Какие виды судов были созданы по судебной реформе 1922 г

Обновлено: 22.04.2024

В 1922 г. судебная система РСФСР подверглась в ходе реформы значитель­ным изменениям. 31 октября 1922 г. В ЦИК утвердил Положение о судо­устройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 г.

1) народный суд (в уезде — районе). Он функционировал в составе или по­стоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и двух заседа­телей. Судьи и заседатели избирались губ-исполкомами на один год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголов­ных и гражданских дел;

2) губернский (позднее областной или краевой) суд. Его состав и порядок комплектования были аналогичны народному суду. Он являлся судом первой инстанции по сложным гражданским делам и особо тяжким уголовным пре­ступлениям, а также был кассационной инстанцией и органом судебного управления по отношению к народным судам;

3) Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и семь коллегий (две судебные — по уголовным и гражданским делам, две кассационные — по уголовным и гражданским делам, военную и военно-транспортную — в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуна­лов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он

выступал судом первой инстанции по делам государственной важности, кас­сационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной ин­станцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства СССР и союз­ных республик», согласно которым существовавшая судебная система до­полнялась высшими (или главными) судами АССР и Верховным судом СССР.

Параллельно с системой народных судов действовали в период нэпа и специ­альные суды: трудовые сессии народных судов (для разбирательства трудо­вых споров), земельные комиссии (для разрешения земельных споров), выс­шие арбитражные комиссии при СТО СССР и экономических совещаниях республик (для рассмотрения хозяйственных споров между государственны­ми учреждениями и предприятиями).

Осуществление предварительного следствия возлагалось теперь на народных следователей (в уезде — районе), старших следователей (в губернии, обла­сти, крае), следователей по важнейшим делам (при Верховном суде РСФСР).

Трибуналы из органов чрезвычайной юстиции превращались в судебные ор­ганы специальной подсудности. В 1922 г. все трибуналы, кроме военно­транспортных и военных, были упразднены. Их функции были переданы су­дам.

Верховный суд СССР, образованный согласно Конституции СССР, изна­чально не был высшим судебным органом СССР. В его состав входили пред­седатели верховных судов каждой союзной республики. Его функции своди­лись лишь к разрешению споров между союзными республиками, суду над высшими должностными лицами СССР, руководящим разъяснениям по во­просам союзного законодательства; опротестованию перед ЦИКом пригово­ров, решений и постановлений верховных судов союзных республик по мо­тивам противоречия общесоюзному законодательству или интересам других

республик, а также дача заключений по требованию ЦИК о соответствии Конституции нормативным актам верховных органов власти союзных рес­публик. Обращает на себя внимание тот факт, что Верховный суд не имел права конституционного надзора. Он лишь давал заключения по вопросам конституционности актов без права самостоятельного принятия таких дел к рассмотрению и отмены подобных актов. Эти полномочия принадлежали ЦИКу СССР и его Президиуму. Кроме того, об отсутствии принципа незави­симости суда говорит и включение в состав Верховного суда представителя ОГПУ.

В 1922 г. судебная система РСФСР подверглась в ходе судебной реформы значительным изменениям. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение о судоустройстве РСФСР», которое вводилось в действие с 1 января 1923 г. Этим нормативным актом создавалась новая судебная система, состоявшая из 3 звеньев:

1. Народный суд (в уезде – районе). Он функционировал в составе или постоянного народного судьи, или постоянного народного судьи и 2 заседателей. Судьи и заседатели избирались Губисполкомами на 1 год с правом переизбрания из числа граждан, обладавших избирательными правами. Этот суд в качестве суда первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел.

2. Губернский (позднее «областной» или «краевой») суд. Его состав, порядок комплектования был аналогичен народному суду. Он являлся судом первой инстанции по сложным гражданским делам и особо тяжким уголовным преступлением; а также был кассационной инстанцией и органом судебного управления по отношению к народным судам.

3. Верховный суд РСФСР. Он включал Президиум, Пленум и 7 Коллегий (2 судебные – по уголовным и гражданским делам; 2 кассационные - по уголовным и гражданским делам; военную, военно-транспортную в качестве надзорных и кассационных инстанций соответствующих трибуналов и дисциплинарную). Состав Верховного суда избирался ВЦИКом. Он выступал судом первой инстанции по делам государственной важности; кассационной инстанцией по отношению к губернским судам и надзорной инстанцией по отношению ко всем судебным органам РСФСР.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства СССР и Союзных Республик», согласно которым на судебные органы наряду с классовыми задачами (ограждения завоеваний революции и рабоче-крестьянской власти) возлагалась (в связи с введением НЭПа) и задача «осуществления революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан». Существовавшая судебная система дополнялась «Высшими» (или «Главными») судами АССР и «Верховным судом СССР».

Параллельно с системой народных судов действовали в период НЭПа и специальные суды: «трудовые сессии народных судов» (для разбирательства трудовых споров); «земельные комиссии» (для разбирательства земельных споров); «Высшие арбитражные комиссии» при СТО СССР и «Экономических совещаниях» республик (для разбирательства хозяйственных споров между государственными учреждениями и предприятиями).

Осуществление предварительного следствия возлагалось теперь на «народных следователей» (в уезде – районе); «старших следователей» (в губернии, области, крае); «следователей по важнейшим делам» (при Верховном суде РСФСР). Деятельность следователей находилась под контролем прокуратуры и губернских судов.

Трибуналы из органов чрезвычайной юстиции превращались в судебные органы специальной подсудности. В 1922 г. все трибуналы, кроме военно-транспортных и военных, были упразднены. Их функции были переданы судам.

Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г 1920-е гг. – период НЭПа. Появились некоторые черты капиталистической формы хозяйствования,

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США Американские журналисты любят называть десятилетие после первой мировой войны «десятилетием беззакония». На протяжении этих десяти лет история преступности в Соединенных Штатах отмечает целый ряд преступлений, названных

Проведение Судебной реформы 1922 г. обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректном) применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой «революционной законности».

Реформирование судебной системы диктовалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции. В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике — Наркомат юстиции, в губерниях — губернские отделы юстиции, в уездах — уездные бюро юстиции.

Таким образом, к концу 1922 г. сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице Наркомюста, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВЦИК, валявшийся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.

Большое количество нормативных актов, касающихся реорганизации судебных органов республики, — явление характерное для 1920-х годов. И это вполне объяснимо — шел процесс поиска наиболее приемлемых форм деятельности новых советских судов.

РСФСР являлась ведущей республикой в Союзе ССР. Практически 90% проводимых в ней реорганизаций воспроизводились затем в других союзных республиках, что хорошо видно на примере реорганизации судебной системы.

и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии.

Был взят курс на укрепление так называемой "революционной законности".

Дореформенные судебные органы

Пестрота судебных органов и вследствие этого отсутствие единой судебной практики – как причина реформирования выступала.

До реформирования действовали (необязательно запоминать все):

народный суд в составе постоянного народного судьи,

народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей,

народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей,

камера народного судьи при ЧК,

дежурная камера народного суда,

особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду,

губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда,

единый Верховный трибунал при ВЦИК,

Высший судебный контроль при Наркомате юстиции

В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов действовали: в республике - Наркомат юстиции, в губерниях - губернские отделы юстиции, в уездах - уездные бюро юстиции.

Как видно: две системы судовобщие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля при накромюсте; и революционные трибуналы в крупных центрах с Верховным трибуналом при ВЦИКе во главе.

Новая судебная система

По Положению о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов (в составе постоянного народного судьи и в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей), губернских судов и Верховного Суда РСФСР (и его коллегии), который начал функционировать с 1 января 1923 г.

В компетенцию действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.

Принципы реформы:

построение с учетом государственного устройства,

соответствие новому административно-территориальному делению.

Создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии (при Совете труда и обороны (СТО) и губернских экономических совещаниях (губэкосо)).

Судейские кадры

Большое внимание уделялось.

Раньше судья мог руководствоваться помимо декретов еще и революционной совестью и сознанием. При формировании судейского корпуса опыт революционной борьбы ставился выше, чем юридическое образование и знание законов. Поэтому социальное предпочтение крестьянам и рабочим, а также членам компартии.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы.

К кандидату на пост народного судьи предъявлялись следующие требования. Им мог стать неопороченный по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим условиям:

обладал активным и пассивным избирательным правом;

имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя.

Народные судьи избирались губисполкомами на 1 год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими, 35% - сельским населением и 15% - военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более 6 дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каждого участка народного суда в алфавитном порядке.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних. К 1 октября 1923 г. поступление уголовных дел снизилось до 67%, а гражданских - увеличилось до 33%.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: