Коррупция в органах государственной власти это

Обновлено: 15.04.2024

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 06.02.2019 N 5-ФЗ)

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".


В данной статье рассмотрены особенности становления и отражён процесс возникновения коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.

В частности, доказывается потребность более тесного международного взаимодействия в целях достижения победы в борьбе с коррупцией. Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.

Ключевые слова: коррупция, органы государственной власти, борьба с коррупцией, взяточничество, антикоррупционное законодательство, подкуп.

Коррупция, это глобальная проблема нынешнего общества, которая в достаточной степени изучена с позиций различных взглядов и аспектов человеческого общества. Вместе с тем, в современных условиях международного пространства, изучение коррупции, как транснациональной опасности, которая порочит авторитетность органов государственной власти, нарушает права физических и юридических лиц, является значимой и актуальной, также, как и разработка высокоэффективных и действенных мер противодействия коррупции во всех сферах взаимодействия власти и общества.

Коррупция в органах государственной власти, это в некоторой степени «болезнь», которая научилась взаимодействию и легкому функционированию с получением прибыли и выгоды, а также оправданием собственного существования. В отчетливо налаженной системе существующих органов государственной власти, эта «болезнь» уже явно заметна, но её губительное воздействие несомненно сказывается на законной работе органов государственной власти. Как уже было сказано выше, существование коррупции в государстве подрывает не только авторитет властных органов, но и такие понятия как: легитимность, стабильность, тем самым нарушая народное единство и затрудняя социально — экономическое развитие государства в целом.

Субъект, который обладает полномочиями власти, приобретает легкую возможность, пользуясь своим положением, осуществлять разнообразного рода правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами.

Целесообразно отметить, что определение «коррупция» появилось у нас лишь в 1993 г. в проекте первого закона о борьбе с коррупцией. А наставшее в начале 90-х годов динамичное правовое исследование такого опасного явления в системе государственной службы уже не соответствовало объёмам его увеличения в сфере государственного управления нашей страны.

Ещё в тот период было очевидно, что с таким явлением ожидается сложное противостояние, борьба, в которой нашей стране нужна только победа, но достичь её можно лишь посредством общих стараний и четко организованной работе.

В наши дни оборачиваясь на минувшие годы борьбы с коррупцией в органах государственной власти, можно сказать о том, что борьба с коррупцией ведётся у нас в стране. Систематически ужесточаются законы касаемо взяточничества, а в судебное производство уходят уголовные дела.

Сроки получают как министры, так и мелкие чиновники, президент Российской Федерации регулярно докладывает о принятии программ по борьбе с коррупцией. Позволит ли это раз и навсегда одержать победу над коррупцией? Ответ на этот вопрос может дать только время, тем не менее за всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось реализовать.

В коррупционных отношениях И. В. Годунов определяет три стороны: государственный служащий, в силу различных причин и за незаконное вознаграждение совершающий действия в пользу заинтересованной стороны; заинтересованная сторона, которая желает получить блага, законом не предусмотренные; потерпевшая сторона — государство, представитель общества [1].

На первом заседании Совета по борьбе с коррупцией, которое состоялось 12 января 2004 г. президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сделал акцент на том, что корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, которые подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти [2].

Российские ученые, изучающие коррупцию, обращают внимание на тот факт, что в России отсутствуют необходимые условия для эффективного функционирования государственной службы, а также меры, направленные на предупреждение коррупции [3].

А. В. Гайдук считает, что целеустремленная борьба с коррупцией не может быть успешной, если она будет основана на разовых и краткосрочных кампаниях. Позитивные результаты борьбы с коррупцией можно получить только при условии долгосрочных социально-экономических, политических и правовых перемен. [4]

В России коррупция достигла невероятных масштабов. Средства массовой информации по всему миру изо дня в день представляют материалы, которые свидетельствуют об актуализации проблематики коррупции и, следовательно, о потребности осуществления государствами согласованных действий в борьбе против этого неблагоприятного явления.

Тем не менее очевидно, что сдвиги в борьбе с нынешним явлением практически ничтожны. Появляется правомерный вопрос: почему?

Чиновники из правоохранительных органов при ответе на этот вопрос зачастую ссылаются на недостаточность нормативно — правовой базы для борьбы с коррупцией, однако в последние годы проведена большая работа по усовершенствованию антикоррупционного законодательства.

В общественном восприятии в последнее время бытует мнение о сплошной коррумпированности государственного аппарата, о том, что без подкупа добиться своих прав просто невозможно.

Мнение о том, что России является одной из самых коррумпированных стран существует и в мировом обществе.

Наиболее опасными проявлениями нынешнего явления — государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Всё это является не только сложными вопросами и проблемами для России, но и для общемирового масштаба.

При это нужно признать то, что радикальных перемен в данной области, к сожалению, не происходит, и по всей видимости, в ближайшем будущем каких-либо изменений в борьбе с коррупцией не ожидается.

Но тем не менее опасность нынешней российской коррупции заключается в ее массовости, распространении во все сферы жизни общества, моментальной приспособляемости к новым условиям, соответственно доверие граждан к институтам государственной власти оказывается на низком уровне.

Усовершенствование деятельности по борьбе с коррупцией необходимо объединять с комплексным осуществлением организационных, политических, правовых, финансовых и технических мероприятий, которые будут обеспечивать тенденцию надлежащих механизмов, осуществление которых позволит реализовать основательные предпосылки для кардинальных изменений ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Но для результативной работы по минимизации явления коррупции этого слишком мало. Нужна политическая воля руководителей совершено различных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Очень большое значение имеет то, чтобы эта политическая воля не была результатом тех или иных политических разборок, а преследовала интересы защиты закона и граждан.

Исходя из этого, необходимо принятие существенных политико-правовых мер, которые будут направлены на укрощение коррупции в государственной и муниципальной службе. К одним из таким мер можно отнести:

  1. Усиление надведомственного контроля и надзора в отношении абсолютно всех государственных и муниципальных органов вне зависимости от того, к какой ветви власти они относятся;
  2. Общественный контроль со стороны СМИ, института по правам человека;
  3. Политический контроль за органами власти и муниципальными органами со стороны общества через различные политические партии и движения.
  1. Годунов И. В. — Противодействие организованной преступности: Учеб. пособие. — М., 2013. С. 335.
  2. Выступление В. В. Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.
  3. Куракин А. В. — Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // — Журнал российского права. 2013. № 7. С. 79–89.
  4. Гайдук, этнологического метода в научных исследованиях национальных и федеративных отношений в России // Политика и общество, 2011. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, Россия, борьба, орган, Российская Федерация, антикоррупционное законодательство, государственная служба, заинтересованная сторона, нынешнее явление.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.


Коррупция представляет угрозу национальной безопасности и проваляется в качестве деструктивного фактора в системе отношений в обществе. С практической точки зрения коррупция — это реализация собственных корыстных интересов чиновников в форме незаконно взимаемой ренты коррумпированным государственным аппаратом с общества. В отличие от законных налогов и сборов эта «дань» не используется в интересах общества и государства, а присваивается чиновниками, что становится основой формирования псевдогосударственных и квазигражданских отношений в сфере государственной службы и прямой угрозой деформации государства.

Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию в целом остаются весьма разнообразными. Существуют разные мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты, что во многом объясняется тем, кем исследуются вопросы коррупции — экономистами, социологами, политологами или правоведами. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое формируется на основе опыта населения. К сожалению, этот разнобой затрудняет формирование относительно универсального понятия коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает и выработку более эффективных механизмов противодействия ее распространению.

С древних времен считается, что неразделима власть и коррупция. На протяжении всей истории развития государства происходит эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как обычная норма, то впоследствии, при усложнении государственного управленческого аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать фиксированную оплату, что означало переход взятки в область теневой экономики [6].

Впервые коррупция упоминается (и методы борьбы с ней) во второй половине XIV века до н. э., когда Урукагина — царь шумерского городка Лагаша (территория современного Ирака) провел реформу государственного управления, с целью пресечения многочисленных злоупотреблений чиновников и судей. Но борьба с коррупцией в древности редко приносила желаемые результаты, тем более в восточных деспотиях. По мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников». Своего апогея коррупция достигает в эпоху упадка античности Римской империи — и становится одной из главных причин ее краха. Слово «коррупция» латинского происхождения — corrumpere, что значит «растлевать, портить, повреждать».

Ш. Л. Монтескье писал: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе — кто бы мог подумать — нуждается и сама добродетель. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» [3].

Исторические корни коррупции, скорей всего, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных и ранних классовых обществах плата жрецам, вождям или военачальникам за личное обращение за их помощью рассматривалась как универсальная норма. Ситуация подверглась изменению по мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства. Появился профессиональный чиновник, который, по замыслу правителя, должен был довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного роста своего дохода [2].

Каутилья выделил 40 способов хищения государственного имущества и карательные меры к преступникам. Но, несмотря на показательные и очень жестокие карательные меры за коррупцию, борьба с ней не привела к желаемому результату, но всё же удавалось предотвратить более опасные преступления. В Римской империи коррупция процветала из-за разветвленного бюрократического аппарата. Именно в это время в римском праве появился и новый термин «corrumpire».

О взятках упомянуто и в древнеримских «12 таблицах» (5-ый век до н. э.). В Римской республике Гай Юлий Цезарь добивался суровых наказаний за подкупы и подарки должностному лицу. Например, запрещался в провинциях приём наместником золотых венков от подвластного города. Однако подкупы избирателя в Древнем Риме был общераспространен так, что римляне считали получение подношений в качестве законного жалования. Увеличение бюрократического аппарата Поздней империи привело к тому, что должность рассматривалась как часть частной собственности, которую нужно эксплуатировать. Император Август пытался в противодействие этому раздавать избирателям свои собственные средства, чтобы избиратель ничего не требовал от кандидата на государственную должность себе во благо, но безрезультатно. Разрушительность влияния коррупции стало одной из главных причин краха Римской империи. В течение следующего тысячелетия — в период средневековья, слово «коррупция» приобрело исключительное каноническое значение, обозначающее обольщение, соблазны дьявола. Коррупция богословия католицизма стала проявлением греха, ибо по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие» [2, c. 303].

Мировая религия из всех видов коррупции осуждает подкуп судей в первую очередь. Несмотря на осуждение церкви, в эпоху раннего средневековья, в Европе использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Ведь чем более централизованным являлось государство, тем больше функций сосредотачивали в своих руках светские и церковные чиновники, использующие всевластие и бесконтрольность для личного обогащения. Право даровать индульгенцию, освобождения от наказаний вследствие отпущения грехов, давало немалый дополнительный доход [5].

Процесс становления централизованного русского государства сопровождался формированием разветвленной системы управления. С этого времени коррупция в России приобрела системный характер. Государственный аппарат формировался по принципу местничества, которое было основано на критериях знатности происхождения. Показательные наказания коррумпированного чиновника обычно не давало почти никакого результата, потому что на место устраненного (разжалованного или казненного) появлялся новый вымогатель взяток.

В «третьем мире» появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось. Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки». Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимой с ситуацией в развивающихся странах. Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Но абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. На современном этапе коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран [1]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов — более 2 % от мирового ВВП [5].

Сегодня коррупция — привычное дело. Практически во всех учреждениях вопросы решаются намного быстрее, если вы предложите денежное вознаграждение за оказанную вам услугу. Стоит сказать, что взятки с нас вымогают не всегда. Мы сами с удовольствием предлагаем плату за помощь. Забавно, но в нашем обществе коррупция — это нормальное явление, и для большинства людей ещё и очень полезное. Например, вы даёте взятку, и все ваши вопросы решаются в несколько раз быстрее. Люди привыкли к тому, что без денег они не смогут решить ни один вопрос и даже без задней мысли дают взятки. Как показывает отечественный исторический опыт борьбы с должностными преступлениями и передовой опыт зарубежных стран, проблема коррупции особо актуальна не только в России.

Безусловным шагом в антикоррупционной политике является пересмотр существующей модели организации государственной власти. Для этого нужно следующее: повысить роль парламента, для этого предлагается ввести институт парламентских расследований; изменить сущность управленческих и государственных полномочий. Другим важным направлением антикоррупционной политики следует назвать создание эффективного контроля за распределением и расходованием средств бюджета, так как близость бюджетных средств создаёт благодатную почву для коррупционного умысла.

  1. Артемьев А. Б. Антропология коррупции [Текст]: учебное пособие / А. Б. Артемьев. Издательство юридического института (Санкт-Петербург) − М., 2016. − 272 c.
  2. Годунов И. В. Международная коррупция от А до Я. Большой энциклопедический словарь [Текст] / И. В. Годунов. РАО, Академический правовой университет при Институте государства и права РАН, Перспектива − М., 2014. − 756 c.
  3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2; Научный эксперт [Текст] / Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. − М., 2016. − 305 c.
  4. Роуз-Аккерман Сьюзан Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы [Текст] / С. Роуз-Аккерман. Логос − М., 2015. − 356 c.
  5. Рассел Джесси Коррупция; Книга по Требованию − М., 2014. − 56 c.
  6. Емельянов Том Метастазы коррупции. М., 2016. С. 112.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Римская империя, антикоррупционная политика, взяток, государственный аппарат, личное обращение, Россия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: