Решение суда об отказе в переводе жилого помещения в нежилое

Обновлено: 16.05.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кривенцова ФИО8 к Комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным распоряжения комитета №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности перевести жилое помещение в нежилое,

Кривенцов ФИО9. обратился с вышеуказанным иском к Комитету по управлению имуществом г. Саратова, в обоснование которого указал, что он является собственником , расположенной на 1 этаже жилого по улице им. ФИО4 в г. Саратове, площадью 56,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности серия 64-АД № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кривенцов ФИО10. в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ подал в Комитет по управлению имуществом г. Саратова заявление о переводе данного жилого помещения в нежилое. К заявлению приложил необходимый пакет документов по перечню, указанному в ст. 23 ЖК РФ. Однако, распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 01 июня 2017 года № 476-р принято решение об отказе в переводе квартиры в нежилое помещение. Основанием для отказа послужило несоблюдение предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения, выразившихся в несоблюдении требований ст. 29, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ.

Считает данное распоряжение незаконным и создающим препятствия к осуществлению предоставленных Кривенцову ФИО11. жилищным и гражданским законодательством правами на перевод помещения из жилого фонда в нежилое и последующее использование помещения в качестве нежилого.

Осуществлением перепланировки заявитель лишь исполнил свои обязанности в рамках перевода помещения в нежилое по ст. ст. 22, 23 ЖК РФ. Протоколом общего собрания собственников жилых помещений в жилом в г. Саратове от ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений разрешили истцу, являющемуся собственником , переустройство данной квартиры под офис с необходимостью организации отдельного входа и устройства входной группы на придомовой территории с присоединением площади лоджии к площади квартиры.

В 2015 году заявитель обратился в ООО «Регионпроект» которым была подготовлена архитектурно-планировочная часть перевода квартиры по адресу: , ул. им. ФИО4, нежилое помещение (проект переустройства квартиры под офис с организацией входной группы, техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций жилых помещений, для определения возможности проведения переустройства и перепланировки под офис помещения с организацией входной группы).

Полагая, что перепланировка не нарушает права и законные интересы граждан, препятствий для получения решения о переводе жилого помещения в нежилое не имеется.

Просил суд признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ N 476-р «О принятии решения об отказе в переводе жилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. им. ФИО4, нежилое помещение» и обязать Комитет по управлению имуществом города Саратова принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени был извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Алакин ФИО12., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Представил письменный отзыв на административное исковое заявление.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного производства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По правилам п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены ЖК РФ (ст. ст. 22 - 24).

Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Часть 2 ст. 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. К числу таких документов отнесены: правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

По результатам рассмотрения представленных документов выносится решение о переводе или об отказе в переводе помещения (ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 5 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 данной статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае если для использования помещения по новому назначению не требуется проведение переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ, данный документ подтверждает окончание перевода помещения и является юридическим основанием для использования помещения по новому назначению (ч. 7 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого, указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6 ст. 23 ЖК РФ).

В силу ч. 8 и ч. 9 ст. 23 ЖК РФ в этом случае постановление главы муниципального образования о переводе жилого помещения в нежилое еще не означает, что собственник помещения уже может использовать его в целях, предназначенных для использования после перевода. Названный правовой акт является основанием для начала работ, связанных с переводом помещения. После проведения таких работ приемочная комиссия принимает помещение соответственно в качестве нежилого (при переводе жилого помещения в нежилое). Акт приемочной комиссии подтверждает факт перевода помещения. Только после приема помещения приемочной комиссией в связи с перепланировкой (переустройством) возможна регистрация помещения в качестве нежилого. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения соответственно в качестве нежилого.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Как следует из материалов дела Кривенцов ФИО13. является собственником , расположенной на 1 этаже жилого по улице им. ФИО4 в , площадью 56,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности серия 64-АД № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кривенцов ФИО14. в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ подал в Комитет по управлению имуществом заявление о переводе данного жилого помещения в нежилое.

Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 01 июня 2017 года № 476-р принято решение об отказе в переводе квартиры в нежилое помещение. Основанием для отказа послужило несоблюдение предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения, выразившихся в несоблюдении требований ст. 29, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ.

Из материалов дела следует, что до обращения в орган, осуществляющий перевод помещений, с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое Кривенцовым М.А. произведена перепланировка данной квартиры.

Из смысла ч. 1 ст. 22 ЖК РФ следует, что вопрос о переводе жилого помещения в нежилое, а значит и допуске его к эксплуатации в перепланированном состоянии должен разрешаться с учетом положений ст. 22, 23, 24 ЖК РФ и на основании документов, свидетельствующих о безопасности перепланировки, поскольку в данном случае постановление главы органа местного самоуправления в силу ч. 7 ст. 23 ЖК РФ будет являться основанием к использованию помещения в том виде, который отражен в документах, представленных в орган, осуществляющий перевод.

Вместе с тем, как установлено судом, разрешение на проведение работ по перепланировке получено заявителем не было, перепланировка, повлекшая изменение функционального назначения квартиры, была произведена без получения соответствующего решения органа местного самоуправления, то есть до принятия Комитетом по управлению имуществом города Саратова решения об отказе в переводе были выполнены работы по перепланировке, изменение конфигурации квартиры. В настоящее время квартира фактически является нежилым помещением.

Факт проведения работ по перепланировке жилого помещения подтверждается техническим паспортом жилого помещения, составленного МУП «Городское БТИ», по состоянию на 25 мая 2017 года, проектом переустройства квартиры под офис с организацией входной группы и техническим заключением о состоянии основных строительных конструкций жилых помещений, для определения возможности проведения переустройства и перепланировки под офис помещения с организацией входной группы, подготовленными ООО «Регионпроект».

Согласно ч. 2 ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В ч. 1 ст. 24 ЖК РФ указано, что отказ в переводе, в частности жилого помещения в нежилое, допускается в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения. В части 1 ст. 22 ЖК РФ закреплено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Соблюдение требований ЖК РФ означает, в том числе, соблюдения установленной в ст. 23 ЖК РФ процедуры о предоставлении проекта перепланировки для получения разрешения на проведение данных работ, предъявление их результата приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений.

В судебном заседании установлено, что согласование с Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» получено не было. Кроме того, в процессе перепланировки и организации отдельного входа элементы входного узла располагаются на земельном участке, занятом многоквартирным жилым домом.

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, а также то, что реализация права на перевод жилого помещение в нежилое предусмотрена путем осуществления процедуры, связанной с предоставлением заявителем проекта перепланировки помещения для использования в качестве нежилого в целях получения разрешения на проведение данных работ и принятия их комиссией, сформированной органом, осуществляющим перевод, суд приходит к выводу о том, что проведение данной процедуры стало невозможно по вине заявителя, который осуществил перепланировку самовольно, действиями Комитета по управлению имуществом города Саратова по принятию оспариваемого решения гражданские права и охраняемые законом интересы Кривенцова ФИО15 не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 174-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

В удовлетворении исковых требований Кривенцова ФИО16 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, то есть с 22 августа 2017 года.

Судья Анненкова Т.С.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о возмещении ущерба в порядке регресса

СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее по тесту истец) обратился в суд с иском к Музыкантову ФИО7 (далее по тесту ответчик) о возмещении ущерба в порядке регресса.В обоснование заявленного иска указывает, что дд.мм.гггг СПАО «РЕСО-Гарантия» и Гладкова ФИО8. .

Решение суда о взыскании невыплаченного пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком

Комарова ФИО7 обратилась в суд с иском к ТСЖ №5 Фрунзенского района о взыскании невыплаченного пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, указав в обоснование заявленных требований, что с дд.мм.гггг состоит с ответчиком в трудо.

ЖК РФ Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Ст. 24 ЖК РФ. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

ЖК РФ Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЖК РФ

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ)

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2.2. Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ)

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ часть 1 статьи 24 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

Информация об изменениях:

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

16 октября 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Завьяловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусельниковой И. И. к Администрации г.Екатеринбурга об оспаривании постановления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, понуждении совершить действия по переводу,

Гусельникова И.И. обратилась в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга об оспаривании Постановления № 773 от 15.05.2017 Администрации г.Екатеринбурга об отказе в переводе жилого помещения – квартиры в нежилое помещение

В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира , расположенная на -ом этаже указанного многоквартирного дома. Вопреки доводам ответчика Гусельниковой И.И. были представлены все требуемые ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие, что переводимое жилое помещение отвечает требованиям, необходимым для перевода в нежилое помещение. Кроме этого, при переводе по результатам перепланировки уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не производится, более того, площадь помещения истца будет уменьшена и составлять кв.м.. а не кв.м. Согласно проекта предполагаемое изменение согласовано с уполномоченными органами, в том числе управляющей организацией и Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений.

В судебное заседание истец не явилась, уполномочила на участие в деле своего представителя.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, представив заключение специализированной организации о том, что произведенные работы не приведут к снижению прочности здания, соответствуют установленным техническим и санитарным требованиям. При этом интересы собственников помещений также не будут ущемлены, так как общее имущество использовано не будет.

В судебном заседании представители Администрации г.Екатеринбурга просили в удовлетворении иска отказать, поскольку в рассматриваемом споре истцом неверно определены основания иска, так как собственником произведена реконструкция с изменением параметром объекта капитального строительства, что в соответствии с требованиями градостроительного законодательства требует определенного порядка ее согласования.

В судебное заседание не явился представитель Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, о рассмотрении дела извещен, отзыв на иск суду не представил.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст.ст. 22-24 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Консультация юриста по жилищным вопросам бесплатно

Бесплатная горячая линия круглосуточно

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит квартира . Квартира расположена на первом этаже здания.

Постановлением Администрации г.Екатеринбурга от 15.05.2017 № 773 истцу отказано в переводе данного жилого помещения в нежилое помещение на основании п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 24, ч.ч. 1, 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как пояснили представители Администрации г.Екатеринбурга, отказ в переводе жилого помещения был мотивирован тем, что в результате работ по переводу используется общее имущество собственников помещений многоквартирного дома в сторону его уменьшения, что требует получения соответствующего согласия собственников.

Данная позиция подтверждается материалами дела.

Так, согласно заключению ООО «Баутекс», при перепланировке планируются следующие изменения: демонтировать все существующие перегородки в квартире, а также встроенные шкафы, демонтировать санитарно-техническое оборудование в санузле, возвести новые перегородки из легкобетонных блоков в соответствии с планом перепланировки, устроить новое помещение санузла, установить новое санитарно-техническое оборудование, устроить крыльцо входа в помещение магазина, для чего: демонтировать до отметки -0.600 подоконную перемычку оконного проема в наружной стене здания по оси А\2-3, вырезать участок плиты перекрытия подвала, устроить подпорную стену из каменной кладки толщиной 380 мм на собственном фундаменте мелкого заложения в подвале здания, между подпорной стеной и фундаментом наружной стены установить металлические балки для опирания плит перекрытия подвала, внутри помещения устроить лестничный марш с площадкой из монолитного железобетона по металлическим косоурам, устроить плиту входа на собственном фундаменте мелкого заложения за пределами здания, со стороны дворового фасада здания по оси 3\А-В демонтировать подоконные перемычки оконных проемов до плиты перекрытия для устройства витринных окон, заложить кирпичной кладкой дверной проем, ведущий из квартиры на лестничную клетку.

Для устройства входной двери в помещение магазина необходимо демонтировать подоконную перемычку оконного проема в наружной стене здания, для чего демонтировать наружную стену подвала.

При перепланировке предполагается устройство проема в плите перекрытия подвала размером 1800*1500 мм, для чего требуется установление металлических балок.

Таким образом, при переводе планируется использование подвала.

Согласно ст.ст. 25, 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Таким образом, как верно отметил представитель Администрации г.Екатеринбурга, планируемые работы нельзя идентифицировать в качестве перепланировки, поскольку в результате их проведения изменяются параметры объекта капитального строительства, при этом с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, подвал в силу прямого указания в законе относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома независимо от того, используется ли оно фактически собственниками либо нет.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Соответственно один из собственников не вправе использовать общее имущество, более того производить его переоборудование, изменение конфигурации и площади без учета мнения иных сособственников.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, обоснованным является довода ответчика о том, что предполагаемые работы имеют признаки реконструкции в связи с изменением конфигурации многоквартирного жилого дома.

Кроме этого, при переводе планируется размещение плиты благоустройства на земельном участке, при этом, как указал представитель истца, без использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, однако доказательства в подтверждение этого суду также не представлены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, поскольку оспариваемый правовой акт соответствует вышеизложенным нормам права, предусматривающим обязанность заинтересованного лица получить согласие собственников помещений многоквартирного дома при использовании общего имущества.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: