Публичное право регулирует отношения между государством

Обновлено: 25.04.2024

Одной из наиболее крупных классификаций содержания правовых систем является разделение отраслей права на частные – регламентирующие правовые отношения субъектов, находящихся в равном юридическом положении, и направленных на удовлетворение частных интересов, и публичные, составляющие, так называемое публичное право. В наиболее общем виде публичное право может быть определено следующим образом:

Публичное право – совокупность юридических отраслей, регламентирующих правовые отношения, связанные с обеспечение публичного общегосударственного интереса, стороны которых находятся в системе отношений власти и подчинения, то есть обладают неравным правовым статусом.

Анализ приведенного определения и известных особенностей публичного права позволяет выделить ряд его качественных свойств:

  • Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;
  • Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;
  • Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;
  • Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных субъектов.

Наряду со сказанным выше необходимо обратить внимание на то, что характеристика публичного права нередко проводится путем его сравнения и разграничения с частным правом. В этой связи следует отметить, что критерий разграничения частного и публичного права находится в их сфере предмета правового регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким критерием выступает характер интереса, удовлетворение которого происходит путем вступления в частные или публичные правоотношения, в рамках которых реализуются соответственно индивидуальные или общесоциальные интересы их субъектов.

Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

Отрасли публичного права

Отрасли права, как основной элемент системы публичного права, как правило, находят первичное юридическое оформление в нормах государственной конституции, что свидетельствует о признании значимости соответствующих сфер правового регулирования, а также служит цели формирования основы развития публичного права в рамках национальной правовой системы.

Как было отмечено выше, назначение публичных отраслей права во многом предопределено необходимостью обеспечения баланса интересов сторон правоотношений, одной из которых выступает государственно-властный субъект. В этой связи публичные отрасли права характеризуются схожестью нормативной структуры и подлежащего применению метода правового регулирования, включающего издание общерегулятивных актов, содержащих обязательные для исполнения юридические предписания, реализация которых обеспечивается возможностью применения специальных правоохранительных процедур.

Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее к ним принято относить:

  1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;
  2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.
  3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;
  4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

Рассмотренный перечень отраслей публичного права, несмотря на достаточную распространенность и обширность, в настоящее время в юридической науке не признается исчерпывающим.

Так, в зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

Источники публичного права

Важной характеристикой публичного права выступают его источники, в качестве которых, в первую очередь, выступают общенормативные акты широкого действия – Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , законы, постановления органов исполнительной власти и т.д.

Наряду с вышеназванными актами, источником публичного права также выступают «программные» нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования определенной сферы публичных правоотношений – например, декларации, закрепляющие цели государства, принципы политических и социально-экономических отношений, реформирования отдельных сфер общественной жизни и т.д.

Еще одной группой источников публичного права выступают нормативные публично-правовые договоры По данной теме мы уже выполнили курсовую работу нормативно-правовой договор подробнее , заключаемые обычно между официальными представителями государства или общественной организации и носителями определенных властно-регулирующих полномочий — к примеру, представителями государственной корпорации или организованной общественности (ассоциации, профессионального союза и др.).


Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая система права, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Содержание

Отличие от внутригосударственного права

Международное право не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств.

Как и внутригосударственное право, международное право создается государствами и обеспечивается силой их принуждения. Главное отличие заключается в том, что нормы международного права являются продуктом согласования воль субъектов, а не принятия каким-либо одним субъектом обязательных для других субъектов правил поведения. Соответственно, и обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права.

Субъекты

Субъектами международного права являются:

также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

  • государствоподобные образования
  • неправительственные организации
  • нации и народы, борющиеся за независимость
  • физические лица (самый молодой субъект международного права, который не всеми рассматривается как таковой)

Источники

Источниками международного права являются:

Система международного права

Система международного права — взаимосвязанная совокупность отраслей и институтов международного права, которые состоят из действующих договорных и обычно-правовых норм и общепризнанных принципов международного права.

Отрасли и институты

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

    и консульское право
  • Международное космическое право
    • институт исключительной экономической зоны
    • институт континентального шельфа
    • институт территориального моря
      • институт международно-правовой ответственности
      • институт правопреемства
      • институт международно-правового признания

      Нормы и принципы

      Как и во внутригосударственном праве, основным элементом международного права являются его нормы.

      Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы (jus cogens) — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

      Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

      1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
      2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
      3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
      4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
      5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
      6. Принцип суверенного равенства государств;
      7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
      8. Принцип нерушимости государственных границ;
      9. Принцип территориальной целостности государств;
      10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

      Международное публичное и частное право

      В отличие от международного публичного, международное частное право по своей природе является правом внутригосударственным. Оно регулирует международные отношения частных лиц. Как правило, соответствующие нормы являются не международными, а закрепляются во внутреннем праве каждого государства.

      Литература

      Ссылки

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Международное публичное право" в других словарях:

      МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — – совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества, выражающих волю господствующих классов этих государств и обеспечиваемых принуждением, осуществляемым государствами индивидуально или… … Советский юридический словарь

      Международное частное право — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Содержание 1 Субъекты… … Википедия

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

      Публичное право — (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

      Международное морское право — (международное морское публичное право) совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство… … Википедия

      Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

      публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Большой юридический словарь

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — (лат. publicus обществееный) Совокупность отраслей права (законодательства), которые регулируют отношения, обеспечивающие универсальный, совокупный (публичный) общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Энциклопедический словарь экономики и права

      та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

      Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

      П.п. включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель-ное. международное публичное, процессуальные отрасли.

      Деление права на П.п. и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что П.п. относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

      Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.

      Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

      Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях П.п. часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты. как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника)элементы.

      В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм П.п. и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в ор-

      ганизации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.

      в объективном смысле есть совокупность норм, определяющих организацию и функции государства и отношения его к отдельным лицам. Оно обнимает собой нормы права государственного, полицейского, финансового, уголовного, церковного, а также процесса уголовного и гражданского. О разграничении П. и частного (гражданского) права см. Гражданское право. В субъективном смысле П. права суть правомочия, которые вытекают из принадлежности данного лица (субъекта права) к определенному государству или к союзу, составляющему органическую часть государства (земству, городу и т. п., также церкви, в тех государствах, где последней присвоено значение союза публичного права), или же обуславливаются отношениями, возникающими между отдельными лицами в силу принадлежности их к данному государству. П. права могут быть подразделены на три группы: 1) так называемые основные права или права человека (droits de l'homme), в которых проявляется начало свободы и неприкосновенности личности и собственности. Сюда относятся право или свобода передвижения и переселения, свобода промыслов, свобода совести, свобода выражения мнений (печати и проч.), свобода сходок, составления обществ и др. 2) Право пользоваться учреждениями и приспособлениями, предназначенными для общего пользования, причем данное лицо может обладать этим правом в одних случаях в силу самой принадлежности его к государству или союзу П. права (например, право на призрение), в других случаях — в силу особого основания (например, право пользоваться дорогами, общественными зданиями и т. п.). 3) Так называемые политические права, в силу которых данное лицо может принимать посредственное или непосредственное участие в законодательстве, управлении и отправлении правосудия. Сюда, между прочим, относится право участия в самоуправлении (см.). Политические права принадлежат гражданам; к таким не должны быть, следовательно, причисляемы права, сопряженные с известной должностью и осуществляемые от имени государственной власти. Весьма многие П. права, и в частности права политические, в то же время суть публичные обязанности или повинности и могут быть рассматриваемы как с той, так и с другой точки зрения; таковы те политические права, которые предоставляют участие в управлении и в отправлении правосудия (например, право и обязанность быть присяжным заседателем, многие общественные должности). По отношению к П. обязанностям, как и при П. правах, исходным моментом служит подданство, принадлежность к государству. При П. правах управомоченным является лицо (физическое или юридическое), а обязанным — государство; при П. обязанностях, наоборот, управомоченным является государство или союз П. права, имеющие право требовать от подданного, чтобы он что-либо допускал (постойная повинность), доставлял (платеж налогов) или нес личную службу (воинская повинность). Объем П. обязанностей и П. прав в различных государствах различный, в зависимости от общего состояния культуры в стране. Вообще П. обязанности могут быть подразделены на общие и специальные: первые сводятся к обязанности повиновения государственной власти и к долгу верности, вторые содержанием своим имеют несение отдельных повинностей, из которых главнейшие: 1) воинская повинность в различных ее разветвлениях; 2) так называемое обязательное обучение; 3) обязанность давать свидетельские показания; 4) обязанность платить налоги; 5) обязанность уступать свою собственность и допускать ограничения ее, необходимые для государственных целей. П. права весьма часто ограждаются от нарушения уголовной санкцией, вследствие чего соответствующие правонарушения рассматриваются уголовным судом (например, по делам о нарушении должностными лицами основных прав человека), но иногда и гражданским (при исках о вознаграждении за вред и убытки, причиненные нарушением П. прав). Специальными органами по рассмотрению спорных дел, относящихся до П. прав и обязанностей, являются органы административной юстиции.

      Кроме общих курсов государственного права, ср. Dänischer von Kollesberg, "Die politischen Recrte der Unterthanen" (1888).

      Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Публичное право" в других словарях:

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право,… … Юридический словарь

      Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

      Публичное право — (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

      Публичное право — ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

      Публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

      ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

      Публичное Право — См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      публичное право — Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

      Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

      Публичное право – совокупность юридических отраслей, регламентирующих правовые отношения, связанные с обеспечение публичного общегосударственного интереса, стороны которых находятся в системе отношений власти и подчинения, то есть обладают неравным правовым статусом. Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это,

      целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

      Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения – отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права – с другой. [9, с. 25]

      Публичное право обладает рядом качественных свойств:

      1. Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;

      2. Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;

      3. Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;

      4. Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения

      участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных участников правоотношений.

      Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.

      Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности

      предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

      Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулирования с присущими ему свойствами децентрализации и координации и метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений. Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как родовом, специфическом для отраслей частного права и об императивном методе как специфическом для отраслей публичного права.

      Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:

      1. Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;

      2. Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.

      3. Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;

      4. Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных

      публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное

      публичное право, международное гуманитарное право и т.д.

      В настоящее время в юридической науке такой перечень отраслей не признается исчерпывающим. В зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).

      Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: