При хане арынгазы кроме традиционного суда биев был введен основанный на нормах шариата суд

Обновлено: 25.04.2024

В ходе исторического развития обычные законы также перенимали опыт соседних народов. «В течение своей истории обычное право заимствовало немало норм от соседних государств, в том числе из инонациональных правовых систем, в разные периоды и с разной степенью интенсивности, что и нашло отражение в различных записях казахского обычного права. Однако местные народные обычаи все же оставались основным источником обогащения и развития правовой системы Казахстана в XVI-ХІХ вв. Такое положение объясняется, с одной стороны, неразвитостью законодательной функции ханской власти в Казахстане, с другой - прочными позициями обычаев и обычно-правовых норм во внутренней жизни крестьян-скотоводов, составляющих абсолютное большинство населения», - указывают ученые [1, с. 16-17].

Сравнительное исследование этих законов как источников права в сфере регулирования гражданских отношений и формулирование научно-практических выводов является главной задачей, стоящей перед учеными-исследователями. Потому что все эти законы являлись политико-правовыми законами государства, сформированными с учетом этнической сущности казахского народа, его кочевого образа жизни, хозяйственно-культутного типа, географического положения страны и связанным с этим бытием.

Представляется, что без полного знания нашего исторического правового наследия - обычных законов, без использования опыта, накопленного из демократических процессов кочевников, невозможно создать независимые законы независимой страны.

Внедряя и применяя эти законы в общественной жизни, следует использовать судебные решения биев в разрешении гражданских споров в качестве источника права. Примечательно, что бии посредством своей практики постоянно дополняли, изменяли обычное право. Можно заметить, что в судебных решениях биев присутствуют ссылки на авторитет установлений хана Касыма, особенно когда есть необходимость оправдать древние обычные правовые нормы. Такая практика существовала и по отношению к правовым заключениям хана Есима, жившего в конце XVI - в первой четверти XVII века. Большая часть законов «Жеті Жарғы» была посвящена правилам владения землей, наследования земли, разрешению земельных споров, поэтому это свод законов занимал особое место в судебной практике суда биев.

В социальной иерархии казахского общества бии занимали высокий статус. Группа биев, вышедших из простого народа, имела большое влияние и высокий авторитет в обществе. Каждый бий отличался личными качествами, являлся большим знатоком народных обычаев, традиций, владел ораторским мастерством, умением точно и убедительно излагать мысли на судебном процессе, проявлять находчивость и остроумие, чем укреплял авторитет судебной власти. Было немало случаев, когда решения биев стояли выше решений ханского суда. Приговоры известных биев, их меткие и мудрые изречения, передавались из уст в уста, служа образцом для следующих поколений биев. Это показывает значение судебного прецедента в судопроизводстве [2].

До второй половины XIX века полностью отсутствовало оформление в письменном виде решений суда биев. В основном они сохранялись в устной, фольклорной форме. Начиная со второй половины XIX века начали вестись «книги биев», в которых записывались приговоры суда биев с кратким изложением содержания решений. Также имеются решения, приговоры биев, заполненные в виде отдельных документов. Наряду с судами биев, гражданские отношения также рассматривали мировые судьи. В качестве примера можно привести данные из газеты «Туркестанские ведомости» о созыве наследников: «Мировой судья Самаркандского уезда вызываетъ наследниковъ помощника начальника Самаркандского уезда, подполковника Шахъ-Ахмеда Нигматуллиновича Акимбетева, умершего 1888 года сентября 15 дня, предъявить по подсудности права свои на оставшееся по нем имущество, въ установленный срокъ» 124 (ct.X. Т.ч.Е Св.зак. гражд.) [3].

Следующим видом источников права, применявшимся в регулировании гражданских отношений, можно назвать Положение суда биев. По своему содержанию и форме Положение похоже на письменный закон. «На чрезвычайных съездах биев одного или нескольких уездов, созванных для разбирательства подсудных им уголовных и гражданских дел, вошло в практику до разбора дела вырабатывать общее начало судопроизводства и материального права. Это начало оформлялось письменно и подписывалось всеми биями, участвовавшими в рассмотрении дела на данном съезде. Только после этого данное «положение» - ереже - имело силу закона», - указывают ученые [4, с. 19].

На съезде биев прежде чем приступить к рассмотрению судебного дела, повторялись и уточнялись принципы традиционного права, после чего составлялось «ереже». Эти принципы традиционного права являлись зафиксированными заключениями. Данные заключения считались сводом принципов законов, которыми руководствовались судьи этого съезда.

В период царской власти Положения, принятые съездами волостных биев и чрезвычайными съездами биев, также составляют источники прав и свобод человека. Содержание дел, рассматривавшихся на чрезвычайных съездах биев, было разнообразным. Среди них были и дела о защите прав женщин. Например, в ст. 15 Положения, составленного на чрезвычайном суде биев Иссыккульского и Жаркентского уездов (1889 г.), указано: «Лицо, выкравшее непомолвленную девушку, должно уплатить калым и впридачу к тому кун из 8 лошадей и 1 верблюда» [5, с. 61].

В Пишпекском Положении (1884 г.) закреплено: «. если кто-либо выкрадет непомолвленную девушку, тот уплачивает калым и впридачу одного верблюда и двадцать пять голов крупного скота»[6, с. 48].

Таким образом, Положение чрезвычайного суда биев могло определять вопросы уплаты калыма по делам, связанным с кражей девушки.

Чрезвычайные суды биев созывались очень редко, примерно, один раз в год, а иногда даже по прошествии нескольких лет после предыдущего съезда. Более всего это было присуще межуездным съездам. Съезд продолжался несколько недель, а иногда несколько месяцев. На каждом из таких съездов рассматривались дела об убийствах, баранте (барымта) и вдовьи споры, которые были одним из актуальных вопросов в казахском обществе в связи с аменгерством. В основе этого положения лежал древний обычай, закрепивший принцип «Если умер старший брат - он наследует старшую сноху, если умер младший брат - он наследует невестку». В материалах исследования казахских обычаев отмечается: «Вследствие такого понятия, укоренившегося веками, по смерти всякого киргиза, жена его по истечении годового срока и годичных по нем поминок должна выйти замуж непременно за одного из братьев умершего, называющихся ее аменгерами или прямыми наследниками на нее после мужа» [7, с. 187].

Однако мы не можем согласиться с утверждением автора указанного источника о том, что овдовевшая женщина в обязательном порядке должна была выйти замуж за прямого наследника - ее аменгера, поскольку, согласно обычаям, если женщина не желала повторно выходить замуж, намереваясь остаться в этом народе и воспитывать детей, ее не принуждали к замужеству, напротив, обществом приветствовалось желание сохранить очаг умершего и поднять его детей.

Таким образом, Положения - Ереже как источники гражданского права регулировали брачно-семейные отношения, сложные вопросы аменгерства, раздела наследства, частной собственности, баранты, земельные споры, вдовьи споры. В историко-правовой литературе много пишется о роли законов шариата, являющихся источником регулирования гражданских отношений. Зарубежные исследователи, руководствуясь тем, что казахи приняли ислам до присоединения к России, пытаются доказать, что в XVIII-XIX веках в казахском обществе не было других норм права, кроме шариата. С другой стороны, с целью поддержать колонизаторскую политику царских чиновников были попытки исключить наличие влияния шариата на нормы казахского обычного права. В действительности же законы шариата применялись наряду с древними обычными законами, дополняя и обогащая их. Однако следует учитывать время, исторический период и сферы применения указанных законов. Судя по историческим данным, различаются четыре периода распространения ислама:

Середина VIII века - проникновение арабов в казахские земли, заселение и укрепление власти рода ходжа.

XIII-XIV века - при власти монголов исламская религия приобрела официальный характер. XVIII век - во время джунгарского нашествия на казахские земли ислам получает широкое распространение [8].

В период признания покорения Казахстана Россией в целях окончательного порабощения инородного народа царская власть широко пропагандировала ислам, провела ряд реформ, назначила религиозных деятелей - мулл.

Исламская религиия быстро адаптировалась к местным условиям, оказала положительное влияние на развитие феодальных отношений в кочевом обществе, обрела способность удовлетворять религиозные, политические, духовные потребности разных племен.

Как известно, казахи издревле почитают дух предков, поэтому древний обычай выражения почтения предкам принял исламский характер и содержание через чтение Корана для успокоения их душ, жертвоприношение «садақа». Исламская религия оказала влияние на все сферы жизни казахского общества, охваченные обычными законами. Ислам привнес в казахские земли исламский путь наследования имущества после отца, поддерживая справедливое, честное, гуманное разделение наследства. По законам шариата перед смертью собственник должен составить завещание на землю, дом, имущество, скот, которое мы рассматриваем в качестве источника наследования, в законах предусмотрены общие положения о наследовании, т.е. пути получения наследства, причины, препятствующие этому, вопросы отстранения от наследства, раздела наследства, сделаны дополнения к старым обычным законам в части регулирования вопросов о наследовании. Порядок раздела наследства по законам шариата упоминается в аятах Корана, хадисах пророка Мухаммеда, иджме, кияс и др. заключениях, которые считаются одними из источников права о наследовании, брачно-семейных отношениях, отношениях собственности. Традиция раздела наследства с присущими ей особенностями сохранилась вплоть до советского периода истории.

В имперский период в обычные законы были внесены изменения и дополнения, приблизившие их к имперским законам. Об этом подробнее остановимся в следующей главе. В советское время права собственности, наследования зависели от курса, взятого советским правительством, и стали одной из областей, развитие которых сдерживалось в силу государственной политики. Недальновидная большевистская политика, перечеркнувшая все прошлое, в целом была направлена на уничтожение частной собственности, тогда как наследство основывается на частной собственности.

Законы, рассматривающие гражданские отношения, разрабатывались в соответствии с уровнем развития общества, социальным, экономическим строем государства, политикой, общей цивилизацией.

Однако регулирование общественных правоотношений было необходимостью для каждого члена общества и представляется гарантией будущего человечества. Как известно, любой член общества желает оставить своим потомкам все накопленные на протяжении своей жизни материальные и духовные ценности, живет с этой верой. Сформированные на основе обычных законов устные законы, установления, уставы «жарғы», принципы, законы шариата, решения биев, положения, реформы имперского периода, декреты советской эпохи, современные законы и кодексы являются законами, разработанными в соответствии с этнической сущностью, хозяйственно-культурным типом и особенностями местоположения страны для регулирования существовавших в обществе гражданских отношений.

Следовательно, без глубокого знания этих источников, без использования опыта, накопленного из демократических процессов кочевников, невозможно создать независимые законы независимой страны. Поэтому знание обычных законов, которые считаются источниками в гражданско-правовых вопросах, правовых памятников, составленных на их основе, решений биев, вынесенных в соответствии с ними, положений съездов, особенностей разделения наследства по правовым актам, размера долей в имуществе, требований при разделе имущества - долг каждого члена общества. Обычные законы не обошли вниманием и другие виды общественных отношений, как владение собственностью, выполнение обязательств, брачно-семейные отношения, регулируя их в соответствии с уровнем развития общества.

Подытоживая изложенное, следует отметить, институт гражданского права по обычным законам - это один из институтов, который прошел несколько общественно-экономических формаций и по сей день не утратил своей актуальности. Труды ученых В.П. Алексеева, А.И. Першицта свидетельствуют о том, что он возник в период распада первобытно-общинного строя [9].

Позже на основе обычных законов в древнем Египте были разработаны «Законы Xаммурапи», в Индии - «Законы Ману», в Риме - «Законы XII таблиц», с усложнением общественных отношений в обществе отмечается совершенствование этих законов, которые, имея отличительные особенности в каждой стране, в целом схожи по основному содержанию [10, с. 45].

В определении и указании роли гражданских вопросов в обществе, анализируя статьи законов древного общества и опираясь на памятники права Вавилона, Рима, мы понимаем, что гражданские законы каждого государства имеют собственное огромное значение, что их можно использовать в качестве источников гражданского права. Как и гражданские законы Западной Европы, казахские законы, применявшиеся для регулирования политических, гражданских вопросов в кочевом обществе вплоть до начала XX века, можно использовать в качестве источников гражданского права. Также без глубокого знания, основ регулирования вопросов наследования, брачно-семейных отношений, договоров купли-продажи, заключения сделок, разрешения гражданских споров относительно права собственности, предусмотренных законами, уставами, установлениями, принципами, законами шариата, решениями биев, положениями, законами имперского периода, которые являются источниками гражданского права, без опоры на накопленный кочевниками в ходе демократических процессов невозможно создание независимых законов независимого государства. Поэтому, поддерживая утверждение современных ученых о том, что «Законы, присущие казахскому государству - источники сводов законов, которые, очевидно, берут начало с эпохи Майкы бия» [11, с. 162], считаем необходимым далее продолжить исследовательские работы в данном направлении.

АРЫНГАЗЫ Абулгазиев (1816 – 1821 гг. правления), государственный деятель, султан, хан. Правнук султана Батыра, внучатый племянник хана Абилхаира.

АРЫНГАЗЫ Абулгазиев (1816 – 1821 гг. правления), государственный деятель, султан, хан. Правнук султана Батыра, внучатый племянник хана Абилхаира (Батыр – Кайып – Абилгазы – Арынгазы). Потомки Арынгазы в настоящее время живут в России (в Москве).

В апреле 1816 г. после ухода Каратая с политической арены, съезд султанов и родоправителей Младшего жуза избрал ханом Арынгазы.

С начала своего правления ему пришлось столкнуться с продолжающейся агрессией Хивы и Коканда. В 1816 г. хивинский хан Мухамед-Рахим совершил набег на казахские аулы, кокандские войска в 1814 г. заняли Туркестан, а в 1817 г. в урочище Ак мешит выстроили крепость.

В 1818 г. Мухамед-Рахим назначает ханом в присырдарьинских районах дядю Арынгазы – Сергазы. Сын Сергазы - Маненбай султан начал совершать набеги на аулы, подчинявшиеся Арынгазы.

В 1820 г. в ответ на это хан Мухамед-Рахим напал и разорил кочевья Арынгазы. Более 300 казахов было убито, свыше 1000 уведено в плен. Была полонена и семья Арынгазы. Брат Арынгазы был убит.

В ответ вооруженные отряды Арынгазы напали на аулы Ширгазы. В прикаспийских степях власть официального хана Ширгазы, утвержденного царским правительством, стала номинальной.

Борьба с агрессией Хивинского ханства, стремление пресечь в жузе междоусобные распри увеличивали популярность и влияние Арынгазы на казахов западных районов Среднего жуза, а также части общин, непосредственно подчиненных хану Ширгазы.

Усиление влияния Арынгазы в Степи серьезно обеспокоило как царское правительство, так и хана Хивы. Царское правительство предписало оренбургскому губернатору всеми мерами поддерживать хана Ширгазы Айчувакова. Хивинский хан в целях ослабления Арынгазы стал назначать своих ставленников ханами сырдарьинских казахов.

В годы своего правления Арынгазы ввел ряд новшеств в управление государством. Он ограничил власть родоправителей, ввел особый институт –жасаулов, представителей хана на местах.

Изменил судебную систему. Кроме традиционного суда биев, ввел суд казиев, основанный на нормах шариата.

В уголовное право ввел понятие государственного преступления и применял к своим противникам смертную казнь. Раньше такой приговор мог вынести только съезд биев.

Упорядочил сбор налогов, ввел сбор специальных налогов на содержание жасаулов и кази.

При Арынгазы широко применялся институттарханства – освобождения от налогов за особые заслуги перед государством.

Реформы Арынгазы приостановили межродовые распри и способствовали укреплениюцентрализации власти в руках хана.

Царским правительством было принято решение удалить Арынгазы из Степи. Хитростью и обманом он был вызван в Петербург, а затем сослан в Калугу.

В 1833 г. Арынгазы скончался в изоляции, лишенный возможности сноситься со своим народом.

Арынгазы известен как сочинитель кюев. До наших дней дошел кюй «Арынгазы».[1]

История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней – 3-е изд.: переработ. – Алматы, 2011. – 670 с. – С. 293 – 295.

Казахстан. Национальная энциклопедия / Гл. ред. Б. Г. Аяган. – Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004 – 560 стр. – С. 265.

Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. – Спб.: Соларт, 2004. – 420 с. – С. 185 – 187.

Институт биев как источник по истории судебного делопроизводства в Казахстане

Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би.

В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна­нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше­ния суда биев.

Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Совершенно справедливо было сказано о них А. Нурпеисовым, известным писателем: « Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков Толе би, Казыбек би, Айтеке би, - не только были наделены Богом великим ораторским искусством. Они точно так же, как Цицерон в Древнем Риме, использовали широкий круг государственных обязанностей, в том числе суда биев, утверждая тем самым своими деяниями принципы демократии Великой степи. Именно великое ораторское искусство, в первую очередь, выдвинуло их в ряд исторически значимых лиц казахского этноса. Наряду с ними следует выделить деятельность казахских жырау, акынов среди них выделяются Бухар, Ахтамберды, Умбетей, Татикара, Кожаберген жырау и многие другие.

В обычном казахском праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпев­шего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - мсауап берушi или жауапкер. Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - мсан беруиа. Суд по обычному казахскому праву был гласным, со­стязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.

Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие, с будущим решением бия/1/.

Попытка отвода, бия, после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью.

Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных лю­дей, но и всех желающих.

Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной сто­роной.

Обычное казахское право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не прини­мались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Свидетельства рядовых общинников имели доказательную силу только после того, как честность свидетелей подтверждалась присягой. Свидетельства же султанов, биев и других влиятельных лиц принимались без при­сяги. Жети Жаргы определяли, что «для удостоверения в преступ­лении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей».

Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги - мсан беру. К нему прибегали в случае невозможности другими путями выяснить истину. Интересно, что присягали не сам истец и ответчик, а их родственники по выбору противной стороны. При этом пред­почтение отдавалось известным, уважаемым людям, желательно незнакомым с обстоятельствами дела. Различалось два вида присяги - доказательная и очистительная. Доказательная присяга требова­лась от свидетеля истца. Очистительная присяга приносилась сторо­ной ответчика. Присягатель должен был в торжественной обстановке поклясться в невиновности обвиняемого. Обычно при малейшем со­мнении присягатель отказывался от присяги, т. к. если впоследствии выяснялась его ошибка, он нес ответственность как лжесвидетель, объявлялся вне закона, его имущество и скот могли быть безна­казанно разграблены. Отказ присягателя от очистительной присяги автоматически вел к вынесению обвинительного приговора.

Приговор, бия, выносился устно, после его объявления проводился обряд алажт - разрезание пестрой веревки, символизирующий за­вершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям про­цессуальных норм во время суда.

Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять при­говор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:

1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца;

2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;

3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.

Барымта часто сопровождалась нанесением телесных поврежде­ний представителям той или иной стороны и даже убийствами. В случае травмирования или гибели кого-либо из инициаторов барымты виновные несли уголовную ответственность, если же погибали или получали ранение защищающиеся от барымты, это не влекло за собой ответственности.

При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к при­мирению сторон - салават.

Проигравшая в суде биев сторона имела право на обжалование приговора в ханском суде. Если хан, подтверждал решения, бия, то жалобщик обвинялся в попытке опоро­чить судью и подвергался телесным наказаниям. Если же хан сомне­вался в справедливости приговора, вынесенного бием, то он предла­гал пересмотреть дело.

Гласность судебного процесса и зависимость авторитета, бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить при­говоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.

ХVIII век является переломной вехой в истории формирования международного права казахов. Рубеж XVII-XVIII вв. требовал разнообразия методов дипломатии, в сравнении с предшествующими периодами. Геополитичекое положение между Российской империей, Цинским Китаем и Джунгарией и проблема « выживания» в этих тисках оказались самой животрепещущей на тот исторический момент. Такое небезопасное положение потребовало более эффективных способов самореализации этноса, в смысле обороноспособности этнической территории. Ни одно государство по периметру своих границ не проявляло такой активности в организации посольств с призывами к объединению усилий против общего врага – джунгар. Так, Кожаберген жирау, судя по текстам, принадлежащих ему (« Елім - ай.) добирался с дипломатическими миссиями вплоть до Байкала, упоминая такие народности, как саха (Якуты), хас (Хакасы) и др./2/.

Не менее важна в этом плане деятельность Казыбека бия. Когда Тауеке-хан создавал единое казахское гос-во, был узаконен политический ханский совет, который некоторые историки называют «Союзом шести алашей». Кроме трех основных казахских жузов Тауеке хану подчинялись каракумцы, каракалпаки и отдельная группа казахов из рода Катаган, Джайма. Шесть ведущих биев вошли в ханский совет как представители шести этнических формирований. Вторым по значимости после Толе бия был казахский дауысты Казыбек би. Именно этот союз шести родственных племен сумел все же дать отпор джунгарам. К призывам объединения против общего врага по происхождению из общего корня – Алаша взывал еще Кожаберген жырау:

Қазақ, ұзақ, созақпен

(« Елім - ай») /3/.

Как полагают многие исследователи, в частности М.Тынышпаев, выражение « алты алаш», т.е. «шесть алашей» стало употребляться во времена Тауеке-хана. Как написано выше, Тауеке-хану кроме 3-х казахских жузов подчинялись кара-киргизы, кара-калпаки и особая небольшая группа казахов из родов катаган, джайма и др. Представители последней группы казахов, а также кара-киргизы и кара-калпаки говорят, что объединяются с казахами не через жузы, а через общий всем уран «Алаш»./4/.

Этот факт говорит об особой силе устного призыва среди казахов и родственных им народов. Именно этот союз шести родственных племен сумел дать серьезный отпор джунгарам. Под предводительством Абулхаир-хана в 1729г. в 120-ти км к югу от озера Балхаш произошла последняя, крупная казахско-джунгарская битва, завершившаяся полным поражением джунгар. К сожалению, победа оказалась последней. Из-за вспыхнувших между казахскими ханами разногласий Абулмамбетом, Самеке и Абулхаиром по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех хузов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы. Лет на двадцать эти этнические образования были предоставлены сами себя, предпочитая бороться в одиночку. Даже политические ходы, преследующие одну и ту же цель совершались разными руками. Геноцид джунгар в отношении казахов заставил влиятельных биев обратиться с просьбой о приеме в Российское подданство. Первой подобная мысль пришла Казыбек бию. Он и сделал решающий ход, но от имени Среднего жуза. Позже обратился за подданством и Толе би. О непревзойденных ораторских и дипломатических качествах Казыбек бия говорит его посольство к калмакскому хунтайджи. Когда он, благодаря своей храбрости, красноречию сумел освободить из плена значительную часть казахов.

По своему положению внутри жузов и Толе би, и Казыбек би были фактически соправителями ханов. С.Зиманов по этому поводу пишет: « Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение в казахском обществе. Она была ведущей формой власти в системе управления/5/.

С присоединения поэтапного присоединения казахских жузов к Российской империи, происходит принятие законов по юридическому оформлению вновь присоединенной территории и коренного населения.

Судебное устройство в казахской степи целенаправленно реформировалось. Российская администрация учреждала в Казахстане новые органы судебной власти, военно-судебные комиссии, вводила должности уездных судей. В уездах, городах строились тюрьмы. В аулах продолжал действовать институт суда биев. В статье «Нужен ли для киргиза суд биев», опубликованной в «Киргизской степной газете» (1890г, № 2) выдающийся исследователь казах­ского народа А.Е. Алекторов писал: «Ордынец привык у себя, дома, разбираться по всем ссорам, обидам, дракам и другим дрязгам, неизбежным в домашнем его быту, судом биев и стариков. Каждый бий и старик при разби­рательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость; он терпеливо выслушивает все малейшие подробности - как приносимой жалобы, так и оправдания и потом уже объявляет свое решение, принимаемое всегда беспрекословно и свято выполняемое. На суде биев всякое дело разбирается тихо, чинно, без всякой экзальтации - возвысить голос считается здесь верхом неприличия. Вот почему киргизу кажется диким порядок судопроизводства и следствий наших низших полицейских инстан­ций, и он его боится как огня»/6/.

Съезды биев созывались несколько раз в год по желанию народа и по мере необхо­димости. На съездах рассматривались исклю­чительно сложные споры о правах на землю и на скот, многолетние тяжбы по уплате различных штрафов, семейные и брачные конфликты. «В отношении справедливости суда киргизы очень требовательны, - писала «Киргизская степная газета», - для того, чтобы выиграть в их глазах и стоять, так сказать, на почве незыблемой славы, прежде всего, надо знать основательно предания и обычаи, освященные веками, необходимо, кроме того, иметь огромную память для изустного решения дел, требующих иногда изложения до мельчайших подробностей всего хода при большом стечении народа; затем справедливость — присутствие ее всего важнее»/7/.

Следует отметить, что характер и содер­жание решений съездов недопустимо рассматри­вать в отрыве от юридических обычаев, уста­новленных в казахском обществе, без учета нравственно-этической основы правовых, воззре­ний казахского народа.

Брак у казахов заключался лишь при неукоснительном соблюдении ряда незыблемых предписаний. Главнейшим условием выступала степень родства. Адат запрещал браки между родственниками до седьмого колена. В этом требовании проявляется знание и соблюдение казахами законов естественного отбора. По заключению Моргана: «. браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени сливались воедино, и у новых поколений череп и мозг естественно достигали размеров, соот­ветствующих совокупным способностям обоих племен»/8/.

Казахский народ, беспокоясь о здоровье потомства, не нарушал установленной степени родства. Более того, на юго-западе Казахстана не разрешались браки до восьмого колена; в ряде южных регионов считались предпочтительными браки при двенадцатой- тринадцатой степени родства. Определенные отступления стали частыми во второй половине XIX века. Например, в Сыр-Дарьинской области стали практиковаться браки до третьего-четвертого колена.

Съезд биев мобильно реагировал на изме­нение социально-экономических условий, на новые требования времени; учитывал прогрес­сивные правовые воззрения казахского народа. Специальным решением съезда биев были раз­решены браки между представителями Среднего жуза; вместе с тем, категорически запрещались браки внутри одного рода/9/.

Отсутствие определенных степеней родства и свойства выступало важнейшим условием вступления в брак у всех народов. Церковный Закон России запрещал браки между кровными родственниками прямой линии, до­пускал браки родственников боковых линий далее четвертой степени. В соответствии с Уставами 1787 и 1810 годов браки в пятой, шестой и седьмой степенях родства; в пятой и шестой степенях двоюродного свойства заклю­чались с решения епархиального начальства/10/.

Высшей инстанцией для казахского народа в условиях российской колонизации неизменно оставался суд биев. Выдающийся казахский ученый Ч.Ч. Валиханов отмечал: «Если 40-летнее русское владычество, внесшее много совершенно новых элементов в общественную жизнь киргизского народа, не имело никакого влияния на древний киргизский суд биев, если суд этот мог устоять против неблагоприятных условий русского законодательства (например, закона 1854 года) ясно, что он вполне удовлет­воряет настоящему развитию киргизского народа»/11/.

Решения судов биев являются выдаю­щимся памятником исторической мысли Казах­стана. По своей направленности на совершен­ствование правового положения женщин в казахском обществе эти решения носили прогрессивный характер. Более того, многие постановления съездов биев значительно опе­редили историческое время, в котором пребывал Казахстан в XIX веке.

В решениях съездов биев, несмотря на локальные различия, заключена общая, цельная теория о гражданских правах женщин, в которой представлены наиболее фундаментальные ос­новы норм адата и уже присутствуют новые радикальные положения. Известно, что народ­ные правовые воззрения отличаются большей устойчивостью, чем законодательство. Право­вые воззрения казахского народа не оставались в абсолютной неподвижности, они под воздей­ствием условий и времени изменялись и раз­вивались.

Решения съездов биев составлялись на Основе личных заявлений и прошений. Они содержат богатый конкретно-исторический и юридический материал, который отражает проблемы, волновавшие народ и требовавшие конкретного ответа.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

1. Абиль Еркин. История государства и права Казахстана.-2005г., Караганда.3-е изд. стр.114-115.

2. М.Тынышпаев История казахского народа. Туркестан. 1925г., переизданная 1998г. стр.17. г. Алматы, издательство «Рауан».

3. Казыбек би., журнал «Экспресс К». 2000г.№ 8стр.38.

4. М.Тынышпаев История казахского народа. Туркестан. 1925г., переизданная 1998г. стр.25. г. Алматы, издательство «Рауан».

5. Абиль Еркин. История государства и права Казахстана.-2005г., Караганда.3-е изд. стр.114-115.

6. Абиль Еркин. История государства и права Казахстана.-2005г., Караганда.3-е изд. стр.114-115.

7. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России.-Б.М.,1879.-С.40.

8. См:Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.-Т.21.М.,1961.-С.51.

9. Қазақәдет-ғұрыпқұқығыныңматериалдары.-Алматы, 1996.-Б.142.

10. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях.-М.,1992.-С.200.

11. Қазақәдет - ғұрыпқұқығыныңматериалдары.-Алматы, 1996.- Б.135.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

За 20 лет независимости Республики Казахстан судебная власть стала одним из главных достижений в развитии нашей государственности. Совершенствуется законодательная правовая база, суды стали гарантом того, что Конституция страны защищает каждого гражданина своей страны.

Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, одним из приоритетных направлений судебной реформы является повышение роли суда в государственной и общественной жизни.

Казахский суд биев, имевший тысячелетнюю историю и основанный на совести, чести и справедливости, передавал свои истинно высокие человеческие качества из поколения поколению. Независимо от обстоятельств дела, пусть даже самых трудноразрешимых, он всегда находил и принимал правильное решение. Даже в период реформирования административного устройства казахской степи, бии мудрым словом, талантом убеждения и умением сплачивали народные массы и разрешали возникающие политические обострения. «Слово» бия никто, никогда не игнорировал, не оспаривал, оно звучало всегда как отечественное назидание[1,с 67].

В истории Казахстана правосудие биев сыграло такую же роль, как и римское право для западной культуры и современного права. Высокоморальные основы жизни древнего степного права были более ценны, нежели понятия богатства или власти. Благодаря приверженности этим идеалам казахский суд биев сумел стать реальной политической силой, повлиявшее на весь ход государственного развития cтепи. Не случайно этот период историки назвали «золотым веком правосудия».

Деятельность биев сводилась к осуществлению не только правосудия, они активно участвовали в других сферах жизни общества: выступали в роли объединяющего и созидающего. Их мнения были весомыми и признаваемыми даже для высшей знати султанов и ханов. Нередко бии стояли во главе кочевых коллективов. Таким образом еще в те времена суд являлся весьма уважаемым и независимым органом [1, с. 279].

В казахском обществе титул "бий" был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность. Бесчестный человек неизбежно утрачивал звание бия, так как никто не считал возможным обращаться к нему за справедливым решением. Безупречная репутация являлась необходимой и достаточной гарантией правосудия.

Бии представляли собой социальную группу, сложившуюся из людей, в совершенстве изучивших нравы и обычаи, идеологию, неписаные правовые устои, правовые правила и нормы. Эти люди были выходцами из самой гущи народа, своей мудростью и ораторским талантом они блестяще разрешали все возникавшее споры, за что пользовались заслуженным уважением.

Наши предки почитали биев, за их чистоту и прозрачность, за их природный дар- они были совесть и честь народа. Глубокий ум, высокий интеллект, широкий кругозор и гениальность – вот те личные качества, которыми должен обладать бий, чтобы быть признанным и почитаемым как на народном, так и на государственных уровнях.

Институт биев играл существенную роль в Степи. Заинтересованные стороны выбирали биев, которые могут представить род на переговорах с другими родами и вынести справедливое решение [2].

Основная цель судебного процесса в казахском обществе - примирение спорящих или враждующих сторон перед народом. Казахи говорят: "Дау мұраты - бітім" (Цель спора примирение).

Как следует из источников Майкы би, считался «отцом всех казахских биев», их родоначальником, авторитет которого в казахской правовой культуре являлся непререкаемым. Это зафиксировано во всеобщем правиле: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы - Майқы би» - это трудно переводимое, но понятное всем степнякам основательное выражение, которое в смысловом переводе приблизительно звучит так: «Слова и сила справедливости - основы решения конфликта - так установил Майкы би». Авторитет Майкы бия настолько был высоким, что, если судье-бию удавалось доказать, что его решение лежит в русле правил Майкы бия, то это приводило к беспрекословному его признанию сторонами и их примирению. Однако злоупотребление именем Майкы бия не допускалось. Это вело к крушению судебно-правовой карьеры бия [7].

Майкы би, был долгожителем (1105-1225 гг.), происходил из древнего казахского крупного родового объединения Уйсын, составившего основное формирующее ядро Старшего жуза. По отрывочным средневековым, тюркским, арабо-персидским и монгольским источникам наибольшую известность он приобрел своей службой при Чингисхане и при его потомках. В период возвышения Чингисхана он был одним из авторитетных его советников и доверенным «Тобе бием» (верховным бием) по Кипчакской степи. Чигисхан, уезжая в поход, порою оставлял его в числе временно управляющих на главной ханской ставке. Говорят, что Майкы би присутствовал при коронации девяти монгольских ханов, в том числе самого Чингисхана, его сыновей и внуков, провозглашенных ханами на различных частях Великой степи кыпчаков. В частности, он был одним из тех, кто, по древнему обычаю тюрков поднимал на белой кошме Жошы хана, сына Чингисхана, на Улытауских горах в Центральном Казахстане. Майкы би был просвещенным деятелем, владел несколькими языками, прославился в свою эпоху как приверженец и идеолог свободы Великой Степи кочевников, справедливого управления и справедливого суда в ней[4].

Мысль о том, что нормы обычаев не есть «застывший», неизменный институт, а явление, динамичное, отвечавшее требованиям времени, прослеживается в установлениях Майкы-бия «Әдет әдет емес, жөн әдет»- «В обычаях ценны не нормы обычаев , а ценен праведный путь»

Стать бием было довольно сложно, поскольку, кроме знания тонкостей так называемого «степного законодательства», зафиксированного в уложениях «Светлый путь Касым хана» «Ветхий путь Есим хана» и «Жеті жарғы», дополненных прецедентными решениями авторитетных биев, он должен был соответствовать строгим требованиям личностного характера, таким как красноречие, остроумие, способность к диалогу, честность и др.[6, с.86].

Согласно современным исследованиям историков Казахское ханство достигло наибольшего могущества и рассвета во времена правления Касыма в начале XVI века. Касым хан (1511-1538) известен в истории казахского народа как «собиратель казахских земель» Народное предание связывает с его именем создание узаконений «Чистая дорога хана Касыма»

При правление государством Касым ханом впервые в истории была проведена систематизация правовых норм, получившая название «Правда Касым хана», в нем особое место занимает посольские отношения, такие как Касым хан придавал огромное значение дипломатическим отношениям в целях укрепления самостоятельной государственности казахов.

Возвышение роли биев и бийского правосудия в обществе и кочевых общинах входило в политику Касым хана, являлось мерой укрепления государства и правопорядка в нем. При нем новый смысл и особое звучание получили такие принципы, как «Қара қылды қақ жару», что дословно значит «Разрубить волосинку ровно пополам», т.е суд и судья настолько должны быть беспристрастны и справедливы , что их решения однозначны, не должны склоняться то на ту , ту на другую сторону участников процесса [7].

Казахскиий суд решал споры и разногласия, с которыми обращались к нему стороны, исходя из важности обеспечения примирения сторон и мира между ними, единения и обеспечения единства внутри и в сферах общежития, исходя из необходимости искоренения не столько личных, сколько пороков общественного значения. Именно эти, далеко не простые задачи суда насущно требовали того, чтобы бии-судьи учились в школах степных мудрецов, были учеными (не по книгам, а от жизни), прошли испытательные этапы перед старшим поколением, мудрейшими, обладали красноречием и логикой суждения, а также были знатоками казахского права.

Известный казахстанский ученый, академик Зиманов С.З. касательно статуса судей отмечал: « Суд биев в XVII в. представлял собой окончательно сложившийся, жестко регламентированный и довольно четко формализованный институт, включающий в себя правовую базу и аппарат, осуществляющий процессуальную деятельность. Не удивительно, что столь важный социально-правовой институт получил и формально- юридическое закрепление в своде законов «Жеты Жаргы», в составлении которого, кстати говоря, принимали участие и наиболее влиятельные бии – Толе-бий (Старший жуз), Казбек-бий (Средний жуз) и Айтек-бий (Младший жуз) [6].

По этому поводу А.И.Левшин писал: «Было время, когда и наш народ жил в покое, было время когда, когда у нас существовал порядок, были законы и правосудие» А главное называли эту эпоху своей истории «Золотым веком» порядка и правосудия.

Суть и статус биев –судей, о том каким требованиям они должны отвечать, чтобы признала их общественность , кратко, стильно и емко выражены в регулятивно- поведенческих выражениях, ставших убеждениями и правилами подсознательных и сознательных установок для каждого и для всех:

-«Ханда қырық кісінің ақылы бар, биде қырық кісінің ары бар»-«У хана имеется разумение сорока человек, а убия –совесть (честь) сорока человек»

«Батыр дегенді екі қатының бірі табады, би дегенді ілуде бірі табады»-«Смельчака рожает каждая женщина, а бия рожает редкая женщина»

Поэтому с формированием государства в XVI столетии эти законные нормы были легализованы в специальный Степной свод законов. Наиболее известным был «jety jarghy» (Семь установлений, XVII столетие). Общепринятый кодекс Тауке хана поощрял формализацию юридического процесса и создавал единственную судебную власть в форме учреждения биев.

Выдающийся казахский ученый и мыслитель Ч. Валиханов, уверждал, что казахская судебная система основывалась в основном на авторитете, на глубоком познании в судебных обычаях, а также они обладали красноречием. Бием становились те, которые считались символом справедливости и беспристрастности..

Казахи жили в родовых общинах, управляемых главой государства на основе обычаев и традиций. Споры в пределах рода регулировались старшими членами клана, названных биями. Бии регулировали и формулировали законы, выполняли функцию суда в своих родах. Первоначально биев признавали как решающих споры, но к концу XVIII столетия термин би приобрел значение «судья».

Уникальность казахского суда биев, заключается в том, что он, представляет собой яркий пример института, осуществляющего правосудие в системе традиционного права. Суд этот, просуществовавший на протяжении XV – начала XX вв., сумел создать высокий уровень организаций судоустройства и судопроизводства которая основывалось на следующих фундаментальных принципах, а) знание и постижение бием-судьей основных и трансферных норм и логики обычно-правовой системы кочевого общества казахов; б) неподкупность суда и судьи; в) справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений; г) гласность, доступность и публичность суда;

Они обладали высоким социальным статусом и значительными экономическими привилегиями. Деятельность биев основывалась не только на правосудии, они активно выполняли несколько функции: военачальника, администратора, судьи и представителя аристократии степи.

Функция управления в основном сводилась к разбирательству различных споров. Хотя бии не имели специального образования, они располагали огромными правами в толкований норм, могли формулировать законы и принимали мудрые решения.

Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. И при этом любой обычный человек мог стать бием. Несомненно, речь идет о тех, кто обладал знанием, навыком убеждения и правосудия, то есть пользовавшихся большим уважением соплеменников и имевших репутацию людей законопослушных и справедливых.

Бии были компетентными правоведами, которые упорядочивали и регулировали обычные правовые нормы, правила и законы, вносили изменения и корректировки.

Институт биев, с которым в Великой степи олицетворялась истина, справедливость и неподкупность, сыграл важную роль в становлении правовой категории законности.

Правовые решения бия основывались на следующих источниках казахского права: а)обычях кочевого общества и общественно управленческих отношений в нем;

б) судебных прецедентах, постоянно дополнявших и корректировавших обычно-правовые нормы в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями в жизни общества и государства;

в) ханском законодательстве

Академик Зиманов С.З в своей работе « «Казахский суд биев-уникальная судебная система» отмечал: « В условиях Казахстана авторитет и уважение бийского судопроизводства, давно исчезнувшего в пластах истории, стали проявлением мечты о реальном гуманизме всего общества, в том числе и ныне властвующих в нем слоев. Это парадоксально, но факт, говорящий о многом, о всеобщей ценности правосудия биев»[3,c.41]

Гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, — вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. А приходили они только к тем, чьему мнению доверяли. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.

Так например согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова:

«Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание[5].

Таким образом, выборы бия у казахов не сопровождались формальными действиями со стороны людей и назначением правящей властью, только глубокие знания и владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения давало право занять этот чин. Одним из самых влиятельных биев в казахской истории Толе би был из среды шаруа – самой бедной социальной группы. Но это не повлияло ему стать человеком , мнение котрого было важно для ханов и султанов.

Суды биев содержали много элементов демократии , таких как равенство перед законом , свободное слушание гражданских споров и уголовных дел.

Законы Тауке-хана дошли до нас лишь в виде отельных фрагментов и то – в записях русских чиновников. Тем не менее, даже среди этих немногочисленных (порядка тридцати) фрагментов значительная часть посвящена регламентации деятельности суда. Являясь, безусловно вершителями степного закона, в частности, за биями (равно как и за ханами) закреплялось само право творить, подтверждалось взимание пошлины «бийлик», регламентировалось количество свидетелей для разных дел, либо присяга (при отсутствии или недостаточном количестве свидетелей), право отвода судей обвиняемым и его причины, разрешалась баранта[6].

Из рукописей и устных источников дошедших до нас мы узнаем, что, что законы, что «Жеты Жаргы» являются сводом норм обычного права лишь отчасти, преимущественно же выступают именно как «позитивное право», как законы, установленные государственной властью. И, как представляется, в таком контексте включение в свод законов Тауке-хана положений о суде биев имеет еще большее значение: ханы признали полуофициальный суд биев частью официальной системы государственной власти!

Бийская судебная власть в кочевом казахском обществе представляла собой социальную группу людей в совершенстве изучивших и всесторонне осведомленных о нравах и обычаях народа, его идеологии, неписанных устоях, правилах и правовых нормах. Причем эти люди были выходцами из самой гущи народа, они своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешали все возникавшие индивидуальные и коллективные споры и заслуженно пользовались огромным уважением по всей степи.

В результате историко-правового анализа опыта деятельности суда биев, была раскрыта историческая сущность бийского правосудия, являющейся ценностной ориентацией в политике демократизации судебной власти в Казахском государстве. Рассмотренные институты биев представляли собой высокий уровень организации судоустройства и судопроизводства, и были ведущей формой власти в системе управления. Глубокое и всестороннее рассмотрение деятельности суда биев позволило выявить наиболее характерные черты, получившее название «Золотой век» правосудия: 1.Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.

  1. 2.Основная цель судебного процесса в казахском обществе - примирение спорящих или враждующих сторон перед народом.Казахи говорят: "Дау мұраты - бітім" (Цель спора - примирение).
  2. 3.Хранителями правовой культуры казахского народа были бии.Бии –выходцы из народа, главной сутью которых были человечность, порядочность, справедливость.
  3. 3.Бийское правосудие была значительной и по мнению С.З.Зиманова была «уникальной», она имела свои особенности, которых не было у других народов.
  4. формирование правовой культуры на принципах деятельности суда биев как социального института, выразившего концентрированную совокупность нравственных начал казахского общества.

Общекультурные ценности и опыты правосудия Биев помогут нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров, где основным принципом являются такие качества как: независимость, и беспристрастность, справедливость.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: