Суд обсе по примирению и арбитражу полномочия процедура правовая основа

Обновлено: 17.04.2024

Президиум, в состав кот. входит председатель суда, заместитель и три других члена суда – судьи. Постоянно действ. орган.

Именно судьи формируют Президиум суда.

формирование тех коллегий, кот. должны рассматривать споры.

Бюро суда: формируется из списка посредников. Списков несколько – список посредников и список арбитров. Каждое Г назначает 2-х посредников в список посредников и 1 арбитра и 1 заместителя арбитра в список арбитров. Постоянно действующий орган.

выполняет организационно-технические функции.

Если речь идёт о примирении – каждая сторона назначает по 1 посреднику и затем Президиум назначает ещё по 3-м посредникам в состав комиссий.

Каждая из сторон назначает равное количество арбитров. Далее президиум назначает из списка арбитров такое количество арбитров, чтобы оно по крайней мере на 1 человека превышало количество арбитров, назначенных сторонами.

Для чего создавался: разрешение споров м/у Г, кот. возникают как из соглашения в рамках ОБСЕ, так и переданных сторонами по их соглашению на рассмотрению судом. Суд является универсальным механизмом.

Специфика суда: Г в данном случае должна прибегать последовательно к каждой из процедур: сначала Г обращаются к примирительной комиссии, если стороны не смогли прийти к соглашению, то тогда они прибегают к услугам арбитража.

Как происходит примирение – помимо Соглашения и Регламента, других актов, на кот. можно было бы ориентироваться нет.

Ведётся 1 линия списков арбитров и посредников, формируются органы, управл. судом.

Примирение – 1 Г или Г совместно могут подать заявление в бюро о создании примирительной комиссии для урегулирования спора. Соответственно, стороны также уведомляют о составе комиссии либо сообщают о тех посредников, кот. они избрали для состава комиссии.

Примирительное разбирательство осущ. конфиденциально – каждая из сторон представляет свои документы и доказательства перед комиссией. Задача комиссии – содействие сторонам для взаимоприемлемого урегулирования спора. Делаются выводы о работе комиссии, перечисляются условия, о кот. смогли договориться стороны в ходе примирительной процедуры.

В том случае, когда сторона не могут достичь соглашения, комиссия по итогам проведённых слушаний готовит заключительный доклад, в кот. отмечает фактические обстоятельства и даёт их правовую оценку, формулирует свои предложения по мирному урегулированию споров.

Доклад направляется спорящим сторонам, стороны имеют возможность согласиться с предложенным решением, следовательно, принять положения доклада для себя. В том случае, если в теч. 30 дней стороны не согласились с предложенным вариантом разрешения спора, то доклад направляется совету ОБСЕ, в дальнейшем он может давать оценку конфликтной ситуации, возникшей м/у сторонами.

Что касается арбитража, то он возбуждается по заявлению спорящих государств – совместное обращение в бюро, либо по заявлению только 1 Г.

Стороны уведомляют о том, какой состав арбитража они видят – об избранных арбитрах, далее арбитраж дополняется Президиумом.

Арбитражный трибунал принимает свои правила и процедуры. Президиум после проведения консультаций утверждает эти правила процедуры.

Судопроизводство: письменная и устная стадия. Трибунал может выносить любые промежуточные решения, связ. с его деятельностью, может запрашивать необх. информацию у сторон спора.

Далее трибунал удаляется для проведения слушаний, для проведения и вынесения решения – может запрашивать у сторон любую необходимую информацию.

Трибунал выносит окончательное решение. М.б. пересмотрено только по вновь открывшимся обстоятельствам, стороны могут ходатайствовать перед трибуналом о даче разъяснений или толкований.

создается для урегулирования путем примирения и в соответствующих случаях арбитража споров, пе­реданных ему на рассмотрение государствами — членами ОБСЕ. Реше­ния Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Местом пребывания Суда является Женева. Расходы Суда покрываются государствами — участниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступившая в дело сторона несут свои собст­венные судебные издержки.

Любое государство — участник Конвенции 1992 г. может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государст­вом-участником, который не был урегулирован в разумный период вре­мени путем переговоров. Любое государство — участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спора между ним и другим государст­вом-участником или несколькими государствами-участниками. Просьба о создании Примирительной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами-участни­ками либо между одним или несколькими государствами — участниками Конвенции й одним или несколькими другими государствами — участ­никами ОБСЕ.

Такое соглашение доводится до сведения секретаря ОБСЕ.

Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посредников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Суда назначает еще трех мировых посредников.

Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциаль­но, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают ус­ловия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого до­кумента разбирательство завершается. В случае, когда Примирительная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможности по­иска решения, она составляет заключительный доклад. В нем излагаются предложения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).

Просьба о создании Арбитражного трибунала может быть представ­лена в любой момент по соглашению между двумя или несколькими го­сударствами — участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами — участниками этой Конвенции и одним или несколькими другими государствами — участниками ОБСЕ.

Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят in camera, если Трибунал не принимает иное решение по просьбе сторон в споре.

Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы решать пе­реданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала разрешать дело ex aeguo et bono при согласии на это сторон в споре.

Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжа­лованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сторон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать толкование своего реше­ния в том, что касается его смысла или сферы применения. При получе­нии замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки даст свое толкование по вынесенному им решению.

Спор между двумя государствами - участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению, если об этом догово­рятся стороны в споре. Они назначают одного мирового посредника из списка, который ведется для целей Валлеттской процедуры мирного уре­гулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится прояс­нить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разреше­ния спора на взаимоприемлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облегчить достижение дружественного урегулирования спора, она может предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе стороны не уведо­мят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Ко­миссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.

Совет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к про­цедуре примирения (так называемое директивное примирение) и пере­дать спор на рассмотрение Примирительной комиссии.

Приверженность государств — участников Организации по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из краеугольных камней дея­тельности ОБСЕ. Эта приверженность подтверждается в Заключитель­ном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с уче­том других.

В Итоговом документе Венской встречи государства-участники под­твердили свою приверженность принципу мирного урегулирования спо­ров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнени­ем к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора являются существенными для под­держания и укрепления мира и безопасности.

В Парижской хартии для новой Европы государства-участники тор­жественно провозгласили свою полную приверженность десяти принци­пам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью под­держания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответст­вующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результа­ты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12—23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу междуна­родному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулиро­вание спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все со­ответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохра­нить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегулирования спо­ра заинтересованные государства — участники ОБСЕ, в частности, кон­сультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спора между собой государства — члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегули­рования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спо­ра.

Государства члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В част­ности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры по­ложений, предусматривающих урегулирование споров, которые возни­кают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рас­смотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возмож­но, от оговорок к процедурам урегулирования спора. Государства рас­сматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Междуна­родного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявле­ния в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального соглашения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае не­обходимости Постоянную палату третейского суда, таких споров,кото­рые подпадают под разрешение посредством подобных процедур. Нако­нец, государства рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или кон­трольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними до­говорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или сня­тия существующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных механизмов.

Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изме­нения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мирному урегу­лированиюспоров и Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.

Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулированию спо­ров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согла­сии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фа­милий лиц, назначаемых каждым государством-участником, изъявив­шим желание стать участником механизма. Ни один из членов механиз­ма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор госу­дарства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.

Если стороны в споре не достигли соглашения о составе механизма в течение двух месяцев со времени первоначального обращения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 ок­тября 1992 г. регламентирует создание Суда. Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.

Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании СНГ закрепляет ние его участников урегулировать спорные проблемы согласительными средствами. Споры относительно толкования и применения норм учре­дительного договора СНГ' подлежат разрешению путем переговоров ме­жду соответствующими странами, а при необходимости — на уровне глав правительств и государств — участников СНГ. Алма-Атинская дек­ларация 1991 г. подтверждает стремление стран СНГ к мирному урегули­рованию споров. Эти общие нормы и намерения подробно раскрыты в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 г. на заседании Совета глав го­сударств в Минске.

В соответствии с разделом IV Устава государства — члены СНГ при­нимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамкахмеждународных организаций.

Государства — члены Содружества воздерживаются от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров. Государства добросовестно и в духе сотрудничества прилагают усилия к справедливому мирному разреше­нию своих споров посредством переговоров или достижению договорен­ностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи указанных выше средств, они могут передать его в Совет глав государств.

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреп­лен и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ. Так, в Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ от 20 мар­та 1992 г. подчеркивается, что в случае возникновения споров государст­ва прилагают усилия к справедливому решению их на международном уровне. В этих целях используются такие средства мирного урегулирова­ния споров, как переговоры, обследование, посредничество, примире­ние, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, со­гласованную до возникновения споров, и применяют принципы, поло­жения и нормы по мирному урегулированию споров, разработанные в рамках ООН об ОБСЕ.

В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г., члены Содружества подтверждают свою го­товность способствовать урегулированию споров и конфликтов посред­ством использования согласованных в каждом конкретном случае меха­низмов, предусматриваемых для этих целей соответствующими докумен­тами, принятыми в рамкахСНГ, ООН и СБСЕ (в дальнейшем — ОБСЕ).

В соответствии с Меморандумом о поддержании мира и стабильно­сти в СНГ от 10 февраля 1995 г.

государства — члены Содружества будут решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. В случае возникновения ситуации, затра­гивающей интересы безопасности каждого государства, оно может обра­титься к другим государствам — участникам СНГ с просьбой безотлага­тельно провести консультации.

Совет глав государств СНГ на своем заседании 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества. Предотвращение и урегулирование конфликтов должно быть предметом заботы в первую очередь конфликтующих сторон.

СНГ как региональная организация предпринимает необходимые шаги в целях урегулирования конфликтов на территории государств Со­дружества в соответствии с гл. VII Устава ООН. Под урегулированием конфликтов понимается комплекс политических, социально-правовых, экономических мер, направленных на прекращение конфликтов. Урегу­лирование конфликтов может включать широкий набор средств, в том числе проведение операций по поддержанию мира. Необходимыми ус­ловиями проведения таких операций являются:

— подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и ясно выраженная политическая воля сторон по урегулированию конфликта политическими средствами;

— согласие конфликтующих сторон на проведение операций по под­держанию мира и использование коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с поставленными перед ними задачами, а также ус­тановление тесного сотрудничества сторон с руководством этими силами для осуществления такой операции;

— принятие сторонами в конфликте обязательств об уважении меж­дународного статуса, нейтральности, привилегии и иммунитетов персо­нала коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с междуна­родным правом;

— открытость операций по поддержанию мира, нейтральный и бес­пристрастный характер этой деятельности.

188 Глава VI. Международно-правовые средства разрешения международных споров

Коллективные силы по поддержанию мира формируются на коали­ционной основе с участием государств, давших согласие на участие в операциях по поддержанию мира. При этом каждое государство Со­дружества самостоятельно определяет формы своего участия в операциях по поддержанию мира. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию мира принимается в соответствии с национальным законодательством.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов (прину­ждение к миру) допускаются только при наличии соответствующих пол­номочий Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН1.

Нарастание интеграционного процесса и расширение экономиче­ских связей стран Содружества невозможно без четкого взаимного ис­пользования решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов. Основным арбитражным органом СНГ является Экономический суд, созданный на основании ст. 32 Устава Содружества.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения эко­номических обязательств в рамках Содружества. К ведению Суда отно­сится разрешение споров, возникающих при использовании экономиче­ских обязательств. Суд может разрешить и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г.

Согласно ст. 3 Положения к ведению Экономического суда относит­ся разрешение межгосударственных экономических споров, возникаю­щих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных со­глашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав прави­тельств Содружества и других его институтов, а также о соответствии нормативных и других актов государств — участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Со­дружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения: государством — участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения), и определяются меры, которые рекомен­дуется принять соответствующему государству в целях устранения нару­шения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Помимо рассмотрения споров Суд осуществляет толкование приме­нения положений соглашений, других актов Содружества и его институ­тов. Кроме того, он уполномочен толковать акты законодательства быв­шего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Тол­кование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Судьи Экономического суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) су­дей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на десять лет, на строго профессиональной основе из числа хозяйственных, арбитраж­ных судей и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалифика­ции в области экономических отношений.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум. Он состоит из председателя Экономического суда, его замести­телей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешаю­щих в государствах-участниках экономические споры.

За период деятельности Суд рассмотрел ряд принципиальных споров между государствами — участниками Содружества. Так, по запросу Ар­битража Республики Молдова Суд в 1996 г. разрешил спор между этой республикой и Белоруссией по поводу взимания таможенных пошлин. По запросу правительства Таджикистана Суд вынес решение о толкова­нии ст. 1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г. В октябре 1996 г. Суд по иску администрации Нижегородской области вынес решение рекомен­довать правительству Казахстана поставить в Нижегородскую область часть недопоставленного зерна.

Решением Совета глав государств СНГ от 26 мая 1995 г. было при­знано необходимым совершенствование деятельности Экономического суда и расширение его компетенции. Пленум Суда в 1999 г. обсудил ос­новные направления реформирования Суда. В частности, предусматри­вается внедрение принципа обязательности решений Суда и необходи­мость их исполнения через отработанные в международной практике ме-ханизмы1.

КОНВЕНЦИЯ
по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ

Государства-участники настоящей Конвенции, будучи государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

сознавая, свою обязанность, предусмотренную в пункте 3 Статьи 2 и в Статье 33 Устава Организации Объединенных Наций, разрешать свои споры мирными средствами;

подчеркивая, что они никоим образом не намерены ущемлять другие существующие институты или механизмы, в том числе, Международный Суд, Европейский суд по правам человека, Суд Европейских сообществ и Постоянную палату третейского суда;

вновь подтверждая свое торжественное обязательство урегулировать свои споры мирными средствами и свое решение развивать механизмы для урегулирования споров между государствами-участниками СБСЕ;

напоминая, что соблюдение в полном объеме всех принципов и обязательств в рамках СБСЕ представляет собой существенно важный элемент предотвращения споров между государствами-участниками СБСЕ;

стремясь далее развивать и укреплять обязательства, зафиксированные, в частности, в докладе Совещания экспертов по мирному урегулированию споров, принятом в Валлетте и одобренном Советом министров иностранных дел СБСЕ на встрече в Берлине 19 и 20 июня 1991 года,

договорились о нижеследующем:

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Создание Суда

Учреждаемый Суд по примирению и арбитражу создается для урегулирования путем примирения и, в соответствующих случаях, арбитража споров, переданных ему на рассмотрение в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Статья 2
Примирительные комиссии и
Арбитражные трибуналы

1. Примирение осуществляется Примирительной комиссией, создаваемой для каждого спора. В состав Комиссии входят мировые посредники, выбираемые из списка, который составляется согласно положениям Статьи 3.

2. Арбитраж осуществляется Арбитражным трибуналом, создаваемым для каждого спора. В состав Арбитражного трибунала входят арбитры, выбираемые из списка, который составляется согласно положениям Статьи 4.

3. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ, далее именуемый "Суд".

Статья 3
Назначение мировых посредников

1. Каждое государство - участник настоящей Конвенции назначает в течение двух месяцев с момента вступления ее в силу двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства. Другой посредник может быть гражданином иного государства - участника СБСЕ. Государство, которое становится участником настоящей Конвенции после вступления ее в силу, назначает своих мировых посредников в течение двух месяцев после того, как настоящая Конвенция вступит в силу для этого государства.

2. Мировые посредники должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладают признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров.

3. Мировые посредники назначаются на шестилетний срок с возможностью назначения на новый срок. Они не могут быть отстранены от своих обязанностей назначившим их государством в течение срока их полномочий. В случае кончины мирового посредника, его отставки или невозможности, признанной Президиумом, выполнять свои функции, соответствующее государство назначает нового мирового посредника; срок полномочий нового мирового посредника равен оставшемуся сроку полномочий его предшественника.

4. По истечении срока своих полномочий мировые посредники продолжают разбирательства по делам, которые уже находятся на их рассмотрении.

5. Фамилии мировых посредников сообщаются Секретарю, который включает их в список, передаваемый Секретариату СБСЕ для препровождения государствам - участникам СБСЕ.

Статья 4
Назначение арбитров

1.Каждое государство - участник настоящей Конвенции назначает в течение двух месяцев после вступления ее в силу одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее гражданами или гражданами любого другого государства - участника СБСЕ. Государство, которое становится участником настоящей Конвенции после ее вступления в силу, назначает своего арбитра и его заместителя в течение двух месяцев после вступления настоящей Конвенции в силу для этого государства.

2. Арбитры и их заместители должны обладать квалификацией, необходимой для назначения в своих странах на самые высокие должности в судебных органах, или быть юристами, обладающими признанной компетентностью в области международного права.

3. Арбитры и их заместители назначаются на срок в шесть лет, с возможностью назначения на еще один срок. Они не могут быть отстранены от своих обязанностей назначившим их государством-участником до истечения срока их полномочий. В случае кончины арбитра, его отставки или невозможности выполнять свои обязанности, признанных Президиумом, арбитра заменяет его или ее заместитель.

4. В случае кончины арбитра и его или ее заместителя, их отставки или невозможности ими выполнять свои функции, и этот факт признан Президиумом, производятся новые назначения в соответствии с пунктом 1. Новый арбитр и его или ее заместитель назначаются на оставшийся срок полномочий своих предшественников.

5. Регламент Суда может предусматривать частичное обновление состава арбитров и их заместителей.

6. По истечении срока своих полномочий арбитры продолжают заниматься разбирательством по делам, которые уже находятся на их рассмотрении.

7. Фамилии арбитров сообщаются Секретарю, который включает их в список, передаваемый Секретариату СБСЕ для препровождения государствам - участникам СБСЕ.

Статья 5
Независимость членов Суда и Секретаря

Мировые посредники, арбитры и Секретарь выполняют свои функции абсолютно независимо. Перед вступлением в должность они делают заявление о том, что будут выполнять свои функции беспристрастно и добросовестно.

Статья 6
Привилегии и иммунитеты

Мировые посредники, арбитры, Секретарь, а также представители и поверенные сторон в споре пользуются при исполнении своих обязанностей на территории государств-участников настоящей Конвенции привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми лицам, связанным с Международным Судом.

Статья 7
Президиум Суда

1. Президиум Суда состоит из Председателя, Заместителя председателя и трех других членов.

2. Председатель Суда избирается членами Суда из их числа. Председатель председательствует в Президиуме.

3. Мировые посредники и арбитры избирают из своего состава по два члена Президиума и по два их заместителя.

4. Президиум избирает Заместителя председателя из числа своих членов. Заместителем председателя является мировой посредник, если Председателем является арбитр, и арбитр, если Председателем является мировой посредник.

5. Порядок выбора Председателя, а также других членов Президиума и их заместителей устанавливается Регламентом Суда.

Статья 8
Процедура принятия решений

1. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Воздержавшиеся не считаются участвующими в голосовании.

2. Решения Президиума принимаются большинством голосов его членов.

3. Решения Примирительных комиссий и Арбитражных трибуналов принимаются большинством голосов их членов, которые не могут воздерживаться при голосовании.

4. Если голоса разделяются поровну, голос председательствующего является решающим.

Суд назначает своего Секретаря и может принять меры для назначения других должностных лиц, которые могут оказаться необходимыми. Положение о персонале Канцелярии разрабатывается Президиумом и принимается государствами-участниками, являющимися сторонами в настоящей Конвенции.

Статья 10
Местопребывание Суда

1. Местопребыванием Суда является Женева.

2. По просьбе сторон в споре и с согласия Президиума Суда Примирительная комиссия или Арбитражный трибунал могут проводить заседания в другом месте.

Статья 11
Регламент Суда

1. Суд принимает свой Регламент, подлежащий утверждению государствами-участниками, являющимися сторонами в настоящей Конвенции.

2. В Регламенте Суда устанавливаются, в частности, правила процедуры, которым должны следовать Примирительные комиссии и Арбитражные трибуналы, создаваемые во исполнение настоящей Конвенции. Регламент определяет, от каких из этих правил стороны в споре не могут отступать по договоренности.

Статья 12
Рабочие языки

В Регламенте Суда устанавливаются правила использования языков.

Статья 13
Финансовый протокол

С учетом положений Статьи 17 все расходы суда покрываются государствами-участниками настоящей Конвенции. Положения об исчислении расходов; составлении и утверждении годового бюджета Суда; распределении расходов между государствами-участниками настоящей Конвенции; ревизии счетов Суда; и о связанных вопросах содержатся в Финансовом протоколе, который будет принят Комитетом старших должностных лиц. Государство, ставшее участником настоящей Конвенции, обязано выполнять этот Протокол.

Статья 14
Периодический доклад

Президиум ежегодно представляет Совету СБСЕ через Комитет старших должностных лиц доклад о деятельности в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 15
Уведомление о просьбах о примирении
или арбитраже

Секретарь Суда направляет Секретариату СБСЕ уведомления о всех просьбах о примирении или арбитраже для немедленной передачи государствам - участникам СБСЕ.

Статья 16
Поведение сторон - Временные меры

1. В ходе разбирательства стороны в споре воздерживаются от любых действий, которые могут обострить положение или затруднить урегулирование спора или помешать его урегулированию.

2. Примирительная комиссия может обратить внимание сторон в споре, переданном на ее рассмотрение, на меры, которые эти стороны могли бы предпринять, с тем чтобы не допустить обострения спора или осложнения его урегулирования.

3. Арбитражный трибунал, созданный для какого-либо спора, может указать временные меры, которые надлежит принять сторонам в споре согласно положениям пункта 4 Статьи 26.

Статья 17
Судебные издержки

1. Стороны в споре и любая вступившая в дело сторона несут свои собственные судебные издержки.

Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ

Статья 18
Компетенция Комиссии и Трибунала

1. Любое государство - участник настоящей Конвенции может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров.

2. Споры могут передаваться в Арбитражный трибунал согласно условиям, предусмотренным в Статье 26.

Статья 19
Сохранение существующих средств
урегулирования

1. Примирительная комиссия или Арбитражный трибунал, создаваемые для какого-либо спора, не предпринимают никаких дальнейших действий в случае:

а) если до передачи в Комиссию или в Трибунал спор уже был передан в какой-либо суд или трибунал, юрисдикцию которого в отношении данного спора стороны в нем юридически обязаны признать, или если такой орган уже вынес решение по существу данного спора;

b) если стороны в споре заранее признали исключительную юрисдикцию судебного органа, иного, чем Трибунал в соответствии с настоящей Конвенцией, который обладает юрисдикцией для принятия имеющего обязательную силу решения в отношении переданного ему спора, либо если стороны в нем договорились стремиться к урегулированию спора исключительно иными средствами.

2. Примирительная комиссия, созданная для спора, не предпринимает никаких дальнейших действий, даже если после передачи ей данного спора одна или все стороны направляют этот спор в какой-либо суд или трибунал, юрисдикцию которого в отношении данного спора стороны в нем юридически обязаны признать.

3. Примирительная комиссия откладывает рассмотрение спора, если этот спор был передан другому органу, который обладает компетенцией формулировать предложения в отношении данного спора. Если такие ранее предпринятые усилия не привели к урегулированию спора, Комиссия возобновляет свою работу по просьбе сторон или одной из сторон в споре при условии соблюдения положений пункта 1 Статьи 26.

4. Государство может в момент подписания, ратификации настоящей Конвенции или присоединения к ней сделать оговорку для обеспечения совместимости создаваемого настоящей Конвенцией механизма урегулирования споров с другими средствами урегулирования споров, вытекающими из применимых к данному государству международных обязательств.

5. Если в какой-либо момент стороны достигают урегулирования своего спора, Комиссия или Трибунал снимают этот спор с рассмотрения по получении от всех сторон в нем письменного подтверждения того, что они достигли урегулирования данного спора.

6. В случае разногласия между сторонами в споре в отношении компетенции Комиссии или Трибунала вопрос разрешается Комиссией или Трибуналом.

Глава III. ПРИМИРЕНИЕ

Статья 20
Просьба о создании Примирительной
комиссии

1. Любое государство - участник настоящей Конвенции может подать Секретарю заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спора между ним и другим государством-участником или несколькими государствами-участниками. Заявление Секретарю может быть также подано совместно двумя или несколькими государствами-участниками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: