Инструкция о государственной пошлине

Обновлено: 27.03.2024

от 15 мая 1996 года N 42

(с изменениями на 18 октября 2002 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратила силу в связи с отменой Закона Российской Федерации
от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".
C 1 января 2005 года следует руководствоваться главой 25_3 Налогового кодекса
____________________________________________________________________

В настоящей Инструкции учтены изменения и дополнения:

N 3, утвержденные приказом МНС России от 19 февраля 1999 года N ГБ-3-08/27 (государственный регистрационный N 1739 от 30 марта 1999 года), внесенные в соответствии с допущенной арифметической ошибкой и согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации;

____________________________________________________________________
В документе также учтено:

I. Общие положения

1. Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

2. Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними (абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года).

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы (абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года).

Например, за удостоверением договора дарения квартиры обратились три лица, одно из которых - участник Великой Отечественной войны. Лица, не имеющие права на льготу, должны уплатить за удостоверение этого договора государственную пошлину в размере 2/3 от суммы пошлины, подлежащей уплате (абзац дополнительно включен с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года).

3. Государственная пошлина взимается:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года);

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (абзац дополнительно включен с 4 декабря 2002 года Изменениями и дополнениями МНС России N 6 от 18 октября 2002 года);

за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".

4. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 1999 года Изменениями и дополнениями МНС России N 4).

5. Осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", а также ответственность плательщиков государственной пошлины регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами (пункт дополнительно включен с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 1999 года Изменениями и дополнениями МНС России N 4 от 16 ноября 1999 года).

II. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины

Пункты 5-44 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 6-45 настоящей редакции - Изменения и дополнения Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года.

6. Государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.

7. При определении размера государственной пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

8. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, а также государственная пошлина, уплачиваемая за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж (пункт в редакции, введенной в действие с 4 декабря 2002 года Изменениями и дополнениями МНС России N 6 от 18 октября 2002 года).

9. Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты.

10. Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

11. Платежные поручения на перечисление государственной пошлины, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.

В реестре для регистрации нотариальных действий указываются сумма внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.

12. Уплата государственной пошлины за нотариальные действия, за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сельских поселениях, производится наличными деньгами по квитанции установленной формы. При этом должностные лица в соответствующих реестрах, книгах делают отметку о сумме взысканной пошлины с указанием номера квитанции установленной формы.

В случаях освобождения плательщиков от уплаты государственной пошлины делается отметка в соответствующих документах (реестрах, книгах и т.п.).

13. Руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, несут ответственность за правильность ее взимания, а также за своевременность и полноту внесения пошлины в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

III. Порядок возврата государственной пошлины

14. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону Российской Федерации "О государственной пошлине". Не подлежит возврату уплаченная госпошлина, если истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска;

возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный органы и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение (абзац дополнительно включен с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года).

При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.

16. Возврат государственной пошлины, уплаченной в бюджеты соответствующих уровней, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2002 года Изменениями и дополнениями МНС России N 5 от 8 ноября 2001 года, применяется к отношениям, возникшим после 1 января 1999 года).

К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к справке организации прилагаются копии платежных документов.

По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки.

После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней со дня их поступления выносит решение.

Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

Положение абзаца 7 пункта 16 признано недействительным и не порождающим правовых последствий с 1 января 1999 года - решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2001 года N ГКПИ 2000-1509 (определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 мая 2001 года N КАС 01-148 данное решение оставлено без изменения).

Возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, - органами федерального казначейства, а где они отсутствуют - налоговыми органами. Возврат государственной пошлины, уплаченной в местный бюджет, производится финансовыми органами (абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 1997 года Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года).

IV. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым
в судах общей юрисдикции

17. По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы) или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов в следующих размерах:

1) с исковых заявлений
имущественного характера при
цене иска:

до 1 млн. рублей 5 процентов от цены иска

свыше 1 млн. рублей до 10 млн. 50 тыс. рублей + 4 процента
рублей от суммы свыше 1 млн. рублей

свыше 10 млн. рублей до 410 тыс. рублей + 3 процента
50 млн. рублей от суммы свыше 10 млн. рублей

свыше 50 млн. рублей до 1 млн. 610 тыс. рублей +
100 млн. рублей 2 процента от суммы свыше
50 млн. рублей

свыше 100 млн. рублей до 2 млн. 610 тыс. рублей +
500 млн. рублей 1 процент от суммы свыше
100 млн. рублей

свыше 500 млн. рублей 1,5 процента от цены иска

2) с заявлений о повторной выдаче 50 процентов от размера
судебного приказа государственной пошлины,
взимаемой
при подаче исковых
заявлений
имущественного характера;
(подпункт 2 дополнительно включен с 21 июля 1997 года Изменениями и
дополнениями Госналогслужбы России N 2 от 6 июля 1998 года)

I. Общие положения

1. Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

2. Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 06.07.1998 N БФ-3-08/136)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 06.07.1998 N БФ-3-08/136)

(см. текст в предыдущей редакции)

Например, за удостоверением договора дарения квартиры обратились три лица, одно из которых - участник Великой Отечественной войны. Лица, не имеющие права на льготу, должны уплатить за удостоверение этого договора государственную пошлину в размере 2/3 от суммы пошлины, подлежащей уплате.

(абзац введен Изменениями и дополнениями N 2, внесенными Приказом Госналогслужбы РФ от 06.07.1998 N БФ-3-08/136)

3. Государственная пошлина взимается:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 06.07.1998 N БФ-3-08/136)

(см. текст в предыдущей редакции)

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

(абзац введен Изменениями и дополнениями N 6, внесенными Приказом МНС РФ от 18.10.2002 N БГ-3-04/584)

за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".

4. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Изменений и дополнений N 4, внесенных Приказом МНС РФ от 16.11.1999 N АП-3-08/360)

Высший арбитражный суд Российской Федерации сообщает, что Государственной налоговой службой РФ по согласованию с Минфином РФ в соответствии с правами, предоставленными указанной службе в статье 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой службы в Российской Федерации", издана Инструкция о госпошлине 13.03.92 N 5.

1. С введением в действие указанной Инструкции на территории Российской Федерации прекращается действие инструкции, указаний и писем Министерств финансов СССР и РСФСР о государственной пошлине (пункт 80 Инструкции).

2. При применении Инструкции необходимо иметь в виду, что она издана до подписания и опубликования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в ней не учтены нормы, содержащиеся в главе VII "Арбитражные расходы" этого Кодекса. Кроме того, Инструкция содержит устаревшие нормы (общее поручение - пункт 35, ходатайство - пункт 45 и др.).

Соответствующие изменения в Закон РФ "О государственной пошлине" внесены Верховным Советом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ Закон "О государственной пошлине" изложен в новой редакции. О размерах государственной пошлины см. статью 3 новой редакции

В связи с этим необходимо учитывать, что Инструкцию о государственной пошлине следует применять в части, не противоречащей Кодексу.

3. Инструкция воспроизводит установленные Законом РФ "О государственной пошлине" заявления, с которых взимается государственная пошлина, ставки государственной пошлины, льготы по государственной пошлине, порядок ее уплаты и возврата, а также ответственность должностных лиц за соблюдение установленного порядка.

В Инструкции разъяснен порядок применения указанного Закона.

4. При обращении в арбитражный суд с исковыми заявлениями неимущественного характера (подпункты "б" и "в" пункта 34 Инструкции), с заявлениями о выдаче приказа на принудительное исполнение решений третейских судов необходимо руководствоваться нормами, содержащимися в статье 66 Кодекса, и размерами госпошлины, определенными в статье 69 Кодекса.

5. При принятии исковых заявлений следует иметь в виду, что кроме льгот по уплате госпошлины, предусмотренных в Законе "О государственной пошлине", могут быть установлены льготы только законодательством Российской Федерации.

Кроме того, арбитражному суду предоставлено право освободить от уплаты госпошлины гражданина-предпринимателя исходя из его имущественного положения (статья 64). В частности, это может иметь место при отсутствии у него средств на расчетном счете и невозможности получения кредита в банке. Арбитражный суд вправе также отсрочить или рассрочить уплату госпошлины (статья 65), независимо от формы собственности, на базе которой действуют стороны (в том числе юридические лица). Эти обстоятельства следует учитывать при приеме исковых заявлений и руководствоваться пунктом 3 статьи 86 Кодекса.

6. Повышен до 50 рублей размер госпошлины, оплачиваемой марками. Госпошлина в размере более 50 рублей вносится в кредитные учреждения наличными деньгами или перечисляется со счета плательщика в кредитном учреждении. В документе, подтверждающем уплату госпошлины, должны быть указаны реквизиты, свидетельствующие о зачислении суммы госпошлины в федеральный бюджет Российской Федерации. В противном случае исковое заявление возвращается без рассмотрения.

Пошлинные марки наклеиваются на исковое заявление и погашаются подписью должностного лица или печатью арбитражного суда.

7. При одновременном предъявлении искового заявления о понуждении заключить договор и спора имущественного характера (штраф за просрочку заключения договора) госпошлина уплачивается как по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера, так и по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера.

При применении абзаца 3 пункта 37 Инструкции следует иметь в виду, что повторно может быть предъявлен иск, если исковое заявление было возвращено (статья 86 Кодекса) или иск оставлен без рассмотрения (статья 105) и устранены обстоятельства, послужившие основанием к возвращению заявления или оставлению иска без рассмотрения. Если сумма госпошлины не получена из бюджета и не истек годичный срок со дня зачисления ее в бюджет (при условии, что она зачислена в федеральный бюджет Российской Федерации), к повторному исковому заявлению может быть приложен первоначальный документ об уплате госпошлины.

8. В Инструкции, как и в Законе "О государственной пошлине", сохранены существовавшие ранее основания возврата госпошлины полностью или частично (пункт 17), в частности,

при прекращении производства по делу:

если оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;

если истцом не соблюден претензионный порядок;

при внесении пошлины в большем размере, чем установлено законодательством Российской Федерации.

При применении пункта 17 необходимо учесть, что госпошлина подлежит возврату согласно подпункту "а", если она уплачена в большем размере, чем предусмотрено Кодексом, а подпункт "д" не может применяться арбитражными судами, поскольку в Кодексе не предусмотрена возможность определения цены иска предположительно.

Возврат госпошлины производится при условии, что заявление о ее возврате было подано в арбитражный суд до истечения годичного срока со дня зачисления в бюджет.

Председатель
Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ "В связи с изданием инструкции о государственной пошлине"

Текст письма опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ N 1, 1992 г.

При применении настоящего Постановления следует учитывать, что Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, которым часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 25.3 "Государственная пошлина"

В целях обеспечения единообразного применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

1. Согласно части 3 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ признан утратившим силу с 1 сентября 2002 г. в связи с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Исходя из этого арбитражным судам при решении указанных вопросов необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".

2. На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.

Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

3. В соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежат возвращению, если к ним не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

Арбитражный суд при решении вопроса о принятии заявления, жалобы должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Арбитражный суд должен также проверить соблюдение порядка уплаты государственной пошлины, установленного Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1996 года N 42 по применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);

подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства - в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. Согласно части 2 статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрена.

6. В тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При уменьшении арбитражным судом размера государственной пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по государственной пошлине за счет ответчика. Сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке.

8. Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из части 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако частью 3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, арбитражный суд вправе отнести на это лицо расходы по государственной пошлине независимо от исхода дела. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части 1 статьи 95 Кодекса с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

10. Апелляционная или кассационная жалоба, в которой решение, определение и постановление обжалуются только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачивается государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.

11. Арбитражным судам следует иметь в виду, что Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" не предусмотрен возврат из бюджета государственной пошлины при удовлетворении апелляционной или кассационной жалобы на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Понесенные при подаче жалобы расходы по государственной пошлине относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда оснований для его взыскания не имелось.

12. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобе, не подлежащим согласно закону оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ИНСТРУКЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минфина России от 3 декабря 2020 года N 1074
____________________________________________________________________

Утверждена
Минфином СССР
28 декабря 1979 года N 217

1. В виде государственной пошлины в доход государства поступают денежные суммы, взимаемые специально на то уполномоченными учреждениями за совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

2. В соответствии со ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" пошлина взимается:

См. БТЗ СССР за май-июнь 1979 года, стр.51

а) с исковых заявлений, с заявлений (жалоб) по делам особого производства, подаваемых в суды, с кассационных жалоб на решения судов, а также за выдачу судами копий документов;

б) с исковых заявлений, подаваемых в органы государственного арбитража, а также с заявлений о пересмотре решений органов государственного арбитража;

в) за совершение нотариальных действий нотариальными конторами и исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов, за составление указанными органами проектов сделок и заявлений; изготовление копий документов и выписок из них;

г) за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния;

д) за выдачу документов на право выезда за границу и приглашение в СССР лиц из других стран, за внесение изменений в эти документы; за регистрацию и за продление сроков регистрации иностранных паспортов или заменяющих их документов; за выдачу или продление видов на жительство; за выдачу визы к иностранному паспорту или заменяющему его документу на право выезда из СССР и въезда в СССР, а также с заявлений о приеме в гражданство СССР и о выходе из гражданства СССР;

е) за прописку граждан СССР;

ж) за выдачу регистрационных удостоверений на занятие кустарно-ремесленными промыслами и на занятие индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания населения;

з) за выдачу разрешений на право охоты;

и) за выплату гражданам СССР сумм по денежным переводам, поступающим из-за границы.

3. В соответствии со ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров СССР.

4. Размеры ставок государственной пошлины, соответствующих определенным действиям и документам, оплачиваемым пошлиной, приведены в последующих разделах инструкции.

5. Статьей 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине", а также другими нормативными актами установлен ряд льгот по госпошлине, которые приведены в соответствующих разделах настоящей инструкции.

Наряду с этим в соответствии с действующим законодательством дополнительные льготы по государственной пошлине могут быть установлены Советом Министров СССР, а также:

- Министерством финансов СССР - для отдельных плательщиков и групп плательщиков, получающих суммы по денежным переводам, поступающим из-за границы;

- министерствами финансов союзных и автономных республик, краевыми, областными и окружными финансовыми отделами, а также финансовыми отделами городов республиканского (союзных республик) подчинения - как для отдельных плательщиков, так и для групп плательщиков, кроме указанных в подпункте "и" пункта 2 настоящей инструкции;

- районными и городскими финансовыми отделами - для отдельных плательщиков, кроме указанных в подпункте "и" пункта 2 настоящей инструкции;

- судом или судьей - только для отдельных граждан, исходя из имущественного положения сторон по делу.

Предоставление льгот для отдельных плательщиков может быть произведено только по их заявлениям, подаваемым в те государственные органы, которые вправе принять решение по этому вопросу. Заявления, подаваемые в финансовые органы, могут быть рассмотрены и в тех случаях, когда в отношении конкретных плательщиков имеется решение суда или арбитража об уплате или взыскании сумм пошлины в доход бюджета.

Заявления граждан о предоставлении льгот по государственной пошлине могут быть рассмотрены соответствующим финорганом и в тех случаях, когда этот вопрос предварительно рассматривался в суде.

РАЗДЕЛ II

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПОШЛИНЫ

6. Установлено два вида пошлины: простая и пропорциональная.

Простая пошлина взимается в твердых ставках (в рублях и копейках), а пропорциональная - в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора, стоимости отчуждаемого имущества и т.п.).

При взимании пошлины сумма ее округляется до десяти копеек: при этом сумма менее 5 коп. отбрасывается, а сумма 5-9 коп. принимается за десять копеек.

7. Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, совершения оплачиваемых пошлиной действий, а в соответствующих случаях - при выдаче оплачиваемого пошлиной документа.

8. Государственная пошлина при сумме до 10 руб. включительно во всех случаях, кроме уплаты пошлины за действия, совершаемые сельскими Советами народных депутатов, уплачивается пошлинными марками, а при сумме свыше 10 руб. - наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо перечисления со счета плательщика в кредитном учреждении. Прием сберегательными кассами государственной пошлины от населения в суммах свыше 10 руб. осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции строгого учета ф. N 0402005.

За действия, выполняемые исполкомами сельских Советов народных депутатов и оплачиваемые пошлиной, пошлина уплачивается наличными деньгами. В уплату пошлины выдаются квитанции по ф. N 10.

9. По делам, рассматриваемым народными судами, пошлина уплачивается до подачи искового заявления или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов.

10. По делам, рассматриваемым органами государственного арбитража, пошлина уплачивается до подачи искового заявления или заявления о пересмотре решения арбитража.

11. За выполнение нотариальных действий и оказание технических услуг нотариальными конторами, а также исполкомами районных, городских и поселковых Советов народных депутатов пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий или оказании технических услуг, а за выдачу дубликатов документов, имеющихся в делах нотариальных контор, копий документов, - при их выдаче.

Пошлина по сделкам, по которым одна сторона освобождена от уплаты пошлины, уплачивается полностью другой стороной.

В случаях, когда денежные суммы для принятия в депозит нотариальной конторы поступают по почте или из кредитного учреждения - причитающиеся суммы пошлины удерживаются из поступивших денег, а остаток принимается в депозит. Удержанные суммы пошлины сдаются в доход местного бюджета нотариальной конторой при очередной сдаче в банк депозитных сумм под квитанцию банка, которая хранится в делах нотариальной конторы.

12. За совершение актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче заявления о регистрации актов гражданского состояния, а за выдачу повторных свидетельств - при их выдаче.

13. Пошлина за выдачу документов на право выезда за границу и приглашение в СССР лиц из других стран, за внесение каких-либо изменений в эти документы, за выдачу документов на проживание в СССР уплачивается до получения соответствующих документов.

14. За действия, выполняемые исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов и оплачиваемые пошлиной, пошлина уплачивается при совершении оплачиваемых пошлиной действий и выдаче документов.

15. За прописку граждан СССР, выдачу разрешений на право охоты и регистрационных удостоверений на занятие кустарно-ремесленными промыслами пошлина уплачивается только пошлинными марками при выдаче документа.

16. Марки для уплаты государственной пошлины ("пошлинные марки") изготовляются достоинством 10 коп., 20 коп., 30 коп., 50 коп., 1 руб. и 5 руб. по единому для всего СССР образцу, утверждаемому Министерством финансов СССР. Порядок продажи марок определяется соответствующей инструкцией Госбанка СССР. Купленные марки государственной пошлины возврату не подлежат.

17. Пошлинные марки наклеиваются на заявлениях, подаваемых в народный суд, арбитраж и другие учреждения, взимающие пошлину, в соответствующих графах реестров для регистрации нотариальных действий и погашаются подписью должностного лица, принимающего или выдающего документ (либо наложением штемпеля или печати соответствующего государственного органа) с указанием даты погашения. При этом подпись должностного лица должна проходить по тексту марки на свободное поле бумаги.

За депозитные операции марки госпошлины наклеиваются на вторых экземплярах квитанций (корешках) на принятие в депозит сумм и погашаются подписью клиента. Марка с подписью клиента считается погашенной.

При прописке граждан СССР пошлинные марки наклеиваются в карточки прописки и домовые книги, в которых делается отметка о прописке. В домовых книгах сельских Советов народных депутатов указываются номера квитанций об уплате пошлины.

Погашение пошлинной марки в охотничьем билете производится следующим образом: марка наклеивается продольно на линию отреза талона с таким расчетом, чтобы левая половина марки оставалась на билете, а правая - на контрольном талоне. До отрезания контрольного талона на марке ставится печать или специальный штамп организации, выдающей охотничьи билеты. На левой половине марки, остающейся в охотничьем билете, указывается дата ее погашения.

При выдаче регистрационного удостоверения пошлинные марки наклеиваются продольно на линию отреза и при выдаче документа разрезаются на 2 части так, чтобы одна часть марки осталась на талоне, а вторая - на корешке, В этом случае для погашения марок подписи должностного лица и указания даты погашения не требуется.

18. Платежные поручения на безналичное перечисление пошлины, квитанции банка о приеме денег в уплату пошлины приобщаются к исковым заявлениям, кассационным жалобам и остающимся в делах учреждений, взимающих пошлину, экземплярам удостоверенных сделок, к заявлениям актов гражданского состояния и другим соответствующим материалам о выдаче документов.

В реестре для регистрации нотариальных действий указывается сумма внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.

Сельский Совет выдает плательщику квитанцию об уплате пошлины, а на документах, выдаваемых плательщикам, и на соответствующих документах и в книгах сельского Совета (реестр для регистрации нотариальных действий, копии удостоверенных договоров и т.п.) делается отметка о сумме взысканной пошлины с указанием номера квитанций.

При регистрации сельскими Советами актов гражданского состояния запись о сумме уплаченной пошлины производится в актовой книге в специально предназначенной для этого графе или в конце актовой записи. При этом запись об уплате пошлины обязательно должна быть заверена лицом, уплатившим пошлину.

Суммы, поступившие в уплату пошлины, записываются в перечень поступлений и в конце дня общим итогом заносятся в кассовую книгу сельских Советов. В тех случаях, когда учет поступивших сумм осуществляется через централизованную бухгалтерию райисполкома, поступившие суммы передаются в кассу этой бухгалтерии.

В случаях, когда плательщики освобождаются от уплаты пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах (реестрах, книгах и т.п.).

РАЗДЕЛ III

ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ ПОШЛИНЫ В ДОХОД СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ

19. Согласно Закону СССР от 30 октября 1959 года "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" государственная пошлина поступает в государственные бюджеты союзных республик. Этим же законом установлено, что разграничение доходов и расходов государственных бюджетов союзных республик между республиканскими бюджетами союзных республик, государственными бюджетами автономных республик и местными бюджетами определяется законодательством союзных республик.

См. Справочник т.IV, стр.366

Вопрос о зачислении пошлины в соответствующий бюджет решается республиканским законодательством. На основании действующих в настоящее время решений Советов Министров союзных республик пошлина зачисляется в доход местных бюджетов.

В городах, не имеющих районного деления, районных и городских поселках пошлина зачисляется в местный бюджет по месту нахождения учреждения Госбанка, принявшего платеж.

В городах с районным делением суммы государственной пошлины зачисляются по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов в городской бюджет или в районный бюджет по месту нахождения учреждения Госбанка, принявшего платеж.

Суммы пошлины, переведенные в учреждение Госбанка другими одногородними кредитными учреждениями, зачислятся в соответствующий местный бюджет в указанном выше порядке.

В случаях, когда учреждение Госбанка, принявшее пошлину, находится в сельской местности, поступившие суммы пошлины зачисляются им в доход районного бюджета.

Пошлина за действия, выполняемые исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов, зачисляется в доход бюджетов этих Советов.

20. При уплате пошлины наличными деньгами к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается подлинная квитанция кредитного учреждения, принявшего платеж, а при перечислении пошлины со счета плательщика - последний экземпляр платежного поручения с надписью кредитного учреждения на лицевой или оборотной стороне следующего содержания: "Зачислено в доход бюджета . рублей (прописью)". Эта надпись скрепляется первой и второй подписями должностных лиц и оттиском гербовой печати кредитного учреждения, с проставлением даты выполнения платежного поручения.

В случаях, когда перечисление пошлины производится с имеющегося в сберегательной кассе счета вкладчика, к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается справка по установленной для сберегательных касс форме, подписанная контролером, с приложением печати сберегательной кассы.

21. Учреждения, взимающие пошлину, должны принимать к рассмотрению дела и документы, оплаченные пошлиной, независимо от того, в какое кредитное учреждение поступила пошлина.

РАЗДЕЛ IV

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ПОШЛИНЫ

22. В соответствии со ст.6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" и действующим законодательством уплаченная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

а) внесения пошлины в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

б) возвращения судами и госарбитражами заявлений (жалоб) или отказа в их принятии, а также отказа нотариальных контор или исполнительных комитетов районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении нотариальных действий, отказа органов ЗАГСа от регистрации актов гражданского состояния и других действий, подлежащих оплате пошлиной;

в) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде либо в органах государственного арбитража, а также когда истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: