Академическая лодка отличие от других гребных судов ялы народная гребля прибрежная гребля

Обновлено: 19.04.2024

Существует два принципиально отличающихся друг от друга типа гребли - уключенная и безуключенная. Первая - это когда весло соединяется с лодкой через уключину. Гребец, как правило, сидит спиной вперед. Примерами такой гребли является народная гребля, гребля на шлюпках, гребля на ялах и яликах. В гребле на ялах проводятся соревнования, особенно они популярны в военно-морском флоте России и других странах. Наиболее крупные соревнования проводятся в Финляндии, так называемая "кирха бот" или церковная лодка, где участвуют свыше 600 команд и дистанция 60 км. Ну и конечно же олимпийский вид - это академическая гребля.

Народная гребля

Это обычные прогулочные лодки, их еще иногда называют "гички" или "ялики". Такие лодки довольно широкие и устойчивые - освоить их не составит труда. Каждая имеет руль и одну или две пары весел, которые зафиксированы в уключинах. Гребцы сидят на скамейках - банках и упираются ногами в специальные упоры. Народная гребля была очень популярна в СССР.

Академическая гребля

академическая гребля

Спортсмены приводят лодку в движение веслами, сидя спиной вперед. Такая гребля разделяется на два вида: парную и распашную. В первом случае гребут двумя веслами, во втором, соответственно, одним. Лодки бывают одиночки, двойки, четверки и восьмерки. На восьмерке всегда имеется рулевой, двойки и четверки могут быть как без рулевого - так и с ним, одиночкой же всегда управляет гребец веслами.

Гребля на байдарках и каноэ

Здесь имеет место так называемая безуключенная гребля - это когда весло не соединяется с лодкой, а находится в руках у гребца. При движении на этих лодках, байдарочники и каноисты находятся лицом вперед. Новичкам очень сложно удержать равновесие. Все лодки делятся на одиночки, двойки и четверки. Гребля на байдарке и на каноэ несколько различается:

  • каноист стоит в открытой лодке на одном колене на специальной подставке. Весло имеет Т-образную ручку с одной лопастью. Гребля выполняется только с одной стороны. Каноэ не имеет руля - управление осуществляются за счет специальных движений веслом. К тому же лодка очень неустойчива. Новичкам самостоятельно не освоить эту лодку.
  • байдарочник сидит в закрытой лодке. Весло для байдарки имеет две лопасти, прикрепленные к единому веретену. Гребки делают с разных сторон лодки поочередно. У байдарки, в отличие от каноэ, имеется руль. В отличии от всех предыдущих видов гребли на байдарке можно заниматься самостоятельно, без тренера.

Драгонбот

Лодка «дракон» D-10, D-20 - это десяти- или двадцатиместное каноэ. Появилась она в Китае более двух тысяч лет назад. Лодка имеет голову и хвост дракона. Поэтому название у нее не просто метафорическое. Драгонбот был признан отдельным видом спорта в 2007 году. Он очень популярен в Азии и постепенно набирает популярность у нас.

драгонбот

Двадцать человек гребут, вслушиваясь в ритм барабана который находится на носу лодки. "Рулевой" же (на корме) управляет большим рулевым веслом. Этот вид, по сравнению с другими, доступен практически каждому, потому что для начала занятий драгонботом никаких навыков не нужно. Чтобы начать грести в «драконе» - достаточно 5 минут инструктажа на берегу и 5 минут в лодке под присмотром тренера. В дальнейшем остается лишь совершенствовать свою технику.

Аутриггер

аутриггер

Аутриггер - это небольшое одноместное каноэ к которому сбоку прикрепляется поплавок. Такая лодка может преодолевать довольно крупные волны, поэтому гонки на них часто устраивают в прибрежных морских зонах.

Техника гребка здесь схожа с греблей на драконе. Разница лишь в том что спортсмен может попеременно грести то с левой, то с правой стороны. Весло также Т-образное, но имеет более широкую лопасть по сравнению с драгонботом. Аутриггер имеет управление педалями как на байдарке.

В этой статье были рассмотрены основные виды гребли на гладкой воде. Также существует немало способов гребли на белой (или бурной) воде. Это всевозможные экстремальные виды гребли - рафтинг, каякинг, водный туризм, гребля на катамаране и другие. Они принципиально отличаются от рассмотренных выше и требуют особую защитную экипировку, а также нужны соответствующие водоемы или специальные технические сооружения, которые могут создавать потоки бурной воды.

Лодка для академической гребли — это легкое, узкое и удлиненное судно с подвижными сидениями, где весла крепятся за бортом на специальных вертлюгах. Типов лодок в этом виде спорта существует немало. Они делятся на классы и обозначаются символами в зависимости от размера, наличия или отсутствия рулевого, а также от техники гребли (распашные, когда гребут одним веслом, или парные, когда гребут двумя веслами). Но все их можно объединить в две большие группы — гоночные и учебные.

Конструкция гоночных лодок

Международными правилами академической гребли не установлено обязательных требований к размерам или особенностям конструкции лодок. Однако зависимость скорости судна от его веса и некоторых других параметров стало причиной того, что некоторая унификация все же имеется.

Поначалу скорость, которую может развить лодка для академической гребли, пытались увеличить за счет уменьшения площади ее соприкосновения с водой посредством укорачивания корпуса. Но эти попытки не увенчались успехом. Положительные результаты принес метод от противного — удлинение корпуса одновременно с его сужением и углублением. Правда, такие судна требуют наличия хорошего уровня подготовки гребцов.

Сегодня корпус гоночной лодки имеет чашеобразный вид. Ее нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, поэтому на него устанавливают шар из упругого материала не менее 40 мм в диаметре — обязательное требование безопасности.

С течением времени и появлением новых технологий менялись и материалы для производства. Прежде для этой цели применяли красное дерево и кедр. Но с начала 20 века, когда изобрели водостойкую клейковину, лодки стали делать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая, разных расцветок. А вот изнутри поверхность отделывается древесиной.

Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.

Конструкция учебных лодок

В отличие от гоночных лодок, параметры учебных регламентируются. Их размеры зависят от условий и целей применения.

Учебные лодки подразделяют на:
  • Гички шириной 78 см, предназначенные для изучения техники гребли, для водного туризма, а также для гонок среди новичков. На них устанавливают сплошной привальный брус и парные уключины. Это делает возможным применение и парной, и распашной техники.
  • Морские шлюпки используемые для плавания в морских водах. Они шире, отличаются своей конструкцией и посадкой экипажа в ней в направлении от средней линии. Вертлюги монтируются на привальных брусах.

Раньше для производства этих плавсредств также применяли древесину. Сегодня предпочитают прочный стеклопластик. Хотя его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна обеспечивается посредством установки приспособлений, повышающих плавучесть.

Как устроена лодка для академической гребли
В конструкцию лодки входят следующие основные элементы:
  1. Кронштейн (крыло). Необходим для закрепления весел и их упора. Материалом его изготовления выступает алюминий или высокопрочный пластик.
  2. Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней поверхности борта.
  3. Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость всей конструкции.
  4. Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
  5. Подножка — система упора ног спортсменов, оснащенная механизмом для регулирования. Производится из карбона или водонепроницаемой фанеры.
  6. Банка — подвижное сиденье спортсмена. Его производят из дерева и обрабатывают водостойким лаком. Банка в своей конструкции имеет каретку на колесиках, предназначенную для регулировки положения сиденья.
  7. Полозки — желоба из алюминия, предназначенные для передвижения банки.
  8. Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
  9. Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке. Она выполнена из абразивного материала.
  10. Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающая заплескивание воды. Высота его может достигать 30 см.
  11. Козырек — деталь, не позволяющая спортсмену намокнуть от всплесков и брызг.
  12. Дека.
  13. Держатель флюгарки — таблички с идентификационным номером судна на состязаниях.
  14. Резиновый шарик, монтируемый на нос с целью защиты от повреждений при возможных столкновениях.
Гребной отсек

Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – соответственно 28 см и 65 см. В сторону носа полозки имеют подъем на 15 мм. Посадку в гребной отсек упрощает специальный мостик.

Подножка
Выносная уключина

Выносная уключина – это стальной кронштейн в виде трубки. На нем вокруг стержня вращается вертлюг, выполненный чаще всего из пластика. Такое устройство предназначено для того, чтобы изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных это расстояние равно 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.

Конструкция распашного судна предусматривает размещение уключин поочередно с двух сторон. Это помогает удерживать траекторию движения плавсредства, особенно в четырех- и восьмиместных суднах.

Весло
Распашные и парные весла имеют одинаковую конструкцию и отличаются только по своей длине, площади лопасти и весу:
  • Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см². для мужчин, 900 см². для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
  • Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см². для всех, вес — 2 — 2,2 кг.

Для детей 8 — 12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.

Весло для гребли должно быть высокопрочным и легким. Поэтому в качестве материала изготовления выбирают ценные породы древесины — сосну, ясень, канадскую пихту. В ручке имеется полость. Его склеивают из несколько планок, на которых имеются желобки, препятствующие попаданию воды.

Часть весла, находящая в вертлюге, подвержена повышенному износу. Для его предотвращения она защищена специальной манжетой из синтетики. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.

Лопасти делают из вспененной пластмассы, придающей высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса. Под аналогичным уклоном расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция делает ведение лопасти в воде стабильным и предсказуемым.

Наладка лодки

Все детали судна, имеющие механизмы регулировки, до начала состязаний подгоняют под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена. Это касается длины полозков и установки подножки. Кроме того, осуществляется выбор удачного соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.

Техника гребли
Методы парной и распашной гребли практически не различаются.
  • Гребки производятся циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
  • Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
  • Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходную позицию.
  • Переход между двумя фазами должен происходить плавно, чтобы гребки осуществлялись без рывков. Ведь от них зависит скорость плавсредства.
  • Внутренний рычаг не рекомендуется поднимать или опускать очень сильно. При заносе и погружении лопасти придают вертикальное положение. В фазе подъезда ее поворачивают, не соприкасаясь с водой, с целью снижения аэродинамического сопротивления.

Определяющую роль играет физическая работа членов экипажа. Движения должны иметь естественный характер, поэтому никаких требований к позам гребцов не устанавливается.

При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу, чтобы совершить толчок. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и концентрируется на грамотном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным возрастанием давления и длины гребка. Частота гребков в минуту определяется классом плавсредства, числом спортсменов в нем и погодой.

Академическая гребля – это водная спортивная дисциплина, имеющая статус олимпийской, состоящая в преодолении дистанции на лодке, при помощи весел и спиной вперед. При таком занятии задействуется практически весь мышечный комплекс целиком. Особенной популярностью гребля пользуется среди американцев, европейцев, румынов, австралийцев, и, кстати сказать, россиян.

Исторические факты

Точно сказать, когда появился этот вид гребли, не представляется возможным. Но исследования ученых говорят о том, что подобные состязания имели место еще в античные времена. О них имеется множество упоминаний в различных произведениях той эпохи.

В средневековье пользовались популярностью межцеховые турниры лодочников, в Англии и сегодня награждают лучших профессиональных гребцов, как делали это в прошлые века. А в 16 веке здесь стали проводиться гонки перевозчиков через Темзу на академических судах.

Первая официальная гонка была организована в Великобритании в 1715 г актером Томасом Доджеттом, именем которого и был назван. Такое состязание гребцов существует до сих пор и признается престижнейшим.

В России гребля обосновалась во времена правления Перта I, когда сформировался первый яхт-клуб – «Невский флот», участвовавший в проводимых речных мероприятиях.

В 19 в яхт-клубы создавались повсеместно. А в Питере кружок «Моряк на все руки» реорганизовался в Городской речной яхт-клуб. Впоследствии его участники разработали первые правила гребной гонки. В 1864 г подобная организация открылась в Москве.

В годы СССР академическая гребля получила свое массовое распространение. Все желающие могли заниматься этой дисциплиной. В олимпийских играх гребцы участвуют с 1896 г — мужчины и с 1976 г — женщины. Также проводятся и другие ежегодные состязания.

Традиции

В государствах Западной Европы турниры гребцов сопряжены с соблюдением старых традиций, например:
  • В Лондоне, на реке Темза, с 19 века проходит классическая Королевская регата протяженностью в 2 км. Участвуют учащиеся Оксфорда и Кембриджа.
  • На старте не принято использовать какую-либо технику, плавсредства до начала гонки удерживают стюарды.
  • Победившая команда выбрасывает своего рулевого за борт. Если таковой отсутствует среди экипажа, за борт ныряет весь экипаж.
Основы и особенности академической гребли

Главный элемент гребли — это, разумеется, гребок. Он осуществляется в два приема: начало (захват) и конец. Правильная техника выполнения двух этих приемов обуславливает устойчивость, скорость и направление следования судна. Чем больше гребцов, тем сильнее ход плавсредства зависит от гребков. Команде следует выполнять их синхронно.

Академическая гребля обладает спецификой, которая состоит в следующем:
  • Нагрузки. У тренирующихся гребцов работает около 95% мышц.
  • Дистанция. Она весьма различна и устанавливается по категориям гребцов. Юниоры группы Б (11-16 лет) преодолевают 0,5-1 км. Юниоры группы А (16 — 18 лет) – 1-2 км. Для взрослых спортсменов классической является дистанция в 2 км. А те, которые превышают 2 км, считаются марафонскими.
  • Способ передвижения. Это главная специфическая черта данной спортивной дисциплины. Гребцы движутся спиной вперед. А придерживаться нужного направления им способствуют буйки.
  • Скорость перемещения. Средний показатель — 20-30 км/ч.
Виды академической гребли

По общему делению академическая гребля бывает парной и распашной. При парной гребле участник держит в каждой руке по веслу и работает ими синхронно. А при распашной он удерживает одно весло обеими руками.

В Олимпийских состязаниях участвуют следующие виды гребли:
  • Одиночная.
  • Двойка: парная, распашная и парная легкого веса.
  • Четверка распашная и парная.
  • Восьмерка.
Что касается мировых чемпионатов, то программы на них более многообразны:
  • Одиночная малого веса (для мужчин и женщин).
  • Двойка распашная (для мужчин): с рулевым и легкого веса.
  • Четверка (для мужчин): распашная с рулевым и парная легкого веса.
  • Восьмерка легкого веса (для мужчин).

На Олимпийских играх участвуют только однополые экипажи. Это выступает обязательным требованием.

Классификация гребцов
Основное разделение существует между спортсменами парной и распашной гребли. Гребцы, работающие с распашными веслами, бывают:
  • Загребными — располагаются с левого борта.
  • Баковыми — сидят, соответственно, справа.

Чтобы сохранять баланс и направление движения плавсредства, загребным необходимо работать на 5% интенсивнее по сравнению с баковыми.

Правила соревнований

Для организации турниров и занятий необходим искусственный водоем, который называется гребной канал. Его ширина — 200 м, длина — около 4 км, а глубина — 2 м.

Состязания проходят по следующей программе:
  • Предварительный этап.
  • Полуфинал.
  • Финал.

Гонка проходит в спокойном водоеме, лодки движутся по прямой. Плыть по чужим дорожкам можно, если это не мешает другим командам. Правила гребли устанавливают ограничения к весу членов экипажа. Для женщины предельно допустимый вес — 59 кг, а для мужчин — 72,5 кг. Судна располагаются в стартовой коробке, потом производится перекличка и оглашается призыв «Внимание». Затем по звуковому сигналу происходит старт. Победу одерживает экипаж, пришедший к финишу первым.

Руководит турниром и оценивает результаты коллегия судей из главного судьи, его заместителей, секретаря, технического делегата, а также судей на старте и финише и судей-контролеров.

Снаряжение
Основной инвентарь для участников — это:
  • Лодка.
  • Весла.
  • Экипировка участников.
Лодки

В турнирах участвуют нетяжелые, узкие, удлиненные судна с подвижными сидениями. Весла крепятся за бортом на вертлюгах. Учебные плавсредства отличаются от гоночных большей шириной, и борта их повыше.

Первоначально лодки производили только из дерева и обшивались либо продольными рейками («Клинкер»), либо фанерой из ценных пород («Скиф»), позже замененной на композиционные материалы. В настоящее время реечная обшивка не используется и все гребные судна именуют «скифами». Возник и высокотехнологичный метод производства лодок из углеродистых пластмасс, называемый «сэндвич».

Весла

Этот инвентарь производится путем отверждения эпоксидной смолы, что обуславливает хорошую упругость, прочность и придает легкость.

В лопатке весла три слоя, при ее изготовлении применяется метод прямого прессования. Крепится лопатка на овальный стержень, произведенный особым способом.

Одежда
Все члены одной команды одеваются в одинаковую форму, включающую в себя:
  • Майку.
  • Шорты.
  • Спортивный костюм (если холодно).
  • Кепку.
  • Спортивную обувь.

Вместо шорт и майки разрешается облачиться в комбинезон.

Требования к инвентарю
Утвержденные правила устанавливают определенные критерии, которым должно соответствовать снаряжение:
  • Судна должны оснащаться подвижным рулевым креплением.
  • Подножка конструируется так, чтобы позволять быстро выбраться из лодки при ее опрокидывании.
  • На носу необходимо установить держатель для флюгарки и белый шарик из резины.
  • Наименьшая масса лодки без прочих приспособлений:
    -одиночная – 14 кг;
    -двойная с рулем — 32 кг;
    -двойная парная без руля- 27 кг;
    -четырехместная с рулем — 51 кг;
    -…без руля — 50 кг;
    -…парная — 52 кг;
    -восьмиместная — 96 кг.
  • Толщина лопастей распашных весел — от 5 мм, к краям она постепенно уменьшается.
Кому подходит академическая гребля

Это универсальная дисциплина, подходящая и мужчинам, и женщинам, и детям. Но дети к профессиональным занятиям допускаются только с 11 лет, для младших это будет довольно сложно. Еще одним необходимым условием выступает умение плавать, поскольку и тренировки, и состязания проводятся в водоеме.

Достоинства гребли:
  • При занятиях прорабатывается и укрепляется весь мышечный комплекс.
  • Повышается подвижность суставов.
  • Тренируется выносливость.
  • Сжигается лишний вес.
  • Нормализуется деятельность нервной системы.
Академическая гребля имеет немного минусов. К ним можно отнести:
  • Большая нагрузка на суставы.
  • Высокая интенсивность тренировок.

Гребной спорт (гребля) – перемещение судна по поверхности воды с помощью весел, на время. Различают два вида гребного спорта: на лодках с уключинами и без уключин. Каждый вид имеет несколько разновидностей. Наибольшее развитие получили академическая гребля, и гребля на байдарках и каноэ.

Академическая гребля

Гребной спорт

Человек изобрел лодку раньше, чем колесо. Лодка, это средство передвижения по водным преградам. Чем быстрей гребешь, тем быстрее прибудешь в точку назначения. Чтобы увеличить скорость, кто-то догадался поставить на борт своей лодки упоры для весел – уключины.

Так появилось два типа лодок – с уключинами и без уключин. Две разновидности лодки предопределили появление двух разных видов гребного спорта.

Уключина

Уключина – приспособление для крепления весла на борту лодки.

Изобретение уключины приписывают древним египтянам. Такое новшество явилось настоящей технической революцией, для своего времени. Не надо держать весло в руках.

Подвижная уключина удерживает весло и создает упор. Наличие точки опоры, во время заноса весла, изменила технику гребли. Если на лодке есть уключины, то гребец садится и гребет спиной вперед.

Такая посадка изменяет амплитуду движений и подключает к работе мышцы нижних конечностей. Уключина позволила увеличить силу гребка и соответственно скорость судна.

Виды гребного спорта

К безуключенным видам гребного спорта относятся:
гребля на байдарках,
гребля на каноэ,
гребной слалом,
гребной марафон, фристайл на бурной воде и другие виды гребли на лодках без уключин.

Уключенная гребля включает в себя:
академическую греблю,
греблю на морских ялах (шлюпках),
любительскую греблю.

Академическая гребля – олимпийский вид гребного спорта. Спортсмен находится в лодке и гребет веслами спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ.

Академическое судно имеет две важных особенности. Первое – уключины вынесены за борт, на специальных отводах. Второе – в лодке установлены подвижные сиденья (банки).

Гребля на морских ялах (шлюпках) – неолимпийский вид гребного спорта на уключенных, маломерных судах. На шлюпках уключины устанавливают на борт лодки. Сиденья (банки) в различных моделях могут быть подвижными или неподвижными.

Гребля на ялах является регламентированной спортивной дисциплиной. Во многих странах проводят соревнования в том числе международного уровня. В России наибольшей известностью пользуется Международная шлюпочная регата «Весла на воду!».

Спортивная предыстория

Возможно гонки на лодках устраивали еще в доисторические времена. Официальная история гребли, как вида спорта, началась в Англии несколько столетий назад.

Особенность гребного спорта заключается в том, что два разных вида гребли развивались по-разному.

Байдарка и каноэ долгие годы оставались территорией любителей. Гребля на байдарке представляла из себя вид активного отдыха. Философию байдарочника открыл миру шотландский юрист Джон Мак-Грегор. Первому романтику диких рек посвящена отдельная статья.

Здесь поговорим о развитие классической гребли. Академическая гребля сразу развивалась как вид спорта. Зарождение спортивной гребли связано с именем ещё одного подданного Великобритании – Томасом Доггеттом.

История академической гребли

Пальто и значок Доггетта

Местные лодочники неплохо зарабатывали. Развозили по Лондону горожан и грузы. Иногда гребцы устраивали гонки на своих лодках. Такие забавы лодочников собирали не мало зевак.

Томас Доггетт – английский актер (и по совместительству менеджер королевского театра Друри-Лейн), превратил забаву в спортивное соревнование.

В августе 1715 года Англия отмечала первую годовщину правления короля Георга I (первый король новой династии). Каждый старался как мог. Томас Доггетт решил в честь короля провести организованную гонку лодочников. В качестве награды предложил свой красный плащ и серебряный значок. На значке была изображена эмблема новой королевской династии.

Мероприятие получило широкую огласку. Нашлись спонсоры. Лондонская «Компания торговцев рыбой» учредила денежный приз. Гонку стали проводить ежегодно и проводят до сих пор.

Регата «Doggett’s Coat and Badge Race» (пальто и значок Доггетта) – является старейшей и одной из самых престижных в истории академической гребли.

Студенческая гонка и Королевская регата

Соревнования гребцов набирали популярность. Молодые люди, желающие померится силами, брали в руки весла.

В 1829 году студенты Кембриджа бросили вызов своим друзьям из Оксфорда. Первую гонку Кембридж проиграл. Пришлось просить реванш. Вторую гонку выиграли. Теперь взять реванш захотели оксфордцы. Так появился первый символ академической гребли – университетская гонка Оксфорд – Кембридж («The Boat Race»).

Ещё один символ спортивной Англии – Королевская регата Хенли («Henley Royal Regatta»). История регаты началась летом 1839 года.

Западнее Лондона, на реке Темза стоит город Хенли-он-Темз. Ежегодно, в июле месяце на набережной проходили народные гуляния, приуроченные к местному празднику, а городские власти проводили ярмарку.

Чтобы ярмарка приносила доход, необходимо было «увеличить посещаемость». С инициативой выступил некий капитан Эдмунд Гардинер. Он предложил устроить лодочные гонки. Идея себя оправдала.

Желающих принять участие, а главное зрителей, было так много, что на следующий год гонку пришлось проводить в два дня. Популярность состязаний выросла настолько, что в 1851 году королевская семья взяла гонку под свое покровительство. Гонка гребцов получила почетное звание Королевской регаты.

Современную регату «Henley Royal Regatta» проводит в течении пяти дней, со среды по воскресенье.

Развитие академической гребли, как вида спорта

Первые соревнования гребцов проходили на обычных, грузовых лодках. Чтобы лодка вместила много груза и пассажиров, она должна быть широкой и тяжелой. Развить большую скорость на таком «плавсредстве» тяжело.

Стремление стать первым заставляет человека думать. Чтобы выиграть соревнования нужны не только мышцы. Возможно студенты Оксфорда и Кембриджа понимали это лучше других.

Назрела необходимость изменить лодку. Первые новшества появились на университетских гонках. Студенты одели кожаные штаны, поставили широкие сидения и смазали их салом. Нижняя часть тела легко скользила по сиденью. Такой, особый гребок, позволяет сгибать ноги в коленях. В этом преимущество академической гребли – работают мышцы всего тела. В 1857 году появились подвижные банки (сиденья).

Революционным для развития спортивной лодки стал 1830 год. Установили специальные отвода и вынесли уключины за борт. Точка опоры и длина рычага изменились. Помните слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Затем появилась лодка узкой, удлиненной формы. Судно получило гладкую обшивку. Так рождался на свет главный атрибут академической гребли – универсальная спортивная лодка.

Академическая гребля на Олимпийских играх

Во второй половине 19-го века во многих странах Европы стали возникать сообщества любителей гребли. Растущая популярность нового вида спорта обусловила создание международной управляющей организации.

В 1892 году была основана Международная федерация гребного спорта (Federation International des Societes d’Aviron – FISA). Стараниями федерации гребля стала частью олимпийского движения.

Впервые академическая гребля появилась на Олимпийских играх в 1900 году (II летняя Олимпиада, Париж). Соревновались только мужчины. Разыграли четыре комплекта медалей. Удачней всех выступили французские гребцы.

Надо сказать, к первым Олимпиадам британцы отнеслись несерьезно. Родоначальники академической гребли считали важными только национальные регаты. Например, в Париже Англия была представлена только одним гребцом. Зато на IV Олимпиаде (Швеция, 1912) весь золотой пьедестал остался за Великобританией, плюс три серебра из четырех возможных.

В 1976 г в олимпийскую программу включили женскую греблю.

Выступление советских гребцов

Советские гребцы включились в олимпийскую регату в 1952 г (XV летняя Олимпиады, Финляндия). Дебют оказался удачным. В неофициальном командном зачете СССР занял 2-е место. Три советских экипажа увезли на родину олимпийские награды.

Золото в соревнованиях одиночек завоевал Юрий Тюкалов. Он стал первым олимпийским чемпионом по академической гребле среди советских спортсменов. На вторую ступень пьедестала поднялись экипажи восьмерки и парной двойки.

Сильным получился также дебют советских гребчих. В 1976 г женщины разыграли шесть комплектов олимпийских наград. Советские девушки смогли завоевать медали в пяти дисциплинах – два серебра, три бронзы.

За свою историю советские спортсмены приняла участие в девяти олимпийских регатах. Из них семь раз команда СССР входила в тройку сильнейших сборных мира. С каждой Олимпиады советские гребцы возвращались с золотыми наградами. Академическая гребля принесла советскому спорту 42 награды –12 золотых медалей, 20 серебряных и 10 бронзовых.

Лидеры XXI века

В XXI веке лидерами гребного спорта являются: Великобритания, Новая Зеландия, Германия, Австралия. Например, Англия в последних четырех Олимпиадах (с 2008 по 2021 г) завоевала 22 медали, из них 9 золотых. Две Олимпиады подряд (2012, 2016) британцы возглавляли общекомандный зачет.

На Олимпийских играх в Токио (2021 г) медальный зачет возглавила Новая Зеландия. России академическая гребля принесла две серебряных медали. Анна Пракатень пришла второй в заезде одиночек. Российская пара: Василиса Степанова и Елена Орябинская, выиграли серебро в соревнованиях женских двоек.

Виды академической гребли

Академическая гребля включает в себя несколько разделов (классов). Классификацию проводят по виду гребли и количеству гребцов.

Вид гребли:
парная гребля – спортсмен работает двумя веслами,
распашная гребля – спортсмен гребет одним веслом, удерживает его обеими руками.

Численность экипажа предполагает четыре варианта:
одиночки,
двойки,
четверки,
восьмерки.

Различные комбинации способа гребли, количества и состава гребцов определяют вид спортивной дисциплины.

Олимпийская программа

Долгие годы олимпийский гребной спорт отдавал предпочтение мужчинам. Например, в 2016 году мужчины получили восемь золотых медалей, женщины шесть. 2021 год провозгласил гендерное равенство в академической гребле.

Современная программа летних Олимпийских игр включает в себя одинаковое количество заездов для мужчин и женщин. В Токио мужчины и женщины разыграли по 7 комплектов наград, всего – 14.

Для всех классов академической гребли установлена одна олимпийская дистанция – 2000 метров.

Одиночки. Название говорит само за себя. В лодке находится один спортсмен. Гребец работает двумя веслами.

Двойки парные. Здесь все понятно – два спортсмена, две пары весел (у каждого спортсмена два весла).

Двойки парные, легкий вес. От предыдущего варианта отличается тем, что установлены ограничения по весу.
Мужчины. Максимально допустимый вес одного гребца – 72,5 кг. Причем суммарный вес экипажа не должен превышать 140 килограмм.
Женщины. Разрешенный вес одного гребца – до 59 кг. Суммарный вес – 114 кг.

Распашные двойки. Экипаж состоит из двух человек. Лодка оснащена двумя веслами. Каждый спортсмен гребет только одним веслом.

Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло расположено слева от гребца).

Четверки парные. Экипаж состоит из четырех человек. У каждого гребца пара весел.

Распашные четверки. Экипаж состоит из четырех гребцов распашного весла. До 2020 года, в этом классе академической гребли соревновались только мужчины.

Восьмерки (распашные). На самом деле команда состоит из девяти человек. Девятый спортсмен – рулевой. Он не работает веслами – задачи другие. Рулевой управляет движением лодки и руководит действиями команды.

Вес рулевого регламентирован правилами соревнований. Для мужского экипажа минимальный вес рулевого составляет 55 килограмм. Если девятый член экипажа весит меньше нормы, то лодку загружают дополнительным грузом.

В академической гребле существует забавная традиция. Если экипаж выигрывает гонку, то рулевого бросают за борт.

Парная и распашная гребля

Постскриптум

Академическая гребля уникальный вид спорта. Главное отличие от байдарки и каноэ – особая конструкция лодки.

Подвижное сиденье позволяет сгибать ноги в коленях. Благодаря чему включаются в работу мышцы нижних конечностей.

Вместе с тем, большая амплитуда движений увеличивает нагрузку на мышцы груди и плечевого пояса. Особый гребок вытягивает мышцы спины и пресса. Классическая гребля развивает всю мышечную систему человека.


Гребной спорт (гребля) – перемещение судна по поверхности воды с помощью весел, на время. Различают два вида гребного спорта: на лодках с уключинами и без уключин. Каждый вид имеет несколько разновидностей. Наибольшее развитие получили академическая гребля, и гребля на байдарках и каноэ.

Соревнования каких экипажей официально не проводятся в академической гребле?

Дисциплина гребного спорта, соревнования по которой происходят на специально оборудованных гребных каналах или в естественных акваториях на «гладкой воде» при наличии равных условий для всех участников.

Спортсмены двигаются спиной вперед в спортивных академических лодках с вынесенными за борта уключинами для крепления весел и подвижными сиденьями – «банками». Участники начинают движение со стартовых плотов, выравнивание носов лодок обеспечивают волонтеры-держатели, фиксирующие лодку за корму.

Экипажи двигаются по специальным дорожкам, разделенным буйками на протяжении всей дистанции. Одновременно в заезде принимают участие до шести экипажей.

  1. Одиночки
  2. Двойки парные
  3. Двойки распашные без рулевого
  4. Двойки распашные с рулевым
  5. Четвёрки парные
  6. Четвёрки распашные без рулевого
  7. Четвёрки распашные с рулевым
  8. Восьмёрки с рулевым
  9. Восьмёрки распашные
  10. Двойки парные лёгкого веса

Тактика в гребле академической Варианты тактических схем в … СДЮСШОР №8

Академическая гребля создана в известных английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Отсюда его имя. В этом виде гребли в основном нагружаются сильнейшие группы мышц – ноги, поясница и руки.

Ответ: шестерки.

Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут вёслами, используя мышцы спины, рук и ног, проходя дистанцию спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Соревнования экипажей “шестерки” официально не проводятся в академической гребле.

Вопрос: Соревнования каких экипажей официально не проводятся в академической гребле?

  • двойки
  • четверки
  • шестерки
  • восьмерки

Академическая гребля – это водный олимпийский вид спорта, в котором участники, находясь в лодке, с помощью весел и собственной силы, преодолевают дистанцию спиной вперед (в отличие от гребли на байдарках и каное).

В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках. Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.

Гонка проводится в спокойной воде и вдоль прямой линии. Командам разрешается передвигаться по чужим дорожкам, но с условием, что они не создадут помех другим экипажам.

  • Парная – гребля выполняется двумя веслами;
  • Распашная – гребля выполняется одним веслом.
  • Один человек;
  • Два человека;
  • Четыре человека;
  • Восемь человек.

Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • Одиночки — мужские и женские;
  • Двойки парные — мужские и женские;
  • Двойки распашные — мужские и женские;
  • Двойки парные легкого веса — мужские и женские;
  • Четверки распашные — мужские и мужские легкого веса;
  • Четверки парные — мужские и женские;
  • Восьмёрки — мужские и женские.

Правильный ответ: шестерки.

Гребной спорт

Человек изобрел лодку раньше, чем колесо. Лодка, это средство передвижения по водным преградам. Чем быстрей гребешь, тем быстрее прибудешь в точку назначения. Чтобы увеличить скорость, кто-то догадался поставить на борт своей лодки упоры для весел – уключины.

Так появилось два типа лодок – с уключинами и без уключин. Две разновидности лодки предопределили появление двух разных видов гребного спорта.

Уключина

Уключина – приспособление для крепления весла на борту лодки.

Изобретение уключины приписывают древним египтянам. Такое новшество явилось настоящей технической революцией, для своего времени. Не надо держать весло в руках.

Подвижная уключина удерживает весло и создает упор. Наличие точки опоры, во время заноса весла, изменила технику гребли. Если на лодке есть уключины, то гребец садится и гребет спиной вперед.

Такая посадка изменяет амплитуду движений и подключает к работе мышцы нижних конечностей. Уключина позволила увеличить силу гребка и соответственно скорость судна.

Виды гребного спорта

К безуключенным видам гребного спорта относятся:гребля на байдарках,гребля на каноэ,гребной слалом,гребной марафон, фристайл на бурной воде и другие виды гребли на лодках без уключин.

Уключенная гребля включает в себя:академическую греблю,греблю на морских ялах (шлюпках),любительскую греблю.

СДЮСШОР №8 СДЮСШОР №8 Интервью спортсменов и тренеров по …

Академическая гребля – олимпийский вид гребного спорта. Спортсмен находится в лодке и гребет веслами спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ.

Академическое судно имеет две важных особенности. Первое – уключины вынесены за борт, на специальных отводах. Второе – в лодке установлены подвижные сиденья (банки).

Гребля на морских ялах (шлюпках) – неолимпийский вид гребного спорта на уключенных, маломерных судах. На шлюпках уключины устанавливают на борт лодки. Сиденья (банки) в различных моделях могут быть подвижными или неподвижными.

Гребля на ялах является регламентированной спортивной дисциплиной. Во многих странах проводят соревнования в том числе международного уровня. В России наибольшей известностью пользуется Международная шлюпочная регата «Весла на воду!».

Спортивная предыстория

Возможно гонки на лодках устраивали еще в доисторические времена. Официальная история гребли, как вида спорта, началась в Англии несколько столетий назад.

Особенность гребного спорта заключается в том, что два разных вида гребли развивались по-разному.

Байдарка и каноэ долгие годы оставались территорией любителей. Гребля на байдарке представляла из себя вид активного отдыха. Философию байдарочника открыл миру шотландский юрист Джон Мак-Грегор. Первому романтику диких рек посвящена отдельная статья.

Здесь поговорим о развитие классической гребли. Академическая гребля сразу развивалась как вид спорта. Зарождение спортивной гребли связано с именем ещё одного подданного Великобритании – Томасом Доггеттом.

Особенности академической гребли

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарках и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля — это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:

Варьируется от 500 метров до 160 километров, в зависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет) — 500—1500 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров — считается марафоном.

Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)

До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на «рывках» (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 м). Самыми скоростными лодками считаются 8+

Сражение у мыса Экном

Для уничтожения десанта Карфаген подготовил свой флотон решил, используя таран, главный удар нанести по транспортам с десантомРимский флот сильнее! Хорошо оснащённые римские корабли имели преимущество перед финикийскими. Сюда же нужно отнести отлаженную технику абордажного боя и хорошую дисциплину каждого воина.

Сражение у мыса Экном

Римляне высадили десант и разрушили Карфаген

  • разделение флота на отряды;
  • отказ от ведения боя в прибрежных водах;
  • применение более совершенной новой абордажной тактики и нового боевого порядка – строя клина и походного ордера.

Другие статьи, которые могут Вам понравиться:

  • Развитие пехоты в Греции классического периода
  • Тамплиеры: Яркая история и трагедия знаменитого ордена
  • Ассасины: из трактата «О земле Иерусалимской и ее обитателях»

Менс Физик — Википедия

Что такое Пляжный Бодибилдинг?

Еще о Менс Физик.

Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут вёслами, используя мышцы спины, рук и ног, проходя дистанцию спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии. Гребля академическая: олимпийский медальный зачёт М Страна Всего 1 США […]

Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут вёслами, используя мышцы спины, рук и ног, проходя дистанцию спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии. Международная федерация гребли Основная статья: Международная федерация гребли Международная федерация […]

Весло — простейший водный движитель. Его простота обеспечивает высочайшую надежность. Благодаря этому — это прекрасный вспомогательный и аварийный движитель для малого парусника. Основы гребли Не существует идеальной техники гребли, так как каждый спортсмен обладает собственной техникой и пониманием процесса. Из этого следует, что главная задача тренера по гребле – адаптация индивидуальной техники спортсмена к тем […]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: