Протокол судебного пристава исполнителя

Обновлено: 25.04.2024

С 10 ноября приставы смогут сами принудительно доставлять должника по алиментам на оформление протокола, чтобы зафиксировать нарушение и выписать штраф. Раньше у приставов не было таких прав — нужно было договариваться с полицейскими.

Еще приставы смогут задерживать таких должников. И тоже без участия полицейских. Это хоть и административное задержание, но все равно мало приятного.

После протокола недалеко и до уголовной ответственности с реальным лишением свободы. Объясняем, как это работает и чем грозит.

Кого это касается?

Это касается родителей, которые не платят алименты на содержание детей. А еще взрослых детей, которые отказываются содержать родителей.

При этом необязательно, чтобы долги копились только по решению суда. Если не платить по нотариальному соглашению, это тоже нарушение.

Как было раньше?

Раньше приставы не могли сами принудительно доставлять должников по алиментам на оформление протокола. И задерживать их тоже не могли: для этого нужно было заранее договариваться с полицейскими. Если должника не застали дома, приходилось договариваться еще раз. Это сложно и не всегда оправданно.

Должники всё понимали, поэтому не боялись накапливать долги, не платили алименты и не приходили на оформление протокола. Их нельзя было оштрафовать и привлечь к уголовной ответственности.

Что изменилось?

Теперь приставам не нужно договариваться с полицейскими, чтобы принудительно доставить должника на оформление протокола. Если неплательщик не придет сам, его найдут и силой приведут в суд.

А если нужно, задержат на три часа и даже больше. У приставов теперь есть права и на это.

При этом не придется вызывать наряд полиции и согласовывать время визита к должнику. Приставы всё сделают сами — теперь так можно.

Зачем приставам оформлять протоколы из-за неуплаты алиментов?

Протоколы нужны, чтобы зафиксировать нарушение. Если долги по алиментам копятся больше двух месяцев — это административное нарушение. За это должников штрафуют на 20 тысяч рублей, а еще могут заставить пройти обязательные работы и даже арестовать на 15 суток.

Штраф идет не в счет алиментов, а государству. Долги никуда не деваются.

Еще протокол нужен, чтобы потом привлечь должника к уголовной ответственности.

При чем здесь уголовная ответственность?

За долги по алиментам есть уголовная ответственность. Если должник прячется, часто меняет место работы и адрес, скрывает имущество и доходы, могут дать условный срок и даже посадить в тюрьму. Или арестуют на три месяца и отправят на принудительные работы.

По закону это возможно, только если раньше должника уже привлекали к административной ответственности — то есть если был протокол. Без протокола ничего не выйдет, даже если должник злостно уклоняется. А с протоколом получится.

Если есть протокол, а должник все равно не платит алименты, это уже преступление, а не административное нарушение. Дальше все серьезно: судьи действительно выносят приговоры и назначают сроки. Долги при этом никуда не деваются.

Теперь получить протокол приставам будет проще.

Сколько времени надо не платить алименты, чтобы попасть под эти санкции? И какую сумму долга накопить?

Чтобы наступила административная ответственность, достаточно не платить алименты два месяца. После этого пристав уже имеет право вызвать должника для оформления протокола и оштрафовать.

Чтобы наступила уголовная ответственность, достаточно не платить алименты хотя бы месяц после того, как выпишут штраф. После этого могут возбудить уголовное дело. И если причины неуплаты окажутся неуважительными, у должника будут неприятности.

Сумма долга не имеет значения, хотя ее могут учесть. Главное — по каким причинам накопилась эта сумма и почему должник не содержит детей или родителей.

На каком основании меня могут задержать и силой куда-то отвозить из-за долга по алиментам? Это законно?

Это законно даже по мнению Европейского суда по правам человека. У всех есть право на свободу и личную неприкосновенность, но его можно ограничивать. Например, если кто-то не исполняет решение суда или другое законное требование.

Нужно понимать, что доставление — это еще не задержание. А задержание еще не арест. И все-таки это связано с ограничением свободы и принудительными мерами. Неприятно и может навредить репутации.

Как узнать, что нужно явиться на оформление протокола? Приставы предупредят или сразу придут забирать?

Приставы предупредят. Если должник сам явится по вызову, его не будут принудительно доставлять и задерживать.

Но есть проблема. О вызове на протокол приставы могут сообщить как угодно : по телефону, письмом на адрес прописки и даже по смс. Если пристав отправил письмо, а должник его не получил, считается, что он знает о вызове.

Что делать, если я временно не могу платить алименты?

Попросите отсрочку у того, кому должны платить деньги. Чтобы делом занялись приставы, к ним нужно обратиться. Если никто не обращается, не будет ни штрафа, ни доставления, ни ареста.

Если приставы уже занялись вашим делом, объясните, почему не платите и как будете решать проблему. Собирайте документы об уважительных причинах: например, если заболели или потеряли работу. Это учтут.

Если сменили адрес или телефон, сообщите приставам, чтобы вовремя получать уведомления. Не скрывайтесь и не обманывайте: будет только хуже.

Если дело дошло до оформления протокола, проконсультируйтесь с юристом, собирайте документы и идите на вызов. Если вы не уклоняетесь и готовы погасить долг, ничего страшного не произойдет: доставление, задержание и арест вам не грозят. Могут даже штраф не выписать.

Даже если вас никуда не вызывают и не штрафуют, это не значит, что можно и дальше не платить. За неуплату алиментов есть и другие санкции: могут запретить выезд за границу, забрать водительские права и начислить огромную неустойку.

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сведения о свидетелях ______________________________________________

(Ф.И.О., адрес места жительства, телефон)

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном

правонарушении, разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей

51 Конституции Российской Федерации.

Свидетелям ________________________________ разъяснены ответственность

за заведомо ложные показания, права и обязанности, предусмотренные статьями

17.9, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных

Иные сведения, необходимые для разрешения дела ________________________

(в том числе запись

о применении мер обеспечения производства по делу об административном

правонарушении, данные о предоставлении переводчика)

Мне разъяснено, что в соответствии со статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.5,

30.1 КоАП РФ я имею право знакомиться с материалами дела, давать

объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы,

присутствовать при рассмотрении дела и пользоваться юридической помощью

защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика,

если не владею языком, на котором ведется производство, обжаловать

постановление по делу.

(подпись) (расшифровка подписи правонарушителя или его представителя

Протокол составлен ____________________________________________________

(наименование и адрес структурного подразделения

территориального органа ФССП России или ФССП России)

Протокол составлен в присутствии свидетелей:

(Ф.И.О., место жительства) (подпись)

(Ф.И.О., место жительства) (подпись)

(Ф.И.О., место жительства) (подпись)

Нарушитель (его представитель) ______________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Протокол подписать отказался __________________________________________

(подпись должностного (расшифровка подписи)

лица ФССП России)

Мотивы отказа от подписания протокола (могут быть изложены нарушителем

отдельно и приложены к протоколу) ____________________________

Примечание: отказ от подписи протокола не является основанием для

прекращения производства по делу.

Протокол составил ___________________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Копию настоящего протокола получил ________________________________________

(дата, подпись, расшифровка

подписи нарушителя (его представителя) или отметка об отказе в получении

а) Заполняется в случае рассмотрения дела об административном

правонарушении должностным лицом ФССП России:

Мне сообщено, что рассмотрение дела об административном правонарушении

состоится в ____ часов _____ минут "__" _____________ 20__ года по

(дата, подпись, расшифровка подписи нарушителя (его представителя)

б) Заполняется в случае направления материалов для рассмотрения дела об

административном правонарушении в суд.

Мне сообщено, что материалы для рассмотрения дела об административном

правонарушении будут направлены в _________________________________________

Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 105 "Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" "Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 17.8 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов" КоАП РФ "В эту же дату в отношении З. судебным приставом по ОУПДС ЦСО по ОУПДС по г. Орлу Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ, согласно которому З. при совершении исполнительных действий - проверки имущественного положения на основании судебного приказа N 2-3903/2019, выражала недовольство по поводу ареста имущества, создавала препятствия судебному приставу при проверке имущественного положения, то есть не впускала в помещение, чем воспрепятствовала законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительного документа."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Составление протокола об административном правонарушении судебным приставом

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об ответственности кредитной организации за неисполнение исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) После составления протокола об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Совершенствование законодательства об административных правонарушениях: проблемные вопросы применения должностными лицами ФССП России полномочий административной юрисдикции и пути их решения
(Турова М.С.)
("Юстиция", 2020, N 1) 1) внести изменения в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ следующего содержания: "- по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, - судебные приставы" - для решения некоторых существующих проблем, связанных с составлением протокола об административных правонарушениях только судебными приставами-исполнителями;

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР, А ТАКЖЕ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПРОВОДИТЬ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В соответствии с частью 1 статьи 23.92, частями 1, 4, пунктом 12 части 5 статьи 28.3, статьей 28.7, частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 22, ст. 3676), подпунктом 5 пункта 2 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2016, N 51, ст. 7357), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор
генерал-полковник
внутренней службы
Д.В.АРИСТОВ

Утвержден
приказом ФССП России
от 20.08.2021 N 456

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР, А ТАКЖЕ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПРОВОДИТЬ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

1. Должностные лица Федеральной службы судебных приставов, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Перечня, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.57, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Должностные лица Федеральной службы судебных приставов, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Перечня, вправе проводить административное расследование при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В центральном аппарате ФССП России:

начальники отделов Управления по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, их заместители;

должностные лица Отдела судебных приставов по федеральной территории "Сириус", в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

4. В территориальных органах ФССП России:

начальники отделов Главных управлений (управлений) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, их заместители;

Федеральной службы судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители (по поручению руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации).

Задайте вопрос юристу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: