Роль третейских судов в системе альтернативных методов защиты гражданских прав понятие и виды

Обновлено: 25.04.2024

Третейский суд– суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.
Цель третейского разрешения дел– урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.
Законодательство о третейских судах для разрешения экономических споров предусматривает два вида третейских судов:
1)создаваемые для разрешения конкретного спора 2) постоянно действующие.

Разница: при передаче спора на рассмотрение ТС создаваемого для рассмотрения конкретного спора, стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения спора.
Особенности третейских судов:
1) предметом производства является спор или группа споров, по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для этого составом (или единолично третейским судьей);
2) порядок назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом;
3) заключение сторонами соглашения о передаче спора в постоянно действующий третейский суд подразумевает, что стороны поручают данному учреждению решить те организационные вопросы, которые по закону они вправе решить самостоятельно;
4) в случае заключения сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд такой спор не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде;
5) гибкость арбитражной процедуры, в том числе предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправе избрать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе иностранцев;
6) третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору;
7) третейские суды, в том числе и постоянно действующие, не могут выдавать приказы и другие исполнительные документы;
8) третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
В остальном процедура аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается вынесением судебного решения.
В соответствии с ГПК РФ решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. При этом оговаривается, что оспорены могут быть лишь решения третейского суда, принятые на территории Российской Федерации.
Заявление должно быть подано в тот суд, на территории которого принято оспариваемое решение третейского суда.


Из положения ч. 1 ст. 420 во взаимосвязи со ст. 22 и ст. 418 ГПК РФ следует, что заявление об отмене решения третейского суда рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции[22]. Это, в частности, означает, что при его рассмотрении применяются положения о подготовке дела к судебному заседанию, о судебном разбирательстве, о порядке вынесения решения и др.

При рассмотрении заявления суд не разрешает гражданский спор по существу и не пересматривает решение третейского суда, а на основе исследования предоставленных сторонами доказательств устанавливает наличие (отсутствие) оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных ст. 421 ГПК РФ[23].

Просьба заинтересованной стороны в случае несогласия с решением третейского суда может быть удовлетворена, если будет доказано, что:

третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте третейского заседания, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;

состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону[24].

Суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что:

спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Итоговым процессуальным документом, выносимым судом по результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда, является определение, которое принимается в порядке, предусмотренном гл. 20 ГПК РФ.

Сторонам третейского разбирательства предоставляется право обратиться за разрешением спора в третейский суд повторно или в суд общей юрисдикции. Это выступает дополнительной процессуальной гарантией их права на судебную защиту[25].

Решение третейского суда может быть исполнено добровольно стороной-должником. В соответствии со статьей 44 Закона «О третейских судах в РФ» решение третейского суда исполняется в порядке и сроки, которые установлены в этом решении. Если же в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то сторона-взыскатель обращается с письменным ходатайством о принудительном взыскании в районный суд, прилагая при этом копию решения третейского суда.

Районный суд после рассмотрения в судебном заседании заявления стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда, вправе выдать исполнительный лист на принудительное взыскание, который взыскатель, и передает судебному приставу–исполнителю для реализации в соответствии с правилами исполнительного производства.

Судья вправе отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда только в случаях, если сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда, представит доказательство того, что:

третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законам;

сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте третейского заседания, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;

состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;

решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда[26].

Суд также отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что:

спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Итоговым процессуальным документом, принимаемым судом по результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, является определение. Порядок вынесения решения данного определения, требования, предъявляемые к нему, правовые последствия его принятия, порядок обжалования определения в целом совпадают с положениями ст. 422 ГПК, регулирующей вопросы вынесения судом определения по делу об оспаривании решения третейского суда[27].

Определение суда, вынесенное об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда, а также о выдаче исполнительного места на принудительное исполнение решения третейского суда, может быть обжаловано в вышестоящий суд в общем порядке, установленном в ГПК РФ.

Содержание третейской записи и условия недействительности. Споры, изъятые из компетенции третейского суда. Порядок рассмотрения дел в третейском суде. Содержание решений третейского суда. Исполнение решений третейских судов.

Понятие и правовая основа медиации. Соглашение о проведении процедуры медиации.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Гражданским кодексом РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ). Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и подведомственные арбитражному суду, до принятия им решения, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ).

Третейское разбирательство - форма разрешения правовых споров, осуществляемая не государственным судом, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами, либо в порядке, согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Из этого следует, что третейское разбирательство является формой частного правоприменения, которая не связана с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства.

Третейскими судами считаются негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего между ними спора. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая. Такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами ad hoc (лат. Ad hoc — «по месту»).

Однако, могут учреждаться и постоянно действующие третейские суды, которые действуют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды именуются институциональными (институционными). К таким судам в Российской Федерации относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, Биржевая арбитражная комиссия и др.

Особенностью постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет свое положение или устав, а также список арбитров, свои правила производства дел, то есть свой регламент.

Правила организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяются правилами субъектов, создавших постоянно действующие третейские суды.

Третейские суды образуются в составе 3 судей при отсутствии иного соглашения. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий их гражданских правоотношений, если иное не установлено законом

Третейский порядок разрешения споров может иметь место, как по экономическим спорам, так и по отдельным категориям споров, подведомственным судам общей юрисдикции.

Разрешение споров в третейском суде осуществляется на началах законности, равенства сторон, конфиденциальности, диспозитивности, состязательности и беспристрастности.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Если сторонами достигнуто мировое соглашение, третейский суд принимает решение о его утверждении. Решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они действуют за рамками государственного механизма разрешения споров, что позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями которого является следующее.

Во-первых, это возможность для сторон выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что судебное разбирательство будет проходить в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Российской Федерации или на территории иностранного государства.

Во-вторых, стороны вправе, по согласованию с третейским судом, выбрать место рассмотрения спора, время рассмотрения и, в определенных пределах, саму процедуру рассмотрения спора.

В - третьих, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда, обладающих необходимой квалификацией. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.

В- четвертых - закрытость разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранению конфиденциальности и коммерческой тайны. Посторонние лица допускаются к участию в третейском разбирательстве только с согласия обеих сторон, а публикация решений третейского суда (арбитража) без согласия сторон запрещена.

Пятое - скорость и относительная дешевизна рассмотрения дел, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Третейские суды (арбитражи) не имеют вышестоящих инстанций, отсутствует процедура пересмотра решений третейских судов в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Решение третейского суда (арбитража) не предусматривает обжалования, но допускает оспаривание, если стороны в соглашении не оговорили иное.

Быстрота разрешения коммерческого спора и окончательность разрешения этого спора оперативно устраняют возникшую правовую неопределенность в отношениях сторон, вследствие чего у них снижается риск возникновения незапланированных убытков, снимается напряжение в деловых отношениях, сохраняются хозяйственные связи.

Вместе с тем, третейское разбирательство имеет и свои недостатки, в частности, основным его недостатком является добровольность исполнения решения третейского суда.

Именно поэтому законом установлена возможность проведения процедуры принудительного исполнения решения третейского суда. Для того чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через компетентный суд, постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при компетентном суде, осуществляющем судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.

Компетентный суд - арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Аккредитация происходит путем направления в этот суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует компетентный суд об изменениях в составе третейских судей (ст. 3 ФЗ о третейских судах в РФ).

Широкое распространение третейских судов вызвано объективной по­требностью в урегулировании возникающих в коммерческой деятельно­сти конфликтов способом, являющимся оперативным, экономичным и обеспечивающим гарантии рассмотрения спора. Сфера использования третейских судов — защита гражданских прав. Право третейского суда на защиту прав предусмотрено в ст. 11 ГК РФ, а вот использовать этот спо­соб защиты или нет — зависит от волеизъявления сторон.

Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. не упоминает третейские суды как элементы судебной системы. Данный подход отражает российскую доктрину, рассматривающую эту категорию судов в качестве альтернативного способа защиты прав.

Сущность третейского разбирательства состоит в том, что стороны правоотношения пытаются урегулировать возникшие между ними разно­гласия без участия государственных органов, а доверяют разрешение спо­ра формируемому в установленном законом порядке негосударственному суду, заранее признавая для себя обязательность его решения.

Порядок организации и деятельности третейских судов определяется ФЗ от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в РФ» и Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».

К числу преимуществ третейского суда перед государственным арбит­ражным судом следует отнести прежде всего добровольность примене­ния, экономичность времени и средств, возможность выбора арбитра, конфиденциальность, более глубокую специализацию арбитров, боль­шую процессуальную свободу в рамках соответствующих регламентов, меньшую формализованность процесса.

На сегодняшний день в мире и в России действует большое коли­чество различных третейских судов. Все их можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по характеру спора, разрешаемого третейским судом, выделяются:

*третейские суды, рассматривающие внутренние споры;

*третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных экономических связей.

В зависимости от времени существования третейского суда выделяют: постоянно действующие третейские суды; третейские суды для разрешения конкретного спора. В зависимости от специализации выделяют:

специализированные третейские суды, рассматривающие определен­ные категории правовых споров;

третейские суды, рассматривающие любые правовые споры, которые могут быть переданы на его рассмотрение в соответствии с законода­тельством РФ.

По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют: третейские суды для рассмотрения споров между субъектами пред­принимательской деятельности;

третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;

третейские суды для рассмотрения споров между гражданами; третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъектного состава.

Возможность разрешения спора в рамках третейского судопроизвод­ства определяется двумя факторами:

*соблюдением императивных норм законодательства РФ;

*наличием соглашения о передаче спора на разрешение в третейский суд.

Закон о третейских судах предусматривает возможность передачи на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданско-пра­вовых отношений как договорного, так и деликтного характера. Что каса­ется подведомственности споров но субъектному составу, необходимо отметить, что в третейский суд могут обращаться как физические, так и юридические лица.

Соглашение о передаче дела на разрешение третейским судом должно быть составлено в письменной форме. Неизменное требование — заклю­чение соглашения в письменной форме.

Практике известны различные виды третейских соглашений:

*третейский договор — соглашение, представляющее собой самостоя­тельный договор о разбирательстве в третейском суде возникающих между его сторонами споров;

*третейская оговорка — соглашение, включаемое сторонами в граж­данско-правовой договор и являющееся одним из его условий в рас­смотрении в третейском суде споров, возникающих из этого дого­вора;

*третейская запись — соглашение о передаче на разрешение третейско­го суда уже возникшего спора.

Третейское соглашение может быть заключено как до возникновения спора, так и после. Содержание третейского соглашения зависит от воли сторон: они сами определяют, из каких элементов оно будет состоять. Как правило, арбитражное соглашение состоит из следующих элементов:

*выбор третейского способа рассмотрения;

*выбор вида третейского суда: институционный третейский суд;

*место проведения арбитража;

*выбор языка (языков) третейского разбирательства;

*определение числа арбитров, которые будут рассматривать дело;

*порядок третейского разбирательства (порядок выбора, назначения и отвода судей, определение начала разбирательства и его порядок, процедура представления документов и других доказательств, форма разбирательства — устное или на основе документов и т. д.). Учитывая всю важность третейского соглашения, следует тем не менее от­метить, что не только его содержанием определяется порядок рассмотрения и разрешения споров в третейском суде. Так, национальное законодательство в сфере третейского разбирательства может предусматривать ряд императив­ных норм, которые не могут быть изменены по согласованию сторон, как-то: *нормы, определяющие требования к третейскому судье,

* нормы, определяю­щие подведомственность дел третейскому суду,

* нормы, определяющие по­рядок принудительного исполнения решения третейского суда. Также порядок рассмотрения и разрешения споров в третейских судах может определяться:правилами постоянно действующего третейского суда; диспозитивными нормами закона, устанавливающими определенные правила, которые применяются, если стороны не определили иное. Например, ст. 21 ФЗ «О третейских судах в РФ» предусматривает, что если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство ведется на русском языке;

усмотрением суда (судьи), рассматривающего дело, которое допуска­ется в части, не согласованной сторонами, не определенной правила­ми постоянно действующего третейского суда и нормами закона. Федеральный закон «О третейских судах « впервые закрепил принципы третей­ского разбирательства. Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов: 1 законности, 2 конфиденциальности, 3 независимости, 4 беспристрастно­сти третейских судей, 5 диспозитивности, 6 состязательности , 7 равноправия сторон.


В статье автор исследовал значимость создания развитого института третейского судопроизводства, как одного из альтернативных способов разрешения правовых споров, возникающих в современном гражданском обществе, выявил ряд актуальных проблем, препятствующих успешному развитию и популяризации третейских судов в Российской Федерации.

Ключевые слова : третейское судопроизводство, гражданский процесс.

Сложно представить современное развитое гражданское общество без сформированных юридических механизмов, способных гарантировать быстрое, справедливое и законное решение споров, возникающих между его субъектами в процессе экономической и другой деятельности. Государственные суды не всегда отвечают в полной мере требованиям, предъявляемым участниками современного общества. В связи с этим стоит отметить важнейшую роль альтернативных способов разрешения правовых споров, среди которых особое место отводится институту третейского разбирательства.

Создание развитого института третейского судопроизводства способно решить целый ряд актуальных в нашей стране проблем, а именно: снизить высочайший уровень загруженности государственных судов, удешевить и ускорить процедуры рассмотрения споров. Третейское судопроизводство также является важнейшим инструментом саморегулирования современного общества. К неоспоримым преимуществам третейского разбирательства можно отнести принцип конфиденциальности, право избрания (назначения) спорящими сторонами третейских судей, возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора, оперативность разрешения спора.

Российская Федерация, как демократическое государство, ориентируется на развитие гражданского общества, а потому заинтересовано в росте его инициативности и повышения уровня. В этой связи создание и регламентация эффективных, прозрачных и доступных негосударственных механизмов отстаивания своих прав участниками правовых споров — одна из важнейших задач. Все это, в свою очередь, определяет высокую социально-политическую значимость института третейского разбирательства, который выступает одним из показателей зрелости нашей правовой системы.

Тенденции последних десятилетий, связанные со стремительным ростом числа постоянно действующих третейских судов, несовершенство, противоречивость и архаичность законодательства о третейских судах и третейском судопроизводстве, отсутствие специальных комплексных теоретических исследований в данной области, а также отечественной практики и правовых традиций разрешения третейскими судами спорных правоотношений и их взаимодействия с государственными судами повлекли за собой целый комплекс проблем законодательного, теоретического и практического характера. Существенной проблемы является неарбитрабельность отдельных видов гражданско-правовых споров, которые представляется возможным передать в ведение третейских судов. Кроме того, отсутствует ясность степени арбитрабельности соглашений о передаче в третейские суды корпоративных споров, заключенных до 1 сентября 2016 года, порядок извещения о процессе и присоединения к процессу (например, в качестве третьего лица или соистца). Также возникает аналогичный вопрос по отношению к директорам юридического лица. Споры с их участием относятся к числу арбитрабильных. Однако отсутствует ясность, можно ли их считать связанными арбитражной оговоркой устава, или, напротив, требуется индивидуальное согласие каждого отдельно взятого директора). Не решены проблемы, связанные с оспариванием арбитражного соглашения, Существенные сложности возникают также при признании решений третейских судов федеральными судами. В отдельную проблему можно выделить также порядок извещения о процессе и присоединения к процессу (например, в качестве третьего лица или соистца). Остается проблема невозможности обратить решение к немедленному исполнению при отказе исполнить его добровольно. В таком случае сторона вынуждена обращаться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод об отсутствии необходимого уровня конкретизации, детализации и проработки норм права в части, регламентирующей деятельность третейских судов.

Масса противоречий и серьезных пробелов в законодательстве в свою очередь не только серьезно тормозит развитие института третейского судопроизводства, но, одновременно, предоставляет возможность использовать третейские суды для защиты коммерческих интересов конкретных участников хозяйственной деятельности, подрывая тем самым доверие к ним как со стороны участников гражданского процесса, так и со стороны государственных судов. Все это ставит под угрозу существование института третейского судопроизводства в России. Совершенно очевидно, что нормативно-правовые акты Российской Федерации в данной области требуют глубокой переработки.

Очевидно, основываясь на этих проблемах, президент В. В. Путин во время своего выступления перед членами Федерального Собрания РФ от 12 декабря 2013 г. выступил со следующим заявлением «Хотел бы обратить внимание еще на одну проблему — механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьезно повысить авторитет Третейских судов прошу Правительство совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании Третейского судопроизводства».

C 1 сентября 2016 г. вступили в силу ряд федеральных законов, принятием которых завершилась длительная и широко обсуждаемая реформа законодательства о третейских судах. Один из них — Федеральный закон от 29.12.15 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Данный акт существенным образом изменил регулирование третейского судопроизводства как в сфере внутренних споров, так и в сфере международного коммерческого арбитража. Внесенные нововведения в настоящее время требуют самого пристального научного исследования и практического внедрения.

Все это свидетельствует о том, что государство, понимая важность развития третейского судопроизводства, в настоящее время стремится на законодательном уровне обеспечить выполнение требований, выдвигаемых практикой правоприменения института третейских разбирательств в России и в мире в целом. Насколько эффективными будут принятые нововведения для построения стройной и эффективной системы третейского производства, покажет время, но, так или иначе, мир, гражданское общество не стоит на месте, а продолжает двигаться вперед, и вместе с ними должно быть продолжено развитие нормативно-правовой базы, являющейся одним из показателей эффективности институтов государства.

  1. Бакулина Л. В., Третейское разбирательство как альтернативный способ урегулирования конфликтов — Третейский суд. — 2016.
  2. Габов А. В. Третейские суды: история и современность — Вестник гражданского процесса. — 2015.
  3. Горленко, А. А. Правовое регулирование арбитражных соглашений в соответствии с новым законодательством об арбитраже в Российской Федерации — Закон. — 2016.
  4. Гуляева А. Г. Новеллы в законодательстве о третейском разбирательстве — Вестник магистратуры — 2016.
  5. Ерофеева Н. М. Система принципов арбитража (третейского разбирательства) — Экономика, социология и право — 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): третейское судопроизводство, суд, Российская Федерация, третейское разбирательство, альтернативный способ разрешения, гражданский процесс, гражданское общество, качество третьего лица, Россия, современное общество.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: