С какого по какой год происходили суды над ведьмами в салеме

Обновлено: 27.04.2024

Эта давняя уже история стала неотъемлемой частью американской массовой культуры. Про нее написаны десятки, если не сотни книг: от серьезных документальных исследований до незамысловатой развлекательной художественной литературы, сняты многочисленные фильмы и эпизоды телесериалов. Упоминаний о событиях, произошедших почти 330 лет назад в городке Салем, и отсылок к ним, еще больше — они давно превратились в часть национального кода страны. Почему одиозные судебные процессы, происходившие в конце 17-го века, и жестокая расправа над двумя десятками человек, четырнадцать из которых были женщинами, привлекли такое внимание и имеют такое значение? Разбираемся в деле «салемских ведьм».

Пуританская колонизация

К моменту, когда в Салеме местные жители развернули кипучую деятельность по избавлению родного города от тех, кого они посчитали ведьмами, населенные пункты европейцев в этой части США были еще очень молодыми. Испанская колонизация шла успешнее: их форпосты во Флориде и современных штатах, прилегающих к Мексике, выживали и даже росли, а вот попытки англичан основать постоянное поселение долгое время заканчивались неудачей. Обитатели колонии Роанок просто бесследно исчезли, почти все жители Джеймстауна в Виргинии вымерли от голода в первый же, 1607 год основания городка.

Но в 1620-м в Новой Англии на берег современного штата Массачусетс ступили отцы-пилигримы — прибывшая на корабле «Мэйфлауэр» из Нидерландов группа из ста человек, сыгравшая основополагающую роль в успехе проекта британских колоний в Северной Америке. Миллионы современных американцев и в настоящее время могут проследить свою родословную до этих первых колонистов.


Отцы-пилигримы были пуританами, теми самыми английскими протестантами, чьи суровые нравы вошли в историю и язык. Как и многие последователи Реформации, пуритане отрицали католическую обрядность и эстетику, искали личного спасения через собственную молитву, считали себя «избранным народом», в том числе ответственным за заселение новых территорий и распространение христианской веры. Вдобавок из-за ортодоксальных воззрений у многих пуританских групп возникали конфликты с властями на родине. Вот и община, прибывшая на «Мэйфлауэре», вынуждена была сначала за лучшей жизнью уехать в Нидерланды, а затем и в Новый Свет.

Надо сказать, что там у них многое стало получаться. Протестантская этика предполагает трудолюбие, благочестие, большие семьи, отсутствие вредных привычек. Это было как раз то, что нужно на новом месте, в окружении коренного населения, настроенного зачастую к незваным гостям весьма агрессивно.


Салем, сейчас являющийся частью Бостонской агломерации, пуритане основали в 1628 году, всего через восемь лет после прибытия в Америку «Мэйфлауэра». Даже его название было отражением религиозности основателей (Салем — Salem, Jerusalem, Иерусалим). Она же помогла местной пуританской общине выжить, хотя это удалось далеко не всем колониям.

Спустя 60 лет существования салемское поселение (рядом существовали отдельно деревня Салем и одноименный город, в историю попала первая) состоялось, хотя уже накопились и серьезные болезни роста. Внутри общины стали вспыхивать постоянные конфликты, вызванные целым рядом причин. В первую очередь стал ощущаться недостаток свободной земли. Семьи были большие, и для выживания всех их членов требовалось все эффективнее вести сельское хозяйство. Споры из-за границ ферм, прав на выпас, церковных привилегий отравляли отношения внутри общины.


Дело ведьм

В самом начале 1692 года в том террариуме, который уже представлял собой к этому времени Салем, появилась и еще одна проблема. У двух ближайших родственниц пастора местной церкви Сэмюэла Пэрриса, его 9-летней дочки Элизабет и 11-летней племянницы Эбигейл, появились симптомы загадочной болезни. На такие сюжеты сейчас снимают множество фильмов ужасов. Дети ангельской внешности вдруг начинают себя необъяснимо вести: кричать, корчиться, прятаться под мебелью, утверждать, что их тело постоянно колют невидимыми иголками и щипают.

Надо понимать, что все это происходило в атмосфере фанатичной религиозности, строгости нравов, дисциплины. Пуритане толковали любые жизненные невзгоды не какими-то объективными обстоятельствами, а исключительно Божьим гневом. Плохая погода, гибель урожая, внезапная болезнь или смерть родственников, особенно детей, от непонятных болезней, какие-то природные катаклизмы и даже нападение индейских племен объяснялись через призму личных прегрешений, помочь при этом могла только неистовая молитва. Второй возможной причиной неприятностей было колдовство, то есть дьявольское вмешательство. При этом, хотя мужчина и женщина у пуритан считались равными перед Богом, женские души все же рассматривались в этой картине мира как менее защищенные перед сатанинским вторжением. В Европе охота на ведьм в эти годы уже сходила на нет. В Новом Свете массового характера она не приняла. Пока не случилось «салемское дело».


Выросшие в атмосфере постоянного риска то Божьего гнева, то дьявольского вмешательства, обе находившиеся в необъяснимом состоянии девочки обвинили в этом собственную служанку по имени Титуба. Физически никаких проявлений болезни, похожих на что-то известное общинному доктору, не было. Поэтому «одержимость дьяволом» выглядела в пуританских глазах весьма логично. Тем более что «болезнь» начала распространяться: вслед за дочкой и племянницей пастора похожие симптомы начали демонстрировать другие юные жительницы Салема.

Участь несчастной Титубы был предрешена. Ее обвинили в том, что она зачитывала подопечным отрывки из «Молота ведьм», описывающие случаи одержимости дьяволом и совокупления с инкубами и суккубами. Как могла читать труд с латинским названием Malleus Maleficarum женщина, бывшая, судя по имени, представительницей коренного населения островов Вест-Индии, следствие не уточняло.


Вместе с ней арестовали двух других подозреваемых. Обе также принадлежали к слоям жителей Салема, которые сейчас назвали бы стигматизируемыми. Сара Гуд была матерью-одиночкой, и к тому же нищенкой. Сара Осборн — одинокой вдовой, втянутой в судебные тяжбы с несколькими респектабельными семействами Салема. Обе дамы практически не посещали церковь, и это в глазах местных жителей было отягчающим обстоятельством, доказывающим, что женщины продали душу дьяволу или хотя бы им одержимы.

Вдова Осборн до суда не дожила, умерев в тюрьме в мае. «Расследование» по остальным случаям подтверждало версию обвинения. Надо сказать, формальные процедуры были проведены. Например, для доказательства, что Сара Гуд (нищенка) действительно одержима, ей устроили очную ставку с девочками из пасторской семьи, которые и выдвинули первоначальные обвинения. При личной встрече те начали кричать и корчиться, это было сочтено вполне достаточным доказательством.

Однако тремя «подсудимыми» дело не ограничилось. В Салеме началась настоящая охота на ведьм.


Процесс

В течение весны в салемской тюрьме, помимо трех оригинальных обвиняемых, оказались сразу несколько женщин. Четырехлетняя Дороти Гуд назвалась ведьмой, чтобы оказаться рядом со своей матерью Сарой. Собственных слов было достаточно. Марту Кори взяли за то, что она демонстративно высказывала «неуважение к суду», неоднократно обращая внимание на смехотворность доказательств. Появились и новые «обвинители», указавшие на других подозреваемых. Похоже, многие жители Салема, города, который раздирали внутренние конфликты, посчитали эту ситуацию удобным способом разрешить противоречия в свою пользу.

Арестовали и нескольких мужчин, в основном мужей женщин, подозреваемых в колдовстве. Но среди заключенных в тюрьму был даже бывший пастор местной церкви Берроуз, ушедший с этой должности из-за конфликта с влиятельными членами общины.


Для судов над «салемскими ведьмами» в городе было создано специальное судебное присутствие. Работать, видимо, собирались всерьез и долго. Судебные заседания превращались в теологические диспуты о природе дьявола, при этом сам факт участия его воли в причине «преступления» сомнению не подвергался. Дебаты шли вокруг наличия или отсутствия личного согласия обвиняемых в использовании их обличья (тела) дьявольской силой. От этого зависела их виновность. В конечном итоге она была «доказана», и в июле 1692 года начались первые казни. Сжигать «ведьм» уже не стали, в качестве метода была выбрана «более милосердная» петля.

Летом повесили первых нескольких человек, включая Сару Гуд и пастора Берроуза. В сентябре еще восьмерых, в том числе дерзкую Марту Кори. При этом охоту никто завершать не собирался. В тюрьмах оказывалось все больше людей. 80-летний Жиль Кори, муж повешенной Марты, погиб под пыткой peine forte et dure. За этим французским названием («сильное и продолжительное мучение») скрывалось следующее упражнение: на грудь подозреваемому клали все более тяжелый груз, чтобы в буквальном смысле выдавить из него показания. Отказывающийся их давать формально не мог быть осужден и в случае смерти оставался невиновным. Кори предпочел такой выход. У невиновного не могли конфисковать имущество, и ферма досталась детям замученного в тюрьме.


В итоге охота начала выходить из-под всякого контроля, выплеснувшись из Салема в соседние города. Когда счет обвиняемым стал приближаться к двум сотням, происходящим в Массачусетсе заинтересовались власти штата и местные интеллектуальные элиты. Творящемуся мракобесию был положен конец. По инициативе президента Гарвардского колледжа (тогда еще не университета), главного местного учебного заведения, в перечне доказательств были оставлены только материальные улики. Состав судебного присутствия только был изменен, и — неожиданно — оказалось, что без «видений» и прочих доказательств «со слов обвиняющего» ничего предъявить «ведьмам» следствие не может.

К весне 1693 года все находившиеся еще в тюрьмах по обвинению в колдовстве были отпущены, ранее осужденные к повешению оправданы. В общей сложности было казнено 19 человек, только пятеро были мужчинами. Еще один погиб в тюрьме под пытками.


Уже через четыре года суд официально признал вынесенные на тех процессах решения ошибочными, а в 1702 году их объявили незаконными. Еще спустя несколько лет одна из обвинительниц официально раскаялась и признала, что оговаривала невиновных. В 20-м веке жертв салемской охоты на ведьм еще несколько раз оправдали, открыли посвященный им мемориал и превратили всю эту историю в туристический бренд города. Весьма популярный, как и любая мистика, у широких туристических масс.

Остается вопрос: что это было? Разгадки произошедшего нет до сих пор, и стопроцентной правды мы уже никогда не узнаем. Возможно, речь шла о случае массовой истерии на почве фанатичной религиозности. Какие-то специалисты рассматривали возможность отравления спорыньей, вызывающей галлюцинации. Скорее всего же, было сочетание нескольких факторов и немаловажную роль в масштабе салемской охоты сыграли многочисленные конфликтные ситуации внутри общины. К сожалению, многие из участников событий, по всей видимости, решали свои личные вопросы за счет чужих жизней.


В американскую же историю этот случай вошел еще и как один из ярких примеров вреда, который может нанести извращенное понимание судебного процесса, пренебрежение юридическими процедурами, откровенные подтасовки и фальсификации, религиозный экстремизм и изоляционизм. Но эта история, несмотря на ее возраст, богата разными смыслами. Юристы со степенями по-прежнему рассматривают ее в плоскости судебных решений, врачи пытаются найти разгадку загадочной «болезни», накрывшей в конце 17-го века несчастный Салем. Есть сюжеты для исследований историков и социологов. Но особенно большой простор фантазии произошедшее дало творцам массовой культуры. И в большинстве ее проявлений, посвященных Салему, паранормальные, мистические трактовки событий тех нескольких месяцев преобладают.


«Дом ведьм» — единственное оставшееся в Салеме здание 17-го века, имеющее непосредственное отношение к тем событиям. Здесь жил один из судей, участвовавших в процессе

В современном мире никто не боится назвать себя ведьмой или экстрасенсом. Но несколько столетий назад даже за словесное обвинение в колдовстве человека могли казнить. Христианская религия активно выслеживала любого, кто обладал какими-то неординарными способностями.

Почти 300 лет люди охотились на женщин и мужчин, истребляя всех, кто хоть как-то отличался от общей массы. По подсчетам историков в этот период было казнено около 40-50 тысяч человек.

В основном, процессы были не такими громкими, но некоторые вошли в историю. Например, суд над Салемскими ведьмами, который запомнился своей безжалостностью и массовой истерией.

В этой подборке мы расскажем об этом судебном процессе, который до сих пор является самой смертоносной охотой на ведьм в США!

Предыстория Салемской охоты на ведьм

салемские ведьмы

Чтобы понять, что произошло в городке Салем штата Массачусетс, нужно знать всю историю сначала.

Процесс над Салемскими ведьмами начался в 1692 году, когда в Европе охота уже практически прекратилась. Однако в новоанглийских поселениях на территории США эта «мода» только начала набирать обороты.

Итак, Салем был основан в 1626 году пуританами, прибывшими из Старого Света. На новой территории их ждали стычки с индейцами, неблагоприятные погодные условия, неурожай, голод, гибель скота и другие сопутствующие неприятности.

Так как пуритане верили в Бога, но не верили в иконы и почитание святых, они объясняли все бедствия гневом Божьим. А также они верили, что люди бывают одержимы дьяволом, особенно женщины. Поэтому в новом городке была введена смертная казнь за колдовство, и в 1692 году местные жители устроили настоящую охоту…

Странные события

Теперь понятно, что местные жители были измучены и напуганы.

В январе 1692 года дочь преподобного Сэмюеля Пэрриса, 9-летняя Елизавета, и его племянница, 11-летняя Эбигейл, стали мучиться от странных припадков. Тела девочек изгибались в странных позах, они кричали, забивались под мебель и закрывали уши, когда им читали Библию. Затем такие же симптомы появились у подружек девочек, и взрослые забили тревогу.

салемские ведьмы

После долгих бесед 29 февраля под давлением магистратов девочки обвинили трех женщин. Ими стали Сара Осборн, бездомная женщина Сара Гуд и рабыня Пэрриса Титуба. Женщин задержали и допрашивали, и две из них клялись, что невиновны.

Но Титуба призналась, что дьявол приходил к ней, и она согласилась уничтожить пуритан. Так же она сказала, что есть еще такие же ведьмы, как она. После этого всех трех обвиняемых заключили в тюрьму.

Город захлестнула волна паранойи, которая вышла за пределы Салема и распространилась по Новой Англии. Девочки сыграли главную роль в этом театре безумия. Они ходили по городу и прикасались к дверям, если начинался припадок - там жила ведьма.

Допросы и обвинения следовали один за другим, обвинили даже Марту Кори, члена церковной общины. Жители были обеспокоены, что любой житель города мог быть одержимым дьяволом.

салемские ведьмы

Так была допрошена даже 4-летняя малышка Дороти Гуд, дочь Сары. Ее невнятные речи были истолкованы как обвинение, хотя девочка просто хотела к маме. Ее тоже задержали.

На допросах стал присутствовать заместитель губернатора Томас Данфорт, что значило - дело зашло далеко. А 27 мая этого же года был создан специальный суд, который занялся рассмотрением всех обвинений.

Практически все обвинения строились на девочках. Они даже устраивали проверку через касание - вина доказана, если девочек начинало корчить в судорогах. Понятное дело, что они очень часто изображали припадки, подписывая тем самым смертные приговоры.

Первым было дело миссис Бишоп, пожилой вдовы, известной своей любовью к сплетням. На суде она сказала, что невинна, как младенец, но десять человек свидетельствовали против. И уже 10 июня ее казнили через повешение на главной площади Салема. Так Бриджит Бишоп стала первой жертвой Салемской охоты.

Разгар охоты на ведьм

После первой казни министр Коттон Мэзер обратился к суду с просьбой. Он молил не выносить смертные приговоры на основе снов и видений, а именно это утверждали свидетели обвинения.

Однако суд проигнорировал эту мольбу, и уже в июле были повешены пять человек, в августе - пять, и восемь в сентябре. Тогда его отец, президент Гарварда, тоже обратился к суду и попросил прекратить казни. Он заявил, что лучше десять ведьм сбегут, чем один невиновный будет казнен.

салемские ведьмы

Однако ущерб, нанесенный городу, уже был огромен. К тому моменту в тюрьмах сидели около 200 человек, из них осудили более 30 человек, а 19-ти был вынесен смертный приговор. Казни были жестокими и не поддающимися логическим объяснениям.

Сами обвинители спорили, ведь смертные приговоры выносились на основе видений. Практически все свидетели обвинения заявляли, что обвиняемые приходили к ним в видениях, говорили, что они дьяволы, и принуждали делать разные вещи.

В основу обвинений легли и труды Коттона Мэзера, и именно его считают виновным за суд над Салемскими ведьмами. Он описывал в своей книге такой же случай, мол прачка в Ирландии была одержима дьяволом и издевалась над хозяйскими детьми.

салемские ведьмы

Однако историки считают, что его роль сильно преувеличена, ведь Коттон был религиозным деятелем. А всех обвиняемых судил королевский суд с английскими адвокатами и соблюдением закона.

Кроме того, Коттон и его отец Инкрис обратились к суду после череды казней и жестоких расправ над подсудимыми с просьбой остановить безумие.

Например, преподобный и министр Джордж Берроуз до последнего надеялся на правосудие, но его повесили. Его сочли предводителем ведьм в Салеме. Сара Гуд перед повешением обратилась к священнику Ноесу, заявив, что Бог напоит его кровью. Так и произошло, он скончался от кровотечения через рот.

салемские ведьмы

Стоит понимать, что многие казненные признавались в колдовстве, ведь их подвергали пыткам. Особенно жестоко расправились с 80-летним фермером Джайлсом Кори. Его осудили вместе с женой, но он отказался давать показания. Против него выставили обвинение, что его образ являлся к людям с требованием подписать книгу. Поскольку нельзя было признать виновным человека, отказавшегося от показаний, к нему решили применить пытку.

К Джайлсу, единственному в истории США, применили старинную пытку Пайне Форте-эт Дюре. На него положили доску, на которую нагрузили камней. Он продержался под грузом камней три дня, но не сказал ни слова. Считается, что он хотел спасти свое наследство для детей, ведь все имущество казненного конфисковалось.

Так как Кори умер, так и не дав никаких признаний, он считался невиновным, и его ферма осталась сыновьям. Но жестокость пытки, применимой к 80-летнему старику, заставила людей немного «отрезветь».

Окончание суда

Когда было повешено уже 19 человек, и под обвинения попала даже жена губернатора Фипса, он отдал приказ прекратить казни. Судей уволили, дело приостановили и рассмотрели адекватные мнения.

Несколько священников заявили, что нельзя казнить людей из-за того, что дьявол принимает их обличия и является другим людям. А чиновники решили не использовать в качестве обвинений сны и видения.

салемские ведьмы

В 1693 году был собран новый Верховный суд, который занялся расследованием дел. Уже первые пять дел закончились оправдательным вердиктом, затем из череды обвинений только трое были признаны виновными. И то, их приговорили к казни, но губернатор Фипс выдал помилование.

Дальнейшее расследование дел все же продолжилось, и уже в 1697 году все обвинения были признаны ошибочными. Но только в 1957 году все участники салемского процесса были оправданы. В 1992 году в Салеме установили памятник жертвам жестокой охоты.

Анна, Елизавета и Эбигейл, которые и спровоцировали эти судебные процессы, не принесли извинения освобожденным или родственникам погибших. Правда, Анна призналась, что была одурманена дьяволом, когда давала показания против жертв процесса. Обвинения строились на спектральных доказательствах, но до сих пор не ясно, как сотни людей были одурманены несколькими детьми.

Многие современные исследователи считают суд над Салемскими ведьмами ярким примером победы массовой истерии над государственной и юридической системой.

Объяснения и память

По сей день выдвигаются версии того, что послужило причиной массовой истерии среди жителей Салема.

Считается, что девочки могли быть отравлены грибком, страдать от энцефалита, болезнью Хангтингтона или просто сговориться. Однако, как в это поверили десятки взрослых и образованных людей, остается загадкой.

салемские ведьмы

Большую роль сыграли признания служанки Титубы, которая заявила, что является одержимой. Однако тут историки не сомневаются - к бедняге применяли пытки.

Процесс над Салемскими ведьмами является примером ужасающей массовой истерии, которая привела к гибели стольких людей.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Триста двадцать семь лет назад, 10 июня 1692 года, в Бостоне, штат Массачусетс, повесили первую обвиняемую по делу о так называемых салемских ведьмах. Этот эпизод американской истории, жертвами которого стали двадцать пять человек, чья невиновность впоследствии была установлена, послужил настолько болезненным уроком для жителей Новой Англии, что о нем там помнят до сих пор. Вопрос о том, что это было — случай массового помешательства или закономерное следствие провала правосудия, временно устранившегося от разбора конфликтов между соседями, волнует ученых до сих пор. О подробностях этого дела и уроках, которые с тех пор извлекли (или не извлекли) бостонцы, рассказывает историк Юлия Штутина.

10 июня 1692 года в деревне Салем (провинция Массачусетского залива, будущий штат Массачусетс) повесили первую жертву охоты на ведьм. За 14 месяцев — с января 1692 года по май 1693-го — обвинения в колдовстве были предъявлены 172 мужчинам и женщинам из всех слоев общества. За время салемского процесса умерло 25 человек: 19 повесили, пятеро скончались в тюрьме от болезней, а 81-летнего старика раздавили заживо в соответствии со старинной английской пыточной процедурой «peine forte et dure», полагавшейся за отказ давать показания. Никто из казненных или умерших в тюрьме так и не признал себя виновным. Тем удивительнее, что из 55 человек, признавших себя ведьмами и колдунами, казнен не был никто, и все они, в конце концов, оказались на свободе.

В английских колониях в Северной Америке охотились на ведьм и до Салема: считается, что к 1692 году по крайней мере 14 человек в одной только Новой Англии были казнены по обвинению в колдовстве. Последний масштабный процесс произошел в 1662 году в Хартфорде, Коннектикут: перед судом предстали 13 «ведьм», четырех из них повесили. Кстати, по европейским меркам, новоанглийские преследования были заурядны: например, в Вюрцбурге и Бамберге по обвинению в колдовстве в 1626-1631 годах казнили около двух тысяч человек.

Салемские события произвели огромное впечатление на современников: на глазах у колонистов обвинения в колдовстве расползлись по всему Массачусетсу, причем обвинения предъявлялись всем подряд — от нищих старух до столпов общества. Обвинителями оказались тоже все подряд: началось все с детей, затем к ним присоединились взрослые; против ведьм свидетельствовали зажиточные фермеры и рабы, слуги и свободные ремесленники. Среди обвинителей были не только пуритане, представители самого массового религиозного направления в Массачусетсе, но и маргинализованные квакеры, вечно гонимые теми же пуританами. Все это было похоже на «войну всех против всех», о которой так убедительно писал за полвека до Салема Томас Гоббс в трактатах «О гражданине» и «Левиафан».

Вопрос о том, что произошло в Салеме и почему память об этом событии оказалась такой прочной, стал предметом бесчисленных исследований историков, социологов и врачей разных специальностей — от психиатров до эпидемиологов. Салем прочно закрепился в американской литературе и драматургии: чего стоят хотя бы «Дом о семи фронтонах» Готорна или «Суровое испытание» Артура Миллера. О рассказах Лавкрафта, происходящих в вымышленном Аркхеме, с любовью списанном с Салема, тоже трудно забыть.

В конце XVII века в Массачусетсе было два Салема: городок Salem town на берегу залива и деревня Salem village в 16 километрах к северу. За несколько десятилетий Salem town превратился из скромного поселка в богатый портовый город, а некогда зажиточная деревня, наоборот, обеднела. Современный Салем — это Salem town, а деревню переименовали еще в XVIII веке в Данверс (Danvers).

В то же время в середине XX века один из крупнейших специалистов по пуританизму Перри Миллер писал о салемском процессе как о незначительном событии: и действительно, суд над ведьмами ничего не изменил в религиозной доктрине и никак не повлиял на политическую структуру колонии. Если же посмотреть на салемские события не с точки зрения большой истории, истории доктрин и институтов, а с точки зрения малой, локальной истории, то процесс 1692-1693 годов оказался очень важен для формирования гражданского общества и системы сдержек и противовесов в политическом устройстве Массачусетса. После салемского процесса колонисты стали гораздо требовательнее по отношению к судам, местной законодательной власти и назначенным короной губернаторам, требуя гласности и отчетности. До Декларации независимости оставалось меньше ста лет.

Салемские события начались в январе 1692 года, когда две юные жительницы деревни Салем — девочки 9 и 11 лет — стали демонстрировать странные симптомы: их мучили судороги, их щипали и пинали невидимые руки, они издавали крики и рычали, бросались предметами. Словом, благовоспитанные дети из хороших семей так себя не ведут, а это были именно такие дети: девятилетняя Бетти была дочерью салемского проповедника Сэмюэла Пэрриса, а одиннадцатилетняя Абигайль приходилась Пэррису племянницей. Встревоженные родители Бетти пригласили священника из соседней деревни понаблюдать за странным поведением девочек, и он пришел к выводу, что те чем-то серьезно больны.

В феврале Пэррис пришел к выводу, что дети «околдованы». Выяснилось это так: Титуба, рабыня Пэрриса, по наущению соседки испекла ржаной пирог, замешав тесто на моче Бетти и Абигайль. Пирог, как полагалось по правилам белой магии, скормили домашней собаке, после чего дети немедленно указали на Титубу как на источник своих недугов. В тот же день, что был испечен злополучный пирог, еще две молодые женщины из деревни заявили о том, что их терзают духи. Одна из новых жертв колдовства, Энн Патнэм, дружила с Бетти и Абигайль, а отец Энн был частым гостем старших Пэррисов. Четвертая девушка, Элизабет Хаббард, пожаловавшаяся на чары, служила в доме дяди и тети Энн Патнэм. Но Энн и Элизабет обвинили в своих мучениях не Титубу, а неприятную соседку по имени Сара Гуд, бедную и сердитую старуху. Чуть позже Элизабет заявила, что ее мучает дух Сары Осберн, еще одной старухи, прикованной к постели, но раньше известной всей деревне как своим злоязычием, так и замужеством за бывшим слугой — непозволительной социальной вольностью.

Рассказ Титубы был очень убедителен и включал в себя все важнейшие признаки заговора ведьм. Правда, изложенное рабыней практически слово в слово повторяло один популярный трактат о ведьмах 1608 года («A Discourse of the Damned Art of Witchcraft»), и хозяин Титубы, проповедник Пэррис, этот трактат не просто читал, а принес экземпляр с собой на допрос. С учетом того, что формально ничто не мешало хозяину инструктировать рабыню, близость показаний Титубы и текста трактата не должна удивлять.

Записи допросов, которые вел Готорн, сохранились, это примечательное чтение. Вот, к примеру, реплики из допроса Бриджет Бишоп, той самой «ведьмы», которую повесили первой:

Бишоп: Я не ведьма, я не знаю даже, что такое ведьма.
Готорн: А откуда вы знаете, что вы — не ведьма?
Бишоп: Не понимаю, что вы говорите такое.
Готорн: Как же вы можете утверждать, что вы — не ведьма, и в то же время не знать, что такое ведьма?

По окончании допросов всех трех женщин — Сару Гуд, Сару Осберн и Титубу — отправили в тюрьму. Пока ничего экстраординарного (для Новой Англии XVII века) в Салеме не произошло: в колдовстве обвинили обычных подозреваемых — двух вредных старух и рабыню небелой расы (Титуба была, по-видимому, индеанкой из Флориды или с одного из островов Карибского моря). В большинстве случаев эта история завершилась бы тихо через пару месяцев: женщин оштрафовали бы и отпустили по домам. В худшем случае показательно бы казнили кого-нибудь. Но не тут-то было.

Энн Патнэм внезапно обнаружила, что теперь ее терзают духи Дороти Гуд, маленькой дочки Сары Гуд, и Марты Кори, жительницы деревни. Тут же выяснилось, что дух Марты мучает еще одну молодую девицу — Мэри Уоррен, служанку в зажиточном доме Проктеров. Но и это было не все: Энн Патнэм неожиданно для всех объявила, что ведьмой является и уважаемая всеми в деревне Ребекка Нерс, семидесятилетняя глуховатая старуха, матриарх большого семейства, раскиданного по всему Массачуссетсу. Таким образом, за каких-то две недели после рассказа Титубы о девяти ведьмах удалось идентифицировать шесть из них.

С середины марта 1692 года началось то, что сейчас бы мы назвали «массовым психозом»: от ведьм страдали уже не только девочки-подростки, но и взрослые люди, включая мужчин. Например, квакерша средних лет по имени Батшеба Поуп заявила, что от наведенных на нее Мартой Кори чар она временно ослепла. К 21 марта в тюрьму отправились четырехлетняя Дороти Гуд, Ребекка Нерс и Марта Кори. Далеко не вся деревня была убеждена в заговоре ведьм против добропорядочных жителей: например, кое-кто обратил внимание, что припадки, которыми внезапно стала страдать Мэри Уоррен, прекратились, как только ее хозяин Джон Проктер пригрозил хорошенько отлупить служанку. Правда, бедной девице это не очень помогло: уже в апреле ее саму обвинили в колдовстве.

Вместе с Уоррен в апреле в тюрьму угодили еще трое: старик Джайлс Кори, отказавшийся свидетельствовать против своей жены Марты, и две женщины — салемская жительница Бриджет Бишоп, которую однажды уже обвиняли в колдовстве, но в тот раз отпустили, и 14-летняя Абигайль Хоббс. Показания юной Хоббс сыграли важнейшую роль в процессе: она рассказала, что ее околдовали не в Салеме, а где-то в районе городка Фалмут в пограничном районе Каско-бэй (нынешний штат Мэн). Очень скоро Энн Патнэм, все та же 12-летняя девица, усилиями которой в тюрьме уже сидели четыре человека, заявила, что теперь ее мучает дух некоего Джорджа Берроуза, покинувшего Салем проповедника, который к весне 1692 года осел в Фалмуте. 4 мая арестовали Берроуза, а заодно и еще четырех женщин из Каско-бэй. А 10 мая в тюрьме умерла первая обвиненная в колдовстве — Сара Осберн.

В американской истории были тёмные времена, когда колонии массово отправились осваивать «Новый свет». В этой статье мы расскажем о Салемских процессах над ведьмами в 1692 году, когда более 200 человек были обвинены в колдовстве и 20 убиты.

Что такое Салемские процессы над ведьмами?

В 17 веке, в поселении Салем, которое являлось частью колонии Массачусетского залива, местные магистры возбудили серию дел о колдовстве.

Что стало причиной Салемских процессов над ведьмами?

Существует несколько теорий, что началом было болезнь девушек, таких как: эпилепсия, энцефалит, психическое расстройство. Другая теория: в семьях было соперничество и мошенничество, социально-экономические трудности. Кроме того, община Салема была набожная и сильно религиозная, живущая почти в изоляции. Они боялись, что дьявол постоянно пытается уничтожить общину, в результате всех этих страхов, жителей деревни не сложно было убедить, что среди них зло.

Когда проходили Салемские процессы над ведьмами?

Всё началось в феврале 1692 года, когда «страдающие девушки» обвинили трёх женщин Сару Осборн, Сару Гуд и Титубу в колдовстве. В мае следующего 1693 года процессы над салемскими ведьмами закончились и все обвиняемые в колдовстве были освобождены.

«Страдающие девушки» и как всё начиналось.

В январе 1692 года, группа девушек, которые позже станут известны как «страдающие девушки» собралась, чтобы погадать и после этого стали вести себя странно. С этого момента и было положено начало колдовской истерии в Салеме.

«Страдающие девушки» :

  • Элизабет Бут
  • Элизабет Хаббард
  • Мерси Льюис
  • Бетти Пэррис
  • Энн Патнэм (младшая)
  • Сюзанна Шелдон
  • Эбигейл Уильямс
  • Мэри Уолкотт
  • Мэри Уоррен

Первая девушка, которая стала вести себя странно была Бетти Пэррис. Она пряталась под мебелью, корчась от боли. Появились припадки и симптомы лихорадки. Вскоре у других девушек появились схожие симптомы.

Многие современные исследователи считают, что девушки страдали от скуки и таким образом привлекали внимание к себе. Так же есть мнение, что у девушек было психическое расстройство или отравление, вызванное употреблением в пищу ржи, заражённой грибком.

В феврале девушек осмотрел доктор, но не выявил каких-то физических отклонений и предположил, что девушки могут быть околдованы. После осмотра доктора, две девушки назвали женщин, которые якобы их околдовали. Этими женщинами были Сара Гуд, Сара Осборн и рабыня Титуба, которая работала у преподобного Сэмюэля Пэрриса. Эти женщины были социальными изгоями и было просто обвинить их в колдовстве, поэтому жителей Салема легко было убедить в этом.

1 марта Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн были арестованы. Во время допроса, Титуба сделала шокирующее признание, что к ней пришёл дьявол с Сарой Гуд и Сарой Осборн, и все они согласились выполнить его приказы.

Признание Титубы стало спусковым крючком, который вызвал массовую истерию и охоту на ведьм в Салеме. Даже те, кто не верил «страдающим девушкам», после признания Титубы, пришлось поверить, что зло проникло в их общину. В том же месяце были арестованы ещё четыре женщины, которых подозревали в колдовстве.

Историки считают, что родители «страдающих девушек», особенно Томас Патнэм и преподобный Сэмюэл Пэррис, намеренно подстрекали девушек, обвинять конкретных людей в общине, которые им не нравились.

В апреле список подозреваемых женщин увеличился, в него вошли и несколько мужчин.

Салемские процессы над ведьмами

Губернатор Уильям Фип создал специальный суд, известный как «Суд Ойера и Терминера», чтобы проводить процессы над ведьмами. Этот тип суда был особым в английском законе, созданный специально для рассмотрения экстраординарных дел.

Суд состоял из восьми судей:

  • Уильям Стаутон, главный судья
  • Бартоломью Гедни
  • Джон Ричардс
  • Джон Хоторн
  • Сэмюэл Сьюэлл
  • Натаниэль Солтонстолл ( в июне подал в отставку и заменён на Джонатан Корвин )
  • Уинтроп Уайтстилл
  • Питер Сержант

Всё началось в Салеме, но охота на ведьм распространилась на соседние города и многие жители других поселений были доставлены в Салем, и преданы суду.

В июне количество обвинений и арестов снизилось, тем не менее в тюрьмах уже находилось более 200 человек, обвиняемых в колдовстве. Поскольку обвиняемые в колдовстве считались опасными, их держали в подземелье прикованными к стене.

Досудебные допросы проводились в доме собраний деревни Салем, в доме преподобного Пэрриса, в таверне Ингерсолл и таверне Бидла. Там обвиняемые были допрошены судьёй перед присяжными, которые решали, предъявлять обвинение в колдовстве или нет.

Были и те кто не принял процессы над ведьмами

Несмотря на то, что большинство жителей Салема поддерживали суды над ведьмами, но были и те кто не верил в колдовство. Местный фермер Джон Проктор не верил и насмехался над процессами, а «страдающих девушек» называл мошенниками. Проктор был сразу обвинён в колдовстве, исходя из предположения, что любой, кто отрицает существование ведьм, является одним из них. Вся семья Проктора была обвинена, включая его детей и беременную жену.

Первый суд и казнь

Бриджит Бишоп была первым человеком, привлечённым к суду. «Страдающие девушки» дали против неё показания, что Бриджит применила к ним физическую боль, пытаясь заставить служить дьяволу. Бриджит Бишоп приговорили к смертной казни, и 10 июня 1692 года была повешена. Ещё пять человек были повешены в июле, включая Ребекку Медсестру. Ребекка стала ключевым моментом в Салемских процессах над ведьмами.

Хотя многие из обвиняемых были социальными изгоями, Ребекка была уважаемым человеком. Когда её арестовали, многие члены общины просили освободить, но их просьбы небыли услышаны. Дело дошло до суда и присяжные вынесли вердикт, невиновна. После оглашения вердикта, у «страдающих девушек» в зале суда начались припадки, судья просил присяжных пересмотреть своё решение. Через неделю присяжные признали медсестру виновной.

19 июля Ребекку повесили и жители Салема стали сомневаться в справедливом процессе над ведьмами.

Как закончились Салемские процессы над ведьмами

Суды и казни продолжались и колонисты всё больше сомневались. Они стали задумываться о том, что так много людей могут стать виновными в колдовстве. Они стали бояться, что их так же могут объявить виновными. Местные священники выступили против охоты на ведьм и пытались убедить чиновников прекратить процессы.

Все доказательства были основаны на снах и видениях и примерно в конце сентября использование таких доказательств было окончательно объявлено не допустимым. 22 сентября были повешены ещё восемь человек. Это были последние жертвы Салемских процессов. Все кто оставался в тюрьмах, были помилованы и освобождены.

Так закончилась охота на ведьм.

Интересные факты

Все мы слышали или видели в фильмах распространённый миф, как ведьм сжигали на костре. Но ни один человек, которого обвинили в колдовстве в Салеме, не был сожжен. Английский закон, который разрешал использовать сожжение, применялся к людям, совершившим государственную измену.

Что касается Салемских процессов над ведьмами, историки отмечают, что многие обвиняемые были богаты или придерживались других религиозных убеждений. Так же у всех, кого обвинили в колдовстве, конфисковали всё имущество. Это заставляет задуматься, что религиозные распри и имущественные споры играли большую роль в процессах над ведьмами.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

8 февраля 1692 года доктор, осмотревший двух девочек, заболевших странной болезнью в американском городе Салем, объявил, что они одержимы дьяволом. С этого момента начинается история процесса над салемскими ведьмами — на современный взгляд дикая и несуразная смесь человеческой глупости, подлости и жестокости.

Девятнадцать человек были повешены и один старик раздавлен камнями, потому что в те времена и в том месте жили добропорядочные и чистые духовно (по их мнению) люди. Рассказываем как это произошло.

Салем — царство чистоты в землях дьявола

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Чтобы лучше понять, что происходило в головах людей в те трагические времена, немного расскажем о самом месте действия. В 1626 году рыбаки-колонисты основали на территории нынешнего штата Массачусетс городок Салем. Уже по названию можно понять, какие надежды были возложены на этот город, ведь так он был назван в честь Иерусалима, священного города для христиан.

Населяли его радикальные протестанты-пуритане, которым в старой Англии жить было не слишком комфортно из-за гонений, и которые прибыли в новые земли с мечтой наконец-то основать место, чистое от пороков. Так как жившие в этих местах индейцы были язычниками, пуритане считали эти территории землей дьявола, в которой они наконец смогли зажечь свет истинной веры.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Пуритане отличались религиозным фанатизмом, храбростью, упорством, уверенностью в своей исключительности и «избранности», аскетизмом и расчетливостью в экономических вопросах. «Тот, кто страдает, побеждает» — был их девиз.

Ко времени описываемых событий они успели проявить еще и склочность, постоянно враждуя между собой, а также жадность, так как управлял их общиной избираемый пастор, которому горожане совместно платили зарплату. А горожане Салема проявляли особенную прижимистость, да такую, что два пастора ушли с должности, проработав всего по два года — настолько плохо им платили. В семье же третьего, Самуэля Пэрриса и произошло то, с чего началась салемская охота на ведьм.

Заболевшие девочки и пирог на основе мочи — тучи сгустились над Салемом

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Дом, в котором все началось.

В конце января 1692 года, в семье Самуэля Пэрриса произолшо несчастье — его девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигейл Уильямс заболели. Причем болезнь начала проявлять себя странным образом: девочки катались по полу, их тела принимали странные позы, а когда пастор начинал читать над ними молитвы — убегали или затыкали уши.

Доктор Уильям Григгс, основываясь на работах знаменитого бостонского богослова Коттона Мэзера, решил, что происходящее с девочками — это происки дьявола. Их соседка, Мэри Сибли решила помочь — она приказала рабу пастора изготовить колдовской пирог — смешать муку и мочу больных девочек, а потом скормить его собаке — считалось что от этого наводившей порчу ведьме станет плохо. Пастор, узнав об этом, был в шоке и отчитал Мери, сказав что использование таких средств — это борьба с дьяволом с помощью дьявола.

Болезнь не прекращалась, тем более чуть позже заболели еще несколько девочек, а сами Элизабет и Эбигейл стали утверждать, что их кто-то колол иглой. Подозрение тут же пало на Титубу — еще одну рабыню пастора, которая была привезена с острова Барбадос, сама же была или индианкой или африканкой. К тому же, девочки утверждали, что она рассказывала им истории о колдовстве и учила гадать на будущего мужа.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Титубу и еще двух женщин — по странному стечению обстоятельств оказавшихся нищенкой и женщиной, ведущей тяжбу с пастором — арестовали. Под давлением Титуба начала рассказывать, что обучала девушек гаданиям, которым ее научила ее госпожа с Барбадоса, а затем начала указывать на других своих сообщников — скорее всего, чтобы избежать наказания. Кстати, ей это частично удалось — после окончания всех процессов ее выкупил из тюрьмы неизвестный.

Победившее мракобесие и дед с характером

И тут началось самое страшное — люди как будто взбесились. Те, на кого указывали девочки, попадали в тюрьму и под пытками и давлением оговаривали себя и других людей. Четырехлетняя девочка, дочь арестованной нищенки, оговорила себя, чтобы попасть к матери в тюрьму, и вышла оттуда уже инвалидом. Женщина, которая прилюдно усомнилась в правдивости доказательств на основе утверждений подростков, также была заподозрена в колдовстве и брошена за решетку.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

А доказательства были самые неопровержимые — девочки утверждали, что к ним во сне приходят призраки людей и мучают их — и указывали на этих людей. При этом в общине разгорелся религиозный спор: мог ли дьявол использовать образы этих людей без их ведома, или нет? Большинство решили, что не мог, и значит те, в чьем облике он приходил к девочкам, виновны.

В качестве доказательств вины использовали такую проверку: подозреваемую с завязанными глазами подводили к девочкам, когда у них начинались припадки, и если от прикосновения женщины, они успокаивались — значит она ведьма. А самое интересное, что когда мать одной из девочек спросила ее, зачем та врет про соседей, та ей напрямую ответила, что для развлечения, но позже, испугавшись, снова начала рассказывать про колдовство.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Звучит безумно, но главой ковена ведьм объявили местного священника, пастора Джорджа Берроуза. И хотя он уже на виселице смог пройти проверку — прочитать по памяти молитву без запинки (считалось что одержимый дьяволом обязательно запнется) — палачи не дали ему шансов, сказав что это сам дьявол в виде черного человека стоял у него за спиной и помогал читать молитву.

Но самый дикий момент всей истории — случай с восьмидесятилетним Жилем Кори. Этот дед сам по себе не был символом добродетели — он был женат трижды, и уже был под следствием за то, что до смерти забил палкой своего слугу, когда тот украл у него яблоко. Да и когда посчитали ведьмой его третью жену, он не особо возражал. Но внезапно судьба обернулась к нему темной стороной — его самого обвинили в колдовстве.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Жиль Кори.

И тут дед показал, что характер у него конечно отвратный, но он есть — он отказался оговаривать себя или родственников, так как тогда считалось, что у умершего без доказательств вины нельзя отобрать собственность. И тогда специально для него использовали пытку камнями. Его положили на пол, и навалили на грудь огромные камни, ожидая что он от боли начнет признаваться. Но дед только кричал: «Больше камней!», видимо так стараясь приблизить свою смерть.

Через два дня он умер и последними его словами по разным версиям было либо «Больше камней!», либо «Будьте вы прокляты. Проклинаю тебя и Салем!». Обращаться он так мог к местному шерифу, который мало того, что во время пытки тростью засовывал обратно в рот деду выпавший язык, так еще и вымогал у его родичей деньги после его смерти. Видимо, кто-то впал в религиозное исступление, а кто-то пытался нажиться на этом.

После смерти несгибаемого деда его тело было похоронено в безымянной могиле, а по легендам, его призрак появляется в городе перед большими несчастьями, как например, перед ужасным пожаром в 1914 году. А должность шерифа, все по тем же легендам, с той поры стала проклятой.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

Охота на ведьм выплеснулась и за пределы Салема, девочки даже ездили в другие города, чтобы там находить одержимых дьяволом. Но все резко закончилось, когда они указали на жену губернатора — тот сразу приказал прекратить преследования и отменил суды. А чуть позже жертвы были реабилитированы.

Всего за время процессов были повешены 14 женщин и 5 мужчин, один старик был задавлен камнями, 5 человек умерли в тюрьме и от 175 до 200 были посажены за решетку.

Сами же девочки никак не пострадали из-за своих действий. Лишь одна из них, Анна Путнам, через 14 лет написала покаянное письмо, утверждая что была одержима дьяволом и оговорила людей. Но и тут ей ничего не было.

салем салемский процесс салемские ведьмы отвратительные мужики disgusting men

В чем же причина всех этих событий? Ученые сейчас выдвигают множество версий: и хлеб, зараженный спорыньей, и особый вид энцефалита, при котором возможны галлюцинации, точного ответа нет. Хотя до конца непонятно, что послужило спусковым крючком. Но вот то, что потом эстафету приняла человеческая жадность, глупость и необразованность — можно утверждать смело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: