Исключительным признаком правового государства является реализация принципа народного суверенитета
Обновлено: 25.04.2024
2. К основам конституционного строя РФ относится положение:
а) о политическом и идеологическом многообразии +
б) о государственном контроле средств массовой информации
в) о приоритете частной формы собственности
3. Что есть у любого государства:
а) верховенство права
б) соблюдение прав человека
в) наличие аппарата управления +
4. Понятие “одномандатный округ” характерно для такой избирательной системы:
а) многопартийной
б) мажоритарной +
в) прямого делегирования
5. Что характерно для демократического режима:
а) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
б) наличие органов судопроизводства
в) гарантированность прав и свобод человека законами государства +
6. Форма правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства:
а) президентская республика +
б) федеративное государство
в) парламентская республика
7. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
8. Нацеленность на завоевание политической власти можно охарактеризовать как:
а) особенность политической культуры
б) ведущая задача профсоюза
в) цель деятельности политической партии +
9. Что из представленного относится к институтам политической системы:
а) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
б) политические организации, главной из которых является государство +
в) совокупность различных по своему содержанию политических идей
10. Что входит в коммуникативную подсистему политической системы:
а) политические организации и учреждения
б) политические идеи, взгляды, представления
в) отношения между государством и гражданином +
11. Государство в отличии от любой политической партии:
а) создает правовые нормы +
б) является объединением людей
в) является институтом подсистемы
12. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что:
а) оно стоит на защите частных интересов граждан
б) оно обладает исключительным правом следить за исполнением законов +
в) оно разрабатывает и реализует определенную политику
13. Укажите внешнюю функция современного государства:
а) отстаивание государственных интересов на международной арене +
б) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
в) обеспечение законности и правопорядка
14. При каком режиме осуществляется полный контроль государства над жизнью каждого гражданина:
а) демократическом
б) авторитарном
в) тоталитарном +
15. К признакам такого понятия как “политический режим” относится:
а) форма государственного правления
б) степень реализации прав и свобод личности +
в) территориальное устройство государства
16. С понятием “власть” связан(о):
а) авторитет +
б) самопознание
в) социализация
17. К организационной подсистеме относится:
а) нацию
б) государство +
в) идеологию
18. Что является функцией исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) создание законов
19. Для консервативной идеологии характерно признание:
а) имущественного равенства
б) ценностей традиций, преемственности
в) государственной собственности как основы экономики +
20. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
б) концентрация власти в руках выборных органов
в) свободные от цензуры средства массовой информации
21. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
22. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется:
а) форма административного устройства
б) государственный суверенитет +
в) политический режим
23. Какому режиму присущи такие принципы, как народовластие, плюрализм, гласность:
а) авторитарному
б) тоталитарному
в) демократическому +
24. К отличительным признакам правового государства относится:
а) разделение и независимость ветвей власти +
б) суверенитет государства
в) наличие армии и полиции
25. Характеристика любого государства:
а) соблюдение прав человека
б) наличие аппарата управления +
в) верховенство права
26. Термины “монархия” и “республика” обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
27. Конституция РФ была принята:
а) думским комитетом
б) Федеральным Собранием
в) всенародным референдумом +
28. К функции государства можно отнести:
а) разделение властей
б) поддержание общественного порядка +
в) наличие государственного аппарата
29. Любая из политических партий характеризуется:
а) критика правительственного курса
б) широкий круг сторонников
в) близость политических позиций +
30. К отличительному признаку тоталитарного режима можно отнести:
а) обязанность граждан подчиняться законам
б) монополию на власть одной политической партии +
в) невмешательство государства в дела гражданского общества
А. Разделение властей предполагает взаимодействие ветвей власти.
Б. Разделение властей является условием развития демократии.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. К отличительным признакам правового государства относится
1) подчинение самого государства, его органов и должностных лиц закону
2) существование исполнительных органов власти
3) наличие армии, полиции
4) суверенитет государства
5. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Для защиты прав граждан необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Наличие публичной власти – это
1) признак государства 2) форма правления
3) тип политического режима 4) функция государства
7. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Б. Парламент является органом исполнительной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Что из приведённого ниже отличает правовое государство?
1) наличие правительства 2) сложная система законодательства
3) верховенство закона во всех сферах жизни 4) осуществление охраны правопорядка
9. Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. Элементами формы государства являются форма правления, политический режим и
государственно территориальное устройство.
Б. Примерами форм правления являются монархия и республика.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и
контролирующей ветвей власти.
Б. Правительство осуществляет законодательную власть.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Исключительным признаком правового государства является
1) система законодательства
2) система сдержек и противовесов между ветвями власти
3) многообразие средств массовой информации
4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
12. Понятия «ведомство», «министерство» связаны, в первую очередь, с деятельностью
1) законодательной власти 2) исполнительной власти
3) института президентства 4) органов судебной власти
13. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Б. Цель разделения властей предотвращение злоупотребления властью, каким либо лицом или организацией.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. Что является признаком любого государства?
1) суверенитет 2) многопартийность
3) верховенство права 4) выборность высших органов власти
15. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей предполагает выделение самостоятельных законодательной,
исполнительной и судебной ветвей власти.
Б. Разделение властей является одним из признаков правового государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
16. Парламент страны Z имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственную конституцию. Какова форма государственнотерриториального устройства страны Z?
1) парламентская республика 2) конституционная монархия
3) унитарное государство 4) федеративное государство
17. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей является одним из признаков правового государства.
Б. Разделение властей является принципом организации власти в демократическом государстве.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Какое из приведённых определений относится, прежде всего, к понятию «правовое государство»?
1) государство, в котором принимаются законы и собираются налоги и пошлины
2) государство, в котором реализованы принципы разделения властей, взаимной ответственности личности и государства
3) государство, которое проводит независимую внешнюю политику, развивает внешнюю торговлю
4) государство, в котором управление осуществляют профессиональные чиновники
Б. Консервативные,
либеральные, социал-демократические.
а) верно А б)
верно Б в) оба верны г) оба неверны.
3. Демократическая политическая
культура личности предполагает готовность исполнять следующие роли:
А)
избирателя б)
труженика в) семьянина г)
друга.
4. В президентской республике всенародно
избранный президент является главой государства, а также:
А) главой исполнительной
власти Б)
главой судебной власти
В) главой
парламента Г)
лидером фракции большинства в парламенте
5. В коммуникативный компонент политической системы входят:
1) общественные
движения;
2) центры политического консультирования;
3) взаимодействия между партиями и государственными
органами;
4) средства массовой информации.
6. Исключительным
признаком правового государства является:
А)
многопартийность Б)
гарантии прав и свобод гражданина
В) наличие различных
СМИ Г)
суверенитет
7. Политический плюрализм выражается в
А) федеративном устройстве
государства Б) осуществление
принципа независимости суда
В) наличии различных идейных
течений Г) регулярном
проведении выборов в органы власти
8. В демократическом государстве в отличие
от тоталитарного
А) деятельность главы государства и должностных
лиц ограничена законами
Б) оппозиция подавляется
насильственными методами
В) судьи находятся в
подчинении исполнительных органов власти
Г) деятельность высших
должностных лиц имеет закрытый для общества характер
9. Что является
характерной чертой тоталитарного политического режима?
А) концентрация власти в руках
выборных органов
Б) наличие единой идеологии,
насаждаемой государством
В) свободные от цензуры
средства массовой информации
Г) высокая степень развитости
гражданского общества
10. Верны ли следующие суждения?
Средства массовой информации
как политический институт:
А) Не оказывают существенного
воздействия на формирование настроений в обществе.
Б) Служат для распространения
в обществе определенных политических взглядов и идей.
а) верно
А б) верно Б в) оба
верны г) оба неверны.
В1. Распределите перечисленные ниже организации следующим образом. Три первые
должны представлять гражданское общество, три последующие – государственный
аппарат.
1. союз предпринимателей
2. общество филателистов
3. администрация субъекта
Федерации
4. комитет солдатских матерей
5. министерство образования
6. конституционный суд.
В2. Назовите понятие, соответствующее определению:
«Способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение
людей - это __________».
В3. Назовите понятие, соответствующее определению:
«Властная структура, обладающая
суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах всей
страны, называется ___________».
В4. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции
должны относиться к элементам политической системы, а три последующие – к видам
избирательных систем.
1.
организационная 2.
мажоритарная 3.
нормативная
4.
пропорциональная 5.
коммуникативная 6.
смешанная.
В5. Что является лишним в ряду?
А) функции местного
самоуправления: выступает связующим звеном между населением и государственными
структурами; обеспечивает государственную и общественную безопасность;
содействует укреплению государственности; выступает средством решения широкого
круга близких населению социальных проблем.
Б) Ветви власти:
законодательная, исполнительная, судебная, муниципальная (местная).
В6. По какому принципу построен ряд?
Конституционный суд РФ,
Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ.
В7. Определите, что из ниже перечисленного может быть отнесено к признакам
правового государства:
1. верховенство
закона 2.
засилье бюрократии
3. мощный репрессивный
аппарат 4.
разделение властей
5. политический и
идеологический плюрализм 6. защита прав и свобод граждан
С1. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в
парламент страны может избираться только человек, владеющий
недвижимой собственностью?
С2. На трех примерах проиллюстрируйте различные формы непосредственного
политического участия.
С3. Перечислите не менее трех функций политических партий в современном мире.
С4. В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом
однокурсник и друг Президента страны, был приговорен по решению суда к трем
годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к Президенту с просьбой
содействовать изменению приговора. Как может поступить Президент правового
государства? Аргументируйте свой ответ.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политический процесс».
Составьте два предложения, дополняющие информацию о политическом процессе.
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.
Суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.
Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы.
Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права.
С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.
В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституционный суд.
Взаимная ответственность государства и личности
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:
~ юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
~ политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.
На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.
Разделение властей
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Основателем концепции разделения властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.
Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.
По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п. Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность
Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
Права человека - это суть правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481 - 811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). Его отличает моральное обоснование права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.
Формально термин (Rechtstaat - правовое государство) появился в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста и др. Следует помнить, что практика не всегда и не вполне материализует идею во всех ее деталях. Следовательно, споры вокруг правового государства (как вокруг идеи, так и вокруг практики) ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. Однако не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более формализованный, рациональный вид. К государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах правовым и социальным целям личности.
Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, оратор, выдающийся юрист М.Т. Цицерон.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В отличие от своих предшественников, Цицерон рассматривает государство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий правопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макрокосмос - вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков своеобразной юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.
С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлениюидеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным пунктом в содержании теории правового государства.
Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль обосновывал известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы.
Эта концепция была воспринята Ж.Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение:
«Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых. ». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.
С проблемой суверенитета связан итакой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.
Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.
Одним из важных признаков демократического государства являетсяразделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративномнаряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
Важным признаком правового государства являетсяреальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481- 411 гг. до н.э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и в конечном счете выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал. В этой связи вызывает возражение встречающееся в литературе мнение о том, что позитивистская концепция правового государства, свойственная, прежде всего, немецким авторам (Г. Еллинек, Р. Иеринг и др.), представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторонникам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, им же самим созданным.
В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению "власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др.
Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной прежде всего англосаксонской правополитической традиции. По справедливому замечанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом постепенно сформировалась идея ограниченного государства.
Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались в общем-то из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью.
Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитивным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публичным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающими по отношению к государству и статутному праву.
Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую систему, которая несмотря на свою сложность является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона - две стороны одной медали - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.
Автор статьи
Читайте также:
- Нормы снабжения судов обеспечения вмф
- В соответствии с утвержденным порядком иска по татебным делам что бы отыскать пропащую вещь
- Может ли судебный пристав составить протокол об административном правонарушении
- Адвокаты и нотариусы это индивидуальные предприниматели
- После проведения судебной реформы в россии рассмотрение уголовных дел в окружных судах происходило