Секретарь суда это государственный служащий или нет

Обновлено: 01.05.2024

Система правового регулирования статуса секретаря судьи включает в себя достаточно большое количество нормативных правовых актов, при этом сделаем краткое замечание, что рассмотреть весь спектр нормативных правовых актов, регулирующих весь объем деятельности секретаря судьи в рамках одного параграфа данного исследования не представляется возможным, в виду большого количества данных актов, с учетом данного обстоятельства отметим основные из них: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации[24], Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 N 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции»[25], Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» [26] и т.д.

Правовой статус секретаря суда также регулируется нормами УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ, а кроме того, в каждом суде председателем суда принимается типовой локальный акт, регулирующий деятельность указанного работника аппарата суда. Так к примеру в Южном окружном военном суде (г. Ростов-на-Дону) приказом председателя от 01.10.2019г. утвержден «Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам Южного окружного военного суда»[27], естественно, что в каждом суде принимается свой собственный регламент указанного сотрудника аппарата военного суда.

В целом же отметим, что современное состояние государственного управления и построенного вокруг него правового регулирования наглядно демонстрирует, что государственная служба является неотъемлемым элементом системы административного права. При этом очевидны внутрисистемные связи в самой системе права между его различными отраслями. Но понимание внутрисистемных связей не должно подменять отнесение конкретного института из одной отрасли в другую.

Такая подмена может быть отмечена относительно отраслевой принадлежности государственной службы, которую некоторые исследователи относят к трудовому праву. Например, Н.И. Калашник считает, что «административное право регламентирует отношения государственных служащих с третьими лицами по поводу реализации должностных (властных) полномочий. Отношения данных субъектов внутри государственного органа, имеющие место в силу применения их труда, регулируются трудовым правом»[28]. Подобные взгляды вызывают серьезную критику со стороны ученых «административистов» , что, в частности, касается попыток свести к одному знаменателю трудовой договор и служебный контракт.

Следует отметить, что среди представителей науки отечественного трудового права традиционно господствует мнение о том, что отношения связанные с регламентацией труда государственных служащих по своей сути являют собой предмет трудового права[29].

Однако отметим, что далеко не все ученые согласны с высказанной точкой зрения. В частности, такой ученый как А.Ф. Ноздрачев прямо указывает на то, что важно выявить публичные и частно-правовые начала в осуществлении регламентации государственной службы. Данный автор прямо указывает на факт того, что трудовое законодательство, являя собой отрасль частного права, не соответствует тем базовым условиям субсидиарного применения норм права по отношению к государственным служащим. В частности, осуществление истолкования вопросов поступления на государственную службу как определенного типа отношений «работы по найму» не соответствует правовой природе и сущности государственной службы Российской Федерации, т.к. в данном случае не создаются частноправовые отношения. В рассматриваемых правоотношениях фактически неприменимо трудовое правоотношение, в виду того, что отношения в сфере публичного права всегда являются результатом акта того или иного субъекта той или иной отрасли публичного права, а не частроправового трудового договора. Основные вопросы поступления, прохождения службы, ее прекращения регламентируются нормами публичного законодательства, при этом договор (контракт) между государственным служащим и соответствующим нанимателем по своей сути исчерпывается общим согласием гражданина поступить на ту или иную должность государственной службы, а соответствующего субъекта публичного права – принять данного гражданина на указанной должности[30].

Рассмотрим подробнее данный вопрос о соотношении административно-правового и трудового регулирования отношений на государственной гражданской службе при замещении должности секретаря судьи, через анализ законодательных положений и практики их применения. В частности, на законодательном уровне, в части 7 ст. 11 ТК РФ прямо предусмотрено распространение норм трудового права на государственных служащих, с учетом ряда специального законодательства регламентирующего вопросы прохождения государственной службы в Российской Федерации. При этом специальный закон о том или ином виде государственной службы отдельно определяет применение к регулируемым отношениям норм трудового законодательства.

Так, по смыслу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» те федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты действующие на территории Российской Федерации, в которых содержатся нормы трудового права, применяются к правоотношениям связанным с поступлением, похождением и прекращение государственной службы только в той части, которая не урегулирована указанным нормативным правовым актом.

Далее следует отметить, что к отношениям, возникающим, например, на государственной гражданской службе при замещении должности секретаря судьи, нормы трудового права могут применяться только в части, неурегулированной специальным законом. Данное положение нашло свое продолжение в позиции высшего суда. Так, в обзоре правоприменительной практики Верховный Суд Российской Федерации отметил, что некоторые виды регулируются трудовыми нормами только в случае, если специальным законом о виде государственной службы эти отношения не урегулированы. Это касается государственной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. Другие виды (служба в органах и организациях прокуратуры, в Следственном комитете) регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных специальным законом о виде государственной службы. Такое же комплексное регулирование служебных отношений установлено на муниципальной службе – в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[31] на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом[32].

Учитывая, что регулирование государственной гражданской службы является по сути модельным по отношению к другим видам государственной службы, рассмотрим проблемные вопросы сочетания административно-правового регулирования и регулирования нормами трудового права в сфере государственной гражданской службы. Например, по остаточному принципу к государственным гражданским служащим, замещающим должности секретаря суда применяются положения трудового законодательства о материальной ответственности. Остаточный принцип в данном случае предполагает субсидиарное применение норм права. Отметим, что в теории права субсидиарное применение понимается как применение правовых предписаний, распространяющих свое действие на те отношения, которые не являются непосредственно предметом их регулирования.

В одном из дел Верховный суд Российской Федерации, исходя из того, что в законодательстве о государственной службе не установлены основания и порядок привлечения гражданского служащего к материальной ответственности за причиненный им при исполнении служебных обязанностей вред, установил, что применению подлежат нормы трудового права, регулирующие материальную ответственность работников[33].

В практике известны случаи, когда суды ошибочно применяют нормы трудового законодательства к служебным отношениям, урегулированным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: так суд рассматривая спор касающийся компенсации лицу за неиспользованный отпуск, в процессе определения общего размера задолженности по выплате соответствующей компенсации, использовал нормы трудового законодательства (а именно норму трудового законодательства, касающуюся отпуска в размере 29,3 календарных дней), в то время как особенности предоставления отпуска государственным гражданским служащим в данной части, регламентируются специальным нормативным правовым актом регламентирующим вопросы прохождения государственной службы - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562»[34]. В связи с этим Верховый суд Российской Федерации отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Дискуссия относительно понимания соотношения норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ТК РФ не прекращается и по сей день, и если рассматриваются споры с участием государственных гражданских служащих, часто возникают сложные ситуации. По сути, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует все отношения в сфере государственной гражданской службы при замещении должности секретаря суда, а нормы трудового законодательства применяются только в случае существования некоторых пробелов в специальном законодательстве. Или же когда законодатель преднамеренно не регулирует те или иные аспекты государственной службы, исходя из допустимости применения к служащим общего порядка, свойственного для регулирования труда работников.

[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

[3] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ

(ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

[4] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 24.01.2021г.

[7] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

[8] Герасенко Е.В. Определенность правового статуса секретаря суда и секретаря судебного заседания федеральных судов // Российское правосудие. 2020. № 6. С. 44.

[9] Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности (к методологии вопроса) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1979. № 3. С. 83.

[10] Осиночкина Е. В. Правовой статус муниципальных служащих: становление, понятие и механизм реализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 2006. 27 с.

[11] Ондар Б. Н. Правовой статус помощников судей в России // Молодой ученый. 2019. № 7. С. 13.

[12] Попов А. П. Секретарь судебного заседания: проблемы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 92.

[13] Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности (к методологии вопроса) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1979. № 3. С. 88.

[14] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

[15] О судах общей юрисдикции: Федеральный конституционный закон от 14.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.

[16] Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

[17] О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 30.07.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

[18] Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности (к методологии вопроса) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1979. № 3. С. 85.

[19] Попов А. П. Секретарь судебного заседания: проблемы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 95.

[20] Бгарашвили Е.А. Правовой статус работника аппарата суда // Научные исследования и разработки молодых ученых Сборник материалов XIХ Международной молодежной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 114.

[21] Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.04.2010 N 61 (ред. от 05.10.2018г.) // Бюллетень актов по судебной системе. 2018. № 3.

[22] Герасенко Е.В. Определенность правового статуса секретаря суда и секретаря судебного заседания федеральных судов // Российское правосудие. 2020. № 6. С. 46.

[23] Об утверждении Методических рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.02.2006 N 18 (ред. от 26.11.2015г.) // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 24.01.2021г.

[24] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

[25] Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 N 238 // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 6.

[26] Об утверждении Инструкции по делопроизводству в военных судах: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.10.2014 N 219 (ред. от 15.10.2019г.) // Бюллетень актов по судебной системе. 2019. № 9.

[27] Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам Южного окружного военного суда: утв. 01.10.2019г. // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 04.01.2021г.

[28] Калишник Н.И. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих исполнительных органов власти субъектов федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Томск, 2003. С. 15.

[29] Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. № 12. С. 11.

[30] Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового регулирования государственно–служебных отношений в Российской Федерации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003. С. 184.

[31] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25–ФЗ (ред. от 27.10.2020г.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.

[32] Рощупкин Д.Г. Правовое регулирование отношений в сфере государственной гражданской службы // Аллея науки. 2017. 6. С. 88.

[33] Определение Верховного суда РФ от 22.01.2018 № 18–КГ17–236 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 24.01.2021г.

[34] Определение Верховного суда РФ от 29.02.2016 № 58–КГ15–28 [Электронный ресурс] // // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 24.01.2021г.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Должность секретаря судебного заседания в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 года № 1574, относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» и является процессуальной фигурой в уголовном, гражданском процессах и наделенной значительными полномочиями. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом, а также получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Секретарь судебного заседания учреждается для профессионального обеспечения выполнения судом установленных задач и функций и замещается без ограничения срока полномочий.

На секретаря судебного заседания возложены обязанности предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также ГПК РФ, УПК РФ.

Важной обязанностью секретаря судебного заседания является ведение протокола судебного заседания, он является автором данного процессуального документа. Следует отметить, что законом предусмотрен специальный институт, призванный обеспечить полноту и точность фиксации полученных данных, обязывающий удостоверять точность и правильность сведений внесенных в протокол судебного заседания своей подписью. В связи с этим секретарь судебного заседания обязан грамотно и объективно отражать происходящее в ходе судебного заседания. От качества протокола судебного заседания зависит судьба решения и суждения о ходе судебного заседания.

Секретарь судебного заседания, не меньше чем судья, должен обладать юридической квалификацией и иметь высшее юридическое образование.

Кроме того, в обязанности секретаря судебного заседания входит и решение организационных, подготовительных действий к судебному разбирательству, необходимых для того, чтобы судебные заседания проводились в установленные сроки в т.ч. извещение участников судопроизводства. Важно отметить, что не менее чем за день до начала судебного заседания он должен проверить получение извещений участниками судопроизводства, для того, чтобы убедиться будет ли обеспечена их явка в суд либо необходимо решение вопроса о применении иных мер для обеспечения их явки в судебное заседание. В судебном заседании секретарь проверяет явку лиц, участвующих в деле и отражает ее в протоколе. Своевременное и качественное совершение этих действий влечет своевременное рассмотрение дел.

Также на секретаре судебного заседания лежит ответственность по своевременному и качественному оформлению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, гражданских и уголовных дел в суде апелляционной инстанции, материалов в порядке исполнения приговоров в процессе рассмотрения дела и после его окончания. Оформление исполнительных листов, по судебным актам, подлежащим немедленному исполнению, ввод данных в программный комплекс в соответствии со своими функциональными обязанностями.

Наряду с обязанностями в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеют место ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, которые предусмотрены статьями 16 и 17 данного закона.

В своей деятельности секретарь судебного заседания обязан уважать права и свободы граждан, соблюдать профессиональную этику и повышать свой профессиональный уровень.

Основные права секретаря судебного заседания, как государственного гражданского служащего установлены статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и он имеет право на обеспечение надлежащими организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, осуществление взаимодействия с государственными служащими районного суда, привлечение их с разрешения руководства к решению возложенных на него задач, внесение предложений о совершенствовании деятельности районного суда, ознакомление с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, ознакомление с отзывами о его профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, защиту своих персональных данных, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами, должностной рост на конкурсной основе.

Учитывая вышеизложенное, следует, что секретарь судебного заседания, является процессуальным лицом, статус которого закреплен как в УПК РФ, так и в ГПК РФ. Тем самым просматривается значимость данной должности в системе государственных гражданских должностей. Также хотелось бы подчеркнуть, что замещение данной должности государственной службы дает возможность получения обширной судебной практики в области юриспруденции, их практического применения и дальнейшую перспективу карьерного роста.

На помощника судьи возложены следующие задачи: помощь судьи в подготовке и организации процесса, право вести при необходимости протокол (видимо, наряду с самим судьей и секретарем, и тогда, когда секретаря почему-либо нет), право совершать иные процессуальные действия (переговоры со сторонами и представителями); обеспечение необходимых материалов законодательного характера, судебной практики, относящейся к делу, подписание протокола судебного заседания вместе с судьей и т.п.

У секретаря обязанностей значительно меньше, и носят они в основном технический характер (ведение протокола, проверка явки в суд, выдача повесток)[6].

[1] Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в редакции от 29.03.2010 г.с изм. и доп.

[2] Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в редакции от 29.03.2010 г.с изм. и доп.

Основу правового статуса помощника судьи составляют Федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" и от "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами поведения работников аппарата суда.

Помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия. Не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

В соответствии с Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ помощники судей отнесены к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории «помощники (советники).

Для замещения должности помощника судьи лицо должно иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

Должностные обязанности помощника:

Для выполнения возложенных на него обязанностей помощник судьи вправе:

  • повышать свой профессиональный уровень в системе подготовки и повышения квалификации работников аппарата суда;
  • использовать имеющиеся в суде нормативные, статистические и другие материалы;
  • получать от структурных подразделений суда, специалистов сведения и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
  • вносить предложения по совершенствованию организации работы аппарата суда, а также своей деятельности.

Секретарь судебного заседания - лицо, содействующее осуществлению правосудия, выполняющее отдельные процессуальные действия, например связанные с ведением протокола судебного заседания. Правовой статус секретаря регламентируется ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Квалификационные требования:

  • высшее профессиональное образование ;
  • не менее трех лет стажа работы по специальности .

Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания. Он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников процесса, имевшие место в ходе судебного заседания. Секретарь судебного заседания по поручению председательствующего проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании. Помимо перечисленных полномочий секретари судебных заседаний во многих судах выдают исполнительные листы, а также отвечают за делопроизводство. В частности, в их обязанности входит формирование материалов дела в соответствии с инструкцией о делопроизводстве. Секретари отвечают за судебное извещение лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, за своевременное информирование судьи о наличии или отсутствии уведомления, свидетельствующего о надлежащем извещении, и пр. Должностные инструкции секретаря судебного заседания определяют его полномочия, права и обязанности. Секретарь судебного заседания не имеет права совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.


В наше время сложно представить современную организацию без секретаря. Суд не является исключением, там тоже работают секретари. Секретарь суда, по сути, является офис-менеджером, который работает в канцелярии и занимается канцелярской работой. Все его обязанности изложены в должностной инструкции судебного учреждения. В своей работе специалист руководствуется Инструкцией по судебному делопроизводству в суде.

В чем заключается работа секретаря суда?

Секретарь суда является гражданским государственным служащим. Такие специалисты работают в канцеляриях военного, гражданского и арбитражного суда и во многих других судах.

Какие выдвигают требования к секретарю суда?

Особых требований к этому специалисту нет. Но он должен иметь среднее образование, быть грамотным, внимательным и уметь работать с оргтехникой. Секретарь суда должен иметь высокую скорость набора текста на клавиатуре и уметь общаться с людьми. Этот сотрудник должен быть всегда аккуратным, опрятным, организованным и устойчивым к стрессовым ситуациям.

Если у секретаря суда нет высшего образования, то карьерный рост практически невозможен. Но очень часто свою карьеру с этой работы начинают студенты юридических факультетов, которые учатся на заочном отделении и работают в суде. После окончания учебы, с высшим образованием можно стать секретарем судебного заседания или помощником судьи, а это уже более серьезные должности в судебной иерархии.

Зарплата у секретаря суда небольшая, от 10 до 15 тысяч в месяц. К этому прибавляются разные надбавки и премии, которые устанавливаются в судах.

Чем отличается профессия секретаря суда от секретаря судебного заседания?

Многие люди считают, что эти две профессии – одно и то же. Но это совсем не так. Как уже было сказано выше, секретарь суда является канцелярским работником и работает только в канцелярии. И образование юридическое ему не нужно, если он не хочет продолжить дальнейшее восхождение по карьерной лестнице.

Секретарь судебного заседания подчиняется судье и работает у конкретного судьи вместе с судебным помощником. К этой должности государственного служащего предъявляются более серьезные требования, обязательно нужно иметь юридическое образование. Работа секретаря судебного заседания заключается в том, что он всегда присутствует на заседаниях и ведет протоколы с последующим их оформлением. Общую канцелярскую работу этот сотрудник не выполняет.


Кому молиться перед судом?
На Руси люди с древних времен говорили, что не нужно бороться с сильным человеком, а судиться – с богатым. Но что делать, если незаконно хотят забрать собственность или судят за.


Где готовят судей?
Должность судьи является весьма престижной, актуальной и востребованной. Связано это с тем, что судьи получают хорошую заработную плату и имеют массу преимуществ, которые.


Как проверить решение суда?
Суд выносит решение или же постановление, также есть такое понятие, как судебный приказ. Судебный приказ выдается исключительно в том случае, если одна сторона предоставляет.


Какие вопросы решает мировой суд?
Мировые судьи работают практически повсеместно, они есть в каждом городе, а если город крупный, то в каждом районе. На районном сайте суда, вы сможете найти информацию о.


Секретарь судебного заседания чаще всего закреплен за конкретным судьей вместе с помощником судьи. Эта должность есть только в судах, в других государственных либо коммерческих организациях ее нет. В должностные обязанности этого сотрудника суда входит многое. Поэтому попробуем разобраться в том, что делает секретарь судебного заседания? более подробно.

Секретарь судебного заседания: что он делает, и какие его обязанности

На первый взгляд, кажется, что этот сотрудник суда только присутствует на судебном заседании, но это не так. Эта должность принадлежит к государственной службе и у секретаря очень много другой важной и необходимой работы.

  1. подготовка материалов судебного дела к рассмотрению на судебном заседании;
  2. подготовка и направление сторонам по делу копий судебных документов в установленные сроки. Это повестки о назначении дела, определения о переносе дела и окончательное решение судьи;
  3. подготовка и вывешивание на специальном стенде списка дел, которые назначены на определенное число к рассмотрению судьей;
  4. проверка сторон по делу, которые прибыли на заседание по вызову суда;
  5. непосредственное участие в судебном заседании и составление протокола;
  6. составление сопроводительных писем, тиражирование и заверение копий судебных документов для дальнейшей отправки их участникам судебного процесса;
  7. если нужно срочно, то секретарь отправляет копии судебных актов по факсу, электронной почте или с использованием иных средств связи;
  8. по указанию судьи знакомит участников судебного процесса или иных лиц с материалами дела;
  9. после окончания рассмотрения дела формирует, составляет опись и подшивает судебные дела;
  10. формирует и сдает в архив судебные дела после того, как закончились сроки на подачу кассации и апелляции. Если же на дело пришла жалоба – секретарь организовывает направление материалов дела для их пересмотра в вышестоящую инстанцию;
  11. вовремя выдает исполнительные листы и справки на возврат госпошлины;
  12. присоединяет к материалам дела те документы, которые стороны направляют после его рассмотрения.

Какие требования предъявляются к секретарю судебного заседания?

  1. необходимо высшее юридическое образование;
  2. опыт работы в юридической области перед поступлением на государственную службу в этой должности должен составлять не меньше двух лет;
  3. кандидат на должность секретаря обязан свободно владеть ПК и знать законодательство России, нормативную базу и порядок обработки информации. Все свои знания и умения нужно свободно применять на практике.


Что такое судебная реформа?
Что такое судебная реформа? Судебная система в принципе является неопровержимой основой формирования нормативных условий социального существования. С развитием общества возникла.


Видеорегистратор как доказательство в суде
Видеорегистратор как доказательство в суде используется не так давно, но результаты дает феноменальные. Если ранее благодаря видеорегистратору можно было избавиться от.


Где посмотреть судебные иски?
Где посмотреть судебные иски? На официальных сайтах суда есть общая судебная система «мой арбитр». Чтобы получить к ней доступ, нужно пройти процесс регистрации, после чего, вы.


Сколько получает помощник судьи?
Сколько получает помощник судьи? В разных районах, областях и городах заработная плата помощника судьи может быть разной. В принципе, она должна быть не менее 20-25 тыс. рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: