Принципы судебной системы кнр

Обновлено: 28.04.2024

Современная судебная система КНР функционирует на основе Конституции 1982 г., а также закона об организации народных судов 1979 г.

Конституция провозглашает следующие принципы судопроиз­водства: независимость суда, т.е. независимое осуществление раз­бирательства дел в соответствии с установлениями закона, без вмешательства административных органов, открытое разбира­тельство дел в суде (кроме определенных случаев, предусмотрен­ных законом), право обвиняемого на защиту, равноправие граждан при разбирательстве дел и коллегиальность суда, недопустимость привилегий при разбирательстве дел народными судами. Однако, между законодательным закреплением основных принципов дея­тельности судебных органов и реальной практикой судебной ра­боты существует значительный разрыв, который обусловлен как специфическими чертами формирования китайской судебной сис­темы в прошлом, так и нехваткой квалифицированных юристов в наши дни.

Судебная система формируется из общих судов, и состоит из Верховного народного суда, местных народных судов среднего звена и низовых народных судов, а также специальных судов, например, военных.

Задачей народных судов является рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролета­риата, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной соб­ственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан.

Все судьи избираются или назначаются народными собрания­ми разных уровней на пять лет с правом переизбрания или пере­назначения только на один срок.

Согласно законодательству Китая, судьей может быть лицо, имеющее гражданство КНР и достигшее 23-летнего возраста, ува­жающее Конституцию и законодательство Китая, имеющее хоро­шие политические и профессиональные качества, а также пример­ное поведение, обладающее физическим здоровьем и имеющее диплом об окончании юридического учебного заведения. Прошлая судимость за совершение преступление и увольнение с государ­ственной службы исключают возможность занимать должность судьи.

Министерство юстиции КНР осуществляет административное управление судебной системой, выражающееся в финансирова­нии судов, а также подготовке кадров.

В Китае отсутствует самостоятельная система органов админи­стративной юстиции. Эту функцию выполняют палаты и коллегии по административным делам, входящие в систему народных судов. Они принимают и рассматривают жалобы на решения администра­тивных органов, нарушающие права и интересы граждан.

В специальном административном районе Сянган (бывшем Гонконге), согласно китайско-британским договоренностям и Ос­новному закону Сянгана, функционирует самостоятельная судеб­ная система.

При недостаточном количестве судебных органов, нехватке юридических кадров в обеспечении социального контроля по-пре­жнему велика роль народных примирительных комиссий — сво­еобразных неофициальных органов «народного правосудия». Сей­час действуют более 500 тыс. общественных примирителей, объе­диненных в народные комиссии по примирению. Их основное на­значение — разрешать различные конфликты по гражданским и незначительным уголовным нарушениям, а также по вопросам брака, наследования, жилищным и земельным вопросам. Система адвокатуры в Китае была упразднена еще в конце 50-х годов. Она вновь создана лишь после принятия УПК.

Постоянный комитет ВСНП в 1980 г. принял «Временное поло­жение об адвокатуре», вступившее в силу с 1982 г., согласно которому адвокаты в своей служебной деятельности «должны основываться на фактах, руководствоваться законами, быть пре­данными делу социализма и интересам народа». Адвокаты являют­ся государственными работниками органов юстиции и не призна­ются лицами свободной профессии, задача которых заключается в оказании юридической помощи государственным учреждениям, общественным организациям, гражданам. Адвокаты объединены в юридические консультации, которые находятся под руководством органов юстиции, осуществляющих контроль за их деятельностью.

Адвокат, участвующий в судебном процессе, имеет право зна­комиться с материалами дела, получать сведения от соответству­ющих организаций и лиц. Выступая в качестве защитника по уголовному делу, адвокат вправе иметь свидания с обвиняемым, содержащимся под стражей, вести переписку.

Таким образом, современная судебная система Китая имеет модернизированную структуру и успешным образом решает зада­чи, направленные на отправление правосудия. Примирительный характер судопроизводства, основанный на конфуцианской кон­цепции правопонимания, продолжает оказывать влияние на функ­ционирование судебной системы современного Китая.

Дополнительный материал

Раздел 3. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА

Религиозный фактор оказывал и продолжает оказывать влия­ние практически на все существовавшие и существующие право­вые системы. Такое влияние присутствует и в так называемых светских правовых системах. Это дает основание некоторым ав­торам критиковать классификацию правовых систем в зависимо­сти от религиозной принадлежности на религиозные и нерелиги­озные правовые системы. Однако, когда речь идет о семье рели­гиозного права, то роль и степень влияния религиозного факто­ра на формирование и функционирование правовых систем, вхо­дящих в данную правовую семью, являлся и является не просто заметным, а определяющим. Таким образом, религиозное право является разновидностью неотдифференцированного права, где оно находится не просто в тесной связи с религией, а полностью на ней базируется.

Религиозное право базируется на специфическомправопонимании, имеющем религиозное происхождение. Оно формируется на основе религиозных догм и доктрин, согласно которым главным субъектом права выступает божественная воля. Религиозное пра­во является персональным правом, т.е. сфера действия его норм зависит от принадлежности к религиозной общине.

Взаимодействие религиозной и рациональной основ в религи­озных правовых системах прослеживается на уровне характерно­го для них соотношения объективного и субъективного права. Объективное право, согласно религиозной доктрине права, отно­сится к религиозной сфере и связывается с основополагающими религиозными источниками (в иудаизме — Тора и Талмуд, в исламе — Коран и Сунна), в которых отражается божья воля. Субъективное право представлено в форме рациональной интер­претации и конкретизации данной воли теологами-правоведами, формулирующими конкретные правила поведения людей, испове­дующих соответствующую религию. Те есть, если исходные начала религиозных правовых доктрин носят исключительно религиозный характер, то в позитивном религиозном праве, как в системе дей­ствующих юридических норм, преобладающим является рацио­нальный фактор.

Анализ национальных правовых систем государств, относя­щихся к семье религиозного права, наглядно показывает опреде­ляющее влияние религиозно-правовых доктрин и концепций, име­ющих давнее происхождение, хотя данные правовые системы активно заимствуют правовые положения у нерелигиозных пра­вовых систем. Изменения, продиктованные данными заимствова­ниями, происходят в форме и технико-юридическом содержании современного действующего права этих государств. Что касается основ их функционирования, то они находятся под влиянием гос­подствующей религиозной идеологии, составной частью которой является правовая идеология.

Интерес к исследованию данных правовых систем в современ­ных условиях продиктован тем, что несмотря на то, что основные религиозные постулаты, принципы и доктрины имеют давнее историческое происхождение, отражающие другую историческую реальность, несмотря на свой консерватизм, они сохраняют свое господствующее положение в сфере определения правовой идео­логии, правового менталитета, правового сознания и правовой культуры большинства населения, проживающего в рамках дан­ных правовых систем.

В семью религиозного права входят индусское право, иудейс­кое право и исламское право.

При изучении данных тем студентам следует исходить из следующих установок. Судебная система Японии состоит из Верховного суда, высших судов, окружных судов, судов по семейным делам, дисциплинарных судов. Судьи, за исключением главного судьи Верховного суда (его утверждает Император по представлению Кабинета министров), назначаются Кабинетом министров по представлению главного судьи.

Судебная система Индии также является единой, не смотря на то, что штаты имеют значительную автономию в сфере организации судопроизводства. Возглавляет её Верховный суд, по рекомендации главного судьи которого, Президент назначает остальных судей Верховного суда. Нижестоящие уровни – это высокие суды штатов, судей в которые также назначает Президент, окружные суды по уголовным и гражданским делам, дополнительные судьи по гражданским делам, суды мунсифов и суды панчаятов.

Судебная система КНР, за исключением судов в Особых административных районах, является советской. Высший уровень её – Верховный народный суд, судей которого выбирает ВСНП, нижестоящие – местные народные суды высшей ступени, народные суды средней ступени, низовые народные суды, судьи в них также избираются собраниями народных представителей соответствующего уровня и несут перед ними ответственность.

При изучении этих тем студентам следует контролировать свои знания, отвечая на следующие вопросы и выполняя предлагаемые задания:

1. Назовите конституционные принципы правосудия в Японии.

2. Какими функциями наделён Верховный суд Японии?

3. В чём заключается специфика статуса члена Верховного суда Японии?

4. Какие органы образуют систему судов общей юрисдикции Японии?

5. Функционируют ли в Японии специализированные суды?

6. Каковы полномочия прокуратуры в Японии?

7. Назовите конституционные основы судебной власти в Индии.

8. Какие категории дел входят в подсудность судов панчаятов и судов мунсифов в Индии?

9. Охарактеризуйте статус судей в Индии.

10. Какие органы возглавляют судебную власть в индийских штатах? Какова их компетенция?

11. Какое количество судей образуют Верховный суд Индии?

12. Назовите основные функции Верховного суда Индии.

13. В чём состоит специфика индийской модели конституционного контроля (надзора)?

14. На примере действующей Конституции КНР охарактеризуйте принципы социалистического правосудия.

15. Назовите требования, предъявляемые к кандидатам в судьи в КНР.

16. Какова внутренняя организация и полномочия Верховного народного суда КНР?

17. Охарактеризуйте структуру и компетенцию местных народных судов высшей ступени и народных судов средней ступени в КНР.

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из которых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г.

Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической революции и социалистического строительства в стране".

Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоянный комитет собрания народных представителей сочтет необходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собрания народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необходимости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Верховный народный суд рассматривает следующие категории дел:

отнесенные законами и постановлениями к юрисдикции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмотреть по первой инстанции;

по жалобам и протестам на решения и определения местных народных судов высшей ступени и специальных судов;

по протестам Верховной народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды высшей ступени рассматривают следующие категории дел:

отнесенные законами и постановлениями к их юрисдикции по первой инстанции;

переданные нижестоящими народными судами для рассмотрения по первой инстанции;

по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;

视频播放位置

2. Цель, принципы и содержание реформ судебной системы КНР

Политика реформ и открытости обусловила стремительное развитие китайской экономики и общества, уровень правового сознания граждан заметно повысился. Социально-экономические перемены отразились на деятельности судов, которые столкнулись с новыми проблемами и ситуациями, что выявило несовершенство действующей судебной системы и рабочих механизмов и потребовало проведения реформ. Цель реформы судебной системы Китая — гарантировать самостоятельное и справедливое осуществление народными судами и народными прокуратурами судебных и надзорных функций, создать справедливую, высокоэффективную, авторитетную социалистическую судебную систему, предоставить надежные судебные гарантии защиты законных и равных прав граждан, обеспечить социальную справедливость и стабильность в стране. Реформа судебной системы КНР проводится с учетом конкретной ситуации в стране и интересов граждан путем гибких, своевременных и продуманных мер. Реформы в полной мере отражают волю народа, позволяют устранять узкие места в судопроизводстве, вызывающие недовольство граждан, контролируются обществом, служат интересам народа и пользуются поддержкой народа. Проводя реформы, государство руководствуется Конституцией и законодательством КНР, при возникновении противоречий с действующими законами, вносит в них необходимые поправки. Преобразования проводятся поэтапно, согласованно и на основе общего плана. В 1980-е гг. в Китае начали совершенствовать работу судов и повышать уровень профессионализма в судопроизводстве. Содержанием реформ стало усиление судебных функций, расширение открытости судопроизводства, совершенствование института защиты, подготовка профессиональных судей и прокуроров. С 2004 г. реформа судебной системы приобретает масштабный характер, основывается на принципах единого планирования, апробации и широкого внедрения в практику. Во главу угла ставилось решение ключевых проблем, вызывающих общественное недовольство и влияющих на справедливость правосудия. Для оздоровления судебной системы в КНР, руководствуясь требованиями судебной справедливости и строгого соблюдения законности, правовыми нормами и спецификой судебной деятельности, оптимизировали структуру судебных органов, разграничили их функции и полномочия, Главными принципами выдвигались ответственность, взаимодействие, высокая эффективность. Реформы судебной системы Китая вступили в фазу единого планирования и упорядоченного продвижения. В 2008 г. начинается новый этап реформы судебной системы — этап всестороннего углубления и систематизированного продвижения. Учитывая правовые интересы и требования граждан, основополагающей задачей, основным принципом и главным приоритетом выдвигались, соответственно, обеспечение общих интересов народа, содействие социальной гармонии, усиление надзора и ограничение властных полномочий. Целью реформ стало решение ключевых проблем, препятствующих справедливому правосудию и ограничивающих возможности правосудия, устранение недостатков в структуре судебных органов и механизме судопроизводства, а также в предоставлении юридических гарантий. Были выдвинуты четыре конкретные задачи: оптимизировать разграничение судебных функций и полномочий; осуществлять сбалансированную политику смягчения и ужесточения наказаний, усилить строительство судебных кадров, обеспечить судебное финансирование. К настоящему времени эти задачи в основном выполнены, в соответствующие законы внесены необходимые поправки. По мере развития экономики и общества государство продолжает углублять реформу правовой системы.

Решетникова Елена Викторовна, начальник отдела делопроизводства Четвертого арбитражного апелляционного суда.

В статье проведен сравнительно-правовой анализ судоустройства России, США и Китая, выделены отличительные особенности в правовом регулировании судоустройства этих стран.

Ключевые слова: судоустройство, правовая система, судебная реформа, суд, инстанция, суды общей юрисдикции, специализированные суды.

Comparative-law analysis of the judicial system of Russia, USA and China

Reshetnikova Elena Viktorovna, head, Department of Clerical Correspondence, Forth Arbitrazh Appeal Court.

The article gives a comparative legal analysis of the judicial systems of Russia, USA and China, highlighted distinctive features in the legal regulation of the judiciary in these countries.

Key words: judicial system, the legal system, judicial reform, court, instance, courts of general jurisdiction, specialized courts.

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства. Еще в XVIII веке известный немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт писал: "Одна из главных обязанностей государства состоит в исследовании и разрешении юридических споров между гражданами. Государство при этом становится на место сторон, и настоящая цель его вмешательства заключается лишь в том, чтобы, с одной стороны, оградить от несправедливых требований, с другой - дать справедливым ту силу, которую они получили бы от действий самих граждан только таким образом, который не нарушил бы общественное спокойствие" [3, с. 174]. Указанная "обязанность" государства непосредственно сопряжена с осуществлением судебной деятельности как одного из важнейших видов правоприменительной практики, при этом важным становится определение места судебного регулирования в системе права. Для решения этой задачи необходимо установить конституционно-правовую природу деятельности самой судебной власти как элемента механизма государственной власти.

В настоящее время осуществляется глубокая трансформация и России, и Китая - стран, граничащих на огромном участке суши. Хотя процесс преобразований в КНР привел к очевидным и ощутимым позитивным результатам, а проводимые в России реформы до сих пор не вывели ее на путь социального и экономического прогресса, совершенно очевидно, что момент подведения итогов еще не наступил ни в одной из этих стран. Изучение реформирования судебной системы в КНР и России позволяет определить векторы политического движения этих стран, а также возможности взаимного обогащения опытом, накопленным соседом. Тем не менее хотелось бы обратиться к характеристике судебных систем не только России и Китая, как соседствующих стран, но и рассмотреть их в свете сравнения с судебной системой США, имеющей совершенно обособленную структуру.

Каждому государству присуща своя судебная система. Ее особенности зависят от многих факторов, исторического прошлого государства, его правовой системы, формы территориального устройства, политического режима и т.п.

Необходимо отметить, что Китай и Россия относятся к романо-германской системе права, тогда как США тяготеет к англо-саксонской системе права. Тем не менее во всех этих странах статус судебной власти закреплен в Конституции - основном законе государства. В ней установлены основы судебной системы, принципы деятельности судов и органов судейского сообщества.

Значимым вопросом в раскрытии рассматриваемой темы является вопрос о роли суда в обществе. Так, судебные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата и строятся в соответствии с функциями данного государства, поскольку в них заложена и отражена воля соответствующих социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, так как в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля.

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

В отличие от ситуации в Китае, в США суды обладают большой властью и пользуются огромным уважением в американской системе, так как в процессе реализации принципа разделения властей суд стал нести ответственность за принятие многих важных решений по общественным вопросам. Американцам издавна была присуща склонность обращаться с жалобами в суд. Сегодня эта дарованная им возможность привела к "защитительному буму". "Люди. настаивают на обращении за помощью к судебной системе, в отличие от других стран, где люди склонны использовать другие средства", - отмечает главный окружной судья Обри Н. Робсон (младший). Новые федеральные программы и действующие законодательные акты последних лет, подчеркивает он, касающиеся гражданских прав, бизнеса, обычаев, защиты окружающей среды, приводят все больше людей к обращению к закону [9, с. 103].

Даже находясь в рамках границ прецедентов и правовых споров и учитывая нежелание судов быть вовлеченными в определенные области политики, федеральные суды оказывают огромное влияние на американское законодательство и общественную политику. Это происходит в основном при рассмотрении дел по поводу незаконных действий правительств штатов и федерального правительства, административных ведомств, юридических лиц, чиновников государственного аппарата управления [2, с. 155]. Важной особенностью судебной системы США является большой простор для судейского усмотрения, в силу того, что США относится к странам "общего права" (прецедентного права).

В отличие от США в России нет пока такого доверия к судебной власти. Как верно указывают П.М. Козырева и А.И. Смирнов, принципиально важным для нынешнего российского общества является вопрос о доверии к судебной власти, выступающей одним из главных рычагов демократического развития страны [5]. Выход общества из затяжной полосы травматических преобразований и вступление на путь стабильного, устойчивого развития заметно обострили внимание к ключевым аспектам укрепления доверия к судебной власти, которая призвана обеспечивать защиту прав и свобод граждан, законных интересов человека и общества.

Исследование, проводившееся в 2010 году, показало, что российской судебной системе в целом доверяют 53% респондентов (в 2009 году - 42%). В 2011 году негативные оценки судов по-прежнему преобладают в обществе, их выносят 40% опрошенных, и только 24% оценивают деятельность суда и судей положительно [6]. Однако 18 декабря 2012 года Президент РФ В.В. Путин, выступая на VIII Всероссийском съезде судей, заявил: "Растет качество судопроизводства. Повышается доверие людей к правосудию и судебному корпусу". По мнению Президента РФ, об этом свидетельствует "большое и растущее количество дел" [6].

Действительно, в последнее время наблюдается тенденция к росту числа обращений граждан за судебной защитой, что свидетельствует о повышении доверия граждан к судебной власти, об уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы [8].

Что касается структуры судебной системы, то здесь тоже все не так просто. В соответствии с положениями действующей Конституции и Закона КНР об организации народных судов, народные суды - это органы судопроизводства. Система народных судов включает в себя местные народные суды различных ступеней, специальные народные суды и Верховный народный суд. Судебная деятельность местных народных судов различных ступеней в целом находится под надзором Верховного народного суда. Местные народные суды различных ступеней учреждаются в соответствии с административно-территориальным делением, специальные суды учреждаются в соответствии с принципом потребности. В настоящее время в Китае существуют военные суды, суды по морским делам, суды железнодорожного транспорта.

Судебная система России до недавнего времени имела в составе два высших судебных органа - Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также орган конституционного контроля - Конституционный Суд Российской Федерации. На сегодняшний день Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации объединены - образована единая судебная система, которую возглавляет вновь образованный Верховный Суд Российской Федерации. Судебная система, так же как в Китае, построена по территориальному принципу: мировые судьи по участкам (территориям), районные суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. К специализированным судам можно условно отнести военные суды, арбитражные суды, суд по интеллектуальным правам, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Такая условность объясняется отсутствием законодательно закрепленных критериев, по которым можно было бы отнести тот или иной суд к специализированным судам [4, с. 67].

Наиболее сложной по структуре является судебная система США. Американские суды не составляют единой судебной структуры. Существует несколько независимых друг от друга систем. Нередко одно и то же дело подсудно двум и более дублирующим судебным органам. Главным является то, что параллельно существует федеральная система судов и самостоятельные судебные системы 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий.

Американские суды отличаются от судов других стран двумя основными чертами: 1) разделением властей; 2) правом конституционного контроля.

Решения американских судов систематизируются и публикуются под названием "доклады". Большинство штатов имеют свои официальные доклады.

Как уже отмечалось, в США существуют суды штатов и федеральные суды. Их компетенция во многом пересекается. Никакое другое государство с федеральным устройством не имеет полного набора судов первой инстанции на федеральном уровне и параллельно судов первой инстанции на уровне штатов. На любой территории США заседает два суда первой инстанции (суд штата и федеральный окружной суд). В связи с этим истцу предоставляется возможность выбрать, в какой суд обратиться [1, с. 32].

Что касается конституционного контроля, то Россия является единственным государством, имеющим свой орган конституционного контроля - Конституционный Суд Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как органа конституционного контроля прямо предусмотрены в Конституции России [7, с. 14].

В отличие от России, в Китае не существует специальных органов конституционного контроля, так как внешний контроль за конституционностью актов Всекитайского собрания народных представителей (далее - ВСНП) не совместим со статусом последнего как высшего органа государственной власти. В соответствии с Конституцией КНР контроль за исполнением Конституции относится к полномочиям самого ВСНП и его Постоянного комитета.

В США имеются свои особенности конституционного контроля. Так, Верховный суд США рассматривает вопрос о конституционности акта не в самостоятельном производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела, решая таким образом "судьбу закона на основе дела". Верховные суды штатов обладают аналогичными полномочиями по конституционному контролю в пределах штата. Однако указанные полномочия судов Конституция США прямо не закрепляет. Они оформились на основании судебного толкования Конституции. Данный судебный прецедент появился впервые в 1803 г. По конкретному судебному делу Верховный суд вынес решение, в котором обосновал следующие положения: во-первых, Конституция есть закон, подлежащий судебному толкованию, как и любой другой закон; во-вторых, суды вправе толковать Конституцию для того, чтобы решать дела в соответствии с ней; в-третьих, в случае возникновения противоречий между Конституцией и законом суды обязаны применять Конституцию как "высший закон" страны или те законы, которые соответствуют ей. Данный судебный прецедент стал правовой основой для утверждения конституционного контроля в США.

Таким образом, единственной страной, где официально узаконен конституционный контроль и имеется обособленный орган конституционного контроля, входящий в систему судебной власти, является Россия. В Китае в силу особенностей устройства государственной власти функции конституционного контроля отнесены к ВСНП и его Постоянному комитету. В США же конституционный контроль осуществляет Верховный суд США, а в штатах - верховные суды штатов. Однако официально такой контроль на них не возложен ни Конституцией, ни каким-либо другим нормативно-правовым актом.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы формирования и функционирования судебной власти в России становятся предметом изучения многих отечественных ученых. Коренное изменение правового регулирования основных направлений деятельности трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) поставило на повестку дня юридической науки новые вопросы, требующие активизации научно-теоретических исследований. Необходимо создание такого правового государства, в котором судебная власть станет одним из определяющих элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: