Принцип гласности судебного разбирательства доклад

Обновлено: 01.05.2024

Правовая база: Согласно ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных ФЗ; данное конституционное положение соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащимся в международных договорах с участием РФ (например, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950); ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; ст. 10 ГПК.

Под гласностью судопроизводства понимается доступность судебных заседаний для публики, а также возможность ознакомления неопределенного круга лиц с судебными постановлениями.

Значение этого принципа судопроизводства:

- возможность обществу контролировать деятельность судей;

- повышает ответственность судей за выносимые решения;

- удерживает граждан от необоснованных исков, ложных заявлений в силу боязни общественного мнения;

- побуждает к добросовестному выполнению своих функций участников процесса;

- влияет на юридическое развитие общества, поскольку благодаря гласности граждане получают возможность знакомиться с действующим правом в его практическом осуществлении;

- влияет на развитие науки права, так как ученые имеют возможность знакомиться с судебными решениями и пользоваться судебной практикой.

1) проведением открытого судебного заседания (желающие присутствовать в открытом судебном заседании могут получить информацию о находящихся в судах делах на официальном сайте суда общей юрисдикции в сети Интернет)

Исключения: несовершеннолетнее лицо не может присутствовать только если дело НЕ затрагивает его интересов.

2) свободный доступ в зал судебного заседания всех граждан, желающих прослушать, можно делать заметки (в открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, не являющийся участником процесса, в том числе представители СМИ; посторонние к процессу граждане имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства, аналогичное право имеют и лица, участвующие в деле; фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и/или телевидению, в сети Интернет допускаются только с разрешения суда и возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса)

3) Исключения из правил только в соответствии с ФЗ. В ГПК РФ предусмотрена возможность проведения закрытых судебных заседаний, т.е. заседаний, на которые не допускаются посторонние лица:

b. Тайна усыновления

c. По ходатайству лиц, участвующих в деле, если существует необходимость в сохранении коммерческой или иной охраняемой законом тайны (врачебной, нотариальная и др.), а также если того требует неприкосновенность частной жизни граждан

d. В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании, суд может удалить из зала суда граждан, не являющихся участниками процесса, и рассмотреть дело в закрытом судебном заседании

. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение. Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил судопроизводства. Не допускается в закрытом судебном заседании использование систем видеоконференцсвязи

4) При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а также могут присутствовать свидетели, эксперты, специалисты и переводчики, если это необходимо по обстоятельствам дела.

Действие принципа гласности при проведении закрытых судебных заседаний проявляется в том, что решения в этих случаях объявляются публично.

Из этого правила законом предусмотрено лишь одно исключение. Решения судов не объявляются публично, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК РФ).

Принцип устности:

Дореволюционный гражданский процесс был построен на сочетании устности и письменности. Советское гражданское судопроизводство также основывалось на началах сочетания устности и письменности. Хотя в процессуальной науке в качестве собственно принципа процесса выделялся именно принцип устности судебного разбирательства.

Сочетание устности и письменности в процессуальной деятельности характерно и для современного гражданского судопроизводства.

Правовая база: ГПК (ГПК ст. 157: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства)

· Одни авторы в качестве принципа ГПП выделяют принцип устности судебного разбирательства;

· Другие - принцип сочетания устности и письменности гражданского процесса (Вершинина);

· Треушников: из ст. 157 прямо следует название принципа - устности судебного разбирательства —> действие принципа мб распространено только на стадию судебного разбирательства.

Можно сказать, что между этми двумя (принцип устности и принц ип устности и письменности) подходами к данной проблеме нет существенного противоречия. Действительно, в ч. 2 ст. 157 ГПК РФ содержится общее правило судебного разбирательства - "разбирательство дела происходит устно. ". Однако при таком определении содержания принципа его действие может быть распространено только на стадию судебного разбирательства.

Вместе с тем судебное разбирательство - это одна из стадий гражданского судопроизводства, наряду со стадиями возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству, обжалования судебных постановлений и др. На каждой из стадий судопроизводства в зависимости от предписаний закона совершаются процессуальные действия в устной и/или письменной форме.

В связи с этим, если говорить о принципе судопроизводства в общем значении, то его целесообразно именовать принципом устности и письменности гражданского судопроизводства.

Определенные процессуальные действия согласно закону должны совершаться только в устной или только в письменной форме. Для других процессуальных действий не устанавливается форма их совершения, и они могут осуществляться в устной или в письменной форме.

В судебном заседании в устной форме участникам процесса:

1) разъясняются их ПиО;

2) объявляется состав суда;

3) докладывается дело;

4) заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле;

5) допрашиваются свидетели;

6) задаются вопросы;

7) оглашаются письменные материалы, имеющиеся в деле (зачитывать в суде, как правило, нельзя, можно зачитывать только статьи и цифровые данные);

8) оглашаются судебные решения, определения

1) Все "устные действия" суда и других участников процесса, совершенные в ходе судебного заседания, заносятся в протокол судебного заседания, который составляется в письменной форме. Отсутствие в деле письменного протокола судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда.

2) Отдельные процессуальные действия должны совершаться исключительно в письменной форме:

- подаются исковые заявления;

- заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства;

- заявления о вынесении судебного приказа;

- другие заявления, являющиеся основанием для возбуждения дела

- выносятся судебные решения и определения суда, которыми заканчивается производство по делу без вынесения решения (например, о прекращении производства по делу; оставлении иска без рассмотрения и др.);

- определения по наиболее значимым процессуальным вопросам (например, об отказе в принятии искового заявления; обеспечении иска и др.).

3) В письменном виде должны быть оформлены апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления прокурора) на судебные постановления, подлежащие обжалованию.

Какой-либо определенной формы (устной или письменной) не устанавливается для совершения действий, связанных решением текущих процессуальных вопросов при судебном разбирательстве дела.

Вершинина: «в арбитражных судах превалирует принцип письменности, в судах общей юрисдикции – устность».

8.Принципы непосредственности и непрерывности.

Правовая база: ГПК (ГПК ст. 157: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства)

1. Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу:

- заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов;

- ознакомиться с письменными доказательствами;

- осмотреть вещественные доказательства;

- прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

2. Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.

3. Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха.

До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела.

Принцип непосредственности:

Действие данного принципа распространяется только на стадию судебного разбирательства.

Принцип непосредственности судебного разбирательства выражается в следующих положениях:

a. исследовать доказательства должен непосредственно суд, рассматривающий дело и выносящий судебное решение:

• разбирательство дела происходит при неизменном составе судей;

• суд должен лично исследовать доказательства;

• в случае замены судьи разбирательство дело должно быть произведено сначала (поскольку новый судья лично не исследовал доказательства)

b. суд должен непосредственно исследовать доказательства, т.е. лично заслушать объяснения сторон, показания свидетелей, осмотреть вещественные док-ва, прослушать аудиозаписи и др.;

c. суд должен исследовать доказательства непосредственно в судебном заседании

i. суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в суд. заседании.

. Исследование только первоначальных доказательств не является необходимым требованием, вытекающим из принципа непосредственности. Закон допускает возможность использования при рассмотрении дела как первоначальных, так и производных доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

- не противоречит принципу непосредственности;

- позволяет суду, рассматривающему дело, в режиме реального времени лично заслушать объяснения сторон и третьих лиц, допросить свидетелей, экспертов, получить консультации и пояснения специалистов.

Исключения из принципа непосредственности.

1)Получение доказательного материала посредством судебного поручения:

- суд, рассматривающий дело, при необходимости получения доказательств, находящихся в др. городе или районе, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия, например, осмотреть вещ. доказательства в месте их нахождения, допросить свидетеля;

- т.е. непосредственно (лично) исследует доказательства суд, НЕ рассматривающий дело, о чем составляется протокол, который направляется в суд, давший поручение;

- предметом изучения суда, рассматривающего дело, являются результаты исследования док-в, содержащиеся в протоколе совершенных действий (протоколе допроса свидетеля).

- заключается в совершении действий по получению и исследованию доказательств и процессуальному закреплению результатов их исследования;

- когда представление доказательств для их исследования во время суд. разбирательства может оказаться невозможным.

a) Нотариусом (до возбуждения дела в суде) исключение из принципа непосредственности заключается в том, что именно нотариус непосредственно (лично) исследует доказательства (допрашивает свидетеля, осматривает вещественные доказательства и др.), а суд в ходе судебного разбирательства исследует доказательственный материал, содержащийся в соответствующих протоколах.

b) Судом (после возбуждения дела) формально исключение из принципа состоит в том, что обеспечение доказательств производится за рамками судебного разбирательства.

. Доказательственные материалы (протоколы допроса свидетелей, осмотра на месте и др.), полученные при выполнении судебного поручения и обеспечении доказательств, обязательно оглашаются в судебном заседании при рассмотрении дела по существу.

Принцип непрерывности:

Принцип непрерывности судебного разбирательства выражается в следующих положениях:

a. Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно.

b. В судебном заседании может быть объявлен перерыв для отдыха.

¨ Перерыв - это приостановление судебного заседания на время, назначенное для отдыха суда, а также участников процесса (в выходные, праздничные дни, время по окончании рабочего дня, суд может назначить время для кратковременного отдыха в течение рабочего дня).

. Объявление перерыва в судебном заседании в других целях, кроме отдыха (для собирания недостающих доказательств и др.), не разрешается! После окончания перерыва слушание дела продолжается с того момента, с которого был объявлен перерыв. Поскольку после перерыва слушание дела продолжается с того момента, с которого был объявлен перерыв, и суд во время рассмотрения дела не отвлекается на рассмотрение других дел, постольку объявление перерыва не противоречит принципу непрерывности.

¨ Отложение разбирательства дела – это перенос судебного заседания на определенный судом срок для совершения необходимых процессуальных действий.

Разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

Например, неявка кого-либо из участников процесса в суд, необходимость истребования или представления дополнительных доказательств

НО если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников процесса, знакомы с материалами дела, состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

Поскольку после отложения дела его рассмотрение начинается сначала, и судебное заседание происходит непрерывно, постольку отложением разбирательства дела принцип непрерывности судебного разбирательства не нарушается.

c. Во время перерыва суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела.

d. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела.

Принцип непрерывности "требует", чтобы решение суда было принято немедленно после разбирательства дела.

. Обязательно в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, должна быть объявлена резолютивная часть решения (в этой части решения содержится вывод суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований, являющихся предметом судебного разбирательства, а также указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда).

Составление мотивированного решения может быть отложено не более чем на 5 дней со дня окончания разбирательства дела. Не является исключением из принципа непрерывности и ему не противоречит т.к. данное положение продиктовано соображениями практического свойства - для этого нередко требуется значительное время в силу объема той информации, которая должна быть отражена в этой части решения.

9. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел.

Правовая бвза: ГПК (ГПК ст. 7: единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел).

Историческая база: Данный принцип пришел на смену принципу коллегиальности рассмотрения гражданских дел, существовавшему в советском гражданском процессуальном праве. Считалось, что коллегиальность обеспечивает всесторонность и полноту рассмотрения гражданских дел и вынесение по ним объективных решений. Согласно Конституции СССР и Основам гражданского судопроизводства СССР и союзных республик гражданские дела в суде первой инстанции рассматривались судом в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Участие в рассмотрении дел народных заседателей - непрофессиональных судей, являющихся представителями населения, - рассматривалось как выражение демократизма советского гражданского процесса, проявление народовластия т.е. функций управления государством. При осуществлении правосудия народные заседатели пользовались всеми правами судьи. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами также в коллегиальном составе - трех профессиональных судей.

В ходе реформы процессуального законодательства, завершившейся принятием ГПК РФ, привлечение к отправлению правосудия народных заседателей было признано нецелесообразным, а следовательно, и сохранение исключительно коллегиального порядка рассмотрения дел в судах первой инстанции.

В ГПК РФ раскрывается содержание данного принципа применительно к рассмотрению дел в судах первой инстанции и судах, осуществляющих пересмотр вынесенных судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В судах первой инстанциигражданские дела рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально.

Полномочиями по рассмотрению дел по первой инстанции наделены все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, в соответствии с установленной подсудностью.

При единоличном рассмотрении гражданских дел судья действует от имени суда.
Единоличное рассмотрение дел в судах первой инстанции - это общее правило.
Исключение: дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально(в составе трех судей).

В судах апелляционной инстанции дела рассматриваются единолично или коллегиально:

- в районных судах дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются судьями этих судов единолично;

- в судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ дела рассматриваются коллегиально.

В судах кассационной и надзорной инстанций жалобы (представления) рассматриваются коллегиально.

Порядок рассмотрения гражданских дел военными судами, входящими в систему судов общей юрисдикции, устанавливается ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

В гарнизонных военных судах гражданские дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.В случаях, предусмотренных законом, - коллегиально(в составе трех судей).

В окружных (флотских) военных судах гражданские дела рассматриваются в следующем составе:

- в первой инстанции - судьей единолично.В случаях, предусмотренных законом, - коллегиально;

- дела по жалобам на решения гарнизонных военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, а также на решения, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, - коллегиально(коллегией, состоящей из трех судей; президиумом суда).

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает гражданские дела в следующем составе:

- в первой инстанции - судьей единолично либо коллегиально;

- дела по жалобам на решения военных судов, не вступившие и вступившие в законную силу, - коллегиально.

Гласность в качестве одного из важнейших принципов судопроизводства провозглашается в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Открытость судебного разбирательства предполагает право граждан наблюдать за ходом процесса как непосредственно (присутствуя в зале суда), так и получая соответствующие сведения из средств массовой информации.

Благодаря принципу гласности, с одной стороны, обеспечивается воспитательное и профилактическое воздействие уголовного процесса, а с другой — устанавливается контроль со стороны общества за ходом и результатами рассмотрения судом уголовных дел.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 231 УПК РФ решение о слушании дела в закрытом судебном заседании может быть принято либо при назначении судебного заседания, либо непосредственно в ходе судебного разбирательства. При этом, закрытым может быть объявлено как все судебное заседание, так и его отдельная часть. О проведении слушания уголовного дела в закрытом заседании суд (судья) выносит мотивированное определение (постановление), в котором должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

К таким обстоятельствам могут относиться сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, в том числе сведения, относящиеся к коммерческой, банковской, врачебной, иной профессиональной, а также личной и семейной тайне.

Аналогичное решение суд вправе принять и при рассмотрении уголовных дел любой категории, если открытое судебное разбирательство создает или может создать существенные затруднения в обеспечении безопасности свидетелей, потерпевших и других участников судебного разбирательства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц.

В целях уменьшения психотравмирующего воздействия судебного процесса на психику несовершеннолетнего и обеспечения его независимости при даче показаний закон допускает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, разбирательство в закрытом заседании.

Вопрос о проведении закрытого заседания при рассмотрении дел о преступлениях в сфере половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также о преступлениях, затрагивающих честь и достоинство личности, решается исходя в первую очередь из интересов потерпевшего, которому открытое слушание дела может причинить излишние нравственные страдания.

Важными средствами обеспечения гласности в уголовном судопроизводстве являются фотографирование, аудио- и видеозапись, а также киносъемка судебного заседания, благодаря которым ход и результаты судебного разбирательства могут стать достоянием большого числа людей.

Закрытое судебное заседание является обязательным условием исследования в судебном заседании сведений, запечатленных на фотографиях, в аудио- и видеозаписи, киносъемке, если они носят личный характер. При этом не имеет значения, производились ли соответствующие записи и съемки в ходе производства по уголовному делу или независимо от него.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 241 УПК представителям СМИ, как и всем другим лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, предоставляется право фиксировать ход судебного разбирательства в письменной форме (например, вести письменную запись и стенограмму заседания, делать рисунки и т.п.), а также посредством аудиозаписи.

Суд (судья) любой инстанции вправе запретить фиксировать процесс данными способами, если это нарушает нормальный ход судебного разбирательства дела (чрезмерно громкий шум используемых технических средств, яркий, отвлекающий или раздражающий свет). Аналогичный запрет может последовать, если фотографирование или видеозапись, киносъемка создают препятствия к объективному исследованию доказательств, могут повлечь за собой нарушение предусмотренных ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ прав участников уголовного судопроизводства, угрозу их безопасности.

Судебный пристав, обеспечивающий порядок в зале судебного заседания, обязан принять меры к исключению присутствия в зале судебного заседания лиц, не достигших 16 лет, с учетом возможного негативного влияния исследования конкретных обстоятельств дела на формирование психики несовершеннолетних.

Несмотря на слушание уголовного дела в закрытом судебном заседании, провозглашение приговора должно происходить в открытом судебном заседании. При этом в целях недопущения разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, закон допускает оглашение только вводной и резолютивной частей приговора (или иного завершающего производство по делу решения).

Гласность судебного разбирательства - конституционный принцип, означающий открытость судебного заседания для всех участников процесса и любого гражданина, достигшего возраста 16 лет, в том числе и представителей средств массовой информации, в целях свободного освещения хода и результатов процесса.

Гласность обеспечивает защиту и охрану прав и законных интересов участников процесса, позволяет осуществлять контроль за ходом и результатами процесса со стороны независимых граждан, является важным условием выполнения судом его воспитательных задач, предупредительного воздействия правосудия.

Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое.

Случаи, при наличии которых закон допускает рассмотрение дел в закрытом судебном заседании, касаются разбирательства уголовных дел, связанных с государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной, преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений, открытое рассмотрение которых может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство, а также когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Решение суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может касаться всего судебного разбирательства, отдельных его частей либо исследования отдельных доказательств.

В целях охраны прав несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, их допрос может быть произведен в отсутствие подсудимого.

При необходимости обеспечения безопасности допрашиваемого лица суд проводит его допрос в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства.

Присутствующие в открытом разбирательстве вправе без согласия суда вести письменную и аудиозапись.

Учитывая возможность использования в различных целях, в том числе и нежелательных, для слушания по делу и интересов сторон, фотографий, видеозаписи и киносъемки, данные виды фиксации судебного заседания проводятся с разрешения суда, который выясняет согласие сторон, но решение принимает самостоятельно.

Независимо от того, проводилось ли закрытое или открытое судебное разбирательство, приговор провозглашается без каких-либо исключений в открытом судебном заседании.

Если проводилось закрытое слушание по уголовному делу и сами эти основания или подтверждающие их доказательства содержатся в описательно-мотивировочной части приговора, суд разрешает вопрос о том, в какой части будет оглашаться приговор.

Суд вправе исключить оглашение либо всей описательно-мотивировочной части, либо оснований, по которым проводилось закрытое судебное разбирательство, и огласить только вводную и резолютивную части приговора.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что гласность представляет собой важнейший принцип демократии и в равной степени относится ко всем ветвям государственной власти, но по отношению к правосудию принцип гласности приобретает особое значение как форма отчета перед обществом.
В литературе также отмечается, что гласность является не только политическим, но и правовым институтом, неразрывно связана со свободой мысли и слова, являясь основой демократии.

Содержание

ГЛАВА 1. Реализация принципа гласности в нормах арбитражного процесса РФ…………………………………………………………………………………4
1.1 Общее содержание принципа гласности ……………………………….….4
1.2 Действие принципа гласности в арбитражном процессе…………….…..8

ГЛАВА 2. Актуальные проблемы регулирования гласности и публичности процесса…………………………………………………………………………13
2.1 Обеспечение доступа к информации о деятельности судов РФ (проблемы и перспективы)………………………………………………………………….13
2.2 Применение аудио записи в арбитражном процессе…………………19

Список источников и литературы ……………………………………………24

Прикрепленные файлы: 1 файл

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Данный закон направлен на регулирование отношений, связанных с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов в Российской Федерации в предусмотренных законом случаях. Федеральным законом устанавливаются основные принципы и способы обеспечения доступа к указанной информации, порядок ее предоставления, в том числе по запросам, а также основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов. Отдельная глава посвящена взаимодействию судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов, а также органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации.

Значительное внимание уделяется размещению информации о деятельности судов в сети Интернет. Закон закрепляет обязанность судов создать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В Интернете должны размещаться общие сведения о суде, информация, связанная с рассмотрением дел, тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы, данные судебной статистики, информация о кадровом обеспечении суда, информация о порядке и времени приема граждан, сведения о размещении госзаказов. В сети также должны появиться сведения о находящихся в суде делах и тексты судебных актов (за некоторым исключением).

Однако, несмотря на длительную разработку и утверждение закона, его нормы по-прежнему вызывают много вопросов и споров.

2.2 Применение аудио записи в арбитражном процессе

Применение диктофона в судебном процессе является весьма остро обсуждаемой проблемой среди практикующих юристов. Эта тема напрямую затрагивает принцип гласности – один из важнейших принципов судопроизводства.

Не секрет, что многие судьи (если не большинство) не приветствуют применение аудиозаписывающих устройств в зале суда.

Применение диктофона в судебном процессе является весьма остро обсуждаемой проблемой среди практикующих юристов. Эта тема напрямую затрагивает принцип гласности – один из важнейших принципов судопроизводства.

Не секрет, что многие судьи (если не большинство) не приветствуют применение аудиозаписывающих устройств в зале суда.

Несмотря на это современное российское законодательство напрямую допускает применение аудиозаписи в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Это российская интерпретация гласности.

Так, например, принцип гласности в германском варианте не допускает возможность аудио- или видеозаписи судебного заседания для публичного воспроизведения, даже с согласия сторон и разрешения суда; не предусматривается и права сторон на самостоятельные аудио- или видеозаписи судебного разбирательства.

Базисные положения применительно к рассматриваемой теме закреплены в Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45) а также свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).

В ч. 7 ст. 11 АПК РФ аудиозапись получила свою конкретную регламентацию. Законодателем закреплено, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства.

Однако, при этом возникает вопрос: может ли мешать порядку в судебном заседании применение диктофона?

Представляется, что нет. Это объясняется тем, что согласно ч. 3 ст. 164 АПК РФ надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Таким образом, каких-либо ограничений для аудиозаписи нет. Фото- и видеоаппаратура возможно и может реально помешать ведению судебного процесса, поскольку при ее использовании применяются вспышки, лампы освещения, штативы и т.п.Также необходимо учитывать и человеческий фактор: не всякому приятно фотографироваться, а тем более записываться на видеокамеру в обстановке судебного разбирательства. В более выгодном положении находится диктофон, который обладает маленькими габаритами, работает бесшумно и тем самым не создает каких-либо помех для судебного разбирательства.

О том, что диктофон не может помешать порядку судебного заседания, свидетельствует и тот факт, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ из ч. 5 ст. 241 УПК РФ «Гласность» исключены слова, устанавливающие согласие сторон для применения аудиозаписи, а также исключен запрет для применения аудиозаписи, если это создает препятствие для судебного разбирательства.

Таким образом, законодатель встал на позицию невозможности создания применением диктофоном каких-либо помех порядку судебного заседания. Сложным и неоднозначным вопросом является возможность применения полученной аудиозаписи судебного заседания в качестве средства доказывания.

Для того, чтобы аудиозапись была принята судом в качестве доказательства, она должна отвечать определенным законом требованиям. В соответствии с ч.2 ст. 89 АПК РФ «Иные документы и материалы» доказательствами являются аудионосители информации полученные, истребованные или представленные в порядке АПК РФ.

Однако закон не содержит процессуальных условий, соблюдение которых гарантирует допустимость «иных документов и материалов» в рамках арбитражного процесса. Ст. 77 ГПК РФ прямо посвящена аудио- и видеозаписям, как отдельному виду доказательств.

В частности, к аудиозаписям предъявляются три обязательных требования, которые лицо, желающее представить или ходатайствовать через суд об истребовании доказательств должно сообщить: дата произведения записи, кто производил запись и в каких условиях осуществлялась запись. Эти данные должны быть достоверны и не вызывать у суда сомнения. Обратимся к позиции судебных органов.

Показательным является следующий вывод суда: «прослушивание звукозаписи судебного заседания не является обязательным для арбитражного суда, поскольку в ходе рассмотрения дела велся протокол судебного заседания, в котором отражены все необходимые для рассмотрения дела сведения»8.

Но может ли секретарь судебного заседания (или судья – в арбитражном процессе) дословно фиксировать в протоколе все сказанное в суде? Очевидно, что нет. Ведь, как правило, протокол пишется под диктовку судьи. И, соответственно, какие обстоятельства, заявления и ходатайства необходимо отразить в протоколе решает суд.

Несомненно, аудиозаписи судебного процесса существенно упрощают и вносят объективную ясность в судебный процесс. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы"9, где сказано, что в целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб необходимо законодательно закрепить обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

Принцип гласности имеет большое значение для обеспечения воспитательных и превентивных функций правосудия и является средством контроля за деятельностью суда, рассматривающего дело.

Открытость правосудия способствует развитию гражданского общества, граждане которого в наибольшей степени осведомлены о своих правах и обязанностях, повышению уровня правовой культуры общества, повышению профессионального уровня участников процесса, усилению авторитета системы судопроизводства. Кроме того, эффективный, отлаженный механизм реализации принципа гласности арбитражного процесса будет содействовать правильному, своевременному и обоснованному разрешению арбитражных дел, укреплению гарантий независимости судебной власти, повышению согласованности судебной практики и в целом позиции судебных органов по различным вопросам в субъектах РФ.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что предприняты определенные шаги по обеспечению открытости правосудия.

Представляется, что необходимы дальнейшая разработка единообразного понятийного аппарата в сфере обеспечения гласности правосудия по арбитражным делам, определение ее правовой природы и содержания, гарантий и пределов, а также комплексное исследование проблемы реализации принципа гласности гражданского и арбитражного процесса в свете судебно-правовой реформы и развития информационных технологий.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что гласность представляет собой важнейший принцип демократии и в равной степени относится ко всем ветвям государственной власти, но по отношению к правосудию принцип гласности приобретает особое значение как форма отчета перед обществом.
В литературе также отмечается, что гласность является не только политическим, но и правовым институтом, неразрывно связана со свободой мысли и слова, являясь основой демократии.

Содержание

ГЛАВА 1. Реализация принципа гласности в нормах арбитражного процесса РФ…………………………………………………………………………………4
1.1 Общее содержание принципа гласности ……………………………….….4
1.2 Действие принципа гласности в арбитражном процессе…………….…..8

ГЛАВА 2. Актуальные проблемы регулирования гласности и публичности процесса…………………………………………………………………………13
2.1 Обеспечение доступа к информации о деятельности судов РФ (проблемы и перспективы)………………………………………………………………….13
2.2 Применение аудио записи в арбитражном процессе…………………19

Список источников и литературы ……………………………………………24

Прикрепленные файлы: 1 файл

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

Гласность судебного разбирательства

Курск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Реализация принципа гласности в нормах арбитражного процесса РФ………………………………………………………………………… ………4

1.1 Общее содержание принципа гласности ……………………………….….4

1.2 Действие принципа гласности в арбитражном процессе…………….…..8

ГЛАВА 2. Актуальные проблемы регулирования гласности и публичности процесса………………………………………………………… ………………13

2.1 Обеспечение доступа к информации о деятельности судов РФ (проблемы и перспективы)……………………………………………… ………………….13

2.2 Применение аудио записи в арбитражном процессе…………………19

Список источников и литературы ……………………………………………24

Данный реферат посвящен рассмотрению и анализу вопросов, связанных с реализаций принципа гласности в арбитражном процессе.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что гласность представляет собой важнейший принцип демократии и в равной степени относится ко всем ветвям государственной власти, но по отношению к правосудию принцип гласности приобретает особое значение как форма отчета перед обществом.

В литературе также отмечается, что гласность является не только политическим, но и правовым институтом, неразрывно связана со свободой мысли и слова, являясь основой демократии.

В настоящее время, проблема открытости и прозрачности правосудия стала особенно острой в связи с проводящейся судебной реформой, связанной также со вступлением России в международное правовое сообщество в качестве равноправного партнера. Судоустройство и судопроизводство нашей страны требует дальнейшего совершенствования с учетом международно-правовых стандартов, и в частности стандартов Европейского Суда по правам человека.

Сегодня в системе правосудия проводятся мероприятия по повышению эффективности действия принципа гласности. Например, предпринимаются определенные шаги по эффективному взаимодействию судебной системы со СМИ, по внедрению полноценной системы электронного правосудия. Также инициированы исследования, проводятся научно-практические конференции и «круглые столы».

Таким образом, можно сказать, что идея гласности, прозрачности, открытости правосудия является сегодня общепризнанной.

Несмотря на это, проблема обеспечения эффективной реализации данного принципа на практике во многом остается нерешенной, вызывая в адрес правосудия немало упреков, касающихся ее информационной закрытости и недоступности.

ГЛАВА 1. Реализация принципа гласности в нормах арбитражного процесса РФ

1.1 Общее содержание принципа гласности

Правовое содержание принципа гласности (прозрачности, открытости) правосудия заключается в открытом разбирательстве дел в суде, обеспечивающем доступность судебного процесса для лиц, не участвующих в судебном разбирательстве, но изъявивших желание присутствовать в судебном заседании.

Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Гласность распространяется на весь ход судопроизводства, включая исследование доказательств, а также оглашение судебного постановления. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с этим принципом граждане имеют право присутствовать при рассмотрении судами дел от начала и до конца во всех стадиях процесса (в суде первой инстанции, кассационной и надзорной инстанциях, при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятельствам) и лично воспринимать все происходящее в зале судебного заседания.

Границы и критерии определения границ открытости судебной деятельности являются наиболее сложными в обеспечении прав граждан на доступ к информации о судебной системе.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом; Реализация права на информацию ограничена требованиями закона.

В Конституции РФ прямо указывается, что одним из оснований ограничения права на информацию является государственная тайна. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется специальным федеральным законом.

Указанные конституционные положения конкурируют с конституционным принципом открытости (гласности) осуществления правосудия. В этом случае принцип гласности судопроизводства является приоритетным по отношению к праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Данная приоритетность в свою очередь основывается на общих конституционных принципах гарантированности прав и свобод в соответствии с Конституцией РФ и принципом ограничения прав и свобод человека границами осуществления прав и свобод другими лицами (ч. 1,2 ст. 17 Конституции РФ), возможности ограничения прав свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данная конституционная возможность требования ознакомления с документами и материалами ограничивается двумя критериями: а) принятием федерального закона, предусматривающего ограничение этой возможности и б) содержанием, запрашиваемых документов (они должны непосредственно затрагивать права и свободы данного лица).

Например, согласно ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»1 судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Следует иметь в виду, что указанная норма адресована судьям, а не суду как органу государственной власти.

Возможны иные ограничения доступа граждан к информации о судебной деятельности, к судебному разбирательству:

2. Ограничения по возрасту: присутствие в зале судебных заседаний в уголовном процессе разрешается с 16 лет.

3. Ограничения по месту нахождения суда и месту проведения судебного заседания.

4. Ограничения по различным категориям граждан: в законодательстве нет каких-либо ограничений на доступ к информации о судебной, деятельности в зависимости от категорий граждан. Присутствует некий косвенный элемент ограничения. Так, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон РФ «О средствах массовой информации») предусматривается институт аккредитации журналистов.

Суд аккредитует заявленного журналиста и способствует получению им информации о судебной деятельности (заранее извещает о календаре рассматриваемых дел, обеспечивает интересующими его документами, пропуском в здание суда и т.д.). Неаккредитованный журналист фактически имеет более ограниченный круг возможностей получения информации в данном суде.

Необходимо подчеркнуть, что проблема гласности судебного решения заключается не только в его обязательном публичном оглашении, но и в получившей распространение в последние годы практике опубликования судебных решений в СМИ и Интернете, в том числе на сайтах судов различного уровня. Вносятся предложения по созданию тотальных электронных баз судебных решений.

Подобные публикации допустимы только при соблюдении гарантий прав каждого на неприкосновенность и тайну частной жизни, т.е. на публикацию судебного решения в СМИ должно быть получено согласие участников судебного разбирательства.

Принцип гласности правосудия, с одной стороны, и принцип свободы слова и массовой информации (ст. 29 Конституции) - с другой, предполагают свободный доступ всех заинтересованных лиц, и прежде всего представителей СМИ, к судебной информации. Однако доступ к такой информации представителей СМИ должен иметь свои пределы.

Целью принципа гласности является укрепление доверия к правосудию, в этом смысле он имеет общественно-политическое значение. Кроме того, через уведомление средств массовой информации о происходящих судебных процессах гласность судопроизводства служит определенному контролю общественности над правосудием.

Принцип гласности правосудия провозглашен в различных международных актах и договорах, таких как "Всеобщая декларация прав человека 1948 г.", "Европейская конвенция прав человека и основных свобод" и других. Также данный принцип закреплен и во внутреннем законодательстве России, в частности в Конституции РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, иных нормативных правовых актах.

1.2 Действие принципа гласности в арбитражном процессе

В арбитражном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (п. 1 ст. 9 АПК РФ). Открытое разбирательство оказывает сильное воздействие на судей, участвующих в деле лиц, их представителей. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений.

Закон (ст.9 АПК РФ) допускает исключения из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В интересах соблюдения законности в случаях проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдения правил судоустройства в арбитражном суде (п. 2 ст. 9 АПК РФ).

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества регулирует "Регламент Арбитражных судов РФ"2. В данном постановлении, в ст. 130 говорится о том, что "Председателями арбитражных судов обеспечивается достоверность предоставляемой информации о деятельности арбитражных судов, соблюдение сроков и порядка предоставления информации, изъятие из предоставляемой информации сведений, доступ к которым ограничен, создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности арбитражных судов".

Существует "Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации"3 разработана на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов по делопроизводству и судопроизводству, приказов Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- распорядительной документации. Требования к оформлению документов"4 и "Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти"5 в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов.

Настоящая Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печатания и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов.

В АПК РФ6 принцип открытого судебного разбирательства закреплен в ст. 11. Принцип гласности подразумевает свободный доступ в зал заседаний всех желающих граждан, а также их право делать письменные заметки и фиксировать все происходящее в зале (ч. 7 ст. 11 АПК РФ). Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда, рассматривающего дело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: