Привлечение гражданина для выполнения государственной обязанности

Обновлено: 25.04.2024

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

  • право избирать и быть избранным в органы государственной
  • власти и органы местного самоуправления;
  • право участвовать в референдуме;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право участвовать в отправлении правосудия.

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае:

1) назначения арбитражным судом экспертизы;

2) реорганизации организации, являющейся лицом, участвующим в деле;

3) привлечения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, для выполнения государственной обязанности;

4) нахождения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке;

5) рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела.

Комментарии к ст. 144 АПК РФ

1. Статья 144 АПК устанавливает факультативные основания приостановления производства по делу. Применение обязательных оснований (ст. 143 АПК) зависит только от установления соответствующих обстоятельств, в то время как применение факультативных оснований - от мнения суда по поводу необходимости приостановления производства по делу. При этом суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле. Перечень факультативных оснований является исчерпывающим.

Инициатором приостановления производства по делу может быть арбитражный суд либо лицо, участвующее в деле, заявляющее соответствующее ходатайство.

2. В соответствии с п. 1 ст. 144 АПК суд вправе приостановить производство по делу в случае назначения арбитражным судом экспертизы. Проведение судебной экспертизы (технической, строительно-технической, почерковедческой, землеустроительной и др.) является необходимым для надлежащего установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, по многим категориям дел. В связи с тем, что проведение экспертного исследования требует значительных временных затрат, приостановление производства по делу представляется целесообразным при назначении экспертизы любого вида.

3. Пункт 2 ст. 144 АПК устанавливает в качестве факультативного основания приостановления производства по делу реорганизацию лица, участвующего в деле.

Реорганизация юридических лиц регламентирована ст. ст. 58, 59 ГК. В силу п. 1 ст. 59 ГК передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Для установления достоверных сведений об имуществе, передающемся при реорганизации, реорганизуемый хозяйствующий субъект обязан провести инвентаризацию имущества (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). В связи с тем, что реорганизация может продолжаться длительное время, суд вправе реализовать полномочия по приостановлению производства по делу.

4. Пунктом 3 ст. 144 АПК предусмотрена возможность приостановления производства по делу в связи с привлечением гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, для выполнения государственной обязанности. Использование института приостановления производства по делу, когда исполнение гражданином государственной обязанности делает невозможным его участие в судопроизводстве, обеспечивает реализацию конституционного права на судебную защиту, принципов равноправия сторон, состязательности. Государственные обязанности предусмотрены Конституцией РФ.

5. Факультативным основанием приостановления производства по делу служит нахождение гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке (п. 4 ст. 144 АПК). Данная норма установлена в отношении гражданина как непосредственного субъекта арбитражных процессуальных правоотношений. Нахождение руководителя или юрисконсульта юридического лица, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке не может являться основанием приостановления производства по делу.

В соответствии со ст. ст. 40 и 54 АПК представитель не относится к лицам, участвующим в деле, поэтому производство по делу не может быть приостановлено в связи с нахождением представителя в лечебном учреждении или длительной служебной командировке. Суд вправе реализовать полномочия по отложению судебного разбирательства на основании ч. 4 ст. 158 АПК.

Следует помнить, что арбитражный суд должен оценить необходимость приостановления производства по делу исходя из особенностей конкретных обстоятельств и, предполагая краткосрочное нахождение стороны в лечебном учреждении, вправе отложить судебное разбирательство на основании ч. 5 ст. 158 АПК.

6. Пунктом 5 ст. 144 АПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу при рассмотрении международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для данного дела.

Применение этой нормы зависит от оценки судом значения заключительного акта по делу, рассматриваемому международным судом, судом иностранного государства, для приостанавливаемого дела. Если дело, рассматриваемое международным судом, судом иностранного государства касается того же материального правоотношения, то заключительный акт по нему будет иметь значение для рассмотрения и разрешения дела отечественным арбитражным судом. Арбитражный суд приостановил производство по делу исходя из невозможности разрешения между сторонами спора до рассмотрения спора относительно стоимости выполненных работ по договору, разрешение разногласий по которому сторонами согласовано в международном коммерческом арбитраже, согласно регламенту ЮНСИТРАЛ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2007 г. N 15706/06).

7. Перечень факультативных оснований приостановления производства по делу является исчерпывающим. Регламентация специальными нормативными правовыми актами иных факультативных оснований приостановления производства по делу не влияет на исчерпывающий характер перечня.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным законом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Факультативные основания приостановления производства по делу о банкротстве установлены АПК и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (см. комментарий к гл. 28 АПК).

Ознакомьтесь с требованиями к порядку действий работодателя в случае получения документа, подтверждающего привлечение работника для исполнения государственных и общественных обязанностей

В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Порядок осуществления таких выплат установлен, например, Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240) и др.

Получите документ, подтверждающий привлечение работника для исполнения государственных и общественных обязанностей

В случае привлечения работника к исполнению государственных и общественных обязанностей в рабочее время работодатель обязан освободить работника от работы.

На время исполнения работником государственных и общественных обязанностей за ним сохраняется должность (место работы). Примечание 1.

Работник должен представить документ, подтверждающий привлечение для исполнения государственных или общественных обязанностей. Такой документ может прийти непосредственно на адрес работодателя. Примечание 2.

Сроки и длительность привлечения работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, как правило, указаны в подтверждающем документе, но в некоторых случаях не могут быть определены точно заранее.

Законодательством не предусмотрен определенный порядок и сроки уведомления работодателя работником о его привлечении к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Также работнику не требуется получение согласия работодателя на отсутствие работника на работе в связи с исполнением указанных обязанностей. Примечание 3.

При получении документа, подтверждающего необходимость приступить к исполнению государственной или общественной обязанности, работнику целесообразно оформить письменное заявление с просьбой освободить его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей на определенный период (Заявление об освобождении от работы).

Подтверждающие документы (копия удостоверения, судебная повестка, телефонограмма и т.п.) должны быть приложены к заявлению.

Если работник представил документ, подтверждающий привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, перейдите к шагу 3.

Издайте приказ об освобождении работника от работы и ознакомьте с ним работника

В связи с привлечением работника к исполнению государственных или общественных обязанностей на основании заявления работника и представленного им подтверждающего привлечение к указанным обязанностям документа, издайте приказ (распоряжение) об освобождении работника от работы. Примечание 4.

Зарегистрируйте приказ в журнале регистрации приказов (распоряжений) по личному составу. Ознакомьте работника с приказом (распоряжением). Ознакомление должно подтверждаться подписью работника. По требованию работника выдайте ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Внесите сведения о периоде отсутствия работника в табель учета рабочего времени.

В случае привлечения к исполнению государственных или общественных обязанностей денежная компенсация работнику выплачивается в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Примечание 5.

Примечание 4: увольнение работника или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в период исполнения государственных или общественных обязанностей не допускаются.

Примечание 5: Как правило, выплаты работнику осуществляются государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей. Но в некоторых случаях (например, при участии в военных сборах, п. 1 ст. 6 ФЗ № 53-ФЗ) за работником сохраняется средний заработок, который выплачивается по месту постоянной работы. При этом компенсация расходов организации осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 2, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Гражданину, проходившему военные сборы (медицинское освидетельствование), не позднее даты его убытия из военного комиссариата по окончании сборов выдается справка о прохождении военных сборов, которая должна быть представлена по месту работы. Данный документ нужен для возмещения затрат работодателя за период отсутствия работника.

Арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае:

1) назначения арбитражным судом экспертизы;

2) реорганизации организации, являющейся лицом, участвующим в деле;

3) привлечения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, для выполнения государственной обязанности;

4) нахождения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке;

5) рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела.

Комментарий к ст. 144 АПК РФ

Пункт 1 ст. 144 АПК. Необходимость приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы определяется исходя из сложности экспертного исследования, сроков его проведения.

Пункт 2 ст. 144 АПК. Целью приостановления выступает необходимость определения лица, к которому перейдут права и обязанности по спорному материальному правоотношению. Необходимость приостановления зависит от формы реорганизации, длительности процедуры, сложности в определении правопреемника, процессуального статуса реорганизуемого лица, причины реорганизации и ее инициатора. Доказательством реорганизации юридического лица является запись в ЕГРЮЛ. Правопреемник реорганизованной организации определяется на основании передаточного акта (ст. ст. 58, 59 ГК). Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК).

Пункт 3 ст. 144 АПК. Для приостановления производства по делу необходимо установить, что обязанность, к которой привлечен гражданин, является государственной, предусмотренной действующим законодательством РФ. Под привлечением к выполнению государственной обязанности может пониматься призыв на действительную срочную военную службу, альтернативную гражданскую службу, призыв на военные сборы и др.

Пункт 4 ст. 144 АПК. Нахождение в лечебном учреждении подразумевает прохождение гражданином стационарного лечения, исключающего возможность его участия в судебном заседании. Нахождение на лечении должно подтверждаться справкой медицинского учреждения. Прохождение гражданином амбулаторного лечения либо пребывание на санаторно-курортном лечении не образует основания для приостановления производства по делу.

Длительность командировки, которая может являться основанием для приостановления производства по делу, предположительно должна составлять более месяца, при меньшей длительности необходимо рассматривать вопрос об отложении судебного заседания. Нахождение в командировке подтверждается приказом о направлении в командировку, командировочным удостоверением, копиями проездных документов.

Привлечение к выполнению государственной обязанности, нахождение в лечебном учреждении или в длительной командировке руководителя юридического лица или представителя юридического лица (адвоката, юрисконсульта) не является основанием для приостановления производства по делу.

Применительно к п. п. 3, 4 ст. 144 АПК при решении вопроса о необходимости приостановления производства по делу следует принимать во внимание наличие у гражданина представителя, участвующего в деле, предшествующее участие гражданина в судебных заседаниях, доказательственное значение личных объяснений гражданина, его процессуальный статус как лица, участвующего в деле, предполагаемую длительность обстоятельств, препятствующих участию гражданина в судебном заседании.

Пункт 5 ст. 144 АПК. Для решения вопроса о необходимости приостановления производства по делу следует выяснять компетенцию международного суда, иностранного суда и возможность признания и приведения в исполнение их решений на территории РФ и в отношении участников рассматриваемого арбитражного дела, наличие взаимной связи между рассматриваемыми делами и отсутствие тождественности рассматриваемых споров.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 144 АПК РФ:

Суд также вправе оценить необходимость приостановления производства по делу, исходя из сложности экспертного исследования, сроков его проведения. В силу статьи 144 АПК РФ назначение судебной экспертизы является основанием для приостановления производства по делу.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.03.2016, производство по делу приостановлено на основании пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) до получения заключения эксперта. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Между тем, таких оснований по результатам изучения обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено. Приостанавливая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 82, 144 , 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Производство по делу приостановлено судом апелляционной инстанции исходя из невозможности его дальнейшего рассмотрения без получения результатов экспертизы.

Работника по телефону вызвали в полицию на допрос в качестве свидетеля. В отсутствие документа о вызове работодатель отказался освободить работника от работы. По возвращении работника из полиции работодателю была предъявлена повестка, оформленная надлежащим образом. Однако за самовольный уход с работы в день допроса к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Анализируем ситуацию

Анализ ситуации

Свидетель вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин (ст. 188 УПК РФ). Согласно п. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).
Свидетель вызывается на допрос повесткой, однако на момент вызова таковой у работника не было. Тем не менее после допроса работник предъявил работодателю документ, подтверждающий его привлечение к расследованию в качестве свидетеля.
В отсутствие повестки явка на допрос относилась к усмотрению работника. Он мог отказаться, потребовав оформить вызов повесткой. Приняв решение явиться на допрос без повестки, работник имел право отсутствовать на рабочем месте, поскольку трудовое законодательство предусматривает освобождение от работы на время исполнения работником государственных обязанностей.
Работнику не требуется получение предварительного согласия работодателя на отсутствие на работе в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей. Работодатель не вправе каким-либо образом препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей.
У работника нет обязательств по предъявлению работодателю документа, подтверждающего факт выполнения им государственной обязанности (ни до, ни после допроса), и тем более обязательств по предоставлению повестки работодателю. Повестка оформляется на имя работника, и наименование работодателя, в отличие от листка нетрудоспособности, в ней не указывается. Тем не менее в интересах работника такой документ работодателю предъявить.

По предъявлении работником повестки работодатель должен освободить работника от работы, предоставив ему возможность для получения необходимых гарантий и компенсаций. При этом повестка остается на руках у работника, поскольку основанием для освобождения от работы является не повестка как таковая, а факт привлечения работника к исполнению государственных обязанностей.
Кроме того, работодатель не должен оплачивать время, в течение которого вызванный на допрос работник отсутствовал на рабочем месте. Обязанность по такой оплате возложена на соответствующий государственный орган (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»). В связи с этим подлинник повестки – один из документов, позволяющих работнику реализовать свое право на получение государственных гарантий за пределами отношений работник-работодатель.
Право работодателя знать о причинах отсутствия работника на рабочем месте не подкреплено обязанностью последнего предъявлять ему повестку. Поэтому работник информирует работодателя о вызове на допрос не во исполнение своих трудовых обязанностей, а во избежание возможности наступления негативных последствий – привлечения к ответственности за нарушение трудовой дисциплины и связанных с этим затрат, в том числе по обжалованию взыскания.

В рассматриваемом случае работник фактически привлечен к ответственности за непредъявление работодателю повестки, что неправомерно, во-первых, потому, что у работника ее не было, во-вторых, потому, что такая обязанность на работника законом не возложена.
Вместе с тем работодатель вправе в предварительном порядке, а не постфактум получать информацию о предстоящем отсутствии работника. Поэтому в рамках исполнения функции по учету рабочего времени он может локальным актом возложить на работника дополнительную нагрузку, конкретизирующую его обязанность в части соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, оговорив особенности отсутствия на рабочем месте в связи с исполнением государственной обязанности.
Только при наличии такого локального акта работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но не за отсутствие на рабочем месте (прогул) в связи с исполнением государственной обязанности, а за нарушение, к примеру, порядка извещения работодателя о необходимости своего отсутствия в связи с допросом. В любом случае препятствовать работнику в исполнении государственной обязанности в части дачи свидетельских показаний работодатель не вправе.

В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В судебном порядке с работодателя может быть взыскана компенсация в счет возмещения морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Правильный порядок действий в данной ситуации:

1. Работнику, получившему вызов на допрос, следует проинформировать об этом работодателя. Работник может предоставить работодателю копию повестки (если таковая имеется), приложив ее к своему письменному заявлению. Подлинник повестки в любом случае остается на руках у работника, поскольку следователь или лицо, проводящее дознание, должны будут сделать на ней отметку о фактической явке работника на допрос.

2. Работодатель должен внести сведения в табель учета рабочего времени работника, целесообразно издать приказ о его освобождении от работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: