Роль налогов на недвижимость для государства и налогоплательщиков

Обновлено: 07.05.2024

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

Например, до 31 декабря 2020 года налог не распространяется на организации, чья недвижимость используется в рамках проведения Чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в России. Однако здесь стоит учитывать, что пандемия коронавируса внесла свои изменения, и Чемпионат перенесен на лето 2021 года. В связи с этим срок подобного «временного освобождения» может быть продлен. О других «законных неплательщиках» расскажем чуть позже в этой статье.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/[email protected] «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.

Налог на имущество — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Также является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налог на имущество физических лиц также играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества.

Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев "уходят" от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Налог на имущество физических лиц за свою историю претерпел множество изменений, связанных с определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога. Конечно, наше налоговое законодательство пока не лишено многих недостатков, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к это касается каждого гражданина.

Начиная с 01.01.2015 налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЛЬГОТЫ, СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ..

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговым периодом признается календарный год. 1.

С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; Налоговые ставки 0,1% жилых домов, жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений 2% В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, в отношении объектов налогообложения, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рубл 0,5%

В отношении прочих объектов налогообложения.налоговые ставки, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц является местным, прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории РФ находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав.

Основным назначением налога изначально является мобилизация в бюджет денежных средств состоятельных граждан. Плательщиками этого налога являются большинство россиян, поэтому фактор справедливости в распределении бремени по налогу на имущество физических лиц имеет значение, которое трудно переоценить. Регулирующая функция налога на имущество физических лиц выражается в сокращении имущественной дифференциации, уменьшении непроизводительного накопления. Происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости между подоходным и поимущественным налогообложением физических лиц. Не устанавливая чрезмерно высокие прогрессивные ставки по подоходному налогу, чтобы не снизить жизненный уровень населения государство может уменьшить резко выраженное неравенство в уровне благосостояния отдельных групп населения, путем установления ежегодного налога на имущество с высокообеспеченных граждан.

Взимание налога регламентировано Федеральным законом № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от 9.12.1991 г. Изменения в закон вносились не регулярно и касались расширения льготных категорий граждан, принципиальные же положения законов оставались при этом неизменными.

Действовавшая долгое время заниженная ставка налога и практика применения инвентаризационной стоимости объекта в качестве налоговой базы практически сводила к минимуму и фискальную, и социальную значимость этого налога.

Несмотря на то, что размеры поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет РФ с каждым годом растут, удельный вес данного налога в налоговых доходах бюджета составляет очень низкий процент. Этот показатель находится на уровне 0,05 – 0,06 %.

Одной из причин низких поступлений налога является несовершенство методики определения инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В настоящий момент основополагающей является методика и тарифы 1969 года, которые индексируются практически каждый год, однако данный подход не учитывает большое количество современных факторов, влияющих как на инвентаризационную, так и на рыночную стоимость объектов налогообложения по данному налогу. Кроме того, большой объем недвижимого имущества пока еще не учтен и не оценен органами БТИ.

Существует такая проблема, как отсутствие регистрации частных домов и коттеджей. Собственники не спешат регистрировать свое имущество и уплачивать налог. Это объясняется тем, что нормативно-правовыми актами не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.

Таким образом, существует множество проблем, по причине которых на протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной.

Тем не менее, следует заметить, что налогообложение недвижимого имущества физических лиц является одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего законодательства России. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, однако, этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне.

По налогу на имущество физических лиц в перспективе предлагается пересмотреть принципы оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, постепенный переход на рыночную оценку имущества физических лиц с одновременным снижением максимальной налоговой ставки.

- 2 -

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество. Поскольку налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности. В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика – физических лиц, которыми согласно п. 2 ст. 27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Законными представителями налогоплательщика – физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

- родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 и 33 ГК РФ);

- родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. 28 и 32 ГК РФ);

- опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

- попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Объектом налогообложения является владение имуществом, относящимся к категориям:

Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений. Ставка устанавливается ежегодно представительными органами власти местного самоуправления и зависит от самой величины стоимости имущества в пределах норм, установленных федеральным законодательством (таблица).

Таблица – Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Стоимость имущества Ставка налога
до 300 тыс. р. до 0,1 %
300 – 500 тыс. р. 0,1–0,3 %
свыше 500 тыс. р. 0,3 – 2 %

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога на имущество физических лиц, то этот налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, а если у налогоплательщика в собственности имеются несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, использования для личных или коммерческих целей и т.д.) или иных критериев, то налог на имущество физических лиц исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Законодательством установлен широкий перечень льгот по налогам на имущество физических лиц, обязательных для применения на всей территории РФ, в число которых входят пенсионеры, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях либо прослужившие в Вооруженных Силах более 20 лет, инвалиды I и II групп, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, а также иные категории лиц, имеющих право на льготы. При этом лица, имеющие право на льготу обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Кроме того, от уплаты данного налога освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие один из специальных режимов налогообложения. В соответствии со ст. 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Аналогичным образом от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.11 НК РФ) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. Что касается исчисления налога в отношении граждан, получивших имущество в порядке наследования, то за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на имущество раз в год рассчитывает налоговая инспекция: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ИФНС формирует налоговое уведомление, где указано, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, то по умолчанию бумажные налоговые уведомления по почте вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас требуется заявление. В личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные налоговые уведомления по почте или отказаться от этого.

Кто платит налог на имущество физических лиц

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а квартира, дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот.

По закону надо регистрировать права на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспорта не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Это все, что прочно связано с землей, то есть объекты, которые невозможно переместить без того, чтобы не нанести несоразмерный ущерб их назначению, в том числе здания, сооружения, недостроенные объекты. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, дан в налоговом кодексе. Это, к примеру, жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налог на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую определяют органы Росреестра. Но самому разбираться в этом необязательно: все расчетные данные и сумма налога указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Налоговый кодекс задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, прочая недвижимость — 0,5%, помещения в офисных и торговых центрах, а также объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый город, деревня, поселок и другие муниципальные образования имеют право установить свои ставки. Базовую ставку налога на имущество муниципалитет может уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилой недвижимости в разных городах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем городе или поселке можно на сайте ФНС.

На сайте укажите «Налог на имущество ФЛ», интересующий вас год, регион. Иногда нужно указать еще муниципальное образование в пределах региона. Затем щелкните «Найти», а затем — «Подробнее»

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Сумма за год зависит от ставки налогообложения и налоговой базы. Конечную ставку определяют местные власти. Налоговая база — это кадастровая стоимость объекта. Ее умножают на ставку и получают сумму налога на имущество.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете налогоплательщика или через налоговый калькулятор на сайте ФНС. Еще кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В личном кабинете ФНС кадастровую стоимость ищите на вкладке «Мое имущество». Там щелкните по интересующему вас объекту. Откроется его карточка. Смотрите графу «Стоимость и начисления»

Чтобы узнать кадастровую стоимость через налоговый калькулятор, выбирайте «Налог на имущество физических лиц», год и регион. Затем понадобится ввести кадастровый номер.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости и, соответственно, налоговую базу, поэтому налог на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры или части дома — 20 м², для комнаты или части квартиры — 10 м². За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Дополнительно к этому общему вычету многодетным семьям положен еще один вычет. Многодетными являются семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей. Вычет в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка составляет:

  • по комнате, квартире или ее части — 5 м²;
  • по жилому дому или его части — 7 м².

У матери троих малолетних детей в собственности дом площадью 70 м². Больше никакой жилой недвижимости у нее нет. Значит, налог на имущество по этому дому она вообще платить не должна: 70 м² − 50 м² − 7 м² × 3 человека

При расчете налога на имущество кадастровую стоимость недвижимости уменьшают на вычет и полученное значение умножают на налоговую ставку. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, сумму налога пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2021 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям положены льготы. Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например, на квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

На федеральном уровне льготы предоставляются, например, героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, чернобыльцам, пенсионерам. «Федеральные» льготники полностью освобождены от уплаты налога.

Еще есть местные льготы. Их найдете на сайте ФНС. Они могут быть равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению, поданному в налоговую инспекцию. Его можно подать через онлайн-кабинет налогоплательщика, через МФЦ и лично в ИФНС.

Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше сделать это до 1 апреля следующего года, тогда налоговики точно учтут льготу при расчете. Например, оптимальный срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2021 год — до 1 апреля 2022 года.

Если у вас несколько объектов одного вида, можно подать уведомление, за какую именно недвижимость вы хотите получить льготу. Менять свой выбор можно ежегодно, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет ту недвижимость, с которой надо платить самый большой налог.

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. При подаче заявления можно не приносить подтверждающие документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2022 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2022 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2022 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник недвижимости или доли в ней, за него нужно платить налог на имущество. Дети-инвалиды от уплаты налога освобождены на федеральном уровне. Некоторые муниципалитеты установили также льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних из многодетных семей.

Загрузка

Eshel Ramy

Вот везде одни и те же обьяснения. Про закон и порядок оплаты, льготы это все прекрасно. Но мне всегда было интересно, как рождался тот или иной закон, как например определяли сроки в уголовном праве, размеры штрафов в администривке. На эти вопросы, почти негде нет ответа. То же самое и с налогом на недвижимость. Что значит право владением? Я например всю жизнь копил себе на дом, строил его почти сам, где что не мог, нанимал профессионалов. Вообщем я вложил в него средства которые заработал, с которых я уже заплатил НДФЛ. С НДФЛ все более менее понятно, что любыми доходами я должен делится с государством. Но ведь дом, квартира, машина это мои расходы. Так почему я еще должен платить налоги со своих расходов?
Небольшая ремарка, вообще если бы наше государство простым гражданам, в доступной форме, на уровне школьников разъясняла бы, почему у нас действует тот или иной закон, какую пользу он несет для народа. Я думаю недовольных было бы намного меньше.

В статье 57 Конституции записано, что «каждый обязан платить установленные налоги и сборы».

Федеральная налоговая служба России, или сокращенно ФНС, — это федеральный орган исполнительной власти, который контролирует исполнение законодательства о налогах и сборах.

ФНС — это не налоговая инспекция. В быту часто говорят «налоговая». Под этим понятием подразумевают не федеральную службу, а налоговую инспекцию — ИФНС. Именно в нее юрлица и физлица сдают отчетность, она же приходит на проверки, запрашивает документы и так далее.

Нормативная база. Деятельность всей этой системы регулирует Закон РФ «О налоговых органах РФ». Закон определяет, для чего необходимы такие органы, чем они занимаются, кто им может помогать и так далее, а также формулирует главную задачу налоговиков — контролировать правильность расчета и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

Что именно и как контролируют сотрудники налоговых органов, определено в другом нормативном документе — налоговом кодексе. Кодекс указывает виды налогов и сборов, которые есть в России, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за налоговые нарушения и так далее.

Помимо этих двух законов, существуют типовые положения, административные регламенты и другие документы ФНС. Кроме того, ведомство выпускает приказы и письма, адресованные в основном налогоплательщикам.

Для региональных управлений ФНС разработаны типовые положения, полностью определяющие их функционирование. В них указывается, чем занимается подразделение, кто назначает его начальника, кому тот подчиняется и так далее.

Административными регламентами определяются конкретные функции налоговых органов. Например, существует административный регламент, в котором описаны процедуры регистрации ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств: подробно рассказано, как проходит регистрация, какие документы нужно представить заявителю, в какой срок надо рассмотреть заявление, почему могут отказать в регистрации и так далее.

Кроме этого, ФНС взаимодействует с госорганами, и порядок такого взаимодействия также зафиксирован нормативными документами. Например, статья 5 закона «О налоговых органах» обязывает работников органов внутренних дел оказывать практическую помощь работникам налоговых органов в их работе и наказывать тех, кто им мешает. Детали взаимодействия между МВД и ФНС описаны в специальном соглашении между ведомствами.

Например, инспектор неоднократно направлял повестку о вызове на допрос директора фирмы, которую подозревают в неуплате налогов. Но повестки почта возвращала, по телефону директор не отвечал. Инспектор решил, что директор уклоняется от явки, и направил в полицию запрос о его розыске. Полиция подключилась, директора нашли, повестку вручили, явку на допрос обеспечили. Такой порядок взаимодействия между налоговиками и полицией прописан в административном регламенте.

ФНС издает приказы и выпускает письма. Приказами утверждают административные регламенты и формы документов, например деклараций или протоколов, актов, решений. Приказы имеют статус нормативно-правового акта, то есть документа, который обязателен для инспекторов, плательщиков или и тех и других одновременно.

В письмах рассматриваются конкретные налоговые ситуации, даются разъяснения по ним. Также бывают письма с обзорами судебной практики. Письма для налогоплательщиков носят информационный характер. Они не имеют статуса нормативно-правового акта, то есть следовать рекомендациям необязательно. Но они полезны тем, что в них изложена позиция ФНС по конкретному налоговому вопросу. А значит, плательщик будет знать, что ждать от налогового инспектора.

Функции и задачи налоговой службы

Главная задача налоговой службы — следить, чтобы плательщики правильно рассчитывали налоги, взносы и сборы, и собирать их.

Вообще, у налоговой службы несколько десятков функций. В том числе она взаимодействует на международном уровне по вопросам налогообложения и налогового администрирования — например, чтобы бороться против уклонения от налогов и искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

Расскажу об основных функциях налоговой службы.

Контрольно-надзорная функция, когда налоговая организует и проводит различные мероприятия налогового контроля. Это могут быть:

  • предварительные мероприятия, когда сотрудники собирают, обрабатывают и анализируют информацию о плательщиках, планируют налоговые проверки;
  • непосредственно налоговые проверки, в процессе которых инспекция анализирует, насколько корректно отражены различные операции в документах и достоверны ли данные отчетности, которые предоставили в налоговые органы;
  • последующий контроль и взыскание налогов.

Цель таких проверок — убедиться, что:

  • налогоплательщики соблюдают сроки сдачи отчетности и уплаты положенных налогов;
  • доходы учтены полностью;
  • расходы приняты обоснованно.

Практически весь контроль налогоплательщиков осуществляется через компьютерные программы, вручную инспекторы почти ничего не считают и не проверяют.

Информирование о налогах. ФНС и налоговые инспекции должны объяснять гражданам и организациям, за что и сколько они должны платить. Подробные разъяснения есть на официальном сайте ФНС, но информацию должны давать и инспекторы в налоговых. Вспомните объявления СМИ, где инспекторы напоминают о последнем дне уплаты налогов, или уведомления в личном кабинете налогоплательщика.

Контроль за исполнением налоговой обязанности. Инспекция следит, чтобы налоги платили вовремя. Если плательщики не выполняют это требование, налоговая будет взыскивать долги.

Например, если ИП задолжал бюджету, с него попытаются взыскать эту сумму. Сначала налоговая пришлет требование о погашении задолженности и укажет срок. Если ИП не исполнит требование, налоговая может приостановить банковские операции, списать нужную сумму со счетов ИП и перечислить деньги в бюджет государства. Решение суда для этого не понадобится.

Валютный контроль. Налоговая проверяет, как резиденты и нерезиденты соблюдают валютное законодательство и насколько полно и достоверно предоставляют отчетность по валютным операциям.

То есть она контролирует и проверяет открытие резидентами РФ счетов в зарубежных банках, отчеты по движению денег на счетах или вкладах за рубежом и контролирует отчетность по контрактам участников ВЭД (импортеры, экспортеры).

Регистрирующая функция. Есть специальные инспекции, которые регистрируют индивидуальных предпринимателей, а также создание, реорганизацию и ликвидацию организации. Это все можно сделать на сайте ФНС. Инспекция передает данные в реестры ИП и юридических лиц. Их ведет отдельное подразделение ФНС. Выписки из реестра выдают также через сайт ФНС.

Налоговая регистрирует онлайн-кассы , ведет реестры ККТ и фискальных накопителей. Все это делается с одной целью — чтобы как можно больше налогов поступало в казну государства.

Кроме этого, ФНС ведет учет налогоплательщиков, выдает лицензии игорному бизнесу, букмекерским конторам, тотализаторам.

Еще налоговая служба ведет статистику и аналитику в рамках своей деятельности. Подсчитывает, сколько проверок провела, сколько налогов поступило, от кого и в какой бюджет, сколько в стране ИП, ООО и так далее.

Структура налоговой службы РФ

Кому подчиняется ФНС. Служба находится в ведении Минфина. Главу ее назначает на должность правительство, но по рекомендации министра финансов.

Иерархия ФНС. Федеральная налоговая служба РФ — это огромная централизованная система налоговых органов. Состоит из центрального аппарата, региональных управлений, межрегиональных, городских и районных налоговых инспекций.

Центральный аппарат ФНС занимает восьмиэтажное здание в Москве на улице Неглинной, 23. В нем 29 управлений, в их числе, например, управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и управление налогообложения имущества. Эти подразделения занимаются налогами, которые платят обычные граждане: НДФЛ и имущественными.

Непосредственно расчетом налогов и контролем за их уплатой центральный аппарат не занимается. Сотрудники головного ведомства контролируют деятельность нижестоящих коллег, готовят позиции службы по тому или иному вопросу, собирают аналитику и обобщают данные, которые поступают от управлений ФНС по регионам и территориальных налоговых инспекций.

Межрегиональные инспекции — крупные подразделения, которые входят в систему налоговых органов. Одни из них занимаются какими-то конкретными задачами, другие обеспечивают отдельные направления деятельности ФНС. Так, к примеру, МИ ФНС по централизованной обработке данных призвана, помимо прочего, обеспечить гражданам или компаниям доступ к сведениям из реестров (например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдавать через интернет выписки из них.

Другие межрегиональные инспекции курируют крупнейших налогоплательщиков страны, за каждой из них закреплены конкретные отрасли. Так, в Межрегиональной инспекции ФНС № 1 стоят на учете крупнейшие налогоплательщики, отнесенные к транснациональным компаниям, — например, российские подразделения «Кока-Колы» и Гугла. А МИ ФНС № 2 курирует тех, кто занимается добычей нефти и газа, производством, торговлей и переработкой нефтепродуктов.

Управления ФНС по субъектам федерации существуют во всех регионах страны. У них в подчинении находятся межрайонные и обычные городские или районные инспекции.

Правда, у некоторых региональных управлений отдельных территориальных подразделений в виде инспекций в подчинении нет. Это не значит, что в таком регионе управление ФНС размещено только в одном месте и нужно ехать в столицу края или республики, чтобы, например, подать жалобу. Дело в том, что в таких регионах функции территориальных инспекций выполняют обособленные подразделения управления ФНС.

Например, в Москве работает управление ФНС и 37 налоговых инспекций разного калибра — от обычных до межрайонных. А вот в Чеченской республике инспекций как таковых нет. Только пять обособленных подразделений управления ФНС по Чеченской Республике. Проще говоря, в Чечне работает только управление ФНС, которое имеет «отделы» в нескольких городах.

Нижестоящий уровень — городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Именно их имеют в виду, когда в быту говорят «налоговая». Эти учреждения занимаются взаимодействием с основной массой налогоплательщиков: физическими и юридическими лицами.

Как узнать, к какой инспекции относится налогоплательщик

Чтобы определить свою инспекцию, плательщику нужно в первую очередь посмотреть на адрес регистрации. Причем налоговая «прописка» есть не только у граждан, но и у юрлиц и ИП.

Организация или ИП получает при регистрации в налоговых органах пакет документов, в том числе свидетельство о постановке на учет и ИНН. В них написано, в какую инспекцию нужно обращаться, сдавать отчетность, например декларации.

Обычный человек или юрлицо может узнать принадлежность к инспекции по своему адресу на сайте ФНС.

Полномочия налоговых органов

Логично предположить, что в строгой иерархии налоговых органов у каждого звена есть свои полномочия, которые реализуются во взаимодействии с плательщиками налогов.

Так, в центральный аппарат можно обратиться напрямую и в специальном разделе задать вопрос, который касается работы налоговых органов. Например, правильно ли вам рассчитали транспортный налог.

Кроме этого, в центральный аппарат можно пожаловаться на территориальные инспекции (такие обращения подаются в личном кабинете на сайте ФНС).

Управления ФНС по субъектам заняты преимущественно координацией работы и контролем подчиненных инспекций. Так, в сферу их деятельности входят повторные проверки плательщиков — организаций или ИП, а также рассмотрение жалоб на действия нижестоящих инспекций.

Кроме этого, управления ФНС, как вышестоящие налоговые органы по отношению к территориальным инспекциям, занимаются досудебным урегулированием налоговых споров. Решение инспекции в отношении организации или ИП нужно сначала обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем налоговом органе — то есть обратиться в управление ФНС.

Что касается территориальных инспекций, то круг их полномочий довольно широк. Они проводят выездные и камеральные налоговые проверки, могут вызвать на допрос, провести выемку документов и прийти в компанию с осмотром. Именно территориальные органы взыскивают налоги, если их кто-то вовремя не заплатил.

Вот как это происходит на практике. Гражданин получает уведомление об уплате налога — например, на машину. В документе указана марка авто, мощность двигателя, период, за который нужно заплатить (предположим, весь 2021 год), сумма и срок уплаты налога. Если деньги вовремя не поступили, гражданину придет требование об уплате налога.

Если он не заплатит налог в установленный срок, инспекторы обратятся в суд, получат решение и передадут его судебным приставам. В свою очередь, те запустят исполнительное производство, и деньги могут просто списать с карты.

Если сумма долга вместе со штрафами и пенями составляет не более 100 000 Р , то инспекция обращается с заявлением о взыскании налога в мировой суд. Его преимущество в том, что он рассматривает дела без вызова сторон и выносит судебный приказ. Надо сказать, что в год мировые судьи выносят более чем 3 млн судебных приказов по налоговым делам. Из них граждане оспаривают только 1%.

Если сумма налогового долга более 100 000 Р , инспекция должна обращаться в районный или городской суд — в зависимости от того, какой из них работает по месту прописки должника.

Неправомерные действия и злоупотребления. Ошибки, допускаемые сотрудниками налоговой в работе, связаны, как правило, с несовершенством закона или банальной загруженностью инспекторов. Но встречаются и откровенные случаи некомпетентности рядовых сотрудников. Обычно такие ситуации быстро исправляют их старшие коллеги.

Например, на камеральную проверку декларации 3-НДФЛ налоговый кодекс отводит три месяца. Этот срок инспекторы часто нарушают, так как деклараций поступает много и они не справляются. Ответственность для инспекторов за нарушение срока проверки возможна только дисциплинарная, да и то если пожаловаться начальнику налоговой инспекции или в управление ФНС.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия. Неправомерные действия сотрудников инспекции в отношении физлица или юрлица можно обжаловать. Жалоба пишется на имя начальника инспекции, если это не поможет — направляется в управление ФНС. Если и это не принесет результата, можно обратиться в центральный аппарат ФНС, Следственный комитет или прокуратуру.

Например, в начале 2022 года в Самарской области Следственный комитет завел уголовные дела на двух работниц налоговой инспекции: начальника контрольно-аналитического отдела и замначальника МИ ФНС.

В результате эти организации внезапно оказались злостными неплательщиками, контрагенты расторгли с ними контракты и отказались сотрудничать.

На момент написания этой статьи следствие еще идет. Если суд признает вину налоговиков, обвиняемым грозит до четырех лет заключения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: