Принципы всеобщей связи и всеобщего развития государственно правовых явлений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Всеобщий диалектико-материалистический метод распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Особое внимание данному методу придавалось и придается в отечественной и зарубежной марксистской литературе. Характеризуя его с точки зрения динамичности и всеобщности, Ф. 1.переход кол-ва в кач-во. 2.закон единства и борьбы противопол. 3.закон отрицания отрицаний

Диалектика- наука о всеобщих законах.

Диалектико-материалистический метод используется учеными других политических взглядов и мировоззрений. Это вполне понятно и объяснимо, поскольку данный метод затрагивает и помогает решать не только и даже не столько мировоззренческие, политике-идеологические проблемы, сколько сугубо научные, академические вопросы.

Применительно к теории государства и права, равно как и к любой иной науке, использование диалектико-материалистического метода, как показывает практика его применения, с неизбежностью ведет по нарастающей линии от менее емкого и глубокого знания к более широкому и глубокому знанию о государстве и праве, к быстрому накоплению теоретически и практически значимой о них и для них информации.

Одна из причин эффективности данного метода заключена в том, что с его помощью улавливается и теоретически отражается тот реальный исторический путь, по которому проходило и проходит само развитие государства и права.С помощью диалектико-материалистического метода внимание исследователя акцентируетсяне только на выявлении особенностей и определениипонятия государства и права («определение понятия самого из себя» —Ленин), но и на их связях между собой и с окружающимиих явлениями, институтами и учреждениями.Государство и право рассматриваются как в статике, так и в динамике — с точки зрения ихэволюционного и революционного развития, с позиций их внутренних противоречий («противоречивость в самой вещи», «противоречивые силы и тенденции во всяком явлении» —Ленин), под углом зрения их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой.

4. Классификация методов исследования теории государства и права.

Важнейшими принципами (подходами) исторического исследования государства и права являются следующие.

1.Принцип историзма. Он требуетвыявления характера закономерностей, возникновения и развития государства и права; закономерностей перехода от одной качественно определенной ступени их развития к следующей; характера закономерностей трансформации элементов предыдущей ступени в следующую ступень на новом этапе исторического развития.Главное - восприятие истории государства и права не должно быть сведено к обычному описанию событий государственной и правовой жизни.

2.Принцип объективности. Объективность означает непредвзятость, независимость суждений от мировоззренческих и общественно-политических ориентации той социальной прослойки, к которой принадлежит исследователь, отражение всего спектра ценностных ориентации истории государства и права. При этом исследователь не должен быть нейтральным. Он вправе обосновывать как собственную позицию, так и позицию той социальной группы, интересы которой им представлены, однако не представлять их как истину в последней инстанции.

Объективность исследователя заключается не в воздержании от критических суждений, оценок мировоззренческих и моральных проблем, а в правдивом отражении всей палитры противоречий, продиктованных столкновением интересов различных социальных слоев. Сама объективность обеспечивает научность, поскольку, независимо от того, с какой силой и принципиальностью историк отстаивает и защищает интересы своей социальной или национальной группы, теоретически он должен показать весь спектр противоречий, всю реальность государственно-правового созидания. Принцип объективности взаимодействует с принципом системности.

3.Принцип системности.Принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление его многогранных связей. Государство и право - система чрезвычайно сложная и многофакторная, каждая составная этой системы является также системой и нуждается в отдельном изучении. Это касается государства в целом, органов власти и управления, суда, законодательства, его отраслей и т. д. Все эти системы существуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Принцип системности обеспечивает изучение истории государства и права и ее составных частей как единого целого, как системы.

Познание истории государства и права показывает, что они как системы не остаются неизменными. Важным методологическим принципом в этом контексте является принцип развития.

4.Принцип развития. Ничто не возникает из ничего. Ничто в мире не может появиться без предпосылки. Сначала формируется предпосылка, затем возможность чего-нибудь нового, наконец, при наличии соответствующих условий, возможность превращается в действительность. Так происходит развитие общества в целом и государственно-правовых явлений в частности. Для того чтобы отразить государство и право в движении, историко-правовое знание должно быть динамичным, организованным в систему, которая постоянно развивается. Оно формируется на наиболее простых формах (раннефеодальная монархия, обычное право и др.). После этого осуществляется переход в более сложные категории, что отвечает более высоким ступеням эволюции истории. Принцип развития ориентирует историко-правовое познание на охват становления государственности и права, восхождения их от элементарных форм организации к более сложным и разветвленным. При этом он содержит в себе двойное условие:

1) выявление источников государственно-правового развития;

2) анализ его конкретных форм и этапов.

Первое дает возможность постичь движущие силы развития государства и права как динамичной системы, второе - выявить их формы.

Как видим, в этом случае принцип развития связан с принципом историзма, в соответствии с требованиями которого государство и право должны рассматриваться в закономерном движении, в тесной связи с конкретно-историческими условиями их существования.

5. Принцип плюрализма. Он предполагает многогранность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, она неизбежно загоняет себя в угол. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же в государстве и в законодательстве, но и различные представления об их происхождении, сути, перспективах развития.

Общие методы исследования дисциплины «Теория государства и права»

Общие методы используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них — методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Разумеется, не все эти методы одинаковы по частоте и эффективности применения. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.

По широте охвата сферы применения и отчасти по своему характеру общие методы в своей совокупности ассоциируются со всеобщим диалектике-материалистическим методом'. Они находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, дополняют и развивают друг друга. Общие методы, так же как и всеобщий диалектико-материалистический метод, широко востребованы во всех без исключения конкретных науках. Однако, в отличие от последнего, общие методы, как справедливо отмечается в современной юридической литературе, охватывают собой далеко не все стадии научного познания. Сфера их применения ограничивается решением лишь определенных познавательных задач.

Следует отметить также, что диалектико-материалистический метод, составные элементы которого в виде таких законов диалектики, как переход количественного состояния в качественное, отрицания, закон единства и борьбы противоположностей и др., действует повсеместно и на постоянной основе, независимо от того, осознается ли он исследователями. Некоторые общие методы, точнее их применение, ассоциируются иногда хотя и с весьма условными, но достаточно четко обозначенными временными рамками.

Речь идет, в частности, о таких общих методах, как системный метод, «открытие» которого для юридической науки, включая теорию государства и права, и широкое, интенсивное использование неразрывно связаны с разработкой системных исследований в различных сферах жизни общества лишь в послевоенный период.

Имеется в виду также сравнительный метод, активное использование которого применительно к государственно-правовой материи началось только со второй половины XIX — начала XX в., когда стала формироваться относительно самостоятельная отрасль правовых знаний под названием «сравнительное право». Это не означает, что сравнительный метод в юридической науке не применялся раньше. Однако это применение не имело постоянного, систематического характера.

Специальные методы исследования дисциплины «Теория государства и права»

Специальные методы.Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие.

Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.

В частности, с помощью конкретно-социологического и статистического методов исследователь стремится получить количественные, а вместе с тем и качественные оценки различных государственно-правовых явлений, институтов и учреждений (например, эффективность предпринимаемых мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), выявить основные тенденции развития государства и права на том или ином этапе их развития, наметить и применить наиболее действенные меры по борьбе с негативными последствиями в их развитии.

Частные методы исследования дисциплины «Теория государства и права»

Частные методы.Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести методы выработки правовых решений, методы толкования норм права, формально-юридический метод и др.

Частные, как и все другие методы теории государства и права, имеют не только сугубо академический, но и практический характер. Например, с помощью формально-юридического метода проводится исследование с целью выработки практических рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию различных форм или источников права, отдельных правовых актов, норм и институтов, по систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, по развитию законодательной и правоприменительной техники и т. д.

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субординированы в соответствии с содержанием принципов. Система носит открытый характер для изменений и дополнений.

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникновении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое изменение. Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие силы, характер, направленность могут быть осмыслены на основании данных естествознания, биотической эволюции (см. схему).

Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой является популяция, которая развивается при внутренней детерминации, во взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях.

Формой развития живого является биогеоценоз — совокупность однородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т.д.), которые имеют свою специфику взаимодействия слагающих компонентов.

Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник — это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредованно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать».

Источником развития в живой природе является борьба за существование, которая представляет собой многообразие противоречий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые противоречия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Последний представляет собой отбор способности, обеспечивающей выживание популяции, вида.

Следует также учитывать, что любое развитие, в том числе биотическая эволюция, основывается на вероятностном детерминизме, диалектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволюционный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порождает новые возможности развития органических форм. Главным генератором случайности в живом является мутационный процесс. Однако фактором, вносящим определенность в эволюцию, является естественный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалектическое превращение случайного в необходимое, возможного в действительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образование подвидов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его направленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и регрессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удержание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вариантов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связанную последовательность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

В процессе развития философской мысли оформились две концепции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физики». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пределы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Метафизика — метод, тяготеющий к построению однозначной статичной картины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэтому ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или только к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, скачкообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации современной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета их материального единства, развития, без учета системы отношений каждого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мышления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторонников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. Наука способна фиксировать лишь процессы функционирования структур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой организм, — ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти правила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции даются Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвергается, ее представляют как образец донаучного мышления, как частный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, описательную и догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика — это строгая, обоснованная форма категориального развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными системами мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор­динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но­сит открытый характер для изменений и дополнений.

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникно­вении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое изменение. Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие силы, характер, направленность могут быть осмыслены на основании данных естествознания, биотической эволюции (см. схему).

Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой является популяция, которая развивается при внутренней детерминации, во взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях.

Формой развития живого является биогеоценоз - совокупность однородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т.д.), которые имеют свою специфику взаимодействия слагающих компонентов.

Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник - это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредованно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать».

Источником развития в живой природе является борьба за суще­ствование, которая представляет собой многообразие противоречий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые про­тиворечия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Последний представляет собой отбор способности, обеспечивающей выживание популяции, вида.

Следует также учитывать, что любое развитие основывается на вероятностном детерминизме, диалектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволюционный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порождает новые возможности развития органических форм. Главным генератором случайности в живом является мутационный процесс. Однако фактором, вносящим определенность в эволюцию, является естествен­ный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалек­тическое превращение случайного в необходимое, возможного в дей­ствительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образо­вание подвидов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его на­правленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и ре­грессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удер­жание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вари­антов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связанную последователь­ность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

В процессе развития философской мысли сформились две концеп­ции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физи­ки». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пределы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Метафизика - метод, тяготеющий к построению однозначной статичной картины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэтому ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или только к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, скачкообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации современной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета их материального единства, развития, без учета системы отношений каж­дого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мышления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторон­ников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. На­ука способна фиксировать лишь процессы функционирования струк­тур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой орга­низм, — ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти пра­вила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции дают­ся Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвер­гается, ее представляют как образец донаучного мышления, как част­ный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, опи­сательную и догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика - это строгая, обоснованная форма категориаль­ного развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными система­ми мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.

Вметодологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений в двояком смысле — как движение во времени, процесс и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. Ключевский настоятельно подчеркивал именно такое многоплановое исследование данного процесса,обусловленное многими причинами.

В одной из своих начальных лекций, составляющих курс русской истории, он говорил, что вполне понятен «практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества». Но, подчеркивал автор, «этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы». Итак, спрашивал В. Ключевский, начиная особый курс русской истории, какую научную цель может иметь «специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа»? И пояснял: «Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения», т. е. из задач изучения общей истории человечества'. Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретных

государства и права или любого иного явления, института и учреждения, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический — метод, основанный на использовании:

— анализа — разделения объекта на части;

— синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей;

— индукции — получения знаний по принципу «от частного к общему»;

— дедукции — получения знаний по принципу «от общего к частному»;

— системности — исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

— статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

— моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

— синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: