Каким органом являлась боярская дума законодательным исполнительным судебным совещательным

Обновлено: 29.04.2024

Происхождение слова «боярин» до настоящего времени неизвестно. Также нет каких-либо документальных источников, в которых было бы четко указано, какие обязанности на них были возложены. Известно лишь, что это приближенные к князю советники, содействовавшие в решении вопросов государственной важности.

Боярская дума – это постоянный совет при князе, решавший высшие земские вопросы. Его деятельность носила законосовещательный характер. В состав, кроме бояр, входили дружинники, а иногда также и представители высшего духовенства.

Боярская дума решала основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и суда. При этом они обсуждались совместно с князем (царем). Компетенция, права и обязанности определены не были. Как правило, на совете присутствовало несколько человек, но если обсуждались наиболее важные вопросы, совещание проводили в расширенном составе. Дума участвовала в решении вопросов религиозного и законодательного характера, внутригосударственного устройства, внешней политики.

Руководство собранием осуществлял князь (царь), он же утверждал принятые решения. А в случае его отсутствия эти функции предоставлялись им уполномоченному боярину. При решении общего вопроса князьями нескольких земель могли проводиться соединенные заседания. Боярская дума была тесно связана с князем до тех пор, пока состояла по большей части из дружинников, переезжавших с ним с места на место. Затем, после усиления земского элемента, она получила большую самостоятельность.

Боярская дума до 15 века собиралась по мере необходимости. В последующем она стала постоянным совещательным органом, в состав которого входили думные дьяки, бояре, окольничьи, думные дворяне. Первые ведали делопроизводством и составляли проекты решений. Им поручались посольские, наместные и разрядные дела. Думный дьяк был самым низким чином на совете.

Придворный чин «окольничий» существовал в Русском государстве с 13 до 18 века. Первоначально в их функции входило устройство путешествий князя, участие в переговорах с послами. Окольничий был вторым думным чином после боярина. Лиц, занимающих эту должность, назначали полковыми воеводами, руководителями приказов, они принимали участие в организации придворных церемоний.

Думный дворянин был третьим думным чином. Они управляли приказами, назначались воеводами, выполняли военные и придворные обязанности, участвовали в заседаниях думы. Их количество было невелико, они, как правило, принадлежали к родовитым фамилиям.

В начале 17 века (1606 год) на Земском соборе на царствование был «выкрикнут» князь Василий Шуйский, прозванный боярским. Для того чтобы обеспечить себе поддержку Думы или хотя бы как-то ослабить ее враждебное отношение к себе, новый царь решил пойти навстречу притязаниям аристократии и возложить на себя ряд обязательств. В связи с этим он дал присягу в виде «крестоцеловальной записи», в которой обещал, что не будет: судить без Думы, налагать опалы без достаточных оснований, отнимать имущество у семей казненных. Таким образом, власть царя была ограничена. Тем не менее, обязательства на деле зачастую не исполнялись. При этом некоторыми историками присяга Василия Шуйского расценивается как первый шаг к созданию правового государства.

Боярский царь имел мало сторонников, часто менял своих союзников и воззрения. Свои права на престол он обосновывал древностью своего рода. Однако народ не доверял ему. Он не пользовался ни авторитетом, ни любовью, так как его слову нельзя было верить. Именно это и стало причиной его свержения, которое произошло 17 июля 1610 года.

Боярская дума просуществовала до царствования Петра I, в частности до 1711 года, когда был образован Сенат.

Боярская дума, высший совет при князе (с 1547 — при царе) в Русском государстве X — н. XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства.

В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место. У Иоанна III дума состояла из 13 бояр, 6 окольничих, 1 дворецкого и 1 казначея. У Иоанна IV — 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей, 8 думных дворян. Были, конечно, и дьяки, которых значение при способностях и доверии государя иногда возрастало до огромной степени. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов — открывался ход в думные дворяне и думные дьяки.

Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: “Государь указал и бояре приговорили”. Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения.

Л. А. Тихомиров

Боярская Дума — высший совет при князе, а затем и при царе в государстве X—XVII вв.; состояла из представителей феодал. аристократии. Деятельность Б. д. носила законосовещательный характер. Она участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д. В Киевской Руси была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Б. д. не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С IX в. вследствие наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам дума состояла только из бояр. В период феодальной раздробленности она являлась советом феодалов (великого князя с его вассалами), обладала значительным политическим влиянием. В Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. в Б. д. заседали путные бояре и лица административно-управленческого аппарата князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.). С начала XV в. членами Б. д. становятся бояре введённые (большие бояре) — представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители наиболее важных поручений. С конца XV в. Б. д. превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне и несколько позже — думные дьяки. Преобладающее значение в Б. д. принадлежало боярам из титулованной знати. Позже княжескобоярская аристократия была значительно ослаблена реформами 1550-х гг. и особенно опричниной. Однако во 2-й пол. XVI и в XVII вв. в условиях сословнопредставительной монархии Б. д. в известной степени разделяла власть с царём. В XVI и XVII вв. состав Б. д. пополнялся центр. властью за счет менее знатных лиц. Во 2-й половине XVII в. значение Б. д. уменьшается. С образованием Сената в 1711 Б. д. была ликвидирована.

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

Далее читайте:

Боярство, бояре, высшее сословие Древней Руси, по мнению И. И. Срезневского, может быть произведено или от слова “бой” (“вой”), или от слова “болий”.

Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III[1]. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.

Компетенция Боярской Думы.

Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением[2]. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.

Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.

Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться". Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми бояры", ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах "царь указал и бояре приговорили".

Значение думы было указано в царском судебнике: "А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати". Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: "Государь указал, и бояре приговорили". Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: "Все бояре на Верху приговорили"[3]. Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в "соправительствующий" орган при монархе.

Социальный состав Боярской Думы

Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего.

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которые относились к думным чинам[4].

Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должности по принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом, признак местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность[5].

Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе - высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств.

Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами.

Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляются думные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки[6].

Думные дворяне являлись третьим по "чести" разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократического элемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людей незнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрыты или, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина и окольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярских списках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием "дворянин в Думе", причем первым дворянином в Думе показан Роман Васильевич Олферьев, вторым - Михаил Андреевич Безнин.

Дьяки являются в XVI в. правителями приказов и проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления, мало - помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизм государственной жизни. В эти приказы мало - помалу перетягивается из Думы Боярской центр тяжести правительственной деятельности[7].

Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

боярская дума государственное управление

Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти.

XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы.

Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению.

Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовали надобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых эти отношения обнаруживались. Существует довольно много фактов, в которых показывается огромное значение Боярской Думы.

Прежде всего, тот самый государь, на суровость и самовластие которого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественно лежит дело земского строения которым держатся внешняя безопасность и внутренний порядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного, как рассказывает летописец, сказал им: "с вами держал я Русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет"[8].

Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающий Василий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого ко двору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя. С боярами Василий говорит "о устроении земском", им приказывает перед смертью, как "без него царству строитися". Такому политическому положению класса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Звание думного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали, "думу сказывали" по назначению государя. Теперь это назначение стало само по себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилых лиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, в какой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядком лиц и фамилий, установившимся в боярской среде. Члены думы, особенно двух высших чинов, обыкновенно выходили из известного родовитого круга, который в лице своих очередных представителей "думу ведал"; как полковых воевод, так и советников своих государь "прибирал, рассуждая их отечество, кто того дородился".

И правительственное значение думы на деле далеко не было пассивным: она является более чем совещательным собранием при своем государе, пользуется известным простором в своей деятельности.

В 1510 г. тот же суровый великий князь Василий, властию своею над подданными превосходивший всех монархов в свете, решая в Новгороде политическую судьбу Пскова, "велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали", и арест псковских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями, является делом московских бояр, следствием их думного приговора.

Стереотипный язык официальных актов затенял значение бояр перед авторитетом царя. Но когда царь говорил простым неусловным языком, обе стороны являются в другом освещении. В речи, заготовленной для произнесения на соборе 1551 г., Иван, вспоминая свой приговор о местничестве в думе 1549 г., с удовольствием замечает, что "всем боярам тот был приговор люб". Собору, на котором присутствовали вместе с духовенством князя и бояре, Иван указывает задачу все устроить по св. правилам и праотеческим законам, "на чем мы, святители, царь и все, приговорим и уложим"[9]. Дума сама располагала порядком обсуждения вопросов, стоявших на очереди.

В конце 1552 г. царь, уезжая из Москвы к Троице крестить новорожденного сына, велел боярам промыслить об устройстве только что завоеванной Казани и потом сидеть о кормлениях, т.е. о замене их денежным жалованьем; но они пустили вперед ближе касавшийся их вопрос о кормлениях, a "казанское строение поотложили", за что на них жалуется летописец.

Эти факты доказывают, что сами цари уважали Боярскую Думу и понимали ее значение для них же самих. Царю необходимо было положиться на какой-либо орган, который давал бы советы князю по принятию решений государственной важности.

Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами. Любопытные воспоминания о роли думы оставил англичанин Джильс Флетчер, побывавший на Руси при Борисе Годунове. Он писал: "Царь и состоящая под ним Боярская дума, как верховные правители, так и самые исполнители в отношении издания и уничтожения законов, определения правительственных лиц, права объявлять войну и заключать союзы с иностранными державами, права казнить и миловать, права изменять решения по делам гражданским и уголовным".

В XVI в. было формально утверждено политическое значение думы: боярский приговор был признан необходимым моментом законодательства, через который должен был проходить каждый новый закон, прибавлявшийся к Судебнику.

Таким образом, в XV-XVI вв. Дума играла не последнюю роль в политических делах государя. Князья, а затем и цари понимали значение Боярской Думы и опирались на ее деятельность. Многочисленные факты, свидетельствующие об отношении царя к Думе, доказывают высокое положение Боярской Думы в обществе и ее роль для государей. Следовательно, значение Боярской Думы среди органов государственного управления, было наиболее высоким.

Заключение

Боярская Дума является одним из наиболее значимых органов государственного управления, существовавших за всю историю Российского государства. Именно с Боярской Думы началось формирование последующих законосовещательных органов Российского государства.

Изучив саму Боярскую Думу и ее роль в системе государственного управления, мне бы хотелось провести краткие итоги по пунктам реферата:

1) Безусловно, главной предпосылкой создания и установления Боярской Думы в системе государственных органов стало формирование сословно-представительной монархии в России. В этих условиях государство нуждалось в каком-либо сословно-представительном органе, каким и стала Боярская Дума, которая являлась необходимым атрибутом сословно-представительной монархии. Именно с упразднением Боярской Думы, системы местничества, происходит распад сословно-представительной монархии и начинается период самодержавия.

2) Роль Боярской Думы возрастает, прежде всего, при Иване III, который понимал необходимость этого сословно-представительного органа.

Компетенция Боярской Думы была установлена в Соборном Уложении 1649 г. и в Судебнике 1550 г. Дума была как законодательным, так и нередко судебным органом. Боярская Дума обсуждала законопроекты с царем, через нее проходила дипломатическая переписка. Также Дума устанавливала налоги, руководила приказами. Таким образом, круг полномочий Боярской Думы был весьма широк.

Изначально в состав Думы входили только бояре и окольничие. Затем Иван IV, чтобы понизить роль бояр в Боярской Думе вводит в Думу думных дворян, которые были третьим "по чести" разрядом после бояр и окольничих, а также думных дьяков. Таким образом, к концу XVI в. в Думе заседали люди четырех степеней: бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне.

3) В правление Ивана IV, Боярской Думе пришлось пережить нелегкие времена. Недоверие царя, опричнина все это пошатнуло положение Думы в государстве. Но необходимость в Боярской Думе у царя все же была и значение Думы при Иване Грозном не понизилось. Дума при Иване IV сделала наивысшие успехи: с помощью нее создается Судебник 1550 г., проводится первый Земский Собор 1549 г.

4) В 4 пункте я привела факты, подтверждающие значение Боярской Думы в XV-XVI вв. Государи хорошо понимали государственную значимость Думы и практически все государственные вопросы решались с помощью Боярской Думы, которая могла даже оспаривать государственные решения и предлагать свои законопроекты. Главным образом политическое значение Думы было утверждено в Судебнике. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые перед тем как попасть на прием к царю должны были общаться с думными чинами.

Таким образом, наивысший расцвет деятельности Боярской Думы пришелся на XV-XVI вв., а в конце XVII в. Боярская Дума теряет свое значение, так как происходит становление абсолютной монархии и на смену Боярской Думе приходит Сенат.

Список использованной литературы

1. Ключевский В.О. История сословий в России // Сочинения: В 9 т. Т.6. Специальные курсы. / Под ред.В.Л. Янина. - М.: Мысль. - 1989. - 476 с.

3. Соборное уложение 1649 года: Текст, коммент. / АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние; Подгот. текста Л.И. Ивиной коммент. Г.В. Абрамовича и др. Руководитель авт. коллектива А.Г. Маньков. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - 488 с.

4. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 2004. - 797 с.

5. История государства и права России: Учеб. для вузов. / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2003 - 542 с.

6. История государственного управления в России: учебник для ст. вузов, обучающихся по спец. "Государственное и муниципальное управление" / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 607 с.

7. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 125 с.

9. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 464 с.

Приложения

Схема расположения Боярской Думы в системе государственных органов


Заседание Боярской Думы


[1] История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие / Р.С. Цейтлин, С.А.Сергеев.-2-е изд., испр. и доп. - М.:Омега-Л,2006.-125 с.

[2] История государственного управления в России: учебник для ст.вузов, обучающихся по спец. «Государственное и муниципальное управление» / Р.Т. Мухаев.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-607 с.

[3] Соборное уложение 1649 года: Текст, коммент. / АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние; Подгот. текста Л. И. Ивиной коммент. Г. В. Абрамовича и др. Руководитель авт. коллектива А. Г. Маньков. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. — 488 с.

[5] Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-464 с.

[7] Ключевский В. О. История сословий в России // Сочинения: В 9 т. Т.6. Специальные курсы / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль. — 1989. — 476 с.


В период раннефеодальной Киевской Руси князья, нуждаясь в обсуждении общественных и политических вопросов, созывали Совет. Прототип Думы состоял из княжеского окружения и имел совещательные права. Другой задачей Совета было ограничение власти князя, контроль за его решениями.

Дума XIV–XV веков

По мере усиления Московского государства, с середины XIV века Совет наполняют богатые и высокопоставленные бояре, он становится боярским. Отличие ее от поздних органов власти состоит в отсутствии самостоятельной роли как думы, так и царя. Любое решение принималось совместно. Увеличение роли Московского княжества содействовало усилению богатства и могущества бояр. По этой причине период с середины XIV до середины XV веков характерен единодушием в действиях княжеской и боярской власти, объединенных общностью интересов.

Боярская дума А.Рубашкин

Предпосылки к проведению реформ

До Ивана IV (Грозного) правители Московии были Великими князьями. Первым политическим решением семнадцатилетнего правителя в 1547 г. стало решение венчаться на царство. Изменение статуса правителя способствовало укреплению верховной власти. Помимо внешнеполитических (изменение международного правого статуса), Иван преследовал внутриполитические цели. Венчание на царство позволило ему стать единоличным правителем и пользоваться неограниченными правами.

Междоусобная боярская борьба привела к расцвету беззакония. В XV - XVI вв. Боярская дума была рассадником злоупотреблений и взяточничества. Пожар, уничтожившийся Москву, стал точкой кипения для народа. Летом 1547 г. вспыхнули восстания. Стало понятно, что системе государственной власти требуются коренные преобразования. Ряд реформ, разработанных совместно с Избранной радой (кругом приближенных), положил начало установлению самодержавия в Московии XVI века.

Иван IV В.Васнецов

Судебник 1550 г. Состав и функции Боярской думы в 15 - 16 веке

Первый представительный орган власти в Московском государстве, состоящий из боярства, духовенства и служилых людей, - Земский собор, был созван в 1549 г. Разработанный им свод законов, Судебник, точно обговаривал высшие законодательные функции боярской думы. Законы подлежали рассмотрению и утверждению (приговору) боярами.

Помимо выполнения законодательных функций, в 15 - 16 вв. Боярская дума была высшим исполнительным органом власти.

В задачи думы входили:

  • надзор за сбором налогов и расходованием государственных средств;
  • контроль за исполнением царских указов;
  • надзор над деятельностью местного самоуправления.

Судебные функции организации заключались в рассмотрении земельных дел и исков служилых людей. В XV - XVI вв. Боярская дума была судом высшей инстанции: разбирала дела, поступившие из местных судов. В дополнение к функциям законодательной, исполнительной и судебной власти на думу были возложены задачи внешнеполитического ведомства: через нее осуществлялись контакты с другими государствами и ведение дипломатической переписки.

В XV - XVI вв. Боярская дума была неоднородной, особенно при Иване Грозном: включала непосредственно бояр и выходцев из средних боярских родов, окольничих. Важнейшие государственные посты по-прежнему занимали бояре: их назначали наместниками, послами, воеводами. Окольничие назначались им в помощь.

Борьба с боярами

Монархия времени Ивана Грозного была ограничена обычаем, требовавшим учитывать при принятии государственных решений мнение бояр. В течение всего правления Иван IV пытался ограничить права думы. Будучи сильным законодательным органом к концу XV, в XVI вв. боярская дума была оппозиционной царю структурой.

В 1553 г. он тяжело заболел. Бояре и члены Избранной рады пытались продвинуть к власти его двоюродного брата, а не сына, которого назначил наследником царь. Поправившись, Иван расправился с членами рады и думы. Несогласные с царской политикой были объявлены государственными изменниками, казнены или высланы.

По обычаю, воеводами назначалась знать. Основой Московской армии было поместное войско, получавшее за службу наделы земли (поместья). Чтобы самому руководить армией и сменить военное руководство, царю требовалось завладеть земельным фондом. Возложив ответственность за поражения в Ливонской войне на бояр, он расправился с феодальной верхушкой.

Несмотря на гонения, дума не сократилась, а даже увеличилась в составе. Уменьшилась роль феодальной аристократии, представителей древних аристократических родов заменили нетитулованные бояре, беспрекословно подчиняющиеся царю.

В отличии от XV, в XVI веке Боярская дума была формальной, особенно вторую половину царствования Ивана Грозного: думцы не участвовали в обсуждении законопроектов. Установилась авторитарная самодержавная власть Ивана Грозного.

Опричники Н. Неврев

Опричнина

Путем нововведений Иван добивается ограничения прав думы и усиления собственных. Теперь он единолично определяет государственных изменников и выбирает им меру наказания.

В 1565 г. Иван Грозный разделил государство на опричнину и земщину. Управление земщиной, как и ранее, велось совместно с думой. В опричнине, личном уделе, он стал единоличным правителем. Землевладельцы, не желающие входить в опричнину, должны были освободить земли. Владения дробились и раздавались приближенным царя. Охватившая значительную часть Московского государства опричнина разорила бояр, ослабила их могущество.

Иван Грозный

Дума конца XVI - начала XVIII веков

После смерти Ивана Грозного влияние Боярской думы возросло. Напуганные действиями царя, боярство и дума в период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1612 г. (формирование народного ополчения) пытались упрочить позиции. XVII век характерен спокойными взаимоотношениями думы и царя, никто из них не пытался занять первые позиции.

Боярская дума просуществовала до 1711 г. Функции высшего органа законодательной и исполнительной власти принял сенат, утвержденный Петром I 19 февраля 1711 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: