Какие признаки имеет организация судебной власти в африканских странах

Обновлено: 22.04.2024

Современный этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости.

На сегодняшний день в Африке существует более 50 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему. Африканская правовая семья состоит из различных по своему историческому развитию правовых систем государств Африки, где тесно переплетаются обычное право, мусульманское право, а также право бывших колонизаторов — романо-германское или англосаксонское. Ввиду этого в сравнительном правоведении африканское право относят к смешанным правовым системам.

Историческое развитие права стран Африки включает в себя три больших этапа:

Этап первичного (обычного) доколониального права,

Этап колониального права,

Этап постколониального права (современный).

Афри­канское право является правом групп или сообществ, а не пра­вом индивидов. Оно строится на общих принципах, процедурах, правилах, характерных для разных народов.

В африканском праве слабо выражено отраслевое деление (нет четкого деления на уголовное и гражданское право). Боль­шое внимание уделяется вопросам собственности и семейным отношениям (брак священен, развод практически невозможен, право на полигамию).

Основные тенденции развития современного африканского права в условиях нацио­нальной независимости характеризуются, с одной стороны, пре­одолением влияния колониального права, а с другой - ограни­чением регулирующего значения правового обычая по мере то­го, как расширяется круг общественных отношений, охватывае­мых действием национального законодательства. Кроме этого, к тенденциям можно отнести и то, что происходит сохранение почти без изменений прежних принципов, законов и иных норма­тивных актов, привнесенных из других правовых семей. Устой­чивость уклада жизни сказалась и в правовой сфере. Интенсивное развитие национальной правовой системы африканских госу­дарств приводит к унификации законодательства, издаются ко­дексы (уголовные) и поэтому обычай отходит на второе место.

На этом этапе происходит формирование современных правовых систем независимых африканских государств (эпоха постколониального права).

Данный этап развития африканского права характеризуется началом приобретения государствами Африки своей национальной независимости (массово с 60-х годов XX века). Сначала, после приобретения независимости африканскими странами, сохранялись почти все без изменений прежние принципы, законы и другие нормативные акты бывших колонизаторов. В отдельных странах до сих пор сохраняется уголовное право, основанное на английском праве (в основном, в бывших английских колониях). Вместе с тем, стала развиваться и своя национальная правовая система стран Африки со своей национальной спецификой. Обычное право сохранилось лишь в ограниченном виде в тех местностях, где оно в модифицированном виде получило законодательное закрепление и стало уже неотъемлемой частью единой правовой системы.

Во многих независимых государствах Африки нормы обычного права доколониальной эпохи по-прежнему имеют большое влияние в общественной жизни на бытовом уровне. Их полное вытеснение из сферы правового регулирования является весьма сложным и длительным процессом. Вместе с тем в последнее время обычное право постепенно перестаёт регулировать ряд общественных отношений, а национальное законодательство независимых государств наоборот расширяет круг своего воздействия.

Таким образом, изменения, происходящие в традиционном праве, выражаются в следующем:

1. Отход от традиционных способов урегулирования кон­фликтов, т. е. устанавливается единая судебная система.

2. Восприятие европейских норм судьями, которые ранее руководствовались нормами обычного права.

3. Введение законов, которые не отменяют обычное право, но предоставляют возможность регулировать отношения на основе цивилизованного права.

4. Прямой запрет на некоторые обычаи, признанные варварскими (рабство, нанесение увечий).

Вопросы для самоконтроля

Дайте понятие религиозной правовой семьи.

Раскройте особенности мусульманской правовой семье.

Покажите особенности и признаки дальневосточного права.

Современные правовые системы африканских стран.

В чем заключаются исторические и религиозные корни индусского права?

Что такое классическое индусское право?

Раскройте особенности права Африканских стран.

Рекомендуемая литература

2. Малько, А. В. Сравнительное правоведение [Текст] : учеб.-метод. комплекс / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин .— М. : Норма : ИНФРА-М, 2015 .— 351 с.

3. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение [Текст] / А.Х. Саидов ; Ин-т гос. и права РАН ; Академ. правовой ин-т .— М. : Норма : ИНФРА-М, 2011 .— 355 с.

4. Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 1982.

5. Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира [Текст] : [учеб. пособ.] / М.Н. Марченко ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Зерцало-М, 2009 .— 521 с.

6. Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981.

7. Правовые системы стран мира. М., 2000.

9. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

10. Ромашов, Р.А. Национальные правовые системы и семьи современного мира : в поисках новых подходов к пониманию систематизации [Текст] / Р.А. Ромашов // Правовая политика и правовая жизнь .— 2012 .— № 2 .— С. 99-105

11. Саидов А.Х Сравнительное правоведение: Учебник. М., 2000.

12. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

13. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук)// Государство и право. 1998. № 9.

14. Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989.

15. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986

16. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

17. Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права.

Большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

1 этап развития традиционного африканского права. Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. В обществе без вождей или при отсутствии сколько-нибудь централизованной политической власти (например, на территории нынешней Кении) споры решались преимущественно с помощью арбитража и переговоров внутри местной общины. Когда же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, арбитраж и переговоры проводили разного рода официальные и неофициальные лидеры (например, старшие члены семей, главы основных линий наследования и др.). Суды второго типа, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). судебные решения в Африке принимают основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим». Одно и то же деяние в обычном праве может трактоваться как уголовное или гражданское в зависимости от обстоятельств, т.е. с учетом его направленности. ответственность (как искупление чужой винта) семьи или группы родственников за проступки ее отдельных членов. ОП признавало полигамию. расторжение брака было редким явлением в ОП, получить разрешение на развод было сложно.

2 этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления. колонизаторы проводили политику сохранения той части ОП и африканского судопроизводства, которая, не противоречила их интересам. В результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Право метрополий охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право– оставались в сфере действия ОП. 1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства; 2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права; 3. введение законов, которые не отменяют обычное право; 4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

3 этап независимого развития. сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей, но интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. удались применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному. дуализм законодательного и обычного права в сферах брачно-семейного и наследственного права не был преодолен. традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Основные тенденции: преодоление колониальных наслоений, ограничение регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства. Правовая многослойность, с тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации.Формирование общетерриториальной правовой системы. источники на этапе становления

1. Формирование африканской правовой семьи. 2. Традиционное африканское обычное право. 3. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право. 4. Современные правовые системы африканских стран.

1. Формирование африканской правовой семьи

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы uW громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое bcjj

еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни ордеров на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества, ни ученых комментариев докторов права. Не было скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, ученых дебатов в журналах о значении того или иного параграфа или диапазоне действия судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве или форме обвинения.

В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – этап развития традиционного африканского права.

Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирс вания современных правовых систем африканских стран.

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. Устойчивость уклада жизни сказалась и в данной сфере. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, ос-

нованные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран посту пило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.

В 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Что касается возможностей учета элементов обычного права в процессе законодательной деятельности, то ученые справедливо го-

ворят, что использование освободившимися государствами обычного права не может не носить ограниченного характера. Обычное право, по-видимому, может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки. Особенно важным здесь представляется сохранение и превращение в закон тех обычаев, которые издавна использовались общинным крестьянством для отстаивания коллективных начал производства в борьбе с феодально-племенной знатью, стремившейся подчинить общину своим интересам. Как показывает опыт правового строительства независимых государств Африки, национальное законодательство на первых порах сохраняет нить «преемственности» с исторически сложившимися нормами обычного права. Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования в африканских странах весьма сложен и длителен по своему характеру. В целом же главная тенденция развития обычного права в молодых государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.

Литература

1.Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

2.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

3.Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие систем права стран Африки, освободившихся от британского империализма. Киев, 1978.

4.Жидков О.А. Прецедент в правовых системах развивающихся стран // Источники права. М., 1985.

5. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.,1986.

6. Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.; Л., 1925.

7. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1974.

8. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций. М., 1987.

9. Право в независимых странах Африки: становление и развитие. М, 1969.

10. Рулан Ы. Юридическая антропология. М., 1999.

11. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

12. Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.

13. Супатаев М.А. Культурология и право. М., 1998.

14. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Европы. М., 1984.

15. Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989.

16. Цвайгерт К., Кёпщ Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998.

17. Allot A. African Law // An Introduction to Legal Systems. L., 1968.

18. Allot A. New Essays in African Law. L., 1970.

19. Gonides P.-F. Lcs droits africians: Evolution et sources. P., 1968.

20. Patrick Glenn H. The Capture, Reconstruction and Marginalisation of«Custom» // Amer. J. Comparat. Law. 1997. Vol. 3.

21. International Encyclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1972. Vol. 2.

22. Sacco R. 11 diritto africana. Turin, 1995.

23. Szaszy I. Conflict of Law in New Independent African States // Questions Intern. Law. 1970. No 2.

24. Vanderlinden J. Les systemes juridiqucs africains. P., 1983.

«Гибридные» (т.е. смешанные. – А.С.) правовые системы, которые трудно причислить к какой-либо правовой семье, следует изучать с точки зрения выявления в них элементов, сближающих их в данный момент с определенным стилем.

. Разумеется, в решении вопросов с «гибридными» правовыми системами следует избегать прямолинейности. Часто в результате исследования компаративист устанавливает, что одна часть норм изучаемого им правопорядка несет следы влияния одного «материнского права», а другая – другого. В этом случае его нельзя причислить только к одной правовой семье. Это может быть допустимо лишь при условии, что речь шла о таких отраслях права, как, например, только семейное право, только наследственное или только торговое. В других подобных случаях тенденция развития правопорядка свидетельствует о сближении его с какой-либо одной правовой семьей.

К. Цвайгерт, X. Кётц, немецкие компаративисты

Раздел пятый

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И СМЕШАННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

Спонтанное сближение правовых систем приводило к возникновению того, что можно назвать смешанными системами, сочетающими романские элементы с элементами, свойственными общему праву. . Такие смешанные системы требуют специального изучения, призванного ответить на вопрос, каким образом и в какой мере они сохранили черты первоначально действовавшего права.

Африканские судебные системы принято относить к той же категории, что и системы стран «общего права», хотя это верно лишь отчасти.

Так же, как в них, суды многих стран Африки используют принцип судебного прецедента.

Особенно широкое распространение получивший в тех из них, что были колониями Великобритании.

Африканские судебные системы как преемники традиций английского судопроизводства

Во время зависимости от последней они приобрели правовую систему, похожую на правовую систему своей метрополии, унаследовав от нее и правило решать возникающие в настоящем дела по аналогии с прошлыми решениями.

В настоящее время все больше развиваются национальные судебные системы, свои у каждой страны этого континента, все дальше отходящие от тех, что были насажены в период колонизации.

Заимствование прецедентов встречается и здесь.

Наиболее «убедительными» считаются прецеденты, установленные английской палатой лордов. Долгие годы её решения были обязательными для любой из стран африканского континента.

Это произошло главным образом потому, что прецедентное право и существовавшее на тот момент, когда Африка получила независимость, были идентичны, став важной частью национального права.

В деле Tai Hing Colton Mill Lid. v. Liu Chong Huig Bank (1985) лорд Скэрман установил, что судебный Комитет связан решениями палаты лордов по вопросам английского права, поскольку последняя выступает «главным арбитром» при определении, что представляет собой английское право.

Убедительность прецедента и её относительность

Судопроизводство с опорой на «убедительный» прецедент не похож на ведение дела на основе «обязательного». Здесь различаются мотив и процесс избрания прецедента, а также обоснование его применению.

У каждого государства сложились свои правила признания степени «убедительности» судебных решений других стран, чьи прецеденты в первую очередь рассматриваются судьями.

Зачастую они предпочитаются национальным прецедентам.

Так, судам Канады свойственно считать наиболее убедительными прецеденты, установленные британской палатой лордов, в то время, как вердикты и решения Верховных судов США и Австралии далеко не так значительны. Для ирландских же судов именно решения последних наиболее «убедительны».

Сама категория «убедительности» предполагает выбор на уровне субъективных установок судьи. Судья по своему усмотрению решает, применить ли «отечественный» прецедент или обратиться к зарубежной практике.

Иногда сначала определяется наиболее авторитетный «убедительный» прецедент, а затем вокруг него формируются «обязательные».

Ни теория, ни практика не выработали критериев разрешения коллизий между прецедентами, принципы, по которым суд обязан отдавать предпочтение «убедительным» прецедентам.

Вопрос о нормотворчестве судей

В странах «общего права» ведется оживленная дискуссия на тему «творят ли судьи право». В связи с этим было издано огромное количество правовой литературы, в которой представлены самые разнообразные концепции взглядов на этот счёт.

Для того, чтобы получить систематизированное представление о них, мы рассмотрим две из них, а именно позитивистскую и естественно-правовую. Они радикально отличаются друг от друга в ответе на поставленный выше вопрос о нормотворчестве судей и мнении, которого придерживаются относительно него их сторонники.

Разные оценки сущности, происхождения и роли судейского права в общей правовой системе определяются их первоначальными установками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: