Рб как унитарное демократическое социальное правовое государство

Обновлено: 25.04.2024

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Унитарное государство – цельное единое национально-государственное устройство административно территориальные единицы, которого не обладают признаками государственности.

Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении наций под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью - само государство. Только ему присущ государственный суверенитет подтверждённый основным законом – Конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и нераздельную государственность на всей территории страны. Территории входящие в состав унитарного государства политической самостоятельности не имеют , не являются суверенными и их правовой статус определяется центральной властью т.е. актами центральных органов власти и управления.

Для унитарного государства характерен ряд отличительных признаков:

1)единая Конституция, нормы которой применяются на всей территории страны

2)единая системы высшей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны

4)единая система права, местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти

5)единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права

6)территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью .

В отличие от унитарного федеративное государства состоит из нескольких государств, за которыми сохраняется определенная политико-юридическая самостоятельность.

Конфедерация – это союз двух и более суверенных государств.

Демократия – народовластие, способ организации и осуществления государственной власти, когда обеспечивается верховенство народа и в устройстве и в осуществлении государственной власти, когда народ является источником власти и реализует её непосредственно, а так же через формируемые им государственные органы.

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, общепризнанные права и свободы человека и гражданина, многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

В демократическом государстве существует и развивается самоуправление, степень развития самоуправления напрямую зависит от степени развития демократии в обществе.

В зависимости от форм волеизъявления народа обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного участия народа или каких-либо групп населения в управлении делами государства (народ обладает законодательной инициативой, участвует в референдумах по особо важным вопросам государственной и общественной жизни, в выборах представителей власти, в том числе на местах).

Под представительной демократией понимается то, что народ может свободно выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений выражающих волю народа.

Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. (ст.4 Конституции) Принцип идеологического и политического многообразия называется политическим плюрализмом.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений, взглядов и действий, проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

Понятие социальное государство в широком смысле обозначает сосуществование людей в обществе и государстве, законодательное сглаживание противоречивых интересов. В узком смысле это обеспечение достойных условий жизни людей, повышение их благосостояния и прежде всего заботу о бедных и слабых, признание неприкосновенных и неотчуждаемых прав личности – это обеспечение равных справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.

Правовое государство – это такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных обязанностей и институтов разделения властей, верховенство права, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью, взаимную правовую ответственность государства и личности, незыблемость гражданских прав и свобод их охрану и гарантированность. Главное в идеи правового государства – связанность государства правом гарантирующая предсказуемость и надёжность действий государства, его подчинения праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Такое определение белорусскому государству дано в статье 1. Конституции Республики Беларусь.

Все государства по своему территориальному строительству, по форме государственного устройства, территориально-организационнной структуре, характеру взаимоотношений центральных и местных единиц и соответствующих властей делятся на унитарные, федерации, и конфедерации. Республика Беларусь конституционно определена как унитарноегосударство, имеющее единую Конституцию, единую власть.

В составе государства – 6 областей, 117 районов, 20 городов областного и 11 городов районного подчинения, 77 поселков, 1440 сельских советов. Город Минск, являясь столицей государства, пользуется правами области и города республиканского подчинения.

Требования Конституции в равной степени распространяются на все административно-территориальные единицы. Действуют равномерно нормативные акты центральных органов власти. Строго выстроена и действует система иерархического подчинения внутри вертикали исполнительной и судебной власти. Что касается взаимоотношений Парламента и различных уровней представительных органов власти, то в их системе вышестоящие оказывают только организационно-методическую помощь нижестоящим, не вмешиваются в их работу, не принимают решений обязывающего характера. Исключение составляет право Совета Республики Парламента в определенных Конституцией случаях распустить местный Совет депутатов или отменить его решение, если оно не соотвествует законодательству.

Основными принципами управления в условиях унитарного государства являются:

· взаимообусловленность объекта и субъекта, единство их управления и иерархического подчинения;

· единая государственная законность;

· общая внутренняя правовая регламентация;

· единый порядок формирования органов государственной власти;

· специализация и унификация;

· многовариатность решений в рамках единых Конституции и законов;

· мобильность управления, в том числе и с использованием единой системы автоматизации и информации;

· наличие вертикальной иерархии учреждений и коммуникации.

Отличительными особенностями,основными принципами функционирования и деятельности Республики Беларусь как демократического государстваявляются:

· юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти нароода;

· равноправие всех перед законом;

· единство прав и обязанностей;

· реализация международного признания прав граждан;

· выборность государственных органов и подконтрольность их народу;

· наличие политического плюрализма, многопартийность;

· веротерпимость, свобода вероопределения;

· обязательность для всех принятых решений;

· уважительное отношение к взглядам и позиции меньшинства;

· свобода средств массовой информации (в рамках закона);

· гласность в работе государственных органов.

Республика Беларусь как социальное государство стремится к обеспечению достойного уровня жизни всех своих граждан, удовлетворению их материальных, культурных, духовных потребностей, социальной защищенности. Конституционно и на практике гарантируется право собственности и свободы предпринимательства; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на отдых. В соответствии с мировыми требованиями, внутренними условиями государства в Республике Беларусь Конституция предоставляет гражданам такие социальные права как:

· право на достаточный уровень жизни людей;

· право на свободу от голода;

· право на охрану здоровья;

· право на здоровое внешее окружение, среду обитания;

· права лиц, которым необходима особая социальная защита;

· права на защиту материнства и детства;

· право на социальное обеспечение.

Особое внимание со стороны государства уделяется проблеме обеспечения культурных прав:

· права на образование;

· права на участие в культурной жизни и доступа к культурным ценностям;

· права на использование результатов научного прогресса;

· права на сохранение национальной принадлежности или неопрделение ее;

Вопросы дальнейшего развития социальной направленности государства находят свое воплощение в ежегодных посланиях Главы Республики Беларусь белорусскому Парламенту, материалах Всебелорусских народных собраний, законах и иных правовых актах государственной власти.

Высшей целью Республики Беларусь является построение правового государства, обеспечивающего конституционные права и свободы своих граждан. Принято, что правовым государством является государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выраженной в конституции, и призванной обеспечить основоплагающие права и свободы личности. В таком государстве функционирует режим конституционного правления с развитой, непротиворечивой правовой системой, при которой обеспечивается эффективный контроль власти и политики, деятельность органов власти и должностных лиц подчинена законам, отсутствует вмешательство государства в дела гражданского общества. Основными отличительными особенностями правового государстваРеспублики Беларусь являются:

· обеспечение суверенитета (единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. – Статья 3 Конституции);

· признание и обеспечение на деле верховенства закона (в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Правовые акты или отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. – Статья 7 Конституции);

· всеобщность права, ответственность государства за его выполнение (обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. – Статья 21 Конституции);

· обеспечение взаимной ответственности государства и личности(государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. – Статья 2 Конституции);

· разделение властей(государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. – Статья 6 Конституции);

· гарантия и устойчивость прав и свобод личности. Конституцией государства гарантируются права граждан на жизнь (статья 24), на защиту его прав в судебном порядке (статья 60), на гражданство (статья 10), на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (статья 28), на неприкосновенность жилья (статья 29), на свободное пермещение и выбор места жительства (статья 30), на защиту семьи, материнства, равенство в семье мужчин и женщин (статья 32), на гарантию прав собственности (статья 44), на свободу взглядов и убеждений (статья 33), свободу религии и вероисповедания (статья 16), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д. (статья 47), право на труд (статья 41), на отдых (статья 43), на образование (статья 49), на участие в культурной жизни (статья 51). Основным законом установлено, что никто не может быть принужден к отказу от своих прав (статья 58);

· обеспечение эффективного контроля за соблюдением прав и свобод граждан. Конституцией предусмотрена ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (статья 60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод, противодействие оказанию которой в Республике Беларусь запрещается (статья 62).

Белорусское общество в нынешних условиях осваивает новые формы и методы демократической правовой государственности. Понятно, что многое здесь требует комплексоного осмысления в рамках конституционности, а также перспектив дальнейшего развития белорусской государственности. Главными принципами поступательного развития государства есть и еще долгое время будут оставаться: свобода личности, отраженная в гражданских и политических правах; равенство форм собственности, экономической свободы; верховенство закона; защита прав человека; разделение властей; самоуправление.

Практика убеждает в том, что права собственности, демократия и права человека – ключевые понятия, знаменующие успешное развитие государства. Собственность – основа всех свобод, главная предпосылка суверенитета личности. Только в условиях четкого соотношения собственности и собственника государство начинает успешно решать ту функцию, которая ему определена Конституцией.

Вопросы семинара

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства.

2. Идеология государства и национальная система права.

3. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.

Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.

Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.



Форма территориально-государственного устройства Краткая характеристика Примеры
Унитарное государство Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония

Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь)
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь)

Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь

Понятие «эффективное государство» введено в научный оборот и в выступления политических лидеров в XX столетии. Развернутая характеристика данного феномена была дана в Отчете ООН о мировом развитии «Государство в меняющемся мире», который был опубликован в 1997 году. Для формирования такого государства была определена двухступенчатая стратегия, суть которой заключается в следующем: во-первых, необходимо соизмерить действия государства с его потенциалом; во-вторых, следует искать пути укрепления государства за счет придания динамизма общественным институтам. Причем данная стратегия предусматривает выполнение двух важнейших взаимосвязанных условий: с одной стороны, государственные институты управления должны более широко поддерживать развитие гражданского общества как средства социальной активности граждан, с другой, сами институты должны действовать в соответствии с установленными законами, правилами, функционировать надежно и предсказуемо. Эти подходы вполне могут быть приняты как методологические основания для формирования и развития эффективного государства. Его создание предполагает, что в обществе должны эффективно действовать все государственные и общественные институты, субъекты хозяйствования, в рамках реальной правовой базы, отвечающей мировым стандартам и общенациональным интересам государства. Следовательно, для формирования эффективного государства необходимо выделить основополагающие принципы, выяснить его правовое содержание и смысл. Необходимо отметить, что формирование эффективного белорусского государства - непростая, но выполнимая задача. В Конституции, других важнейших законодательных актах страны заложены принципы правового государства и гражданского общества. Это создает правовые предпосылки для решения задач формирования эффективного государства. С нашей точки зрения, правовое содержание и основной смысл эффективного государствавыражается в следующем:

- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;

- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;

- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.

Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.

"Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму, вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства»[122]

Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.

Рис. Правовое содержание эффективного государства

Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:

1) Юридических норм, принципов и институтов;

2) Правовых учреждений;

3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.

Рис. 3. Функции права

Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:

1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.

Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала. 2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.

Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.

Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.

Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Основным законом Республики Беларусь является Конституция. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависи­мости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.Конституция занимает важное место в закреплении государственного суверенитета. Первым шагом на пути к обеспечению государственно­го суверенитета республики стала Декларация о государ­ственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, само­стоятельность и полноту государственной власти в грани­цах ее территории, правомочность ее законов, независи­мость республики во внешних отношениях.

Кон­ституция Республики Беларусьбыла принята Верховным Советом 15 марта 1994 году. Конституция установила новую – президентскую форму правления, в результате чего главой государства и исполнительной власти стал Президент. С целью уточнения статей Конституции по инициативе Президента Александра Григорьевича Лукашенко 24 ноября 1996 года был проведен республиканский референдум. Белорусский народ поддержал проект Конституции предложенный президентом (70,4 %). 17 ок­тября 2004 года в результате проведения республиканского референдума в Конституцию Республики Беларусь было внесено изменение в статью 81-ую. Из неё была исключена часть вторая «Одно и тоже лицо может быть Президентом не более двух сроков».

Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 состоит из 9 разделов и 146 статей. Согласно Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В Конституции предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Он получил право законодательной инициативы, что означает право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси. Высшим единственным законодательным и представительным органом власти в Республике Беларусь является парламент, который носит название Национальное собрание и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики. За парламентом закреплены функции обсуждения законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательным правом. Совет Республики является палатой территориального представительства. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд.

Государственный и общественный порядок, который определен демократи­ческой конституцией как основным законом страны, называется конституционным строем. В качестве основ конституционного строясовременной Беларуси можно назвать: демократию, народный сувере­нитет и народовластие, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных инте­ресов государства, общества и человека.

Одним из главных принципов функционирования со­временного белорусского государства является принцип госу­дарственного суверенитета,под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Су­веренитет государства — это важнейшее, основное свойст­во государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нор­мативные акты, определять и поддерживать конституци­онный порядок.

С принципом государственного суверенитета непосред­ственно соседствует принцип народного суверенитета,ко­торый означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единствен­ным источником государственной власти. Он осуществля­ет ее как непосредственно (на референдумах, при прове­дении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так ичерез представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Кон­ституцией.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством(ст. 1).Демократический политический режим представляет собой форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным вы­бором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное со­перничество интересов, сохраняя право потерпевших по­ражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. На протяжении последних пятнадцати лет в Беларуси последовательно укореняются основные принципыдемократического образа жиз­ни, среди которых можно назвать следующие:

— равноправие граждан на участие в управлении госу­дарством;

—выборность основных органов власти,

—политический плюрализм, многопартийность, сорев­нование политических партий, существование на закон­ных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

— свобода формирования и выражения собственного мнения;

— провозглашение и реальное обеспечение прав и сво­бод человека и гражданина;

— реальное осуществление принципа разделения вла­стей на законодательную, исполнительную, судебную;

Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство— это ор­ганизация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд принципов:

— верховенство права, законов во всех сферах жизни.

— незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;

— деятельность органов государства базируется на прин­ципе разделения властей на законодательную, испол­нительную, судебную. Это дает возможность гражданам
контролировать органы государственной власти

— взаимная ответственность личности и государства. Государство и личность в равной степени несут ответст­венность за свои деяния перед законом;

— политический и идеологический плюрализм, заклю­чающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идео­логических постулатов, течений, взглядов.

В Конституции Республики Беларусь провозглашаются практически все принятые в мировом сообществе права и свободы человека. Статьи 3 и 21 Конституции гласят, что высшей ценностью и целью белорусского общества и государства являются права и свободы личности и гарантии их реализации. Правовой статус гражданина закреплен во втором разделе Конституции Республики Беларусь «Личность, общество и государство». В соответствии с этим разделом гражданине Республики Беларусь наделены личными, политическими, социально-экономическими и культурными правами. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности. Конституция гарантирует каждому право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств, закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности. Гражданам Беларуси гарантируется защита и покровительство государства, как на территории страны. Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях. Все граждане равны перед законом, однако он ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы и интересы других людей, беречь культурно-историческое наследие, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей.

В новой редакции Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство,политика которого направле­на на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраня­ется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специ­альных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защи­ты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Любой основной закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизни, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию, как основной закон страны, укреплять государственно-правовые отношения – патриотический долг каждого из нас.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: