Эксперт может привлекаться в конституционный судебный процесс на стадии

Обновлено: 18.04.2024

Конституционный процесс. Назначение судебной экспертизы в конституционном процессе регламентируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.№1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ). В соответствии со ст. 36 указанного Закона поводами и основаниями к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ являются запросы, ходатайства или жалобы в связи с обнаружившейся, по мнению заявителя, неопределенностью в вопросе о соответствии Конституции РФ закона, иного нормативного акта, до говора и т. п.

Запросы могут касаться вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; международных договоров РФ.

В форме запроса осуществляется обращение в Конституционный Суд РФ судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, которые при рассмотрении дела сомневаются в конституционности закона, который подлежит применению при разрешении ими дела.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются в соответствии со ст. 92 ФКЗ в случае разрешения споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ.

В Конституционный Суд РФ возможно обращение в форме индивидуальной или коллективной жалобы в случае нарушения конституционных прав и свобод законами или правовыми нормами в конкретном правоотношении, в котором участвуют заявители (ст. 96 ФКЗ).

Конституционный процесс. Коллективная жалоба может поступить от объединения граждан. Объединение граждан — это любое их объединение, созданное для содействия в реализации любых конституционных прав. Ими являются группы граждан, а также объединения, созданные в соответствии с ГК РФ, федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.

Муниципальные образования в данном случае рассматриваются как территориальные объединения граждан. Объединение граждан может иметь или не иметь статуса юридического лица, это не влияет на его право обратиться в Конституционный Суд РФ. Обращение в форме жалобы возможно в случае нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ (ред. от 2 июля 2015 г.) поступившее обращение предварительно изучается судьей докладчиком и затем вносится в повестку дня. При предварительном изучении обращения, жалобы судья — докладчик может поручить провести экспертизу (§ 34).

Необходимость в проведении экспертизы может выявляться и в судебном заседании. В этом случае оно откладывается и принимается определение Конституционного Суда РФ о проведении экспертизы.

Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ поручение о проведении экспертизы формируется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 63 ФКЗ. Вопросы эксперту формулируются судьей докладчиком либо Конституционным Судом РФ.

Обычно эксперта заранее определяет судья докладчик, ставит перед ним вопросы, разрешение которых необходимо для рассмотрения дела. Но кандидатура эксперта и вопросы к нему могут быть предложены и заявителем. Судья докладчик и председательствующий в заседании, если необходимость в экспертизе возникла на стадии рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда РФ, могут не согласиться с предложениями заявителя.

В качестве экспертов приглашаются не только юристы с ученой степенью, но и, исходя из существа рассматриваемых вопросов, представители других отраслей знаний: экономисты, историки, филологи, в том числе и не имеющие ученую степень. Эксперт юрист может потребоваться в случае, если Конституционный Суд РФ рассматривает вопрос, далекий от специализации судей.

Поручение о проведении экспертизы может быть направлено организации, имеющей необходимых специалистов, или частному лицу.

В первом случае руководитель организации определяет сотрудников, которые должны проводить экспертизу. Возможно проведение экспертизы по определению Конституционного Суда РФ и группой экспертов. В этом случае согласованное заключение подписывается всеми экспертами, входившими в группу.

В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет свое собственное заключение. В заключении эксперт может ответить также и на вопросы, которые перед ним не ставились, но имеют значение для рассмотрения дела по существу

Экспертное заключение должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени, ученого звания, почетных званий, название дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза, ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, воспроизведен текст присяги эксперта, который содержится в п.2 § 44 Регламента Конституционного Суда РФ, подпись эксперта под текстом заключения, заверенная в установленном порядке.

Судья докладчик, изучающий обращение, ходатайство или жалобу, поступившие в Конституционный Суд РФ, может поручить производство экспертизы по данному вопросу (ст. 49 ФКЗ); его поручение обязательно для адресата, в данном случае специалиста, которому поручается выполнение экспертизы (ст. 50 ФКЗ). Следует иметь в виду, что эксперт не является обязательным участником процесса в Конституционном Суде РФ. Необходимость в нем должна определяться высокой степенью неопределенности рассматриваемого вопроса.

Статья 63 ФКЗ посвящена процедуре участия специалиста в качестве эксперта в заседании Конституционного Суда РФ, его правам и обязанностям. Эти вопросы также рассматриваются в § 43 Регламента Конституционного Суда РФ.

Поручение о выполнении экспертизы обязательно для специалиста (ст. 50 ФКЗ). В нем судья — докладчик, как правило, указывает срок, в течение которого необходимо выполнить экспертизу. В соответствии с данной статьей поручение должно быть выполнено в течение месяца, если иной срок не указан Конституционным Судом РФ.

Получив данное поручение, эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда РФ знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Извещение о вызове эксперта на заседание Конституционного Суда РФ должно содержать описание (характеристику) дела, по которому производится вызов, вопрос, по которому вызывается эксперт, указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием эксперта в заседании Конституционного Суда РФ.

Конституционный процесс. Перед выступлением эксперта на заседании Конституционного Суда РФ председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании, ученой степени, ученом звании, почетных званиях), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в ст. 63 ФКЗ, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге. Текст присяги, после его прочтения и подписания экспертом, приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Эксперт излагает содержание своего заключения, после чего он обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон, если они возникнут.

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

Статья 53. Стороны и их представители

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

1.1) лица, в отношении которых вынесено решение межгосударственного органа либо решение иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающее обязанности на Российскую Федерацию, при разрешении вопроса о возможности исполнения таких решений;

(п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом, на которого решением группы сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, обратившихся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, возложены функции представителя. Представителями сторон в силу закона являются лица, имеющие право действовать в интересах заявителя без доверенности в соответствии с положениями федерального закона. Представителями сторон могут быть также адвокаты или имеющие ученую степень по юридической специальности лица, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

(часть вторая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики (содействующие осущ. правосудия).

Конституционный Суд РФ является особым участником конституционного судопроизводства. Именно он как субъект конституционного судопроизводства осуществляет конституционное правосудие. В силу этого Конституционный Суд РФ наделен властными полномочиями по рассмотрению конституционных дел, разрешает все вопросы, которые могут возникнуть в связи с их рассмотрением, и выносит по ним окончательные решения. Его компетенция в указанных отношениях реализуется в двух формах:

1) коллективной — посредством заседаний и заседаний;

2) индивидуальной — через Председателя Суда и судей, председательствующих на заседаниях Суда, а также судей, предварительно изучающих обращение, и судей-докладчиков, отовящих дело к слушанию.

Отдельные процессуальные полномочия в конституционном судопроизводстве исполняет Секретариат, действующий под непосредственным руководством Председателя, а также Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер.

Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать:

• по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Представителями сторон по должности могут выступать:

- по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

- по поручению представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. участниками процесса в Конституционном Суде РФ наряду со сторонами и их представителями являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия.

Они привлекаются в процессе по инициативе Конституционного Суда, судьи-докладчика и сторон. Главная задача данных лиц заключается в том, чтобы сообщить Конституционному Суду информацию, необходимую для истинного решения вопроса.

Эксперт - лица, обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания Суда. Экспертиза в конституционном судопроизводстве существенно отличается от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, так как проводится прежде всего по вопросам права.

Свидетели в конституционном судопроизводстве призваны, скорее, свидетельствовать о самой законодательной и правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно.

Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Согласно Регламенту Конституционный Суд РФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.

Практика Конституционного Суда РФ выявила необходимость приглашения в судебное заседание представителей заинтересованных ведомств.

Круг заинтересованных ведомств довольно широк. Конституционный Суд РФ относит к заинтересованным ведомствам

Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека, Следственный комитет при прокуратуре РФ, высшие судебные инстанции, налоговые, таможенные и иные государственные органы в зависимости от содержания рассматриваемых дел.

Приглашенные представители заинтересованных органов присутствуют на протяжении всего хода судебного разбирательства, в том числе слушают выступления сторон, экспертов, представителей иных заинтересованных государственных органов.

Согласно положениям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. участниками процесса в Конституционном Суде РФ наряду со сторонами и их представителями являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия.

Они привлекаются в процессе по инициативе Конституционного Суда, судьи-докладчика и сторон. Главная задача дан-ных лиц заключается в том, чтобы сообщить Конституционному Суду информацию, необходимую для истинного решения вопроса.

Согласно ст. 63 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ вправе воспользо-ваться услугами эксперта, т. е. лица, обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания Суда.

Экспертиза в конституционном судопроизводстве существенно отличается от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, так как проводится прежде всего по вопросам права, в то время как цель ее проведения в судах общей и арбитражной юрисдикции — использование специальных знаний в различных областях науки, исключая правовую.

В качестве экспертов обычно назначаются специалисты- юристы по сложным дискуссионным и новым правовым про-блемам, например возникающим в условиях перехода к рыночным отношениям (налоговое, таможенное, финансово-кредитное законодательство).

Вопросы, по которым эксперт должен дать заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Су-дом РФ.В обязанности эксперта входит:

• дача заключения в письменной форме, которое должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза;

Подпись эксперта под текстом заключения заверяется в установленном порядке. Если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами; при разногласии между ними каждый составляет собственное заключение.

Право выступать в заседании имеет эксперт, предварительно представивший в Конституционный Суд РФ текст экспертного заключения. Перед выступлением он приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

С разрешения Конституционного Суда РФ эксперт вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения он обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.

В качестве участников конституционного судопроизводства могут быть вызваны свидетели, т. е. лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах, установление которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ (ст. 64 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.).

Свидетели в конституционном судопроизводстве призваны, скорее, свидетельствовать о самой законодательной и правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно.

По ряду категорий дел, разрешение которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, свидетели могут играть более существенную и активную роль. Свидетели могут, например, дать сведения о процедуре принятия оспариваемого нормативного акта, так как он проверяется на конституционность по этому основанию.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Статья 33 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. предусматривает, что участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Согласно Регламенту Конституционный Суд РФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.

Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда или судьи-докладчика и выполнить полно и точно пору-ченный ему перевод. До начала участия переводчика в процессе ему разъясняются его права и обязанности.

Неявка без уважительных причин, отказ выполнять свои обязанности или осуществление заведомо ложного перевода влекут предусмотренную законом юридическую ответственность.

Согласно ст. 49 и 50 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. судья-докладчик при подготовке дела к слушанию вправе обращаться к специалистам, под которыми имеются в виду лица, обладающие специальными знаниями и выступающие в рассматриваемом судопроизводстве, скорее, в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей. Специалисты — это лица, привлекаемые как для консультаций, так и, согласно Регламенту Суда, для проведения проверок и исследования отдельных документов. Специалист не должен быть заинтересован в исходе дела. В случае необходимости задание для него формулируется в письменном виде. Соответствующие разъяснения он дает в заседании Суда.

Практика Конституционного Суда РФ выявила необходимость приглашения в судебное заседание представителей заинтересованных ведомств.

Приглашенные представители заинтересованных органов присутствуют на протяжении всего хода судебного разбирательства, в том числе слушают выступления сторон, экспертов, представителей иных заинтересованных государственных органов. Как правило, участие представителей заинтересованных государственных органов ограничивается их выступлением в заключительной части судебного разбирательства.

Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:

1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны данные, установленные ст. 37 ФКЗ.

Выплачивается гос. пошлина.

Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. Порядок установлен Регламентом КС РФ.

2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Подготовка к судебному разбирательству.

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

4. Судебное разбирательство.

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела

5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: