Что было предпосылкой образования государства у восточных славян заключение военного договора

Обновлено: 22.04.2024

Древняя Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство) – государство в Восточной Европе, сформировавшееся в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей и существовавшее в IX-XIII веках.

Предпосылки появления государства

  1. Общественное разделение труда. С развитием социума и под давлением внешней среды на территории Древнерусского государства стали меняться источники средств существования. Соседство с недоброжелательными кочевниками способствовало развитию военного дела как профессии. Параллельно аналогичным образом продолжали развиваться земледелие и ремесла.
  2. Развитие экономики. Технологическое развитие вело к тому, что люди могли возделывать большие посевные площади. Соответственно, развивалась торговля и углублялись взаимоотношения с соседними племенами. Это порождало необходимость искать новые модели сосуществования.
  3. Потребность в появлении руководящего института. На определенном этапе развития общества государство как политическая организация стало необходимостью для племен и племенных союзов. Появлялись конфликты, которые могли быть эффективно разрешены только с участием третьей стороны (судебная функция), которой и должно было стать государство.
  4. Территориальное расположение. Финно-угорские и восточнославянские племена имели возможность активно контактировать между собой, так как зачастую селились по берегам судоходных рек. В данном случае племенные поселения располагались вдоль важнейшего в средневековой Европе торгового пути «из варяг в греки».

Главной причиной образования Древнерусского государства считается потребность населения совместно защищать свои территории от набегов кочевых народов.

Возникновение государства у восточных славян

Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основным источником, который дает представление об истории формирования Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке. В соответствии с документом появление государственности у восточных славян относится к 862 г., когда на княжение в северные земли (Новгород и окрестности) были призваны варяги. С этого момента начинается существование Государства Рюрика.

В «Повести…» также упоминается некое догосударственное формирование, имевшее форму конфедерации. Считается, что некоторые племена этой конфедерации платили дань варягам, но затем их изгнали.

Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.

Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Основными положениями являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположник антинорманизма - М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Политика древнерусских князей

Хронология правления

* С 1132 г. начинается период феодальной раздробленности.

Рюрик (862-879 гг.)

Полулегендарная личность, как и его братья. В истории Древнерусского государства его роль заключалась лишь в том, что во время его правления начали формироваться первые институты власти.

Олег (879-912 гг.)

Продолжил объединение племен под властью Рюриковичей. В 882 г. ему удалось захватить Киев и перенести туда столицу молодого государства. Установил ежегодный размер дани для племен Новгородской земли (словен, кривичей и меря), распространил княжеское влияние на племена древлян, северян и радимичей. Также при Олеге началось строительство крепостей вблизи Киева.

В 907 г.и 911 г. были заключены договоры с Византией, регулирующие торговлю, решение правовых и военных вопросов.

Игорь Рюрикович (912-945 гг.)

Ухудшились отношения с древлянами, походы против Хазарского каганата и Византии оказались весьма неудачными. После похода на Константинополь в 944 г. Игорю удалось добиться заключения договора, подтверждавшего многие положения документов 907 г. и 911 г. Однако новое соглашение упраздняло пункт о беспошлинной торговле, что не может считаться успехом.

Ольга (945-960 гг.)

Княгиня показала себя мудрой и жесткой правительницей. Окончательно подчинила древлян, убивших ее мужа. Послы древлян были казнены, столица Искоростень сожжена, а племена обложены большой данью.

В Новгородской земле Ольга ввела новую систему налогообложения. Полюдье было заменено оброком: представители племен должны были самостоятельно привозить дань в указанные места (погосты) и передавать ее назначенным людям (тиунам).

Ольга считается первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского образца (предположительно 957 г.). Сделано это было для заключения выгодного договора.

В 968 г. во время отсутствия Святослава Ольге пришлось оборонять Киев от печенегов. Город спас вовремя подошедший отряд воеводы Претича.

Святослав Игоревич (960-972 гг.)

Прославился как успешный воин и полководец, полжизни проведший в походах. Именно с княжения Святослава можно серьезно говорить о международной политике Древнерусского государства, разрешением внутриполитических проблем больше занималась его мать Ольга.

К очевидным достижениям Святослава историки относят:

В 970-971 гг. князь предпринял безуспешный поход на Византию, после которого Святославу не удалось вернуться на Русь, так как на его пути встали печенеги. Историки предполагают, что они были посланы императором Византии из страха перед еще большим усилением Древнерусского государства. В 972 г. Святослав был убит при очередной попытке вернуться в Киев.

Ярополк Святославич (972-978 гг.)

Ярополк стал Киевским князем по завету своего отца Святослава. В этот период отмечается активное взаимодействие Киевской Руси и Германии, характеризовавшееся, в том числе, династическими браками. Ярополку приписывают начало чеканки собственных монет Древней Руси. Считается, что Ярополк поощрял распространение христианства на Руси и, по одной из версий, после смерти Святослава, не терпевшего христианство, крестился сам.

Владимир пришел к власти насильственным путем. В ходе междоусобиц он обманом выманил Ярополка на переговоры, до места которых киевский князь живым не добрался.

Владимир является значимой фигурой в истории Древнерусского государства. Во время его правления были покорены вятичи и радимичи, присоединены Карпатская Русь и некоторые районы Польши. Впоследствии с помощью династических браков между Русью и Польшей установились мирные отношения.

На южном фронте угрозой для Древней Руси стали печенеги. Эту проблему Владимир пытался решить путем строительства пограничных крепостей, в которые набирал лучший воинов из северных племен. Переселение представителей севера на юг ускорило размытие племенных границ, важность приобрела граница государственная.

Делом жизни Владимира, однако, была религиозная реформа. Изначально он пытался объединить верования и обычаи различных племен и народов и создать уникальную государственную религию, однако это начинание не увенчалось успехом. Выбор Владимира пал на христианство византийского образца, и в 988 г. с Киева началось крещение Руси, а Владимир получил прозвище «Святой».

Святополк Владимирович (1015-1019 гг.)

За убийство трех своих братьев (Бориса, Глеба и Святослава) получил прозвище «Окаянный». Все его краткосрочное правление состояло в борьбе за власть с другим братом – Ярославом. Результатом междоусобицы было его поражение и бегство.

Ярослав Владимирович (1019-1054 гг.)

На время правления Ярослава Мудрого приходится расцвет Древнерусского государства. Постоянная резиденция князя в период борьбы с братом Мстиславом была перенесена в Новгород, который до 1036 г. стал политическим центром. В 1036 г. умирает Мстислав, а Киев захватывают печенеги, после победы над которыми Ярослав переносит столицу обратно в Киев. В память об этой победе был заложен собор Святой Софии.

Важным результатом деятельности Ярослава является формирование сборника законов Древнерусского государства – «Русской правды». Документ содержал нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права.

Историки отмечают активную династическую политику Ярослава Мудрого. Его дети от второй жены разъехались по всей Европе и стали членами правящих династий во многих странах. Например, Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I Гертруде, а Всеволод – на дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

Триумвират Ярославичей (1054-1073 гг.)

Период характеризуется равноправным княжением трех старших сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. До 1073 г. они избегали противоречий между собой и успешно боролись с побочными ветвями Рюриковичей. Закономерно, что с каждым годом их достаточно долгого правление росло недовольство их младших братьев и внуков.

В 1073 г. Святослав и Всеволод обвинили брата в сговоре против них и изгнали в Польшу. На этом триумвират распался, и Русь погрузился в длительный период междоусобных войн.

В это же время начались набеги половцев на Русь, первым от них пострадал Всеволод, владевший Переяславлем, однако в 1068 г. половцы добрались и до Киева. Их разорительные набеги продолжались в течение многих лет, но разрозненность русских князей не позволяла им собрать силы, достаточные для того, чтобы дать отпор кочевникам. В 1097 г. Владимир Всеволодович инициировал Любечский съезд князей, целью которого было достичь договоренности о прекращении распрей. Несмотря на формально достигнутый компромисс, условия соглашения не были соблюдены всеми участниками съезда.

Владимир Всеволодович (1113-1125 гг.)

Еще до вокняжения в Киеве Владимир Мономах приобрел определенное влияние на Руси. Его мирные инициативы предотвратили окончательный распад Древнерусского государства, а в 1111 г. под его руководством русские князья окончательно разбили половцев в битве на реке Салница.

В 1113 г. Владимир становится киевским князем, призванным на престол киевскими боярами. Одним из первых указов стал «Указ о резах», который ограничивал прибыли ростовщиков и облегчал положение холопов и закупов, указ вошел в «Русскую правду».

Период правления Мономаха - один из самых политически стабильных в истории Киевской Руси. Владимир через своих детей единолично контролировал большую часть территорий государства, а в 1119 г. расширил его за счет присоединения Минского княжества. Для укрепления внутриполитической обстановки стали заключаться династические браки между Рюриковичами.

Владимир также провел последнюю в истории двух государств войну с Византией (1116-1123 гг.). Ничего значительного, кроме заключения очередного династического брака эта война Руси не принесла.

Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.)

Мстислав занял киевский престол без особых проблем, братья признавали его старшинство. Относительно успешны были его походы против Полоцкого княжества и в Прибалтику. Однако значительных исторических событий во время его княжения не отмечается.

После смерти Мстислава Древнерусское государство погрузилось в долгий период феодальной раздробленности, которая совпала, помимо прочего, с вторжением татаро-монголов и установлением ига в 1240 г. Киев в это время оставался столицей лишь номинально, а само государство как единое целое практически перестало существовать.

Принятие христианства

Цивилизационное значение

Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.

Политическое значение

После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.

Культурное значение

Проникновение богатой и развитой византийской культуры в Киевскую Русь дало импульс развитию собственной культуры Древнерусского государства. Так, почти сразу стали появляться первые памятники архитектуры, визуальной и письменной культуры.

Возникновение (теория) государственности у восточных славян

Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.

Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами (предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) - на Юг, а часть – анты - поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов.

Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.

Расселение восточных славян

До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».

Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.

Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.

Славяне их их соседи в VII - VIII вв.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», - писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» - «свой род») и дружиной («thru varing» - «верная дружина»).

Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.

К внутренним относятся:

  1. Экономические предпосылки.
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве.
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет».

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)
  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).

Этапы формирования государства у восточных славян

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

Древнерусские князья и их политика

Древнерусские князья и их политика

Князь Олег

Князь Олег

Так же успешно князь проводил и внешнюю политику. В течение нескольких веков русские земли страдали от разорительных набегов хазар и были вынуждены платить им дань. Нанеся удар Хазарскому каганату, Олег смог освободить часть русских городов от гнёта кочевников. В 879 году умер Рюрик. Так как его сын Игорь был мал, то князем-регентом избрали родственника Рюрика Олега. В 882 году он захватил Киев, перенёс туда центр из Новгорода, покорил северян, радимичей, дреговичей и древлян. Олег, прозванный за свою умелую политику Вещим, является создателем государства Киевская Русь.

Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.

Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.

Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.

В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.

Князь Игорь Рюрикович

Князь Игорь Рюрикович

В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.

Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.

Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.

После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:

  • было отменено полюдье. Теперь племена сами должны были привозить дань к погостам – специально созданным административным центрам;
  • были введены уроки– норма дани;
  • дань стали собирать строго один раз в год – в ноябре;
  • главой города стали назначать доверенное княжеское лицо, ответственное за сбор дани.

Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.

Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.

Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.

Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.

Основные направления внешней политики:

1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:

  • в 965 году. Святославу удалось захватить город Саркел и присоединить к Руси Белую Вежу.
  • в 966-967 годах. Князь освободил от дани хазарам вятичей, присоединил их к Руси, обложил данью Мурому и Мордву, Волжскую Булгаию и захватил Итиль. В результате второго похода Хазарский каганат был разгромлен.

После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.

2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.

Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.

Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.

Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.

Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)

Владимир Святославич

Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.

Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.

Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.

Постепенно к Владимиру стало присоединяться всё больше талантливых и умелых воинов. Обманом Владимир выманил брата из Киева, организовал засаду и убил.

После этого, в 988 году, Владимир принял решение крестить Русь по православному образцу. Став единственным князем всей Киевской Руси, князь приступил к укреплению собственной власти. Это выразилось в поиске единой идеологии, которая могла бы сплотить весь народ. В 980 году Владимир провёл языческую реформу и провозгласил Перуна – покровителя князя и дружины - верховным божеством. Реформа потерпела крах. Дело в том, что у каждого племени был свой бог-покровитель и народ негативно отнёсся к возвышению одних богов и низвержению других.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.

Возникновение государственности у восточных славян — как это было

Славяне — группа народов, о происхождении которых выдвигается немало гипотез. Многие историки полагают, что их предки существовали еще во втором тысячелетии до нашей эры и были обособившейся частью индоевропейской общности. Другие специалисты с ними не во всем согласны. Однако большинство историков сходится во мнении, что праславяне первоначально являлись единым этносом, разделившимся позже на три группы:

  • западную — венедов (предков словаков, чехов, поляков);
  • южную — склавинов (предков хорватов, сербов, болгар);
  • восточную — антов (предков русских, украинцев, белорусов).

Хотя некоторые современные историки полагают, что протославяне не образовали группу венедов, а просто входили в нее, как союзное племя.

Почему же некогда единый этнос разделился? Что привело к возникновению государственности у восточных славян? Каковы были предпосылки и этапы?

Кто такие восточные славяне

До сих пор многое о происхождении этноса остается неизвестным, ведутся споры, выдвигаются теории, и ни одна из них не имеет неопровержимых доказательств. Даже то, где находилась прародина древних славян, доподлинно неясно. Предположительно, Великое переселение, в результате которого единая общность территориально разделилась на три ветви, произошло в период со IV по VII столетия нашей эры. Несмотря на некоторые различия между образовавшимися группами, как таковой раздробленности у славян не отмечалось. Их языки, равно как и обычаи, были схожи. В разных летописях и исторических записях славяне характеризуются как отважные, выносливые и свободолюбивые люди с сильным характером.

Восточные славяне — это несколько племен, составляющих единую общность со своей культурой, представители которой говорили на восточнославянских языках. Именно они впоследствии составили основное население Древнерусского государства. Восточные славяне были язычниками и обожествляли силы природы.

Расселение восточных славян

Поначалу восточные славяне заняли лесостепную и болотистую местность между Днепром и Днестром. Выбор труднопроходимых территорий неслучаен: таким образом они старались обезопасить себя от набегов различных соседей и кочевников, которые отбирали скот, хлеб, поджигали жилища. В VII-VIII веках нашей эры из родовых общин восточных славян сложилось 12 племенных союзов, самыми крупными из которых были:

  • ильменские словене (построившие Новгород);
  • кривичи (на их землях был возведен Смоленск);
  • поляне (именно на их территории возник Киев);
  • радимичи.

Были и другие племена, такие как северяне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, белые хорваты, уличи и тиверцы.

О происхождении восточных славян существует две основных теории:

Согласно ей, славянские народы пришли в Восточную Европу с других территорий.

Эта версия говорит о том, что они были коренным населением Восточно-Европейской равнины.

В свою очередь, миграционная теория предполагает несколько вариантов развития событий. Самые популярные из них следующие:

  • славяне пришли с нижних берегов Дуная, где сформировался племенной союз, после чего переселение продолжилось на восток и северо-восток;
  • изначально прародиной этноса была Прибалтика, а именно берега Западной Двины и территории возле Нижнего Немана.

Предпосылки возникновения государственности

Основными занятиями восточных славян были скотоводство и земледелие. Кроме того, они занимались сбором меда диких пчел, рыболовством, охотой и различными видами ремесел. Когда появился торговый путь «из варяг в греки», о котором даже сегодня слышал каждый, славяне обменивали и продавали свои изделия в другие государства. Каждое племя жило обособленно, и объединяться им было незачем. Они верили в своих богов, торгового обмена между ними практически не существовало. Каждый племенной союз на подвластной ему земле контролировал путь «из варяг в греки», собирая с купцов определенную дань. Объединяться с «соседями» в этом доходном «промысле» им выгоды не было.

Скорее всего, через несколько веков восточные славяне в любом случае объединились бы и образовали единую державу. Однако в IX столетии произошли события, которые ускорили процесс создания государства.

Возникновение русской государственности было вызвано как внутренними, так и внешними факторами.

Внутренние факторы образования государственности

К внутренним предпосылкам возникновения государственности у восточных славян можно отнести несколько социально-экономических факторов:

  1. Активное развитие земледелия. Этому способствовало появление орудий для вспашки полей, таких как плуг и железный сошник, и использование в качестве тягловой силы домашнего скота. Они значительно облегчали труд крестьян и улучшали производительность. С ними на работу у земледельцев уходило гораздо меньше времени и сил. Это привело к тому, что необходимость в коллективном труде у славян отпала. Крестьяне перестали работать в полях целыми родовыми общинами, а вместо этого каждая семья занялась своим хозяйством.
  2. Появление частной собственности. Крестьяне стали владеть участками земли, пригодной для пахоты. Родовых общин не стало, а вместо них появились соседские общины.
  3. Процветание ремесел и, как следствие, торговли, в частности внешней.
  4. Социальное расслоение — деление на богатых и бедных, и имущественное неравенство. У одних дела шли лучше, у других — хуже. Так в общинах появились «богатые верхушки» и господствующие классы, которые использовали наемный труд и эксплуатировали рабов. В невольниках оказывались военнопленные и крестьяне, попавшие в долговую кабалу к тем, кого позже стали называть боярами. Обычно этот титул получали старейшины и военные вожди, которые собирали дань (полюдье) с населения и обогащались за счет военных походов, забирая себе большую часть добычи.

Внешние факторы образования государственности

Кроме того, причинами возникновения государственности у восточных славян были:

  1. Стремление завоевать новые территории.
  2. Обогащение (в том числе военнопленными) за счет грабительских походов на чужие земли.
  3. Необходимость в обороне из-за набегов соседних племен.

Призвание варягов

Начиная с VIII столетия, Европу потрясали набеги скандинавов. Их же называли норманнами, варягами или викингами. Они проживали на территориях таких современных стран, как Норвегия, Швеция и Дания, и часто устраивали военные походы на чужие земли. Норманнские захватчики были настоящим бедствием для многих государств. Они отвоевали большие территории Англии, Франции и Италии, собирали дань с народов Северной Африки.

В IX столетии скандинавы отправились на земли, которые занимали восточные славяне. Один из их предводителей в 862 году дошел до Финского залива и на реке Волхов основал город Ладога. Этим вождем был известный всем Рюрик. Легенда говорит о том, что вместе с ним пришли его братья: Трувор и Синеус. И стали они князьями. Рюрик правил в Ладоге, а позже перебрался в Новгород. Его братья заняли Изборск и Белоозеро, но через два года они умерли. С того момент Рюрик княжил единолично. Так начался период возникновения государственности.

Однако есть исторические летописи, которые опровергают эту версию и рассказывают о том, что будущие новгородцы сами позвали Рюрика на княжение. Он построил на их земле город. Некоторые археологические находки даже подтверждают тот факт, что Новгород возвели после прихода скандинавского предводителя. Ладога же была основана еще в VIII столетии. Впрочем, всё это тоже нельзя считать неоспоримыми доказательствами.

Теории образования Древнерусского государства

Многие столетия историки пытались найти ответы на вопросы касательно происхождения восточных славян. Ученые спорили, доказывали свою точку зрения, выдвигали версии. Сегодня существует три теории возникновения государственности.

Норманнская

О проблеме возникновения государственности спорили не только российские ученые, но и зарубежные. Высказывались разные версии. В XVIII столетии в Российской империи под влиянием немецких историков выдвигалась так называемая норманнская теория. Она гласила, что славяне не способны были создать государственность и никогда бы этого не сделали, Русь возникла благодаря «стараниям» скандинавов. Дело в том, что немцы и скандинавы относились к одной германской группе народов. Таким образом, данная версия обосновывала их права на управление Россией.

Современные историки неоднозначно относятся к норманнской теории. С одной стороны, мысль о том, что наши далекие предки не были способны на политическое объединение, несколько обидна. Однако в то же время скандинавы ускорили процесс образования государства. Хотя норманны и сыграли определенную роль в объединении Руси, предпосылки все же зародились у славян.

Антинорманнская

С норманнской версией были не согласны многие ученые, ее считали политизированной. Поэтому вслед за ней появилась антинорманнская теория, которую еще называют славянской. Ее автором стал М. В. Ломоносов. Суть теории заключается в отрицании всех идей, которые несет норманнская версия. Антинорманнисты отвергали мысль о том, что скандинавы повлияли на объединение племен. Кроме того, историки сомневаются, что славяне призывали варягов. Антинорманнисты не отрицают, что некоторое влияние варяги, возможно, и оказывали, однако оно не связано со становлением Древнерусского государства.

Центристская

Современные историки придерживаются центристской теории. Она гласит о том, что к образованию государства привели внутренние и внешние предпосылки. Именно они сыграли большую роль. Безусловно, приглашенные скандинавы в некоторой степени тоже участвовали в становлении государственности. Даже слово «Русь» норманнское по происхождению.

Этапы формирования государства у восточных славян

Как мы уже говорили ранее, Рюрик пришел на земли восточных славян в 862 году. Однако не совсем верно считать, что тогда же образовалось великое государство. Князь создал Новгородскую Русь. Ее еще называют «Государствм Рюрика». Годы его княжения в Новгороде относятся к докиевскиму периоду формирования Древней Руси. А годом образования государства у восточных славян принято считать 882-й.

Объединение племен и образование Древней Руси

Бразды правления Новгородским государством сразу после кончины Рюрика взял в свои руки Олег Вещий. Некоторые исторические летописи говорят о том, что он был соплеменником Рюрика. Согласно же другим сохранившимся до наших дней записям, Олег являлся шурином безвременно ушедшего князя. Так или иначе он княжил с 879 по 912 год и успел сделать многое за этот период.

Олег сделал многое для молодого государства. Изображение: pinterest.at

Олег сделал многое для молодого государства. Изображение: pinterest.at

Олег был верным союзником маленькому Игорю и не только правил вместо него, но и ходил в военные походы. В 882 году варягам под предводительством князя удалось захватить Киев. Так было создано единое государство — Древняя Русь. Тогда же столицу перенесли из Новгорода в Киев. Позже Олегу удалось подчинить своей власти племена северян, радимичей и древлян. В 907 и 911 годах он совершал военные походы на Византию, из которых возвращался с хорошей добычей. Спустя год Олег скончался. Согласно легенде, от укуса змеи, согласно другим историческим источникам — в бою.

Стоит также отметить, что в некоторых исторических летописях он представлен не князем, а воеводой при Игоре.

Первые Рюриковичи

После кончины Олега княжить Киевской Русью стал Игорь. О его правлении (912–945 гг.) по большей части ничего не известно. В 914 году он подчинил себе древлян, предпринявших попытку освобождения после смерти Олега, и возложил на них еще более высокую дань. В 920-х годах воевал с печенегами, а в 940-х годах дважды ходил в походы на Византию. В 945 году Игорь в очередной раз отправился собирать дань с древлян. По легенде, его дружинники были недовольны размером дани и уговорили князя снова пойти к племени. Однако древляне решили, что если они повторно соберут выплату, то так и повадится Игорь обдирать их как липку, и расправились с ним. Таким образом, они отказались подчиняться Киевскому государству.

У князя остался маленький сын Святослав и жена Ольга. Она взяла бразды правления в свои руки, провела несколько реформ и отомстила древлянам. Когда Святослав подрос, он стал заниматься внешнеполитическими вопросами.

Принятие христианства

У Святослава было три сына. Один из них, Владимир, известный под именами Красно Солнышко или Креститель, круто изменил историю Руси. Он превратил Киевскую Русь в сильную державу. Однако подавляющая часть ее населения продолжала придерживаться языческих верований, а это имело некоторые негативные стороны. Дело в том, что у каждого племенного союза были свои боги. Из-за этого между ближайшими соседями происходило недопонимание, часто перераставшее в открытые конфликты и стычки.

Князь принял решение ввести единую религию, чтобы сплотить народ. Он выбрал шесть богов и установил их идолов на самом высоком холме в Киеве. Народу князь повелел отныне поклоняться только им. Однако подобные меры не принесли положительных результатов. Тогда Владимир задумался о том, что необходима иная религия, в которой существует только один бог. Чтобы определиться с выбором, князь пригласил к себе представителей разных вероисповеданий, среди которых были последователи греческого и римского христианства, иудаизма и ислама. После бесед с ними Владимир отдал предпочтение христианству византийского образца (по греческому обряду).

Князь и его дружина приняли крещение в 988 году, после чего стали приобщать к новой вере народ. Первым русским православным городом стал Киев. Разумеется, многим указ о смене вероисповедания пришелся не по душе. В Новгороде воеводе Владимира пришлось силой заставлять непокорный народ креститься, проявляя жестокость. Так, большая часть населения Древней Руси приняла христианство, хотя в тайне многие продолжали совершать некоторые языческие обряды. Те, кто категорически не захотел принять новое вероисповедание, ушли в глухие леса, где продолжили жить согласно своим обычаям.

Киевская Русь просуществовала до середины XII века, после чего образовалась Удельная Русь. Но эта тема заслуживает отдельного внимания.

Вы знали, что один лингвист по имени Марк Гучко придумал единый язык, который будет понятен всем западным, восточным и южным славянам?

P.S. У нас есть telegaram-канал, где мы публикуем подборки горящих туров 😎😎😎

А1. Что было предпосылкой образования государства у восточных славян?

1. заключение военного договора с Византией

2. развитие городов и торговли

3. возникновение религиозных верований

4. освобождение от хазарской зависимости

А2. Где в период формирования Древнерусского государства у восточных славян сложилось два центра государственности?

  1. в Новгороде и Приднепровье
  2. в Поволжье и Прибалтике
  3. в Прибалтике и Причерноморье
  4. в Поволжье в и на Дону

А3. Что славяне охотно покупали у иностранных купцов?

А4. В чем заключалась роль варягов в русской истории?

  1. варяги основали город Киев
  2. варяги завоевали Древнерусское государство
  3. варяги создали государство у восточных славян
  4. варяги положили начало русской княжеской династии

А5 . Объединение двух центров древнерусской государственно
сти произошло в

1)860 г. 2) 862 г. 3)882 г. 4)911 г.

А7.В какой из летописей в первых строках поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?»

Владимирский лицевой свод

Повесть временных лет

Повесть о разорении Рязани Батыем

В1. Расположите в правильной последовательности участки пути «из варяг в греки».

А. Озеро Ильмень

Б. Балтийское море

В2.Установите соответствие между названием племенного союза славян и местом их расселения. Полученный ответ впишите в таблицу:

Верховья Западной Двины, Днепра и Волги

Земли между Припятью и Западной Двиной

Земли по Оке, Клязьме, Сестре, Москве, Верхней Волге

Земли по Суле, Семи, Десне

Земли по Западному Бугу и в отрогах Карпат

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Восточные славяне сами не смогли создать свою государственность».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм.


Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии

В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская).


Образование государства у восточных славян

Урок по истории России в 6 классе.


Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"

Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян".


Конспект урока "Образование государства у восточных славян"

Образование государства у восточных славян.


Презентация_Образование государства у восточных славян.


Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: