Принципы правового государства рк

Обновлено: 25.04.2024

Стратегическая цель Казахстана войти в число 30 наиболее развитых стран требует, наравне с другими факторами, решения комплекса задач по совершенствованию уголовной политики и модернизации системы обеспечения общественной безопасности, созданию оптимальной модели судопроизводства и усилению защиты прав и свобод человека. Эта работа осуществляется при активном участии Генеральной прокуратуры. В связи с этим «Казахстанская правда» обратилась к Генеральному прокурору РК Кайрату Кожамжарову с просьбой рассказать о мерах по укреплению верховенства права и перспективах дальнейшего развития правозащитных механизмов.

- Глава государства в своем Послании на текущий год перед правоохранительными органами поставил задачу по дальнейшему укреплению гарантий прав граждан, обеспечению верховенства права и гуманизации уголовного закона. Кайрат Пернешович, хотелось бы знать, что конкретно сделано в этом направлении?

- В Казахстане активно идет процесс модернизации уголовно-правовой сферы. Такая работа ведется поэтапно и системно. Новые подходы позволили снизить репрессивность уголовного процесса, укрепили гарантии прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.

Чтобы у читателя было цельное видение, я хотел бы добавить немного ретроспективы. Казахстан унаследовал слишком суровую советскую систему правосудия. В начале 90-х по тюремному населению наша страна занимала третью позицию в мире, уступая лишь США и России. Естественно, эту проблему надо было решать. Такое положение сулило излишнюю криминализацию и даже маргинализацию значительной части населения нашей страны.

Благодаря политической воле Главы государства в стране произошли очень важные правовые, экономические и структурные реформы, позволившие избавиться от статуса «страны лагерей». По опыту стран - участниц ОЭСР в 2015 году полностью обновлены Уголовный , Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы . За счет введения института следственного судьи усилен судебный контроль. Действия следователей, затрагивающие права и свободы человека, теперь санкционируются следственными судьями, раньше это было полномочием прокуроров.

Освобождение от ответственности в связи с примирением стало обязанностью органа уголовного преследования, раньше было правом. Расширилась сфера применения альтернативных видов наказаний. Изменилась практика досрочного освобождения - теперь суд выпускает, если осужденный отсидел определенный срок, загладил ущерб и не нарушал порядок в тюрьме.

Значимые для модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности поправки внесены законом от 21 декабря 2017 года по инициативе самого Главы государства. Его особенностью стало повышение состязательности сторон в уголовном процессе, расширение полномочий адвокатов, сокращение оснований ареста, сроков задержания подозреваемых с 72 до 48 часов, в том числе несовершеннолетних до 24 часов, а также ограничение ареста по экономическим преступлениям. Это важно, так как уменьшает возможности для давления на человека в рамках уголовного дела.

Все процессуальные санкции, которые раньше давала прокуратура, окончательно переданы следственному судье, что соответствует Концепции правовой политики до 2020-го и П лану нации «100 конкретных шагов». Внедрено электронное расследование уголовных дел. Такой формат минимизирует фальсификацию доказательств и различные нарушения законности. На сегодня заведено 4 тысячи электронных дел. Расследование завершено по 2,5 тысячи, направлено в суд 1,8 тысячи дел. Судами рассмотрено 1,3 тысячи дел.

Все эти меры в комплексе благоприятно отразились на усилении гарантий прав граждан в уголовном процессе. Так, существенно снижены риски пыток и жестокого обращения с задержанными. 83% задержанных водворяются на срок не более 48 часов. Численность арестантов по расследуемым уголовным делам сократилась на 1 500 человек.

Эта работа продолжается. Буквально на днях Главой государства подписан новый закон, направленный на снижение репрессивности Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов . Согласно его концепции изоляции подлежат только те, кто реально опасен для общества. К другим, кто совершил ненасильственные преступления, будут применяться наказания, не связанные с изоляцией.

Особенностью закона является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Общественные работы как альтернатива вводятся по 258 составам. Ограничение свободы - по 11 тяжким преступлениям против собственности, экономики и должностных преступлений. В 2 раза увеличивается порог значительного, крупного и особо крупного ущерба. Снижаются штрафы и увеличиваются сроки их уплаты с 6 месяцев до 3 лет. Сокращаются сроки и основания ареста, а также верхний порог лишения свободы по 36 составам.

Проводимые реформы в нашей стране положительно оцениваются экспертами европейских институтов. В мае текущего года это сделали депутаты Европейского парламента в ходе своего визита в Казахстан. Ведь именно благодаря таким системным преобразованиям количество заключенных в стране за 27 лет сократилось на 66 тысяч. Закрылись 8 колоний, на обслуживание которых ежегодно тратилось 12 миллиардов тенге.

Сейчас в местах лишения свободы находятся 33 800 человек. В Тюремном индексе Казахстан занял 82-е место, опережая Сингапур, Израиль и такие страны Евросоюза, как Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Польша и Словакия.

- Действительно, результаты впечатляют. Но вокруг гуманизации много споров. Не повлечет ли она ухудшение криминогенной ситуации в стране?

- Я ждал этот вопрос. Нет, гуманизация не ухудшила и не ухудшит криминогенную ситуацию. Посудите сами. Ежегодно преступность, в том числе и рецидивная, снижается на 7-10%.

Секрет в том, что гуманизация не коснулась опасных преступников. Мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, экстремистам, террористам и бандитам. Их ответственность осталась такой же строгой, как и раньше. На них не распространяется амнистия. Они не могут быть освобождены от ответственности в связи с примирением, раскаянием, истечением сроков давности. К тому же экстремисты и террористы, если их преступления повлекли гибель людей, а также педофилы не подлежат досрочному освобождению. А последние подлежат еще и химической кастрации.

Как видите, наиболее опасные преступники не попали под гуманизацию. С другой стороны, у гуманизации есть свой мультипликативный эффект. Она оздоровляет общество. Ведь основную массу рецидивов мы получали за счет влияния на людей криминальной субкультуры в тюрьмах. Они выходили оттуда иждивенцами и не могли адаптироваться в обществе.

Теперь оступившихся сограждан мы стараемся вернуть в общество - ресоциализировать. Для этого с начала 2017 года внедрили 4 вида пробации. Досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная. То есть такой категории населения государство оказывает социальную помощь с первых дней расследования преступления. Дает образование, устраивает на работу, помогает найти жилье, приводит в порядок личные документы, оказывает психологическую и медицинскую помощь. Но если они не сделают выводы и нарушат наложенные на них ограничения, суд может заменить им наказание на более строгое. Кстати говоря, последний закон как раз таки усиливает ответственность досрочно освобожденных. Теперь вдобавок они рискуют своей свободой, если будут употреблять спиртные напитки или наркотики.

Нельзя не отметить и внешнеполитическую пользу гуманизации. Видя гуманные условия содержания заключенных в нашей стране, развитые страны с охотой заключают договор о взаимном обмене заключенными. Так мы можем вернуть на родину своих граждан, заключенных в тюрьмах иностранных государств, или призвать к ответу скрывающихся за границей преступников.

- Раз уж мы заговорили про условия содержания заключенных, расскажите, какова ситуация в пенитенциарных учреждениях?

- Эта проблема, набившая оскомину всем. Основные фонды пенитенциарных учреждений морально устарели на 90%. Есть колонии XVIII века постройки. Да, преступники заслуживают строгого наказания. Для этого их лишают самого драгоценного - свободы. Но условия их содержания не должны быть дополнительным наказанием. Они не должны унижать достоинство человека. Это вытекает из требований Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которое ратифицировано Казахстаном.

В текущем году мы приложили немало усилий для решения этих проблем. В апреле текущего года рассмотрели их на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры с участием Совета безопасности и заинтересованных государственных органов. Наши предложения по модернизации пенитенциарной системы и приведению ее в соответствие с международными стандартами нашли поддержку у Главы государства и в Совете безопасности. Правительство уже завершает разработку «Дорожной карты развития».

В первую очередь планируются мероприятия по переходу колоний на камерный тип содержания. По международному стандарту каждый осужденный должен содержаться в отдельной камере. Предполагается поэтапно реконструировать жилые блоки действующих колоний под международный стандарт. Кроме того, будут созданы условия для отбывания наказания осужденными по месту жительства. Планируются меры по цифровизации исполнения наказания, что обеспечит прозрачность самого процесса.

- Кайрат Пернешович, Вы затронули тему жестокого обращения. Мы, журналисты, нередко сталкиваемся с историями о пытках и злоупотреблениях со стороны тех, кто, наоборот, должен стоять на страже закона. Какие меры приняты в этой части?

- Да, к сожалению, на практике случается такое. Поэтому нами совместно с правоохранительными органами в этом направлении ведется наступательная работа.

Во-первых, усиливаем ответственность за пытки и повышаем гарантии защиты жертв пыток, которые зачастую находятся в зависимом положении от обидчиков. Чтобы не было давления на них во время расследования, в Уголовный кодекс новым законом, о котором я говорил выше, внесены поправки. Теперь по пыткам запрещено освобождать от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим либо деятельным раскаянием.

В январе текущего года принят Закон «О Фонде компенсации вреда потерпевшим». Теперь государство выплачивает денежную компенсацию жертвам пыток. Закон вступил в действие с 1 июля. Кстати, компенсация полагается также несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия, получившим тяжкий вред здоровью и родственникам погибших.

Во-вторых, с участием европейских экспертов принимаются организационные и практические меры по превенции пыток и защите жертв.

В стране открыто более 500 прозрачных стеклянных кабинетов для допросов с видеофиксацией. Внедрен электронный учет лиц, доставленных в полицию. Это позволило сократить на 10% жалобы на действия и решения органов уголовного преследования и в 2 раза - число необоснованных доставлений граждан в здания правоохранительных органов. На основе Стамбульского протокола Академией правоохранительных органов разработана методика расследования пыток. Работа в данном направлении продолжается.

- Так получается, что мы от одной темы плавно переходим к другой. Вы несколько раз коснулись темы цифровизации. Меня, как человека со стороны, интересует, почему прокуратура занимается этим и какую цель при этом она преследует?

- Действительно, на первый взгляд может показаться странным, что надзорный орган занимается цифровизацией. Но на самом деле это необходимость. С 1997 года в прокуратуре аккумулирован полный спектр цифровых данных, связанных с деятельностью органов уголовного преследования, прокуратуры и суда. Он автоматизирован. Есть информационные системы и аналитические инструменты, обеспечивающие работу госорганов. Учитывая именно эти стартовые позиции органов прокуратуры, Глава государства поручил перевести правоохранительную деятельность на новый уровень работы в цифровом формате.

Главное преимущество цифровизации - это обеспечение прозрачности автоматизируемых процессов. А где прозрачность, там и порядок. Именно отсюда вытекают наши цели. Мы хотим обеспечить законность в сферах судопроизводства, деятельности правоохранительных и иных государственных органов посредством цифровизации процессной работы.

В рамках программы «Цифровой Казахстан» нами реализуется 5 проектов. Автоматизируются уголовный и административный процессы, сферы проверки субъектов бизнеса и рассмотрения обращений граждан. Все они направлены на обеспечение надежной правовой среды и неукоснительной защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства.

В частности, цифровизация уголовного процесса позволит в онлайн-режиме осуществлять эффективный надзор и ведомственный контроль за уголовными делами. Обеспечит доступ участникам процесса. Электронный формат ведения административного процесса не допустит неправомерных решений органов, сократит ошибки и, как следствие, число жалоб от участников процесса. Система контроля за проверками субъектов малого и среднего бизнеса исключит неправомерные действия со стороны контролирующих госорганов и усилит защиту бизнесменов. Графики проверок будут составляться в электронном формате. Система «Е-обращения» обеспечит контроль за рассмотрением госорганами обращений граждан, позволит осуществлять качественную оценку их деятельности.

Аналитический центр является инструментом глобальной оценки состояния преступности в стране и ее профилактики. Системой могут пользоваться не только прокуроры, но и местные исполнительные органы для правильной расстановки приоритетов по улучшению ситуации в регионе.

- На днях в Генеральной прокуратуре прошло заседание коллегии по итогам работы в первом полугодии. Каковы результаты?

- Я считаю, что органы прокуратуры приняли действенные меры по защите конституционных прав граждан и интересов государства. В сфере общественных интересов с начала года прокуроры защитили права 3 миллионов граждан. По нашим актам в 6 регионах страны снижены тарифы на коммунальные услуги. 2 миллионам потребителей возмещено 7 миллиардов тенге.

Например, в Алматы и Алматинской области для 800 тысяч потребителей снижен тариф на электроэнергию с 16,9 тенге до 16,3 тенге. Для 6,5 тысячи жителей южного мегаполиса снижены цены на водоснабжение со 152 до 55 тенге. В Костанае и Рудном для 10 тысяч садоводов снижен тариф на электричество с 24 до 19 тенге. Сейчас принимаем меры к возврату излишне уплаченных 20 миллионов тенге.

На предприятиях с вредными и опасными условиями труда выявлено более 27 тысяч нарушений трудового законодательства, норм промышленной, санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности. Погашены долги по зарплате на сумму 430 миллионов тенге.

В ходе участия по гражданским делам защищены интересы государства на 15,6 миллиарда тенге. К примеру, по моему протесту отменены незаконные судебные акты об освобождении букмекерской конторы OLIMPKZ от уплаты налога на игорный бизнес почти на 2 миллиарда тенге. На сегодня налог уплачен.

В сфере надзора за законностью досудебного расследования усилия надзора в первую очередь направлены на защиту прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс. Прокуроры освободили 423 гражданина из служебных кабинетов правоохранительных органов и изоляторов временного содержания. Это в 3,5 раза больше, чем в прошлом году.

В феврале нынешнего года состоялось заседание Координационного совета правоохранительных органов по вопросам снижения репрессивности уголовного процесса. Благодаря этому стали больше применять альтернативные меры пресечения. Количество подписок о невыезде увеличилось в 7 раз, домашнего ареста - в 2 раза.

По линии надзора за законностью вступивших в силу приговоров нами рассмотрено 2 700 жалоб. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По ним изучено 1,2 тысячи уголовных дел.

В итоге Верховный суд по моим протестам изменил 269 приговоров, оправдал 12 человек, из них 3 провели в колониях от 1 до 7 лет. 223 осужденным смягчены наказания.

Кстати, здесь вынужден вернуться к теме цифровизации. Нашими сотрудниками без каких-либо расходов из бюджета разработана аналитическая система «Заңдылық». В ее создании активное участие принимал Верховный суд.

Уникальность системы в том, что она распознает все нормы Уголовного кодекса и по ним автоматизировано проверяет законность приговоров. За полтора года работы система помогла нам выявить более 700 необоснованных приговоров. Суд удовлетворил по ним наши протесты. Эта цифра сопоставима с предыдущими 10 годами, вместе взятыми.

По итогам заседания коллегии мы определили проблемные зоны, над которыми нам предстоит работать. Прокурорам дан ряд поручений.

- Кайрат Пернешович, а какие дальнейшие перспективы развития правоохранительной сферы?

- Сегодня Казахстан в мировых рейтингах демонстрирует позитивную динамику по обеспечению верховенства права. Согласно международному Индексу верховенства права наша страна заняла 64-е место из 113. По сравнению с 2016 годом мы улучшили позицию на 9 пунктов.

Но, несмотря на произошедшие значительные позитивные изменения, нам есть еще куда совершенствоваться. В уголовном процессе все еще присутствует обвинительный уклон. Поэтому дальнейшая модернизация уголовно-правовой сферы и улучшение механизмов защиты прав человека и частной собственности предусмотрены в Стратегическом плане развития страны до 2025 года.

Продолжим укреплять в уголовном судопроизводстве принципы состязательности сторон. Сейчас по поручению Главы государства мы изучаем передовой опыт стран ОЭСР, в том числе Германии, которая по индексу верховенства права находится в первой десятке стран.

Реализация этих и других стратегических задач обеспечит дальнейшее утверждение в Казахстане принципов правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Проблемы создания правового государства в Казахстане

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

26.Особенности формы государственности РК. Республика Казахстан - светское, социальное, правовое, демократическое, унитарное государство. (ст. 1 Конституции РК).Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство - это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Казахстан является светским государством, и ни одна религия не устанавливается обязательной или государственной "Светскость государства является опорой стабильности и благополучия нашего государства. При этом следует правильно толковать понятие "светскость", оно не является чем-то антирелигиозным, не выражает концепцию борьбы с религиозностью"

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Демокра́тия (др.-греч.— «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов Народ является единственно легитимным источником власти Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

27.Основные акты, определяющие суверенитет Республики Казахстан: Декларация о государственном суверенитете 25 октября 1990 года, Конституционный закон «О независимости РК» от 16 декабря 1991 года, Конституция РК 28 января 1993 года, Конституция РК 30 августа 1995 года. Изменения и дополнения в Конституцию РК от 21 мая 2007 г.: общая характеристика и особенности.Принята постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий для всех граждан республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.

Конституция Республики Казахстан 1993 года Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

Теория разделения властей в государстве. Система сдержек и противовесов. Особенности реализации принципа разделения власти в РК. Право вето, импичмент, право роспуска парламента, независимость судей – основные институты системы сдержек и противовесов.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

Теория разделения властей возникает и начинает материализовы-ваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти со стороны как отдельных лиц, так и отдельных органов государства.

Именно в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стали возможными появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая (основная фаза) — со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза приходится на середину XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно — той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной ча стью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации».

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии — в интерпретации Дж. Локка и во Франции — в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить не только из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важно не только констатировать такие объективно существовавшие факторы, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), как достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством и др.

Объективные факторы — реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они безусловно имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Локк считал, что «только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство — носитель публичной (политической) власти способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни», добиться «главной и великой цели» — сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга «составные части и, соот ветственно, наделения ими различных, сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления»1.

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна гарантировать и естественную свободу человека.

Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы»5. В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием»

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию и объявлять недействительными акты органов государственной власти. Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц.

Характерной чертой конституционного развития независимого Казахстана является реформирование всей политической системы, осуществляемое государственной властью. Процесс перехода к демократическому обществу в Республике Казахстан имеет свои специфические особенности. Следует отметить, что Казахстану удалось избежать политических кризисов, приводящих к дестабилизации общества. Достигнуты определенные позитивные результаты. Это позволяет говорить о казахстанском опыте эволюционного реформирования политической системы.

Формирующаяся глобальная система не будет жизнеспособной, если она не открыта национальным интересам и не построена на взаимодействии государств. Для этого государство должно уметь адекватно реагировать на новые разнообразные вызовы и угрозы, т. е. быть «сильным». В условиях глобализации должна возрастать роль государства в социально-экономической, политической и других областях. Именно государству предстоит выработать и претворять в жизнь долгосрочную стратегию развития страны, нацеленную на преодоление вызовов XXI в.

Президент Республики Казахстан в 2007 г. выступил с инициативой конституционной реформы, что свидетельствует о вступлении страны в новую историческую фазу, новый этап демократизации, обеспечивающий дальнейшее развитие демократического общества [32].

Чтобы понять необходимость и закономерность этой конституционной реформы, достаточно вспомнить, что Конституция Казахстана 1995 г. многие свои положения творчески заимствовала из опыта Пятой республики во Франции. Французская модель политического режима оказала влияние на государственное устройство ряда стран, в том числе и на независимые государства постсоветского пространства. Анализ Конституции Республики Казахстан 1995 г. и Конституции Франции 1958 г. свидетельствует, что политический режим Казахстана построен именно по французской модели.

Согласно традиционной классификации политических режимов, Французская Республика не входит в категорию чисто парламентских и чисто президентских режимов. Она сочетает в себе элементы обеих систем. По мнению специалистов, государственный строй во Франции можно назвать смешанным, поскольку он совмещает традиционные понятия или его еще называют полупрезидентским режимом [33, с. 89].

«Характерной чертой конституционного развития постперестроечного Казахстана является наличие элемента «восходящего конституционализма», под которым подразумевается постепенная адаптация конституционного строя к существующим политическим и социально-экономическим реалиям», - отмечали казахстанские исследователи [34, с. 249].

Разделение государственной власти в Казахстане можно показать с формы правления президентства. В Конституции Казахстана 1995 г. указано: «Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом» [35].

Разделение ветвей власти гарантируется также специальными конституционными гарантиями. К ним можно отнести: во-первых, недопустимость «совмещенного мандата»: члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, осуществлять предпринимательскую деятельность, на них не распространяется правило «должностного иммунитета»; депутаты Парламента также не вправе занимать иные оплачиваемые должности и заниматься предпринимательской деятельностью, что в противном случае влечет прекращение депутатских полномочий; для них установлен институт «депутатской неприкосновенности»; во-вторых, предоставление законодательной инициативы только двум субъектам: депутатам Парламента и Правительству республики; в-третьих, отнесение права давать официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан к полномочиям специального органа государства по контролю за конституционной законностью — Конституционного совета; в-четвертых, теперь изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены, как правило, республиканским референдумом, проводимым по решению Президента, которое он принимает по собственной инициативе или по предложению Парламента или Правительства [36].

Вместе с тем организационное и функциональное разделение ветвей власти по Конституции Республики Казахстан 1995 г., не допуская слияния, как в советский период, законодательной, исполнительной властей и управляемости судов, в то же время не настолько «жесткое», чтобы нарушать единство государственной власти в стране. Гибкость и целостность всей системы нынешнего разделения властей в Казахстане обеспечивает Президент республики.

Как отмечает Глава государства Н.А. Назарбаев, «Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти. Сформированы институты гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации… Возрожденная казахстанская государственность является основанием, на котором строятся демократия и рыночная экономика» [37, с. 165].

Доктрина и практика казахстанской модели президентской системы правления базируется на следующих принципах организации государственной власти:

- политико-правовое признание универсальной нормы разделения власти;

- адаптация конституционного опыта зарубежных стран к условиям казахстанского общества;

- приоритет сохранности политической стабильности путем правового регулирования взаимоотношений между различными органами единой по сути государственной власти;

- поддержание реального баланса между тремя ветвями власти;

- признание конституционной нормы как установления внешней юридической силы.

- В современных условиях для Республики Казахстан оптимальный вариант конституционной теории разделения властей и соответствующей ей системы государственных органов включает следующие принципы:

- усиление президентской формы правления;

- признание единства государственной власти и в то же время ее функциональной и структурной дифференциации;

- четкое разграничение объема правомочий каждой власти;

- наличие динамичной системы взаимных сдержек и противовесов государственных органов (прежде всего, высших).

Важнейшая проблема президентской системы вытекает преимущественно из раздельных выборов двух ветвей власти и фиксированного срока нахождения у власти.
Президентский демократический режим — это система взаимной независимости, так как и законодательная власть, и Глава государства имеют фиксированный выборный мандат, являющийся источником их легитимности. Это служит гарантией против усиления притязаний одной из ветвей власти. Президентские системы в большей степени, чем парламентские системы, склонны иметь исполнительную власть, чья программа последовательно блокируется законодательной властью.

Говоря о президентском режиме, следует не забывать, что любой президентский режим имеет недостатки. Среди них нужно назвать те, которые могут возникнуть и в нашем государстве. Прежде всего, это опасность определенного отрыва власти от общественного мнения. Во избежание этой опасности необходимо, чтобы Президент, располагая всей информацией и желая благополучия своей стране, принимал правильные решения.
Другая опасность состоит в чрезмерной концентрации власти в руках Президента и его окружения. Как в свое время писал В. Жискар д’Эстен, «даже если сам Президент не хочет этого, но с момента его избрания в общественном мнении возникает стремление поднимать до его уровня все проблемы, требующие решения. Поэтому возникает риск появления вокруг него команды, состоящей из узкого круга лиц, который пользуется чрезмерной властью. Во избежание этого явления необходимо найти соответствующее равновесие во властных структурах» [38].

Поскольку Президент Республики Казахстан, так же как и Президент Франции, имеет обширные полномочия, всегда существует опасность того, что этот пост может попасть в руки политического лидера, способного на злоупотребление своей властью. Во Франции в этом плане существуют два «фильтра». Во-первых, кандидатуру будущего Президента, как правило, определяют политические партии. Во-вторых, во Франции существуют устойчивые демократические традиции ее граждан, сложившиеся на протяжении более чем двух веков.

В Казахстане еще нет достаточно сильной партийной системы и политической культуры граждан. Поэтому очень важно, чтобы современная конституционная реформа была направлена на усиление роли партий в политической системе Казахстана. По форме правления наше государство остается президентской республикой, однако по многообразию и гибкости элементов этого правления, апробированных конституционной практикой развитых демократий, казахстанская форма президентского правления обретает, благодаря новой конституционной реформе, логически завершенный вид президентско-парламенткой формы правления, особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе.

Внесение изменений и дополнений в Конституцию Казахстана в настоящее время позволяет создать более гибкую политическую систему, идти по пути дальнейшей демократизации нашего государства. Как отмечает председатель Сената Парламента Казахстана К.К. Токаев, «это время прорыва нашей страны в полномасштабную демократию, выхода на новый уровень экономического и политического развития» [39].

В ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в Казахстане - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться [40].

Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

В Казахстане большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, казахстанская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях казахстанского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для гражданского правосознания характерно формальное признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма и неправомерного общественного поведения. Это правосознание исходит из того, что нормы права выше закона, из которых сам закон черпает обязательную силу. Однако нормы такого положительного права помимо закона и обычая могут формироваться не только законами и обычаями, но и путем общественного провозглашения. Такой экстраординарный источник права активизируется в нестабильных политических ситуациях, когда нормы, провозглашенные небольшой группой или даже отдельным лидером, соответствуют общественному правосознанию.

Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством (даже если он не соответствует наличной системе права), в качестве обязательного для исполнения предписания.

Для людей с правовым правосознанием характерна ориентация при решении своих проблем, прежде всего на собственные силы, убеждение, что можно самому управлять своей судьбой, спокойное отношение к социальной дифференциации и в целом положительное отношение к «новым русским». Социальная справедливость интерпретируется ими как равенство возможностей. В этом плане их правосознание ближе к западному, среди них больше всего сторонников радикальных рыночных реформ.

Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении казахстанской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных национальных отношений, прекращение «войны законов», по­вышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами.

В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В сегодняшнем Казахстане системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, в современном Казахстане взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Казахстанские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.

Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.

Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций». [41, с. 37]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: