Российская федерация как правовое государство курсовая

Обновлено: 25.04.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовое государство

План курсовой работы

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

  • 2.1. Понятие правового государства.
  • 2.2. Признаки правового государства.
  • 2.3. Система разделение властей в правовом государстве.
  • 2.4. Верховенство правового закона.
  • 2.5. Права и свободы человека в правовом государстве.
  • 3.1. Материальное обеспечения населения.
  • 3.2. Высокий уровень культуры.
  • 3.3. Демократия и политический плюрализм.
  • 3.4. Диологизация общества и управления.

Библиографический список литературы.

Введение

Актуальность темы исследования: политико–правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.

Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.

  • - определение понятия, признаков правового государства;
  • - определение путей формирования правового государства;
  • - рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;
  • - формирование правового государства в современном российском обществе.

Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Цели и задачи исследования.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.
Исследование имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность правового государства. 5
Понятие «правовое государство» и его принципы. 5
Становление и развитие идеи правового государства. 8
Глава 2. Механизм функционирования правового государства. 13
Функции правового государства. 13
Проблемы и перспективы совершенствования функций
правового государства в России. 19
Заключение. 28
Список источников. 29

Работа состоит из 1 файл

Курсовая. doc

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества.

В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Правовым государством считается то, которое опирается на гражданское общество, способное реально противостоять государству, его органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими законами или с конституцией. Создание гражданского общества не происходит быстро, для этого требуются многие годы. А без гражданского общества не может быть правового государства. Это- аксиома.

Таким образом, правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

В заключение данного вопроса стоит отметить, что идеи правового государства разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков. Существование таких государств является логичным и исторически обоснованным. Вместе с тем полноценное правовое государство может существовать только в многополярном и развитом гражданском обществе.

Глава 2. Развитие правового государства

2.1 Функции правового государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства:

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определе нных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет анти кризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Формы и методы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно- распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно- подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Цели и задачи исследования.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.
Исследование имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность правового государства. 5
Понятие «правовое государство» и его принципы. 5
Становление и развитие идеи правового государства. 8
Глава 2. Механизм функционирования правового государства. 13
Функции правового государства. 13
Проблемы и перспективы совершенствования функций
правового государства в России. 19
Заключение. 28
Список источников. 29

Работа состоит из 1 файл

Курсовая. doc

Для того чтобы осветить данный вопрос, прежде всего надо уяснить на каком этапе строительства правового государства мы находимся. Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины – это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.

В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на «авось». Это также низкая самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т.д.

Затяжная весна и короткое лето, за которое нужно все успеть, порождали склонность к длительной летаргии, пассивности, неожиданно сменяемым бурной активностью, сверхэнтузиазмом, повышенной эмоциональностью. С этим связана традиционная ориентация отдельных людей и всего государства на неритмичность, аврал, штурмовщину, сверхнапряжение сил, массовый героизм, склонность к крайностям.

Неумеренность, неритмичность, склонность к крайностям обычно выражаются в политике в форме радикализма, резкого перехода от смиренности к бунтам и революциям. Российскому государству, имеющему весьма радикалистское прошлое, необходимо обратить особое внимание на создание надежных механизмов, предохраняющих от новых революционных бурь и потрясений.

Одним из проявлений повышенного радикализма русского характера являются такие его черты, как забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное отношение к истории, неразвитость чувства ее самоценности. Своего рода оборотной стороной антирационалистичности русского менталитета являются мечтательность, романтизм, стремление к высоким идеалам, чему-то абсолютному, склонность к самокопанию, максимализм в желаниях и требованиях.

Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные переживания, к которым неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в российской культуре духовности, понимаемой как стремление к высоким религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.

Формирование русской культуры неразрывно связано с влиянием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом, смыслоопределяющим мировоззренческим фактором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором поведения в повседневной жизни.

Ослабленное в годы коммунистического правления православие, и ранее не отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, часто уступая место в такого рода попытках западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.

Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государственном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить личность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических реформ, уважение к государству и закону.

Глобализм мышления, стремление к целостности, к нахождению первооснов, единых источников многообразия жизни - отличительные черты российского национального характера. Такой глобализм находит разные проявления. Одно из них — широко распространенное нежелание заниматься «мелочами жизни», стремление осчастливить все человечество, идея мессианства.

Российской политической культуре свойственен коллективизм, выражающийся прежде всего в формах общинности и соборности. Коллективизм может сдерживать развитие личности, проявление индивидуальной инициативы и ответственности. В то же время такие его черты, как солидарность, взаимовыручка, чувство личной безопасности и защищенности, причастности к общему делу и личной значимости, общительность, духовное единение людей, высокая мобилизационная способность для достижения общих целей необходимы для создания сильного, сплоченного государства и жизнестойкой демократии.

Одной из особенностей русского национального характера является невысокий ценностный статус частной собственности и сравнительно благожелательное отношение к собственности общественной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукриминальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определении социальной базы государства, его роли как коллективного собственника и регулятора общественных отношений, а также при прогнозировании социально-политических конфликтов.

Русскому народу присущи редкая долготерпимость, покорность перед власть имущими, слабое осознание прав личности, и в то же время стремление к свободе (воле), часто понимаемой как вседозволенность, отсутствие всяких внешних и внутренних ограничений, как необремененность внешним миром, независимость от него.

Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам - к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству - с одной стороны, и к анархизму, отрицанию всякой государственности, стремлению к неограниченной свободе, воле - с другой. В России веками бытовало убеждение, что государство - хотя и внешняя, чуждая подавляющему большинству населения сила, однако же, необходимо народу для того, чтобы уберечь его от самого себя, от склонности к анархии и беспорядкам и обеспечить «душевную дисциплину», безопасность и подчинение людей общему делу. Отношения подданных к власти в России традиционно носили личный, патриархальный характер. Причем власть имущие традиционно пользовались большими почестями и имели немало привилегий.

Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации.

Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т.д. Даже в условиях самодержавия в государстве веками существовала «бытовая демократия». Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демократии с прямыми формами народного волеизъявления и в доминировании общего, коллективного начала над индивидуальным, личностным, отражаемого, в частности, в понятии соборности.

Несмотря на свое относительное историческое постоянство, характер народа, его культура подвержены постепенным изменениям. В новейшей истории России наблюдается расширения влияния индивидуалистической морали и ценностей на российское общественное сознание и политику. Несмотря на определенные изменения характера российского народа, его типичные черты сохраняются и сегодня. Как показывает опыт многих стран, в том числе и России, недостаточный учет менталитета, состояния политической культуры, может либо завести государство на исторически тупиковый путь развития, либо обречь политические реформы и реформаторов на поражение, либо изменить первоначальные политические цели и идеалы до неузнаваемости.

Будучи зависимым от типа политической культуры, государство, в свою очередь, может активно воздействовать на нее. Его призвание как важнейшего инструмента саморегулирования общества состоит в том, чтобы учитывать и по возможности нейтрализовывать слабости национального характера, находить и использовать его позитивные черты, целенаправленно культивировать передовые качества 5 .

Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности научно необоснованна. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А.И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:

Цели и задачи исследования.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.
Исследование имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность правового государства. 5
Понятие «правовое государство» и его принципы. 5
Становление и развитие идеи правового государства. 8
Глава 2. Механизм функционирования правового государства. 13
Функции правового государства. 13
Проблемы и перспективы совершенствования функций
правового государства в России. 19
Заключение. 28
Список источников. 29

Работа состоит из 1 файл

Курсовая. doc

Глава 1. Сущность правового государства. . ..5

    1. Понятие «правовое государство» и его принципы. . 5
    2. Становление и развитие идеи правового государства. . 8

    Глава 2. Механизм функционирования правового государства. 13

        1. Функции правового государства. . . 13
        2. Проблемы и перспективы совершенствования функций

        правового государства в России. . .19

        Список источников. . . . 29

        Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества, а в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

        Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить уровень развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и свобод за рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для построения правового государства.

        Особый интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики правового государства проецируются на общественно-политическую жизнь города и области.

        Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

        Объект и предмет исследования.

        Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правовым государством своих функций.

        Предметом исследования данной работы являются функции находящегося в процессе становления правового государства (на примере Российской Федерации), способствующие реализации потребностей гражданского общества, определяющие сущность правового государства.

        Цели и задачи исследования.

        Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.

        Исследование имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

        Глава 1. Сущность правового государства

        1.1 Понятие «правовое государство» и его признаки

        Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

        Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

        Принципы правового государства:

        1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
        2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
        3. Взаимная ответственность личности и государства.
        4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
        5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
        6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

        К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

        • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
        • выработка высокой политико-правовой грамотности;
        • появление действенной способности противостоять произволу;
        • разграничение партийных и государственных функций;
        • установление парламентской системы управления государством;
        • торжество политико-правового плюрализма;
        • выработка нового правового мышления и правовых традиций.

        Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

        1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
        2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
        3. Располагает специальным государственным механизмом.
        4. Обладает определенной административно- территориальной организацией на своей территории.
        5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
        6. Обладает государственным суверенитетом.

        Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

        1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
        2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
        3. Располагает специальным государственным механизмом.
        4. Обладает определенной административно- территориальной организацией на своей территории.
        5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
        6. Обладает государственным суверенитетом.

        Вот другие определения термина «правовое государство»:

        Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

        Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

        Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

        1.2 Становление и развитие идеи правового государства

        Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество, так как истоки идеи разделения властей можно отыскать еще во взглядах Аристотеля.

        Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений стала разработанная Дж. Локком концепция правового государства, сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция Правового государства («Два трактата о правлении»). Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект Правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669г.).

        В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

        Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвышается до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; «правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других»; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета 1 .

        Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния 2 .

        Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико- правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

        Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

        1. «для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении»;
        2. «если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав»;
        3. «чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы» 3 .

        Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще в недавнем прошлом во времена СССР провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее это государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о правовом государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было актуально тогда, так как требовалось привести реальную политическую практику в соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря на то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось отрицательное мнение, следует признать его огромный вклад в развитии правового государства у нас в стране. Во-первых, в сознании общества утвердилась идеология правового государства, против него сейчас никто не возражает, а во-вторых, созданы механизмы для функционирования правового государства: Парламент, Президент, Конституционный Суд, разделение властей 4 .

        Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

        Правовое государство в России

        План курсовой работы

        • 1.1. История становления идей правового государства.
        • 1.2. Понятие и принципы правового государства.
        • 2.1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, его реализация.
        • 2.2. Принцип народовластия и его реализация.

        Список использованной литературы.

        Приложение 1. Развитие идей правового государства.

        Приложение 2. Признаки (принципы) правового государства.

        Приложение 3. Задачи и иснтрументы правового государства.

        Приложение 4. Принцип разделения властей в Российской Федерации.

        Приложение 5. Государственная власть в Российской Федерации.

        Введение

        Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года Россия стала развиваться по новому пути. Российская Федерация (Россия) была провозглашена в статье 1 (ч. 1) Конституции РФ 1993 года демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Одним из критериев идетификации России как нового государства стало провозглашение его правовым государством, то есть государством, вся деятельность которого подчинена нормам права (закрепленным в законе и подзаконных нормативно-правовых актах), а также основополагающим (фундаментальным) принципам права, которые направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина.

        Цель работы - рассмотреть аспекты правового государства в России.

        • 1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
        • 2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
        • 3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

        Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.

        Научная значимость темы работы определяется тем, что идея правового государства и ее практическая реализация является краеугольным камнем развития науки конституционного права.

        Проблема правового государства и реализация этой идеи в нашей стране достаточно глубокого изучена и широко представлена в отечественной правовой литературе.

        Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе ее проведения исследованы и закреплены теоретические знания о правовом государстве в целом и реализации идеи правового государства в констиуционном праве России.

        Структура работы включает две основные главы, подразделяемые на два параграфа каждая, а также разделы «Заключение» (в котором сформулированы выводы по проведенному исследованию) и «Список нормативных правовых актов и литературы».

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: