Особенности аренды судов в сфере туризма

Обновлено: 19.04.2024

Что нужно учесть для того, чтобы праздник на теплоходе удался? Как минимум его вовремя заказать. И желательно сделать это, не исходя из того, что осталось, а поинтересоваться о возможных вариантах заблаговременно. Например, аренда корабля в Москве на тематическую вечеринку и теплоход в своем традиционном варианте кое в чем отличаются. И если одно судно уже изначально стилизовано под парусный фрегат, то над украшением второго еще надо поработать. В любом случае, нет более приемлемой альтернативы классическому застолью в зале ресторана. Здесь также есть специальные банкетные помещения, площадки для танцев, а также романтика и шарм своеобразной авантюры.

У аренды корабля в Москве есть множество достоинств. Все они максимально красноречивы, и лучше один раз убедиться, нежели всю жизнь мечтать о таком путешествии. Да, здесь есть все, в том числе и некоторые особенности, от которых в любом случае никуда не деться. Перед тем как организовать любое мероприятие на борту теплохода, стоит хорошенько продумать все нюансы и убедиться, что ваш праздник ничто не испортит.

Специфика аренды теплохода:

  • Учтите, что аренда даже самого добротного и красивого корабля в Москве учитывает исключительно пользование самим помещением. Стоимость меню и развлекательной программы начисляется отдельно. Уточните все условия у менеджера компании заранее.
  • Кухня – это отдельный вопрос. Если вы планируете масштабный банкет с горячими блюдами, то стоит уточнить, есть ли на борту судна кухня, оборудованная специальной техникой, а также холодильными установками.
  • Помните о низких и высоких сезонах, которые столь же актуальны, как и на курортах. Период выпускных вечеров, свадеб, корпоративов или водных экскурсий может помешать вашим планам. Во избежание таких разочарований, аренда корабля в Москве должна осуществляться как минимум за месяц до торжества. Но можно забронировать теплоход и за полгода, чтобы уж наверняка.
  • Пунктуальность! Слабое место множества гостей, которое может перерасти в значительные издержки. Предупредите своих близких и друзей, что теплоход отчаливает от берега в столько-то часов и минут, чтобы не пришлось задерживать всю команду и выбиваться из графика, если у вас запланировано посещение достопримечательностей. Догнать судно возможности уже, скорее всего, не представиться.
  • Предупредите тех гостей, которые страдают морской болезнью, о возможном дискомфорте и подготовьте на всякий случай аптечку.

Но все это – незначительные мелочи, в сравнении с тем чудом, которое вас ожидает. Оставьте все свои заботы на берегу и отправляйтесь в свое плавание с легкой душой и открытым сердцем!




Заключение чартера морского судна, договора аренды речного судна сопряжено со множеством рисков, как для собственника, передающего дорогостоящее средство водного транспорта в оперирование, так и для эксплуатанта, принимающего судно в управление.

Фрахтователю / арендатору / оператору судна

Для эксплуатации судов торгового и пассажирского флота фрахтователю или арендатору требуется обеспечивать соответствие судна классификационным требованиям, управлять безопасностью мореплавания, иметь квалифицированный экипаж, и, конечно, обладать достаточными ресурсами для обслуживания судна, уплаты фрахта. В зависимости от условий передачи в аренду - передачи судна во владение и пользование или только в пользование, с экипажем или без экипажа, объемы обязательств и рисков эксплуатанта и собственника судна различаются. Распространены в практике и чартеры, договоры аренды, которыми опосредуется продажа флота путем выкупа. В иностранных правопорядках, в отличие от России, тайм-чартер иногда трактуется, как договор перевозки, а не аренды, что оказывает существенное влияние на исполнение договора. Для того чтобы взять в аренду судно, как в России, так и за границей оператору может требоваться гарантия, поручительство или иное средство обеспечения исполнения обязательств по оплате фрахта и расходов на содержание судна.

Собственнику судна

Аренда речных и морских судов или чартер не освобождает полностью собственника судна, переданного в чартер или аренду, от ответственности по отдельным морским требованиям, в том числе загрязнение нефтью, спасание, гибель, повреждение судна и другие. Изложенное предполагает проявление высокой степени осмотрительности собственником судна при рассмотрении фигуры эксплуатанта и согласовании условий использования судна - финансовых, технических, коммерческих, а также распределении ответственности по договору, установлении средств обеспечения исполнения обязательств.

Общие рекомендации собственникам и операторам при передаче судов в аренду или чартер

Опираясь на значительный отраслевой опыт, адвокаты адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» оказывают квалифицированную юридическую помощь по следующим вопросам:

составление чартера или договора аренды судна, в т.ч. с правом выкупа;

регистрация судна в бербоут-чартерном реестре;

таможенное оформление ввоза и вывоза судна;

распределение расходов, обязательств по содержанию и обслуживанию судна;

принудительный возврат судна из чартера и взыскание фрахта, демереджа, иных платежей;

урегулирование претензий третьих лиц в отношении судна.

При передаче в аренду, чартер речных или морских судов участникам сделки рекомендуется в первую очередь обращать внимание на точность и полноту регулирования в договоре следующих условий: характеристики судна (грузоподъемность, грузовместимость, скорость, и др.), район плавания, цель фрахтования (аренды), время, место передачи и возврата судна, ставки фрахта (ставка аренды), срока действия договора.

Заключение о соответствии корпоративных и судовых документов, проекта чартера требованиям применимого права, фактическим условиям сделки, интересам судовладельца и фрахтователя.

Тайм-чартер / бербоут-чартер / демайз-чартер, регистрация в судовом реестре. Классификация судна, МКУБ, СУБ, лицензирование.

Взыскание фрахта (арендного платежа), дисбурсментских и иных расходов. Розыск, арест и изъятие судна из незаконного владения. Урегулирование убытков, причиненных спасанием, гибелью или повреждением судна, оборудования.

Консультирование и представительство по предоставлению судну, плавающему под иностранным флагом, права плавания под флагом Российской Федерации.


Разрешение чартерного спора из-за демереджа судна MARTYN LATSIS (ИМО 8038223).


Составление и согласование индивидуальных договоров купли-продажи и аренды речных пассажирских судов «Метеор», «Москва» с экипажем и без экипажа для ООО «Русские круизы».


Консультирование компании ShipHanza GmbH о возможности передачи судна, находящегося в бербоут-чартерном реестре России, в тайм-чартер. Разработка договора демайз-чартера.

Договор чартера (аренды) судна является ничтожным, если оно передано фрахтователю (арендатору) до момента его государственной регистрации судовладельцем (арендодателем), и если отсутствие регистрации привело к невозможности эксплуатации этого судна фрахтователем (арендатором).

Для сохранения за судном льготы по полному освобождению от уплаты таможенных платежей в рамках временного ввоза, судно должно находиться в собственности иностранного судовладельца, быть передано в чартер российскому фрахтователю, который обязан, лично, эксплуатировать его для международных перевозок.

Досрочное расторжение бербоут-чартера: можно ли взыскать убытки?

Приостанавливается ли использование судна по чартеру в период дрейфа?

Порядок и особенности регистрации морских судов в бербоут-чартерном реестре РФ.

Cущественные условия чартера, риски и рекомендации при заключении договора фрахтования.


Морские юристы «Инмарин» просто и доступно рассказали обо всех особенностях регистрации в Бербоут-чартерном реестре судов Российской Федерации.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Tourism services. Water tourism. General requirements

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") при поддержке Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к водному туризму, в том числе к услугам в сфере водного туризма.

Положения настоящего стандарта распространяются на услуги водного туризма, предоставляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Настоящий стандарт предназначен для применения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - туристами в сфере водного туризма.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30524 Услуги общественного питания. Требования к персоналу

ГОСТ 31984 Услуги общественного питания. Общие требования

ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ 32612 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

ГОСТ Р 50690 Туристские услуги. Общие требования

ГОСТ Р 51185 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

ГОСТ Р 52024 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 54601 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения

ГОСТ Р 54602 Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования

ГОСТ Р 54604 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования

ГОСТ Р 54606 Услуги малых средств размещения. Общие требования

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 56221 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования

ГОСТ Р 56643 Туристские услуги. Личная безопасность туриста

ГОСТ Р 57806 Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования

ГОСТ Р ИСО 11121 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к программам начального обучения подводному плаванию с аквалангом (дайвингу)

ГОСТ Р ИСО 13293 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к программам обучения специалистов по изготовлению газовых смесей

ГОСТ Р ИСО 24801-1 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1. Дайвер под наблюдением

ГОСТ Р ИСО 24801-2 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер

ГОСТ Р ИСО 24803 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к поставщикам услуг для аквалангистов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32611, ГОСТ Р 54601, ГОСТ Р 55506, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водный туризм: Перемещения по воде с целью отдыха, путешествия, развлечения с использованием различных плавательных средств и/или специального снаряжения.

3.2 исполнитель услуг водного туризма/организатор водного тура: Юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги водного туризма.

4 Виды водного туризма

4.1 Водный туризм классифицируют по способу организации, продолжительности и видам туров.

4.2 По способу организации водные туры подразделяют:

- на самодеятельный водный тур;

- организованный водный тур.

4.2.1 Самодеятельный водный туризм организуют индивидуальные путешественники, самостоятельно планирующие и организующие свой маршрут (поход). При данном виде путешествия туристы сами отвечают за свою безопасность, организовывают питание, выбирают места стоянок и отдыха. При самодеятельном водном туризме средствами передвижения по водной поверхности, как правило, выступают маломерные суда, как принадлежащие самим туристам непосредственно, так и взятые в аренду (напрокат) у частных лиц или организаций. При организации самодеятельного водного туризма рекомендуется руководствоваться ГОСТ Р 57806, ГОСТ Р 56643.

4.2.2 Организованный водный туризм предоставляют организации различных форм собственности, в том числе некоммерческие спортивные объединения, клубы, секции и т.п., которые специализируются на предоставлении услуг водного туризма.

Организованный водный туризм предполагает путешествие на маломерных плавательных судах или пассажирских плавательных судах в составе туристской группы. При этом маршрут путешествия (похода) разрабатывает исполнитель услуг водного туризма/организатор водного тура. Исполнители услуг водного туризма несут ответственность за безопасность туристов на маршруте, организовывают стоянки (в том числе ночные), питание, досуг туристов, предоставляют дополнительные услуги. При данном виде путешествия маломерные плавательные суда, а также необходимый для похода туристский инвентарь могут предоставляться исполнителем услуг или находиться в личном пользовании туристов.

Взаимоотношения между организатором водного тура и туристами оформляют договором.

Примечание - По согласованию исполнители услуг водного туризма могут предоставлять туристам услуги по размещению в гостиницах, отелях, хостелах, на турбазах и т.д.

4.3 По продолжительности водные туры подразделяют:

- на многодневные водные туры;

- водные туры выходного дня.

4.3.1 Многодневное водное путешествие предполагает ночевки по пути следования маршрута. Во время путешествий на маломерных плавательных судах требуется периодическая организация стоянок и отдыха на суше с оставлением судов и причаливанием их к берегу или размещение туристов непосредственно на берегу в случае с байдарками, каноэ, рафтами и т.д.

4.3.2 Путешествия на пассажирских судах относят к категории круизов (речные, морские). Ночевки, отдых и досуг организуют непосредственно на судне. Кроме того, в период круизов предусматривают дополнительные экскурсии.

4.3.3 Путешествие выходного дня представляет собой, как правило, путешествие в выходные и праздничные дни. Такое путешествие может предполагать организацию стоянок для ночевки и отдыха туристов и характеризуется перемещением на короткие (непродолжительные) маршруты в ограниченный промежуток времени.

4.4 По видам туров водный туризм подразделяют:

- прочие (отдельные/самостоятельные) виды водного туризма;

- активный отдых на воде.

4.5 Водноспортивный туризм

4.5.1 Водноспортивный туризм представляет собой разновидность спортивного туризма и включает в себя водно-моторный туризм, парусный туризм и греблю.

4.5.2 Водно-моторный туризм представляет собой путешествие на плавательных средствах, приводимых в действие стационарным или навесным двигателем внутреннего сгорания (катерах, лодках с мотором, гидроциклах).

4.5.3 Парусный туризм представляет собой путешествие на плавательном судне, в котором в качестве движителя используется парус. Парус может быть как вспомогательным, так и основным двигательным средством. Парус может применяться на яхтах, байдарках, лодках, плотах и т.д. Для управления парусным плавательным средством туристы должны обладать специальными навыками.

4.5.4 Гребля представляет собой перемещение по водной поверхности туристского судна (лодки), где в качестве движителя используются весла (греби), приводимые в действие мускульной силой человека. Различают два вида гребли: байдарочная (каждый гребец работает двухлопастным веслом попеременно с одного и другого борта) и канойная (каждый гребец работает однолопастным веслом все время с одного борта).

4.6 Промысловый водный туризм

Промысловый водный туризм включает в себя туризм, связанный с перемещением по водной поверхности в целях охоты, рыбалки или добычи морепродуктов.

Примечание - Рыбалка может являться разновидностью водноспортивного туризма в том случае, если целью рыбалки является не промысел, а удовлетворение спортивных потребностей туриста.

4.7 Круизный туризм

4.7.1 Круизный туризм включает в себя морские и речные круизы.

4.7.2 Морской круиз - это перемещение (путешествие) туриста по водной акватории, являющейся морем (океаном), на морском круизном судне. Морской круиз может быть как внутренним, без выхода за пределы территориальных вод России, так и международным.

Круиз считается международным в тех случаях, если пункт отправления и пункт прибытия туристов находятся:

- в разных государствах;

- одном государстве, а промежуточный порт круиза находится в другом государстве.

4.7.3 Услуги речных круизов рекомендуется предоставлять в соответствии с ГОСТ Р 56221.

Ключевые слова

Текст научной работы

Как показывают проведенные исследования, передача пассажирских судов в аренду оператору производится в основном на условиях тайм-чартера.

При фрахтовании пассажирских судов в тайм-чартер, как правило, используется проформа под кодовым названием «Incharpass» (Passenger Charter Party), изданная в 1967 г. Институтом фрахтовых брокеров Великобритании (Institute of Chartered Shipbrokers). Во многом проформа аналогична обычным условиям договора тайм-чартера, но в достаточной степени учитывает специфику выполнения круизных рейсов и перевозок пассажиров.

Характеристики судна подробно в договоре не оговариваются, так как речь идет о конкретном, хорошо известном фрахтователю судне, однако судовладелец передает фрахтователю целый ряд обязательных Приложений к контракту, касающихся «пассажирской характеристики» судна, а именно:

Приложение 1 (Description of the Vessel) содержит сведения:

  • о пассажирских помещениях судна;
  • вместимости грузовых отсеков, предназначенных для хранения пассажирского багажа;
  • объеме принимаемой на борт пресной воды;
  • вместимости спасательных шлюпок и плотов;
  • числе посадочных мест в ресторанах и салонах;
  • характеристиках систем кондиционирования и успокоителей качки.

Приложение 2 (Vessel's Passenger Accomodation Plan) содержит план-схему пассажирских помещений. Все помещения, обозначенные в план-схеме, должны быть предоставлены в распоряжение фрахтователя.

Приложение 3 (Services to Be Provided by Owners) содержит:

  • услуги, которые судовладелец обязуется предоставлять пассажирам для обеспечения их отдыха и лечения, с обязательством содержания устройств в состоянии, пригодном к эффективной работе в процессе эксплуатации;
  • услуги, которые судовладелец предоставляет пассажирам на борту судна бесплатно (первая медицинская помощь, игры, бассейн и т.д.);
  • перечень платных услуг, которые судовладелец обязан предоставлять на борту судна (услуги связи, специальное бытовое обслуживание, демонстрация кинофильмов и т.д.).

Приложение 4 (Inventory) представляет собой формуляр инвентаризационной ведомости и содержит:

  • оборудование;
  • приспособления;
  • игры, автоматы и т.п., состав которого уточняется сторонами при сдаче и при возврате судна из тайм-чартера.

Приложение 5 (Owner's Standard Form of Passenger Ticket) - содержит типовую форму пассажирского билета, разработанную судовладельцем и используемую фрахтователем. Эта форма должна быть одобрена Обществом взаимного страхования (То be Approved by Owner's P&I Association) и признана олицетворять договор, заключаемый между фрахтователем и пассажиром (Embodied in Charterer's Contract with Passenger).

Обязательным приложением к контракту является также график круиза с указанием маршрута, портов захода и времени прихода и отхода судна по каждому порту. Специфика фрахтования судна для исполнения одного или нескольких круизов позволяет точно определить общий срок аренды судна, что упрощает планирование работы судна и расчеты по аренде.

Как в любом тайм-чартере, в договоре фрахтования пассажирского судна согласовывается порядок разрешения спорных дел, расторжения договора, изменения убытков, регламентации учета действий непредвиденных обстоятельств и непреодолимой силы.

Проведем краткое исследование основных коммерческо-правовых условий указанного договора. Они могут быть сведены в шесть групп.

Судовладелец предоставляет фрахтователю пассажирское судно с указанием в договоре его пассажировместимости, с разбивкой по отдельным классам. К договору прилагается план размещения пассажирских кают, специально оговаривается мореходность судна и обязанность судовладельца поддерживать его в надлежащем техническом состоянии.

Проформа, помимо общего требования к судовладельцу в части мореходности судна, содержит требования в отношении уборки жилых и других помещений, которыми пассажиры пользуются. В распоряжение фрахтователя, в принципе, передается все пространство и вместимость судна за исключением помещений для капитана, командного состава, экипажа, снабжения, инвентаря, бункера, провизии и снаряжения.

Период нахождения судна у фрахтователя и регламентирование его работы

Фрахтователь фрахтует судно на определенный срок, исчисляемый в сутках. Время начала и окончания этого срока, а также количество рейсов точно обозначены. Характерной чертой данного договора является наличие согласованного расписания, твердо определяющего регламент движения судна в единичных или последовательных рейсах. Это расписание прилагается к договору и является его составной частью. Следует также отметить, что в договоре говорится о том, что судно предоставляется фрахтователю для организации круизов, т.е. цель его работы определена четко и однозначно.

Распределение расходов между судовладельцем и фрахтователем. Предоставляемые на борту судна услуги

Расходы на выполнение круизных рейсов между судовладельцем и фрахтователем распределяются по принципу отнесения неизменных (постоянных) - на судовладельца, а переменных - на фрахтователя. Однако перечень статей постоянных расходов в этом случае несколько иной, чем при тайм-чартерных сделках грузовых судов. Не следует забывать, что режим работы при аренде пассажирского судна и порты захода регламентированы расписанием. Поэтому топливные расходы, портовые судовые сборы судовладелец может точно калькулировать заблаговременно и их логичнее отнести к категории постоянных.

К переменным расходам, относящимся на фрахтователя, в частности, необходимо отметить следующие статьи:

  • портовые сборы за посадку и высадку пассажиров, транзитные сборы, оплата рейдового обслуживания судна, сборы за посадку и высадку пассажиров в портах посадки и высадки, так же как и возможные cборы за транзитных пассажиров в планируемых портах захода;
  • оплата разницы между фактической суммой портовых cборов и суммой этих же сборов, рассчитанных по льготным тарифам, в случае потери судовладельцем права на льготы в этой области, предоставляемые круизным судам, вследствие посадки или высадки фрахтователем пассажиров в промежуточных портах захода;
  • оплата плавсредств порта захода, доставляющих пассажиров с рейда на берег и обратно в случае рейдовой стоянки судна в тех портах, где подход судна к причалу невозможен по техническим причинам (небольшие глубины, малая длина причала и т.д.). Если во время круиза судно не сможет быть поставлено к причалу или не будет принято в каком-либо из предусмотренных расписанием портов захода, из-за форс-мажорных обстоятельств (метеоусловия, карантин и т.д.), что повлечет за собой производство рейдовых операций по посадке-высадке пассажиров или вынудит по взаимному согласию заменить намеченный расписанием порт захода на другой с более высокими ставками портовых сборов, то все дополнительные расходы должны быть распределены между судовладельцами и фрахтователем равными долями на паритетных началах;
  • расходы по береговому экскурсионному обслуживанию пассажиров;
  • реклама круиза и другие подобные расходы.

Расходы на приобретение топлива и смазочных материалов для судна, камбуза и электроосвещения относятся на фрахтователя, топливо для моторных спасательных шлюпок обеспечивает - судовладелец. Естественно, что это условие никоим образом не отражается на коммерческих условиях аренды, а преследует только усиление ответственности судовладельца за техническое состояние спасательных средств.

В договоре подробно оговариваются те виды услуг, которые должны быть предоставлены пассажирам на борту судна, в круизе за счет судовладельца, фрахтователя или оплачиваемых лично пассажирами. В частности, это касается вопросов смены постельного белья, пользования ванными, душевыми, библиотекой, различными играми, шезлонгами. Все это учитывается в ставке фрахта и пассажирам предоставляется бесплатно. За дополнительную плату они могут пользоваться услугами телеграфа, парикмахерской, прачечной.

Организация досуга и развлечений туристов на борту судна проводится фрахтователем (по согласованию с капитаном судна). Медицинская помощь на борту судна предоставляется бесплатно.

Если в процессе круиза в результате форс-мажорных обстоятельств или распоряжений властей возникают экстраординарные расходы, они обычно распределяются между судовладельцем и фрахтователем поровну.

Ставка фрахта и порядок оплаты

Основой финансовых взаимоотношений между судовладельцем и фрахтователем является арендная ставка, оговариваемая в чартере в виде ставки за судно или своеобразной платы «люмпсум» - за срок аренды судна. При этом учитывается вся зафиксированная в договоре пассажировместимость без учета ее фактически использованной. Арендная плата устанавливается за каждые сутки круиза, а так как продолжительность круиза точно определена, то заранее известна общая сумма аренды. Аренда выплачивается вперед за согласованный срок, а при задержке оплаты, в отличие от тайм-чартера, судовладелец не может снять судно с круиза, но может взыскать пеню от суммы платежа за каждый день просрочки в установленном договором размере.

Судовладелец гарантирует выполнение круиза в точном соответствии с графиком и несет ответственность за любые задержки, если только они не связаны с виной или упущениями фрахтователя. Фрахтователь может в одностороннем порядке считать круиз законченным и потребовать возврата незаработанной арендной платы, если судно вышло из эксплуатации более чем на три последовательных дня. При гибели судна или при невозможности продолжить круиз по форс-мажорным обстоятельствам или другим причинам, находящимся вне контроля судовладельца и фрахтователя, плата за аренду судна выплачивается до момента фактического прекращения круиза.

Обязательно оговаривается валюта платежа. При фрахтовании судов применяется валюта страны фрахтователя. В последнем случае возможно применение клиринга.

В договоре предусматриваются сроки платежа, штрафные санкции за несоблюдение, наименование банков операторов. В ряде случаев при фрахтовании судов фрахтователями из зарубежных стран предусматривается предоставление судовладельцу банковской гарантии.

Особое внимание уделяется регулированию вопросов питания пассажиров, содержания баров и обеспечения напитками, проведения протокольных мероприятий и презентаций. Кроме того, в контракте согласовываются число приемов пищи и суточная стоимость рациона пассажиров, снижать которую судовладелец не имеет права. По окончанию круиза расходы судовладельца на питание пассажиров компенсируются фрахтователем, исходя из фактического количества пассажиров на борту.

Стоимость питания фрахтователи оплачивают дополнительно, исходя из фактического наличия туристов на судне. В договоре устанавливается суточная ставка на одного пассажира и, исходя из нее, часть стоимости питания пассажиров оплачивается фрахтователем судовладельцу вперед, а окончательный расчет производится после выполнения круиза.

Здесь прежде всего следует отметить регламентацию вопросов, связанных с расторжением договора, которые могут возникнуть в случае наступления непредвиденных, не зависящих от судовладельца и фрахтователя обстоятельств (война, блокада, задержка судна по распоряжению властей в портах захода, распоряжения правительств, повреждения корпуса или машины судна). В этом случае фрахт взимается только за число фактических дней нахождения судна у фрахтователя.

В отдельных статьях договора определяется порядок его расторжения по инициативе судовладельца или фрахтователя и штрафные санкции, связанные с этим как (правило, покрытие фактических убытков другой стороны). Отдельно оговариваются вопросы возможного прекращения круиза, связанного с аварией судна, которая не может быть устранена в трехдневный срок. В связи с этим устанавливается обязанность судовладельца возместить фрахтователю часть фрахта за оставшиеся недоиспользованные им дни. Вопросы залогового права здесь не затрагиваются.

Интересно, что одна из статей чартера предусматривает обязательное вхождение фрахтуемого судна в Клуб взаимного страхования. При этом оплата указанной коммерческой операции относится на фрахтователя.

Хотя судно сдается в аренду с экипажем судовладельца, данный чартер имеет определенные элементы и бербоут-чартера. В частности, фрахтователь на время аренды имеет право окрасить корпус и надстройки судна в другие цвета, нанести на дымовую трубу свою эмблему, ходить под флагом своей компании.

Все претензии пассажиров относительно программы, организации и проведения круиза регулируются фрахтователем.

Наличие на борту пассажирского лайнера представителей туристической или круизной фирмы и круглосуточная, по существу, работа с туристами и пассажирами требует регулирования трудовых вопросов и взаимоотношений судна с пограничными и эмиграционными властями. Обычно фрахтователь, если это предусмотрено судовым Уставом (The Vessel's Article), оплачивает экипажу сверхурочные (Overtime), а судовладелец - вписывает в судовые документы обязательных представителей фрахтователя (туристической фирмы и др.) как "персонал, нанятый сверх штата" (". be signed on as supernumeraries on the Vessel's Articles").

Как показывает проведенное исследование, в соответствии с требованиями и опытом международной морской практики организации эксплуатации морских круизных судов, передача пассажирского судна оператору на условиях тайм-чартера значительно эффективней экономически, чем приобретение в собственность того или иного судна, тем более в условиях неопределенности периода эксплуатации.

Список литературы

Цитировать

Пункт 2 § 3 главы 34 ГК РФ посвящен аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В то же время ГК устанавливает (ст. 649), что особенности аренды отдельных видов транспортных средств без экипажа, помимо тех, которые предусмотрены § 3, могут содержаться и в транспортных уставах и кодексах. Такие особенности установлены главой XI КТМ.

Согласно ст. 642 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Как и при тайм-чартере, правила, установленные главой XI КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. они носят диспозитивный характер. В соответствии со ст. 642 ГК к договору бербоут-чартера не применяются правила ст. 621 о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок и о возобновлении договора аренды на определенный срок. Не применяются к этому договору и правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК.

Как ГК (ст. 643), так и КТМ (ст. 214) предусматривает, что бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме, причем ст. 643 ГК содержит уточнение о том, что такая форма не зависит от срока договора.

Хотя количество проформ договора бербоут-чартера не столь велико, как проформ тайм-чартера, тем не менее при заключении бербоут-чартера стороны, как правило, применяют эти проформы, в которых подробно регламентированы их права и обязанности. В связи с этим правила главы XI КТМ применяются сравнительно редко. В настоящее время широкое распространение получила проформа чартера "Barecon 89" (одобренные БИМКО и "Barecon 200").

Согласно ст. 213 КТМ в бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, наименование судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера. Реквизиты договора бербоут-чартера мало отличаются от реквизитов тайм-чартера, предусмотренных в ст. 200 КТМ. Однако, учитывая специфику бербоут-чартера, некоторые реквизиты проформы бербоут-чартера являются более подробными. Например, наряду с указанием класса судна приводятся данные о последнем специальном обследовании, осуществленном классификационным обществом; о минимальном сроке действительности свидетельств; данные о страховании, осуществленном как за счет судовладельца, так и за счет фрахтователя, и т.д.

Судно, находящееся в бербоут-чартере, должно использоваться в законных рейсах для перевозки законных грузов, при этом ядерное топливо или радиоактивные материалы к перевозке не допускаются (п. 5 чартера "Barecon 89"). В то же время проформа содержит уточнение, согласно которому судно не должно использоваться в перевозках, которые не покрыты условиями страхования, если только предварительно не получено разрешение страховщика и не оплачена дополнительная страховая премия. Если то необходимо, фрахтователи должны информировать судовладельца и залогодержателей о предполагаемом использовании судна.

Положения ст. 216 КТМ о мореходном состоянии судна, передаваемого в бербоут-чартер, существенно отличаются от соответствующих положений, содержащихся в главе VIII (ст. 124) и главе X (ст. 203 КТМ). Во-первых, судовладелец обязан принять меры только по обеспечению технической годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных бербоут-чартером. Согласно п. 2 чартера "Barecon 89" судовладелец обязан до и в момент сдачи судна проявить должную заботливость, чтобы судно было подготовлено в отношении корпуса, механизмов и оборудования к использованию по назначению, включая наличие соответствующих документов. Сдача судна фрахтователям и прием ими судна рассматривается как полное выполнение судовладельцем всех своих обязательств по бербоут-чартеру.

Во-вторых, обязанность поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия бербоут-чартера лежит не на судовладельце, а на фрахтователе. Это положение соответствует ст. 644 ГК, согласно которой арендатор в течение срока договора обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии транспортное средство, принятое в аренду без экипажа, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Это положение детально разработано в проформе "Barecon 89", согласно п. 9 которой судно в течение срока действия договора находится в полном владении и абсолютном распоряжении фрахтователя и во всех отношениях находится под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, котлы, устройства и запасные части в хорошо отремонтированном состоянии, соответствующем обычной коммерческой и эксплуатационной практике. Он также обязан предпринимать немедленные меры по производству необходимого ремонта, который производится в разумные сроки. При несоблюдении этих сроков судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации у фрахтователя.

Как установлено п. 2 ст. 216 КТМ, устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Это правило более предпочтительно для фрахтователя по сравнению с соответствующим положением проформы "Barecon 89" - согласно п. 2 проформы, судовладелец несет ответственность за ремонт, вызванный скрытыми недостатками судна, его механизмов или оборудования, существовавших в момент сдачи судна, при условии что такие недостатки были обнаружены в течение 18 месяцев после сдачи судна. Стороны бербоут-чартера могут установить и иные сроки.

В соответствии со ст. 645 ГК арендатор (фрахтователь) своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, для чего он осуществляет укомплектование его экипажем. Согласно ст. 217 КТМ фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В последнем случае такой договор, в отличие от бербоут-чартера, называют димайз-чартером, хотя российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажем судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна.

Фрахтователь несет расходы не только на содержание членов экипажа судна, но и все связанные с его эксплуатацией расходы, уплачивает взимаемые с судна сборы, а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности (ст. 218 КТМ). Последнее положение учитывает лишь исключение из общепринятых условий, применяемых в морском судоходстве при фрахтовании судна без экипажа. Согласно ст. 646 ГК, если сторонами договора не предусмотрено иное, расходы на страхование, включая страхование ответственности, несет арендатор (фрахтователь). И в качестве общего подхода подп. "а" п. 12 проформы "Barecon 89" предусмотрено, что на срок аренды судно страхуется фрахтователем за свой счет от морских, военных рисков и рисков P and I с тем, чтобы защитить интересы как судовладельца, так и фрахтователя. Лишь в том случае, если стороны особо об этом договорились, распределение обязанностей по страхованию может быть иным (подп. "а" п. 13): в период аренды судно должно быть застраховано от морских и военных рисков судовладельцем за свой счет, и ни судовладелец, ни страховщики не имеют права на возмещение или суброгацию против фрахтователя. В то же время фрахтователь должен застраховать за свой счет риски P and I. Таким образом, если применяются общепринятые условия, на которых заключаются договоры бербоут-чартера, довольно трудно представить себе положение, при котором указанное выше правило ст. 218 получило бы применение.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (п. 2 ст. 218 КТМ). Условия возврата судна подробно регламентированы в п. 14 проформы "Barecon 89": судно возвращается в безопасном порту с предварительным уведомлением за 30 дней и не менее чем за 14 дней с указанием ожидаемой даты и порта (портов) возврата судна. Если судно вышло в рейс, после окончания которого период чартера может быть превышен, фрахтователь может использовать судно для завершения этого рейса, если разумный расчет позволяет установить, что судно может быть возвращено примерно в сроки окончания чартера. Судно должно быть возвращено судовладельцу в том же хорошем виде, состоянии и с классом, в каком оно было при сдаче, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Фрахтователь судна по бербоут-чартеру вправе использовать его для любых целей, предусмотренных договором, и поэтому несет ответственность перед третьими лицами по любым требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Как и при фрахтовании на условиях тайм-чартера, фрахтователь вправе заключать договоры перевозки, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Его ответственность в этих случаях наступает в соответствии с правилами главы VIII КТМ. Согласно п. 20 проформы чартера "Barecon 89" фрахтователи обязаны следить за тем, чтобы коносаменты, выдаваемые на грузы, содержали оговорку "Парамаунт", включающую любое законодательство относительно ответственности перевозчика за груз, обязательно применяемое в морских перевозках, а также содержать пересмотренную новую оговорку Джейсона и оговорку о взаимной ответственности при столкновении. Коносаменты, одобренные Союзом российских судовладельцев, содержат указанные оговорки.

В отличие от правила ст. 207 КТМ, согласно которому фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя, ст. 220 КТМ устанавливает обратное правило: ответственность несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. Появление такого правила вполне оправданно, поскольку судно поступает в полное распоряжение фрахтователя, который укомплектовывает его экипажем и осуществляет эксплуатацию судна во всех отношениях. Исходя из этого спасательное вознаграждение полностью поступает в распоряжение фрахтователя, что прямо предусмотрено в п. 17 проформы "Barecon 89", согласно которому все вознаграждение за спасание и плата за буксировку идут в пользу фрахтователя. Однако и стоимость ремонта повреждений, причиненных в ходе спасательных операций, относится за счет фрахтователей.

Согласно п. 1 ст. 221 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами, и освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

Таким образом, согласно КТМ фрахтователь освобождается от уплаты фрахта лишь в одном случае - непригодности судна к эксплуатации вследствие немореходности, наступившей не по вине фрахтователя. Договором могут быть предусмотрены случаи, когда подлежит оплате время, в течение которого судно было немореходным не по вине фрахтователя. Так, согласно п. 12 проформы "Barecon 89" время, затраченное на устранение скрытых дефектов, не обнаруженных в течение 18 месяцев, должно считаться как время аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 221 судовладелец в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. Пунктом 10 чартера "Barecon 89" предусмотрена возможность изъятия судна при неуплате арендной платы в течение семи текущих дней. Как и при фрахтовании судна в тайм-чартер, судовладелец может осуществить залоговое право на грузы и субфрахт, принадлежащий фрахтователям, и на фрахт по коносаментам в удовлетворение всех требований, вытекающих из бербоут-чартера.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта (ст. 223 КТМ). Положения указанной статьи основаны на ст. 624 ГК, согласно которой в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе не предусмотрено договором аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Таким образом, возможен выкуп судна фрахтователем по бербоут-чартеру, в котором первоначально отсутствовало условие о выкупе.

Часть IV проформы "Barecon 89" посвящена договору бербоут-чартера, содержащему условие о выкупе судна. Согласно этой части, если уплата фрахта задерживается менее чем на семь дней или по причине, не зависящей от фрахтователя, право изъятия судна не применяется. Однако любая задержка очередного взноса дает судовладельцу право на получение процентов по ставке, согласованной сторонами, а если она не согласована, то по текущей рыночной ставке. В соответствии со ст. 222 КТМ по бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. Как видно из содержания ст. 222 КТМ, при ее формулировании имелись в виду соответствующие положения проформы "Barecon 89", которые претерпели некоторые изменения. Во-первых, срок увеличен до 14 дней. Во-вторых, согласно КТМ могут быть взысканы причиненные просрочкой убытки, а не только проценты. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам (ст. 224 КТМ). Хотя приведенное правило соответствует п. 1 ст. 476 ГК, на практике эти вопросы решаются в договоре бербоут-чартера. Так, согласно проформе "Barecon 89" продавец (судовладелец) обязан во время передачи вручить покупателю (фрахтователю) все классификационные сертификаты. Судно со всем имуществом остается на риске продавца до тех пор, пока оно не будет передано покупателю в соответствии с условиями договора, и судно со всем его имуществом должно быть сдано и принято в том состоянии, в котором находится в момент передачи, после чего продавец освобождается от любой ответственности за возможные ошибки или недостатки в его описании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: