Развитие понятия общие принципы местного самоуправления в постановлениях конституционного суда рф

Обновлено: 26.04.2024

Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законодательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).

Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.

Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.

Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.

Должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.

Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами, соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его компетенции.

Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции). Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муниципальных образований. Один из видов данной ответственности — возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Местное самоуправление как деятельность в интересах населения.

Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами и-материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).

Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц.

Многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гласность деятельности местного самоуправления.

Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов.

Обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления.

Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.

МСУ в России базируется на определенных принципах. Большинство авторов относят к числу общих принципов МСУ следующие:

* Самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий. В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона. Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ. Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству;

* Организационную обособленность МСУ в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач. Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ) Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.;

* Многообразие организационных форм осуществление МСУ, учет исторических, национальных, культурных и иных особенностей;

* Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения;

* Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ и его компетенции.
Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства.
Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.
В Конституции условия местного свое выражение:
-в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8)
-в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130)
- в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132).
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства;

* Законность в организации и деятельности МСУ;

* Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

* Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством, населением, предприятиями, учреждениями, организациями;

Принципы местного самоуправления— это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законодательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения(ст. 12 и 130 Конституции).

- Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

- Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

- Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.

- Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.

2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций(ст. 12 Конституции).

- Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

- Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

- Являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

- Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.

- Должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.

3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами(ст. 132 Конституции).

- Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

- Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации.

- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

- Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления(ст. 131 Конституции) (организационные формы осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме лекции) .

5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту(ст. 133 Конституции).

- Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

Местное самоуправление - один из важнейших демократических принципов организации и осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, самостоятельного решения населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституция РФ признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Это предполагает введение особой сферы вопросов местного значения, которые отнесены к ведению местного самоуправления.

Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Данное право население реализует непосредственно (через референдум и др.) и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Государство, признавая конституционное право населения на осуществление местного самоуправления, самостоятельно решает вопросы местного значения, берет на себя тем самым обязанность создавать необходимые условия.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации создают все правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление .

Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5011.

Важную роль в этом деле играет Комиссия при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, являющаяся постоянно действующим консультативным органом .

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 48. Ст. 4660.

При Правительстве РФ действует Совет по вопросам местного самоуправления. Совет является совещательным органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов местного самоуправления, выработки предложений по решению основных проблем его развития и обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления .

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 41. Ст. 3968.

Местное самоуправление - это прежде всего идея демократизации власти в государстве, ее децентрализации в разумных, не угрожающих единству государства и общества пределах.

Местное самоуправление как правовой институт относится к числу общепризнанных принципов и норм международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация ратифицировала и присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления . Согласно ст. 3 данной Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею под свою ответственность и в интересах местного самоуправления.

Принята Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г. (см. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 36. Ст. 4466), ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" см. там же (N 15. Ст. 1659).

Основные принципы местного самоуправления можно вывести как из данного, так и из вышеприведенного определения, установленного в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Первый принцип (который следует также из преамбулы Европейской хартии) - признание того, что разрешение вопросов местного значения на местном уровне является более эффективным. Определение того, какие вопросы относятся к вопросам местного значения, зависит от их приближенности к населению:

"Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизацией населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обуславливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению", - отмечается Конституционным Судом РФ .

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 14. Ст. 1374.

Из положения о том, что вопросы местного значения должны решаться населением и органами местного самоуправления под свою ответственность, логично вытекает принцип самостоятельности местного самоуправления, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ.

Данный принцип также реализуется:

а) функционально, т.е. через выделение независимых от органов государственной власти органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), а также перечня вопросов местного значения, которые могут решаться только местными органами ;

Позиция о том, что передача вопросов местного значения на разрешение органов государственной власти является неправомерной, подтверждается в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области", от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмурдской Республики "О системе органов государственной власти в Удмурдской Республике", от 15 января 1998 г. "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".

б) территориально, т.е. через выделение базовых территориальных единиц, на которых осуществляется местное самоуправление, - муниципальных образований.

Важно отметить, что принцип самостоятельности местного самоуправления раскрывается также в конституционном установлении его финансовых основ. Так, исходя из ст. 3 Европейской хартии под местным самоуправлением понимается не только право, но и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел в интересах местного населения. В связи с этим в Конституции РФ установлена особая форма собственности на объекты данного права - муниципальная собственность (ст. 130). Кроме того, в ст. ст. 130, 132 Конституции РФ зафиксировано право органов местного самоуправления управлять, в том числе владеть, пользоваться и распоряжаться, муниципальной собственностью, а также формировать, утверждать, исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

§ 2. Правовая основа местного самоуправления

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативно-правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами, их объединениями с Российской Федерацией.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, собственно Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации;

4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Представляется очевидным, что, определяя иерархию правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления, законодатель руководствовался тем, что местное самоуправление (наряду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя, определяемых прежде всего общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

Европейская хартия местного самоуправления определяет понятие местного самоуправления, сферу его компетенции, устанавливает гарантии организационной и финансовой независимости органов местного самоуправления от вмешательства со стороны государственных органов в решение ими вопросов местного значения и право органов местного самоуправления на сотрудничество с другими органами местного самоуправления и вступление в ассоциации, а право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми государствами - членами Совета Европы (включая и Россию - члена Совета Европы).

Согласно ст. 17 Конституции РФ Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Признавая всю правовую и политическую значимость Европейской хартии местного самоуправления для утверждения и развития принципов местного самоуправления в нашей стране, нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от 30 ноября 2000 г. N 15-П признал, что Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем это предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления.

Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, что нашло отражение в п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, определяющем, что установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления названный Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую основу правового регулирования деятельности местного самоуправления субъектами Федерации. При этом следует учитывать, что согласно ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ему не могут противоречить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного значения.

В нем, в соответствии с Конституцией РФ, установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

Перечисленные федеральные нормативные акты устанавливают лишь наиболее общие правила функционирования местного самоуправления, оставляя в соответствии с предписанием п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ возможность конкретизации общефедеральных установлений нормативными актами субъектов Федерации, играющих важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления на своей территории, формулируют и развивают принципы и правила взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

1) осуществляют правовое регулирование форм и методов организации местного самоуправления;

2) устанавливают правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

3) определяют объем прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах делегированных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

4) осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Отметим, что в силу принципа единства системы права, установленного в ст. 76 Конституции РФ, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления, предоставляемых федеральным законодательством. Например, учитывая исторически сложившиеся структуры управления и местные традиции, законы субъектов Федерации привносят в отношения между властью и населением объективно необходимое содержание, обеспечивающее эффективность и актуальность принимаемых управленческих решений, наделяют местные сообщества возможностью решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности по своей воле и в своем интересе.

Так, например, в отличие от общих норм, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения и наделяющих субъект Российской Федерации преимущественным правом покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, законом Тамбовской области такое право предоставлено также и муниципальному образованию, а законом Саратовской области такое правомочие находится в исключительном ведении муниципального образования.

См., например: ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 29 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018; 2012. N 27. Ст. 3587.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, который определяет основу статуса муниципального образования:

1.1) наименование муниципального образования;

1.2) перечень вопросов местного значения;

1.3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

1.4) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;

1.5) наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

1.6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

1.7) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

1.8) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и некоторые другие вопросы;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, их принявшими (издавшими), а также судом.

§ 3. Функции местного самоуправления

Основные направления деятельности муниципальной деятельности принято именовать функциями местного самоуправления.

Учитывая роль местного самоуправления в организации и осуществлении народовластия, а также в решении задач в процессе повседневной муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления.

МСУ в России базируется на определенных принципах. Большинство авторов относят к числу общих принципов МСУ следующие:

Самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий. В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона. Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ. Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству;

Организационную обособленность МСУ в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач. Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ) Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.;

Многообразие организационных форм осуществление МСУ, учет исторических, национальных, культурных и иных особенностей;

Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения;

Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ и его компетенции. Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления. В Конституции условия местного свое выражение: -в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8)

-в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130)

- в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132). При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства;

Законность в организации и деятельности МСУ;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством, населением, предприятиями, учреждениями, организациями;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: