С верфи построенной петром 1 на этом острове за 3 века сошло 500 судов

Обновлено: 27.04.2024

Молодой царь Пётр к вышеописанному моменту уже был знаком с таким инструментом, как астролябия, и имел собственный чертёжный набор. Этим «судном иностранным» был английский ботик, теперь известный как «Святой Николай». Обнаружив его в амбаре своего деда, Пётр Алексеевич загорелся морской наукой. Он сразу поручил отремонтировать бот и построить близ Переславского озера «потешную» учебную флотилию, в создании которой участвовал лично. Так начался Российский императорский флот.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

Из двух зол

Великой державе — великий флот. На рубеже XVIII века этот принцип был краеугольным: контроль акваторий во время бурно развивающейся морской торговли стал первостепенной задачей. Тогда одной из ключевых фигур на политической арене была Швеция, которая контролировала Балтийское море. Южнее, у Чёрного моря, господствовала Османская империя и её вассалы.

Картина кисти знаменитого русского живописца Алексея Кившенко «Пётр Первый управляет парусным ботиком»

Картина кисти знаменитого русского живописца Алексея Кившенко «Пётр Первый управляет парусным ботиком»

Царь Пётр прекрасно понимал, что без выхода к морям о бурном экономическом развитии Российского государства не может быть и речи. Кроме того, Чёрное и Балтийское моря принадлежали враждебным государствам, которые имели прекрасные плацдармы для наступления на границы России.

Поняв тщетность дипломатии, царь Пётр решился на войну с Османской империей и Крымским ханством — они представлялись более слабыми противники, чем Швеция. Первым шагом на пути к господству над Чёрным морем стал поход на турецкую крепость у берегов Азовского моря в начале 1695 года. Он оказался неудачным по многим причинам: тактические ошибки командования, плохая подготовка войск и недооценённость противника. Турецкие корабли, снабжавшие наземные войска всем необходимым, сыграли одну из важнейших ролей в защите крепости.

Петровские «первенцы»

Село Преображенское в короткие сроки превратилось в верфь. Руководить строительством русских галер взялся сам Пётр, его правой рукой стал Франц Тиммерман — учитель самодержца по навигации и иным точным дисциплинам, а также наставник в морском деле. На верфи работали крестьяне и плотники из разных уголков России, а также преображенские солдаты и моряки, которые уже были знакомы с основами судостроения. Некоторые из них стали известными корабельными мастерами.

Царь хотел как можно скорее ввести новые корабли в строй. Поэтому детали галер срубили из сырого и замёрзшего дерева. Из-за этого на пути к основным силам по мелководному Дону корабли получили серьёзные повреждения. Несмотря на суровую зиму, верфь непрерывно изготавливала основные детали кораблей, кои затем в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где готовилось всё необходимое для флота. Там же развернулось масштабное строительство тысяч вспомогательных кораблей и лодок небольших размеров.

Таким образом, на Преображенской верфи построили 22 галеры — корабли длиной в 40 метров, экипажем свыше 130 человек, способные нести несколько пушек и перевозить десант. В дополнение к ним создали четыре брандера — «кораблей-камикадзе», начинённых взрывчаткой.

12 апреля 1696 года на воду спустили первые русские корабли, а через пять дней также и голландскую галеру, командиром которой стал адмирал Франц Лефорт. Однако костяком флота выступали вовсе не галеры. В Воронеже заложили два фрегата, 36-пушечных трёхмачтовых корабля под названиями «Апостол Павел» и «Апостол Пётр». Они требовали куда больше ресурсов, и по этой причине их постройка ожидаемо затянулось. На воде они оказались лишь в начале мая, и ко второму походу готовы не были.

Спуск первой галеры «Принципиум» на воронежской верфи 12 апреля 1696 года. Картина современного художника Юрия Кушевского

Спуск первой галеры «Принципиум» на воронежской верфи 12 апреля 1696 года. Картина современного художника Юрия Кушевского

Успех первый, не последний

Новой точкой сбора войск и флота стал Черкасск, расположенный близ турецкой крепости. К концу мая основные силы соединились с остальными отрядами и корпусами казаков, после чего самодержец вместе с войсками выдвинулся к укреплениям турков. К слову, османы не подозревали о намерениях Петра и о построенной галерной флотилии. Более того, турки даже не удосужились разрушить русские укрепления — траншеи и батареи, оставшиеся с прошлого похода.

Фрегат «Апостол Пётр» и русские галеры при осаде турецкой крепости. Гравюра Адриана Шхонебека, которого пригласил сам царь Пётр. Хоть мастер и изобразил стреляющий фрегат, на самом деле он не принимал участия в осаде

Фрегат «Апостол Пётр» и русские галеры при осаде турецкой крепости. Гравюра Адриана Шхонебека, которого пригласил сам царь Пётр. Хоть мастер и изобразил стреляющий фрегат, на самом деле он не принимал участия в осаде

Два месяца гарнизон крепости держался под градом снарядов, не поднимая флага. Попытки снять осаду силами татар не приносили результата — царские войска при поддержке конницы раз за разом отбивали их атаки. А турецкий флот, обнаружив русские галеры, и вовсе отказался от прорыва морской блокады. 25 июля казаки решили действовать, и, не дожидаясь приказа командования, наскоком захватили два укрепления . Турки пробовали отбить внешние бастионы, однако успеха в том не добились. Брошенные своим же флотом османы, потеряв всякую надежду, решили воспользоваться последним доступным средством — они вступили в переговоры.

Карта морской и наземной блокады Азовской крепости. Синим обозначены войска Османской империи, красным — России

Карта морской и наземной блокады Азовской крепости. Синим обозначены войска Османской империи, красным — России

29 июля 1696 года Азовская крепость капитулировала: османы согласились сложить оружие при условии, что солдаты и их семьи получат свободу. Эта уверенная победа стала отдушиной для всего русского народа, который многие годы терпел нападки южных соседей. Многие из участников похода удостоились высоких званий, наград из драгоценных металлов и признания.

В результате многодневных обстрелов артиллерии — корабельной и полевой, большая часть фортификаций оказалась серьёзно повреждена. Но Петра Алексеевича беспокоило, в первую очередь, отсутствие подходящей гавани для флота. Местом дислокации кораблей стал берег крупнейшего залива Азовского моря, где впоследствии вырос город Таганрог — первая военно-морская база Российского государства.

Взятие турецкой крепости русскими войсками. Гравюра Жозефа де Монталегре, написанная в конце XVII века. «Pontus Euxinus» — латинское название Чёрного моря

Взятие турецкой крепости русскими войсками. Гравюра Жозефа де Монталегре, написанная в конце XVII века. «Pontus Euxinus» — латинское название Чёрного моря

«Был бы флот, а гавани найдутся»

Фактически Пётр Первый создал новую отрасль, которая требовала огромных затрат на создание с нуля верфей, заводов, военно-морских баз и системы образования. Существенную часть финансовых вложений царь взвалил на плечи купцов, дворян и землевладельцев, а с недовольством боролся характерным для него способом — «жалобщики» в итоге делали ещё больше.

Царь Пётр в Англии, верфь в Детфорде, во время дипломатической миссии. Слева изображён русский царь с пилой, справа стоит Вильгельм III Оранский

Царь Пётр в Англии, верфь в Детфорде, во время дипломатической миссии. Слева изображён русский царь с пилой, справа стоит Вильгельм III Оранский

Одновременно с постройкой новых кораблей русская армия начала закрепляться в низовьях Дона. Но для выхода к Чёрному морю требовалось получить Керчь и Крым, и желательно мирным путём. В марте 1697 года царь в надежде найти поддержку у союзников по Священной лиге направился с послами в западные страны. Австрия и Речь Посполитая выступали за мирные переговоры, и в январе 1699 года европейские страны заключили с Турцией мир.

После этого могущество Османской империи заметно пошатнулось. Тем не менее переговоры России и Турции длились больше полугода — российские представители требовали Керчь и турецкие земли близ Азовского и Чёрного морей, что категорически не устраивало турков. Пётр Алексеевич всеми силами добивался мира, но мирный договор сроком на 30 лет был заключён лишь в июле 1700 года в Константинополе. Керчь осталась за турками, Россия же получила Таганрог и другие построенные города .

Приоритеты Российского государства сместились на север, где господствовала Швеция. После известия о заключении долгожданного мира с турками, русские войска выдвинулись к границам Шведской империи. Теперь целью Петра Первого стал выход к Балтийскому морю.

Летом 1693 г. во время своего путешествия в Архангельск, Пётр I впервые увидел море и парусные корабли. А уже осенью этого года по указу Петра I на острове Соломбала была заложена Соломбальская или Архангельская верфь, с которой в общей сложности было спущено на воду 481 боевых кораблей.

В этом же году было заложено строительство первого корабля, причем заложено оно было лично Петром I , назывался корабль " Святой Апостол Павел " , а спущен на воду он был 20 мая 1694 году, в спуске корабля Пётр I так же участвовал лично.

Соломбальская верфь позже была переименована в Архангельское адмиралтейство.

Правильный ответ - С О Л О М Б А Л А.


Петр Первый хотел активизировать строительство больших торговых судов и для этого в 1693 году на острове Соломбала (болотный остров), который находится ниже Архангельска основывает новую казенную верфь. 18 сентября 1693 года Петр Первый собственноручно заложил строительство первого судна. Первое судно было названо "Святой Апостол Павел" и спущено в Двину 20 мая 1694 года. С 1708 года на верфи стали строить военные корабли для Балтийского флота.

В связи с переходом строительства на железные корабли 5 марта 1862 году Соломбальскую верфь упразднили.

За 169 лет существования Соломбальской верфи там было спущено на воду 481 боевой корабль.

Петр I придавал огромное значение флоту, потому на Белом море по его личному распоряжению была заложена верфь, которая позволила спустить на воду не только многочисленные корабли для русского флота, но дала существенный толчок для экономического развития этого края.

Верфь начали строить в 1693 году, и это важное царское решение выполняли стольник двинский и губернатор города Архангельска Федор Апраксин.

На новой верфи строились разнообразные суда:


Первоначально постройкой судов на Соломбальской верфи руководили мастера корабельного дела из Голландии. Так первое судно малый 24-пушечный фрегат "Св. Апостол Павел" строилось под руководством Никласа Вилима и Яна Ранса.

О знаменитой Соломбальской верфи и ее истории можно подробнее почитать здесь. В настоящее время это район города Архангельска.

Блюдо из лапши или клецок с приправами.

Персонаж оперы башкирского композитора Загира Исмагилова «Салават Юлаев».

Героиня Бьорк в фильме «Танцующая в темноте».

Побочный продукт после обработки зерна.

«Не голодна корова, коли в стрехе . » (посл.).

Стебли хлебных злаков после обмолота.

Стебли злаков, подавшиеся в искусство.

Её подстилают, если знают, где придется упасть.

Кондитерское мучное изделие в виде длинных палочек.

Кушанье в виде каши, киселя из муки или толокна.

Первичное сифилитическое поражение в месте заражения, твёрдый шанкр.

Хроническое инфекционное заболевание, проявляющееся в образовании плотных узловых разрастаний слизистой оболочки носа, иногда также гортани и трахеи.

Возлюбленная царя Соломона в книге Песнь песней.

Дом с ракушками в этом университетском городе - ярчайший образец стиля платереско, доминировавшего в Испании с XVI века.

В греческой мифологии нимфа, влюблённая в Гермафродита.

Слог, характеризующийся общими взаимопроникающими признаками, когда невозможно определить, принадлежит ли данный признак согласному или гласному.

С верфи, построенной Петром I на этом острове, за три века сошло 500 судов.

Что вы легко находите в чужом глазу?

Именно это придумал для любителей коктейлей американец Стоун в 1885 году.

Полый стебель хлебного злака.

Роман венесуэльского писателя Ромуло Гальегос «. на ветру».

Выпячивание поверхности глазного яблока.

Какое пресмыкающееся считалось одним из символов Христа?

Одна из ящериц, с которыми воевали люди в романе Карела Чапека.

Это поистине исполинское земноводное может весить до 180 килограммов и жить до 150 лет.

Именно это животное считалось в средние века воплощением философского камня в его красном цвете, имевшем способность затушить пламень необычайным холодом своего тела.

Кто дольше всех вынашивает детёныша - 38 месяцев?

Тонкая оболочка, покрывающая гладкомышечные клетки, поперечнополосатые волокна и волокна сердечной мышцы.

Героиня Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал».

Пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Бергомистр . ».

Одна из главных возбудителей болезни, передающейся через мясо, молоко, яйца.

Пиар в отсутствии пиарщиков.

Создание своей собственной известности.

Цитоплазма мышечных волокон и клеток.

Машина для очищения корнеплодов водой в сахарном производстве.

Механическая ткань растений из волокон и склереид.

Диффузное заболевание соединительной ткани, при котором в отдельных участках кожи откладывается рубцовая ткань.

Сельскохозяйственная машина для резки соломы.

Однородное жидкое вещество, получаемое при плавлении кварцевого песка.

Блюдо римской кухни, тонкий шницель из телятины с ломтиком прошутто и шалфеем.

Машина для производства канатов из сухих стеблей растений, применяемых в литейном деле.

Женщина, одной с кем-либо национальности.

Любое техническое устройство для облегчения труда работников, обеспечивающих население продовольствием.

Носитель информации с произведенной в нём записью сигналов.

Каким общим словом можно объединить слова: фонограмма, видеограмма, видеофонограмма?

Одна из клинических форм туберкулеза кожи.

Сельскохозяйственная машина для сгребания стеблей хлебных злаков.

Врожденная или возникшая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота.

история важнейших петровских верфей тогда и сейчас

Когда Петр I решил, что России необходимо обзавестись современным, сильным и конкурентоспособным флотом, возник вопрос, кто будет его строить. О том, как сложилась судьба петровских судостроительных проектов, с помощью которых Россия стала морской державой всего за одно поколение, читайте в нашем материале.

Закупка кораблей за границей не могла удовлетворить растущие потребности, поэтому на территории страны одна за другой начали появляться верфи – от Москвы и дальше.

Каждый проект Петра I отвечал конкретным тактическим задачам. Верфи на Неве и Двине, на Волге и Дону были созданы для оттеснения шведов и турок и служили главной стратегической цели – раздвинуть границы Российского государства.

Некоторые из этих верфей, выполнив петровские задачи, действуют до сих пор.

Так, Адмиралтейская верфь сейчас – одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в ОСК. А Астраханская верфь стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.

Гравюра «Петр Великий учится кораблестроению»

*На картах изображено примерное расположение верфей


Село Преображенское (Москва)

Петр I создает первую настоящую верфь, где строились галеры для Азовского похода. «Немцы» (главным образом голландцы) из столичной Немецкой слободы и русские мастера с Севера объединили усилия, чтобы построить 22 галеры и 4 брандера, которые затем в разобранном виде перевезли на Дон, в Воронеж.



Соломбальская верфь, Архангельск

Бассейн Белого моря

В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I закладывает первый малый фрегат «Апостол Павел» на своей первой серьезной верфи – Соломбальской. Строить корабль и руководить верфью остался назначенный Петром губернатор – Федор Апраксин, будущий первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Верфь упразднили только в 1862 году, в эпоху угля и пара. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Сегодня северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.



Воронеж

Бассейн Азовского моря

Петр на этом останавливаться не собирался. Однако тот факт, что построенный второпях, из мокрой древесины флот приходит в негодность на второй-третий год службы, перечеркивал его планы. И осенью 1696 года ему пришлось собирать Боярскую думу и ставить перед ней вопрос о строительстве нового флота – на этот раз постоянного, способного ходить по морям.

Дума приняла историческое для истории флота России решение. 20 октября 1696 года она постановила: «Морским судам быть», а Азов заселить русскими людьми и укрепить. Но одно дело – указ, и совсем другое – практическое его воплощение при отсутствии средств в государственной казне. Поэтому Петр ставит новый эксперимент: строительство флота доверяется частным компаниям. Создается 68 «кумпанств», кто-то строит корабли собственными силами, кто-то привлекает опытных подрядчиков из-за рубежа, но результат все тот же: качество кораблей (за очень редким исключением) оставляет желать лучшего. Тем не менее у Азова появляется русский флот – пусть не слишком мореходный и требующий постоянного ремонта, но вполне реальный. А ниже Воронежа по течению Дона и даже на самом Азовском море – в Таганроге – возникают верфи, на которых строятся корабли.


Лужская верфь

Бассейн Балтийского моря

Верфь на реке Луга в 1701 году начинает строить десантные суда по азовскому образцу для штурма шведского Нотебурга (крепость Орешек до захвата шведами в 1612 году).

Занимались этим люди, уже имевшие опыт Архангельска и Азова, поэтому за год было построено и вооружено не менее 300 стругов и иных лодок, которые и составили основную ударную силу гребного флота, штурмовавшего Нотебург осенью 1702 года. Но до этого гребному флоту в двух столкновениях в июне и августе 1702 года удалось нанести существенный ущерб эскадре Нумерса, вынудив ее уйти из Ладоги на Балтику.



Олонецкая верфь

Бассейн Балтийского моря

На впадающих в Ладогу реках началось строительство крупных парусных кораблей. Петр приказал основать две верфи – на реке Свири (Олонецкую по названию уезда или Лодейнопольскую по названию города) и на реке Сяси. Места для верфей выбирались исходя из возможности доступа к ним по глубокой воде.

Первые корабли на стапелях Сясьской верфи были заложены 1 мая 1702 года, а в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Вел корабль капитан с очень хорошо известным псевдонимом – Петр Михайлов. На флаге фрегата вместе с двуглавым орлом были карты уже не трех, а четырех морей – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.

Олонецкая верфь пережила своего создателя – в 1818 году тут был построен шлюп «Мирный», прославившийся в деле открытия Антарктиды русскими моряками. Закрыта Олонецкая верфь была только в 1829 году.



Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

1704 – по настоящее время

Уже на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, Петр I заложил в этом городе верфь – Адмиралтейскую (или «Адмиралтейский дом»). Шла война, город находился на отобранной у врага территории, и шведы продолжали попытки вернуть ее под свой контроль. Поэтому верфь с самого начала готовится к обороне – ее окружают валом, и к зиме 1705–1706 года это уже полноценная крепость с сотней корабельных орудий.

До 1709 года на Адмиралтейской верфи строятся небольшие суда, более крупные по-прежнему создаются на Олонецкой верфи. Но разгром главных сил шведов под Полтавой резко снизил активность противника, и в Петербурге начинается строительство более крупных кораблей. Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи в 1709 году и вошедший в состав флота в 1712-м – знаменитая «Полтава». Корабль прослужил 12 лет, участвовал во многих походах и боях Северной войны.

Адмиралтейская верфь существует и сейчас – под именем «Адмиралтейские верфи». Это одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга входит в ОСК.


Новоладожская верфь

Бассейн Балтийского моря

Старинный Николо-Медведский монастырь в устье Ладоги, укрепленный в начале Северной войны на случай нападения шведов, в 1704 году был превращен в верфь.

В 1708 году здесь тоже строили линейные корабли – руководил этим англичанин Ричард Браун. Первые два новоладожских корабля – «Выборг» и «Рига» – были спущены на воду в 1710 году.

Новоладожская верфь ненадолго пережила петровскую эпоху – производство кораблей тут резко упало сразу после смерти императора и окончательно прекратилось в 1741 году.


Партикулярная верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

Для строительства речного транспорта, который удовлетворял бы потребности разрастающегося Санкт-Петербурга, Петр I учредил Партикулярную верфь. Мера была в какой-то степени вынужденной, так как жители города на Неве всячески уклонялись от водных прогулок, особенно под парусом. А это царя всерьез задевало – ему было неприятно, что люди не разделяют его увлечение флотом. Он издавал указы (например, от 15 июня 1710 года) о запрете гребли, если есть ветер, но дело шло трудно. И тогда Петр решил сделать невиданное.

В мае 1718 года Партикулярная верфь занялась раздачей судов по спискам, подготовленным Петром. Суда передавались в вечное пользование бесплатно, но у новых (вынужденных) владельцев возникала обязанность содержать суда в надлежащем порядке, чинить их по мере надобности, а если придут в негодность – построить новое размером не меньше утраченного, но уже на свои средства. В общей сложности Невский флот насчитывал 141 судно.

Поставив таким образом петербуржцев перед фактом судовладения, Петр стал прививать им вкус к плаванию по Неве под парусом – тоже в обязательном порядке. Под угрозой крупного штрафа судовладельцы или их дети должны были каждое воскресенье с мая по октябрь выходить под парусом на простор Невы и совершать многочасовые тренировки по судовождению под наблюдением невского адмирала – главы Невского флота (эта должность совмещалась с руководством Партикулярной верфью).



Таганрогская верфь

Бассейн Азовского моря

Таганрог (в петровские времена – Троицк-на-Таганьем Роге) был основан как морской порт и крепость, но фактически там возникла и верфь. Суда, которые строились на Дону и его притоках, были ограничены глубинами этой реки, поэтому их спускали на воду незавершенными, доводили до Таганрога и достраивали на воде уже там. Флот, который был собран и достроен к 1711 году в Таганроге, было достаточно внушителен (около 500 судов всех классов), хотя его корабли и не отличались хорошей мореходностью. Однако вести успешные войны на двух столь удаленных фронтах Россия на тот момент еще не могла, и Петр согласился на разрушение Таганрога как одно из условий мирного договора по итогам провального Прутского похода. Правда, в тайне от турок он приказал фундаменты не трогать, так как надеялся после решения шведского вопроса к турецкому вернуться.



Казанское адмиралтейство

Бассейн Каспийского моря

В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.

Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.

Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.

Идея погружения лодки под воду для скрытого приближения и нападения на вражеские корабли привлекала военачальников с глубокой древности. По легенде, сам Александр Македонский использовал подводную разведку за противником. Но первую настоящую боевую подводную лодку создал русский плотник-изобретатель Ефим Никонов, при прямой поддержке царя-реформатора Петра I.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году. Но лишь в 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelis Drebbel) построил первый рабочий образец. Она была сделана из дерева, приводилась в движение веслами и могла оставаться под водой несколько часов. Воздух по специальным трубкам подавался с поверхности. Дреббель продемонстрировал возможности погружения своей лодки, ныряя на реке Темзе и оставался под водой в течение трех часов. За это время тысячи лондонцев, собравшихся на берегу, были убеждены, что посудина затонула и экипаж уже погиб.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Голландский ученый Христиан Гюйгенс, который был свидетелем испытаний, позже писал, что это «смелое изобретение» может быть использовано во время войны, для нападения на вражеские корабли противника, лежащие в прямой видимости и не подозревающие об опасности. Как и Гюйгенса, многие другие признали военный потенциал подводных лодок. Несмотря на это, прошло еще сто лет прежде, чем первая военная подводная лодка быть построена.

В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал Петру I, что мог бы построить «потаённое судно», которое может плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. Удивительное дело, но царь пригласил Никонова в Санкт-Петербург и поручил начать постройку судна.

Никонов закончил уменьшенную модель первой российской подводной лодки в 1721 году и испытал ее в присутствии Петра. Царь был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.

«Потаенное судно» Никонова было построено из дерева в форме бочки. Оно было вооружено огнеметами. Подводная лодка должна была подойти к вражескому судну, выставить концы огнеметной трубы из воды, поджечь и взорвать вражеский корабль. Кроме того, был предусмотрен воздушный шлюз для акванавтов, который мог выйти из подводной лодки и уничтожить противника.

Первое испытание полноразмерной подводной лодки было проведено осенью 1724года. Это была катастрофа. «Потаенное судно» затонуло, когда достигло дна и проломило борт. Сам Никонов и четверо гребцов были внутри. Это было настоящее чудо, что экипажу удалось спастись.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Петр поддержал изобретателя и призвал Никонова улучшить конструкцию. Но неудачи продолжали его преследовать. Второе и третье испытания русского «потаенного судна» закончились провалом. После смерти своего высочайшего покровителя, Никонов был обвинен в злоупотреблении государственными средствами, был разжалован в рядовые плотники и отправлен работать на верфи на реке Волге.

Первое успешное использование военной подводной лодки произошло во время Американской войны за независимость. Подводная лодка под «Черепаха» (Turtle) была разработана американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было яйцевидное устройство, которое могло вместить одного человека.

Подводные суда появились для участия в боевых действиях, но очень часто изобретения создавались для облегчения жизни, иллюстрирую поговорку «Лень – двигатель прогресса» .

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: