Примирительные процедуры в суде рк

Обновлено: 02.05.2024

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК) и Законом Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации» (далее - Законом «О медиации»),определяет цели, задачи и порядокреализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи(судебной медиации).

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1. судебная медиация – примирительная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами судебного процесса при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры;

2. соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате судебной медиации.

3. Цель и задачи пилотного проекта

3. Целью пилотного проектаявляется внедрение в гражданское судопроизводствосудебной медиации посредством урегулирования спора при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры.

4. Задачамипо реализации пилотного проекта являются:

1)расширение сферы применения примирительных процедур;

2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процессаи судов по рассмотрению и разрешению дел;

3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров.

4. Принципы проведения пилотного проекта

5.Судебная медиация проводится по соглашению сторон судьей, осуществляющим примирительные процедуры.

6.Судебная медиацияпроводится на основе принципов:

2) равноправия сторон медиации;

3) независимости и беспристрастности судьи, осуществляющего примирительные процедуры;

4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;

6)соответствия требованиям действующего законодательства.

5.Участники пилотного проекта

7.Участниками пилотного проекта являютсярайонные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

6. Порядок реализации пилотного проекта

8.Пилотный проект реализуется по тремосновным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному.

9.Организационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1)открытие кабинетов для проведения примирительных процедур в порядке судебной медиации в судах, принимающих участие в пилотном проекте;

2) организацию работы судей, осуществляющих примирительные процедуры, председателями апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

10. Информационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) размещение на Интернет-ресурсах Верховного и местных судов информациио проведении пилотного проекта по внедрению судебной медиации, а также создание тематических разделов о проведении пилотного проекта на Интернет-ресурсах судов, принимающих участие в пилотном проекте;

2) проведение разъяснительной работы о реализации пилотного проекта по применению примирительных процедур в судах через СМИ, телевидение;

3) создание информационных (дискуссионных) площадок на телевизионных каналах с участиемсудей, в том числе,осуществляющих примирительные процедуры, профессиональных медиаторов, юристов-практиков и ученых;

4) размещение информационных стендов о проведении пилотного проекта по внедрению примирительных процедур в судах.

11.Образовательный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) мероприятия по изучению международного опыта по вопросам применения примирительных процедур в судах, в том числе с участием судьи, осуществляющего примирительные процедуры (судебной медиации);

2)обучение навыкам примирения судей, осуществляющих примирительные процедуры, посредствомсеминаров, тренингов и дистанционного обучения.

7.Проведение судебной медиации

12. Порядок проведениясудебной медиацииопределяется с учетом требований статей 49, 193, 247, 367 ГПК и нижеследующими правилами:

1) судья, в производстве которого находится дело, в судах первой или апелляционной инстанции на любой стадии судебного разбирательства выясняет у сторон о возможности проведения судебной медиации;

2) в случае заключения сторонами соглашения о проведении судебной медиации, судья,в производстве которого находится дело,в соответствии с подпунктом 7) статьи 242 ГПК приостанавливает производство по делу на срок не более десяти дней;

3) на основании определения судьи дело передается посредством автоматизированного распределениясудье, осуществляющему примирительные процедуры, который с согласия сторон определяет дату и время проведения судебной медиации;

4) судья, осуществляющий примирительные процедуры, при проведении судебной медиациируководствуется нормами, установленными Законом «О медиации» и ГПК, за исключением норм о ведении протокола судебного заседания;

5) судья, осуществляющий примирительные процедуры, с согласия сторон либо по их ходатайству вправе допустить к участию впримирительных процедурахдругих лиц, если это необходимо для достижения целей судебной медиации;

6) соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами медиации при проведении примирительных процедур, заключается в письменной форме и подписывается сторонами;

7) соглашение должно содержать данные о сторонах судебной медиации, предмете спора (конфликта), судье, осуществляющем примирительные процедуры, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения, обязательство сторон о конфиденциальности судебной медиации и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения;

8) соглашение сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации, совершенное после подачи апелляционной жалобы, должно быть выражено в письменных заявлениях судье апелляционной инстанции;

9) при достижении сторонами соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации судья, в производстве которого находится дело, выносит определение, постановление о его утверждении и прекращении производства по делу в соответствии с подпунктом 4-1) статьи 247, статьей 367ГПК;

10) в определении, постановлении об утверждении соглашения об урегулировании спора в порядке судебной медиации и прекращении производства по делу суд указывает о возврате государственной пошлины в соответствии с частью 3 статьи 248 ГПК;

11) если стороны не достигли соглашения в порядке судебной медиации или условия соглашения судом не утверждены, производство по делу возобновляется, и разбирательство дела проводится в общем порядке.

8. Организация проведения пилотного проекта

13.Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан:

1) является координатором пилотного проекта;

2) осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта;

3) направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера;

4) обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте.

14. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

По завершении пилотного проекта координатор представляет
Председателю Верховного Суда отчетную информацию о ее результатах и предложения о целесообразности внедрения механизмов пилотного проекта во всех судах.

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров.

С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК).

Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров.

Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией.

Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК.

К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них.

Иными словами мировое соглашение - это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности.

Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК.

Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора.

В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса.

Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства.

Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом.

Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК).

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров. С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК). Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров. Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией. Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК. К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них. Иными словами мировое соглашение - это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности. Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК. Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора. В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса. Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства. Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом. Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК) Соглашение подписывается сторонами или их представителями. Последние должны иметь полномочия на его заключение, прописанные в доверенности, в соответствии со ст.61 ГПК РК. Стороны должны подписать его и представить на утверждение суда. Заключение мирового соглашения, как и любое другое распорядительное действие сторон, осуществляется под контролем суда, который всякий раз должен проверить, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение закону и не нарушает ли оно права других лиц, то есть, суд проверяет законность соглашения (ст.48 ГПК РК). При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. На практике чаще всего суд утверждает соглашение. Суд не только заинтересован в утверждении мирового соглашения, но и обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения. По своему процессуальному значению определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу приравнивается к судебному решению и в случае неисполнения его сторонами подлежит принудительному исполнению (ст.178 ч.2 ГПК РК). При наличии такого определения истец не вправе повторно обратиться в суд с иском. Мировое соглашение может быть утверждено на любой стадии гражданского процесса. От первого заседания до исполнения решения суда, тем самым его можно заключить на любой инстанции (апелляционной, кассационной), а также на стадии исполнении решения суда. При составлении мирового соглашения должны соблюдаться все условия как при заключении гражданско-правового договора. Если мировое соглашение заключено в ходе судебного разбирательства, то оно подлежит утверждению судом. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается. При заключении мирового соглашения сторонами их прежние права и обязанности в том или ином объеме, в зависимости от воли сторон прекращаются, а в силу вступают условия, на которых заключено мировое соглашение. В ст.176 ГПК РК регламентированы форма и содержание мирового соглашения, что мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами условия с указанием срока и порядка его исполнения. Заключение мирового соглашения под отлагательным условием не допускается. При составлении текста соглашения главным условием является неоспоримость каждого пункта. Каждое положение должно быть окончательным, не требующим толкования и не порождающим вопросы при исполнении. В ГПК РК не содержится предписаний, как должно быть составлено мировое соглашение. Текст мирового соглашения должен быть оговорен сторонами и содержать четкие и ясные условия. В нем не могут содержаться положения, которые ставят исполнение сторонами обязательств в зависимость от каких-либо обстоятельств, которые порождают действия, противоречащие закону или нарушающие чьи-либо права, свободы и законные интересы. Такое соглашение как уже отмечалось, не может быть утверждено судом. Если мировым соглашением устанавливаются длительные правоотношения или устанавливается обязанность заключить какой-либо договор, то должны быть тщательнопрописаны не только существенные условия этого договора, но и другие условия сделки, необходимые для беспрепятственного исполнения соглашения. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком с указанием сроков отсрочки или рассрочки, уступке права требования, полном или частичном прощении либо признании долга, распределении судебных расходов, условиях принудительного исполнения мирового соглашения и иные условия, не противоречащие закону. В комментарий к ч.6 ст.177 ГПК указано, что мировое соглашение, заключенное на стадии исполнения судебного акта, представляется на утверждение в суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в суд, принявший указанный судебный акт. Такое положение создает удобства для сторон в выборе наиболее приближенный к их месту проживания (нахождения) суда. В заключение следует отметить, что утверждение мирового соглашения судом является результатом разрешения конфликта между сторонами. Также следует отметить, что реалии сегодняшнего дня доказывают преимущества альтернативных форм разрешения споров в досудебном порядке, одной из которых, является — медиация. Медиация - как форма досудебного урегулирования споров, является самым оптимальным вариантом при досудебном разрешении споров. В соответствии со ст.1 Закона Республики Казахстан «О медиации» сферой применения альтернативных способов решения споров являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из вышеуказанных отношений, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными, а также не применяется к спорам (конфликтам), когда одной из сторон является государственный орган.

Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации, снижение уровня конфликтности сторон. Практика показывает большую пользу в применении медиации, в частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. Среди форм разрешения конфликтов как медиация — это проведение перегово¬ров с участием посредника. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пони¬манию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение про¬блемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению. В процессе медиации именно стороны несу n ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и, в конце кон¬цов, принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Медиация в суде проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации» и с особенностями, установленными настоящим ГПК РК. Медиация сегодня — это метод разрешения споров (конфликтов), признанный и востребованный в глобальном масштабе. Конечная цель медиации — мирное разрешение спора и заключение соглашения между сторо¬нами, которые находятся в конфликте. В процессе посредничества все совершаемые действия его участников производятся в форме и в рамках соответствующих процессуальных взаимоотношений и представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных регламентом процедуры. Важно отметить, что отношения, возникающие в процессе посредничества, являются формой реализации так называемого альтернативно-разрешительного права, т.е. права субъектов разрешить конфликт любыми законными методами, которые они предусматривают для себя в качестве приори¬тетных. Они могут быть прекращены на любом этапе переговоров по же¬ланию одной из сторон и продолжены в случае взаимного согласия их субъектов. В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. Однако следует отметить, что Казахстан находится в начальной стадии внедрения альтернативных методов разрешения спо¬ров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. Тем не менее, как показывает статистика, за последние годы в Казахстане уровень применения медиации как метода и формы досудебного урегулирования значительно растет и обретает популярность среди конфликтующих сторон, так как является экономичным и более цивилизованным методом разрешения конфликтов. Стремительное развитие в Казахстане рыночных отношений сопровождается большим количе¬ством экономических, корпоративных и иных споров. В условиях часто возникающих в предпринимательской среде конфликтов их разрешение сопряжено со зна¬чительными временными и финансовыми расходами. С учетом этого активную роль начинают играть институты альтернативного разрешения споров, среди которых особо следует отметить медиацию. Партисипативная процедура также является альтернативный метод урегулирования споров путем переговоров сторон с обязательным участием адвокатов каждой из сторон без участия судьи. Мировое соглашение об урегулировании спора, заключенное в рамкахпартисипативной процедуры это письменное соглашение, достигнутое сторонами в результате партисипативной процедуры с обязательным участием их адвокатов, утвержденное судом. По результатам рассмотрения выносится определение об утверждении мирового соглашения, заключенного в рамках партисипативной процедуры, который является судебным актом, вынесенным судьей после завершения процедуры. Сферой применения партисипативной процедуры являются гражданско-правовые споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, за исключением публично-правовых споров, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Партисипативная процедура не применяется в случаях, если споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в партисипативной процедуре, или лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; а также по спорам, где одной из сторон является государственный орган. Стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату по правилам ст.179 ГПК РК заявить ходатайство об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон. При недостижении сторонами соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры либо судом не утверждены условия соглашения, разбирательство дела проводится в общем порядке. Далее, следует отметить, что в апреле месяце 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан введен пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Для реализации данного проекта принято соответствующее положение утвержденное распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К.Мами за № 92 от 11 апреля 2014 года. Цель данного проекта - расширение сферы примирительных процедур, уменьшение нагрузки на судей, минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению, разрешению дел, а также выявление заинтересованных участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи, разработанное в соответствии с ГПК РК и Законом «О медиации», определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Задачами по реализации пилотного проекта являются: 1) расширение сферы применения примирительных процедур; 2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению и разрешению дел; 3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Участниками пилотного проекта являются районные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Пилотный проект реализуется по трем основным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному. Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан является координатором пилотного проекта; осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта; направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера; обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Таким образом, целью применения примирительных процедур являются: возможность достижения варианта разрешения (урегулирования) спора, устраивающего обе стороны, а также оперативного разрешения спора; снижения материальных издержек сторон и уровня конфликтности сторон; формирования и сохранения стабильных отношений между сторонами вследствие устранения спорных моментов; формирования правовой культуры у населения, способствующей укреплению деловой репутации на международном уровне; снижения нагрузки на судебную систему.

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров.

С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК).

Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров.

Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией.

Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК.

К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них.

Иными словами мировое соглашение - это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности.

Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК.

Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора.

В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса.

Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства.

Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом.

Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК).

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Одной из перспективных как в Казахстане, так и во всех ведущих государствах на сегодняшний момент и важных процедур в разрешении конфликтов и споров в гражданско-правовом поле, являются примирительные процедуры. Примирительные процедуры либо альтернативные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров. С 1 января 2016 года вступил с силу новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК). Одним из новшеств этого закона является продвижение альтернативных процедур регулирования споров. Существовавшие ранее виды альтернативных процедур урегулирования споров были дополнены партисипативной процедурой и судебной медиацией. Примирительные процедуры регулируются главой 17 ГПК РК. К примирительным процедурам в соответствии со ст.174 ГПК РК относятся: заключение мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Мировое соглашение (мировая сделка) это договор, которым стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений, приемлемых условий (уступок) для них. Иными словами мировое соглашение - это обычный гражданско-правовой договор, которым стороны прекращают судебный спор и устанавливают новые права и обязанности. Отличие мирового соглашения от других гражданско-правовых соглашений в том, что оно утверждается судом и имеет силу решения суда. Кроме того, заключение соглашения имеет дополнительные процессуальные последствия, предусмотренные ГПК РК. Еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья должен принять меры к примирению сторон и выяснить, не намерены ли стороны окончить процесс путем мирного урегулирования спора. В частности, в соответствии с ч.1 ст.174 ГПК РК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса. Проявляя инициативу к мирному урегулированию спора, суд тем самым способствует его разрешению без государственного принуждения и на взаимоприемлемых для сторон условиях. Мировое соглашение стороны вправе заключить только по делам искового производства. Согласно ч.3 ст.174 ГПК РК ходатайство об урегулировании спора с применением примирительных процедур может быть заявлено по любому делу искового производства, кроме дел, вытекающих из публично-правовых отношений, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или законом. Закон требует, чтобы заключенное сторонами мировое соглашение было оформлено в письменном виде (ст.176 ГПК РК) Соглашение подписывается сторонами или их представителями. Последние должны иметь полномочия на его заключение, прописанные в доверенности, в соответствии со ст.61 ГПК РК. Стороны должны подписать его и представить на утверждение суда. Заключение мирового соглашения, как и любое другое распорядительное действие сторон, осуществляется под контролем суда, который всякий раз должен проверить, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение закону и не нарушает ли оно права других лиц, то есть, суд проверяет законность соглашения (ст.48 ГПК РК). При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. На практике чаще всего суд утверждает соглашение. Суд не только заинтересован в утверждении мирового соглашения, но и обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения. По своему процессуальному значению определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу приравнивается к судебному решению и в случае неисполнения его сторонами подлежит принудительному исполнению (ст.178 ч.2 ГПК РК). При наличии такого определения истец не вправе повторно обратиться в суд с иском. Мировое соглашение может быть утверждено на любой стадии гражданского процесса. От первого заседания до исполнения решения суда, тем самым его можно заключить на любой инстанции (апелляционной, кассационной), а также на стадии исполнении решения суда. При составлении мирового соглашения должны соблюдаться все условия как при заключении гражданско-правового договора. Если мировое соглашение заключено в ходе судебного разбирательства, то оно подлежит утверждению судом. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается. При заключении мирового соглашения сторонами их прежние права и обязанности в том или ином объеме, в зависимости от воли сторон прекращаются, а в силу вступают условия, на которых заключено мировое соглашение. В ст.176 ГПК РК регламентированы форма и содержание мирового соглашения, что мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами условия с указанием срока и порядка его исполнения. Заключение мирового соглашения под отлагательным условием не допускается. При составлении текста соглашения главным условием является неоспоримость каждого пункта. Каждое положение должно быть окончательным, не требующим толкования и не порождающим вопросы при исполнении. В ГПК РК не содержится предписаний, как должно быть составлено мировое соглашение. Текст мирового соглашения должен быть оговорен сторонами и содержать четкие и ясные условия. В нем не могут содержаться положения, которые ставят исполнение сторонами обязательств в зависимость от каких-либо обстоятельств, которые порождают действия, противоречащие закону или нарушающие чьи-либо права, свободы и законные интересы. Такое соглашение как уже отмечалось, не может быть утверждено судом. Если мировым соглашением устанавливаются длительные правоотношения или устанавливается обязанность заключить какой-либо договор, то должны быть тщательнопрописаны не только существенные условия этого договора, но и другие условия сделки, необходимые для беспрепятственного исполнения соглашения. В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком с указанием сроков отсрочки или рассрочки, уступке права требования, полном или частичном прощении либо признании долга, распределении судебных расходов, условиях принудительного исполнения мирового соглашения и иные условия, не противоречащие закону. В комментарий к ч.6 ст.177 ГПК указано, что мировое соглашение, заключенное на стадии исполнения судебного акта, представляется на утверждение в суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в суд, принявший указанный судебный акт. Такое положение создает удобства для сторон в выборе наиболее приближенный к их месту проживания (нахождения) суда. В заключение следует отметить, что утверждение мирового соглашения судом является результатом разрешения конфликта между сторонами. Также следует отметить, что реалии сегодняшнего дня доказывают преимущества альтернативных форм разрешения споров в досудебном порядке, одной из которых, является — медиация. Медиация - как форма досудебного урегулирования споров, является самым оптимальным вариантом при досудебном разрешении споров. В соответствии со ст.1 Закона Республики Казахстан «О медиации» сферой применения альтернативных способов решения споров являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из вышеуказанных отношений, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными, а также не применяется к спорам (конфликтам), когда одной из сторон является государственный орган.

Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации, снижение уровня конфликтности сторон. Практика показывает большую пользу в применении медиации, в частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. Среди форм разрешения конфликтов как медиация — это проведение перегово¬ров с участием посредника. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат. Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пони¬манию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение про¬блемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению. В процессе медиации именно стороны несу n ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и, в конце кон¬цов, принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Медиация в суде проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации» и с особенностями, установленными настоящим ГПК РК. Медиация сегодня — это метод разрешения споров (конфликтов), признанный и востребованный в глобальном масштабе. Конечная цель медиации — мирное разрешение спора и заключение соглашения между сторо¬нами, которые находятся в конфликте. В процессе посредничества все совершаемые действия его участников производятся в форме и в рамках соответствующих процессуальных взаимоотношений и представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных регламентом процедуры. Важно отметить, что отношения, возникающие в процессе посредничества, являются формой реализации так называемого альтернативно-разрешительного права, т.е. права субъектов разрешить конфликт любыми законными методами, которые они предусматривают для себя в качестве приори¬тетных. Они могут быть прекращены на любом этапе переговоров по же¬ланию одной из сторон и продолжены в случае взаимного согласия их субъектов. В странах, где медиация используется достаточно широко, утвердилось мнение, что она является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. Однако следует отметить, что Казахстан находится в начальной стадии внедрения альтернативных методов разрешения спо¬ров, в том числе и медиации. Внедрение медиации может активно и позитивным образом повлиять на существующую практику по разрешению споров в различных областях права. Тем не менее, как показывает статистика, за последние годы в Казахстане уровень применения медиации как метода и формы досудебного урегулирования значительно растет и обретает популярность среди конфликтующих сторон, так как является экономичным и более цивилизованным методом разрешения конфликтов. Стремительное развитие в Казахстане рыночных отношений сопровождается большим количе¬ством экономических, корпоративных и иных споров. В условиях часто возникающих в предпринимательской среде конфликтов их разрешение сопряжено со зна¬чительными временными и финансовыми расходами. С учетом этого активную роль начинают играть институты альтернативного разрешения споров, среди которых особо следует отметить медиацию. Партисипативная процедура также является альтернативный метод урегулирования споров путем переговоров сторон с обязательным участием адвокатов каждой из сторон без участия судьи. Мировое соглашение об урегулировании спора, заключенное в рамкахпартисипативной процедуры это письменное соглашение, достигнутое сторонами в результате партисипативной процедуры с обязательным участием их адвокатов, утвержденное судом. По результатам рассмотрения выносится определение об утверждении мирового соглашения, заключенного в рамках партисипативной процедуры, который является судебным актом, вынесенным судьей после завершения процедуры. Сферой применения партисипативной процедуры являются гражданско-правовые споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, за исключением публично-правовых споров, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Партисипативная процедура не применяется в случаях, если споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в партисипативной процедуре, или лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными; а также по спорам, где одной из сторон является государственный орган. Стороны вправе до удаления суда в совещательную комнату по правилам ст.179 ГПК РК заявить ходатайство об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Партисипативная процедура проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон. При недостижении сторонами соглашения об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры либо судом не утверждены условия соглашения, разбирательство дела проводится в общем порядке. Далее, следует отметить, что в апреле месяце 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан введен пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Для реализации данного проекта принято соответствующее положение утвержденное распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К.Мами за № 92 от 11 апреля 2014 года. Цель данного проекта - расширение сферы примирительных процедур, уменьшение нагрузки на судей, минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению, разрешению дел, а также выявление заинтересованных участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Положение о реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи, разработанное в соответствии с ГПК РК и Законом «О медиации», определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Задачами по реализации пилотного проекта являются: 1) расширение сферы применения примирительных процедур; 2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению и разрешению дел; 3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров. Участниками пилотного проекта являются районные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Пилотный проект реализуется по трем основным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному. Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан является координатором пилотного проекта; осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта; направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера; обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов. Таким образом, целью применения примирительных процедур являются: возможность достижения варианта разрешения (урегулирования) спора, устраивающего обе стороны, а также оперативного разрешения спора; снижения материальных издержек сторон и уровня конфликтности сторон; формирования и сохранения стабильных отношений между сторонами вследствие устранения спорных моментов; формирования правовой культуры у населения, способствующей укреплению деловой репутации на международном уровне; снижения нагрузки на судебную систему.

Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК) и Законом Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации» (далее - Законом «О медиации»), определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

В настоящем Положении используются следующие понятия:

судебная медиация – примирительная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами судебного процесса при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры;

соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате судебной медиации.

3. Целью пилотного проекта является внедрение в гражданское судопроизводство судебной медиации посредством урегулирования спора при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры.

4. Задачами по реализации пилотного проекта являются:

1) расширение сферы применения примирительных процедур;

2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процесса и судов по рассмотрению и разрешению дел;

3) выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров.

4. Принципы проведения пилотного проекта

5. Судебная медиация проводится по соглашению сторон судьей, осуществляющим примирительные процедуры.

6. Судебная медиация проводится на основе принципов:

2) равноправия сторон медиации;

3) независимости и беспристрастности судьи, осуществляющего примирительные процедуры;

4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;

6) соответствия требованиям действующего законодательства.

5.Участники пилотного проекта

7. Участниками пилотного проекта являются районные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

6. Порядок реализации пилотного проекта

8. Пилотный проект реализуется по трем основным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному.

9.Организационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) открытие кабинетов для проведения примирительных процедур в порядке судебной медиации в судах, принимающих участие в пилотном проекте;

2) организацию работы судей, осуществляющих примирительные процедуры, председателями апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

10. Информационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) размещение на Интернет-ресурсах Верховного и местных судов информации о проведении пилотного проекта по внедрению судебной медиации, а также создание тематических разделов о проведении пилотного проекта на Интернет-ресурсах судов, принимающих участие в пилотном проекте;

2) проведение разъяснительной работы о реализации пилотного проекта по применению примирительных процедур в судах через СМИ, телевидение;

3) создание информационных (дискуссионных) площадок на телевизионных каналах с участием судей, в том числе, осуществляющих примирительные процедуры, профессиональных медиаторов, юристов-практиков и ученых;

4) размещение информационных стендов о проведении пилотного проекта по внедрению примирительных процедур в судах.

11. Образовательный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) мероприятия по изучению международного опыта по вопросам применения примирительных процедур в судах, в том числе с участием судьи, осуществляющего примирительные процедуры (судебной медиации);

2) обучение навыкам примирения судей, осуществляющих примирительные процедуры, посредством семинаров, тренингов и дистанционного обучения.

7.Проведение судебной медиации

12. Порядок проведения судебной медиации определяется с учетом требований статей 49, 193, 247, 367 ГПК и нижеследующими правилами:

1) судья, в производстве которого находится дело, в судах первой или апелляционной инстанции на любой стадии судебного разбирательства выясняет у сторон о возможности проведения судебной медиации;

2) в случае заключения сторонами соглашения о проведении судебной медиации, судья, в производстве которого находится дело, в соответствии с подпунктом 7) статьи 242 ГПК приостанавливает производство по делу на срок не более десяти дней;

3) на основании определения судьи дело передается посредством автоматизированного распределения судье, осуществляющему примирительные процедуры, который с согласия сторон определяет дату и время проведения судебной медиации;

4) судья, осуществляющий примирительные процедуры, при проведении судебной медиации руководствуется нормами, установленными Законом «О медиации» и ГПК, за исключением норм о ведении протокола судебного заседания;

5) судья, осуществляющий примирительные процедуры, с согласия сторон либо по их ходатайству вправе допустить к участию в примирительных процедурах других лиц, если это необходимо для достижения целей судебной медиации;

6) соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами медиации при проведении примирительных процедур, заключается в письменной форме и подписывается сторонами;

7) соглашение должно содержать данные о сторонах судебной медиации, предмете спора (конфликта), судье, осуществляющем примирительные процедуры, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения, обязательство сторон о конфиденциальности судебной медиации и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения;

8) соглашение сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации, совершенное после подачи апелляционной жалобы, должно быть выражено в письменных заявлениях судье апелляционной инстанции;

9) при достижении сторонами соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации судья, в производстве которого находится дело, выносит определение, постановление о его утверждении и прекращении производства по делу в соответствии с подпунктом 4-1) статьи 247, статьей 367 ГПК;

10) в определении, постановлении об утверждении соглашения об урегулировании спора в порядке судебной медиации и прекращении производства по делу суд указывает о возврате государственной пошлины в соответствии с частью 3 статьи 248 ГПК;

11) если стороны не достигли соглашения в порядке судебной медиации или условия соглашения судом не утверждены, производство по делу возобновляется, и разбирательство дела проводится в общем порядке.

8. Организация проведения пилотного проекта

13. Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан:

1) является координатором пилотного проекта;

2) осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта;

  1. направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера;

4) обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте.

14. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: