Процедуры контроля судов государством порта 2020 года

Обновлено: 03.05.2024

Статья 79. Государственный портовый контроль за судами

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 132-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.

4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по процедурам контроля судов Государством Порта.

Согласно положениям соответствующих международных конвенций Администрация (т.е. правительство государства флага) несёт ответственность за опубликование законов и правил, а также за принятие всех прочих мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления положений соответствующих конвенций в полном объеме в целях обеспечения того, чтобы с точки зрения безопасности человеческой жизни и предотвращения загрязнения судно было пригодно для того вида эксплуатации, для которого оно предназначено, а моряки имели необходимую квалификацию и были готовы к выполнению своих обязанностей.

Ввиду специфики международного судоходства суда могут лишь в редких случаях заходить в порты своего государства флага. Поэтому, многие Администрации назначают инспекторов для работы в иностранных портах и предоставляют полномочия признанным организациям (ПО) в соответствии с положениями различных конвенций и меморандумов о взаимопонимании. Процедуры контроля должны рассматриваться в качестве дополнения к национальным мерам, принимаемым Администрациями в своих странах и за рубежом; они призваны обеспечить единый и последовательный подход к проведению инспекций в рамках контроля судов государством порта и применению мер контроля, принимаемых в случае выявления серьезных недостатков. Данные процедуры также предназначены для оказания помощи Администрациям в обеспечении выполнения положений конвенций с целью обеспечения безопасности экипажей, пассажиров и судов и предотвращения загрязнения.

Судовладельцам и капитанам судов рекомендуется ознакомиться с новыми требованиями по проверкам судов инспекторами государств портового контроля ( Port State Control ) при проведении следующих видов инспекций:

С целью предупреждения замечаний со стороны PSC и снижения риска задержаний Ваших судов компания ИБИКОН предлагает услуги по разработке и корректуре процедур по проверкам PSC .

Основой работы компании ИБИКОН является индивидуальный подход к нашим клиентам и оказание услуги "под ключ", что позволяет нам:

от 29 июня 2021 года N 1047

(с изменениями на 30 ноября 2021 года)
(редакция, действующая с 1 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству по рыболовству на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 2021 года N 1047

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 22 сентября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль).

2. Предметом федерального контроля является:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений (далее - обязательные требования), в том числе требований:

к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного транспорта, судов смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов морского и внутреннего водного транспорта;

к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, во внутренних морских водах и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского пассажирского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;

к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

к организации и осуществлению лоцманской проводки морских судов и судов по внутренним водным путям;

к обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;

к обеспечению безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;

б) соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;

в) соблюдение капитанами бассейнов внутренних водных путей требований к деятельности по осуществлению государственного портового контроля;

г) соблюдение администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;

д) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;

е) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

3. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального контроля (далее - контрольный (надзорный) орган), являются:

а) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

б) Федеральное агентство по рыболовству (в отношении обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства).

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального контроля, являются:

а) руководители контрольных (надзорных) органов;

б) заместители руководителей контрольных (надзорных) органов;

в) руководители подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов, заместители руководителей подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов, начальники отделов, заместители начальников отделов и федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов;

г) руководители территориальных органов контрольных (надзорных) органов;

д) заместители руководителей территориальных органов контрольных (надзорных) органов;

е) начальники отделов, заместители начальников отделов и федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" территориальных органов контрольных (надзорных) органов.

5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководители, заместители руководителей контрольных (надзорных) органов;

б) руководители, заместители руководителей территориальных органов контрольных (надзорных) органов.

6. Должностные лица, указанные в пункте 4 настоящего Положения, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Объекты федерального контроля

7. Объектами федерального контроля в рамках федерального контроля являются:

а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;

б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;

в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;

г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;

е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;

ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;

з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;

и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;

к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;

л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта;

о) суда рыбопромыслового флота и деятельность по их эксплуатации в районах промысла при осуществлении рыболовства;

п) деятельность в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.

Учет объектов федерального контроля

8. Учет объектов федерального контроля осуществляется в соответствующих ведомственных информационно-аналитических системах контрольных (надзорных) органов, обеспечивающих деятельность контролирующего органа при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, посредством получения и обработки:

информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;

информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

результатов анализа осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.

К учетным данным объекта федерального контроля относятся:

сведения о контролируемом лице;

наименование объекта контроля контролируемого лица;

информация о наличии в действующих разрешительных документах на право осуществления контролируемым лицом вида деятельности, являющегося объектом контроля;

информация о категории риска, присвоенной объекту федерального контроля;

информация о наличии утвержденной контролируемым лицом декларации соблюдения обязательных требований;

Статья 38.1. Государственный портовый контроль

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, должны быть гражданами Российской Федерации и не должны иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Квалификационные и иные требования к капитану бассейна внутренних водных путей устанавливаются положением о капитане бассейна внутренних водных путей.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право:

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если указанные в подпункте 6 пункта 6 настоящей статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Великобритании и Северной Ирландии

именуемые в дальнейшем "Власти"

Морские власти Болгарии присоединились к Меморандуму 10 мая 2007 года; для морских властей Болгарии Меморандум вступил в силу 1 июля 2007 года.

Морские власти Канады присоединились к Меморандуму 3 мая 1994 года для Морских властей Канады Меморандум вступил в силу 3 мая 1994 года.

Морские власти Хорватии присоединились к Меморандуму 8 ноября 1996 года; для Морских властей Хорватии Меморандум вступил в силу 1 января 1997 года.

Морские власти Кипра присоединились к Меморандуму 12 мая 2006 года; для Морских властей Кипра Меморандум вступил в силу 1 июля 2006 года.

Морские власти Эстонии присоединились к Меморандуму 12 мая 2005 года; для Морских властей Кипра Меморандум вступил в силу 1 июля 2005 года.

Морские власти Исландии присоединились к Меморандуму 11 мая 2000 года; для Морских властей Исландии Меморандум вступил в силу 1 июля 2000 года.

Морские власти Исландии присоединились к Меморандуму 11 мая 2000 года; для Морских властей Исландии Меморандум вступил в силу 1 июля 2000 года.

Морские власти Литвы присоединились к Меморандуму 12 мая 2006 года; для морских властей Литвы Меморандум вступил в силу 1 июля 2006 года.

Морские власти Мальты присоединились к Меморандуму 12 мая 2006 года; для морских властей Мальты Меморандум вступил в силу 1 июля 2006 года.

Морские власти Польши присоединились к Меморандуму 27 ноября 1991 года; для Морских властей Польши Меморандум вступил в силу 1 января 1992 года.

Морские власти Румынии присоединились к Меморандуму 10 мая 2007 года; для морских властей Румынии Меморандум вступил в силу 1 июля 2007 года.

Морские власти Российской Федерации присоединились к Меморандуму 10 ноября 1995 года; для Морских властей Российской Федерации Меморандум вступил в силу 1 января 1996 года.

Морские власти Словении присоединились к Меморандуму 15 мая 2003 года; для морских властей Словении Меморандум вступил в силу 22 июля 2003 года.

ОСНОВЫВАЯСЬ на Заключительной декларации, принятой 2 декабря 1980 г. Региональной Европейской конференцией по безопасности на море, в которой подчеркивается необходимость повышения безопасности на море и защиты морской среды, а также важность улучшения условий обитания и труда на судне:

ОТМЕЧАЯ И ВЫСОКО ОЦЕНИВАЯ прогресс, достигнутый в этих областях Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией труда (МОТ);

ОТМЕЧАЯ также вклад Европейского экономического сообщества в достижение вышеупомянутых целей;

СОЗНАВАЯ, что основная ответственность за действенное применение содержащихся в международных договорах норм лежит на властях государств, под флагом которого судно имеет право на плавание;

ПРИЗНАВАЯ тем не менее, что в целях пресечения эксплуатации судов, не соответствующих требованиям международных конвенций, понадобятся эффективные действия со стороны государств порта;

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ необходимость избежания вмешательства в конкуренцию между портами;

БУДУЧИ УБЕЖДЕННЫМИ в необходимости, в этих целях, в более совершенной и гармонизированной системе контроля государствами порта и в развитии сотрудничества и обмена информацией,

пришли к следующему соглашению:

Раздел 1

1.1. Каждые из Властей должны привести в действие положения настоящего Меморандума и приложений к нему.

1.2. Каждые из Властей должны поддерживать эффективную систему контроля государством порта с целью обеспечения, без какой-либо дискриминации в отношении флага, того, чтобы иностранные торговые суда, заходящие в любой порт их государства или стоящие на якоре возле порта, соответствовали стандартам, установленным применимыми инструментами, перечисленными в разделе 2.

1.3. Каждые из Властей должны проводить проверку на каждом иностранном торговом судне, получившем Приоритет I, которое зашло в один из их портов или стоит на рейде, соблюдая региональные обязательства и допустимые отклонения в их исполнении, как указано в Приложении 11. Каждые из Властей должны проводить такое общее количество проверок иностранных торговых судов, получивших Приоритет I и Приоритет II, которое, по меньшей мере, соответствует их ежегодным обязательствам по инспектированию, установленным в соответствии с Приложением 11. Власти должны воздержаться от периодических проверок судов с Приоритетом II, чтобы выполнить свои ежегодные обязательства, когда эти проверки не требуются.

1.4. Для достижения целей Меморандума каждые из Властей должны консультироваться, сотрудничать и обмениваться информацией с другими аналогичными Властями.

1.5. Каждые из Властей или же, в зависимости от конкретных условий, иной орган, должны установить порядок, в соответствии с которым лоцманские службы, включая те, которые заняты в обслуживании судов, направляющихся в порт или находящихся в транзите на территории их государства, и портовые власти должны немедленно ставить в известность об этом Власти государства порта или прибрежного государства, в зависимости от ситуации, когда они в ходе своей обычной деятельности узнают, что на каком-либо судне имеются очевидные нарушения, которые могут поставить под угрозу его безопасность или нанести вред окружающей среде.

1.6. При выполнении своих обязательств Власти должны проводить проверки такого типа, какой указан в Приложении 9.

1.7. Ничто в Меморандуме не должно быть истолковано, как ограничивающее правомочия Властей в принятии мер, в пределах их юрисдикции, при любом случае, к которому относятся применимые инструменты.

Раздел 2

2.1 Для целей настоящего Меморандума "применимыми инструментами" являются:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: