федеральном уровне и защиту населения. Такая система позволяет этой стране процветать, а её гражданам чувствовать себя в безопасности. Таким образом, в большинстве стран налоги — основа государственного бюджета, и они расходуются на улучшение благосостояния населения.

Итак, налоги имеют ряд полезных для государства и граждан функций. Налоги имеют большое значение в развитии общества, а значит все люди должны выплачивать налоги, чтобы улучшить свою собственную жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

Анализ существующей системы налогообложения в Российской Федерации во многом опирается на проводимую налоговую политику в России за конкретный временной промежуток. В Российской Федерации реализация налоговой политики имеет свои особенности. В ближайшей перспективе приоритеты налоговой политики государства остаются такими же, как и ранее, – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

Налоговая политика будет, с одной стороны, направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В связи с этим важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации являются основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью проведения первичного анализа текущей налоговой политики и налоговой системы России с целью определение ключевых проблем в её развитии и поиска грамотных путей решения данных проблем в рамках проводимой стратегии экономического развития в условиях дефицита федерального бюджета Российской Федерации.

Анализ существующей системы налогообложения в России

В течение последних лет основной задачей налоговой политики РФ является сокращение бюджетного дефицита при одновременном сохранении налогового бремени. Указанная задача может быть решена при помощи совершенствования различных элементов налогообложения, в той или иной степени влияющих на размеры собираемых налогов, а также и путем повышения результативности налогового администрирования. Такими элементами являются как объект налогообложения, так и способы расчета налоговой базы, определение длины налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы, в той или иной степени подлежащие реформированию.

В соответствие с различными классификациями налоговых систем, российскую налоговую систему можно характеризовать как:

  • умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП);
  • косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов);
  • централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65% доходов бюджета этого уровня).

Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Они призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

В современных реалиях рыночной экономики методы прямого государственного регулирования экономической деятельности государства все чаще заменяются методами косвенного регулирования, среди которых главными являются налоги, которые и определяют доходную часть государственного бюджета.

Таблица 1 – Поступления по уровням бюджета за январь-ноябрь 2017-2018г.


Согласно данным представленным ФНС России в таблице 1 за период январь-ноябрь 2017-2018 гг. наблюдается положительный темп прироста по величине поступлений во все виды бюджетов Российской Федерации. При этом абсолютный прирост величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ составил 3772,1 млрд. руб, в федеральный бюджет РФ – 2595,4 млрд. руб., в консолидированные бюджеты субъетов РФ – 1126,6 млрд. руб.


Диаграмма 1 – Поступления по уровням бюджетов за январь-ноябрь 2017-2018 г., млрд. руб.

Как показывают данные диаграммы 1 наибольший темп прироста налоговых поступлений зафиксирован в федеральном бюджете и составляет +31,8%, за ним следует положительный прирост налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ с показателем +23,9% и наименьший прирост по той же величине наблюдается в консолидированных бюджетах субъектов РФ и составляет +15,3%.

Исходя из данных представленных в таблице 2 наибольшая доля налоговых поступлений в 2017 и 2018 году приходится на НДПИ и составляет 3696,9 и 5616,4 млрд. руб. соответственно, впрочем НДПИ является основным бюджетообразующим налогом в Российской Федерации. Абсолютный прирост поступлений по данному показателю составил 1919,5 млрд. руб. Вторым налогом по величине поступлений в бюджеты разных уровней РФ является налог на прибыль. Согласно данным таблицы данный налог в 2017 году принес 3037,4 млрд. руб., а в 2018 – 5616,4 млрд. руб. Таким образом, абсолютный прирост налоговых поступлений по данному налогу составил – 767 млрд. руб. Третьим налогом по величине налоговых поступлений является НДФЛ с показателями 2799,6 млрд. руб. налоговых поступлений в 2017 году и 3151,3 млрд. руб. поступлений в 2018. Абсолютный прирост по данному показателю составляет 351,7 млрд. руб. Четвертым налогом по величине поступлений является косвенный налог НДС. По данному налогу также зафиксирован прирост налоговых поступлений за данный временной период, который составил в абсолютном выражении 432,1 млрд. руб.

Очевидно, что в таблице 2 в целом отражена и структура налоговых поступлений в бюджетную систему России. Учитывая то, что экономика России преимущественно сырьевая, главенствующая роль налоговых поступлений от НДПИ не оспорима. Что касается величины налоговых поступлений и распределения позиций по важности налоговых поступлений от налога на прибыль, НДФЛ и от НДС, то в данном случае наблюдается не столь значительная разница по величине поступлений, что характеризует их фактически равноценную значимость в пополнении бюджетов разных уровней.

Таблица 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-ноябрь 2017-2018 гг.


Несмотря на некоторое снижение величины налоговых поступлений от акцизов в 2018 году относительно 2017 года на 12,9 млрд. руб. следует отметить очевидную важность данного вида налоговых поступлений в формировании бюджетов разных уровней в РФ.

Не менее важную роль в пополнении казны государства занимают и имущественные налоги. Так согласно данным таблицы 1 по данному показателю наблюдается прирост налоговых поступлений на 142,3 млрд. руб. в 2018 году относительно 2017 года.

Единственный налог, который позволяет достаточно просто решить проблему увеличения налоговых поступлений за счет роста налоговой ставки, соответствующий концепции налогового реформирования – акциз. Однако увеличение налоговой ставки по акцизам может спровоцировать и обратный эффект. Налоговая база может довольно резко снизиться за счет снижения контингента потребителей подакцизной продукции при излишне высокой ставке налога, которая привела к увеличению цен на подакцизную продукцию. Более того, есть опасность возрастания нелегального оборота подакцизной продукции и потребления соответствующих суррогатов.

Согласно данным представленным в диаграмме 2 наибольший темп прироста налоговых поступлений зафиксирован по НДПИ и составляет +51,9%, за ним следует налог на прибыль с показателем +25,3%, а тройку лидеров замыкает НДС с показателем +16%.

Затем следуют поступления от НДФЛ, которые показали прирост в +12,6% и имущественные налоги с приростом по поступлениям в +12,1%. Единственным аутсайдером по приросту налоговых поступлений остались акцизы, показавшие отрицательный темп прироста налоговых поступлений величиной -0,9%.


Диаграмма 2 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-ноябрь 2017-2018 гг, млрд. руб.

Безусловно, сокращение задолженности по налоговым платежам, повышение эффективности налогового администрирования применения цен для определения налоговых баз тех налогов, к которым применяется адвалорная ставка, контроль за теми налогоплательщиками, которые образуют консолидированные группы и за налогоплательщиками – взаимозависимыми лицами может и должно дать высокий фискальный эффект и без реформирования элементов налогообложения, поэтому представляется, что необходим комплексный подход к поиску резервов роста налоговых поступлений.

Сложная и актуальная задача реформирования налоговой ставки связана с подоходным налогообложением. В условиях отсутствия необлагаемого минимума доходов налогоплательщика пропорциональная ставка НДФЛ выглядит достаточно логично, учитывая то, что это подтверждается полученным фискальным эффектом. Если опираться на позицию справедливости, а также обратить внимание на прогрессивную систему подоходного налогообложения, которая исключает налогообложение бедных слоев населения, нынешняя ставка подоходного налогообложения в РФ явно несовременна, учитывая степень неравномерности распределения доходов между разными категориями налогоплательщиков. Следует отметить, что в России на данном этапе и при существующем варианте построение налогового механизма принцип справедливости налогообложения явно не соблюдается, а актуальная проблема налогообложения «роскоши» не решается.

Особую осторожность надо применять в случае реформировании имущественных налогов, прежде всего потому, что налоговая база этих налогов строится исходя из стоимостной оценки объектов налогообложения.

Очевидно, что главная проблема формирования основного элемента налогообложения – налоговой базы связана с оценкой и переоценкой имущества.

Значительно сложнее с имущественными налогами, предусмотренными для физических лиц, поступления от которых являются исключительно доходами местных бюджетов. Налоговая статистика показывает, что в местных бюджетах указанные налоги играют крайне незначительную роль, причем и на расходы налогоплательщиков почти не влияют. Несмотря на то, что в механизм определения налоговой базы по земельному налогу заложена идея налогообложения кадастровой стоимости земли и она периодически индексируется, удельный вес налога в доходах местных бюджетов не увеличивается, а несправедливость налогообложения не устраняется. Кадастровая оценка земли даже с учетом индексации в большинстве случаев очень далека от ее рыночной стоимости, поэтому владельцы плодородных, удобно расположенных и элитных земельных участков земельную ренту сполна не платят. Такое же положение сложилось с налогом на имущество физических лиц. Важно, чтобы при введении налога на недвижимость, объединившего эти два налога, ситуация не повторилась, а поэтому к оценке недвижимости и к проблеме установления налоговых льгот надо подойти крайне взвешенно.

Важной проблемой реформирования налогового законодательства также является совершенствование специальных налоговых режимов, охватывающих очень значительный контингент налогоплательщиков. Вводя специальные налоговые режимы законодательство меняет элементы налогообложения и отменяет ряд налогов в каждом конкретном режиме исходя из определенной целесообразности.

Заключение

На сегодняшний день Россия по-прежнему продолжает терять законопослушных налогоплательщиков, так как стимулы платить налоги дают ощутимо меньший результат, нежели уклонение от налогов.

Однако суть проблемы налогообложения лежит несколько глубже, чем просто в существенном налоговом бремени организаций. Российские предприниматели часто критикуют представителей государства, чиновников разных рангов, налоговые и иные ведомства, выражая тем самым свою неудовлетворенность их деятельностью, принимаемыми законодательными актами. Издаваемые нормативные акты и законы в части регулирования налогообложения содержат двусмысленные, неясные формулировки, являясь, по сути, непроработанными документами. Часть представителей малого предпринимательства критически оценивают налоговую систему в целом, а именно механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для предпринимателя поход в налоговую службу сопряжен с длительным ожиданием и некачественным консультированием. Очевидно, что происходит скрытое противостояние бизнеса и государства.

Правильное развитие ключевых составляющих налоговой системы государства, которыми являются снижение общей налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых и иных обязательных платежей в бюджет, в том числе посредством достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Налоги оказывают большое влияние на экономику нашей страны. Развитость системы налогообложения напрямую влияют на экономическое состояние, ее перспективы, а главное, уровень жизни населения.
Конечно же, современная система налогообложения далека от совершенства. В условиях выхода из кризиса, ее недостатки становятся особенно заметны и оказывают отрицательное влияние на обеспеченность жителей и страны в целом.
Известно, что налоги – это важная форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Я считаю, что налоги - существенный источник доходов бюджета страны, так как при помощи них осуществляется мобилизация средств организаций, населения и иных налогоплательщиков.
На мой взгляд, налоги в экономике обладают регулирующим, стимулирующим и фискальным характером, поскольку они оказывают стимулирование на приток денег в бюджет, управляют международными, местными рыночными отношениями, осуществляют привлечение зарубежных инвестиций, а так же способствуют увеличению оборота денежных средств в стране. Правильная налоговая политика способна увеличить уровень жизни граждан РФ. С этой целью правительство осуществляет финансовое регулирование.
В заключении хотелось бы отметить, что налоговое законодательство обязано осуществлять регулирование экономики и осуществлять мероприятия, улучшающие ее положение при определенных трудностях, например, разрабатывать специальные программы для малого бизнеса, создавать условия для промышленных производств, осуществлять привлечение иностранных активов, а так же другие мероприятия, повышающие экономическую активность. Так, грамотно отрегулированный налог – это мощное орудие в руках того, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основны е модели налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.

Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей, сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса. Подобная модель налоговой политики эффективно использовалась в США в 1980-х гг. администрацией Р. Рейгана и потому получила название «рейганомики». Приоритетными в данной политике выступают экономические цели.

Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

  • регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
  • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
  • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
  • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
  • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
  • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Поставленная цель может достигаться альтернативным или параллельным применением определенных методов с приданием им соответствующей направленности в сторону повышения или уменьшения соотношения, состава и т.д. Например, одна из социальных целей — сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения — может решаться либо отказом от «плоской шкалы» и увеличением прогрессии ставок подоходного налога, либо увеличением числа налоговых льгот, вычетов, различных изъятий, ориентированных для населения с низкими доходами, и т.д. Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, необходимо сначала оценить эффективность применения каждого метода и далее на основе сравнительного анализа аргументировано сделать этот выбор.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.

, Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования.

Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

  1. функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
  2. функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
  3. функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
  4. функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
  5. функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
  6. функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
  7. функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: