Признаки россии как федеративного государства конституционное право

Обновлено: 01.05.2024

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации как федеративного государства характеризуется рядом основополагающих признаков.

1) Российская Федерация является суверенным государством.

Суверенитет России характеризуется в Конституции тремя положениями:

•он распространяется на всю ее территорию;

•Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации;

•страна обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2) Российская Федерация имеет единую территорию, которая включает в себя территории субъектов РФ, а также внутренние воды и территориальное море, недра и воздушное пространство над ними. Российская

Федерация распространяет также свою юрисдикцию на континентальный шельф в своей экономической зоне.

3) Российская Федерация федеративное государство, образованное в соответствии с волей ее многонационального народа.

4) Российская Федерация имеет единую федеральную систему права. Эта система включает в себя нормативные правовые акты Федерации, ее субъектов, а также местного самоуправления. Единство правовой системы Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция РФ имеет верховенство на всей территории страны, она предопределяет содержание не только федерального, но и законодательства субъектов РФ, а принятые в соответствии с Конституцией федеральные акты обязательны для субъектов Федерации.

5) Российская Федерация характеризуется единым федеральным гражданством для всех граждан России.

6) Российская Федерация имеет государственную собственность, а также единое экономическое пространство и единую финансовую систему.

41. Компетенция Российской Федерации.

Компетенция РФ – совокупность полномочий всех органов государственной власти РФ по конституционно установленным предметам ведения РФ, атак же по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

(самое широкое понятие) Предмет ведения– сфера общественных отношений, которые подлежат правовому регулированию

(уже чем компетенция) Полномочия– права и обязанности соответствующих органов власти.

Конституция РФ предусматривает 3 группы предметов ведения:

· Предмет ведения РФ (принимаются ФКЗ и ФЗ)

· Предмет ведения субъектов РФ (НПА субъектов, в основном упор на соц сферу)

· Предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ (упор на экономическую сферу)

Объем полномочий федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

Сфера государственного строительства:

1. экономическая сфера

2. социальная сфера

3. сфера международных отношений

В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство и т.д.

РФ устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею; установление правовых основ единого рынка: (например, осуществляет денежную эмиссию), установление федерального бюджета, федеральных налогов

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета ведению РФ подлежит внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ: вопросы войны и мира: внешнеэкономические отношения РФ. К ведению РФ относятся также оборона и безопасность. На РФ возложено определение статуса и защита государственной границы, территориального моря и воздушного пространства.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Под государственным устройством понимается политико-тер­риториальная организация власти, определяющая правовое поло­жение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройст­во определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Основные формы государственного устройст­ва:

  1. унитарная;
  2. федеративная;
  3. конфедеративная.

Унитарное государство — это единое государство, внутри кото­рого нет государственных образований, а административно-тер­риториальные единицы не обладают политической самостоятель­ностью. Большинство государств мира приняли именно эту фор­му государственного устройства.

Федеративное государство — это союз государственных обра­зований, каждое из которых обладает определенной самостоя­тельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одина­ковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму госу­дарственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объе­динение носит уже не государственно-правовой, а международ­но-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формаль­но сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно пре­вратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда вы­двигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное государство — это только общая форма госу­дарственного устройства, а ее конкретное содержание — полити­ческое и правовое — весьма неоднородно. Сами федерации, пра­вовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом не­одинаковы.

Федеративные государства юридически закрепляют добро­вольность объединения народов, но, как правило, не предусмат­ривают права выхода того или иного субъекта федерации из сою­за. Субъекты федерации добровольно ограничивают свою компе­тенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты яв­ляются унитарными государствами, хотя внутри их могут созда­ваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и вла­стью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную само­стоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федераль­ную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совме­стную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями фе­дерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политиче­ская культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может ис­ключить всех кризисов, разногласий и различий в способах реше­ния общегосударственных проблем, но она, и особенно в круп­ных государствах, создает единственно возможную демократиче­скую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Федеративный договор — совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее прези­дента и органами государственной власти субъек­тов РФ в лице их высших должностных лиц или глав админист­раций (президентов, губернаторов):

    1. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ;
    2. разграничение предметов ведения и пол­номочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга;
    3. разграничение предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе РФ.

    В ч. 3 ст. 11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуще­ствляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными до­говорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Однако Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разделе втором «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции прямо указывается (п. I), что в случае несоот­ветствия положениям Конституции РФ положений Федеративно­го договора (отмечены все три его части) действуют положения Конституции РФ. Конституция ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта Федерации и закрепила их равноправие.

    Договоры не решили основных проблем государственного устройства РФ и не привели к полной лик­видации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равнопра­вие, по существу, закреплено не было.

    Принципы федеративного устройства России

    Федеративное устройство РФ основано на (ст. 5 Конституции РФ):

      • ее государственной целостности;
      • единстве системы государственной власти;
      • разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
      • равноправии и самоопределении народов в РФ;
      • равноправии всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

      Общая характеристика федеративного устройства России

      Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

      Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

      Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

      Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не противоречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

      Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отраженными в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие:

      1) Наличие у нее государственного суверенитета, который проявляется в верховенстве государственной власти и исходящих от нее законов внутри государства и ее независимости вовне, в отношениях с другими государствами.

      2) Наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (п. 2 ст. 67).

      3) Обладание Российской Федерацией собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и на другие природные ресурсы. В ст. 9 в связи с этим подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

      4) Наличие в Российской Федерации института гражданства, которое, согласно Конституции, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является «единым и равным независимо от оснований приобретения» (п. 1 ст. 6). Каждый гражданин России обладает всеми конституционными правами и свободами и несет равные, предусмотренные Конституцией РФ обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданства или права изменять его.

      5) Существование в пределах Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных локальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образований — системы локальных правовых актов.

      6) Обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль. Согласно Конституции денежная эмиссия в стране осуществляется исключительно Центральным банком России. На него же возлагается важнейшая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Центральный банк осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех других органов государственной власти России.

      7) Наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

      Кроме названных России как федеративному государству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как:

      · Наличие общего для всех российских граждан государственного языка, каковым является русский язык;

      · Установление единой для всей страны федеральной государственной службы;

      · Наличие официальных атрибутов Российской Федерации в виде государственного флага, герба и гимна; и др.

      Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

      1) Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

      2) Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики. Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

      3) Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей. Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

      · В ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

      · В соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

      · Республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

      · ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

      · Практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

      4) Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

      5) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений. При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

      · конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

      · верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

      · равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

      · недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

      · согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

      · добровольность заключения договоров и соглашений;

      · обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

      Прав.статус РФ опред-ся К-цией РФ, Декларацией о гос.суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

      Основные признаки РФ:

      - территория итерритор. единство: РФ имеет свою тер., состоящую из тер. ее субъектов и включающую сушу, внутр. воды и территор. море, воздушное пространство над ними, а также недра; что в целом образует матер. сод-е гос.суверенитета:

      тер-рия РФ явл-ся пространственным пределом ее власти, верховенство Р. распр-ся на всю гос.тер., пределы кот-й опред-ся гос.границей;

      Суша — вся сухопут. тер-рия, находящаяся в пределах гос. границы и по кот. опред-т офиц. размеры гос-ва (РФ - 17 млн кв. км.);

      Сухопутная территория — поверхность земли, кот. очерчена границами гос-ва, а также охватыватывает отдельные части тер-рии, окруженные тер-рией др.гос-в (анклавы), и острова.

      Водная территория включает внутр. (национ-е) воды, пограничные воды, территориальное море.

      (внутр. воды — собственные воды гос-ва: нац. реки, озера, каналы, внутр. моря, архипелажные воды; согласно Водному кодексу РФ от 1 ян. 2007 г. (ст. 18) все водные объекты на тер. РФ, за искл. территор. моря, являются внутр. водами; нац. реки — реки, от истока и до устья находящиеся в пределах одного гос-ва; несудоходные реки, протекающие по тер. нескольких гос-в, считаются находящимися в раздельном владении прибрежных гос-в; судоходные реки, протекающие через территории нескольких гос-в, - международными и подчинены правилам свободы судоходства; внутр. морские воды согласно ст. 14 Водного кодекса РФ — это морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ; пограничные воды — воды рек, озер и каналов, по кот. проходит линия гос.границы между сопредельными государствами, составляющие часть гос.территории каждого из них от линии границы до принадлежащего ему берега; к территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международ. права и зак-ва РФ; внеш. граница тер.моря является гос. границей РФ; РФ признает право мир.прохода через тер. море (ст. 15 Водного кодекса РФ; ФЗ «О внутр. морских водах, тер-м море и прилежащей зоне РФ»);

      Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» недра - частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения; в соответствии с междунар. правом недра земли на технически доступную глубину в пределах сухопутных и водных пространств гос.тер. находятся под исключит.суверенитетом соответствующего гос-ва, кот. определяет условия разведки и эксплуатации естественных богатств земельных недр.

      Гос. воздушное пространство как часть гос. территории является пространством над сухопутной и водной поверхностью, заключенной в границах гос-ва.

      Согласно ч. 2 ст. 67 К-ции РФ последняя и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе (морское дно и недра подводных районов; ФЗ от 30 нояб. 1995 г. «О континентальном шельфе РФ») и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом ФЗ и нормами международ. права.

      Согласно ФЗ от 17 декаб. 1998 г. «Об исключит. экономич. зоне РФ» ИЭЗ РФ - морской район, находящийся за пред. тер. моря РФ и прилегающий к нему, с особым прав. режимом, установленным ФЗ, межд. договорами РФ и нормами межд. Права; определение ИЭЗ-ы применяется также ко всем островам РФ, за искл. скал, кот. не пригодны для поддержания жизни человека или для осущ-ния хоз.деятельности.

      Гос.территория включает ряд объектов, кот. не изъяты из юр.оборота, однако выступают не в кач. элементов гос.тер-рии, а в виде разного рода недвижимого имущества, владельцем кот. м.б. как гос-во, так и др. собственники; однако они используются и охраняются гос-вом как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответств.тер-рии: земля, водные объекты и недра.

      - гос.суверенитет: РФ обладает всей полнотой гос.вл. на своей тер.,кроме тех полномочий, кот. в соответствии с К-цией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов;

      - гос. целостность и неприкосновенность РФ: РФ опред-т статус, режим и осущ-т защиту гос.границы, территориальных вод, воздуш. пространства, экономич. зоны и континентального шельфа (ст. 5 К-ции РФ: федератив.ус-во Р. основано на ее гос.целостности…);

      режим гос. границы установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Гос.границе РФ», а также иными федер. НПА, межд. договорами и соглашениями РФ с сопредельными гос-вами; эти акты решают ? вопросы, связанные с организацией защиты и изменением гос.границы, процедурой разрешения территориальных споров;

      - наличие К-ции РФ и федер. зак-ва, их верховенство на всей тер. РФ и в рос.системе права: РФ обладает единой федеральной системой права,кот. включает федер. НПА, НПА гос.органов субъектов Ф., НПА местных органов гос.вл. и органов МСУ; к системе права РФ относятся также некот. законод. акты СССР, не противоречащие действующему рос.зак-ву; общепризнанные принципы и нормы международ. права и ратифицированные межд.договоры РФ (ч. 4 ст. 15 К-ции РФ); единство федер. системы права обеспечивается верховенством К-ции РФ и ФЗ на всей тер. РФ;

      - единое гражданство;

      - гос.аппарат/ ап-т управления – система органов, которые непосредственно осуществляют управленческую деятельность и наделены властными полномочиями. Структура ГА выражается в его разделении на части в зависимости от разделения единой гос.власти на отдельные ветви (законодат., исполнит, судеб.). Формы деятельности ГА: правотворческая (издание нормативно-правовых актов), правоприменительная (их реализация), правоохранительная (защита прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение правонарушителей к юрид.ответственности). Принципы деятельности ГА:

      - легальный порядок образования и действия;

      - оптимальная структура ГА;

      - разграничение сфер ведения между различными органами;

      - централизм и иерархичность структуры;

      - федерализма (разграничение компетенции между центром и регионами);

      - в основе – права человека;

      - демократизм (участие людей в управлении);

      - гласность (информирование людей о действиях гос.органов);

      Понятие «ГА» входит в понятие «механизм гос-ва» - система органов и учреждений, с помощью которых гос-во осуществляет свои функции и задачи. Структура МГ: высшие органы власти (зак., исп., суд.), органы правопорядка, гос.учреждения, гос.служащие;

      - право РФ на осуществление вн. и внш. политики: право на издание НПА, правовнешних сношений с ин. гос-вами, право заключать междунар. и межгос. договоры и соглашения, участия в работе межд. организаций, системах коллективной безопасности, исключительным правом объявлять войну и заключать мир;

      - единое экономич.прс-во (ст. 74 К-ции РФ);

      - наличием собственности РФ: в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декаб. 1991 г. «О разграничении гос.собственности в РФ на федеральную собственность, гос.собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности относятся:

      а) объекты, составляющими основу нац.богатства: ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения (сущ-т Гос. свод особо ценных объектов культур.наследия народов РФ, состав которого опред-ся Президентом РФ: Мариинский театр; Госфильмофонд РФ оссийской Федерации; Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная поляна», РГИА и т.д.)

      б) объекты, необходимые для функционирования федеральных органов гос.вл. решения общероссийских задач: гос.казна РФ (средства республик.бюджета РФ, Пенсионного фонда, Фонда соц.страхования и др. гос.внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды); им-во ВС и разл.войск, гос.органов; вузы, научно-исследовательские учреждения и др. объекты РАН; предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной природ. среды и ресурсов; предприятия санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы; патентной службы, стандартизациии метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны; гос. запасы и мобилизационные резервы, предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев МВД;

      в) объекты оборонного производства: все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие ве-ва, радиоактивные материалы, ракет.носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение; предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указан­ных областях, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период;

      г) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народ. хоз-ва России в целом и развитие др. отраслей народ. хоз-ва: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья, фармацевтической пром-ти, пром-ти медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

      Сущ-т ряд НПА, регулирующих порядок отнесения публич.им-ва к различ.формам собственности; NB – Постановление Верхов.Совета РФ № 3020-1 в ред. от 21.07.1993 – определяет в Приложениях 1-3: объекты, относящиеся к федер.собст-ти, объекты, которые м.б.переданы в собст-ть субъектов РФ и муниц.образований; объекты, относящиеся к муниц.собст-ти; объекты, не поименованные в данных Приложениях передаются в собст-ть субъектов РФ; данное Постановление не распр-ся на зем.участки, лесной и водные фонды;

      согласно Постановлению № 3020-1 РФ явл-ся собственником гос.объектов НИ, а субъект РФ или муниц.образование приобретает ПС на те объекты НИ, которые в соответствии с установленной процедурой переданы РФ-ей в их собс-ть; после передачи им-во в соответствии с составленными перечнями объектов федер., гос.и муниц.собст-ти (по указу Президента от 22.12.93 № 2265) подлежит пообъектной регистрации в реестрах федер., гос.и муниц.собст-ти – документах, кот. ведутся Комитетом по управлению им-вом и подтверждают права публич.собственников на отдельные объекты НИ (согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8);

      Статус земли, недр, вод, лесных и других федер. природ. ресурсов определяется по взаимной договоренности федер. гос.органов и гос.органов субъектов РФ;

      - единая денежная и кредитная система:

      денежная система РФ включает в себя офиц. денеж. единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения (согласно ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в ред. от 2005) офиц. денеж. единицей (валютой) РФ – рубль; введение на ее тер. др. денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются);

      эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на тер. РФ осущ-ся исключительно ЦентроБанком. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону;

      в РФ существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов;

      - монопольное право на взимание налогов и на формирование бюджета;

      - монополия на принуждение силой: право насилия у гос-ва, но не беспредельное, а ограниченное законом;

      - единые Вооруженные Силы, кот. осуществляют защиту суверенитета и тер. целостности Р.; РФ опред-т структуру и организацию ВС, разрабатывает и проводит оборонную политику Ф.;

      - гос. язык:в ст. 68 К-ции установлено, что гос.языком РФ на всей ее тер. – рус.яз.; 1 июня 2005 г. принят ФЗ «О гос. языке РФ»;

      1) статус рус.яз. как гос.яз. предусматривает обязательность использования его в сферах, определенных ФЗ, Законом РФ от октября 1991 г. «О языках народов РФ» и иными НПА: в офиц.документации, в наименованиях гос.органов и организаций всех форм собственности, при подготовке и проведении выборов и референдумов, в судопроизводстве, при официальном опубликовании межд. договоров и НПА РФ; во взаимоотношениях федеральных органов вл. между собой и органов МСУ, граждан и лиц с иным прав.статусом, обществ. объединений; при написании наименований географических объектов; при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ; изготовлении бланков свидетельств о гос.регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании; в деятельности общерос., регион. и муниц. СМИ, в рекламе;

      *при использовании русского языка как гос. языка РФ не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке;

      обязательность использования гос.языка РФ не означает отрицания или умаления права на пользование гос.языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ: Закон признает равные права народов Р. на сохранение, развитие и гос. поддержку их языков;

      принятие НПА, направленных на ограничение использования рус.яз. как гос.яз., также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлениюава граждан на пользование гос.яз. влекут за собой ЮО;

      - право на гос.символику - флаг, герб и гимн; согласно ст. 70 К-ции РФ описание и порядок офиц. использования гос.символов РФ устан-ся ФКЗ: ФКЗ от 25 декаб. 2000 г. «О Гос. флаге РФ», ФКЗ от 25 декаб. 2000 г. «О Гос.гербе РФ», ФКЗ от 25 дек. 2000 г. «О Гос. гимне РФ» (автор музыки - А.В. Александров, текст - С.В. Михалков);

      - РФ имеет свою столицу: согласно ст. 70 К-ции РФ и Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ» - г. Москва; столица - место нахождения федер. органов гос.вл., представительств субъектов Ф., дипломатич. представительств ин. гос-в.

      Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

      Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.

      План.

      • Федеративное устройство. Понятие.
      • Субъект Российской Федерации. Понятие.
      • Признаки федеративного государства.
      • Функции федерального государства.
      • Особенности федеративного устройства России.
      • Субъекты Российской Федерации (список).
      • Федеральные округа РФ.
      • Принципы федеративного устройства.
      • Разделение полномочий между центром и субъектами.

      Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

      Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

      Признаки федеративного государства:

      • двухуровневой системой органов государственной власти
      • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
      • наличие двухпалатного парламента
      • верховенство федерального права
      • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
      • наличие двойного гражданства
      • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

      Функции федерального государства:

      • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
      • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

      Субъекты РФ.

      Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

      Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

      Особенности федеративного устройства России

      Российская Федерация построена:

      • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
      • по национальному принципу — республики, автономные округа

      На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

      Национальные образования:
      • 22 республики;
      • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
      • одна автономная область (Еврейская Автономная область).
      Территориальные образования:
      • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
      • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
      • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
      • 46 областей.
      Все эти субъекты группируются в:
      • 9 федеральных округов;
      • 12 экономических районов;
      • 4 военных округа;
      • 11 часовых поясов.

      Федеральные округа РФ.

      Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

      Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

      Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

      С 2000 года:

      С января 2010 года:

      С марта 2014 года:

      Крымский.

      Принципы федеративного устройства.

      Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

      Государственная целостность.

      РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

      Единство системы государственной власти.

      Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

      Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

      Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

      Конституция РФ определяет:

      перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

      предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

      полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

      По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

      По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

      Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

      Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

      Российская Федерация — многонациональное государство.

      В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

      Равноправие субъектов РФ.

      Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
      • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
      • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
      • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
      • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

      Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

      • республики обладают признаками государства,
      • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

      Разделение полномочий между центром и субъектами.

      В ведении Российской Федерации находятся:

      • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
      • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
      • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
      • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
      • формирование федеральных органов государственной власти;
      • федеральная государственная собственность и управление ею;
      • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

      Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

      В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

      • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
      • защита прав и свобод человека и гражданина;
      • защита прав национальных меньшинств;
      • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
      • режим пограничных зон;
      • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
      • разграничение государственной собственности;
      • природопользование;
      • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
      • особо охраняемые природные территории;
      • охрана памятников истории и культуры;
      • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

      Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: