Определите вид источника права 1 конституция российской федерации решение окружного суда

Обновлено: 22.04.2024

Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?

Добрый день! Ссылаясь на правовую позицию выраженную в п.13 мотивировочной части от 20 июля 1999 года,

Обычай также являются источником конституционного права, так как правовой обычай исторически сложившиеся и санкционированное государством правило поведения, включенном в систему правовых норм и признаваемое источником права… Значительной частью источников конституционного права являются постановления конституционного суда выносимые на основании части 5 статьи 125Конституции!

Постановлением Государственной Думы РФ о внесении изменений в Регламент было установлено, что в случае отсутствия в зале заседаний необходимого числа депутатов для обеспечения кворума возможность начала заседания определяется в соответствии со сложившимся обычаем. Некоторые депутаты выступили против принятия этого Постановления, указывая на правовую позпцию Конституционного Суда РФ, выраженную в п. 13 мотивировочной части Постановления от 20 пюля 1999 г №12-П. Однако большинство что правовой обычай может считаться источником депутатов. утверждая, конституционного права, а решение Конституционного Суда - нет, проголосовали за проект Постановления. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента, и каковы их особенности?

1. Прочитайте Федеральный закон РФ от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (статьи 1 - 9, 9.1) и ответьте на следующие вопросы: а) Каково действие во времени и в пространстве актов, указанных в законе? б) Каков порядок их опубликования? в) Что считается официальным опубликованием акта? г) Какова структура «Собрания законодательства Российской Федерации»?

Подберите и запишите по три примера таких источников конституционного права как: постановления Государственной Думы РФ, постановления Правительства РФ, договоры, конституционно-правовые обычаи.

У меня умер отец,при обращении вместе с моей матерью к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство,узнаем что есть ещё один наследник - внебрачный несовершеннолетний ребёнок,позже находим дома решение районного суда 2010 года об установлении отцовства в отношении этого ребёнка. Могу ли я с учётом позиции изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 02.03.2021 номер 4-П обратиться в суд о назначении генетической экспертизы об установлении родства умершего наследодателя с внебрачным ребёнком и оспорить отцовство,установленное решением суда 2010 года?По какой стоимости (кадастровой или рыночной) и на какую дату определяется стоимость долей наследства ,чтобы я или моя мать могли выкупить долю наследуемого имущества (недвижимого и движимого) у этого внебрачного наследника?

Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.

- Что же такое “ источник права”?

- Какие выделяют источники права?

- Каково соотношение источников права?

Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.

1. Что такое “источник права”.

Задание. Приведите примеры источников права .

(Ответы учащихся : произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)

2. Виды источников права.

Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.

(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)

Вид источника права Происхождение Характеристика Примеры
Правовой обычай Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
  4. Подлежит официальному опубликованию.

Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.

Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации .

Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.

  1. Обладает меньшей юридической силой.
  2. Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
  3. Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.

Задание. Расположите в порядке соподчинения:

Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления , постановления Правительства РФ.

Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты

4. Конституция РФ – Основной закон государства.

Задание. Охарактеризуйте Конституцию РФ :

- структура,
- содержание глав,

докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.

Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.

2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.

3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.

4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.

1. Правовые отношения родителей и детей регулирует

1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс

2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является

1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь

3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название

1) распоряжение
2) договор
3) декларация
4) постановление

4. Что относится к источникам права?

1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны

5. Конституция РФ гарантирует обеспечение права на

1) наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд

Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Определите структурные части правовой нормы.

1. Ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ): «Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается обязательными работами на срок от четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет».

2. Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ): «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Определите вид источника права.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк.

3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

4. Правила внутреннего трудового распорядка

5. Уголовный кодекс РФ.

6. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Практическая работа №3

II вариант.

Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

Определите структурные части правовой нормы.

1. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Ст. 151 ГК РФ: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

Охарактеризуйте действие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

классификация правовых норм, материальное право, процессуальное право управомочивающие нормы, обязывающие нормы.

Ответ: классификация правовых норм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам права современных правовых систем.

1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Конституция РФ, общефедеральные законы, федеральные конституционные законы, нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

Ответ: нормативно-правовые акты

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права .

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

норма права, нормативный правовой акт, судебный прецедент, источник права, система права.

Ответ: система права

9. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права .

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

10. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

11. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Гражданское право - это отрасль права ***(А), нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.*** (Б) гражданского права являются физические лица, ***(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения ***(Г): отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т.д. Основными ***(Д) гражданского права являются ***(Е), Гражданский кодекс РФ, другие законы, например, Закон РФ «О защите прав потребителей».

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс РФ

6) юридические лица

13. Найдите в приведенном ниже списке источники права, относящиеся к отраслям частного права.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовой кодекс РФ

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ

3) Кодекс РФ об административных правонарушениях

4) Земельный кодекс РФ

5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

6) Семейный кодекс РФ

14. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

15. Найдите в приведённом списке черты, отличающие нормы морали от норм права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закреплены в формальных актах

2) носят неформальный характер

3) обеспечены государственным принуждением

4) соответствуют представлениям о добре и зле

5) обеспечиваются общественным мнением

Ответ: 245

16. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

2) Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

3) Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

4) Законы подписываются Президентом РФ.

5) Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

6) Федеральные законы подписываются председателем Конституционного суда РФ.

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ***(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируют его ***(Б). Административное право обеспечивает правовую ***(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ***(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных ***(Д), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ***(Е) и актов правосудия.

18. Найдите в приведённом ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право

2) гражданское право

3) семейное право

4) экологическое право

5) финансовое право

6) трудовое право

19. Найдите в приведённом ниже списке примеры гражданского правонарушения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентов в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

20. Установите соответствие между проступками и отраслью права, регулирующей данное правоотношение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) право на совместную собственность супругов

1) семейное право

Б) завещание имущества

2) гражданское право

В) определение имени для своего ребенка

Г) доверенность на пользование автомобилем

Д) дарение имущества

21. Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Нормативный правовой акт - правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным ***(А) государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования ***(Б). Нормативные правовые акты принято разделять на два вида: законы и ***(В). Основанием такой классификации служит ***(Г) нормативного правового акта. Установлена строгая система соподчинения - ***(Д) нормативных правовых актов. Ни один нормативный правовой акт, принимаемый в Российской Федерации, не может противоречить ***(Е)».

6) подзаконные акты

7) Федеральное Собрание РФ

3) общественные отношения

8) юридическая сила

5) Конституция РФ

23. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

6) Закон «Об образовании»

24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституционное право является основной ***(А) права любого современного государства, поскольку представляет собой совокупность юридических норм, определяющих форму правления, ***(Б) устройства, структуру ***(В), права и обязанности граждан. Основным ***(Г) конституционного права России является Конституция РФ 1993 года. Россия провозглашена ***(Д) федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ***(Е) России».

1) государственная власть

2) многонациональный народ

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В части 1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в ч. 2 той же статьи указывается, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

21. Что понимается под обратной силой закона?

22. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

23. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

24. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мнение об ограничении применения обратной силы закона, а также предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия.

1. Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

2. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Гражданин был осужден за совершение преступления, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Через два месяца вступает в силу закон, смягчающий наказание за данный вид преступлений до двух лет. Данный закон улучшает положение осужденного, поэтому решение суда будет изменено в соответствии с новым законом в пользу осужденного.

Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

Я считаю, что принцип «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» является проявлением гуманности современного права. Общество является динамической системой, постоянно развивающейся и совершенствующейся, и законодательство не стоит на месте, развивается вместе с ним. Человек не должен страдать от этих перемен, даже если он совершил в жизни ошибку.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право как социальный регулятор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаке права как социального регулятора, и одно предложение, раскрывающее любую функцию права.

25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Право как социальный регулятор - это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства»;

2) могут быть приведены следующие предложения:

— «С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества»;

— «Право должно одинаково защищать и оберегать интересы всех членов общества».

26. Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

26. В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) проведение выборов в Государственную думу РФ;

2) организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации;

3) наделение главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента.

27. Подтвердите или опровергните следующую точку зрения: «Правовой обычай является наиболее эффективным по сравнению с другими источниками права, поскольку в большинстве случаев исполняется добровольно, так как основан на привычках». Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

В случае согласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— возникает «снизу», а не «сверху», а поэтому способен полнее, нежели другие источники права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком.

В случае несогласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется.

Могут быть приведены другие аргументы

28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Нормативно-правовой акт и законотворческий процесс в РФ».

28.Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Определение нормативно-правового акта как источника права.

2) Типы нормативных актов:

а) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);

б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

3) Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу;

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом.

4) Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) и др.

б) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности:

в) в государственной и частной собственности

г) только в частной собственности

10) Источниками конституционного права РФ являются:

а) Приказы Генпрокурора РФ;

б) Постановления ЦИК РФ

в) Постановления собрания акционеров АО;

г) Приказ о назначении на должность.

Радел 2. Конституция РФ и её развитие

Тема 2.1 Понятие, юридические свойства и сущность Конституции РФ

1) Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

а) 13 декабря 1992 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 12 декабря 1992 года.

2) Конституция РФ - это:

а) результат соотношения сил в классовой борьбе;

б) основной юридический документ;

в) социальный компромисс;

г) выражает интересы экономически господствующего класса.

3) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

а) государство не вправе ограничивать действия людей;

б) человек не имеет обязанностей перед государством;

в) государство имеет только обязанности перед гражданином;

г) Государство обязано соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина.

4) Верховенство в РФ имеют:

а) Конституция РФ;

б) конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

в) Федеральные законы;

г) акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

5) Носитель суверенитета в РФ:

6) Сколько конституций России было принято в советский период:

7) Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

8) Народ может осуществлять свою власть:

а) через органы государственной власти;

б) через органы местного самоуправления;

в) через Референдум;

г) все ответы верны.

9)Высшей ценностью по Конституции РФ является

а) целостность государства

б) человек, его права и свободы

в) взаимодействие власти и народа

г) существование конституционного строя

10) Днем вступления в силу Конституции РФ считается

а) 1 января 1994 года

б) день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

в) 13 декабря 1993 года

г) спустя один год после всенародного голосования

Раздел 3. Конституционный строй РФ и его основы

Тема 3.2 Основы конституционного строя

1) Идеологический и политический плюрализм предполагает:

а) запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

б) равенство всех общественных объединений перед законом;

в) возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

г) запрещение общественных объединений, выступающих против основ конституционного строя РФ.

2) Свобода вероисповедания предполагает (Какое утверждение является неверным):

а) право исповедовать любую религию;

б) право не исповедовать какую-либо религию;

в) иметь и распространять религиозные убеждения, в том числе противоречущие нравственности и законодательству;

г) распространять атеистические убеждения.

3) Российская Федерация состоит из:

4) К признакам конституционного строя относится:

а) государство действует в соответствии с Конституцией;

б) реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

в) конституционная регламентация экономики;

г) все признаки в совокупности.

5) Количество видов субъектов РФ:

6) К признакам РФ как правового государства можно отнести:

а) независимость суда;

б) независимость Парламента;

в) независимость Правительства;

г) независимость Президента.

7) В России как светском государстве (Назовите неверное утверждение):

а) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

б) граждане РФ вправе получить духовное (церковное) образование;

в) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

г) религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

8) В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

а) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

б) пропаганде идеологического превосходства;

в) принуждение к выражению своих мнений;

г) верный ответ отсутствует.

9) Субъекты РФ подразделяются на:

10) В системе разделения властей Прокуратура относится:

а) к самостоятельной ветви власти;

б) к судебной власти;

в) к самостоятельному и специфическому органу государства;

г) к законодательной власти.

Раздел 4. Основы правового статуса личности

Тема 4.1 Основы правового статуса личности как правовой институт. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве РФ

1) Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) развития экономики и повышения уровня жизни;

в) защиты собственности;

г) идеологической борьбы.

2) Смертная казнь в РФ применяется:

а) в исключительных случаях;

б) не применяется, ввиду моратория;

в) не применяется только при помиловании;

г) при военном положении.

3) Содержание под стражей допускается в РФ:

а) по постановлению следователя;

б) по постановлению прокурора;

в) по решению суда;

г) по Указу Президента.

4) Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

а) содержится в Конституции;

б) содержится в Федеральном законе;

в) содержится в Постановлении Правительства РФ;

г) содержится в ведомственных нормативных актах.

5) Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

а) Федеральным законом;

б) Указом Президента РФ;

в) Постановлением правительства РФ;

г) органами внутренних дел.

6) Имущество на праве частной собственности (Назовите неверное утверждение):

а) не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

б) может быть конфисковано по приговору суда;

в) может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

г) может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

7) Достоинство личности в РФ:

а) может умаляться по приговору суда;

б) по заключению судебно-медицинской экспертизы;

в) не может умаляться;

г) может не гарантироваться в отношении недееспособных лиц.

8) Защита прав и свобод:

а) обязанность государства;

б) производится в судебном порядке;

в) возможна путём самозащиты;

г) все способы допустимы.

9) В соответствии с Конституцией РФ:

а) человек обязан указывать свою национальность;

б) законом это не урегулировано;

в) никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

г) человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

10) Виновность обвиняемого в совершении преступления признается:

а) вступившим в законную силу приговором суда;

б) Приказом Генерального Прокурора РФ;

в) только Верховным Судом РФ;

г) Конституционным судом РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

0-5 ошибок – оценка «5»;

6-8 ошибок – оценка «4»;

9-12 ошибок – оценка «3»

свыше 12 ошибок – оценка «2»


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Курс профессиональной переподготовки

Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


«Эффективное обучение иностранным языкам дошкольников: профессиональные и личностные компетенции преподавателя»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 909 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

Оставьте свой комментарий

  • 23.05.2017 68920
  • DOCX 20.3 кбайт
  • 274 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьев Александр Яковлевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

62 минуты

«Здоровый образ жизни - залог успеха»

98 минут

«Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников»

65 минут

«Нейропедагогика в школе, внутренняя мотивация детей к обучению c учетом индивидуальных особенностей ребенка»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: