Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Обновлено: 01.05.2024

Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

ЗК РФ Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей;

4) с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. С ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

5. Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков.

6. В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 настоящего Кодекса.

7. Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Ходатайство об изъятии и прилагаемые к нему документы могут быть поданы или направлены в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи ходатайства об изъятии и документов, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8.1. В случае необходимости переноса инженерного сооружения, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса и расположенного на земельном участке, подлежащем изъятию, одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка подается ходатайство об установлении публичного сервитута.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

9. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным пунктами 1 - 3 настоящей статьи;

3) не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;

4) ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:

1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.

11. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:

1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;

2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;

3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

Документ с изменениями, внесенными:

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов (приложение N 1);

Порядок и способы подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и требования к их формату (приложение N 2).

в Министерстве юстиции

17 июля 2015 года,

регистрационный N 38066

Приложение N 1
к приказу
Минэкономразвития России
от 23 апреля 2015 года N 250

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов

(с изменениями на 27 октября 2016 года)

1. Ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - ходатайство об изъятии) подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям.

2. К ходатайству об изъятии прилагаются:

схема расположения земельного участка, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, если иное не предусмотрено статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 41, ст.3993; N 52, ст.5276; 2005, N 1, ст.15, 17; N 10, ст.763; N 30, ст.3122, 3128; 2006, N 1, ст.17; N 17, ст.1782; N 23, ст.2380; N 27, ст.2880, 2881; N 31, ст.3453; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279, 5282; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23; N 10, ст.1148; N 21, ст.2455; N 26, ст.3075; N 31, ст.4009; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; 2008, N 20, ст.2251, 2253; N 29, ст.3418; N 30, ст.3597, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.19; N 11, ст.1261; N 29, ст.3582, 3601; N 30, ст.3735; N 52, ст.6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.47, 54; N 13, ст.1688; N 15, ст.2029; N 25, ст.3531; N 27, ст.3880; N 29, ст.4284; N 30, ст.4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст.6732; N 49, ст.7027, 7043; N 50, ст.7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст.7446, 7448; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4322; N 53, ст.7643; 2013, N 9, ст.873; N 14, ст.1663; N 23, ст.2881; N 27, ст.3440, 3477; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961, 6971, 6976, 7011; 2014, N 26, ст.3377; N 30, ст.4218, 4225, 4235; N 43, ст.5799; 2015, N 1, ст.11, 38, 40, 52; N 10, ст.1418);

копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, за исключением случаев, когда ходатайство об изъятии подписано усиленной квалифицированной электронной подписью;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства об изъятии.

3. К ходатайству об изъятии заявитель вправе приложить следующие документы:

копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии);

копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе;

копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации;

копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости;

копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Если к ходатайству об изъятии не приложены документы, указанные в пункте 3 настоящих Требований, то данные документы запрашиваются органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в который подано ходатайство об изъятии, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, 3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, 3480; N 30, ст.4084; N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, 6961, 7009; 2014, N 26, ст.3366; N 30, ст.4264; 2015, N 1, ст.67, 72).

Приложение
к Требованиям к форме и содержанию
ходатайства об изъятии земельных
участков для государственных или
муниципальных нужд, состав прилагаемых
к нему документов, утвержденным
приказом Минэкономразвития России
от 23 апреля 2015 года N 250

Ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

(наименование органа, принимающего решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд)

Понятие ходатайства дано в статье 56.4 действующего Земельного кодекса РФ.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть осуществлено только при наличии решения органов муниципальной власти или государственной власти. При этом чтобы соответствующие компетентные органы вообще начали процесс рассмотрения дела об изъятии земли у собственника, им должно поступить ходатайство.

Понятие ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Прежде всего, это документ, составленный от лица организации, которая вправе претендовать на земельный участок частного лица для выполнения государственных или муниципальных нужд. Понятие ходатайства дано в статье 56.4 действующего Земельного кодекса РФ. Согласно этой статье к ходатайству предъявляются некоторые требования:

  • Обязательно должно быть указано, кто является инициатором изъятия частного земельного участка. Без этого данный документ рассмотрению не подлежит.
  • Согласно действующим нормам законодательно утверждено, что в ходатайстве должна быть прописана цель, с которой планируется использовать в дальнейшем земельный участок, изъятый у собственника.
  • К ходатайству должен быть приложен план межевания или схема расположения.
  • Составляется документ только по утвержденной форме, не в свободном виде.
  • Обязательно прописываются сведения о заявителе, включая не только название организации, но и ее фактический, юридический и почтовый адрес, ОГРН, организационно-правовая форма.
  • Указанию подлежат все известные данные о земельном участке, который планируется изъять: кадастровый номер, местоположение.
  • Обоснование, по которому участок подлежит изъятию.

При этом чтобы ходатайство было рассмотрено, необходимо приложить к нему копию документа, удостоверяющего личность представителя организации. Подать документы можно не только при личном обращении, но и при помощи почтовой организации, курьера или электронной почты. В последнем случае подписать заявление представитель организации должен тоже электронной подписью.

Какие организации могут подать ходатайство

Существует ряд определенных организаций, которые вправе направлять ходатайства, целью которых является изъятие земель у собственников для государственных нужд или муниципальных нужд. К ним, согласно законодательству, в частности, статье 56.4 Земельного кодекса РФ, относятся:

  • Органы государственной власти. Но только тогда, когда целью изъятия земельного участка является выполнение норм международного договора или производится строительство/реконструкция объектов федерального значения. Представителем может выступать любая такая государственная организация (к примеру, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования).
  • Организации, которые представляют интересы по исполнению федеральных нужд. Полный список таких возможных организаций отдельно прописан в Постановлении Правительства РФ № 442. Например, в него входят субъекты естественных монополий и организации-недропользователей.
  • Государственное учреждение, которое собирается использовать изъятые земли для создания или реконструкции объектов федерального знания. Организационно-правовая форма у учреждения унитарная.

Право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков теряется в том случае, если это предусмотрено изменениями, вносимыми в нормативно-правовые акты или если организация теряет статус, позволяющий ей претендовать на реализацию муниципальных и государственных нужд.

Какие документы прикладывают к ходатайству об изъятии земельных участков

Помимо копии паспорта заявителя (представителя организации) прикладывают в обязательном порядке межевой план или схему расположения будущего объекта (проект). Дополнительно могут быть приложены и другие документы:

  • копия решения о том, что природоохранная зона будет увеличена (обоснование цели для изъятия);
  • выписку из налогового органа – ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРП (единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) на конкретный участок, который планируется изъять;
  • копии документов о том, какие именно объекты расположены на участке, как именно он используется собственником на данный период;
  • копии соответствующих договоров о реализации международного права;
  • копии иных документов, подтверждающих основания для изъятия земли.

Все эти документы позволяют компетентным и ответственным лицам рассмотреть ходатайство быстрее и наиболее полно, вынести обоснованное и взвешенное решение, которое удовлетворит все стороны процесса изъятия земли у собственника в пользу муниципалитета или государства.

Как подается и принимается ходатайство об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Ходатайство подписывается усиленной подписью, ею же заверяются копии документов. Рекомендуемый формат для отправления документов – PDF.

Согласно действующему законодательству если ходатайство не подлежит рассмотрению или является ненадлежащее оформленным, то не позднее, чем через 5 рабочих дней отправителя уведомляют об этом. Ходатайство и документы-приложения отправляются на официальный адрес электронной почты, который указан на официальном сайте уполномоченного органа (обычно это представители именно муниципальной власти).

После того, как ведомство получает ходатайство, оно его рассматривается, заказывает необходимые копии, если они не были приложены или проверяет уже приложенные на подлинность, после чего выносит обоснованное и законное решение. Его направляют отправителю в той форме, в которой он пожелал его получить:

  • по e-mail;
  • по обычной почте;
  • курьером;
  • лично.

После получения решения у заявителя есть три года для того, чтобы выполнить его или обжаловать. Примечательно, что участвовать в этом процессе может и собственник земли, которую хотят изъять. Он также получает копию решения, с которой обязан ознакомиться, согласиться или выразить протест.

Запрет на изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

В случаях, если земельный участок уже относится к используемым для реализации нужд государства или муниципалитета, то на него распространяется запрет на изъятие. Он уже является государственным и не отчуждаемым по статье об изъятии. Одна организация может лишь выкупить такую землю у другой или передать в пользование по договору аренды.

Если же изъятию подлежит частная земля, то ее собственник имеет право отстаивать свои интересы и права любыми законными способами.

Так, после проведения независимой экспертизы, например, может быть доказано, что конкретный участок земли не соответствует требованиям и нормам, которые предъявляются для тех целей, с которыми его хочет использовать государство. Все документы о несогласии направляются непосредственно в судебные инстанции, которые уже самостоятельно уведомляют остальных участников процесса о предстоящем разбирательстве.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Орган власти имеет право обратиться в суд с требованием изъятия участка для государственных или муниципальных нужд.

Случаи, в которых допускается проведение изъятия участка земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства через суд

Конституция Российской Федерации прямо предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества без получения на это соответствующего решения суда.

Однако при этом гражданское и земельное законодательства предполагают возможность отчуждения имущества в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Отчуждение в таком случае может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с нормами законодательных актов орган государственной, региональной или муниципальной власти имеет право обратиться в суд и потребовать принудительного изъятия участка в целях удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства.

Закрепление решения такого вопроса в судебном порядке – еще одна конституционная норма, которая служит своеобразной гарантией того, что никто не будет лишен своей частной собственности без законных оснований.

Данная процедура становится востребованной в том случае, если реализация данного права не была закреплена заключением с правообладателем участка земли соглашения о проведении изъятия принадлежащего ему участка.

На уровне земельного законодательства выделено всего два случая, в которых вышеперечисленные органы имеют право обратиться в суд для проведения изъятия участка в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд:

  • собственник не согласен с изъятием принадлежащего ему участка;
  • уполномоченный орган и собственник имеют разногласия по каким-либо условиям заключаемого между ними соглашения. К примеру, это может быть несогласие с размером назначенной выкупной цены.

Предъявление в суд иска о необходимости осуществить выкуп участка для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства. Срок предъявления такого иска

На уровне законодательства устанавливается срок в три года, в течение которого уполномоченный орган государственной, региональной или муниципальной власти имеет право обратиться с исковым заявлением об изъятии участка земли в суд.
Срок исходит со дня первого письменного уведомления собственника о необходимости провести изъятие принадлежащего ему объекта недвижимости в целях удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства.

При этом стоит помнить о правиле, установленном Гражданским кодексом РФ, согласно которому выкуп участка до истечения срока в один календарный год после получения письменного извещения о готовящемся выкупе может быть произведен только с согласия самого собственника.

Следовательно, в распоряжении уполномоченного органа власти есть всего два года, чтобы обратиться в суд с заявлением об изъятии участка.

Стоит отметить, что на законодательном уровне выделено требование о том, что к данному сроку не применятся срок исковой давности и при условии его пропуска уполномоченный орган теряет свое право на обращение в суд. В такой ситуации уполномоченный орган государственной, региональной или муниципальной власти может рассчитывать на изъятие участка, только инициировав данную процедуру путем принятия нового решения.

Органы власти, у которых есть право обратиться в суд с исковым заявлением. Подведомственность рассмотрения дел о необходимости провести изъятие участка

На уровне гражданского законодательства определено требование, что в суд могут обратиться только:

  • федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта государства;
  • орган местного самоуправления.

При этом собственник участка, к которому обратились в связи с необходимостью проведения изъятия его объектов недвижимости, никак не ограничен в защите своих прав.

Заявление об изъятии участка земли в целях удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства направляется в суд по подведомственности дел:

Данному суду подведомственны дела, в которых принимают участие граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, если в них идет речь о защите нарушенных или оспариваемых прав. Сюда также относится защита свобод по спорам, которые возникают и регулируются в рамках земельного, семейного, гражданского, жилищного и других видов законодательств.

  • Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, а также другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и любой другой экономической деятельности.

Следовательно, данному суду подведомственны дела, в которых принимают участие юридические лица и индивидуальные предприниматели. В отдельных случаях, установленных законом, они также занимаются рассмотрением дел, в которых принимают участие органы государственной власти и граждане.

Соответственно, выбор суда для подачи заявления об изъятии участка во многом определяет субъектным составом лиц, принимающих участие в рассмотрении дела. Так, к примеру, заявление об изъятии участка может быть подано в суд общей юрисдикции, а также в арбитражный суд, если изымаемый участок планируется использовать в каких-либо предпринимательских целях.

В соответствии с нормами гражданского законодательства суды общей юрисдикции рассматривают дела:

  • о правах на участки земли;
  • о правах на участки недр;
  • о правах на здания и сооружения;
  • о правах на нежилые помещения.
  • о правах на прочие объекты недвижимости, плотно связанные с землей.

Аналогичное правило устанавливается и в арбитражном законодательстве, согласно которому суд данной юрисдикции имеет право принимать на рассмотрения дела об объектах недвижимости, располагающихся непосредственно по месту расположения суда.

Порядок изъятия участка для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства

На законодательном уровне выделяется порядок, в котором проводится изъятие участка земли с целью удовлетворить нужд государства и отдельных субъектов государства.

  • Первая стадия – принятие решения уполномоченным органом о необходимости проведения изъятия участка в целях удовлетворить государственные и муниципальные нужды. Как правило, такое решение принимается на основании ходатайства, полученного от государственного органа или государственной организации;
  • На втором этапе происходит выявление собственника участка с целью предоставить ему уведомление о готовящемся изъятии участка;
  • Далее, получив согласие собственника или землепользователя, уполномоченный орган государственной власти приступает к подготовке соглашения об изъятии участка в целях удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства. На этом же этапе осуществляется определение размеров полагающегося возмещения, которое может быть предоставлено в виде денежной выплаты или соразмерного участка земли.
  • Следующий этап – подписание соглашения, если собственник или временный землепользователь согласен на проведение изъятия.
  • На заключительном этапе земельный участок переходит в собственность государства, а землепользователь получает денежные средства или новый объект недвижимости.

Если стороны не смогли прийти к общему решению касательно условий изъятия участка, орган государственной власти имеет право обратиться в суд в установленном на законодательном уровне порядке.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: