Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства

Обновлено: 01.05.2024

Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.

Принципы законности Гарантии законности
Всеобщность Общественная польза Экономические
Единство Политические
Верховенство закона Социальные
Неотвратимость наказания Идеологические
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности Юридические (правовые), в том числе: · совершенствование законодательства исходя из интересов всего общества; · предотвращение правонарушений; · привлечение правонарушителя к юридической ответственности
Неразрывная связь законности и культурности
Правопорядок включает в себя общественный и правовой порядок.
Общественный порядок – это сложившаяся система устойчивых отношений между членами общества, которая утвердилась в качестве образа жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идей социальной справедливости. Правовой порядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.
Подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка

Идея правового государства зародилась еще в древности. На протяжении столетий мыслители отстаивали гуманистические взгляды, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон. Позднее в работах политологов, социологов, юристов речь шла уже не только о чертах и признаках правового государства, но и об условиях его формирования. Становление и развитие первых правовых государств относятся к ХIХ вв. Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 г., Конституция Франции — в 1791 г. Движение к правовому государству началось и в сегодняшней России.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Принципиально важными предпосылками создания и упрочения правового государства являются следующие моменты. 5

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т. д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями: верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни одни человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

Взаимная ответственность государства и личности. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся: юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей; политическая ответственность правительства перед органами государственной власти; политическая ответственность перед своими избирателями и т. д.

Реальная гарантированность прав и свобод личности. Государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свободы совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Одной из важнейших задач государственной власти в правовом государстве являются обеспечение и охрана основных прав и свобод личности — гражданских, политических, экономических, социальных, культурных. Но права человека неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Граждане, не выполняющие свои гражданские обязанности, справедливо подвергаются принуждению или наказанию. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, судебное обжалование действий должностных лиц и т. д.

Легитимной властью считается, прежде всего, власть:

· сформированная путем демократических выборов;

· эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе;

· признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне.

Все ветви власти должны быть разграничены.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, где каждая из них служит противовесом другой. Принцип разделения властей позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Иначе говоря, ни одному из органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем. Среди перечисленных признаков правового государства признак господства права является стержневым. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности. В настоящее время Россия начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала.

Построение правового государства России поставлено как цель. Основу правового государства составляет принцип справедливости.

Можно выделить основные направления построения России как правового государства:

· совершенствование российского законодательства;

· повышение правовой культуры граждан и общества;

· обеспечение неотвратимости наказания за совершенное правонарушение;

· защита и охрана прав и интересов граждан России;

· совершенствование работы всех ветвей власти, в том числе и правоохранительных органов.

Например, в области совершенствования российского законодательства и защита и охрана прав и интересов граждан России -наиболее интересен в современных условиях построения России как правового государства Указ Президента РФ от 18.07.2008 год № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому Центру частного права при Президенте РФ было получено разработать Концепцию развития гражданского законодательства в срок до 1 июня 2009 года, обеспечив ее публичное обсуждение. Концепция разбита на несколько разделов, например уже одобрены проекты:

1. Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России.

2. Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации

3. Концепции развития законодательства о юридических лицах.

4. Концепции развития законодательства о вещном праве.

5. Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках.

6. Концепции совершенствования раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

7. Концепции совершенствования раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право».

В октябре 2009 года уже разработана общая Концепция. Для дальнейшего рассмотрения Правительством.

Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства (2009)

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию законности, перечислить ее основные признаки и рассмотреть базовые принципы законности.
Задачи курсовой работы, которые определили темой и целью:
- рассмотреть понятие законности и
привести взгляды разных авторов на проблему понятия и соблюдения законности;
- изучить принципы законности;
- рассмотреть, как принципы законности реализуются в условиях формирования правового государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие законности…………………………………………………..5
Глава 2. Основные принципы законности……………………………………10
2.1. Принцип единства ……………………………………………………….10
2.2. Принцип всеобщности законности……………………………………….11
2.3 Принцип целесообразности законности ………………………………..12
2.4. Принцип верховенства закона…………………………………………….14
2.5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности ……….15
2. 6. Принцип гарантированности прав и свобод личности…………………16
2.7. Принцип взаимосвязи законности и культурности……………………. 18
Глава 3. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использования нормативных источников и литературы……………24

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по ТГП.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

по Теории государства и права

на тему: «Принципы законности в условиях формирования правового государства»

Выполнил студент 1 курса

Глава 1. Понятие законности…………………………………………………. .5

Глава 2. Основные принципы законности……………………………………10

2.2. Принцип всеобщности законности……………………………………….11

2.3 Принцип целесообразности законности ………………………………..12

2.4. Принцип верховенства закона…………………………………………….14

2.5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности ……….15

2. 6. Принцип гарантированности прав и свобод личности…………………16

2.7. Принцип взаимосвязи законности и культурности……………………. 18

Глава 3. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства………………………………………………… ……….20

Список использования нормативных источников и литературы……………24

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Актуальность темы законности и ее укрепления в рамках государственного управления определяется потребностью теории и практики, вследствие которой в юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли, законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований предъявляемых к личности. Большинство публикаций по данной теме имеют многолетнюю давность.
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Право, как культурная и информационная ценность, определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Законность и правопорядок являются одними из важнейших вопросов в правовом государстве. Все развитые и развивающиеся страны стремятся к тому, чтобы они соблюдались. Именно поэтому данная тема является столь актуальной.

Так же актуальность темы законности и ее укрепления в рамках государственного управления определяется потребностью теории и практики, вследствие которой в юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли, законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований предъявляемых к личности. Большинство публикаций по данной теме имеют многолетнюю давность.

Объект исследования: понятие и принципы законности.

Предмет исследования: закономерности, свойства, стороны, характеристики принципов законности.

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию законности, перечислить ее основные признаки и рассмотреть базовые принципы законности .
Задачи курсовой работы, которые определили темой и целью:
- рассмотреть понятие законности и
привести взгляды разных авторов на проблему понятия и соблюдения законности;

- изучить принципы законности;
- рассмотреть, как принципы законности реализуются в условиях формирования правового государства.

Глава 1. Понятие законности

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы 1 .

Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе права.

В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.

В соответствии с таким определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно- правовых актов 2 .

Правотворческий процесс – это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под требования соблюдения, исполнения законности и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее основная часть, а, прежде всего, только как предпосылка и условие ее осуществления.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ 3 .

Законность — одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, предавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях.

Именно поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остросоциальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависит жизнь и судьба миллионов людей. Субъектами законности являются все без исключения граждане и организации.

Профессор М.Н. Марченко полагал, что для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов и подзаконных, включая ведомственные, актов и др.). Содержание законности составляет не само наличное законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 4

В специальной литературе неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая «с функциональной точки зрения Н.В. Витрука может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемого им требования к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и государственной жизни».

Законность - это и непременный атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека 5 . Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение.

Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности. С этим мнением соглашается М.С. Строгович, он полагает, что «сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов». Из этого, по его мнению, вытекает «необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, соответствие с законом и воисполнении закона». 6

Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее. Отсюда законность - «это реализующееся право» отмечает С.С. Алексеев. 7 Право, законы - естественная почва законности, ее питательные корни.

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию законности, перечислить ее основные признаки и рассмотреть базовые принципы законности.
Задачи курсовой работы, которые определили темой и целью:
- рассмотреть понятие законности и
привести взгляды разных авторов на проблему понятия и соблюдения законности;
- изучить принципы законности;
- рассмотреть, как принципы законности реализуются в условиях формирования правового государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие законности…………………………………………………..5
Глава 2. Основные принципы законности……………………………………10
2.1. Принцип единства ……………………………………………………….10
2.2. Принцип всеобщности законности……………………………………….11
2.3 Принцип целесообразности законности ………………………………..12
2.4. Принцип верховенства закона…………………………………………….14
2.5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности ……….15
2. 6. Принцип гарантированности прав и свобод личности…………………16
2.7. Принцип взаимосвязи законности и культурности……………………. 18
Глава 3. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использования нормативных источников и литературы……………24

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по ТГП.docx

В характеристиках законности как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния и т.д. фактически речь идёт о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм 8 .

Я считаю, что состояние законности в современной России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. По сути, она находится в глубоком затяжном кризисе. Законы не уважают и не соблюдают даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм, переходящий во многих случаях в беспредел. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе, особенно в органах милиции, где само слово «законность» почти выпало из их служебного лексикона.

В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на общественные организации и их органы 9 .

Таким образом, я считаю, что право является регулятором общественных отношений, прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения норм права в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, являясь правовым режимом общественных отношений.

Выводы по главе 1.

Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что законность – это точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

Субъектами законности являются все без исключения граждане и организации.

Государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять возложенные на них правовыми нормами обязанности.

Глава 2. Основные принципы законности

2.1. Принцип единства

Единство законности – основополагающий принцип. Суть состоит в установлении законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.

При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных - особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения 10 .

Для претворения в жизнь данного принципа в стране должны сложиться соответствующие социально- экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения Российской федерации, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая система общества 11 .

2.2. Принцип всеобщности законности.

Данный принцип состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из под влияния права, а так же характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов 12 .

2.3. Принцип целесообразности законности.

Данный принцип состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определённых юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности 13 .

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Существует презумпция целесообразности закона. Не целесообразных законов в принципе не должно быть. В свое время принимались в расчет прежде всего «революционного» или «классовая» целесообразность, позже – «социалистическая».

«Российская практика последних лет знает немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой «чеченской компании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации», отмечал Н.И. Матузов. 14 Подобные аномалии встречаются и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов обычно руководствуются в своих действиях, прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами государства.

Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказаний, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности 15 .

Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Здесь же важно отметить, что благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

2.4. Принцип верховенства закона

Данный принцип проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам.

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характеру. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемента политико-правовой культуры общества 16 .

Верховенство закона объясняется тем, что является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не в праве, издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как основной закон государства.

К сожалению, в современной российской практике очень часто президентские указы, правительственные постановления, региональные акты не только противоречат законам, но нередко подменяют их или сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в надзаконные, что неизбежно сзывается на состояние законности в стране.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорировано конституционных положений – одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения. Без этого условие строительство правового государства в России может быть замедленно 17 .

2.5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

Данный принцип состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи 18 .

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности ясно осознавать, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать. Но этого нет. Напротив, социологические опросы среди осужденных, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан. Вот почему еще Цицерон заметил: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

2.6. Принцип гарантированности прав и свобод личности .

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемирная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы 20 .

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию законности, перечислить ее основные признаки и рассмотреть базовые принципы законности.
Задачи курсовой работы, которые определили темой и целью:
- рассмотреть понятие законности и
привести взгляды разных авторов на проблему понятия и соблюдения законности;
- изучить принципы законности;
- рассмотреть, как принципы законности реализуются в условиях формирования правового государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие законности…………………………………………………..5
Глава 2. Основные принципы законности……………………………………10
2.1. Принцип единства ……………………………………………………….10
2.2. Принцип всеобщности законности……………………………………….11
2.3 Принцип целесообразности законности ………………………………..12
2.4. Принцип верховенства закона…………………………………………….14
2.5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности ……….15
2. 6. Принцип гарантированности прав и свобод личности…………………16
2.7. Принцип взаимосвязи законности и культурности……………………. 18
Глава 3. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список использования нормативных источников и литературы……………24

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по ТГП.docx

Выражение “высшая ценность”, упоминающееся в ст. 2 Конституции РФ, относится не к юридической, а к нравственной категории. Но когда оно попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательное правило для всех членов общества - как обличенных, так и не обличенных властью. Последующие главы Конституции, и особенно глава 2 “Права и свободы человека и гражданина”, подчинены этому принципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечиванию прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен оправдываться правами и свободами. Итак, реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип, который закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» 21 . Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения.

Итак, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

2.7. Принцип взаимосвязи законности и культурности.

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм – это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелость государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Между законностью и культурностью существует взаимосвязь. Без законности нельзя обеспечить культуру работы должностных лиц, да и общая культура населения непременно включает в себя в качестве элемента правовую культуру. С другой стороны, и это очень важно, чем выше уровень культурности и образованности людей, тем больше требований они предъявляют к деятельности государственных учреждений, административных органов, должностных лиц, тем более нетерпимо относятся к нарушению своих прав и законных интересов, к правонарушениям и произволу 22 .

Выводы по главе 2.

Проанализировав данную главу, можно сказать, что основными принципами законности являются:

1. Принцип единства - Основополагающий принцип. Суть состоит в установлении законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.

2. Принцип всеобщности законности. Состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из под влияния права, а так же характеризует действие законности по кругу лиц.

3. Принцип целесообразности законности. Состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определённых юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

4. Принцип верховенства закона . Проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам.

5. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.

6. Принцип гарантированности прав и свобод личности. Означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемирная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.

7. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан.

Глава 3. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция 23 . К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего, юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране — это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами 24 . Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». И, наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата 25 .

Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни.

В данной курсовой работе можно выделить два основных фактора. Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определенных социальных групп, не учитывая общих индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может идти речи о законности.

Итак, во второй главе были рассмотрены следующие принципы законности:

- принцип единства (понимание и применение нормативных актов
должно быть одинаковым на всей территории страны);

- верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных
правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

- гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина
не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы,
их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

- связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот,
соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

- целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

- принцип неотвратимости наказания за нарушение законности (любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание);

- принцип всеобщности законности (в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из под влияния права, а так же характеризует действие законности по кругу лиц).

Важно отметить, что государство реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.


Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Настоящая юридическая новелла не констатация достигнутого результата, поскольку правовое государство еще только строится. Важно понимать главное: его строительство нельзя замедлять или откладывать на будущее, оно должно последовательно осуществляться в наше время и самым эффективным образом. Конституция закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и свободы — высшая ценность; права и свободы являются непосредственно действующими; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина выделяется в числе важнейших обязанностей государства. Данная обязанность может быть реализована, если в стране прочно утвердилось понимание необходимости соблюдения и исполнения Конституции РФ, федеральных законов, т. е. реально действует и такой принцип правового государства, как принцип законности.

Законность — одно из фундаментальных понятий юридической науки и практики. При различии определений законности (как принцип, режим, метод) большинство авторов сходятся в том, что суть законности состоит в требовании строгого и неуклонного осуществления всеми субъектами законов и подзаконных нормативных актов. Требование строгости означает недопустимость никаких отклонений от предписаний нормативных актов, а требование неуклонности устанавливает постоянство и неизменность данной линии поведения.

Субстанцией законности выступает именно закон. Поэтому сам термин «законность» производен от термина «закон». При таком видении основополагающего в законности стали аксиоматичными слова: закон есть закон; закон суров, но это закон; пусть рушится мир, но торжествует закон; закон закрепляет только то, что является правом; нужна диктатура закона; даже законы, содержащие величайшую глупость, надо соблюдать. В столь категоричных формулировках есть определенные основания. Мировой и отечественный опыт знает массу трагических фактов пренебрежения законами. В литературе высказывалось суждение, что законность, выступая в виде руководящего начала, в какой-то мере становится определяющей по отношению к праву. Была даже попытка в противовес теории правового государства обосновать для социалистического общества концепцию государства законности (точнее — строжайшей законности).

Но известно и другое, когда законы не только не спасали, а с их помощью творилось зло, причинялись неисчислимые страдания людям. Подтверждение тому — как трагический опыт «законодательствования» фашистских государств, так и наш собственный в период сталинского правления. Репрессивные законы, доминирующие в законодательстве тоталитарных режимов, есть по своей сути антиправовые, поскольку унижают человеческое достоинство, сводят на нет его права и свободы. В таких условиях закон перестает защищать человека от произвола власти. Наоборот, произвол и насилие возводятся в ранг закона. Причем все это укладывалось в рамки закона. Производство законов было поставлено на поток, и репрессивная государственная машина неуклонно проводила их в жизнь. Так что о беззаконии (отсутствии законов) и их несоблюдении в тоталитарном государстве говорить не приходится.

Следовательно, абсолютизация закона, законности, утверждение неоправданной их исключительности, приводящей к возвышению над правом, — путь непродуктивный. Не случайно попытка создать государство строжайшей законности не была реализована. Вместо нее активно стала продвигаться идея правового государства, ставшая конституционным идеалом. Дело в том, что формалистический (представляющий наиболее жесткий вариант юридического позитивизма) подход к праву, законности плохо сочетается с сущностью правового государства. В фундаменте юридического позитивизма лежат идеи о праве как строгом, формальном, чисто внешнем, ограничивающем свободу, обязательно-принудительном явлении. Человеку в таком праве отводится малозаметная, зависимая роль. Поэтому для блюстителей законности нет важнее задачи, чем любым путем добиться законопослушания со стороны граждан. Они также не обязаны рассуждать о справедливости, разумности принимаемых решений, одобрено будет все, что формально соответствует букве закона.

В условиях формирования правового государства требуется иное понимание права, законности, для которых мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учете, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. Поэтому концентрированно современная (естественно-позитивная) концепция правопонимания воплощена в конституционном положении о высшей ценности человека, его прав и свобод. Именно оно должно быть определяющим при проведении в жизнь принципа законности.

Но тогда необходимо признать, что не каждый закон можно считать правовым. Признание наличия неправовых законов не подрывает основ законности. Ее фундаментальное, всеобщее, универсальное значение ревизии не подлежит. Больше вреда ее престижу в обществе наносит категорическое требование следовать закону, даже противоречащему Конституции. Такое требование является столь же неприемлемым, как и идея И. Канта об этической автономии или самозаконности в области права. Выдающийся мыслитель писал: «Дефиниция моей внешней (правовой) свободы гласит так: эта свобода есть правомочие не повиноваться никаким внешним законам, кроме тех, на которые я бы мог дать свое согласие» [1]. Законность разрушает как формализм, так и усмотрение, не опирающееся на объективные законодательно закрепленные критерии.

Конечно, речь не идет об отказе от формальных требований законности. Без таких ее требований, как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми, кому они адресованы, соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов, соответствие актов применения нормативным актам и т. п., просто не обойтись. И все же неправильно связывать законность только с формальными требованиями. Опора на формальные требования законности (законности ради буквы) неизбежно ведет к тому, что любой закон, даже несправедливый, ущемляющий права и свободы, следует принимать за правовой. Приоритетное значение должны иметь содержательные требования законности: верховенство права, верховенство правового закона, соблюдения и уважения прав и свобод человека, справедливости и разумности применения права, культурности правотворческой и правореализующей деятельности. Единство содержательных и формальных требований дает основания говорить не просто о законности, а о правозаконности или конституционной законности.

Требования правозаконности должны распространяться на всех субъектов, в том числе и на законодателя. Законодатель должен не только закреплять принцип законности, но быть образцом для всех остальных в реализации ее требований на практике. Но на уровне нормотворчества не такая уж редкость — ущемление, ограничение прав и свобод. В этом несложно убедиться, если обратиться к практике Конституционного Суда РФ, ежегодным докладам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, периодической печати. В кругу причин издания неправовых законов не последнее место занимает то, что закон в большей степени рассматривается с формально-юридической позиции. В то же время юридический закон прежде всего разновидность общественного закона, под которым понимаются объективно существующие необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи (отношения) в обществе и внутри самого права. Из этого следует исходить при характеристике закона как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой. Такое видение будет побуждать законодателей на всех стадиях законодательного процесса глубоко прорабатывать проект закона, уже и с содержательной, а не только с формальной юридической стороны. В правовом законе должны быть органично соединены естественное и позитивное право, т. е. содержание, исходящее из природы человека, и содержание, определяемое государством. Однако права и свободы, как требует Конституция, должны определять смысл, содержание принимаемых законодателем законов.

К сожалению, взгляд на юридический закон как на вид общественного закона, имеющий объективный, необходимый характер, не получил должного осмысления и признания. Субъективный, формально-юридический подход в ходе подготовки и принятия правовых норм пока еще доминирует. Отсюда необходимо четко определить рамки усмотрения в нормотворческой деятельности. Субъективная составляющая в нормотворчестве, конечно, важна. Без нее немыслимо совершенствование и развитие правового регулирования. Даже закон всемирного тяготения люди сумели дополнить, развить в целях освоения космоса, но это сделано во благо технического и социального прогресса. Чего не скажешь о нормотворчестве, в результате которого в нормативных документах закрепляются: абстрактно сформулированные цели, задачи правового регулирования, популистские, противоречивые, дублирующие правила поведения; вводится в действие закон без пакета обеспечивающих его работу актов; принимается закон с плохо просчитанными социальными последствиями его реализации, не прошедший необходимую апробацию и т. д. Перечисленные и им подобные факты ведут к ущемлению, ограничению прав и свобод и, как следствие, противоречат требованиям конституционной законности, а следовательно, положениям внутренних законов самого права. Все это ухудшает качество социально-правовой жизни людей.

Нужен новый, не только формальный, а и содержательный взгляд на проблему законности в процессе применения права. Это относится к безоговорочно принимаемому на практике требованию о необходимости всегда строго исходить из буквы закона или даже буквы отдельной нормы. Приведенная позиция расходится с содержанием известной формулы: «В демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека», законом здесь является человеческое бытие. Ориентируясь лишь на «формальную целесообразность», стоящие на страже законности органы власти, должностные лица вовсе не обязаны вникать во все особенности, сложности возникшей для человека ситуации, а тем более задумываться о последствии такого рассмотрения. Их основная задача — действовать самим строго и неукоснительно в рамках установленных правил и обеспечивать законопослушание со стороны граждан. В данной правовой атмосфере нетрудно превратиться в бездушных формалистов, буквоедов, безучастно относящихся к нуждам людей.

Необходимо обратиться к смыслу законодательного регулирования по данному вопросу. Предметом анализа должны были стать разнообразные нормативно-регулятивные средства: нормы, принципы, цели, задачи права, правовые понятия, презумпции и т. д., из которых вместе взятых и вытекает смысл правового регулирования жилищных прав несовершеннолетнего. Такой уровень правопонимания, соблюдения законности суду общей юрисдикции оказался не под силу.

Другой не менее важный вопрос — о недопустимости для субъекта применения права, пока закон не отменен, ставить свое мнение выше действующего закона. Закон превращается в своеобразную вещь «для себя», в некую абстрактную абсолютную ценность. Правоприменитель же перед законом обречен на пассивность. Его главная задача — во имя сохранения закона безропотно, не задумываясь следовать формальным категорическим предписаниям, даже если они несправедливы, неразумны и антигуманны. Такое допустимо лишь в тоталитарном государстве, но не для общества, вставшего на путь строительства правового государства.

В аспекте правозаконности или конституционной законности следовать закону, пусть даже надлежащим образом юридически оформленному, но содержательно ущербному, вряд ли правомерно. И это, еще раз подчеркнем, вовсе не призыв к всеобщему непослушанию, к беспорядкам, анархии. Такая оценка могла иметь место во времена, когда права человека не признавались самостоятельной ценностью и противопоставлялись правам гражданина, когда Конституция рассматривалась не иначе как политическая декларация, а не нормативный правовой акт прямого действия.

Сегодня сложилась иная правополитическая ситуация. Права и свободы человека, закрепленные в международных правовых документах, Конституции РФ, имеют непосредственное юридическое значение, служат нормативной основой, правовым критерием в процессе реализации права. Это и позволяет при решении конкретного юридического вопроса (дела) в случае сомнения по поводу соответствия закона (его отдельной нормы) правам человека руководствоваться не действующим, вызывающим сомнение законом (его отдельной нормой), а принципами и нормами международного права, Конституции, закрепляющими положение о правах человека.

Подход к законности, сочетающий соблюдение ее содержательных и формальных требований в деятельности законодательных и правоприменительных органов, является необходимым условием для утверждения в общественном правосознании отношения к законности как ценности. Однако такая практика еще не стала широко распространенной. Нередки случаи, когда, например, решение суда выглядит формально правильным, а по существу является издевательством, или когда на словах должностное лицо заявляет, что чисто по-человечески, по справедливости, оно на стороне гражданина, и все же вынуждено отказать, поскольку обязано точно следовать закону. При этом представитель власти даже не пытается найти в данной ситуации разумный правовой выход. Это одна из серьезных причин, из-за которой множатся жалобы в вышестоящие инстанции. В результате, вместо укрепления законности происходит усиление позиций правового нигилизма в обществе.

Таким образом, проблема законности должна решаться на основе современного правопонимания. Новый образ права, формируемый под углом зрения человеческого измерения, позволит раскрыть неразрывную связь законности со справедливостью и разумностью, воспитать чувство законности, показать преимущества жизни по закону, вести эффективную борьбу с правовым нигилизмом. Вот тогда законность действительно будет восприниматься как ценность, без которой невозможно строительство правового государства.

1. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С. 375.

2. Закатнова А. Законность на кону // Российская газета. 2010. 17 мая.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, законность, свобода, конституционная законность, отдельная норма, правовое регулирование, свобода человека, требование, нормативный правовой акт, правовой нигилизм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: