Как классифицируются суда по типу главного двигателя

Обновлено: 28.03.2024

4.1. Малооборотные дизельныесиловые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса в настоящее время на гражданских судах наиболее распространены.

4.2. Теплоходы(т/х) - при ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели,размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор.

4.3. Паротурбоходы (птб/х, тб/х) -в тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения на суда устанавливаются паровые турбины(с паровыми котлами).

4.4. Газотурбоходы (гтб/х),или газовые турбины.При газовой турбине допустим минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.

4.5. Атомоходы(а/х) - суда с атомной силовой установкой.

4.6. Дизельэлектроход(дэ/х) - приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель.

5. По виду движителя(движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна) суда разделяются на:

5.1. С гребным винтом(наиболее распространенный движитель);

5.2. С крыльчатым движителем(эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);

5.3. С воздушным винтом;

5.4. С водометным движителем(высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) - используется на мелководье;

5.5. Колесные(движитель - гребное колесо).

5.6. Парусные(движитель - парус). Парусные суда по виду парусного вооружения можно разделить на:

5.6.1. Kорабль (фрегат)– парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса, а на бизань мачте дополнительно – косой;

5.6.2. Барк - судно, имеющее три или более мачты, последняя из которых (сухая) вооружена косыми парусами.

5.6.3. Бриг - двухмачтовое с прямыми парусами на обеих мачтах и косым парусом на грот-мачте;

5.6.4. Баркентина - судно, имеющее три или более мачты, первая из которых имеет прямое вооружение, а остальные – косое;

5.6.5. Бригантина- двухмачтовое судно, на первой мачте несущее прямые паруса, а на задней – косые;

5.6.6.Гафельная шхуна– двух (или более) мачтовое судно с гафельным вооружением;

5.6.7.Марсельная шхуна - судно, имеющее в дополнение к гафельному вооружению прямые паруса (марсели) на передней мачте;

5.6.8.Бермудская шхуна - шхуна, вооруженная косыми (без гафелей) бермудскими парусами;

5.6.9.Стаксельная шхуна - шхуна, вооруженная вместо триселей стакселями;

5.6.10.Стаксельный кеч - двухмачтовое судно, вооруженное стакселями, задняя мачта установлена впереди головки балера руля;

5.6.11.Гафельный кеч - то же, что стаксельный, но вместо стакселей вооружен гафельными парусами (триселями);

5.6.12. Бермудский иол - двухмачтовое судно, снабженное бермудским вооружением, задняя мачта установлена на срезе кормы (сзади головки балера руля);

5.7. Гребные(движитель – весло).

6. По характеру движения сударазделяются на:

6.1. Водоизмещающие- вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводныесуда) и под поверхностью воды (подводныесуда);

6.2. Глиссирующие- быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъемная сила, под действием которой судно частично выходит из воды - глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);

6.3. На подводных крыльях(СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья, создающие при движении гидродинамическую подъемную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов;

6.4. На воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создается повышенное давление, и судно поднимается над водой на 0,2-1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна;

6.5. Экранолланы- (в стадии исследований и проектирования) аппараты, летающие вблизи поверхности воды, что обеспечивает значительное увеличение подъемной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).

7. По материалу корпусасуда подразделяются на: .-.

7.1. Стальные - большинство современных судов;

7.2. Из легких сплавов - небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;

7.3. Пластмассовые- небольшие суда, катера;

7.4. Железобетонные- стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки;

7.5. Деревянные- небольшие рыболовные, спортивные. ;

7.6. Композитные— корпус судна из двух или трех материалов (сталь+легкие сплавы - пассажирские суда; бетон+сталь — плавдоки и т.д.).


Довоенный флот, эксплуатировавшийся на внутренних водных путях, отличался большим разнообразием и многотипностью, что значительно осложняло его использование.

В связи с этим в 1944 году были разработаны стандарты для речных судов, в которых указывались основные данные судов. Государственный стандарт предусматривал всего восемь различных типов пассажирских и грузопассажирских речных судов. С того времени все изменилось. Функциональность речных судов растет и теперь они подвержены той же традиционной классификации, к которой приведены как военные корабли, так и морские суда гражданского флота, с некоторыми отличиями.

ТИПЫ РЕЧНЫХ СУДОВ

Речные суда классифицируются по нескольким основным признакам: принципу поддержания на воде, принципу движения, району плавания, типу главного двигателя, роду движителя, материалу и форме корпуса, и назначению.

по принципу поддержания на воде

речные суда с гидродинамическим принципом поддержания


По принципу поддержания на воде различают суда с гидродинамическим принципом поддержания: суда на воздушной подушке, на подводных крыльях и глиссирующие.

Суда на воздушной подушке различают скегового типа, у которых воздушная подушка ограничена с боков жесткими погруженными в воду скегами, являющимися продолжением бортов, и амфибийного типа, где гибкое ограждение воздушной подушки выполнено по всему периметру корпуса. Поддержание над водой данных типов судов в обоих случаях осуществляется воздушной подушкой низкого давления. Речное судно может двигаться в нужном направлении, используя движители авиационного типа или водометные движители. У судов на подводных крыльях гидродинамические силы поддержания возникают при относительно быстром движении в воде подводных крыльев.

Глиссирующие суда имеют плоское днище с незначительной килеватостью, которое создает при относительно быстром движении силу гидродинамического давления. Как правило, их строят небольших размеров, так как для движения в режиме глиссирования требуется весьма значительная удельная мощность двигателя.

речные суда с гидростатическим принципом поддержания


С гидростатическим принципом поддержания бывают водоизмещающие речные суда и суда на воздушной каверне. Водоизмещающие суда, имеющие гидростатический принцип поддержания, наиболее распространены. Среди них следует выделить двухкорпусные суда - катамараны. Суда с закритическими скоростями хода, у которого проектная скорость 30 км/ч и более с воздушной каверной можно считать почти новым типом судов, так как после некоторого забвения они снова получили право на существование.

по принципу движения на воде


По характеру движения речные суда подразделяют на самоходные, имеющие энергетическую установку, несамоходные, перемещаемые при помощи буксиров-толкачей, и стоечные, которые по условиям работы стоят на месте: дебаркадеры, понтоны.

по району плавания


По району плавания суда подразделяют на суда внутреннего плавания, смешанного река-море плавания и морские. Суда внутреннего плавания - суда, совершающие короткие рейсы, и предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях, внутригородских и пригородных линий. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Речного Регистра.

по типу главных двигателей


По типу главных двигателей различают теплоходы, имеющие двигатель внутреннего сгорания, дизель-электроходы, у которых гребной винт приводится во вращение от электродвигателя. На речном флоте атомоходы и турбоходы не применяются.

по роду движителя


По роду движителя суда подразделяют на винтовые, колесные, водометные, с крыльчатыми движителями, с воздушными винтами - суда на воздушной подушке.

по типу материала


По типу материала, используемого при изготовлении корпуса, суда различают с металлическим, пластмассовым (стеклопластиковыми), деревянным и железобетонным корпусами. Последний тип речных судов применяют на стоечном флоте - дебаркадерах, плавпричалах.

по назначению

Однако главным отличительным признаком речного судна традиционно является предназначение, виды которого и будут рассмотрены в этой статье. По назначению суда внутреннего плавания подразделяют на транспортные речные суда и технические суда.

РЕЧНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА

Транспортные суда, составляющие основное ядро речного флота, предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Их подразделяют на пассажирские, грузовые и буксирные.

речные пассажирские суда


I группа - транзитные суда дальнего следования с длительностью рейса более 24 часов в одном направлении;

Речные пассажирские суда, построенные в последние годы, имеют повышенную комфортабельность и предназначены для перевозки более 12 пассажиров. Они в свою очередь разделяются на: а) туристские (экскурсионные, малые круизные речные суда, прогулочные суда); б) паромы; в) плавучие дома (вонботы).


Паромы предназначены для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах. По конструкции это суда-площадки со специальными мостами - аппарелями, которые опускают на берег при погрузке и выгрузке автомобилей и другой техники. Пассажиры на пароме размещаются в надстройке.

Архитектурный тип парома зависит от принятого способа погрузки автомашин на его палубу. На переправах наиболее распространены бортовые способы погрузки, при этом обязательно применяют дебаркадеры, понтоны или баржи. При таком способе погрузки колебание горизонта воды в реке не отражается на стыке парома с дебаркадером. Все изменения положения дебаркадера, связанные с колебанием горизонта воды, компенсируются за счет уклона береговых сходен; при больших колебаниях горизонта дебаркадер (понтон) переводят в другое место. Кроме того, применяют продольный способ погрузки, при этом автомобили въезжают на паром с носовой части и съезжают с кормы. Этот способ более удобный по сравнению с первым. В настоящее время на реках работают так называемые челночные паромы, обе оконечности которых одинаковые.

Посадка пассажиров на паром производится или по грузовым аппарелям после погрузки автомашин, или по специальным пассажирским трапам, спущенным с бортов судна. Пассажирские трапы для входа пассажиров в трюмные помещения и в помещения надстройки устраивают по бортам в закрытых помещениях или тамбурах, чтобы не занимать проезжую часть главной палубы.

речные грузовые суда

сухогрузные суда (сухогрузы)


Грузовые речные суда составляют основу транспортного речного флота. На их долю приходится более 60 процентов грузооборота. Грузовые суда разделяют на сухогрузные и наливные, которые в свою очередь подразделяются на самоходные суда и несамоходные суда (баржи).

Сухогрузные суда используют для перевозки леса, штучных или сыпучих грузов. Эксплуатируются также специализированные сухогрузные суда: автомобилевозы, цементовозы, рудовозы и рефрижераторы. Исходя из этого, самоходные речные суда данного типа бывают: трюмные открытого или закрытого типа, автомобилевозы, суда-площадки, контейнеровозы, цементовозы, рефрижераторы.

Современные самоходные сухогрузные суда принято в практике эксплуатации называть грузовыми теплоходами. В настоящее время грузовые теплоходы строят на классы М, О, Р Речного Регистра, а также смешанного плавания река-море. От постройки грузовых теплоходов на класс Л почти отказались. Для перевозки грузов на малых реках используют преимущественно баржи и буксиры с малыми осадками. Архитектурный тип современных грузовых теплоходов имеет следующие особенности: в носовой оконечности корпуса делают полубак и под ним - форпик, где размещают якорные цепи и судовое снабжение; грузовые трюмы располагают за форпиком до машинного отделения; за грузовыми трюмами в кормовой оконечности размещают машинное отделение и за ним - топливный отсек; в корме - ахтерпик с румпельным отделением; надстройки и рубки теплохода с жилыми и служебными помещениями для команды размещают в корме судна над машинным отделением. В зависимости от размеров судна и количества команды жилые надстройки грузовых теплоходов бывают одно- или двухэтажными. Над верхним этажом надстройки располагают рулевую рубку. Управление двигателями - дистанционное из рулевой рубки. Большинство грузовых теплоходов классов М и О, а также судов смешанного плавания строят с двойным дном, которое используют для принятия водяного балласта при ходе порожнем. В последние годы все суда классов М и О и суда смешанного плавания строят с двойным дном и многие из них - с двойными бортами. Для перевозки грузов, не боящихся подмочки, - леса (в бревнах), угля и минерально-строительных материалов (гравия, бута, камня) по водохранилищам разряда О в центральных бассейнах указанные выше суда с двойным дном и двойными бортами строят с открытыми сверху грузовыми трюмами и называют такие суда грузовыми теплоходами открытого, или коробчатого типа.

Требования ускоренной погрузки-выгрузки привели к тому, что были созданы такие типы судов, как теплоходы-площадки (суда-площадки), предназначенные для перевозки на открытой палубе массовых грузов (лес, уголь, руда). Они дают возможность обеспечивать наилучшие условия проведения грузовых операций, удобства для размещения крупногабаритных грузов, применения прогрессивного горизонтального способа погрузки-выгрузки.

Прочность корпуса судна должна обеспечить погрузку и разгрузку всего груза одной машиной в один слой (от кормы к носу или наоборот), или одновременно несколькими машинами (из расчета одна машина на 15-20 м длины трюма или на трюм). В отдельных случаях это требование приводит к тому, что общая прочность корпуса судна оказывается выше, чем необходимо для плавания в заданном районе.

Размеры грузовой палубы судов-площадок, а также трюмов и просветов люков трюмных судов должны быть кратными размерам контейнеров, крупно штучных и лесных грузов, если перевозка этих грузов предусмотрена техническим заданием на проектирование судна. Грузовместимость судов-площадок определяют по высоте штабелей леса или контейнеров, которые укладывают так, чтобы они не закрывали видимости вперед из ходовой рубки. В проектах судов-площадок для перевозки гусеничной или колесной техники необходимо предусмотреть возможность применения переходного моста (аппарели) для погрузки и выгрузки этой техники и входа и выхода перегрузочных машин.


Несамоходные сухогрузные суда имеют грузоподъемность от 200 до 4500 тонн. Как бункерные баржи, так и баржи-площадки широко применяются для перевозки угля, щебня, гравия, песка, руды и многих других грузов. Большие перспективы строительства несамоходного флота открылись судостроителям после завершения испытаний сцепных замков к толкаемым составам.

Сухогрузные баржи секционного состава состоят из двух и более секций и производятся на класс «О» Речного Регистра. Каждая из секций - открытая, с двойным дном и двойными бортами, имеет один трюм без поперечных переборок. Носовая секция выполнена с седловатостью в носу, нос ложкообразный, корма транцевая. Кормовая секция сделана с транцевым носом и санной кормой. Секции не имеют жилых помещений и соединяются друг с другом транцами. В кормовой секции установлена транцевая переборка с кормовыми упорами для толкания состава толкачом-буксиром при помощи автосцепа.

Несамоходные сухогрузные суда (баржи) бывают: открытого и закрытого типа, тентовые, баржи-площадки, саморазгружающие баржи и бункерные баржи.

Сухогрузная баржа открытого типа имеет полубак и полуют. Корпус с двойным дном и наклонными двойными бортами, с транцевым носом и кормой для толкания. На носу баржи имеются упоры для толкания, на корме - автосцеп. Один грузовой трюм не имеет переборок. Баржа предназначена для перевозки леса, угля и минерально-строительных материалов. Вместо рулей в корме баржи устанавливают вертикальные плоские стабилизаторы.

Сухогрузные тентовые баржи в свое время большими сериями строились в Румынии. Тентовая баржа имеет двойное дно и оборудована двойными бортами, с надстройкой для команды и рулевой рубкой в корме. Стенки тента - металлические, гофрированные. В бортовых стенках для разгрузки генеральных грузов сделаны двухстворчатые ворота, по четыре с каждого борта, а в крыше тента - по четыре закрывающихся люка. Баржи предназначены для перевозки грузов, боящихся подмочки (генеральные грузы, зерно и пр.). Баржа имеет два полубалансирных руля.

Сухогрузные баржи-площадки на отечественных реках наиболее распространенные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов, не боящихся подмочки. В корпусе этих барж устанавливают диаметральную продольную переборку и один-два ряда пиллерсов между кильсонами и карлингсами в зависимости от ширины корпуса. Оконечности таких барж делают с санным образованием, нос и корма - транцевые, приспособленные для толкания, с упорами и автосцепом. Вместо рулей на баржах установлены стабилизаторы в корме, иногда два по ширине.

Саморазгружающаяся баржа - сухогрузная баржа с полубаком и полуютом, имеет приспособления для разгрузки способом кренования.

Бункерные баржи - специальный тип барж с врезанным в корпус бункером, металлические стенки которого наклонные; бункер предназначен для перевозки леса и гравия, добываемых со дна реки специальными землесосами. Баржи, предназначенные для толкания, делают с транцами в носу и корме, с упорами для толкания. Вместо рулей установлены стабилизаторы. Жилые помещения не предусмотрены.



Основным признаком отечественной классификации судов является его назначение. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.

типы грузовых судов


Грузовые суда разделяют на два основных класса - сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.

ТИПЫ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ


Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.


СУХОГРУЗНЫЕ СУДА общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом судов.




Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.


К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СУХОГРУЗНЫМ СУДАМ относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.




РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.


Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов.


Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.


КОНТЕЙНЕРНЫЕ СУДА (контейнеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов.


Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.


Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.


ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.


СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.




Суда для навалочных грузов (балкеры) подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы).


Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.


Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером.


Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).


ЛЕСОВОЗЫ предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.


Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.


Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).

ТИПЫ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Тип наливных судов разделяют на: танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и тому подобное), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и прочее) - химовозы, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, цементовозы).


Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота.




Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе.


Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами.


Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.


Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.


Газовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.


В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией.


Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).


Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.


В настоящее время быстро развивается класс комбинированных судов, то есть судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных родов груза, что очень выгодно при встречных морских перевозках, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому классу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и тому подобные.

типы пассажирских и грузопассажирских судов


Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.



типы судов для обслуживания регулярных пассажирских линий


Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-3000 пассажиров водоизмещением до 100000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

суда для туристских путешествий


Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.


На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.


Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

типы специальных транспортных судов




МОРСКИЕ ПАРОМЫ бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы - для морских путешествий.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАРОМЫ имеют одну грузовую палубу, а автомобильные паромы - одну-две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу используют лифт или наклонные съезды - пандусы.


Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 60000 тонн. Средний АВТОМОБИЛЬНО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ вмещает около 200 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - до 50 вагонов.




ТРАНСПОРТНЫЕ БУКСИРЫ И БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.


В отличие от транспортных буксиров буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.



Морской транспорт играет в экономике любой страны важную роль. Крепнущие и расширяющиеся международные экономические отношения способствуют значительному увеличению грузооборота, большая часть которого выполняется на морских судах, являющихся иногда незаменимым транспортным средством. Для перевозки огромного количества грузов, среди которых ведущее место занимают нефть, газ, сыпучие грузы, лесоматериалы, различное оборудование и механизмы, требуется множество различных типов судов - танкеры, газовозы, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовецкие суда. Классификация судов осуществляется по ряду основных признаков, которые отличают их друг от друга.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ПО ПРИЗНАКАМ

типы судов в зависимости от района плавания


По району плавания суда подразделяются на морские (дальнего, неограниченного и прибрежного плавания), рейдовые (для плавания в акваториях портов и в устьях больших рек с выходом на морские рейды), внутреннего плавания (речные и озерные) и смешанного плавания («река-море» и «море-река»). Иногда специально выделяют суда арктического плавания.

классификация судов в зависимости от средства движения


По средствам движения суда подразделяются на самоходные - с механическим двигателем, являющимся источником энергии для движения судна, и несамоходные, передвигающиеся от источника энергии, находящегося вне судна (с помощью буксиров, толкачей, от энергии ветра).

классификация судов в зависимости главного двигателя


По типу главного двигателя суда подразделяют на:
теплоходы (главный двигатель - двигатель внутреннего сгорания);
пароходы (главный двигатель - паровая поршневая машина);
турбоходы (главный двигатель - паровая турбина);
газотурбоходы (главный двигатель - газовая турбина);
электроходы (гребной винт вращается электродвигателем); различают турбоэлектроходы и дизельэлектроходы, в зависимости от рода двигателя, приводящего в действие генератор электрического тока;
атомоходы (источник тепловой энергии - атомный реактор);
гребные суда (двигатель - мускульная сила человека);

классификация судов в зависимости рода движения по воде


По роду движения по воде суда подразделяются на: плавающие на поверхности воды (водоизмещающие суда), плавающие под поверхностью воды (подводные корабли и суда), глиссирующие (скользящие по поверхности воды), плавающие на подводных крыльях и парящие над поверхностью воды (суда на воздушной подушке и экранопланы).

классификация судов в зависимости рода движителя


По роду движителя суда подразделяются на: винтовые, колесные, со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными), весельные и парусные.

классификация судов в зависимости рода материала корпуса


По роду материала корпуса суда подразделяются на: стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и композитные (т. е. такие, корпус которых изготовлен частично из металла и частично из дерева или другого материала).

классификация судов в зависимости от архитектурно-конструктивного типа


По архитектурно-конструктивному типу суда подразделяются по числу корпусов (различают двухкорпусные, трехкорпусные - соответственно, катамараны, тримараны и тому подобные), по количеству и расположению надстроек, по числу палуб, по положению палубы надводного борта, по расположению машинного отделения и другое.

классификация судов в зависимости от количества гребных валов


По количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на одновальные (большинство грузовых и промысловых судов), двухвальные (пассажирские и специальные суда, военные корабли), трехвальные (большие военные корабли), четырехвальные (океанские пассажирские лайнеры, крупнейшие военные корабли).


В необходимых случаях классифицируют суда и по другим признакам:
- по ледовому классу - приспособленность судна плавать в различной ледовой обстановке;
- по районам плавания речных и озерных судов (класс «Р» - река, «О» - озеро, «М» - с выходом в крупные водохранилища);
- по различным категориям к безопасности плавания;
- по видам снабжения;

Суда классифицируются по различным принципам и признакам в зависимости от аспекта их рассмотрения: по районам плавания; в соответствии с правилами классификационных обществ; по принципам поддержания и движения; по типу главной энергетической установки; по архитектурно-конструктивным признакам; по назначению и др. Разделение судов по различным принципам в той или иной степени влияет на их конструкцию.

По районам плавания суда классифицируют на морские, внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания. Постройка, освидетельствование и эксплуатация судов в нашей стране осуществляется под надзором классификационных обществ: морские суда поднадзорны Морскому Регистру Судоходства РФ; суда внутреннего и смешанного плавания - Российскому Речному Регистру.

Морским Регистром Судоходства РФ каждому судну присваиваетсякласс, который определяется формулой, состоящей из нескольких символов, например,


КМ ЛУ3 I А3 буксир

где символы означают [15]:

КМ – самоходное судно (К – несамоходное);

- судно построено по Правилам Морского Регистра Судоходства РФ и освидетельствовано этой организацией;

ЛУ3 – знак ледовых усилений судна (цифра от 1 до 9 означает степень приспособленности судна для плавания во льдах: суда категорий
ЛУ1 – ЛУ3 относятся к судам неарктического плавания, остальные категории – для арктических судов);


- знак деления на отсеки (показывает число смежных отсеков (от 1 до 3), при затоплении которых судно остаётся на плаву);

I – знак ограничения района плавания (для судна неограниченного района плавания этот символ отсутствует, для других судов ограничения могут обозначаться символами I, II, IIСП, IIIСП, III – эти символы определяют допустимые высоту волн и удаление от мест убежища);

А3 – знак автоматизации управления судном (на центральном посту и в машинном отделении);

буксир – обозначение типа судна по его эксплуатационным и конструктивным особенностям.

По принципам поддержания на воде можно выделить следующие группы судов: водоизмещающие (надводные и подводные) и суда с динамическими принципами поддержания (СДПП). Водоизмещающие суда уравновешиваются относительно поверхности воды гидростатическими силами, а СДПП поднимаются над водой за счёт сил давления воздуха
(суда на воздушной подушке, экранопланы), гидродинамического давления на подводные крылья или поверхность днища судна. Конструкции
судов водоизмещающих и СДПП различаются настолько, что, например, первые суда на подводных крыльях были созданы авиаторами, а первые суда на воздушной подушке в Англии первоначально строились под надзором авиационных ведомств.

Энергетическая установка (ЭУ) также определяет различные классы судов: несамоходные (обычно называемые баржами) и самоходные. Самоходные суда могут быть оборудованы паровыми машинами (пароходы), двигателями внутреннего сгорания (теплоходы), электродвигателями (электроходы), ядерными реакторами (атомоходы). Многие суда имеют комбинированные ЭУ: турбоэлектроходы имеют паровую или газовую турбину и редуктор в виде генератора тока и гребного электродвигателя с пониженной частотой вращения; дизель-электроходы сочетают дизель с приводом на гребной электродвигатель.

От наличия ЭУ, количества двигателей и расположения машинного отделения (МО) по длине корпуса судна зависят такие особенности архитектуры и конструкции судна, как расположение многоярусной надстройки, длина отсеков и положение переборок, наличие тоннеля гребного вала, конструкции фундаментов и перекрытий машинного отделения, форма кормы и характер обводов всего корпуса, объём дифферентных цистерн и многое другое. От положения МО по длине судна зависит расположение грузов и изгибающий момент, вызывающий изгиб корпуса, а в конечном итоге – система набора корпуса и размеры продольных связей.

Ядерный реактор атомных судов требует специальной конструктивной защиты (двойные борта и переборки и пр.). Некоторые суда требуют особого согласования ЭУ и конструкций, например, катамараны (два двигателя нужно разместить в корпусах малой ширины), накатные суда (высота двигателей ограничена высотой МО, выше которого размещаются грузовые помещения и проезды к кормовой аппарели).

Принцип движения судов определяется движителями. Здесь можно выделить суда: парусные, гребные, колёсные, винтовые, а также оборудованные водомётами, воздушными винтами или воздушно-реактивными движителями. Тип движителя в первую очередь определяется принципами поддержания и двигателями, поэтому на корпус судна влияет весь комплекс средства поддержания судна – ЭУ – движители. На водоизмещающих судах от типа движителя обычно сильно зависит форма и конструкция кормовой оконечности.

Архитектурно-конструктивный тип судна характеризуется совокупностью признаков /4/:

Ø формой и количеством корпусов;

Ø количеством, размерами и расположением надстроек;

Ø высотой надводного борта;

Ø количеством палуб;

Ø типом и размерами грузовых отверстий;

Ø разделением переборками на отсеки или цистерны;

Ø системой набора отдельных перекрытий;

Ø конструкцией отдельных перекрытий;

Ø особенностями конструкции судна.

Форма корпуса судна определяется множеством особенностей, среди которых отметим некоторые:

Ø форма носа (ледокольная, с бульбом или без него, наклон форштевня, характер обводов: V-образный у быстроходных судов с развалом борта в носу; U-образный у тихоходных судов с почти вертикальными бортами и плоским днищем в носу; различные промежуточные формы);

Ø форма кормы (крейсерская, транцевая, со слипом, с кринолином, с форштевнями различных типов в зависимости от типа винторулевого комплекса);

Ø форма средней части (наличие цилиндрической вставки, развал бортов, килеватость днища, наличие продольных или поперечных сломов или реданов, спонсонов, скуловых килей, скегов и пр.).

Существуют суда с двумя или тремя корпусами, соединёнными в верхней части мостами или платформами (катамараны и тримараны).

Надстройкой называется конструкция, образованная продолжением бортовых перекрытий основного корпуса судна, палубой и поперечными переборками, находящаяся выше верхней палубы»[1]. К надстройкам относят и конструкцию, боковые стенки которой не являются продолжением бортов, а несколько отстоят от них (но не более чем на 4 % от ширины корпуса).

Суда, совсем не имеющие надстроек, называются гладкопалубными; с двумя надстройками (баком и обычно многоярусным ютом) – двухостровными; с тремя надстройками (баком, высокой средней надстройкой и ютом) – трехостровными. Как бак, так и ют могут быть удлиненными[2]. Встречаются суда, на которых многоярусная надстройка занимает почти всю длину палубы (например, пассажирские суда, паромы).

На грузовых судах высокая многоярусная надстройка с центральным постом управления (рулевой рубкой) обычно располагается над МО. На некоторых судах, например, для перевозки крупногабаритных грузов, высокая надстройка располагается в носовой части, обеспечивая хороший обзор из рулевой рубки.

Высота надводного борта судна характеризует запас его плавучести, остойчивость, степень заливаемости палубы. Минимальный надводный борт регламентируется международной конвенцией о грузовой марке и разработанными на ее основе правилами классификационных обществ, исходя из общих требований безопасности. Суда для перевозки относительно тяжёлых грузов (большинство танкеров, навалочников, лесовозов
и др.) в полном грузу обычно имеют высоту борта, равную минимально допустимой. У судов для перевозки относительно лёгких генеральных грузов, а также у пассажирских и многих других судов даже при полной загрузке высота надводного борта больше минимальной. Таким образом, различают суда с минимальным и избыточным надводным бортом.

Поколичеству палуб корпуса различают суда с одной, двумя и более палубами (многопалубные). Суда для перевозки массовых грузов, как правило, однопалубные. Высота укладки многих генеральных грузов ограничена, поэтому устройством нижних палуб обеспечивается необходимая высота твиндеков и трюмов.

Для быстрого проведения грузовых операций размеры люков в палубах многих судов делают как можно большими. Однако при большой ширине корпуса это приводит к слишком тяжёлым и громоздким люковым закрытиям. Тогда по ширине располагают два или три люка (парные или строенные люки). Суда, у которых ширина люков составляет более 70 % от ширины корпуса, называют открытыми (с широким раскрытием палуб). Если ширина люков обеспечивает проведение грузовых работ без горизонтального перемещения грузов в трюме, то суда называют полностью открытыми (с полным раскрытием люков).

При большой ширине люковых отверстий корпус судна может оказаться недостаточно жёстким на кручение, а в верхней палубе резко возрастают напряжения от общего изгиба корпуса. Для обеспечения прочности открытых судов верхняя палуба специально усиливается.

Наливные суда имеют одну сплошную непроницаемую палубу. Сплошные палубы характерны также для накатных судов. Такие суда часто не имеют поперечных переборок в грузовой части, поэтому нижние палубы делают с герметично закрывающимися отверстиями, обеспечивающими непотопляемость судна.

Грузовые отверстия могут быть не только в палубах, но и в оконечностях корпуса, а также в бортах (лацпорты).

Переборки корпуса судна во многом определяют конструкцию всех остальных перекрытий (днища, бортов, палуб), так как являются для них опорами. На большинстве судов поперечные переборки образуют отсеки, обеспечивая непотопляемость и жёсткость корпуса судов. Но есть суда без поперечных переборок в грузовом пространстве (например, накатные, бункерные навалочники). На таких судах непотопляемость и жёсткость корпуса обеспечивается (но не всегда в полной мере) двойным дном, двойными бортами и (или) сплошными палубами.

На крупнотоннажных судах (танкеры, рудовозы и др.) часто применяются продольные переборки.

Существует множество других факторов, определяющих архитектурно-конструктивные особенности судов, однако первопричиной всех особенностей является назначение судна. Существует афоризм «груз делает судно» /4/. Поэтому в дальнейших разделах рассмотрим характерные особенности наиболее распространенных типов судов, определяемых их назначением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: