Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля надзора

Обновлено: 23.04.2024

СОГЛАШЕНИЕ
o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере

(г. Москве, 16 февраля 2021 года)

Проект Закона РК о ратификации внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 14 июня 2022 года № 393

Государства – члены Евразийского экономического союза, именуемые в дальнейшем государствами – членами,

в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

признавая необходимость сближения законодательства государств-членов в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз),

придавая важное значение производству и обращению на территориях государств-членов безопасной продукции,

согласились о нижеследующем:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Настоящее Соглашение определяет принципы и подходы осуществления в государствах-членах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее – государственный контроль (надзор)) в целях гармонизации законодательства государств-членов в указанной сфере.

См.также: Принципы и подходы в отношении применения риск-ориентированного подхода в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза в зависимости от стадии жизненного цикла продукции несут юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, осуществляющие производство и (или) оценку соответствия объектов технического регулирования, и (или) выпуск в обращение, и (или) реализацию продукции, а также органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в соответствии с законодательством государств-членов.

О подписании Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 апреля 2019 г. № 745-р

МОСКВА

О подписании Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минпромторгом России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (прилагается).

Разрешить Минпромторгу России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

СОГЛАШЕНИЕ

o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере

Государства - члены Евразийского экономического союза, именуемые в дальнейшем государствами-членами,

в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,

признавая необходимость сближения законодательства государств-членов в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз),

придавая важное значение производству и обращению на территориях государств-членов безопасной продукции,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение определяет принципы и подходы осуществления в государствах-членах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее - государственный контроль (надзор) в целях гармонизации законодательства государств-членов в указанной сфере.

Статья 2

Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза в зависимости от стадии жизненного цикла продукции несут юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, осуществляющие производство и (или) оценку соответствия объектов технического регулирования, и (или) выпуск в обращение, и (или) реализацию продукции, а также органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 3

Государственный контроль (надзор) осуществляется органами государственного контроля (надзора) государств-членов, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов (далее - органы государственного контроля (надзора), на основе следующих принципов:

презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

гласность деятельности органов государственного контроля (надзора);

обеспечение защиты прав потребителей;

системность осуществления государственного контроля (надзора);

профессионализм и компетентность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам;

независимость органов государственного контроля (надзора) от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей);

недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления органом по аккредитации государства-члена контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);

объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

государственное финансирование деятельности органов государственного контроля (надзора);

приоритетность предупреждения правонарушения по отношению к наказанию (за исключением случаев, когда непринятие мер по выявлению и пресечению распространения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, может привести к причинению вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде);

оценка риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза;

недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.

Статья 4

1. В целях оптимизации и повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза, по результатам которой осуществляется выбор формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).

2. Правила оценки риска в целях выбора формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) определяются в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 5

1. Государственный контроль (надзор) осуществляется с учетом положений настоящего Соглашения на основе анализа и прогнозирования соблюдения требований технических регламентов Союза и принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, и (или) устранению негативных последствий нарушения требований технических регламентов Союза посредством проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), предусмотренных законодательством государств-членов.

2. Анализ и прогнозирование соблюдения требований технических регламентов Союза включают в себя изучение и обобщение:

1) сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, являющихся заявителями при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в том числе исследований (испытаний) и измерений;

2) информации, полученной по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);

3) информации об объектах технического регулирования, не соответствующих требованиям технических регламентов Союза, а также о случаях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде, выявленных в соответствии с законодательством государств-членов, в том числе поступающей из средств массовой информации.

Статья 6

1. При проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с законодательством государств-членов или которая может быть получена органами государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов из государственных информационных систем, реестров и регистров, сформированных и действующих в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.

2. В рамках государственного контроля (надзора) применяются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, содержащиеся в стандартах или иных документах, включенных в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и соблюдения требований соответствующих технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утверждаемые Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в соответствии с абзацем пятым пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) (далее - перечни стандартов).

Исследования (испытания) и измерения в рамках государственного контроля (надзора) проводятся в аккредитованных в соответствии с законодательством государств-членов испытательных лабораториях (центрах).

Для разрешения разногласий в отношении результатов проведенных в рамках государственного контроля (надзора) исследований (испытаний) и измерений применяются референтные методики (методы) измерений, определяемые в соответствии с порядком аттестации методики (метода) измерений, принимаемой в качестве референтной методики (метода) измерений, утверждаемым Комиссией, из числа включенных в перечни стандартов.

3. Органы государственного контроля (надзора) вправе привлекать к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) экспертов и (или) экспертные организации в порядке, установленном законодательством государств-членов. Указанные мероприятия осуществляются с учетом принципа независимости указанных экспертов и экспертных организаций от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей).

4. Внеплановые проверки могут проводиться органами государственного контроля (надзора) в следующих случаях:

1) получение органом государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством государств-членов, информации от государственных органов о нарушениях требований технических регламентов Союза;

2) возникновение угрозы причинения и (или) причинение вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде;

3) иные случаи, предусмотренные законодательством государств-членов.

Статья 7

1. Государства-члены в целях организации осуществления государственного контроля (надзора) и предотвращения выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, обеспечивают взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации, в том числе путем систематического обмена информацией, организации обмена опытом осуществления государственного контроля (надзора).

Порядок указанного взаимодействия определяется Советом Комиссии.

2. Органы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения информационного обмена и взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора) используют интегрированную информационную систему Союза.

Статья 8

1. В целях оперативного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных уполномоченных органов государств-членов при реализации общих процессов в рамках Союза с использованием интегрированной информационной системы Союза обеспечивается функционирование системы информирования об опасной продукции.

2. В рамках функционирования системы информирования об опасной продукции осуществляются формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов, а также обмен сведениями, в том числе:

1) о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а также о принятых мерах по предупреждению, выявлению и пресечению обращения на территориях государств-членов такой продукции и (или) устранению негативных последствий выявленных нарушений;

2) о выявленных случаях реализации на территории государства-члена продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, без документов об оценке соответствия или сведений о ее проведении;

3) о выявленных фактах нарушения требований технических регламентов Союза в части оценки соответствия продукции, включая факты нарушения правил выполнения работ по сертификации и факты представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений.

3. Порядок представления, сбора и обобщения сведений, их состав, порядок их размещения в общих информационных ресурсах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также правила функционирования системы информирования об опасной продукции определяются Комиссией.

4. Органы государственного контроля (надзора) и иные уполномоченные органы государства-члена принимают меры, предусмотренные законодательством государства-члена, по предупреждению и пресечению выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, в случае если информация о такой продукции содержится в системе информирования об опасной продукции.

Статья 9

1. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют взаимодействие в целях:

1) выявления на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, в том числе в целях принятия решения о выдаче предписания о необходимости приостановления или прекращения действия (признания недействительным) документа об оценке соответствия органу, выдавшему этот документ, либо юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим этот документ;

2) предотвращения выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.

2. Приостановление или прекращение действия (признание недействительными) документов об оценке соответствия осуществляется органами государственного контроля (надзора) и (или) иными уполномоченными органами государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена.

3. Государство-член, не согласное с результатами мероприятий, проведенных органом государственного контроля (надзора) другого государства-члена, может обратиться в Комиссию с просьбой о рассмотрении вопроса обоснованности (с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза) мер, принятых органом государственного контроля (надзора) такого государства-члена в отношении соответствующей продукции.

По результатам рассмотрения такого обращения Коллегией Комиссии может быть рекомендовано государству-члену, органом государственного контроля (надзора) которого было принято решение о применении соответствующей меры, пересмотреть результаты мероприятий по государственному контролю (надзору) с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза.

Порядок рассмотрения указанных обращений устанавливается Комиссией.

Статья 10

1. Государства-члены обеспечивают представление в Комиссию информации об органах государственного контроля (надзора) с указанием нормативных правовых актов, наделяющих эти органы соответствующими полномочиями, а также информации о нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах.

2. Комиссия обеспечивает размещение информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на официальном сайте Союза.

Статья 11

Споры, связанные с применением и (или) толкованием настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Статья 12

1. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

2. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

3. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Совершено в г. ________________ "___" ___________ 2019 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

Об утверждении Правил взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2021 г. № 2192

МОСКВА

Об утверждении Правил взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 декабря 2021 г. № 2192

ПРАВИЛАвзаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе порядок координации указанного взаимодействия.

2. В настоящих Правилах под органами государственного контроля (надзора) понимаются контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора) (далее - вид государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами (далее - соблюдение требований технических регламентов).

3. Деятельность органов государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), федеральными законами о видах государственного контроля (надзора) или законами субъектов Российской Федерации о видах государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, а также положениями об указанных видах государственного контроля (надзора).

4. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в целях обеспечения предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований технических регламентов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений требований технических регламентов, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

5. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в соответствии с принципами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленными статьями 7 - 14 Федерального закона. Указанное взаимодействие осуществляется по следующим вопросам:

а) вопросы, предусмотренные частью 1 статьи 20 Федерального закона;

б) информирование о признаках нарушения требований технических регламентов;

в) совместное рассмотрение сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в связи с нарушением требований технических регламентов (далее - сведения о нарушении требований технических регламентов);

г) выработка единых подходов по вопросам применения положений технических регламентов в целях организации и осуществления видов государственного контроля (надзора).

6. Получение органами государственного контроля (надзора), а также национальным органом по аккредитации документов и (или) сведений от иных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона.

7. Совместное планирование и проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного контроля (надзора), а также органами государственного контроля (надзора) и национальным органом по аккредитации при необходимости осуществляются в соответствии с соглашениями, предусмотренными частью 5 статьи 20 Федерального закона.

II. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

8. В случае выявления органом государственного контроля (надзора) по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия признаков нарушения требований технического регламента, соблюдение которых является предметом иного вида государственного контроля (надзора), указанный орган государственного контроля (надзора) информирует об этих признаках орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на осуществление вида государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение таких требований технических регламентов, в пределах его компетенции.

9. В целях информирования о признаках нарушения требований технических регламентов орган государственного контроля (надзора), выявивший указанные признаки, направляет в орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на осуществление вида государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение таких требований технических регламентов, в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия следующие сведения:

б) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;

в) признаки нарушения требований технических регламентов, соблюдение которых относится к предмету вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), в адрес которого направляются сведения, предусмотренные настоящим пунктом.

10. В случае необходимости рассмотрения органом государственного контроля (надзора) совместно с органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на осуществление иных видов государственного контроля (надзора), сведений о нарушении требований технических регламентов, полученных органом государственного контроля (надзора) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) направляет сведения о нарушении требований технических регламентов в органы государственного контроля (надзора), уполномоченные на осуществление иных видов государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, указанных в сведениях о нарушении требований технических регламентов, с указанием источника сведений о нарушении требований технических регламентов, причин необходимости их совместного рассмотрения, а также информации об оценке достоверности сведений о нарушении требований технических регламентов, проведенной в соответствии со статьей 58 Федерального закона.

11. В случае если в сведениях, предусмотренных пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, отсутствуют вопросы, относящиеся к предмету вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), получившим указанные сведения, такой орган государственного контроля (надзора) информирует об этом орган государственного контроля (надзора), представивший сведения, указанные в пунктах 9 и (или) 10 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений.

12. Орган государственного контроля (надзора), получивший сведения, предусмотренные пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил, осуществляет рассмотрение указанных сведений в соответствии с положениями статей 58 и 59 Федерального закона, в том числе в части подтверждения достоверности указанных сведений, а также установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

13. По результатам рассмотрения сведений, предусмотренных пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, орган государственного контроля (надзора) принимает решение в соответствии со статьей 60 Федерального закона и в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в орган государственного контроля (надзора), представивший сведения, предусмотренные пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил.

III. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

14. В целях обеспечения осуществления органами государственного контроля (надзора) профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), в рамках видов государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, национальный орган по аккредитации обеспечивает доступ должностных лиц органов государственного контроля (надзора), уполномоченных на осуществление таких видов государственного контроля (надзора), к сведениям, содержащимся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.

Доступ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном соглашением о взаимодействии между национальным органом по аккредитации и органом государственного контроля (надзора), и в пределах предмета соответствующего вида государственного контроля (надзора).

15. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия органом государственного контроля (надзора) признаков нарушения обязательных требований, соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, указанный орган государственного контроля (надзора) информирует национальный орган по аккредитации посредством направления в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 9 настоящих Правил, а также сведений о признаках нарушения обязательных требований, соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.

16. В случае необходимости рассмотрения органом государственного контроля (надзора) совместно с национальным органом по аккредитации сведений о нарушении требований технических регламентов, полученных органом государственного контроля (надзора) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) направляет сведения о нарушении требований технических регламентов в национальный орган по аккредитации с указанием источника сведений о нарушении требований технических регламентов, причин необходимости их совместного рассмотрения, а также информации об оценке достоверности сведений о нарушении требований технических регламентов, проведенной в соответствии со статьей 58 Федерального закона.

17. Рассмотрение сведений, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Правил, принятие решений, а также информирование органа государственного контроля (надзора), представившего указанные сведения, осуществляются национальным органом по аккредитации в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

18. В случае выявления национальным органом по аккредитации по результатам контрольного (надзорного) мероприятия признаков нарушения требований технических регламентов, соблюдение которых является предметом вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), национальный орган по аккредитации информирует о таких признаках указанный орган государственного контроля (надзора) посредством направления в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.

20. Рассмотрение сведений, предусмотренных пунктами 18 - 19 настоящих Правил, принятие решений, а также направление информации в национальный орган по аккредитации осуществляются органом государственного контроля (надзора), получившим указанные сведения, в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

IV. Координация взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации

21. Органы государственного контроля (надзора) и национальный орган по аккредитации обеспечивают включение информации о результатах взаимодействия, осуществляемого в соответствии с настоящими Правилами, в доклады о видах государственного контроля (надзора), подготовка которых предусмотрена частью 8 статьи 30 Федерального закона.

22. Координация взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации осуществляется посредством рассмотрения вопросов, содержащихся в информации, указанной в пункте 21 настоящих Правил, а также выработки единых подходов по вопросам, касающимся применения положений технических регламентов в целях организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), на заседаниях Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества в рамках подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры качества в Российской Федерации.

Система принципов

  • законность и обоснованность;
  • стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований;
  • соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
  • охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
  • недопустимость злоупотребления правом;
  • соблюдение охраняемой законом тайны;
  • открытость и доступность информации об организации и осуществлении контроля (надзора);
  • оперативность при осуществлении контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, особенно в части проведения контрольно-надзорных мероприятий, должен иметь место лишь в случае недостаточности и/или неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.

В основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также недопустимость множественного контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица.

Далее вкратце рассмотрим каждый из перечисленных принципов.

Законность

Соответственно, действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам и оценка их исполнения должны происходить в пределах компетенции проверяющих.

Решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и подтверждены фактическими данными и достоверными документами.

Недопустимо необоснованное принятие решений и/или совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований

Означает, что проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к обычным контрольным (надзорным) мероприятиям.

При этом должны быть обеспечены стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизации возможной выгоды от их нарушений.

Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц

Должны быть соразмерны характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен:

  • выбираемые профилактические мероприятия;
  • контрольные (надзорные) мероприятия;
  • применяемые меры пресечения и/или устранения нарушений обязательных требований.

Государственный контроль (надзор) должен ограничиваться только теми мероприятиями и действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований.

При организации и осуществлении контроля (надзора) недопустимо причинение неправомерного вреда (ущерба):

  • контролируемым лицам;
  • их представителям;
  • имуществу в их владении, пользовании или распоряжении;
  • их деловой репутации.

Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц

При организации и осуществлении контроля (надзора), проверяющие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц.

Должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны:

  • разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность;
  • обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Этот принцип также означает, что решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы.

Установлен запрет на принятие решений и совершение действий (бездействия), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации, индивидуального предпринимателя.

Недопустимость злоупотребления правом

Означает запрет использования контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях:

  • воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц;
  • необоснованного увеличения сроков контроля (надзора).

Проще говоря, когда формально нарушения нет, но всё делается не в интересах проверяемого.

Также недопустимо злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы с обращениями, содержащими заведомо недостоверную информацию о соблюдении обязательных требований.

Соблюдение охраняемой законом тайны

За исключением случаев, установленных федеральными законами, нельзя разглашать коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, полученную инспекторами при контроле (надзоре). Иначе они несут ответственность, а причинённый этим вред проверяемому или иному лицу должен быть возмещён.

По общему правилу информация о нарушениях обязательных требований не относятся к охраняемой законом тайне, но иное может быть установлено ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган не предоставляет по запросам третьих лиц:

  • информацию, ставшую известной в ходе проведения контроля (надзора);
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выданные по их итогам предписания.

Условие: если в ходе мероприятий не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося лица. Значит, если нарушения были, то никакой секретной информации здесь нет.

Открытость и доступность информации об организации и осуществлении контроля (надзора)

По общему правилу деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению контроля (надзора) является открытой. Исключение:

  • это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны;
  • этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации.

При этом нельзя скрывать информацию о причинении вреда здоровью и угрозе жизни людей.

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом.

Оперативность

Этот принцип означает, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся оперативно. А срок проведения может быть продлен только в случаях и пределах, установленных федеральным законом.

При определении срока проведения мероприятия учитывают:

  • достаточность и эффективность контрольных (надзорных) действий;
  • минимизацию взаимодействия должностных лиц контрольного (надзорного) органа с контролируемым лицом.

При определении срока решения контрольного (надзорного) органа учитывают:

  • характер нарушений обязательных требований;
  • степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен.

Если исполнение решения связано с расходованием денежных средств, при определении срока проверяющие должны учесть имущественное и финансовое положение контролируемого лица.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: