Рубенс суд париса где хранится

Обновлено: 01.05.2024

Мифологические сюжеты и, в частности, истории о Троянской войне и её предпосылках, некогда были одной из самых популярных тем в живописи. Немало работ, посвящённых сюжетам античных преданий, встречается у Питера Пауля Рубенса. И сейчас я хотела бы рассказать о его известном творении «Суд Париса».

Примечательно, что у Рубенса несколько картин с таким названием, причём каждая из них имеет свои стилистические особенности и неповторимые моменты. Выдающийся голландский художник сумел не только раскрыть сюжет известного мифа, но и передать со свойственным ему своеобразием образы и характеры главных героев предания. Какой же «Суд Париса» в интерпретации Рубенса? Как создавались эти работы?

Предание, вдохновившее Рубенса

Суд Париса неслучайно в античные времена был одним из самых популярных мифов. Через много столетий этот сюжет снова начинает вызывать интерес у мастеров – теперь уже не поэтов, а живописцев. Суть этого предания известна многим, но я всё-таки кратко перескажу его. Согласно легенде, в Трое жил некий Парис, который в дальнейшем оказался местным царевичем. Во время выпаса стад Парис встретил трёх богинь, которые попросили его рассудить их.

Все три небожительницы (а ими были Гера, Афина и Афродита) присутствовали на свадьбе Пелея и Фетиды. Именно там богиня раздора Эрида, обиженная тем, что молодые не пригласили её на торжество, решила подбросить в пиршественный зал яблоко. Фрукт был красивым и спелым, но главное – имел надпись: «Прекраснейшей».

Поскольку три верховных богини действительно были главными красавицами праздника, между ними разразился спор о том, кому именно предназначался заветный плод. Каждая из них предложила Парису свою помощь в осуществлении желаемого. Гера заявила, что он станет великим правителем, Афина обещала славу непобедимого воина, а Афродита (к слову, самая хитрая из них) сказала, что Париса полюбит самая красивая женщина мира.

Молодой красавец, конечно, отдал предпочтение богине любви. И, казалось бы, не было в этом ничего предосудительного, но именно этот выбор стал началом долгого противостояния и борьбы. Троянская война, разразившаяся из-за любви Париса и Елены Прекрасной, унесла множество жизней греков и стала настоящей трагедией для троянцев, потерявших свой город и видевших смерть земляков.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1639 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1639 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Особенности картин

Столь драматичный и насыщенный сюжет не мог не вдохновить Рубенса, известного мастера передач настроений и характеров. Однако живописец не стал демонстрировать кровавые ужасы войны – он предпочёл показать нам события вполне мирного характера, тот самый «Суд Париса», на котором смертный выбирал самую прекрасную из богинь. Джошуа Рейнолдс так говорил о работах мастера:

“Произведения Рубенса отличались от работ его предшественников, прежде всего, утончённым колоритом… Впечатление от его картин сравнимо с чувством, которое пробуждает в нас букет полевых цветов”.

Эти слова в полной мере могут отражать впечатления зрителя после взгляда на «Суд Париса». Как я уже сказала, живописец создал не одну, а несколько картин с таким названием. Самыми известными из них стали варианты, написанные в 1636 и 1639 годах.

Обращение к теме мифа о суде Париса позволило художнику вступить в своеобразный диалог с другими мастерами, изображавшими эту сцену. В этом случае открывались возможности «потягаться силой» с иными живописцами, а также продемонстрировать публике собственное видение истории и героев предания.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1625 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1625 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Разнообразие воплощений сюжета

Особенностью каждого из вариантов «Суда Париса» Рубенса является представление зрителям пасторальной сцены. Здесь нет ни намёка на то, что последует за этим «первым конкурсом красоты». Согласно преданию, Парис изображён в пастушьем одеянии. Вероятно, здесь он ещё не ведает, что является царевичем и, конечно, не догадывается о дальнейших событиях своей жизни.

Если взглянуть на «Суд Париса» 1636 года, то можно отметить интересные детали картины. Несмотря на свежесть образов, придание им пасторальной невинности, Рубенс «намекает» зрителю, что перед ним – не просто женщины, а богини. Рядом с Герой мы можем увидеть павлина (священная птица этой небесной покровительницы). На земле у ног Афины лежит щит (символ богини мудрости и войны). А вот возле Афродиты находится Купидон.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1636 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1636 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Помимо самых известных вариаций «Суда Париса», до наших дней сохранилась и картина Рубенса, написанная в 1606 году. На ней Афродита кажется менее напряжённой, чем на предыдущих работах, её поза расслабленная и уверенная. И, надо сказать, этому есть объяснение – Рубенс добавил весёлых шалунов Купидонов, которые мешают Афине и Гере. Видно, что один из проказников тянет на себя плащ Афины, а другой специально путает в накидке Геру.

При этом Парис, который вместе с Гермесом рассматривает богинь, выглядит не потрясённым красотой, а задумчивым. Он восседает в позе мыслителя, вероятно, стараясь объективно рассудить, кто же из претенденток на заветное яблоко является прекраснейшей.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1606 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1606 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Не секрет, что Рубенсу нравилось писать картины на сюжеты античных мифов, но в случае с «Судом Париса» мастер превзошёл сам себя. Он создал несколько вариантов, причём однообразными их не сможет назвать даже самый строгий критик. В каждой из своих работ, посвящённой известному античному преданию, Рубенс сумел отразить и собственный взгляд на образы, и уникальность стиля, и неординарность воплощения этой истории.

Мифологические сюжеты и, в частности, истории о Троянской войне и её предпосылках, некогда были одной из самых популярных тем в живописи. Немало работ, посвящённых сюжетам античных преданий, встречается у Питера Пауля Рубенса. И сейчас я хотела бы рассказать о его известном творении «Суд Париса».

Примечательно, что у Рубенса несколько картин с таким названием, причём каждая из них имеет свои стилистические особенности и неповторимые моменты. Выдающийся голландский художник сумел не только раскрыть сюжет известного мифа, но и передать со свойственным ему своеобразием образы и характеры главных героев предания. Какой же «Суд Париса» в интерпретации Рубенса? Как создавались эти работы?

Предание, вдохновившее Рубенса

Суд Париса неслучайно в античные времена был одним из самых популярных мифов. Через много столетий этот сюжет снова начинает вызывать интерес у мастеров - теперь уже не поэтов, а живописцев. Суть этого предания известна многим, но я всё-таки кратко перескажу его. Согласно легенде, в Трое жил некий Парис, который в дальнейшем оказался местным царевичем. Во время выпаса стад Парис встретил трёх богинь, которые попросили его рассудить их.

Все три небожительницы (а ими были Гера, Афина и Афродита) присутствовали на свадьбе Пелея и Фетиды. Именно там богиня раздора Эрида, обиженная тем, что молодые не пригласили её на торжество, решила подбросить в пиршественный зал яблоко. Фрукт был красивым и спелым, но главное - имел надпись: «Прекраснейшей».

Поскольку три верховных богини действительно были главными красавицами праздника, между ними разразился спор о том, кому именно предназначался заветный плод. Каждая из них предложила Парису свою помощь в осуществлении желаемого. Гера заявила, что он станет великим правителем, Афина обещала славу непобедимого воина, а Афродита (к слову, самая хитрая из них) сказала, что Париса полюбит самая красивая женщина мира.

Молодой красавец, конечно, отдал предпочтение богине любви. И, казалось бы, не было в этом ничего предосудительного, но именно этот выбор стал началом долгого противостояния и борьбы. Троянская война, разразившаяся из-за любви Париса и Елены Прекрасной, унесла множество жизней греков и стала настоящей трагедией для троянцев, потерявших свой город и видевших смерть земляков.

Классическое искусство постоянно обращалась к двум неисчерпаемым источникам сюжетов: Библии и греческим мифам. Поэтому, чтобы понимать, что происходит на картинах старых (и не очень) мастеров, кто эти странно одетые (а чаще всего - раздетые) люди и что они делают - неплохо хотя бы в общих чертах представлять эти первоисточники. Эти мы и займёмся.

Эта история закончилась Троянской войной.

А началось всё с " яблока раздора ".

Богиня раздоров (была у греков и такая) Эрида обиделась, что другие боги не позвали её на тусовку, и подбросила на пиршественный стол яблоко с надписью "Прекраснейшей". В спор, кому же предназначалось это яблоко ввязались три богини: Гера, Афина и Афродита. Каждая из них, разумеется, считала прекраснейшей себя.

За разрешением они обратились к Зевсу, но тот на этот раз проявил редкую мудрость и спор судить отказался. Вместо этого он вызвал Гермеса и сказал: "Гермес, бери это яблоко, этих трёх женщин, и отправляйся с ними в Трою - к сыну тамошнего царя Парису, вот он пусть и судит".

Так и сделали, богини устроили Парису показ своих прелестей. Но, как мы уже заметили по предыдущим сериям цикла, побеждать в честном состязании у греческих богов было не принято. Поэтому каждая из богинь попыталась подкупить Париса: Гера обещала Парису власть над Азией, Афина - военные победы и славу, а Афродита - любовь любой женщины на свете. На последнее Парис и купился. Причем в качестве таковой женщины Афродита предложила красавицу Елену, дочь Зевса и Леды и жену спартанского царя Менелая. Факт замужества никого не смутил, включая саму Елену - вот только Менелай остался недоволен, что и привело к войне.

Ну а художники, разумеется, не могли упустить возможность нарисовать сразу трёх обнаженных женщин на одной картине.

Начнём с Лукаса Кранаха старшего.

Гермес тут почему-то выглядит стариком, одетый в доспехи Парис выглядит не то уставшим, не то обалдевшим от такого количества красоты. Ну а барышни интересные. Причём я даже затрудняюсь решить, на какой из версий картины (а художник сделал несколько повторений в разные годы) они интереснее. Поэтому все покажу.

Вам какая больше нравится?

Ещё из XVI века, но уже более "классично". Франс Флорис.

Справа Афина - в шлеме и с копьём, рядом с ней Гера с лицом молодой Марины Нееловой, Афродита вместе с яблоком получает лавровый венец победительницы (видимо, от крылатой богини победы Ники), ну и Гермес уже более привычен - молодой человек в крылатой шапке.

Следующая картина прекрасна деталями.

Яблочко, больше похожее на помидорку-черри в изящных пальчиках Афродиты (Венера - это её римское имя), богато украшенный шлем Афины, интересная бретелька на плече Юноны-Геры. Но главный вопрос, конечно - каким образом держится брошка на груди Афродиты? У вас есть версии?

Питер Пауль Рубенс, конечно, тоже не мог обойти вниманием этот сюжет. У него тоже несколько работ на эту тему. Одну я показал в начале, а вот ещё:

Известный как один из самых выдающихся художников эпохи барокко, фламандский (Нидерланды) художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) создал огромное количество работ (Около 3000 картин). Хотя он наиболее известен своими мифологическими картинами сладострастных обнаженных женщин, в коллекции его работ не мало произведений как религиозного, так и политического характера. Мы предлагаем увидеть некоторые из наиболее важных работ Рубенса от «Ужасов войны» до «Суда Париcа».

1. Избиение младенцев

"Избиение младенцев" - картина, иллюстрирующая библейскую историю из Евангелия от Матфея о том, как римские солдаты убили всех новорожденных мальчиков в Вифлееме по приказу царя Ирода, - была написана в начале 17-го когда Рубенс вернулся после восьмилетнего пребывания в Италии, где проводил время, изучая работы художников, таких, например, как мастер итальянского барокко Караваджо . Картина стала самой дорогой картиной старого мастера, когда-либо проданной -канадский бизнесмен и коллекционер Кеннет Томсон купил ее за 49,5 млн фунтов стерлингов на аукционе Sotheby's в 2002 году; после он передал ее в дар Художественной галерее Онтарио в 2008 году.

2. Ужасы войны

Картина написана в 1637-1638 годах по заказу итальянского герцога Фердинандо II Медичи и сегодня находится в галерее Палаццо Питти в Палатине во Флоренции. На картине изображен Марс, римский бог войны - яростный воин, удерживаемый Венерой, изображенной в типично сладострастном рубенсовском стиле, которой, однако, не под силу остановить ни его, ни сопровождающие его убийства. Считается, что Рубенс использовал римскую мифологию как аллегорию: это его отношение к Тридцатилетней войне, которая опустошала Европу к тому моменту уже в течение двух десятилетий.

3. Суд Париса

Источником для мифологического произведения Рубенса «Суд Париса» послужил древнегреческий миф с одноименным названием, в котором Парису пришлось решать, кто прекраснее из трех богинь: Гера, Афина или Афродита; именно его ответ в итоге привел к развязыванию Троянской войны. Есть еще одна версия этой картины - более поздняя, написанная к концу 1630-х годов, висит в мадридском Музее Прадо.

4. Потолок Рубенса

Поклонникам искусства, посещающим лондонский Банкетный зал при Уайтхолльском дворце (почти полностью сгоревшем в 1698 году), нужно только взглянуть вверх, чтобы увидеть одно из самых уникальных произведений Рубенса - единственную сохранившуюся роспись потолка, созданную фламандским мастером. Известная как «Потолок Рубенса», серия из 9 полотен была заказана королем Карлом I и посвящена правлению его отца Якова I. Она создана в мастерской художника в Антверпене, а затем отправлена в Лондон и установлена в 1636 году.

5. Снятие с креста

"Снятие с креста", расположенное в Антверпенском соборе Богоматери, представляет собой триптих, выполненный в начале 17-го века, на котором изображено безжизненное тело Христа, снимаемое с креста группой людей, среди которых Дева Мария, апостол Иоанн, одетый в красное и Мария Магдалина. Собор Девы Марии, вероятно, одно из немногих мест, где можно увидеть религиозное наследие Рубенса: там же находятся три другие работы художника: триптихи "Воздвижение Креста" и "Воскресение Христово" и написанное для алтаря церкви "Успение Пресвятой Девы Марии".

6. Прибытие в Марсель

Одна из 24 картин, составляющих так называемый цикл Марии Медичи - по заказу французской королевы итальянского происхождения, вдовы короля Генриха IV, пожелавшей запечатлеть важнейшие события в ее жизни, - «Прибытие в Марсель» изображает Марию сходящей с корабля во французском порту в сопровождении Посейдона, Тритона и трех сладострастных наяд . Ходят слухи, пышнотелые наяды написаны, чтобы отвлечь внимание строгого заказчика от образа королевы. Сегодня «Прибытие в Марсель» находится в Лувре в Париже.

7. Охота на бегемота и крокодила

Кроме многочисленных религиозных и мифологических заказов Рубенс получал и заказы на создание драматических, масштабных сцен охоты, известных сегодня своей энергией и пристальным вниманием к деталям, особенно у животных. "Охота на бегемота и крокодила", написанная по заказу Максимилиана I, курфюрста Баварии, украсившая его летнюю резиденцию, дворец Шляйссхайм. Сегодня картина находится в мюнхенской Старой Пинокотеке.

8. Самсон и Далила

"Самсон и Далила", купленные лондонской Национальной галереей в 1980 году за 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Картина, на которой изображены одноименные библейские персонажи, - вероятно, самая спорная работа Рубенса. С момента покупки постоянно разгораются споры о подлинности картины - есть даже целый веб-сайт, посвященный этим спорам, с американским историком искусства Ричардом Фримантлом, который оценивает работу как «вульгарную» и «грубую» для художника калибра Рубенса. Однако в течение многих лет Национальная галерея придерживается своей позиции, что "Самсон и Далила" действительно принадлежит кисти мастера.

9. Сад любви

Написанный вскоре после брака Рубенса со второй женой - Еленой Фурман - «Сад любви» считается праздником их союза. Если приглядеться, можно увидеть, что все женщины похожи (а женщина в синем платье появляется на картине дважды - слева, спиной к зрителю, и в центре), скорее всего все они списаны с Елены. На полотне всего двое мужчин, которые так же схожи между собой. Считается, что Рубенс написал не статичную картину, целую историю, которую нужно читать слева направо: от знакомства до свадьбы. Полотно хранится в Музее Прадо в Мадриде.

10. Осенний пейзаж с видом на замок Стен

В идиллической пасторальной сцене « Осенний пейзаж с видом на замок Стен» изображена прекрасная усадьба недалеко от Антверпена, где Рубенс счастливо провел последние пять лет своей жизни. Картина написана в 1636 году, когда художник страдал от подагры, его дрожащие руки уже не могли выписывать детали так же точно, как раньше, тем не менее, она считается одним из лучших пейзажей 17-го века.

Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы. К тому же периоду относится и триптих «Воздвижение креста» и многие другие. Этой, воистину знаковой работой, Рубенс заявляет о себе, как о вполне самобытном художнике, но всё ещё находящимся под некоторым влиянием великих итальянских мастеров и учителей - Караваджо и Якопо Тинторетто.

Картина приковывает взгляд с первого мгновенья – фигурой Христа, упавшей на плечо головой, смещением тела и словно остановившегося на один краткий миг, перед тем как опустится в руки Апостола Иоанна. По замыслу автора, умерщвлённое тело Сына Божьего - свинцово-серое, как мраморная статуя, на ярко-белом фоне погребального савана, «вливается» в ярко-красные, жизнеутверждающие одежды любимого ученика - Иоанна.

Стоящий на лестнице и уже теряющий равновесие старец, словно воспаряющий вверх, уже выпустил тело из своих рук, а второй старец - Иосиф Аримафейский ещё удерживает под руку Спасителя.

Коленопреклоненная Мария Магдалина готова принять ноги Иисуса, те самые ноги Учителя, которые она ещё совсем недавно вытирала своими волосами и смазывала благовониями.

С белым, как саван, лицом стоит Богоматерь, протянув к Сыну ладонь руки, чтобы принять его. Её страдания понятны и близки каждому, любящему Христа.

При всей реалистичной «тяжести» происходящего, в картине нет показного «драматизма», нет театральных криков, жестов, нет даже слёз. Испытывая на себе влияние Караваджо, с его подчёркнуто резким контрастом света и тени, Рубенс в своей работе всё же освобождается от «подражания итальянцам» и пишет палитрой светло-серых, розовато-зелёных и янтарных красок у женских фигур, и более традиционных красных и охристых у мужчин.

Композиция центральной части триптиха выстроена по диагонали: справа - налево и сверху – вниз. Тёмный фон уходящего дня контрастирует с ярким, бело-красным пятном центральных фигур – Христа, Апостола Иоанна, головы и рук Марии Магдалины. Окружение вокруг Иисуса Христа образует стройное, взаимосвязанное, торжественное действо. Внизу картины, на переднем плане в правом углу, как символы страдания Христа изображены: страница из Писания, омытые гвозди и терновый венец в тазу с водой.

Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: