Протоколы лабораторных исследований на судне подлежат хранению сколько времени

Обновлено: 25.04.2024

В целях усиления ответственности производителей поднадзорной государственной ветеринарной службе продукции животного происхождения, систематизации отбора проб и проведения лабораторных исследований обязываю осуществлять государственный ветеринарный лабораторный мониторинг безопасности и усиленный лабораторный контроль отечественного продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного для производства пищевых продуктов для человека, продукции животного происхождения, а также кормов и кормовых добавок для животных по прилагаемой Схеме.

Настоящую информацию доведите до сведения всех заинтересованных организаций.

Приложение: упомянутое на 6 л.

Приложение к письму Россельхознадзора от 24 августа 2010 г. № ФС-НВ-2/10424

СХЕМА

проведения лабораторных исследований по надзору за безопасностью
отечественного продовольственного сырья животного происхождения,
предназначенного для производства пищевых продуктов для человека,
продукции животного происхождения, а также кормов и кормовых
добавок для животных

Применяемые термины

План государственного ветеринарного лабораторного мониторинга — план проведения федеральными государственными учреждениями, уполномоченными осуществлять лабораторно-диагностические исследования (испытания) образцов в области ветеринарии, государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного для производства пищевых продуктов для человека, продукции животного происхождения, а также кормов и кормовых добавок для животных.

Государственный ветеринарный лабораторный мониторинг систематические лабораторно-диагностические исследования
продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного для производства пищевых продуктов для человека, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок для животных, которые проводятся учреждениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в области ветеринарии, в соответствии с ежегодно утверждаемыми в установленном порядке планами.

Федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, проводят государственный ветеринарный лабораторный мониторинг за счет средств федерального бюджета.

Результаты государственного ветеринарного лабораторного мониторинга являются одним из оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Зона закрепления подведомственных Россельхознадзору учреждений -территория субъекта Российской Федерации, на которой указанные учреждения являются референтными центрами по проведению лабораторных исследований в области ветеринарии.

Партия - определенное количество Продукции одного наименования, вида обработки, одной даты изготовления, одного изготовителя, оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность, и поступившее в одном или нескольких транспортных средствах в одно время.

Продукция - продовольственное сырье животного происхождения, предназначенное для производства пищевых продуктов для человека, продукция животного происхождения, а также корма и кормовые добавки для животных.

Примечание: данные термины и определения применяются только при реализации настоящей Схемы.

I. Проведение мониторинга.

1.1. В соответствии с Планом мониторинга и указанием Россельхознадзора от 29.01.2010 г. №ФС-НВ-2/600 специалисты территориальных управлений Россельхознадзора организуют отбор проб от отечественной Продукции и направляют их для лабораторных исследований в подведомственные Россельхознадзору федеральные государственные учреждения (далее - Лаборатории), в зоне закрепления которых проводился отбор проб.

В случае необходимости увеличения объема исследований в субъектах Российской Федерации с целью обеспечения безопасности продукции животного происхождения органы управления ветеринарией субъектов Российской Федерации разрабатывают план с необходимым объемом лабораторных исследований, которые проводятся за счет финансовых средств субъекта Российской Федерации в любых аккредитованных ветеринарных лабораториях.

1.2. Отбор проб Продукции в рамках Плана мониторинга осуществляется на фермах по содержанию животных, боенских, перерабатывающих и холодильных предприятиях. В целях мониторинга целесообразно производить отбор проб Продукции, выработанной в том субъекте Российской Федерации, для которого утвержден План мониторинга. Производить отбор проб Продукции, выработанной на территории другого субъекта Российской Федерации допускается только на химико-токсикологические показатели безопасности.

1.3. Отбор проб должен осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТов и МУ по отбору проб.

При отборе на каждую пробу составляется Акт отбора проб в трех экземплярах:

1-й экземпляр хранится в территориальном управлении Россельхознадзора, производившем отбор проб;

2-й экземпляр предназначен для владельца продукции;

3-й экземпляр направляется в лабораторию, но только после получения результатов лабораторных исследований и расшифровки проб.

1.4. Территориальные управления Россельхознадзора должны упаковывать пробы в пластиковые сейф-пакеты или в другие виды упаковок с контролем первого вскрытия. Пробы должны быть зашифрованы путем присвоения им индивидуальных номеров согласно индивидуальному порядку шифрования проб. Кодовые обозначения должны различаться друг от друга, не должны содержать сведения о владельце груза, производителе Продукции. Данные заносятся в специальный журнал (прошнурованный, опечатанный, с
пронумерованными страницами), который хранится в территориальных управлениях Россельхознадзора в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Проба, поступающая в Лабораторию, должна сопровождаться письмом, в котором содержится информация о виде Продукции и подразделении территориального управления Россельхознадзора, которое отбирало пробы (с указанием адреса, телефона, электронной почты), а также показателях безопасности, на которые необходимо провести исследования, номер сейф-пакета (или пломбы в случае использования другого вида упаковки), в который упакована проба, и присвоенный ей шифр.

1.5. Специалисты Лаборатории доставленные пробы делят на 2 равные части (А1) и (А2), одну из которых подвергают исследованиям (А1), а вторую (А2) хранят на случай необходимости проведения исследований для подтверждения положительного результата несоответствия требованиям безопасности.

Перед исследованием от каждой части (А1) и (А2) оставляют контрольные образцы (В1) и (В2), которые в случае необходимости проведения арбитражных исследований направляют в ФГУ «ЦНМВЛ» и ФГУ «ВГНКИ». Контрольные пробы (В1) и (В2) хранят в Лаборатории не менее 1 месяца, после чего утилизируют в установленном порядке.

1.6. После получения положительного результата о несоответствии пробы Продукции (А1) требованиям безопасности Лаборатории немедленно проводят исследования второй части - (А2).
О полученном окончательном результате исследования Лаборатории по электронной почте в тот же день направляют протокол испытаний с указанием шифра пробы в территориальные управления Россельхознадзора, производившие отбор проб.

1.7. Территориальные управления Россельхознадзора до конца рабочего дня проводят расшифровку проб и направляют в Лабораторию сведения о владельце груза, производителе Продукции, получателе груза с приложением копии акта отбора проб, а также уведомляют о полученных результатах органы управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, в зоне ответственности которых произведена Продукция, владельца и производителя Продукции.

1.8. Лаборатории при получении информации о несоответствии Продукции российским ветеринарно-санитарным требованиям безопасности в соответствии с действующим порядком, утвержденным приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2008 года №189, направляют в ФГУ «ЦНМВЛ» срочный отчет (форма 4-вет-В) с приложением протоколов испытаний и акта отбора проб.

II. Режим усиленного лабораторного контроля.

2.1. На основании полученных в рамках Плана мониторинга сведений о конкретном предприятии-производителе, допустившем выпуск Продукции, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям и нормам безопасности, территориальные управления Россельхознадзора организуют следующие мероприятия:

2.1.1. Направляют информацию органам управления ветеринарией субъектов Российской Федерации о нахождении на территории конкретного субъекта Российской Федерации предприятий, производящих небезопасную в ветеринарно-санитарном отношении Продукцию, а также Администрацию субъекта Российской Федерации.

2.1.2. Проводят анализ ветеринарных сопроводительных документов на Продукцию, которые подтверждали ее безопасность, а также результатов проведенных лабораторных исследований, на основании которых они были оформлены.

2.1.3. В установленном законом порядке проводят проверку предприятия и в случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов в сфере ветеринарии привлекают лиц, совершивших указанные нарушения, к административной ответственности, а в случаях, если в действиях этих лиц усматриваются признаки преступления — направляют материалы в органы внутренних дел.

2.2. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в области ветеринарии органам управления ветеринарией субъектов Российской Федерации под контролем территориальных управлений Россельхознадзора необходимо усилить контроль за выпуском Продукции таких предприятий.

2.3. Органы управления ветеринарией субъектов Российской Федерации совместно с территориальными управлениями Россельхознадзора организуют отбор проб в режиме усиленного лабораторного контроля от каждой партии Продукции конкретного предприятия-изготовителя с момента введения режима усиленного лабораторного контроля, но не более чем 10 разных партий Продукции либо не более чем 3 месяцев с момента его введения.

2.4. Методика отбора проб в режиме усиленного лабораторного контроля, их упаковка, шифрование и расшифровка описаны в п.1.3.-1.5. настоящего письма.

2.5. Лабораторные исследования Продукции конкретного предприятия-изготовителя проводятся только по тем показателям безопасности, по которым Продукция была признана небезопасной в ветеринарно-санитарном отношении при мониторинге. Указанные исследования не являются мониторинговыми.

2.6. При подтверждении соответствия 10 партий Продукции по исследуемым показателям безопасности установленным требованиям безопасности Российской Федерации либо по истечении 3-х месяцев отбор проб в режиме усиленного лабораторного контроля прекращается.

2.7. Отчет о проведенной работе в отношении каждого предприятия территориальные управления Россельхознадзора направляют в Россельхознадзор с приложением копий протоколов лабораторных исследований, предписаний и других необходимых документов.

2.8. Территориальным управления Россельхознадзора организовать ведение реестра предприятий, продукция которых подвергалась мониторинговым исследованиям и усиленному лабораторному контролю с указанием выявленных нарушений по прилагаемой форме.

от 18 мая 2021 года N 464н

(с изменениями на 23 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 года и действует до 1 сентября 2027 года.

в Министерстве юстиции

1 июня 2021 года,

регистрационный N 63737

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 18 мая 2021 года N 464н

Правила проведения лабораторных исследований

(с изменениями на 23 ноября 2021 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения лабораторных исследований, включая клинические лабораторные исследования и микробиологические исследования, в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) медицинской микробиологии и (или) бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.

2. Правила не распространяются:

на организацию и проведение лабораторных генетических исследований для пациентов с наличием (подозрением) врожденных и (или) наследственных заболеваний, у которых лабораторные генетические исследования осуществляются в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, утвержденным приказом от 15 ноября 2012 г. N 917н;

на организацию и проведение исследований, выполняемых медицинскими работниками по месту оказания медицинской помощи с целью получения результата немедленно, необходимого для принятия клинических решений, при оказании медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

3. Лабораторные исследования проводятся при оказании:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

паллиативной медицинской помощи;

медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.

4. Лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих формах: экстренная, неотложная, плановая.

5. Лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (в том числе по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации и в соответствии с техническими требованиями к медицинским изделиям, предназначенным для использования вне лаборатории).

6. Организация проведения клинических лабораторных исследований и микробиологических исследований медицинскими организациями осуществляется в соответствии с приложениями N 1-N 8 к настоящим Правилам.

7. Направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача. Направление на лабораторное исследование оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в форме электронного документа.

8. Лабораторное исследование может проводиться при самостоятельном обращении пациента без оформления направления в рамках оказания платных медицинских услуг.

9. При возникновении угрозы распространения инфекционных и других заболеваний проведение лабораторных исследований осуществляется также по направлению работодателя.

10. Лабораторные исследования включают преаналитический (долабораторный и лабораторный), аналитический и постаналитический этапы.

11. Лаборатория должна иметь систему управления качеством клинических и микробиологических лабораторных исследований, разработанную в соответствии с требованиями национальных и отраслевых стандартов, внутрилабораторный контроль качества исследований и регулярное участие в программах межлабораторных сравнительных (сличительных) испытаний, а также осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

12. Весь биологический материал человека, поступающий в медицинские и иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность, должен рассматриваться как потенциально инфицированный. Работы со всем поступающим биологическим материалом в лаборатории должны проводиться с обеспечением биологической безопасности как в отношении сотрудников лаборатории, так и окружающей среды в соответствии с нормативными документами.

Исследования биологического материала, подозрительного на контаминирование патогенами I группы или неизвестными высокопатогенными агентами, проводятся исключительно в специализированных лабораториях, имеющих соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение.

Приложение N 1
к Правилам проведения
лабораторных исследований,
утвержденным приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 18 мая 2021 года N 464н

Правила проведения клинических лабораторных исследований

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения клинических лабораторных исследований.

2. Клинические лабораторные исследования проводятся в медицинских организациях или иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) лабораторной диагностике.

3. Клинические лабораторные исследования проводятся в целях выявления факторов риска и (или) причин заболевания, диагностики заболевания, определения тяжести процесса и прогноза болезни, мониторинга лечения, определения безопасности донорской крови, определения концентрации токсических веществ.

4. Клинические лабораторные исследования включают в себя следующие виды: химико-микроскопические, гематологические, цитологические, биохимические, коагулологические, иммунологические, молекулярно-генетические, химико-токсикологические.

5. Клинические лабораторные исследования проводятся с использованием следующих технологий: микроскопических, химических, биохимических, иммунологических, молекулярно-генетических, хроматографических, масс-спектрометрических.

6. Предметом клинических лабораторных исследований является биологический материал человека (далее - биоматериал).

7. Клинические лабораторные исследования проводятся медицинскими работниками при наличии высшего и среднего профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, прошедшими аккредитацию или имеющими сертификат специалиста и (или) документ о дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации) по заявленной деятельности в сфере выполнения клинических лабораторных исследований, представленных в пункте 2 настоящего приложения.

8. Сбор биоматериала проводится медицинским работником или самим пациентом или иным лицом, осуществляющим уход за пациентом, если это касается естественных выделений пациента, с последующей доставкой к месту выполнения лабораторных исследований в контейнере в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и при определенном температурном режиме, в зависимости от места, условий и методов проведения клинических лабораторных исследований.

9. Направление на лабораторное исследование содержит:

наименование медицинской организации, направляющей пациента на лабораторное исследование, адрес ее местонахождения;

фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, пол, дату его рождения, при необходимости - дополнительные данные: номер медицинского страхового полиса, иные данные (при наличии);

номер медицинской карты пациента (при наличии), получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или номер медицинской карты стационарного больного в случае, если исследования проводятся при оказании медицинской помощи в стационарных условиях или в условиях дневного стационара;

диагноз основного заболевания, код диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ);

данные о принимаемых больным лекарственных препаратах, а также других биологических факторах, которые могут влиять на результат исследований;

наименование лабораторных исследований;

тип пробы или указание локализации, откуда был взят биоматериал, и способ взятия (при необходимости);

эпидемиологическую информацию (при наличии);

дату и время назначения лабораторного исследования;

дату и время взятия биоматериала;

фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность медицинского работника (врача, фельдшера, акушерки), назначившего лабораторное исследование.

10. Направление на лабораторные исследования в другую медицинскую организацию, помимо сведений, указанных в пункте 9 настоящих Правил, содержит:

наименование медицинской организации, которая направляет биоматериал для проведения лабораторного исследования;

наименование медицинской организации, в которую направляется биоматериал для проведения лабораторного исследования;

контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) лечащего врача (фельдшера, акушерки) или сотрудника медицинской организации, направившего биоматериал.

11. Преаналитический долабораторный (внелабораторный) этап включает:

выбор и назначение лабораторного исследования в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

оформление направления на исследование;

инструктаж пациента по правилам подготовки к клиническому лабораторному исследованию;

взятие (сбор) биоматериала;

маркировку и идентификацию биоматериала;

хранение и транспортировку биоматериала к месту проведения исследования.

12. Преаналитический лабораторный этап проводится медицинскими работниками со средним медицинским образованием и включает:

прием, регистрацию, сортировку и идентификацию биоматериала (вручную или с применением автоматизированных систем);

проверку соответствия типа контейнера (пробирки) и заявленного биоматериала перечню лабораторных исследований;

Условия хранения образцов биоматериалов, взятых у пациентов, определяются стабильностью в этих условиях искомых аналитов. Максимально допускаемая нестабильность, выраженная в процентном отклонении результата после хранения от исходного уровня, не должна превышать половины размера общей ошибки определения, рассчитываемой из суммы биологической и аналитической вариации данного аналита. Максимально допускаемое время хранения измеряется периодом времени, в течение которого в 95% образцов содержание аналита сохраняется на исходном уровне.

Стабильность аналитов в различных видах образцов (крови, мочи, спинномозговой жидкости) и проб (сыворотке, плазме, осадке, мазке крови) неодинакова [2] (см. приложения Б, В, Г). Данные о стабильности проб следует учитывать и при их хранении после поступления в лабораторию. В отношении аналитов, нестабильных на свету, должны быть соблюдены соответствующие предосторожности (сбор материала в темную посуду, защита образца от прямого света).

3.5.1 Биологический материал - кровь

Содержание электролитов, субстратов, некоторых ферментов может не изменяться при хранении образцов сыворотки крови при температуре холодильника 4 °С в течение до четырех дней. Гемоглобин, эритроциты стабильны в течение одного дня при хранении в закрытой пробирке. Хранение образцов плазмы крови, предназначенной для исследований свертывающей системы, в условиях комнатной температуры более 4 ч не рекомендуется.

Исследование газов крови следует проводить немедленно; при невозможности неотложного исследования - образцы в закрытых стеклянных контейнерах могут храниться в бане с ледяной водой до 2 ч.

При транспортировании в лабораторию контейнеры с образцами крови следует предохранять от тряски во избежание развития гемолиза. Температура ниже 4 °С и выше 30 °С может существенно изменить содержание в образце многих аналитов. Образцы цельной крови пересылке не подлежат.

3.5.2 Биологический материал - моча

Собранную мочу как можно быстрее доставляют в лабораторию. Длительное хранение мочи при комнатной температуре приводит к изменению физических свойств, разрушению клеток и размножению бактерий. Моча, собранная для общего анализа, может храниться не более 1,5-2,0 ч обязательно в холодильнике, применение консервантов нежелательно, но допускается, если между мочеиспусканием и исследованием проходит более 2 ч. Наиболее приемлемый способ сохранения мочи - охлаждение (можно хранить в холодильнике, но не замораживать). При охлаждении не разрушаются форменные элементы, но возможно влияние на результаты определения относительной плотности.

3.5.3 Биологический материал - спинномозговая жидкость

При исследовании в пределах 1 ч пробу не охлаждают. Для транспортирования проб СМЖ используют закрытые пробирки. При исследовании в пределах трех часов - хранить на льду, не замораживать, не фиксировать, не добавлять консерванты. Транспортирование следует осуществлять как можно скорее в связи с нестабильностью клеток. Для цитологических исследований следует отсылать препараты, полученные путем цитоцентрифугирования пробы СМЖ (20 мин при 180 g), которые стабильны в течение 4-6 дней при комнатной температуре. Для длительного хранения после отделения клеток с помощью центрифугирования пробу следует быстро заморозить до минус 70 °С в тщательно закупоренном полипропиленовом сосуде.

3.5.4 Доставка в лабораторию биоматериалов для микробиологического исследования

Доставка в лабораторию любого образца биоматериала, предназначаемого для микробиологического исследования, должна длиться не более двух часов после взятия материала. Даже наиболее совершенная транспортная система не может служить заменой быстрому транспортированию и немедленному исследованию образца. Требования к транспортированию и хранению бактериологических проб приведены в таблице 3. Если соблюдение этих условий не может быть обеспечено, рекомендуется инокуляция во флакон для культур крови или в гемофлакон или, например, для проб мочи, использование погружных слайдов.

Таблица 3 - Условия транспортирования и хранения образцов различных биоматериалов для бактериологических исследований

Получение пресной воды из забортной (морской) непосредственно на борту судна представляет перспективный путь решения давней и не теряющей актуальности для флота проблемы нехватки воды.

Разработка методов и аппаратов для получения опресненной воды и последующего ее кондиционирования обеспечила возможность широкого внедрения в практику этой формы водоснабжения судов. В гигиеническом отношении снабжение судов опресненной водой характеризуется рядом особенностей, отличающих его от водоснабжения из береговых источников и требующих специального рассмотрения.

3.1. Морская вода для опреснения с целью последующего хозяйственно-питьевого использования должна приниматься на судно в незагрязненных районах, а при отсутствии сведений о загрязнении воды в районах работы судна - не ближе 25 морских миль от берега.

3.1.1. Если производственные задачи определяют необходимость длительной работы судна в прибрежной полосе, вода для опреснения должна забираться в максимально возможном удалении от берега и от известных источников загрязнения (населенные пункты, промышленные предприятия и т.п.).

3.1.2. В дополнении к соответствующим требованиям Санитарных правил с целью предотвращения загрязнения опресненной воды за счет исходной не рекомендуется проводить прием и опреснение морской воды при работе судна в месте большого скопления других судов (например, на ограниченном участке рыбопромыслового района), а также при нахождении судна в дрейфе.

3.2. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках при температуре испарения более 80°С, может непосредственно использоваться для мытья и хозяйственных целей. При всех прочих способах опреснения должно быть предусмотрено обеззараживание опресненной воды перед ее использованием в этих целях.

3.3. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках любого типа, может использоваться для питья только после коррекции ее солевого состава (минерализации) и обеззараживания.

3.4. Применение для минерализации зарубежных устройств, основанных на фильтрации воды через различные минеральные препараты или введении в воду солевых таблеток либо растворов, не обеспечивает получение доброкачественной в гигиеническом отношении воды. Использование этих устройств может быть допущено только после их переоборудования в соответствии с требованиями, изложенными в п. 3.10 настоящих Методических указаний.

3.5. В настоящее время минерализацию опресненной воды на судах разрешается проводить только методами, разработанными Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта совместно с Институтом геохимии и аналитической химии АН СССР, НИИ пластмасс, которые основаны на введении в опресненную воду солевой рецептуры с использованием либо минерализатора типов MB и МД, либо электродиализного минерализатора. Применение других методов минерализации может быть разрешено только после их изучения и согласования с Министерством здравоохранения СССР.

3.6. Для минерализации дистиллята по методу, указанному в п. 3.5, могут применяться только соли, расфасованные и упакованные промышленным способом в соответствии с ТУ химической промышленности 6-09-3457-83 (приложение 5) или заменяющим их документом, согласованным с Министерством здравоохранения СССР. Какие-либо произвольные изменения состава набора солей, а также расфасовка и упаковка их местными береговыми организациями или экипажами судов недопустимы.

3.7. Опресненная вода, подвергающаяся минерализации, должна иметь исходное общее солесодержание (определяемое по солемеру опреснительной установки) не выше 20 мг/л.

3.8. Комплекты солей ТУ 6-09-3457-78 рассчитаны на получение воды с общим солесодержанием 500 мг/л. Последние исследования Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта показали, что оптимальное солесодержание опресненной воды после ее минерализации составляет 250-500 мг/л и что в практике водоснабжения судов можно ориентироваться на нижнюю границу этого диапазона, т.е. повышать солесодержание опресненной воды только до уровня 250 мг/л.

3.9. В зависимости от метода минерализации, типа дозаторной установки допустимы отклонения содержания солей в пределах не более +-10-15%.

3.10. Для минерализации воды по способу, указанному в пп. 3.5-3.8, должны применяться установки и аппараты, позволяющие готовить минерализованную воду с составом, соответствующим нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР, и при этом с минимальными затратами рабочего времени и с максимальным соблюдением требований гигиены и техники безопасности.

3.11. Как правило, должны применяться минерализаторы, прошедшие гигиеническую апробацию и выпускаемые серийно или изготовленные заводским способом. В настоящее время этим требованиям удовлетворяют автоматизированные минерализаторы типизированного ряда МД и минерализаторы вымывного типа, разработанные Клайпедским отделением Гипрорыбфлота (тип MB) и ЦКБ "Ленинская кузница". Допустимы также переделки систем минерализации на некоторых типах судов зарубежной постройки с использованием имеющегося (или встроенного) оборудования, как минерализаторов вымывного типа. Такая переделка может проводиться только по согласованию с организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и только в заводских условиях. Производить какие-либо изменения в системе минерализации силами экипажа в рейсе недопустимо.

3.12. Основной запас комплектов солей для минерализации следует хранить в сухом помещении при температуре не выше 25°С (температура плавления хлористого кальция). Не следует создавать на судне излишне больших запасов солей, так как при длительном хранении может ухудшаться их качество (пожелтение и т.п.).

3.13. Минерализатор должен быть установлен в изолированном помещении, в котором должны быть оборудованы стеллажи для хранения рабочего запаса комплектов минерализующих солей, раковина с подводом холодной и горячей воды, рабочее место оператора (стол, стул, инструменты для вскрытия пакетов) и средства личной гигиены (дезинфицирующий раствор, мыло, щетки). Допускается установка минерализаторов вымывного типа (MB) в машинном отделении в местах, исключающих попадание на минерализатор горюче-смазочных материалов, забортной воды. Рядом с минерализатором должен быть оборудован стол с инструментом для вскрытия пакетов.

3.14. При использовании для питьевого водоснабжения питьевой минерализованной воды рекомендуется иметь ее запас, не превышающий пятисуточную потребность. При хранении питьевой минерализованной воды свыше пяти суток необходимо подвергнуть ее дополнительному обеззараживанию.

3.15. В связи с возможностью существенного ограничения судового запаса воды (п. 3.14) для хранения минерализованной воды должны использоваться только емкости, расположение и конструкция которых наилучшим образом удовлетворяют санитарным требованиям (как правило, вкладные). Антикоррозионная защита емкостей и их обработка должны выполняться в соответствии с требованиями пп. 2.6, 3.10, 3.11 настоящих указаний.

3.16. Минерализованную опресненную воду следует обеззараживать сразу после приготовления, т.е. перед закачкой в цистерны запаса и при подаче из этих цистерн в распределительную сеть (потребителям).

3.17. Наиболее адекватным и рекомендуемым методом обеззараживания минерализованной воды является обработка ее ультрафиолетовым излучением. Приемлемым методом является также озонирование. Применение хлорирования не рекомендуется из-за существенных недостатков, с которыми связана реализация этого метода в судовых условиях (необходимость хранения запасов активных препаратов и приготовления их растворов, возможность существенных ошибок в дозировании хлора и т.п.), а также потому, что хорошие физико-химические показатели и относительно низкая бактериальная обсемененность минерализованной воды обеспечивают надежность ее обработки безреагентными методами.

На судах, которые снабжают в море питьевой водой другие суда, следует применять консервирование минерализованной воды серебром в соответствии с п. 2.7.

4.1. Целью дезинфекции систем водоснабжения является профилактика или устранение уже имеющегося загрязнения самой системы и соответственно находящейся в ней воды.

проведение работ по ремонту систем водоснабжения, при которых в них могут быть внесены бактериальные загрязнения (замена или ремонт насосов и секций трубопроводов, работы в цистернах для хранения воды и т.п.);

ухудшение качества судового запаса воды по бактериологическим показателям ниже требований ГОСТ 2874-73, не устраняющееся после двукратного обеззараживания воды.

Решение о проведении дезинфекции всей системы или отдельных ее частей принимается представителями организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по месту постройки, ремонта или стоянки судна.

4.3. Все работы по подготовке к дезинфекции систем водоснабжения и ее проведению должны выполняться только в заводских условиях или во время портовой стоянки судна под непосредственным руководством представителей организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

4.4. До начала дезинфекционных работ ответственный за них представитель организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовым медицинским работником и компетентным представителем администрации судна должны составить план их проведения. Для этого с помощью проектной документации уточняется схема систем водоснабжения судна, учитываются все водоразборные точки в дезинфицируемой системе и все имеющиеся ответвления, определяются объемы дезинфицируемых цистерн и трубопроводов* с целью расчета потребного количества дезинфицирующих средств и растворов.

4.6. Подготовительные работы должны выполняться судостроительными, судоремонтными заводами или базовыми организациями флота и только силами специальных бригад, создаваемых на этих предприятиях для работы в системах водоснабжения (см. п. 2.6.5).

4.7. Для подготовки сети к дезинфекции из нее спускается вода, закрываются все краны и другие водоразборные устройства. Для очистки емкостей из них после слива воды необходимо тщательно удалить щеткой накопившиеся осадки через грязевой выпуск; если выпуск отсутствует, грязь нужно удалить промыванием водой с помощью гибкого шланга, вводимого в нижнюю точку емкости, и насоса, не связанного с системой водоснабжения. Если покрытие емкости частично или полностью разрушено, его необходимо восстановить до начала дезинфекционных работ. Непосредственно перед началом дезинфекции все емкости тщательно промывают водопроводной водой; емкости, доступ в которые и осмотр затруднены из-за особенностей конструкции, тщательно промывают водопроводной водой под напором через приемный патрубок и при открытом грязевом выпуске.

4.8. Для дезинфекции используются хлорные препараты имеющиеся в продаже: хлорная известь, хлорамин, ДТСГК (двутретиосновная соль гипохлорита кальция).

4.9. Все операции по дезинфекции судовых систем водоснабжения можно разделить на дезинфекцию емкостей и дезинфекцию водоразводящей сети.

4.10. Дезинфекция емкостей проводится методом орошения дезинфицирующим раствором всех внутренних поверхностей или методом наполнения емкостей соответствующим раствором. Первый метод более приемлем для обработки больших емкостей, второй - для малых и труднодоступных для работы в них емкостей. Выбор метода в каждом случае зависит от особенностей судовой системы и конкретных условий и определяется ответственным за дезинфекцию представителем организации или учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

4.11. При применении метода орошения до начала работ готовится (в некорродирующей емкости) осветленный раствор хлорной извести либо растворы хлорамина или ДТСГК с концентрацией активного хлора в 200-250 мг/л (методы приготовления приведены в приложении 1) в количестве, определяемом из расчета расхода раствора 0,3-0,5 л на 1 м2 поверхности обрабатываемой емкости (обработке подлежат все без исключения внутренние поверхности емкостей).

4.11.1. Дезинфицирующий раствор должен наноситься на обрабатываемые поверхности под напором, с помощью дезинфекционной аппаратуры (гидропульты).

4.11.2. Через 1,5 ч после завершения обработки все обработанные поверхности следует 3-4 раза тщательно промыть проточной водопроводной водой (из шланга). Обработанная вода выпускается через грязевой выпуск или откачивается через шланг**.

4.11.3. По окончании промывки цистерны она может быть заполнена водой из берегового водопровода. Ввод ее в эксплуатацию может быть разрешен только после получения результатов лабораторного исследования воды (см. п. 4.13.4).

4.12. При использовании метода наполнения готовятся концентрированные растворы хлорных препаратов с таким расчетом, чтобы при добавлении к воде в полном объеме обрабатываемой цистерны концентрация активного хлора составляла 75-100 мг/л.

4.12.1. Дезинфицирующие растворы желательно вводить в емкость одновременно с заполнением ее водой (для обеспечения хорошего перемешивания). Если это невозможно по техническим причинам, то раствор вводится после заполнения емкости водой на 50-60% ее объема, а остальное количество воды заливается после введения раствора.

4.12.2. После контакта в течение не менее 8 ч хлорированная вода удаляется через грязевой выпуск или откачивается, после чего емкость промывается водой из городского водопровода до тех пор, пока содержание активного хлора в промывной воде не снизится до 0,5-0,3 мг/л. Емкость вводится в эксплуатацию после получения положительных результатов бактериологического анализа воды (см. п. 4.3.4).

4.13. Дезинфекцию водоразводящей сети проводят путем заполнения ее раствором хлора (после слива воды из всех кранов, особенно концевых).

4.13.1. Для дезинфекции используется раствор с концентрацией активного хлора 75-100 мг/л, который готовят в предварительно продезинфицированной (пп. 4.10-4.12) судовой цистерне в количестве, соответствующем (с некоторым запасом) предварительно рассчитанному объему трубопроводов (см. примечание к п. 4.4).

4.13.2. После приготовления раствора хлора все краны в сети открывают и насосом закачивают раствор в сеть. Закачку производят до тех пор, пока в наиболее удаленных от места подачи раствора точках концентрация активного хлора в вытекающей воде составит не менее 50% от заданной концентрации (при невозможности организовать определение остаточного хлора раствор закачивают до появления в вышеуказанных точках воды с ощутимым запахом хлора).

4.13.3. После заполнения сети по требованиям, указанным в п. 4.13.2, все краны закрываются и раствор оставляют в сети на срок не менее 8 ч. Для исключения утечек воды через случайно открываемые краны в этот период следует установить возле кранов предостерегающие надписи и давать повторные объявления о проведении дезинфекции по судовой радиосети.

На основании Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805), пункта 5.2.9 Положения о Минсельхозе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791), в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 753 приказываю:

В редакции Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4825.

утвердить прилагаемые Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии.

Приложение

к Приказу Минсельхоза России

от 5 ноября 2008 г. N 490

Раздел II

Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии

1. Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

2. Действие настоящих Правил распространяется на учреждения, входящие в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, иные организации, независимо от их подчиненности и форм собственности, осуществляющие лабораторные исследования в области ветеринарии в соответствии с п. 1 настоящих правил (далее - ветеринарные лаборатории).

3. Лабораторные исследования в области ветеринарии (далее - лабораторные исследования) должны осуществляться в ветеринарной лаборатории, размещенной в отдельном помещении.

4. Прием материала для лабораторного исследования должен осуществляться через отдельный вход. Допускается получение исследуемого материала через передаточное окно.

Не допускается вход работников ветеринарной лаборатории через вход, предназначенный для приема материала для лабораторного исследования.

Доступ в помещения ветеринарной лаборатории должен быть ограничен.

5. Лабораторные исследования и исследования на лабораторных животных должны осуществляться в разных помещениях. В состав ветеринарной лаборатории также включаются вспомогательные помещения (помещения для дезинфекции, стирки, сушки, глажения и хранения спецодежды). Состав производственных помещений ветеринарной лаборатории определяется исходя из специфики проводимых лабораторных исследований.

7. Лабораторные животные ветеринарных лабораторий должны содержаться в отдельном здании (виварии). В составе вивария должны быть предусмотрены вскрывочная, помещение для дезосредств, помещение для хранения лекарственных средств, помещения и оборудование для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с отдельным изолированным выходом, оборудованные морозильниками промышленного типа.

Допускается хранение лекарственных средств в специально оборудованном шкафу.

8. При проведении лабораторных исследований в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках должна быть обеспечена поточность технологического процесса и исключено пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации.

Лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке должны быть оборудованы душевыми кабинами для работников.

9. Лабораторные исследования должны проводиться с соблюдением следующих требований:

  1. а) помещения ветеринарной лаборатории должны быть подключены к электро-, теплосетям, а также системе канализации и водоснабжения, оборудованы системой вентиляции воздуха, телефонной и цифровой связью;
  2. б) производственные помещения ветеринарной лаборатории должны иметь:
    1. стены с гладкими поверхностями, которые легко поддаются очистке и дезинфекции;
    2. потолок с легко моющимся покрытием;
    3. герметично закрывающиеся окна, защищенные от проникновения насекомых;
    4. потолочное освещение, обеспечивающее достаточный для осмотра уровень освещенности, а также местное и переносное освещение;
    5. полы из водонепроницаемых материалов с хорошим водостоком. Сточные воды должны подвергаться обеззараживанию перед их поступлением в общую канализацию;
    1. мобильные высоконапорные автоматизированные установки для влажной и аэрозольной дезинфекции и дезинсекции помещений;
    2. механизированные и автоматизированные линии и приборы-автоматы для проведения диагностических исследований и анализа проб;
    3. контейнеры для сбора конфискатов от вынужденно убитых животных и трупов мелких животных;

    10. Утилизационное помещение должно быть оборудовано автоклавами или трупосжигательной печью. Автоклав должен быть размещен в стене смежных помещений, в одном из которых осуществляется загрузка сырья, в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов.

    11. Не допускается проведение специальных ветеринарных исследований с использованием оборудования, не предназначенного для соответствующих целей.

    12. Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: