Какие природные явления наиболее опасны для судов у берега

Обновлено: 28.03.2024

Движение воды в океане. Сравните штормовые волны и цунами по плану: а) причина возникновения; б) высота в океане; в) высота у берега; г) длина. Какие волны опаснее для судов, находящихся в открытом океане, а какие — для судов у берега?

Волны: а) Возникают под действием ветра на: 4-12 м. В) Высота у берега: меньше 4 м. Г) Длина: до 250 м.

Цунами: а) Возникают из-за подводных землетрясений, оползней, извержений подводных вулканов. Б) Высота в океане: 1 м. В) Высота у берега: 40 м. Г) Длина: 100 - 200 км.

Для судов, находящихся в открытом океане опасными больше являются штормовые волны, так как они короче и выше. Цунами опасны у берега, так как они набирают наибольшую высоту при мелководье.

Ещё по теме

Ледники. Вопрос 13. Определите географическое положение озёр: Ладожского озера и озера Виктория.

Движение воды в океане. Сравните штормовые волны и цунами по плану: а) причина возникновения; б) высота в океане; в) высота у берега; г) длина. Какие волны опаснее для судов, находящихся в открытом океане, а какие — для судов у берега?

Земля — планета Солнечной системы. Перечислите все планеты Солнечной системы по направлению к Солнцу.

Ледники. Почему солёность Балтийского моря меньше, чем солёность Красного?

Ледники. Как вода ледников участвует в мировом круговороте воды?

Причины, влияющие на климат. Расскажите, как освещается и нагревается солнцем 22 декабря: а) Южное полушарие; б) Северное полушарие.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Представьте, что вы идёте от реки Нары до сарая у посёлка Елагино по тропе (см. Форзац 1). Как изменяется рельеф по ходу вашего пути? Опишите формы рельефа, которые вас окружают. В какую сторону легче идти — от реки или обратно?

Ледники. Чем океанические течения отличаются от волн? Покажите на карте тёплые и холодные течения.

строение, значение, изучение. Предложите меры, направленные на уменьшение загрязнения атмосферы.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В результате подводных землетрясений, оползней и извержений подводных вулканов возникает (возникают).

  • приливы и отливы
  • ветровые волны
  • цунами
  • прибой
Вопрос 2

Какие природные явления опаснее для судов в открытом океане?

  • цунами
  • приливы и отливы
  • ветровые волны
  • прибой
Вопрос 3

Какие природные являения наиболее опасны для судов у берега? (несколько вариантов ответа)

  • цунами
  • приливы и отливы
  • ветровые волны
  • прибой
Вопрос 4

Что не относится к характеристике ветровой волны?

  • подошва
  • гребень
  • длина
  • прилив
Вопрос 5

Что относится к характеристике ветровой волны?

  • цунами
  • гребень
  • отлив
  • прилив
Вопрос 6

Глубинные течения возникают по причине.

  • постоянных ветров
  • приливов и отливов
  • разной плотности воды
  • цунами
Вопрос 7

Установите соответствие между океаническими течениями и его характеристикой.

  • самое мощное течение в Мировом океане
  • холодное течение у берегов Северной Америки
  • теплое течение в Атлантическом океане
Вопрос 8

Какова причина возникновения приливов и отливов?

  • ветер
  • землетрясения
  • осевое вращение Земли
  • притяжение Луны
Вопрос 9

Какова причина возникновения цунами?

  • ветер
  • землетрясения
  • осевое вращение Земли
  • притяжение Луны
Вопрос 10

В каком океане чаще всего возникают цунами?

  • Тихом
  • Атлантическом
  • Индийском
  • Северном Ледовитом
Вопрос 11

Как называется гигантская волна, распространяющаяся со скоростью 700-800 км в час и достигающая высоты у берегов 40 м?

Вопрос 12

Как называется периодическое, не зависящее от ветра, поднятие уровня воды в океане?

Вопрос 13

В каком заливе наблюдаются самые высокие приливы?

Вопрос 14

Перемещение воды в океане или море в горизонтальной направлении называется. (пишите с маленькой буквы)

Вопрос 15

Основная причина поверхностных океанических течений - .

Вопрос 16

Самое мощгое течение во всем Мировом океане - это.

Вопрос 17

Самое мощное течение в Атлантичнсеом океане, которое влияет на погоду и климат Европы - это. (пишите с заглавной буквы)

Тропические циклоны над Атлантикой

Наиболее опасными явлениями погоды для мореплавания являются тропические циклоны, глубокие, сильно развитые циклоны и туманы, при встрече с которыми часто создаются очень тяжелые и опасные условия для судовождения судов всех классов.

В тропической зоне в широтах от 5 до 25° обоих полушарий наблюдаются тропические циклоны, обладающие огромной разрушительной силой. Подсчитано, что если бы всю энергию толь­ко одного тропического циклона превратить в электрическую, то ее хватило бы всему человечеству на несколько лет.

Тропические циклоны представляют собой небольшие по размерам циклоны, в среднем 100 - 200 миль в диаметре, с очень низким давлением в центре (очень глубокие циклоны). Они сопровождаются мощной, спускающейся до земли, грозовой облачностью, ураганными ветрами, сильными ливнями, огромными океанскими волнами. Даже самым крупным современным судам очень трудно бороться с ураганом, и часто эта борьба заканчивается гибелью судна.

Давление в центральной области тропического циклона в среднем бывает 960 - 970 мбар, но иногда 900 мбар и ниже. Разница в давлении между центром и периферией тропических циклонов на 1° расстояния (111 км), так называемая величина барического градиента, составляет 30 - 40, а иногда и более 100 мбар. тогда как в обычных циклонах она, как правило, не превышает 20 - 25 мбар. По этой причине скорость ветра в тропических циклонах обычно достигает ураганной силы - до 50 - 60 м/сек и более.

Схема зарождения циклонов

Возникают тропические циклоны только над океанами и морями. Причины их возникновения до сих пор еще не вполне выяснены. В настоящее время существует несколько теорий образования тропических циклонов. Согласно одной из них, циклоны возникают от восходящих токов теплого и влажного воздуха, которые сопровождаются выделением огромных количеств скрытой тепловой энергии в результате конденсации водяных паров.

Другая теория объясняет это явление взаимодействием воздушных масс северного и южного полушарий в зоне сходимости пассатов. Но одно совершенно ясно, что тропические циклоны возникают в таких океанических районах и в те сезоны года, когда температура поверхности моря наибольшая и превышает 26 - 27°.
Не совсем ясна пока еще структура тропических циклонов. В то время как кругом бушуют ураганные ветры, сильнейшие ливни и грозы, в центре, диаметром в среднем 10 - 15 миль, наблюдается область ясной штилевой погоды - «глаз бури»

Наиболее опасной является правая (по движению) половина циклона в северном полушарии а в южном - левая. Здесь скорость ветра нередко достигает 65 м/сек а скорость отдельных шквалистых порывов 100 и/сек и более.

Наиболее часто тропические циклоны в северном полушарии наблюдаются в период с августа по сентябрь, а в южном полушарии в районе Тихого океана - с января по июль, в Индийском океане - с ноября по апрель Исключение составляет северная часть Индийского океана, где тропические циклоны чаще встречаются с мая по декабрь.

Тропические циклоны , зарождающиеся на западе Тихого океана, называются тайфунами , в Атлантическом океане - Антильскими ураганами , в северной части Индийского океана - циклонами , а в южной - орканами , у берегов Австралии - «вилли-вилли»

В отличие от обычных циклонов тропические (рис. 22) движутся с востока на запад, а некоторые, пересекая тропические широты, меняют направление и идут в северном полушарии к северо- востоку, а в южном - к юго-востоку Если с переходом в средние широты тропический циклон встречает полярный фронт, то он значительно увеличивается в размерах и превращается в обычный глубокий циклон с теплым и холодным фронтом.

В среднем за год в Тихом океане наблюдается около 20 - 23 циклонов, в Атлантическом - 12 - 13, в Индийском - около 15. Пути тропических циклонов, за редким исключением, постоянны.

Скорость движения тропических циклонов вначале бывает небольшой, но у хорошо развитых достигает 15 - 20 миль в час и более. Продолжительность существования тропических циклонов составляет в среднем 8 - 10 суток.

При прохождении в море тропического циклона появляется характерный, нарастающий шум. Черные или красные клочья разорванных облаков быстро проносятся по небу. С большой скоростью надвигается огромное черное облако, закрывая все небо. Ветер усиливается, становится порывистым, начинают беспрерывно налетать шквалы.
Гремит не переставая большой силы гром Огромные ослепительные молнии часто пронизывают наступивший мрак. Очень сильный ветер создает гигантские волны, обладающие огромной силой.
Потоки дождевой воды смешиваются в воздухе с брызгами и пеной от волн, видимость уменьшается до нескольких метров. Такое состояние погоды и моря может длиться много часов.
Когда проходит центр тропического циклона («глаз бури»), минут на 20 - 30 ветер стихает до штиля, проясняется, можно видеть голубое или звездное небо, но волнение моря не уменьшается.
Волны здесь сходятся от всех направлении и создают чрезвычайно крутую и беспорядочную, очень опасную для судов толчею (стоячие волны длиной около 40 м). По мере удаления от центра циклона волнение принимает более упорядоченный, регулярный характер.

После прохождения «глаза бури» барометр делает быстрый скачок вверх, и от противоположного румба снова налетает шквал ураганной силы. Общий характер погоды становится таким же, как и до прохождения центра циклона.

Иногда в тропическом циклоне наблюдаются смерчи - небольшие по размерам вихри диаметром в несколько сот метров при скорости перемещения до 20 - 25 миль в час. Ветер в таком вихре имеет колоссальную скорость - 200 - 250 м/сек.
Отличительная особенность смерчей-воронкообразное опускание облачности с длинным отростком вниз в виде хобота, конец которого иногда касается воды. Смерчи обладают огромной разрушительной силой.

Опасность тропических циклонов для мореплавания еще усугубляется и тем, что из-за относительно малых размеров они не всегда могут быть обнаружены на картах синоптиками службы погоды.
По этой причине суда, находящиеся в море, не могут своевременно получить предупреждения о зарождении и пути перемещения урагана. В связи с этим особо важное значение имеют местные признаки и радиотехнические средства для обнаружения приближающихся тропических циклонов.
При передаче по радио сведении о тропических циклонах им присваиваются женские имена Вера, Диана, Нэнси, Шарлотта и др.

В старину тропическим циклонам давали имена кораблей, которые их обнаружили.

  1. По направлению зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению ее направления—о направлении движения циклона. Появление зыби, идущей не от того направления, от которого дует или дул ранее ветер,—признак приближения тропического циклона.
  2. При приближении тропического циклона атмосферное давление резко изменяется, поэтому наблюдение за показаниями барометра и барографа является одним из важных факторов своевременного обнаружения и предсказания приближающегося тропического циклона. Атмосферное давление на расстоянии 120 - 150 миль от центра тропического циклона начинает постепенно падать, но еще заметно сохраняется его суточный ход. Далее с приближением центра тропического циклона на расстояние 60 - 110 миль суточный ход давления полностью нарушается, давление резко падает (па 13 - 20 мбар в час), падение давления прекращается лишь при прохождении «глаза бури». После прохождения центра тропического циклона давление начинает повышаться вначале быстро, а затем, с удалением центра, - медленнее и наконец достигает нормального значения для данного района.
  3. Приближению тропического циклона иногда на очень больших расстояниях (до 1500 миль). Предшествует появление перистых нитеобразных облаков с загнутыми концами, которые лучше всего наблюдаются при восходе или заходе солнца. Если эти облака кажутся сходящимися в одной точке, то с большой вероятностью можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в районе сходимости этих облаков расположен центр тропического циклона

На расстоянии около 300 миль от центра тропического циклона направление движения перистых облаков часто совпадает с направлением движения циклона Перистые облака не всегда являются безусловным признаком приближения тропического циклона, однако появление их не следует оставлять без внимания.

На расстоянии 500 - 600 миль от центра циклона обычно наблюдаются перисто кучевые облака, а на расстоянии 200 - 250 миль - нагромождения мрачных мощных кучево-дождевых облаков, вид неба в этот момент угрожающий.
Появлению кучево-дождевых облаков часто предшествует возникновение на горизонте небольшого, заметно увеличивающегося и быстро движущегося темного облака - «бычьего глаза» На расстоянии 200 - 250 миль от центра тропического циклона хорошим признаком его приближения является появление разорванно-кучевых облаков.

Вначале это одиночные облака, но с приближением центра циклона количество их увеличивается, они уплотняются и постепенно переходят в дождевые. Одновременно проходят шквалы с ливнями. Движение разорванно-кучевых облаков указывает на направление движения центра тропического циклона. Если стать лицом навстречу движению этих облаков, то центр тропического циклона будет расположен вправо от судна.

В 100 - 150 милях от центра тропического циклона начинается сильный ливневый дождь, который хорошо просматривается на экране судового радиолокатора. При нормальной радиолокационной наблюдательности полоса ливневого дождя обнаруживается на пределе дальности радиолокатора; это помогает определить положение судна относительно центра тропического циклона.
В 10 - 15 милях от центра дождь прекращается, облака расходятся. После прохождения центральной области тропического циклона облака снова смыкаются и начинается ливневый дождь такой же силы, как и до прохождения центра циклона, однако продолжительность дождя несколько меньше.

С удалением тропического циклона дождевые облака переходят в кучевые, и дождь прекращается.

  1. При приближении тропического циклона, так же как и при приближении обычного, иногда наблюдаются гало и венцы вокруг солнца и луны.
  2. Багрово-красная окраска зари - признак приближения тропического циклона. Причем вечерняя заря удерживается долгое время и остается до конца красной, не переходя в желтый цвет. В то же время с противоположной стороны хорошо видна тень земли, край которой имеет оранжевую окраску. Такая заря может наблюдаться за 2 - 3 суток до наступления циклона.

Иногда тропическим циклонам предшествуют восходы и за ходы солнца, при которых небо принимает огненный или медно-красный цвет с разнообразными оттенками.

  1. За сутки и более до наступления тропического циклона наблюдается ясное небо, штиль или слабый ветер, значительное повышение температуры, абсолютной и относительной влажности воздуха (ощущается сильная духота) и нарушение их суточного хода, с начала наступления и дальнейшего прохождения циклона наблюдается быстрое падение температуры воздуха.
  2. Ночью со стороны приближающегося тропического циклона часто видны сильные отблески молний (зарницы).
  3. При радиоприеме слышатся частые разряды или сплошной треск, усиливающийся по мере приближения циклона.
  4. На экране радиолокатора появляются отдельные светлые пятна, представляющие собой крупнокапельные скопления в атмосфере
  5. Направление ветра в различных частях тропического циклона изменяется так же, как и в циклонах умеренных широт, отличаясь только гораздо более быстрым переходом от одного румба к другому. Направление ветра - хороший признак опре­деления местонахождения центра тропического циклона. По из­менению направления ветра можно судить, в какой половине циклона относительно его пути находится судно (см. «Уклонение судов от тропических и глубоких циклонов»).

Увеличение скорости ветра - признак приближения тро­пического циклона, но этот признак проявляется слишком поздно.

Хрестоматийная картина Айвазовского «Девятый вал» — о жертвах стихии — знакома, наверное, каждому. Разумеется, в число произведений известного мариниста эта тема попала не случайно: за многие столетия истории мореплавания фольклор оброс легендами о гигантских водяных стенах и провалах.

Как волна-убийца опрокидывает и топит суда, многие могли видеть в голливудском фильме-катастрофе «Идеальный шторм» (The Perfect Storm) — драматической истории о том, как в Северной Атлантике восточнее Ньюфаундленда в результате столкновения двух мощных штормовых фронтов бесследно исчезает рыболовецкая шхуна «Андреа Гейл», унося с собой жизни рыбаков.

Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда. Океан, Популярная механика, Волна, Длиннопост

Картина Айвазовского «Девятый вал»

По словам редких очевидцев, сумевших пережить буйство стихии, такие волны нередко возникают при вполне благоприятных погодных условиях, не предвещающих, казалось бы, никакой опасности.

Достоверных фактов о чудовищных волнах, неожиданно возникающих в открытом море, сравнительно немного, но тем не менее они накапливаются и требуют объяснения. Волны-убийцы совершенно не похожи на остальные: они в 3−5 раз превышают по высоте обычные волны, рождающиеся при сильном шторме.

Это не цунами

Все наслышаны про огромные волны, называемые по‑японски цунами, что дословно означает «большая волна в гавани». Они славятся коварством и разрушительной силой.

Эти грандиозные водные валы, высота которых, как это случилось в 1958 году на Аляске, могут превышать 50 метров, возникают обычно в сейсмоактивных зонах — в результате подводных землетрясений и извержений вулканов, оползней, взрывов, резкого изменения метеоусловий. Подобное явление чаще всего встречается в прибрежных районах Японии, у нас на Дальнем Востоке, в США, Канаде, в регионе Австралии и Полинезии, а иногда даже на Карибах и в Средиземноморье. Японские манускрипты ведут хронологию цунами начиная с 684 года.

Самая страшная из известных волн цунами (24 апреля 1771 года) была зафиксирована на японском острове Исигаки (архипелаг Рюкю) и достигала высоты 85 метров. К счастью, цунами, порождаемые сейсмическими толчками на морском дне и обрушивающиеся на берег, возникают не так уж и часто. Цунами наиболее разрушительны на побережье неподалеку от места зарождения, где их энергия особенно высока. Но они могут совершать и довольно дальние «путешествия».

Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда. Океан, Популярная механика, Волна, Длиннопост

26 августа 1883 года мощное извержение вулкана Кракатау в Индонезии обрушило на берег волну высотой 45 метров, которая привела к гибели 36 тысяч человек. Энергетика этой катастрофы была равнозначна 500 тысячам атомных бомб типа хиросимской, но большинство разрушений и жертв, как и в случаях с другими цунами, находились на берегу или неподалеку от него. Такие волны обычно быстро затихают в открытом море и не опасны для судов. Волна, возникшая при извержении Кракатау, несколько раз обогнула земной шар, но ее высота не превышала 40 см.

«Сегодня не вызывает сомнения, — говорит крупный российский специалист по теории волн нижегородец Ефим Пеленовский, — что цунами — это результат своеобразного «поршневого» механизма колебания дна океана, вызванного землетрясением, в результате чего выталкивается вверх столб воды. Ее избыточная масса под действием силы тяжести тоже начинает колебаться и вовлекает в эту амплитуду колебаний соседние участки».

Сегодня цунами становится большой проблемой для стран, расположенных на тихоокеанском побережье. И все же гигантские волны-одиночки — это не цунами. Они никак не связаны с сейсмической активностью. Есть версия, что они могут порождаться упавшими в океан метеоритами. Так, ученые полагают, что примерно 100 000 лет назад на побережье Гавайских островов обрушилась волна 300-метровой высоты, вызванная, видимо, падением крупного метеорита. Но это, к счастью, явление чрезвычайно редкое.

Механика волны

Частицы воды благодаря их большой подвижности легко выходят из состояния равновесия под действием разного рода сил и совершают колебательные движения. Причинами, вызывающими появление волн, могут быть приливообразующие силы Луны и Солнца, ветер, колебания атмосферного давления, подводные землетрясения или деформации дна. Ветровые волны образуются за счет энергии ветра, передаваемой путем непосредственного давления воздушного потока на наветренные склоны гребней и трения о поверхность воды.

Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда. Океан, Популярная механика, Волна, Длиннопост

Природа образования волн на водной поверхности была хорошо изучена, смоделирована и описана европейскими учеными в первой половине XIX века. Уже тогда было ясно, что при ветре силой более двух баллов (скоростью свыше четырех узлов) потоки воздуха передают морской ряби энергию, вполне достаточную для образования настоящих волн и зыби.

Если ветер не утихает, волнение постепенно усиливается, так как колебательные движения воды получают дополнительную энергию извне. Высота волны при этом зависит не только от скорости ветра, но и от продолжительности его воздействия, а также от глубины и площади открытой воды.

В справочниках и энциклопедиях приведены высоты волн, характерные для разных океанов. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что самые большие волны встречаются в области западных ветров Индийского океана (11,5 м) и в восточной части Тихого океана (7,5 м). Однажды такие волны наблюдались у Азорских островов (15 м) и в Тихом океане между Новой Зеландией и Южной Америкой (14 м).

Когда волна, приходящая из открытого моря, выклинивается возвышенным дном, возникает прибой или бурун. На западном побережье экваториальной Африки и возле Мадраса в Индии волны прибоя иногда достигают 22 метров в высоту. Некоторые ученые-океанологи отрицают существование громадных волн-убийц в открытом море, считая, что объективная картина искажается в глазах перепуганных очевидцев. Из-за углубления, которое всегда идет перед волной, возникает особый эффект восприятия, усиливающийся еще и тем, что корабль располагается не горизонтально, то есть параллельно подошве волны, а наклонен к ней. В итоге высота волны может сильно преувеличиваться.

Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда. Океан, Популярная механика, Волна, Длиннопост

Тем не менее постоянно накапливающиеся факты доказывают обратное. Известно, что разные волны могут взаимодействовать, вызывая усиление и ослабление волнения. Наложение двух когерентных волн вызывает волну, высота которой равна сумме высот отдельных волн. Это явление называется интерференцией.

Именно интерференцией ученые объясняют возникновение в некоторых местах океана необыкновенно высоких волн. Они встречаются на «стыке» волн Атлантического и Индийского океанов — у мыса Доброй Надежды, самой южной точки африканского континента, и у мыса Игольный. Здесь встретившиеся волны начинают громоздиться одна на другую, порождая громадные валы. Моряки называют их «кейпроллерами» (от английских слов саре — мыс и roller — вал, большая волна), а океанологи — уединенными или эпизодическими волнами. Кейп-роллеры уничтожают как малые суда, так и огромные танкеры, спортивные яхты и сухогрузы, пассажирские лайнеры. Видимо, именно из-за такой волны потерпело катастрофу у восточного побережья Южной Африки советское транспортное судно «Таганрогский залив» в 1985 году.

Кейпроллеры возникают не только у южной оконечности Африки, но и в районах Ньюфаундлендской банки, у Бермудских островов, у мыса Горн, на окраинах норвежского шельфа и даже у берегов Греции. Если две интерферирующих волны встречают на пути какую-либо преграду — отмель, рифы, остров или берег — выклинивание порождает новую волну, намного превосходящую по высоте своих «родительниц». Из-за отражения волн от различных преград в результате наложения отраженной волны на прямую могут возникать так называемые стоячие волны. В отличие от бегущей волны, в стоячей не происходит течения энергии. Различные участки такой волны колеблются в одной и той же фазе, но с разной амплитудой.

Интерферируя между собой, могут сталкиваться воздушные потоки и морские течения, и тогда их энергия суммируется в виде волн. Вот почему можно встретить суперволны в Гольфстриме, Куросио и других мощных океанских течениях.

Возле пользующегося дурной славой мыса Горн происходит то же самое: быстрые течения сталкиваются с противодействующими ветрами. Однако и механизмы интерференции не могут дать исчерпывающего объяснения причин возникновения волн-великанов.

Одинокие убийцы

В разгадке секретов гигантских волн на помощь океанографам пришли физики и математики. Ефим Пелиновский изучил и описал механизм возникновения уединенных стационарных волн, которые называют солитонами (от solitary wave — уединенная волна). Главная особенность солитонов состоит в том, что эти волны-одиночки не меняют своей формы в процессе распространения, даже при взаимодействии с себе подобными. Такие волны могут распространяться на очень большие расстояния без потери своей энергии. Толща воды в океане устроена весьма непросто. Океан неоднороден по вертикали: там имеются слои разной плотности, в каждом из которых могут возникать и распространяться внутренние волны, достигающие высоты в 100 и более метров. Пелиновский считает, что во внутренних слоях океана тоже существуют солитоны, и активно занимается их исследованием и прогнозом.

Откуда берутся гигантские волны-одиночки, способные переламывать целые суда. Океан, Популярная механика, Волна, Длиннопост

Крупномасштабные атмосферные воздействия — циклоны и антициклоны — приводят к повышению или понижению поверхности океана в областях низкого и высокого давления. Эта связь получила название закона обратного барометра. Понижение атмосферного давления только на 1 мм ртутного столба может вызвать повышение уровня океана в этом месте на 13 мм. Если же давление падает на десятки миллиметров, что нередко случается во время тайфунов, то на поверхности океана появляется возвышенность в метры или десятки метров, которая, распространяясь, может породить гигантскую волну. Перепады давления могут привести к возникновению резонансных явлений, которые и служат причиной зарождения огромных волн в океане.

Математическое моделирование морских волн проводится сегодня во многих странах мира, ученые предлагают решения, весьма непохожие друг на друга, по‑разному описывая разные типы гигантских волн.

Конечно же, математические модели создаются не только ради объяснения природы волн. Ученые ставят перед собой вполне конкретную цель — научиться спасать от гибели суда и нефтегазовые сооружения на шельфе. А главное — жизнь людей. В конце 90-х Европейский союз создал проект MaxWave — с целью собрать факты и документально подтвердить существование одиночных громадных волн, а также отслеживать, моделировать и прогнозировать их появление, чтобы информировать моряков об опасности. Подобный проект по мониторингу гигантских волн выполняет в США Управление морских исследований, в котором накапливаются постоянные наблюдения, полученные при помощи авиации, спутников и радаров.

Научные исследования показали, что в среднем одна из 23 волн существенно превосходит другие по своим параметрам. Статистика свидетельствует, что одна уединенная волна, втрое превосходящая по своим параметрам обычную, приходится на 1175 волн, а четырехкратное превышение встречается у одной волны из 300 тысяч нормальных. Однако статистика, к сожалению, не позволяет предсказать появление волны-убийцы.

Последние наблюдения ученых доказывают, что волны-гиганты — не такая уж редкость, и их существование следует учитывать при проектировании судов. В университете Глазго составлен каталог недавних морских катастроф, вызванных волнами-убийцами. Из 60 сверхкрупных судов, затонувших в период с 1969 по 1994 год, 22 грузовых судна длиной более 200 метров стали жертвами гигантских волн. Они проламывали главный грузовой люк и затапливали главный трюм. В этих кораблекрушениях погибло 542 человека. В большой опасности оказываются и нефтяники, так как добыча постепенно перемещается на океанский шельф, а при проектировании нынешних морских платформ и плавучих буровых существование гигантских волн-убийц явно не бралось в расчет.

Статья «Тридевятый вал» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2004).

Почему нельзя купаться в «Квадратных волнах» Чем опасно, явление и есть ли оно на Чёрном море Факты, Знания, Планета Земля, Море, Океан, Природа, Природные явления, Длиннопост, Волна

Есть и такое редкое природное явление, как «Квадратные волны». В большинстве своем, о них знают только опытные моряки. Квадратные волны на море или океане напоминают шахматную доску.

За счет того, что квадратные волны образуются достаточно редко, это чудо природы не часто становится причиной серьезных происшествий. Однако, такая волна способна потопить, как небольшую лодку так и огромное судно, все будет зависеть от ее размера. Квадратные волны опасны и для профессиональных пловцов, что уж говорить о не подготовленном человеке.

Почему нельзя купаться в «Квадратных волнах» Чем опасно, явление и есть ли оно на Чёрном море Факты, Знания, Планета Земля, Море, Океан, Природа, Природные явления, Длиннопост, Волна

Причина возникновения квадратной волны:

Так называемые «Волны дальних берегов» образованные непогодой, за много километров в море, постепенно накатывают на побережье. При сильном ветре, направленном перпендикулярно этим волнам, образуются другие волны, которые пересекают их под прямым углом. Сталкиваясь они и образуют волну напоминающую квадратную сетку на поверхности. Так же в бухтах, волны отраженные от противоположных берегов могут «нарисовать» сетку на поверхности воды.

На Черном море, это явление крайне редкое, но все же случается. Мировой столицей квадратных волн можно назвать акваторию острова Ре, который принадлежит Франции. Ввиду географических и климатических особенностей, здесь они появляются достаточно часто. Это явление привлекает сюда тысячи туристов и фотографов со всей планеты.

Полезные ссылки, на наш ресурс:

Больше интересного и статья оригинал, читайте на нашем сайте:

Почему нельзя купаться в «Квадратных волнах» Чем опасно, явление и есть ли оно на Чёрном море Факты, Знания, Планета Земля, Море, Океан, Природа, Природные явления, Длиннопост, Волна

Почему нельзя купаться в «Квадратных волнах» Чем опасно, явление и есть ли оно на Чёрном море Факты, Знания, Планета Земля, Море, Океан, Природа, Природные явления, Длиннопост, Волна

Я так понял вам платят за символы?

Весь интернет забит подобными "водостатьями"

так в итоге, чем опасны квадратные волны кроме того, что они волны? тем что их две? )))

Ииии? На вопрос заголовка ответа не последовало

Иллюстрация к комментарию

это просто симуляция физики глючит из-за того что в каждом квадрате по разному округляются физические константы, для больших кораблей опасно тем что, одна часть кораблья может сместиться в пространстве независимо от остальной корабля, для людей безопасно, главное не находиться на границе квадратов, иначе ..

(на последней фотке): у вас море потрескалось!


Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты⁠ ⁠

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Красоты Крыма. Сентябрь 2021г. Горный поход от Севастополя до Ялты Крым, Ласточкино гнездо, Севастополь, Поход, Отпуск, Море, Отдых, Природа, Мобильная фотография, Длиннопост

Фото сделано на Google pixel 4a


Закат на Балтийском море⁠ ⁠

Закат на Балтийском море


Фильм "Кон-Тики", основанный на реальных событиях и затягивающий с первых минут⁠ ⁠

Фильм

Многие любят приключенческие фильмы, особенно когда они основаны на реальных событиях. Ведь это не выдумка сценариста, а реальное событие, описанное в художественной огранке. Сегодня на повестке дня фильм "Кон-Тики" (оригинальное название - Kon-Tiki, производство - Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, жанр - приключения, биография, дата выхода - 18 апреля 2013 года, рейтинг Кинопоиска на момент выхода статьи - 7,3).

Фильм основан на биографической книге норвежского путешественника Тура Хейердала.

Проект сняли режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг (оба - "Марко Поло", "Битлы"). Сценарием занимался Петтер Скавлан ("12-й человек").

Из актерского состава стоит выделить Пола Сверре Валхейма Хагена ("Даг", "Выход есть"), Андерса Баасмо Кристиансена ("Выход есть", "Пылающее море"), Тобиаса Зантельмана ("Последнее королевство", "Родина"), Густафа Скарсгарда ("Викинги", "Проклятая"), Одда Магнуса Уильямсона ("Рагнарек", "Нобель: Мир любой ценой"), Якоба Офтебро ("Мост", "Лиллехаммер") и Агнес Киттелсен ("Пришельцы из прошлого", "Даг"). В общем собран весь бомонд сериальной Скандинавии.

Сюжет фильма разворачивается вокруг археолога и путешественника Тура Хейердала, который решил доказать, что 1500 лет назад люди добрались из Южной Америки до Полинезии на плотах, где собственно и обосновались. В теорию никто из научного сообщества не верил, однако это не остановило Тура. Он решился повторить подвиг древних.

В его замысел не верил никто и соответственно отказывали в финансировании. Тогда Тур отправляется прямиком к президенту Перу и рассказывает свой дерзкий план. Когда политик услышал, что этот безумец хочет доказать всему миру, что перуанцы открыли Полинезию 1500 лет назад, дает зеленый свет экспедиции.

Тур, собрав команду, отправляется в путь. Сама матушка-природа должна привезти его в Полинезию, но она же и подбрасывает ему испытания в виде шторма, акул, китов, рифов и прочего.

Самый удивительный факт заключается в том, что человек, который собирается переплыть Тихий океан, а это почти 7 тысяч километров, не умеет плавать.

Фильм отлично подойдет для семейного просмотра. Захватывающий и местами драматичный. Посмотрел с большим удовольствием. Рекомендую.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: