Принцип обеспечения государственного интереса

Обновлено: 15.05.2024

Все общественные отношения в системе государственного управления строятся на основании и в соответствии с определенными правовыми базовыми началами, называемыми в теории права – принципами.

Под принципом обычно понимается основополагающая идея, положение или подход, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе, используемые человеком на основе научных знаний и профессионального опыта с целью оптимизации своей деятельности.

В научной литературе существуют различные понятия и классификации принципов управления. Наиболее полно понятие, сущность и классификацию принципов государственного управления, дает в своем курсе лекций профессор Г. В. Атаманчук.

Принцип (от латинского «principium” – первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. Это специфическое понятие, в котором содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.[38]

Принципы отражают наиболее существенные объективные закономерности в организации социального управления. Принципы социального (государственного управления) имеют ту же природу, что и принципы административного права, вытекая из одних и тех же правовых источников, вместе с тем имеют определенные отличия. Для административного права, его принципы составляют базовые начала дальнейшего построения его правовых норм, а для управления, его правовые принципы являются базовой основой деятельности субъектов управления. В этой связи, особое значение имеет понятие принципа организации и деятельности в социальном (государственном) управлении.

В процессе государственного управления принципы организации деятельности органов исполнительной власти имеют основополагающее значение.

По своей природе и содержанию правовые принципы имеют объективный характер, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания, вытекающего из представлений людей о социальной справедливости. При формировании правовых принципов люди используют выработанные правовой наукой субъективные научные знания, свой трудовой опыт, на основании которых определяют правовые ценностные ориентиры, на которых должны строиться все общественные отношения и, которые имеют правовое закрепление в Основном законе государства и других, основанных на нем законах. В этой связи правовые принципы отражают субъективный, волевой характер большой группы людей.

Все наиболее важные правовые принципы находят свое отражение и закрепление в Конституции государства.

Профессор Атаманчук Г. В., предлагает систематизировать принципы управленческой деятельности по следующим четырем основаниям:

1) общественно-политические принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;

2) функционально-структурные принципы, абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объектов государственного управления и раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий;

3) организационно-структурные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий;

4) принципы государственно-управленческой деятельности, раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании собственной жизнеспособности.

В других источниках предлагается классифицировать принципы государственного управления на две самостоятельные группы: общие, социально-правовые и организационные.[39]

Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Система организационных принципов государственного управления подразделяется на две группы:

I. принципы построения аппарата управления;

II. принципы деятельности управленческих структур.

К принципам построения аппарата управления относятся:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Отраслевой принцип построения аппарата управления является ведущим в организации управления. Согласно этому принципу, в одну систему (отрасль) объединяются однородные по характеру деятельности предприятия, учреждения или организации, для руководства которым создается единый организационный центр (обычно – министерство). Этому центру, по вертикали, подчинена вся система звеньев внутриотраслевого характера (органы управления низшего уровня, предприятия, учреждения, организации).

Отраслевая построение аппарата управления присуща, например, для управления промышленностью: каждая ее отрасль управляется определенным органом: отраслевым промышленным министерством, государственным комитетом или другим центральным ведомством. Однородные по профилю деятельности объекты на местах объединяются в промышленные или производственные объединения.

Отраслевой принцип построения аппарата управления обеспечивает единое централизованное руководство отраслью, единство технической и кадровой политики, рациональное использование сил и средств, эффективное внедрение достижений науки и техники, единообразное решение общих для всей отрасли вопросов в едином центре – министерстве или другом центральном ведомстве.

Отраслевой принцип построения системы управления позволяет наиболее полно учитывать особенности и потребности каждой отрасли государственного управления, создавать необходимые условия для осуществления отраслевой специализации и централизации.[40]

Вся система государственного управления разбита на определенные управленческие отрасли (отрасли государственного управления), наибольшее количество органов исполнительной власти в центре и на местах имеют отраслевую компетенцию (например, министерства, службы, отраслевые управления и отделы местных государственных администраций и т. п.). Объясняется это тем, что структура государственного управления приближена к реально существующей структуры материального и нематериального (например, социально-культурного) производства, которая является отраслевой.

Отраслевой принцип построения аппарата управления сочетается с территориально-производственным, суть которого заключается в подчинении одному органу однородных по профилю деятельности предприятий, учреждений или организаций, размещенных на определенной территории. Если отраслевой принцип построения системы государственного управления, показывает ее “вертикальный срез”, то территориально-производственный – горизонтальный. Он учитывает размещение предприятий, учреждений, организаций на определенной территории – район, город, область, автономная республика. Это различные административно-территориальные и национально-государственные образования, на территории которых действуют органы исполнительной власти государства и подчинены им органы управления.

Кроме указанных принципов государственного управления, некоторые авторы учебной литературы по административному праву, например Кушнир И. В., выделяют и специальные принципы организации управленческой деятельности, обусловленные характерной особенностью деятельности силовых структур[41].

Специальные принципы организации деятельности органов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления, например, органы ФСБ России, МВД России используют регламентированные федеральным законом принципы конспирации, сочетание гласных и негласных форм деятельности, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями.

До переходного этапа от административно-командной системы управления делами государства в СССР к рыночной экономике, основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата. Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых, правовых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата государственного управления. Данный принцип отражает сущность демократических преобразований в нашем государстве. Его сущность проявляется в возможности поступления граждан Российской Федерации на государственную службы не зависимо от социального положения, отношения к религии, пола, национальности и др.;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), позволяет отграничить управленческую деятельность от законодательной и судебной;

3) принцип гласности и открытости в деятельности субъектов государственного управления. Данный принцип предполагает прозрачность деятельности органов государственного управления и их подотчетность народу, способствует формированию механизма, исключающего произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;

4) принцип профессионализма и компетентности представителей структур государственного управления. Указанный принцип отражает способность исполнительных органов власти профессионально, эффективно и грамотно разрешать стоящие перед ними задачи;

5) принцип законности, означает безусловное подчинение субъектов управления закону, вся их управленческая деятельность должна опираться на правовые нормы Конституции РФ и иные федеральные законы и соответствовать их требованиям. Все правовые нормы, содержащиеся в законах Российской Федерации должны всеми государственно-властными структурами, на всей территории РФ пониматься, толковаться и применяться единообразно, без каких либо произвольных отклонений;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, представляет «народоправство»-разнообразные законные интересы в различных сферах общественной жизни: в отношении к религиозным убеждениям, к образованию, особенностям национальной культуры, традиций, обычаев и др.;

7) принцип взаимодействия между различными органами управления и гражданским обществом. Данный принцип позволяет наиболее эффективно решать все поставленные государством стратегические цели и наиболее сложные задачи, через объединение усилий органов управления и всего гражданского общества.

В юридической литературе могут быть выделены и иные принципы, имеющие значение для реализации функций государственного управления, к таким принципам можно отнести принцип гуманизма, приоритета нравственных начал в управленческой деятельности государства и др.

Государственные интересы — это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.

Государственные интересы — это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Понятие государственный интерес вытекает и объединяет два других понятия, таких как интерес личности и интерес общества.

Интерес личности – это стремление лица к определенному благу, состоянию, к удовлетворению потребности при условии, что реализация данного стремления не запрещена законом и не обеспечена четко фиксированной юридической обязанностью других лиц содействовать такой реализации. Благо может выступать как материальное, духовное (моральное) и др.

Интерес общества (общественный интерес) – это общий интерес (стремление) всех членов общества либо его значительной части к достижению определенного блага, состояния, к удовлетворению потребностей.

Интерес государства (государственный интерес) – это комплекс сбалансированных потребностей личности и общества, реализация которых обеспечивается институтами государственной власти во взаимодействии с общественными объединениями. Таким образом, государственные интересы являются частью общественных интересов, реализуемых в основных сферах деятельности органов публичной власти: экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной и т.д. К числу приоритетных государственных интересов могут быть отнесены обеспечение суверенитета народа, территориальной целостности, развитее демократии, укрепление политической стабильности, совершенствование национальных и федеративных отношений и т.д.

Государство может содействовать реализации законных интересов личности, общества, государства, в том числе через ограничение прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения должны быть соразмерны ценности законного интереса.

Федеративная форма государственного устройства обусловливает наличие государственных интересов субъектов Федерации. Федерация эффективно функционирует только тогда, когда в ней одновременно и в полной мере обеспечиваются интересы государства в целом и его субъектов и, тем самым, интересы всего проживающего в ней населения. Учитывая это, общие интересы участников федеративных отношений в целях развития названных отношений могут иметь приоритет перед интересами отдельных субъектов Федерации по реализации принципа их «формального» равенства.

К первой группе относятся индивиды во всем многообразии своего проявления: личность, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, обладающие двойным, вторым гражданством (бипатриды), а также иные индивидуальные субъекты, вобравшие в свой правовой статус дополнительно к перечисленным чертам иные существенные характеристики, к примеру, такие как «кандидат в депутаты», «Президент» и т.д. Индивидуальные субъекты предстают в качестве первоосновы при формировании производных от них субъектов – коллективных.

К коллективным субъектам традиционно относят народ, нации, общественные группы, различные массовые субъекты, формируемые на основе гражданской (народной) инициативы, в частности, местное самоуправление и местные сообщества, территориальное общественное самоуправление и др.

Особым коллективным субъектом является государство. Ему присущ специфический правовой статус в силу своего двойственного характера. Оно характеризуется наличием интересов как самого себя – государства, так и интересов, которые государство защищает, реализует и воплощает в силу своей основной миссии, главной цели существования.

Государственные интересы могут проявляться в нормативно зафиксированных ориентирах деятельности системы государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Однако нередко государственный аппарат склонен выдавать личные интересы государственных служащих за общественные. В таких случаях необходимо говорить о квазипубличных интересах.

Общество, особенно если оно стремится стать гражданским, главным образом призвано обеспечить реализацию частных интересов и потребностей личности и коллективов: на свободное экономическое развитие, на участие в управлении государственными и общественными делами, на доступ к достижениям культуры. Выразителями общественных интересов выступают общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, представители науки, культуры и т.д. Через институты политических партий, разнообразные общественно-консультативные органы общество диктует свои интересы государству, которое, признавая их законными, содействует реализации интересов общества.

Государственные интересы классифицироваться по различным основаниям. Взависимости от классификационного основания выявляется та или иная правоваяхарактеристика, специфическая черта исследуемой категории.

1. С точки зрения носителей того или иного интереса различаются: интересы государственные (одного государства); интересы групповые (нескольких государств); интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).

2. Соответственно интересы государственные можно подразделить на: интересы внутреннего развития (внутренние); интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).

3. С точки зрения предмета, государственные интересы подразделяются на: экономические, политические, территориальные, правовые, интеллектуальные (духовные, социокулътурные) и т. п.

4. По характеру интереса можно выделить прямые и косвенные интересы.

5. Нужно также различать абсолютный, относительный и абсолютно-относительный (смешанный) интересы.

Абсолютный интерес присутствует тогда, когда удовлетворение и реализация интереса возможны без участия других лиц. От них требуется лишь не мешать его реализации самим интересообладателем.

В другом виде – относительном интересе – удовлетворение потребности носителя интереса зависит от положительных действий иных лиц. Без них интерес не может быть реализован самостоятельно.

В абсолютно-относительном (смешанном) интересесочетаются элементы абсолютного и относительного интересоотношения. Так, государственный интерес будет удовлетворяться при наличии двух условий. Первое из них – это положительные действия конкретных участников интересоотношений, второе – если иные субъекты воздержатся от вступления в отношения, не будут препятствовать удовлетворению интереса.

6. Также различают «коллизионные» и «неколлизионные» государственные интересы. Первые лишь формально не соответствуют текущему законодательству, при этом соответствуя конституционным основам и принципам. Законность таких интересов может быть доказана путем признания соответствующей правовой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации, в связи с чем будет аргументирована и законность интереса, заранее предполагаемая носителем интереса. Неколлизионные законные интересы соответствуют законодательству, не противоречат ему.

7. Кроме того, выделяют составной (композиционный) и простой (одноэлементный) государственный интересы. Критерием для такого деления является возможность включения в состав интереса нескольких составляющих. В качестве указанной составляющей может выступать как субъективное право, так и определенный правовой принцип, норма права общего характера. При наличии двух и более таких компонентов интерес будет «составным» (или «композиционным»), в ином случае – простым (одноэлементный).

8. Основанием классификации может быть характер использования государственных интересов: государственный интересы однократного использования; государственный интересы многократного использования; ситуационные государственные интересы.

9. Можно различать интересы тактические и стратегические.

10. Национальные интересы, экстраполированные на внешний мир, различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на жизненно важные (главные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Второстепенные и переменные интересы носят производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Критерии классификации, как и любые другие классификационные основания, во многом условны. Они не могут являться абсолютным показателем существования всех разновидностей рассматриваемого феномена.

1) Государственный интерес является единым для некоторой социальной общности, подразумевает наличие неких установленных правил, норм, требований, которые являются основополагающими для существования и поддержания всей социальной структуры данного общества. Эти правила воспроизводят некие устойчивые связи, позволяющие в процессе социального взаимодействия продуцировать целостность социальной общности.

2) Стремление к стабилизации, некой степени упорядоченности. Именно процесс формирования духовных традиций родоплеменного уклада жизни, неписанных, передающихся из поколения в поколение этических законов, морали, нравственности, естественного права, культурных традиций представляет собой стремление первых человеческих коллективов к урегулированию и систематизации общественных отношений.

3) Обязательное признание и обеспечение правом того государства, которое в результате осознания объективных потребностей своего существования и развития определило данный публичный интерес в качестве значимого для себя и составляющей его основу социальной общности, конкретизировало пути и способы его достижения, и готово к защите признанного им интереса мерами государственного принуждения;

4) Относительно территориальный характер. Иными словами, каждое государство может иметь свой интерес в пределах территории, на которую распространяется его суверенитет, так как, отражая культурные, национальные, религиозные особенности его общества, особенности конкретно-исторического развития политической организации, выражает единые морально-концептуальные принципы, выработанные его гражданами, которые могут не совпадать с ценностной системой, существующей в другом государственном образовании.

5) Стремление к самосохранению, путем создания механизмов (системы норм), подчиняющих частный интерес публичному. В государстве проблема соотношения частного - публичного приобретает иной характер, появляется возможность жесткого, причем легитимного ограничения прав частных лиц в целях защиты общего. Именно поэтому представляется необходимым дать общий поход к нахождению баланса частного и публичного, исходя из философского понимания государства и его целей.

6) Граница между сферами частного и публичного интереса подвижна, обусловлена уровнем социально-экономического и особенностями исторического развития общества, определяется законодателем в зависимости от назревших потребностей государственного и общественного развития. Определение этой границы, наряду с формированием интересов через правовое регулирование, и составляет проблему сочетания (обеспечения баланса) публичных и частных интересов.

Новое нарождающееся капиталистическое общество получило идеологическую основу в лице политических мыслителей XVI-XVII вв. - Н. Макиавелли в Италии, Ж. Боден во Франции, Г. Гроций в Голландии, Т. Гоббс в Англии, которые развивали идею государства как высшего начала. Государственный интерес признавался одним из основных принципов как внутренней, так и внешней политики. В этот же период в практике международных отношений появляются новые политико-дипломатические и правовые понятия, которые возводятся в ранг основополагающих принципов международных отношений, так же как и принцип «государственного интереса». Это такие дефиниции, как «политическое равновесие», «естественные границы» государства, о праве войны и мира, о свободе морей, о незыблемости международного договора. Так закладывались основы науки международного права и теории международных отношений.

Необходимость государственного единства, централизации хозяйственной жизни европейских государств были обоснованы политической мыслью того периода через разработку принципа «государственного интереса», который рассматривался как высшее мерило в политике, как общее благо для всего государства. Причем общее благо может быть достигнуто любым способом, не исключая насилия. Ради его обеспечения хороши все средства. Наиболее последовательно принцип «государственного интереса» или «общего блага» был изложен Н. Макиавелли в трактате «Государь». Мыслитель вскрыл реалистические основы и интересы политики любого государя, который отождествляет «государственный интерес» со своим собственным благом. Освобождая государя от всех морально-этических принципов и сохраняя за ним абсолютную свободу действия, Н. Макиавелли мечтал использовать безграничную власть итальянских князей и монархов в интересах объединения Италии. С этой точки зрения дипломатическое искусство подчинялось у Н. Макиавелли принципу «государственного интереса». Он утверждал, что государь может следовать по пути добра, если это возможно, но должен уметь вступать и на путь зла, если это необходимо. Монарх должен использовать приемы и зверя и человека. Все средства хороши для достижения цели.

Идеи Н. Макиавелли разделяли и крупнейшие государственные и политические деятели той эпохи. Так, например, английский дипломат XVI в. Генри Уоттон говорил по поводу функций посла следующее: «Посол – это муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей страны». Принципом «государственного интереса» определялась и деятельность одного из крупнейших политиков и дипломатов XVII в. Ришелье, утверждавшего, что государство превыше всего, и оно есть ценность, во имя которой все средства хороши. Так, например, будучи кардиналом римской католической церкви, в период Тридцатилетней войны он поддерживал военные действия протестантских князей Германии против католической Испании и Австрии, боясь усиления и объединения всех германских князей.

Начиная с конца XVI - начала XVII в. принципы «естественных границ» и «политического равновесия» имели определенный нормативный характер и возводились на уровень основных принципов внешнеполитической деятельности государства. Автором принципа «естественных границ» можно считать близкого друга и помощника короля Франции Генриха IV, Г. Сюлли. Кратко сформулировать этот принцип можно так: «захватывать стоит лишь то, что можно сохранить». Могущество государства имеет свои границы, перейдя их, оно вызывает против себя объединенные силы врагов и завистников. Герцог Сюлли в своих мемуарах «Принципы государственного хозяйства» не раз подчеркивал это.

Исходя из принципа «естественных границ», он создал проект установления гегемонии Франции над всеми христианскими народами. Он считал, что на юге Европы Франция имеет свою «естественную границу – это Пиренеи». Герцог Сюлли утверждал, что возвратить Франции ее былую силу, которой страна обладала при Карле Великом, значит вернуть соседние территории, когда-то принадлежавшие ей. Это – Савойя, Франш-Конте, Лотарингия, Геннегау, Артуа, Нидерланды. Его план остался только на бумаге, тем не менее, принципом «естественных границ» в той или иной степени руководствовались европейские монархи в своей внешнеполитической деятельности.

Широкую практику в конце XVI - начале XVII вв. получил и другой принцип – «политического равновесия». Этот принцип широко применялся Генрихом IV в его дипломатической деятельности, и особенно его преемником – кардиналом Франции Ришелье. Начавшие формироваться в XVI в. государства, строились на основе идеи национальной самоидентификации – единства территории, хозяйственно-экономического уклада жизни, общности языка, культуры и т.д. В отношениях друг с другом они стремились защитить эту идентичность, от каких бы то ни было посягательств. Во внешней политике государство, сохраняя свою целостность, стремилось обеспечить исторически сложившееся соотношение сил между европейскими государствами, формируя блоки и союзы в противовес всякой быстро усиливающейся державе.

Все указанные принципы были действенны лишь до тех пор, пока их выгодно было соблюдать или невозможно нарушить. Сам Генрих IV, которому часто приписывалось авторство этих принципов, руководствовался ими, до тех пор, пока иным способом невозможно было расширить границы Франции. «Я соглашаюсь с тем, - говорил он, - что страна, население которой говорит по-испански, должна оставаться во владении Испании, а страна, где население говорить по-немецки, должна принадлежать Германии. Но те земли, в которых население говорит по-французски, должны принадлежать мне». Эти принципы были тесно взаимосвязаны между собой. В последствии на их основе были сформированы концепции национальных интересов, государственного суверенитета, баланса сил и т.д.

В XVI в. начинают появляться первые работы, определяющие функции посольств, обязанности и полномочия дипломатов, принципы и обычаи взаимоотношений в области посольского права и т.д. Так, нидерландец Б. Айала опубликовал сочинение, в котором развивал учение о посольской неприкосновенности. Работа А. Джентили «О посольствах» представляла собой трактат, посвященный описанию прав и обязанностей посла.

Наиболее видное место в разработке науки международного права принадлежит голландцу Гуго Гроцию. Он теоретически обосновал необходимость защиты частной собственности во время войны и высказал идею о важности ведения войны в рамки правовых норм. Его сочинение «О праве войны и мира» утверждало, что право собственности есть «естественное право», вытекающее из природы человека. На основе естественного права строится право положительное, то есть законы, издаваемые государством. Источником международного права является договор. Государства, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения не только во время мира, но главным образом, в период войн. Война естественна для человечества, она, по его мнению, предпринимается в интересах восстановления справедливости. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности.

Одна из глав трактата Г. Гроция была посвящена изложению прав, которыми обладает посол. Он описал посольские обычаи, которые сложились в дипломатической практике к началу XVII в. Мыслитель выделил два основных права посла: во-первых, право быть принятым тем монархом, или сувереном, к которому он послан; во-вторых, неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества.

Уже в XV веке необходимость государственного единства становится настолько очевидной, что «государственный интерес» начинает рассматриваться как высшее мерило в политике. Этот «государственный ин­терес» в конечном счете есть интерес господствующего класса в целом. Но он возводится на уровень «общего блага», которое должно осуществляться государством в случае надобности даже путем насилия.

Ради осуществления «общего блага» хороши все средства. Религия перестает играть заметную роль в политике. Поли­тика перестает связываться с моралью. «. Начиная с Макиа­велли, Гоббса, Спинозы, Бодена и т. д. и т. д., — говорит Маркс, — в новейшее время, не говоря уже о более ранних авторах, сила изображалась как основа права; благодаря этому теоретическое рассмотрение политики освободилось от морали. »

Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно эти новые взгляды на государство и политику были выражены у Макиавелли.

Макиавелли (1469 — 1527 гг.), один из замечательных поли­тических мыслителей XVI века, вскрыл подлинные основы «реалистической» политики всех и всяких монархов — госу­дарей, укрепляющих и расширяющих свою власть всеми сред­ствами, «дозволенными» и «недозволенными». С цинической откровенностью, не стесняемой никакими соображениями мо­рального порядка, он нарисовал в своем сочинении «Государь» тип монарха, которому все дозволено ради одной цели — без­граничного расширения своей власти. Но, освобождая своего государя от всяких моральных стеснений, Макиавелли мечтал использовать честолюбие и жадность итальянских властителей в интересах объединения Италии. С этой точки зрения теория дипломатического искусства подчинялась у Макиавелли прин­ципу «государственного интереса».

«Следует иметь в виду, — говорит Макиавелли в своем «Государе», — что есть два рода борьбы: один — посред­ством законов, другой — силы. Первый свойственен людям, второй — зверям, но так как первый часто оказывается не­достаточным, то приходится прибегать ко второму. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверя и чело­века. Если же государь принужден научиться приемам зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса — от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками».

«Государю, — заключает Макиавелли, — необходимо об­ладать духом настолько гибким, чтобы принимать на­правление, указываемое веяниями и превратностями судьбы, и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».

О политическом реализме Макиавелли, выросшем из по­требностей эпохи, свидетельствует то, что его идеи разделялись крупнейшими политическими деятелями и дипломатами позд­него средневековья и нового времени.

Английский посол во Франции сэр Генри Уоттон так определял в XVI веке функцию посла: «Муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей стране».

Крупнейшему из дипломатов и политиков XVII века, кардиналу Ришелье, который правил Францией с 1624 по 1642 г., принципы Макиавелли не кажутся циничными. В гла­зах Ришелье они не лишены подлинного величия. «Государ­ственный интерес» (raison d’etat) господствует у Ришелье в его взглядах и в его практике. «Государство» превыше всего. «Государство» есть ценность, во имя которой все средства хо­роши, — таков смысл рассуждений Ришелье в его замечатель­ном «политическом завещании». «Быть суровым, — советует он королю, — по отношению к людям, которые хвалятся тем, что они пренебрегают законами и распоряжениями государства, это значит действовать во имя «общего блага». Христиане должны забывать об оскорблениях, наносимых им лично, но правители должны помнить проступки, которые наносят ущерб общему интересу. В самом деле, оставлять их безнака­занными значит совершать их дважды. Бич, который является символом правосудия, никогда не должен оставаться без при­менения».

Если «общее благо» и «государственный интерес» играют такую роль во внутренней политике, то еще большее значение имеют они для политики внешней. Ришелье это доказывал на каждом шагу. Будучи католиком и кардиналом римской церкви, он действовал против католической Испании и Австрии в союзе с протестантскими князьями Германии; яв­ляясь убежденным сторонником и красноречивым защитни­ком абсолютизма, он в интересах Франции поддерживал мя­тежных немецких князей против их императора. Все это оправдывалось для него «общим благом» и «государственным интересом».

Представляет интерес

Представляет интерес — Позвонил Борис Привалов, писатель, не знаете такого? — спрашивает Молотов.— Мне о нем покойный Шота Иванович говорил.— Он меня и познакомил с Шотой, — замечает Молотов. — Вот откуда они знали друг друга, осталось неясным, туманным. Вообще я

Интерес к Тибету

Интерес к Тибету Карл Хаусхофер вошел в историю как один из самых известных теоретиков геополитики. Считается, что генерал Хаусхофер стал членом некоего секретного общества во время своего пребывания на Ближнем Востоке в качестве военного советника в правительстве

КНИГИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС

КНИГИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС Уилл Харт. «Состязание за генезис: наша внеземная ДНК и истинное происхождение видов»Кристофер Данн. «Электростанция в Гизе: технологии древнего Египта»Фрэнк Джозеф. «Выжившие атланты. Их воздействие на мировую культуру»Джон Гордон.

Новый интерес

Новый интерес В годы Второй мировой войны легенда о затерянном городе получила новое подтверждение: один из летчиков южноафриканских ВВС сообщил, что, пролетая над Калахари в районе нижнего течения реки Нособ, видел какие-то руины. А в 1943 году Борчердс получил от

Не утраченный интерес

Не утраченный интерес Уж сколько лет прошло с той поры, когда перестали существовать русские колонии на северо-западе Нового Света и совершилась знаменитая сделка — продажа Аляски и многих тихоокеанских островов Соединенным Штатам Америки, но интерес к этому давнему

Интерес к книгам

Интерес к книгам Есть люди, которые учатся всю жизнь. Кому-то для нормального образования достаточно десяти лет. Ивану Сытину вполне хватило трех. Становиться, по примеру отца, волостным писарем он не собирался. А хотелось ему пойти, как дядя, по торговой линии и торговать

1.4. Принцип уважения к информации или принцип сохранения раритетов

1.4. Принцип уважения к информации или принцип сохранения раритетов Рассмотрим какую-либо историческую эпоху (А, В) и летописца X, живущего в году M, где M много больше чем В, рис. 3.8. Описывая события эпохи (А, В), летописец X вынужден опираться на фонд См (1;) уцелевшей информации,

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях ставились в древнее время не только философами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что

Интерес или иммунитет к образованию?

Интерес или иммунитет к образованию? Взгляд М. Раеффа, представленный в его обзорной работе, не был сфокусирован на «провинции». В свою очередь, понятие «провинция» хотя и связывается с неким образом, но с трудом поддается однозначному определению. Невольно

Общественно-политический интерес

Общественно-политический интерес Специалисты утверждают, что Украина – это единственная республика СНГ, где культура памяти стала важнейшим полем битвы между двумя политическими лагерями – посткоммунистами и национал-либералами. Таким "полем битвы" остается и все, что

Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах

Принцип концентрации ресурсов как ключевой принцип развития российского государства. Концентрация на внутренних и муниципальных проектах Одним из принципов тактики и стратегии в военном деле является сосредоточение сил и средств на направлении главного удара. Этот

II.2 Интерес к славянскому движению

II.2 Интерес к славянскому движению Но все же Масарик не был настолько отстранен от «публичной» жизни, как этого ему хотелось. Выявленные мной источники в виде мемуарных заметок о пребывании в Петербурге свидетельствуют об этом. Эти заметки на чешском языке были написаны в

II.5 Интерес Т.Г. Масарика к Холмскому вопросу

II.5 Интерес Т.Г. Масарика к Холмскому вопросу После возвращения в Петербург из Ясной Поляны Масарик не покладая рук продолжал сбор материалов для «России и Европы» и обсуждение концептуальных вопросов со своими российскими коллегами в области религиозной философии и

Дальнейший интерес мусульман к буддизму

Дальнейший интерес мусульман к буддизму Нет никаких свидетельств того, что на протяжении следующих столетий мусульманские учёные ознакомились с проблематикой, затронутой в текстах Калачакры, или обращались к ней. Однако, как следует из некоторых исторических работ, они

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: